Природно ресурсный потенциал россии 9 класс план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

1) Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

2) Что такое биологические ресурсы? Охарактеризуйте виды биологических ресурсов и их использование человеком.

3) Что такое особо охраняемые природные территории? Назо­вите основные типы ООПТ. Охарактеризуйте один из типов.

2. Письменный опрос по карточкам.

1) Что такое заповедник? С какой целью создаются заповедники? Приведите примеры заповедников с указанием объектов охраны.

2) Как используются растительные ресурсы человеком?

1) Что такое памятник природы? Кто ввел этот термин? В чем отличие памятника природы от заповедника? Какие памятники природы вам известны?

2) Как используются человеком ресурсы животного мира?

1) Что такое национальный парк? В чем отличие национального парка от заповедника? Какие национальные парки вам известны?

2) Как используются растительные и животные ресурсы вашей области?

Вводная беседа проводится на основе вопросов, приведенных на с. 115 учебника.

• Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влия­ние на жизнь и деятельность человека?

• В чем проявляется это влияние?

• Какие природные ресурсы вам известны?

• Какими природными ресурсами богата наша страна?

• Какие природные ресурсы имеет ваша область?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообра­зии природных ресурсов и о богатстве России различными природ­ными ресурсами.

1. Этот блок урока можно провести в виде лекции, а в подго­товленном классе в виде беседы. Основные вопросы и термины записываются в тетрадь под диктовку учителя.

Учитель. Природные условия - это элементы природы, кото­рые влияют на жизнь и деятельность человека, но на данном этапе не участвуют в материальном производстве.

К природным условиям относятся рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунто­вых и подземных вод, режим поверхностных вод, горно­геологические условия добычи полезных ископаемых.

Природные условия рассматриваются не вообще, а с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, ту­ризма, условий жизни людей и т. д. Так, например, природные ус­ловия Кавказа благоприятны для выращивания субтропических культур, развития туризма и неблагоприятно влияют на строитель­ство дорог, населенных пунктов, объектов промышленности. По­этому природные условия оцениваются как:

• благоприятные - положительно влияют на жизнь и здоровье человека, удобны для развития какой-либо отрасли хозяйства;

• неблагоприятные - мало пригодны для обитания человека, за­трудняют или исключают развитие какой-либо отрасли хозяйства.

1) По карте определите, какие территории нашей страны обла­дают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся называют центральную и южную часть Восточно- Европейской равнины, юг Сибири и Дальнего Востока. В западной части Русской равнины, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа условия оцениваются как наиболее благоприятные. Это выражается в сочетании равнинного и возвышенного рельефа, уме­ренного климата, плодородных почвах, густой речной сети и т. д. Поэтому здесь сконцентрирована большая часть населения России.

2) В чем выражается неблагоприятность природных условий побережья Северного Ледовитого океана и северо-восточных рай­онов России?

Отмечается резко континентальный климат территории, горный рельеф, полярный день и полярная ночь, вечная мерзлота.

При подведении итогов работы с картой нужно обратить вни­мание учащихся на то, что значительная часть территории России - прежде всего горно-таежные области на северо-востоке, Крайний Север, Сибирь - оцениваются как неблагоприятные и малоблаго­приятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это определяет неравномерность заселения территории страны.

3) Дайте оценку природных условий вашей области для жизни и деятельности человека. Объясните, какие именно компоненты природы и с какой точки зрения вы будете оценивать.

Это задание рекомендуется для подготовленных учащихся, ко­торые хорошо ориентируются по картам атласа России и вашей области и быстро анализируют полученные данные.

2. Учитель. Природные ресурсы — это все компоненты приро­ды, которые непосредственно используются человеком в различ­ных целях.

Виды природных ресурсов по происхождению:

• минеральные (полезные ископаемые),

Природные ресурсы по исчерпаемости:

• исчерпаемые - минеральные, земельные, биологические. Этот тип подразделяется на возобновимые и невозобновимые ресурсы. Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе произ­водства, например, биологические. Невозобновимые ресурсы - большинство минеральных - восполнить нельзя.

• неисчерпаемы е - водные, климатические.

Россия обладает огромными запасами различных природных ресурсов.

Работа с текстом учебника (с. 117-118), картами атласа. Учи­тель организует беседу по следующим вопросам:

2) Где сосредоточены основные запасы минерального топлива - нефти, газа, каменного и бурого угля?

3) Какие крупные месторождения минеральных ресурсов рас­положены в полярных широтах?

4) Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной за­болоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?

5) Какие полезные ископаемые добываются на территории Рус­ской равнины?

6) Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).

7) Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту в атласе на с. 16-17 и текст учебника. Назовите реки, имеющие наибольший объем многолетнего стока.

10) Дайте оценку природно-ресурсного потенциала вашей облас­ти. Какими природными ресурсами наиболее богата ваша область? (Выполняя это задание, учащиеся достигнут лучших результатов, если будут использовать атлас своей области).

ресурсов, определить проблемы использования ПР и наметить пути их решения.

• Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

• Продолжить формирование экологической культу ры уч ащихся.

Средства обучения: учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География

России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа,

настенные карты России (физическая, минеральные ресу рсы, природные зоны)

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки

природно - ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании ПР

(природных ресурсов), каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему у рока.

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные,

Учитель : Что такое ПР? Давайте сформируем понятие о ПР.

(Учащиеся предлагают варианты, формулиру ется правильн ый вариант)

ПР - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

ПУ - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то ес ть то, что человека

Учитель: Резкой границы между ПР и ПУ невозможно провести. ПР обеспечивают развитие

общества, но вырабатываются, формируются в природной среде, являясь е ё компонентами.

На разных этапах развития общества ПУ могу т становиться ПР. Например - солнечная энергия,


В ходе видеоурока учащиеся узнают, что такое природные ресурсы, их виды и оценка, разберутся, в чем отличие природных ресурсов от природных условий, а также рассмотрят природные ресурсы на территории России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Природно-ресурсный потенциал России"

Земля, по которой мы ходим, воздух, которым мы дышим, вода которую мы пьём, растения и животные, которые нас окружают, - вот те естественные (т.е. природные) условия, без которых немыслимо наше существование. Совокупность природных условий называется природной средой. В обыденном употреблении нередко используется другой термин - окружающая среда.

Под природными ресурсами понимают тела и силы природы, которые непосредственно извлекаются из природной среды, используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека в качестве средств производства или предметов потребления. При таком подходе одни и те же компоненты природы для одних видов деятельности могут выступать в качестве природных ресурсов, а для других - как природные условия.

Так, атмосферные осадки и солнечная радиация для большинства видов хозяйственной деятельности являются природным условием, а для сельского хозяйства выступают важнейшей составляющей агроклиматических ресурсов.

Совокупность всех видов природных ресурсов определённой территории, которые изучены и количественно оценены с точки зрения возможности их дальнейшего использования, а также доступны при современных технологиях и социально-экономических отношениях образует природно-ресурсный потенциал территории.

Природные условия России отличаются огромным разнообразием. Однако свойства природы оценить однозначно довольно сложно. Вот вам пример, в горах - чистый воздух, очень полезный для здоровья, поэтому именно среди жителей гор много долгожителей. Чудесные горные пейзажи привлекают большое число туристов круглый год. Однако там чрезвычайно трудно строить дороги, посёлки, заводы и фабрики.

Оценка природных условий.

Следует рассматривать природные условия не вообще, а более конкретно, с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, рекреации. При этом можно оценить природные условия как благоприятные или неблагоприятные с точки зрения жизни и здоровья населения, с точки зрения удобств развития той или иной отрасли хозяйства.

К важнейшим природным условиям относится: рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и режим поверхностных вод, геологические условия добычи полезных ископаемых.

Несмотря на то, что на территории России достаточно разнообразные природные условия, значительная часть территории страны (высокогорья, крайний север и Сибирь) могут быть оценены как неблагоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. И лишь в европейской части территории нашей страны, а также на юге Сибири и Дальнего Востока природные условия весьма благоприятны для человека.

Люди во все времена пользовались природными богатствами. Однако состав используемых людьми природных ресурсов со временем значительно изменялся.

Все природные ресурсы можно условно разделить на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемыми являются ресурсы, которые постоянно воспроизводятся в природе в количестве, значительно превосходящем возможности человека по их использованию. Общество не способно каким-либо образом повлиять на процесс воспроизводства этих ресурсов. К неисчерпаемым ресурсам могут быть отнесены: энергия солнца, энергия приливов, тепло земных недр и прочие. Следует, однако, иметь в виду, что ресурсы обладают не только количественными, но и качественными характеристиками. Поэтому если водные ресурсы Земли в целом являются неисчерпаемыми, то для отдельных территорий актуальной может стать проблема обеспеченности качественной питьевой водой, так же, как и чистым атмосферным воздухом.

Исчерпаемые природные ресурсы подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К возобновимым относятся природные ресурсы, обладающие способностью к самовосстановлению (их запасы на Земле постоянно возобновляются). Однако поскольку масштабы использования этих ресурсов человеком могут быть сопоставимы или превосходить по скорости процесс их воспроизводства, то эти ресурсы могут быть со временем исчерпаны. Среди возобновимых ресурсов выделяются чистый воздух, пресная вода, плодородная почва, растительный и животный мир. К незобновимым относятся природные ресурсы, запасы которых на Земле ограничены и которые не обладают способностью к самовосстановлению либо восстанавливаются очень медленно. Поэтому любое их использование ведёт к уменьшению запасов и постепенному исчерпанию. К незобновимым относится большинство минерально-сырьевых ресурсов (полезных ископаемых).

Иногда используется классификация природных ресурсов по возможности замены одних из них другими или созданными человеком конструкционными материалами. С этой точки зрения выделяют заменимые и незаменимые природные ресурсы. Так, металлы могут быть заменены пластмассой или керамикой, а атмосферный кислород для дыхания незаменим.

Россия находится на 1-ом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Всего на территории России разведано более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, но только треть из них введены в промышленное состояние.

Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Её земельный фонд составляет 1 млрд 709 млн. га.

Большая часть пахотных земель расположена на европейской части, а также на юге Сибири и Урала, пастбища сосредоточены на юго-востоке Русской равнины, в предгорьях Кавказа и на юге Западно-Сибирской равнины. В тундре распространены оленьи пастбища.

Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45 % территории страны. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80 %). Кроме того, в лесах много орехов, ягод, лекарственных растений, а в тайге — наиболее ценных пушных зверей.

Водные ресурсы — это пригодные для использования поверхностные и подземные воды какой-либо территории. Россия занимает первое место в мире по запасам пресных поверхностных и подземных вод — более 20 % мировых ресурсов.

В стране более 2,5 млн рек, из которых активно используется 127 тысяч, более 2 млн озёр, более 30 тыс. водохранилищ, 5,1 тыс. месторождений подземных вод. Протяжённость важнейших судоходных путей страны — свыше 100 тыс. км.

Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90 % годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8 % — на бассейны Каспийского и Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80 % населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.

В последнее время в России возрос интерес к освоению возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, геотермальных источников). Пока использование этих источников не ведётся в промышленном масштабе, но уже работают несколько десятков электростанций, которые получают энергию альтернативным способом.

Запасы возобновляемых энергоресурсов в России просто огромны, но почти нет законов, регулирующих эту область промышленности и стимулирующих её развитие. Равно как нет практически и промышленной структуры, пригодной для переработки этих ресурсов.

Чтобы оценить природные ресурсы любой территории, недостаточно просто перечислить те ресурсы, которыми она располагает. Важно проследить, как они размещаются по территории, в благоприятных или нет природных условиях.

Оценка природных ресурсов территории - это определение значимости для общества, возможностей и направлений их использования.

Существуют различные подходы к оценке природных ресурсов и виды оценок. До середины XX века преобладали натуралистические оценки природных ресурсов (т.е. с позиции их количества и качества). Считалось, что поскольку природа лежит за пределами процесса труда и не является его продуктом, то денежная оценка природных ресурсов неправомерна. Затем господствующими стали технологические оценки природных ресурсов: с позиции пригодности их для технологической обработки, размещения отходов производства. С развитием рыночных отношений, а также по мере исчерпания природных ресурсов и ухудшения состояния окружающей среды большое распространение получили экономические (в том числе стоимостные) оценки природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это установление возможности и целесообразности их вовлечения в производство при современном уровне развития науки и техники. Так, применительно к минеральным ресурсам, экономическая оценка предполагает определение запасов, качественного состава, условий залегания, расходов на единицу продукции и другие.

Стоимостная оценка позволяет определить место природных ресурсов в национальном богатстве страны, размеры платежей за пользование природными ресурсами и компенсаций за причинение вреда природным ресурсам в результате их уничтожения или нерационального использования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Физическая карта России, карта полезных ископаемых, карты своей местности. Статистический материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Назовите основные виды воздействия человека на природу.

2) Какие изменения в окружающей среде происходят под влиянием челове­ческой деятельности?

3) Что такое экологическая ситуация? Какова она в вашей местности? Опре­делите ее параметры. (Используйте табл. 1 с. 38, уч. А.)

4) Что влияет на возникновение экологических ситуаций в регионе?

5) Может ли человек избежать отрицательных последствий экологических ситуаций? Докажите.

6) Каковы условия устойчивого развития общества?

III. Изучение нового материала

- Что нам предстоит узнать на уроке? Сегодня мы познакомимся с классифика­цией природных ресурсов и их хозяйственной оценкой. Оценим обеспеченность ресурсами нашей Родины.

Запись в тетрадь

Природные ресурсы - это часть природы, которую человек использует в хозяйст­венной деятельности на данном этапе развития общества.

Вопросы к классу:

- В чем различие между природными условиями и природными ресурсами? Все­гда ли можно провести четкую границу между этими понятиями? (Без при­родных ресурсов невозможно развитие хозяйства страны. Если своих ресур­сов экономике страны не хватает, то она вынуждена покупать их, т. е. им­портировать.)

- Что такое воздух атмосферы? (Это природное условие, но это и природный ре­сурс для химической промышленности, использующей азот воздуха для произ­водства азотных удобрений.)

- Используя текст учебника (уч. А., с. 40), составьте схему классификации ре­сурсов по характеру использования.



Наличие в районе природных ресурсов важное условие формирования промыш­ленности или сельского хозяйства. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов. На 200-300 лет Россия обеспечена запасами угля, железной руды, калий­ных солей и фосфорного сырья. Богата Россия и лесными, водными ресурсами, запа­сами газа и нефти.

Природные ресурсы классифицируются и по принципу исчерпаемости.

Рассмотрим таблицу 2 на с. 41. и проанализируем ее с определением возможно­сти рационального использования ресурсов.

Примерный вариант анализа:

1. Самые уязвимые исчерпаемые и невозобновимые ресурсы - это минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Они постоянно истощаются. Так, например, истощились запасы железной руды на Урале.

2. Невозобновимые ресурсы должны использоваться особенно экономно. Рацио­нальное их использование предполагает комплексное использование полезного ис­копаемого. Например, из медной руды можно получить более десятка ценных эле­ментов, а не только медь.

3. Возобновимые ресурсы должны использоваться экономно при восстановлении их и при соблюдении лимита добычи. Например: при заготовке леса необходимо ос­тавлять молодой лес, вырубать в таком объеме, чтобы возможно было его естествен­ное восстановление и дополнительно заниматься лесовосстановительными работами.

4. Еще один путь экономии полезных ископаемых - это использование вторичного сырья (металлолома), а также улучшение качеств металла (защита от коррозии и пр.).

5. Почву можно использовать бесконечно долго и повышать при этом ее плодо­родие, если свести мелиоративные работы.

IV. Закрепление

- Что такое мелиорация? (Мероприятия, повышающие плодородие почвы. Они включают агротехнические мероприятия, борьбу с эрозией почвы, осушение и орошение почвы.)

- Как можно использовать рыбные, охотничьи ресурсы без истощения их запа­сов? (Рыбоводство, запрет лова рыбы во время нереста, запрет лова особо ценных редких видов рыб (осетровых), борьба с браконьерством, создание охотничьих заказников и др.)

- Какие ресурсы можно использовать в неограниченных масштабах? (Неисчер­паемые ресурсы. Например, солнечная энергия, ветры, атмосфера и т. д.)

- В Сибири имеются огромные запасы угля (Тунгусский бассейн), но добыча его не ведется! Почему? (В Сибири мало населения, уголь там не нужен. Добы­вать его некому, дорог для вывоза нет, да и затраты на транспортировку будут огромны.)

- Итак, ребята, представьте, что вы обнаружили месторождение угля. Значит ли это, что месторождение сразу должно осваиваться? (Нет.)Проводится его хозяйст­венная оценка. Она включает изучение следующих вопросов:

1. Нужен ли данный ресурс хозяйству региона, т. е. оценивается потребность в ресурсе.

2. Географическое положение (удаленность от транспортных путей, освоенность территории).

3. Величина и качество ресурса. Если месторождение не имеет небольшие запа­сы и низкое качество полезного ископаемого, то добыча не будет экономически оп­равдана.

4. Определяется экономическая эффективность их освоения:

а) объем капиталовложений;

б) себестоимость добычи (она резко возрастает при разработке месторожде­ний на Севере и глубоко залегающих в земной коре);

в) срок окупаемости и пр.

Иногда полезные ископаемые образуют территориальные сочетания, при этом дополняющие друг друга, например, уголь Кузбасса залегает рядом с месторожде­нием железной руды Горной Тории. Но такое расположение бывает редко, чаще залегание сырья (руды) и топлива разделяют сотни, а то и тысячи километров.

Работа с картой:

- Посмотрите на карту (физическая, полезных ископаемых, плотность населения).

В какой части России живет большая часть населения, а где расположены основные месторождения угля, нефти, газа, запасы лесных ресурсов? (Население живет в запад­ной европейской части России, а ресурсы расположены в восточной части страны. Следовательно, увеличиваются затраты на транспортировку ресурсов.)

- Ресурсы в европейской части значительно истощены, поэтому требуется особо экономное их использование. Богатство страны природными ресурсами позволяет:

- обеспечить экономику (промышленность) собственными ресурсами, а не тра­тить валюту на их ввоз;

- получать валюту за счет экспорта ресурсов.

- Посмотрите на таблицу 3, (с. 44, уч. А.). Сравните использование лесных ре­сурсов в США и в России.

Вариант ответа: В США более глубокая переработка древесины. Из 1000 м 3 дре­весины получают в 10 раз больше фанеры, в 5 раз больше целлюлозы, в 5 раз больше бумаги, в 8 раз больше картона.

Вывод: Использование древесины в США более экономное, чем в России.

Ученикам предлагаются вопросы для дискуссии. Их можно записать заранее на доске или на карточках. Выскажите ваше мнение:

1. Богатство России природными ресурсами - это благо или зло?

2. Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются. Экспор­теры нефти (Катар, Евразия, Кувейт, ОАЭ) богаты. Они имеют очень высокие дохо­ды на душу. Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?

4. Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ре­сурсов? Может быть, некоторые виды дешевле купить, как это делают США, Япония?

Читайте также: