Пути решения экологических проблем конспект урока 10 класс география

Обновлено: 06.07.2024

Существует две стратегии развития: экстенсивное и интенсивное. Экстенсивный путь предполагает привлечение каких-либо дополнительных сил и ресурсов. Интенсивный означает более эффективное использование имеющегося. Точно так же и при решении любой проблемы можно идти двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

Оба подхода к решению проблем имеют свои плюсы и минусы. Экстенсивный путь позволяет достаточно простыми методами получить быстрое решение какой-либо проблемы, но он не рассчитан на долгосрочную перспективу. То есть, пользуясь военной терминологией, это скорее тактический ход. Интенсивный же путь часто требует значительных материальных и интеллектуальных затрат и может занять больше времени, но зато он позволяет решить проблему в наиболее полной мере. Это стратегический путь.

Существуют ли аналогичные подходы к решению экологических проблем? Рассмотрим возможность экстенсивного и интенсивного подхода к решению проблемы истощения природных ресурсов.

1. Истощение природных ресурсов. Напомним суть проблемы: при огромных потребностях в ресурсах запасы этих ресурсов весьма ограниченны. Речь главным образом идет об исчерпаемых невозобновимых ресурсах. В первую очередь к ним относятся минеральные ресурсы.

Экстенсивный путь решения этой сложной проблемы заключается в поиске новых источников минеральных ресурсов.

В геологическом отношении наша планета изучена еще далеко не в полной мере, и возможно открытие новых крупных месторождений. В распоряжении человечества находится и абсолютно неосвоенный материк Антарктида и целый Мировой океан с его огромными запасами многих ресурсов. Кроме того, пока добывающая промышленность имеет дело только с добычей из верхнего километра земной коры, тогда как общая толщина коры составляет десятки километров.

Другой вариант экстенсивного пути решения проблемы заключается в поиске заменителей традиционных материалов. Металл, например, можно заменить композитными материалами, пластиком, металлокерамикой. Вспомним о попытках создания двигателя, альтернативного двигателю внутреннего сгорания. Он смог бы заменить традиционный способ получения энергии путем сжигания топлива. А значит, будет найдена замена нефти как источнику энергии.

Существуют разные варианты экстенсивного решения проблемы. Напомним, что только благодаря успехам современной геологии ресурсообеспеченность многими видами минерального сырья из года в год растет. Правда, все эти меры помогают решить проблему истощения только минеральных ресурсов. С возобновимыми ресурсами дело обстоит сложнее. Их запасы существенно меньше, чем запасы минеральных ресурсов, а потребность в них исключительно велика. Экстенсивные методы не дают позитивного результата. Пожалуй, только проблему сокращения почвенных ресурсов можно решить на экстенсивной основе, то есть за счет распахивания дополнительных площадей. Однако расширение площади пахотных земель почти всегда означает сокращение территории, занятой природными ландшафтами, ценность которых тоже может быть очень велика. Так что и в этом случае существуют серьезные ограничения для применения экстенсивных методов.

Интенсивный путь предполагает рациональное использование природных ресурсов. Возможно более качественное использование исходного сырья. Например, переработка руд с низким содержанием металлов. Сейчас такие руды даже не рассматриваются в качестве ресурса.

Другим примером рационального использования природных ресурсов является комплексное использование минерального сырья. Так, медные руды часто содержат до 15 видов других металлов. Извлечение всех этих металлов и служит примером рационального использования руды.

Вторичное использование ресурсов также можно считать интенсивным способом решения проблемы. Действительно, вся произведенная продукция рано или поздно превращается в отходы. Многие вещества, входящие в состав отходов, сохраняют свои полезные свойства. Почему бы не использовать их повторно? Эта задача сложна, но вторичное использование металла, бумаги, стекла, пластика — уже хорошо освоенный процесс (рис. 69).


Рис. 69. Сортировка мусора должна начинаться во дворах и на улицах. Урны для разных видов мусора на улице Пекина

Но наиболее эффективным является создание замкнутых технологических циклов, при применении которых в производстве непрерывно используется один и тот же объем природных ресурсов, например воды.

Забирая ее из природного водоема только один раз и постоянно используя, мы сохраняем практически в неприкосновенности запасы чистой воды. Обратите внимание: замкнутые технологические циклы позволяют решить проблему исчерпания возобновимых ресурсов. Многократное использование воды, восстановление лесов на месте промышленной их вырубки, рациональное использование пахотных земель, позволяющее поддерживать плодородие почвы неограниченно долгое время, — все это интенсивные методы решения проблемы истощения возобновляемых природных ресурсов.

2. Загрязнение окружающей среды. Суть этой проблемы заключается в поступлении в окружающую среду разнообразных твердых, жидких и газообразных отходов производственной деятельности. И здесь также возможны два пути решения проблемы.

Экстенсивный путь основывается на создании и использовании очистных сооружений. Они обеспечивают снижение концентрации токсичных веществ в сточных водах и газообразных выбросах. Современные очистные сооружения могут улавливать до 90—98% загрязнителей.

Возможно также и рациональное размещение источников загрязняющих веществ, то есть грязных производств. Например, они должны располагаться так, чтобы дым шел не на жилые массивы населенных пунктов.

Чтобы не наносить ущерба природе, должны выбираться надежные места для захоронения самых разных отходов, в частности, предлагается сваливать мусор в кратеры действующих вулканов. Ведь между извержениями могут быть довольно длительные интервалы времени, а извержение рано или поздно полностью уничтожит любое количество мусора, скопившееся в кратере.

Интенсивный путь преодоления проблемы заключается в применении замкнутых технологических циклов, то есть безотходных технологий. Предприятие, полностью перерабатывающее собственные же отходы, естественно, не загрязняет окружающую среду. Такое же значение имеет вторичное использование природных ресурсов.

Мы видим, что применение замкнутых циклов и вторичное использование отходов способны помочь в решении обеих экологических проблем. Это не должно нас удивлять. Ведь интенсивный путь как раз и предполагает комплексное решение проблем. В самом деле, промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы — это одновременно источник загрязнения природной среды и ценные вещества, которые могут быть необходимы в производстве. Замкнутые технологические циклы не только сберегают ресурсы, но и не создают отходов.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. Необходимо применение как экстенсивных, так и интенсивных методов решения экологических проблем.
  • 2. Экстенсивные методы способны дать быстрый результат, но не обеспечивают полного решения проблем. Интенсивные методы часто рассчитаны на более продолжительное время и требуют больших финансовых вложений, но эффект от их применения может быть более полным и длительным.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЙ

  • 1. В чем разница между экстенсивным и интенсивным методами решения экологических проблем?
  • 2. Что такое замкнутый технологический цикл?
  • 3. Какие экстенсивные методы позволяют решить проблему истощения природных ресурсов?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Охарактеризуйте экстенсивные способы решения проблемы истощения ресурсов. Способны ли они решить эту проблему?
  • 2. Могут ли интенсивные методы преодолеть проблему истощения ресурсов?
  • 3. А проблему загрязнения окружающей среды?

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования называется: 1) разведанными запасами, 2) общегеологическими запасами, 3) природно-ресурсным потенциалом, 4) ресурсообеспеченностью.

2. Выберите группу стран, наиболее обеспеченную минеральными ресурсами: 1) Великобритания, Германия, Португалия, Норвегия, 2) США, Канада, Австралия, Китай, 3) ЮАР, Канада, Япония, Австралия, Индия.

3. К числу районов с наибольшими запасами нефти относятся: 1) Западная Сибирь, 2) Персидский залив, 3) Корейский полуостров, 4) Северное море, 5) Северная Африка, 6) Аляска, 7) Гавайские острова.

5. Сельскохозяйственные угодья (луга, пастбища и поля) занимают приблизительно: 1) 20%, 2) 25%, 3) 30%, 4) 35%, 5) 40%, 6) 45% площади суши.

6. Наибольшая обеспеченность земельными ресурсами на душу населения отмечается в: 1) Европе, 2) Азии, 3) Австралии, 4) Африке, 5) Северной Америке, 6) Южной Америке.

7. Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда: 1) леса и кустарники, 2) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации), 3) луга и пастбища.

8. К районам с большими запасами природного газа относятся: 1) Западная Сибирь, 2) Карийское море, 3) север Канады, 4) Аляска, 5) Персидский залив, 6) Северное море.

9. Какие регионы занимают три первых места по площади лесов: 1) Азия, 2) Северная Америка, 3) Европа, 4) Африка, 5) Южная Америка, 6) Австралия?

10. Какие страны НЕ относятся к экваториальному лесному поясу: 1) Лаос, 2) Бразилия, 3) Финляндия, 4) Колумбия, 5) ЮАР?

11. Наиболее быстрые темпы сокращения площади лесов наблюдаются в: 1) южном лесном поясе, 2) северном лесном поясе.

12. На долю пресных вод суши приходится около: 1) 0,1%, 2) 0,5%, 3) 1%, 4) 3%, 5) 3,6%, 6) 5% всех вод гидросферы.

13. Какие три страны располагают наиболее значительными водными ресурсами: 1) Россия, 2) Мексика, 3) Алжир, 4) Бразилия, 5) Марокко, 6) Норвегия, 7) ДР Конго, 8) Канада.

14. Главной причиной обострения водной проблемы человечества является: 1) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты, 2) рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов, 3) истощение запасов воды.

15. Примером применения интенсивных методов решения водной проблемы является: 1) уменьшение водоемкости производственных процессов, 2) транспортировка айсбергов из Антарктиды, 3) опреснение морской воды.

16. Часть природы, с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности, называется: 1) географической оболочкой, 2) географической средой, 3) техногенным ландшафтом.

17. Из перечисленных природных ресурсов выберите исчерпаемые возобновимые: 1) минеральные, 2) лесные, 3) энергия ветра, 4) почвенные, 5) водные, 6) солнечная энергия.

18. Какое из предложенных высказываний верно:

1) Строительство плотин и водохранилищ на реках не оказывает отрицательного воздействия на природу.

2) В заповедниках охраняют только редкие виды животных.

3) Переработка отходов является примером ресурсосберегающей технологии.

4) Отказ от хозяйственной деятельности может служить примером рационального природопользования.

19. Особый вид охраняемых территорий, на которых природоохранные мероприятия сочетаются с рекреационным использованием, называется: 1) заказником, 2) заповедником, 3) биосферным заповедником, 4) национальным парком.

20. Примером рационального природопользования является: 1) вынесение предприятий за пределы крупных городов, 2) создание замкнутого цикла водопотребления на химическом предприятии, 3) проведение ядерных испытаний на отдаленных островах Мирового океана, 4) активное использование грунтовых вод для нужд сельского хозяйства.

Оценить 277 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с глобальными экологическими проблемами и обсуждают пути их решения.

Тема урока: Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Образовательная: сформировать представление об основных экологических проблемах современности; продолжить формирование понятия об экосистемах, влияние на них антропогенного фактора.

Развивающая: продолжить формировать умение использовать имеющиеся знания для объяснения понятий, биологических закономерностей, явлений.

Воспитательная: формирование интереса к предмету, формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание.

Тип урока: Усвоения новых знаний на основе имеющих

1.Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к занятию, рапорт дежурного.

2.Постановка целей и задач урока:

сформировать у обучающихся представление о том, насколько человечество разумно будет решать глобальные экологические проблемы, будет зависеть будущее планеты и людей.

3.Изучение нового материала.

После вступительной беседы о воздействии деятельности человечества на живые организмы и среду их обитания обучающиеся рассказывают о прямом воздействии (уничтожение животных во время охоты, промышленная вырубка лесов, распашка земли) и косвенном воздействии (воздействие на живые организмы и среду их обитания через производимую продукцию всех сфер деятельности людей).


Экологическими считаются проблемы, приводящие к нарушению окружающей среды. Они возникают в процессе нерационального природопользования. Как результат такого воздействия ухудшаются условия жизни человека, создаётся угроза для здоровья. В связи с появлением экологических проблем разрабатываются пути их решения. Эти вопросы рассматривает география 10 класса.

Экологические проблемы России

Россия является страной со сложной экологической обстановкой. В связи с развитием экономики идёт загрязнение окружающей среды. Кратко можно отметить такие основные проблемы:

  • загрязнение водных объектов;
  • загрязнение атмосферы;
  • ухудшение состояния почвенного покрова;
  • вырубка лесов;
  • накопление твёрдых отходов;
  • радиоактивное загрязнение;
  • исчезновение растений и животных.

Проблемы в России, касающиеся экологии, не ограничиваются данным списком.

Для России характерны вопросы сохранения здоровья населения. Возникают мутации и изменение генофонда, хронические и наследственные заболевания. Эти и другие проблемы связаны с ухудшением экологии страны.

Пути решения экологических проблем

Возникшие экологические проблемы необходимо решать, чтобы не допустить бедственных и катастрофических ситуаций. Решение возможно только на уровне государства. Необходимо принятие законов, законодательных актов, касающихся природопользования. Решения органов власти должны неукоснительно выполняться.

Воспитывать экологическую грамотность необходимо со школьного и даже более раннего возраста. Только при поддержке государства и правильном экологическом мышлении можно бороться с экологическими проблемами.

Чтобы исключить загрязнение атмосферы и водных объектов, необходим контроль над выбросами отходов. Установка современных очистных сооружений позволяет снизить уровень загрязнения.

Сельское хозяйство способствует загрязнению подземных вод навозной жижей. Как решать эту проблему, действенных способов пока не найдено.

Необходим контроль над внесением органических, минеральных удобрений, химических средств защиты растений. Их избыток в почве вымывается и поступает в водоёмы. Сточные канализационные воды городов и посёлков требуют более тщательной очистки, прежде, чем они возвращаются в окружающую среду.

Очистные сооружения

Рис. 2. Очистные сооружения.

Чтобы защитить почвенные ресурсы, необходимы комплексные мероприятия. Это мелиоративные работы на месте горных выработок, правильная обработка почвы, борьба с ветровой и водной эрозией, недопущение перевыпаса скота и другие мероприятия.

В процессе усиленной рубки лесов идёт их сокращение. В первую очередь нужны лесовосстановительные мероприятия. Но возобновление лесных ресурсов идёт медленно. Необходимо регулирование и контроль над рубкой деловой древесины.

Ежегодно огромные площади лесных массивов горят по вине человека. В 2020 году леса горели на площади 9,1 млн кв. км.

Остро стоит вопрос накопления твёрдых бытовых отходов в стране. Решается вопрос только грамотной утилизацией отходов.

Раздельный сбор мусора

Рис. 3. Раздельный сбор мусора.

Вопросы исчезновения растений и животных решаются созданием ООПТ. Это заповедники, заказники, национальные парки, лицензионная охота на добычу лесного зверя. Редкие и исчезающие виды заносятся в Красную книгу с целью охраны.

Способов борьбы с экологическими проблемами достаточно много. Чтобы их решать, необходимо взаимодействие на всех уровнях: государственном, общественном и личном.

Что мы узнали?

Читайте также: