Приложение как разновидность определения знаки препинания при приложении конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

4. Закрепление (Запись на доске)

  1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
  2. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  3. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  4. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  5. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  6. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  7. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

  1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
  2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
  3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
  4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
  6. Он работал как простой каменщик.

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
  2. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  4. Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

1и 2 группы : упр.318

Лингвистическая разминка Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика (согласованные и несогласованные определения) 1. Дальняя роща 2. Второй час 3. Привычка смеяться 4. Девочка лет шести 5. Бег наперегонки 6. В нашем доме 7. Выученный урок 8. Гнездо на ветке 9. Птенец перепёлки.

Самопроверка Согласованные определения: 1 , 2, 6, 7 Несогласованные определения: 3, 4, 5, 8, 9

Лингвистическая разминка Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных Кофейная чашка полосатая юбка ключ от замка громкоголосый оратор воронье гнездо двенадцатираундовый бой очковая змея компьютерный стол медвежья услуга Чашка для кофе юбка в полоску нет синонима оратор с громким голосом гнездо вороны бой в двенадцать раундов название вида стол для компьютера фразеологизм

Приложение Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Оно дает другое название, характеризующее предмет. Приложение может давать характеристику предмета, указывая на степень родства, национальность, звание, профессию, название и т.д.

Схема написания дефиса при приложении Дефис ставится 1) сущ. нариц . + сущ. нариц . 2) сущ. собств. + сущ. нариц . Нева – река Тес – великан Название научных терминов Рак – отшельник Бабочка – капустница Название специальностей Врач – терапевт Указывает на возраст, национальность, родство Солдат – украинец Бабушка - чешка Дефис не ставится 1) сущ. нариц . + сущ. собств. Река Нева 2) родовое понятие + видовое понятие Дерево береза Цветок ромашка Красавец мужчина (красивый мужчина) Сравните: мужчина - красавец

Запишите предложения, выделяя в них приложения. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица – душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка – зима. П.Вяземский

Тестовые задания 2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать. а) имя (название) б) образ действия в) звание г) прозвище

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний.

1) Лингвистическая разминка. Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных: Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов; медвежья услуга – фразеологизм.)

2) Записать слова, объяснить орфограммы: 1) приоткрыть, 2) разложить, 3) положение, 4) на заре.

3) Запись и анализ предложения: На той стороне реки, заросшей ольхой и черёмухой, видны были вытащенные на берег рыболовные сети.

- объяснить знаки препинания;

- сделать синтаксический разбор, с указанием вида сказуемого и подлежащего;

- переделать словосочетание рыболовные сети.

1) Определение темы и цели урока.

Графический диктант из слов задания №2; взять у слова 1 приставку, 2 – корень, 3- суффикс, 4 – окончание. Какое слово получилось: ПРИЛОЖЕНИЕ.

Это и есть тема нашего урока: приложение как особый вид определения.

- Записать тему, определить цели урока.

2) Объяснение нового материала путём наблюдений.

- Рассмотрите материал, лежащий у вас на столах. Ответьте на данные вопросы:

1) На какой вопрос отвечает приложение?

2) Каким членом предложения является приложение?

3) Чем выражается приложение?

4) От чего зависит приложение?

5) Как пишется приложение?

6) Что обозначает приложение?

1. Поэт Тютчев известен во всём мире.

2. Через всю страну протекает река Волга.

3. Давно не навещал сын отца – старика.

4. И вот вступила в права зима-красавица.

5. Студенты – отличники получили повышенную стипендию.

6. Первый раз я столкнулся с кошкой – забиякой.

7. Врач Сергеева принимать сегодня не будет.

9. На берегу сидел мужчина – рыболов.

10. Братец Иванушка не послушал свою сестру.

11. Мы посмотрели на солдатафранцуза.

Вывод: Приложение – это определение, выраженное существительным (собственным и нарицательным), зависит от определяемого слова, выраженного тоже существительным. Пишется раздельно, через дефис, в кавычках. Могут обозначать: возраст, национальнось, профессию, родство, характер, качества предмета, географические названия, названия газет, журналов и т.д..

3) Работа с учебником. Чтение материала учебника и сравнение со сделанными выводами.

IV. Закрепление.

1) Работа по карточкам. Прочитайте предложения и укажите приложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Возница-киргиз – национальность;

Ока-кормилица – качество предмета;

мальчик-подросток - возраст;

девочка – трусиха – характер;

строитель-бетонщик – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Байкал – географическое название;

крёстная Таня – родство;

художник И. Левитан – имя собственное.

2) Работа с учебником. Упражнение 217, выписать приложения.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


МО Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска

Автор: учитель русского языка и литературы

Демченко Оксана Сергеевна

На изучение русского языка в 8 классе отводилось 4 часа в неделю. Урок был подготовлен и проведен в 2011-2012 учебном году.

Урок проводился в сильном классе , который в начальной школе обучался по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, поэтому учитель счел возможным применить прием опережающего обучения и предложить ребятам познакомиться со всеми способами постановки знаков препинания при приложении.

Урок делился на четыре этапа: повторение ранее изученного, объяснение нового материала, закрепление знаний, полученных по теме урока, объяснение домашнего задания.

На первом этапе урока для проверки знаний был применен метод фронтального опроса.

При рассмотрении согласованных и несогласованных определений и объяснении нового материала был использован объяснительно- иллюстративный метод. При закреплении знаний по новой теме – репродуктивный ( воспроизведение действий по применению знаний на практике).

Задания, предусмотренные для учащихся на каждом этапе урока, должны были простимулировать их познавательную активность и помочь учителю проконтролировать уровень усвоения знаний.

Важным представлялось соблюдение на уроке принципа наглядности : весь ход урока был отражен на слайдах интерактивной презентации ( программа Microsoft Office Power Point) .Использование презентации позволило рассмотреть значительный по объему материал в течение сорока минут и дало возможность ребятам быстро провести самопроверку заданий, предложенных учителем.

Оценка эффективности урока.

Проверка заключительного задания показала , что цель урока была достигнута. Приложение нашли все , и 80 % учащихся верно расставили необходимые знаки препинания.

На уроке ребята были активны, с интересом и большим вниманием слушали объяснения учителя , а потом довольно успешно справлялись с предложенными заданиями, показывая получение знания на практике.

Читайте также: