Пришвин ребята и утята конспект занятия в средней группе
Обновлено: 03.07.2024
Юго-Восточное управление министерства
образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГБОУ СОШ №2 СП д/с "Солнышко" г. Нефтегорск.
Методическая разработка по организации
воспитательно- образовательной работы среди
детей дошкольного возраста.
Содержание:
1. Введение (цели, задачи и т.д.) 1
2. Содержание организованной деятельности детей (беседа) 1-3
3. Приложение (рассказ) 4
4. Список используемой литературы 5
Виды детской деятельности:
- восприятие художественной литературы,
- коммуникативная,
- игровая.
Цели:
- закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитать бережное отношение к природе;
- познакомить детей с творчеством М. Пришвина;
- формировать понятие о рассказе;
- расширять словарный запас детей;
- учить анализировать поступки и характеры героев.
Планируемые результаты: имеет представление о творчестве автора; умеет сотрудничать со сверстниками и воспитателями; получает представления о природе ее защите.
Материалы и оборудование: Портрет автора, книга с рассказом.
Содержание организованной деятельности детей
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: - Ребята, к какому жанру художественной литературы относится это произведение?
Дети: (Рассказ)
Воспитатель: - А какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
(Верста- русская мера длины; чирок- свистунок- уточка; прочное место- безопасное место; паровое поле- отдохнувшее поле и т.д.).
Воспитатель: - Кто главные герои рассказа?
Список используемой литературы:
-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и ее обитателей.
Материалы и оборудование: портрет М. М. Пришвина, книги с рассказами Пришвина, картинки с изображением утки и утят, клей, кисти, цветная бумага, ½ альбомного листа и силуэтом уточки.
- Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга)
- Правильно, это книга. Ребята, а как называется место, где хранится много книг? (библиотека)
- А что еще кроме книг есть в библиотеке? (газеты, журналы, словари)
- У нас тоже есть библиотека, где сейчас развернута выставка книг Михаила Пришвина. Давайте, почитаем книгу из нашей библиотеки.
- М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку.
4. Беседа о прочитанном тексте
- Какие жанры художественной литературы вы знаете? (ответы детей)
- К какому жанру художественной литературы относится это произведение? И почему? (рассказ)
- Какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
(Холм - небольшой бугорок; верста- русская мера длины; чирок-свистунок –уточка; прочное место- безопасное место, кузница-место где работает кузнец; паровое поле- отдохнувшее поле; вода спала- стало меньше вода)
- Кто главные герои рассказа?
- Что утка-мать решила сделать с утятами? (Перевести своих утят)
- Куда вела утка своих утят? (в озеро на свободу)
- Кого опасалась утка? (Человека, лису, ястреба)
- Сколько всего было утят? (5 утят)
- Почему уточка свила гнездо далеко от озера? ( Весной озеро сильно разливалось, поэтому прочное и удобное место было там, за 3 версты на кочке)
- Как передвигалась утиная семья по дороге к озеру? (На открытых местах мать шла позади, чтобы не выпустить ни одного утенка из виду)
- Что стали делать ребята, когда увидели утят? (Стали ловить, зашвыряли шапками их)
-Как вела себя уточка? (она бегала с раскрытым клювом, волновалась)
- Думали ли ребята, когда ловили утят о том, что уточка будет переживать?
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Как в рассказе автор их еще называет? (Они веселые, глупые, жестокие беззаботные, несмышленые. Глупыши)
- Кто спас утку с утятами? (автор рассказа)
- Как ребята исправили свою ошибку? (отдали утят)
- Как приняла уточка утят? Чему обрадовался автор? (отпустили утят и оставили в покое утку)
- По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И на этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдем.
6. Работа за столами, аппликация утят
- Ребята, посмотрите у нас на стол лежат утята… вот только утята не желтые, не пушистые. (На столах разложены половинки листов с нарисованным нецветным силуэтом цыпленка)
- Ребята, как помочь утятам стать и желтыми и пушистыми? Подумайте!
- У нас есть желтая бумага, клей. Давайте украсим наших утят и сделаем им пушистые перышки. (Ребята, проходите, присаживайтесь)
- Посмотрите, перед вами - рисунки утят и полоски желтой бумаги. Из них можно сделать утятам перышки. Только полоски бумаги длинные. А утята маленькие, перышки у них короткие. Что нужно сделать? (Воспитатель показывает и объясняет процесс выполнения работы)
7. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога.
8. Подведение итогов занятия.
-С каким произведением мы познакомились? Кто автор рассказа? Какую ошибку совершили ребята?
- Как бы вы поступили на месте ребят? О чем автор помог нам задуматься? (Нужно быть добрым, воспитывать любовь к природе, птицам, любить и беречь природу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные:- познакомить детей с творчеством М.Пришвина;-формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы;-расширять словарный запас детей;- учить анализировать поступки .
Ознакомление с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята"
Ознакомление детей с художественным произведением.
Презентация к НОД по теме "Пересказ произведения М.М. Пришвина "Ребята и утята"
Конспект занятия тема: пересказ рассказа М.М. Пришвина "Ребята и утята"
Конспект комплексного занятия логопеда и воспитателя.
Пришвин Ребята и утята Презентация на якутском языке
Пришвин Ребята и утята Презентация на якутском языке.
М.М. Пришвин " Ребята и утята"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Методическая разработка в младшей группеТема: " Ребята и утята&quo.
-развивать внимание, память, выдержку, усидчивость.
-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и ее обитателей.
Материалы и оборудование: портрет М. М. Пришвина, презентация о жизни и творчестве М М Пришвина. Книги с рассказами Пришвина, картинки с изображением библиотеки, библиотекаря.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня ребята, я хочу познакомить Вас с маленьким мальчиком Мишей (показ презентации)
Вырос он в бедной семье, в которой было 5 детей. Отец рано умер и воспитывала детей мама. Миша рос беспокойным ребенком и его за противоречия с учителем даже выгнали из школы. В перврм классе Миша решил сбежать из дома и отправится в путешествие по разным странам. Вместе с двумя друзьями они сели в лодку и отплыли, но быстро были возвращены домой. Учился Миша в разных учебных заведениях, даже в других странах. Когда вырос даже учавствовал в 1 Мировой войне в качестве медбрата и корреспондента. Работал и учителем и агрономом и много путешествовал. Писать рассказы он начал когда стал совсем взрослым. Много он написал книг о природе и животных. Это и был писательМихаил Михайлович Пришвин!
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
Воспитатель: - Правильно, это книга. Ребята, а как называется место где хранится много книг?
Воспитатель: -А что еще кроме книг есть в библиотеке?
Дети:- Газеты, журналы, словари
Воспитатель: -Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги?
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете каким должен, быть библиотекарь?
Дети: - Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.
Воспитатель: - Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.
-Ребята, у нас есть в группе библиотека?
Воспитатель: -У нас тоже есть библиотека, где сейчас развернута выставка книг Михаила Пришвина. Давайте, почитаем книгу из нашей библиотеки.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку.
2. Беседа о прочитанном.
Воспитатель: - Какие жанры художественной литературы вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:- К какому жанру художественной литературы относится это произведение? И почему?
Воспитатель: - Какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
(Холм - небольшой бугорок; верста- русская мера длины; чирок-свистунок –уточка; прочное место- безопасное место, кузница-место где работает кузнец; паровое поле- отдохнувшее поле; вода спала- стало меньше воды.)
Воспитатель: - Кто главные герои рассказа?
Дети: -автор, мать- утка, ребята.
Воспитатель: - Что утка-мать решила сделать с утятами?
Дети: - Перевести своих утят.
Воспитатель: - Откуда она их вела?
Воспитатель: - Куда вела? (в озеро на свободу)
Воспитатель: - Опасен ли был их путь? Кого опасалась утка?
Дети: - Человека, лису, ястреба.
Воспитатель: - Сколько всего было утят? (5 утят)
Воспитатель: - Близко или далеко находилось озеро от того места, где было гнездо утят? Почему уточка свила гнездо так далеко от озера?
Дети: -Весной озеро сильно разливалось, поэтому прочное и удобное место было там, за 3 версты на кочке.
Воспитатель: - Как передвигалась утиная семья по дороге к озеру?
Дети: - На открытых местах мать шла позади, чтобы не выпустить ни одного утенка из виду.
Воспитатель:- Что произошло у кузнецы? Что стали делать ребята, когда увидели утят?
Дети: - Стали ловить, зашвыряли шапками их.
Воспитатель: -Как вела себя уточка?
Дети: - она бегала с раскрытым клювом, волновалась.
Воспитатель: - Кого ребята собрались поймать, так же как и утят? (Утку) Воспитатель:- Как можно сказать об уточки? Какими словами?
- Думали ли ребята, когда ловили утят о том, что уточка будет переживать? Нужны ли им были эти утята?
Воспитатель: - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Как в рассказе автор их еще называет?
Дети: -Они веселые, глупые, жестокие беззаботные, несмышленые. Глупыши.
Воспитатель: - Кто спас утку с утятами? (автор рассказа)
-Как отнесся автор к поступку ребят? Какие автор задавал вопросы детям
-Что приказал ребятам, автор?
Дети: - Идти и отдать утят.
Воспитатель: - Как ребята исправили свою ошибку? (отдали утят)
- Как приняла уточка утят? Чему обрадовался автор? (отпустили утят и оставили в покое утку)
-Почему дети смеялись над автором рассказа? Что он велел сделать ребятам?
Дети: - Он снял шапку и помахал утятам.
Воспитатель: - Почему автору и ребятам стало радостно?
Дети: - Делать счастливыми других всегда приятно.
3. Физкультминутка. (танец маленьких утят)
Воспитатель:- А как по-другому можно озаглавить рассказ?
-С каким произведением мы познакомились? Кто автор рассказа? Какую ошибку совершили ребята?
- Как бы вы поступили на месте ребят? О чем автор помог нам задуматься?
Дети: - Нужно быть добрым, воспитывать любовь к природе, птицам, любить и беречь природу.
Сегодня я вам приготовила раскраски с произведений Пришвина. Посмотрите и скажите героев каких рассказов вы узнали на раскрасках. (Ответы детей). Предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами, а после сделать альбом рисунков по произведениям Пришвина.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Програмное содержание:
-Познакомить детей с произведением М. М. Пришвина.
-Развивать интерес к творчеству писателя.
-Развивать речь, память, мышление, воображение.
-Учить развивать умение отвечать на вопросы.
-Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным; стремление оберегать природу и её обитателей.
-Закреплять приёмы лепки.
-Развивать мелкую и крупную моторику во время лепки.
-доски для лепки
Ход занятия:
Вы молодцы! Загадаю вам загадку:
Кря-кря-кря, ловите мух!
А потом в водичку — Плюх!
Плавать — это вам не шутка!
Так детишек учит … (утка)
Ой ребята, вы слышите, или мне показалось! Кто-то в дверь к нам стучит!
Вот это да! К нам в гости пришла уточка! Посмотрите какая она красивая, какие какие блестящие и красивые у неё пёрышки! (ответы детей)
Педагог совместно с детьми рассматривает утку.
- Кто главные герои рассказа? (ответы детей)
-Куда вела детёнышей уточка-мать? (ответы детей)
-Почему мама шла впереди? (ответы детей)
-Кто же им повстречался по дороге? (ответы детей)
-Что сделали ребята, когда увидели утят? (ответы детей)
-Скажите, а правильно ли поступили ребята? (ответы детей)
-А как вела себя уточка? (ответы детей)
-Как поступил автор рассказа, по отношению к ребятам? (ответы детей)
-Как вы думаете, он правильно поступил? (ответы детей)
-И как же ребята исправили свою ошибку? (ответы детей)
-Что велел автор сделать ребятам? (ответы детей)
-Ребята, вам понравился рассказ? (ответы детей)
-Чему хотел научить автор этого рассказа? (ответы детей)
Правильно, нужно беречь братьев меньших и заботиться о природе.
Встаём все в круг. Я буду мама-утка, а вы мои утятки.
Утка рано по утру
Всех утят ведёт к пруду. (ходьба по кругу, как утки)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь! (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые мои утятки! (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои утятки,
Дружно моем свои лапки! (трём ладошки)
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят! (наклоны головой)
А теперь полётов время,
Машем крыльями умело! (взмахи руками вверх и вниз)
Мы немножко отдохнули, а теперь за дело!
Ребята, что-то наша уточка совсем заскучала.
Давайте ей скажем, какая она красивая, какие у неё блестящие пёрышки!
Предлагаю сделать нашей уточке подарки!
Мы сейчас с вами вылепим маленьких утят!
Объяснение приёмов работы лепка утят.
Посмотрите пожалуйста, из каких частей тела состоит наш утёнок? (ответы детей)
А что больше-голова или туловище? (ответы детей)
Какой форы голова? (ответы детей)
Какой формы туловище? (ответы детей)
У вас два кусочка пластилина, большой и маленький. Для того, чтобы вылепить голову, нужно взять маленький кусочек и скатать шарик, а туловище из большого кусочка, в форме овала (яичка). Смотрите, как у меня получается. Теперь нам надо соединить голову и туловище. Для этого нам надо плотно их соединить (прижать друг к другу). А чтобы сделать клювик, нужно прищепнуть часть пластилина на голове и немного оттянуть. Так же мы сделаем хвостик, сзади на туловище. Посмотрите , как здорово получается!
Давайте с вами разомнём наши пальчики!
Жили-были в домиках,
Маленькие гномики! (сжимают и разжимают кулачки)
Тики, Бики, Мики, Чики, Лики, (загибают пальцы начиная с большого пальца)
1-2-3-4-5 стали гномики играть! (стучат пальчиками по столу, имитируя игру на фортепиано)
Ну вот, наши пальчики готовы к работе!
Дети приступают к работе.
Какие прекрасные у нас получились утята.
Наша гостья очень довольна, но уточке надо отправляться в путь, ведь её ждут её детки-маленькие утята. Давайте все вместе пожелаем ей доброго пути. До свидания уточка!
Цели:
- На основе имеющихся знаний расширять представления детей о творчестве писателя-природоведа
- Познакомить с новым произведением. Довести до сознания детей замысел автора: ребята поступили нехорошо, но в конце рассказа осознали свою ошибку; порадоваться за них
- Расширять представления детей о доброте, умении размышлять над сутью поступка. Учить быть гуманным, добрым, великодушным. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы.
Предварительная работа:
- Знакомство с биографией писателя.
- Составление иллюстрированного альбома рассказов.
- Презентация о природоведческих произведениях писателя.
- Экскурсия в библиотеку.
- В книжном уголке группы – тематическая выставка книг М. Пришвина.
- Цикл наблюдений в природе.
- Углублённо-познавательная НОД с детьми по экологии (согласно плану на год).
- Создание ИЗО-продукции на тему.
Словарная работа: дикая утка, чирок-свистунок, верста, кузница, перелётывала, величайшее волнение, закидать шапками.
Оборудование: выставка книг М. Пришвина, слайды презентации из мультфильма “Ребята и утята”, камешки Марблс, игрушки: утка и утята, ёлочки, домики, дом из Лего, крупа в тарелке, блюдце с водой.
Ход:
Приглашаю детей к себе. Включаю презентацию – первый слайд с изображением портрета писателя. Читаю отрывок из стихотворения М. Цуранова:
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек.
Вопросы к детям: “Как вы думаете, о ком это стихотворение?” “А кто из вас помнит, какие произведения он написал?” “Чем отличаются его рассказы от рассказов других писателей?”
“А сегодня я хочу познакомить вас с новым рассказом, который мне самой очень нравится – “Ребята и утята”.
Рассматриваем обложку книги, иллюстрации. Включаются слайды презентации (из мультфильма).
Первичное чтение текста со словарной работой. На фразе “Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками” сделать паузу с глубоким вдохом и прочитать эту фразу эмоционально тревожно. Во время чтения обратить внимание на путь утки с утятами. Объяснить непонятные слова:
- верста – русская мера расстояния, чуть больше 1 км
- чирок-свистунок – самая маленькая из речных уток
- кузница – мастерская, в которой куют металл
- перелётывала – авторская форма слова летала
- закидать шапками – плохой, отвратительный поступок детей (в данном рассказе). Объяснить детям, что вообще в русском языке “закидать шапками” – это устойчивое выражение (фразеологизм), оно обозначает победить врагов без особых усилий. Но утки это не враги, а беззащитные существа, и никогда не надо обижать слабого.
Предложить подобрать слова-прилагательные к словам
- утка: заботливая, добрая, милая, волнующаяся, понимающая, встревоженная, любящая
- утята: маленькие, игривые, пушистые, крошечные, дикие
- ребята: глупые, не думающие, безответственные (в начале текста). В конце – доброжелательные, понимающие, осознающие плохой поступок.
В конце обсуждения подвести детей к пониманию того, что герои М. Пришвина в рассказах никогда не обижают беззащитных и безвредных, наоборот, защищают их.
Если дети захотят, прочитать или рассказать второй раз, эмоционально выделяя голосом ключевые фразы нравственного характера.
Предложить пересказать рассказ близко к тексту или инсценировать по ролям.
Физминутка:
Утка рано по утру
Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (садимся на пол ноги вытянуты вперед, вытянули – собрали)
Ой, холодная вода!
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (наклоны головой)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх – вниз)
Поиграем в прятки. (присели, закрыли лицо руками – выпрямились и открыли лицо)
Становитесь все за мной,
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
А утята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос – выдох через рот)
Не печальтеся, утятки!
Завтра, рано по утру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой – утята радуются)
(Автор: Наталья Добрынина)
– Ребята, во время чтения текста было задание обратить внимание на путь утки с утятами. Давайте вспомним, как же они шли?
- Из леса
- В обход деревни
- Через кузницу,
- Овсяное поле
- На озеро
“Далёкий получился у них путь. Давайте мы с вами смоделируем его!” Предложить детям выложить этот путь с помощью камешков Марблс, обозначить игрушками: лес – ёлочки, деревня – домики, кузница – дом из Лего, поле – крупа в тарелке, озеро – блюдце с водой. Затем обыграть игрушками (утка с утятами), как они идут по сделанной детьми дорожке.
Читайте также: