Вторичный текст это конспект

Обновлено: 07.07.2024

Все виды вторичных текстов имеют свою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что позволяет квалифицировать такие тексты как относящиеся к научно-деловому подстилю. Каждый из этих текстов имеет свои особенности.

План. Представляет собой простой или сложный, иерархически организованный, перечень вопросов.

Тезисы. Расширяют план, не только кратко формулируя основные положения текста, но и раскрывая их сущность.

Конспект. Конспект, в дополнение к тезисам, содержит также доказательства основных сформулированных положений, иллюстративный материал и т.д. Суть конспектирования – в сокращённой записи текста при сохранении его основного смысла. При написании конспекта используются разнообразные текстовые выделения и сокращения (как обще-принятые, так и авторские). В связи с этим конспект предназначен для индивидуального пользования.

Реферат. Реферат в широком смысле предназначен для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний. Печатается в специальном реферативном журнале. В узком смысле реферат представляет собой обзор одного или нескольких объединённых одной темой первичных текстов. В этом случае необходимо сопоставить различные точки зрения на объект исследования

Автореферат. Особый вид реферата, написанный на основе собственного текста. Публикация автореферата определённого объёма является необходимым условием для допуска к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.

Аннотация. Как и реферат, предназначена для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний, но не публикуется, а размещается на карточках библиотечного каталога и в изданиях справочного характера. Текст аннотации имеет определённую устойчивую структуру. В первой части указывается, о чём аннотируемое издание, во второй – кому оно адресовано. Необходимо указание точных выходных данных: автор (если указан), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, тираж, цена.

Рецензия. Предназначена для широкого информирования и содержит критический разбор и оценку произведения: научного, художественного, музыкального и т.д. В рецензии три структурные части. Во вступлении указывается на место данного произведения среди аналогичных, отмечается его актуальность, новизна, даётся информация о структуре произведения. В основной части подробно рассматриваются все структурные части произведения, называются сначала достоинства, затем недостатки.В выводах автор рецензии даёт собственную мотивированную оценку и рекомендации по доработке и исправлению ошибок. Обычно рецензия носит официальный характер, поэтому содержит общепринятые для этого жанра речевые клише.

Отзыв. Предназначен для широкого информирования, однако, в отличие от рецензии не содержит детального анализа произведения. Это, в первую очередь, общая оценка, мнение, впечатление. Отзыв может быть как официальным, и тогда он сближается с рецензией, так и неофициальным.

Всё многообразие текстов можно разбить на две большие группы:

Первичные создаются как самостоятельные произведения,

Следовательно, если рассматривать более подробно жанры научного стиля, которые имеют к обучению в вузе самое прямое отношение, то к первичным можно отнести

а к вторичным

На первый взгляд представляется, что создание вторичного текста – дело совсем не сложное: берешь исходный текст, выписываешь из него по порядку умные мысли из первоисточника – и вторичный текст, например реферат, готов.

На самом деле не все так просто. Успешность создания вторичных текстов во многом обеспечивается уровнем развития умения читать. Но даже если исходный текст воспринят глубоко и полно, понят адекватно замыслу автора, то при создании вторичных текстов нередко возникают трудности, преодолеть которые не всем и не всегда удается. Эти трудности обусловлены рядом причин. Например, незнанием законов жанра того или иного вторичного текста, неумением правильно использовать языковые и речевые средства, уместные в соответствующих текстах и т.п. Но главная причина, скорее всего, заключается в том, что при создании вторичного текста не всегда учитывается их подлинная специфика.

Очень часто коммуникативным намерением автора, создающего вторичный текст, является наиболее полное воспроизведение первичного текста, стремление передать его основное содержание, а в ряде случаев и его композицию. В результате автор вторичного текста создает вариант исходного текста – подробный, полный, точный или, напротив, сокращенный, приблизительный, упрощенный пересказ. Как следствие – разнообразие жанров вторичных текстов: пересказ, школьное изложение, конспект, аннотация, реферат, сценарий и т.п.

При воспроизведении первичного текста необходимо учитывать его жанровое своеобразие и специальные задачи, обусловленные речевой и коммуникативной ситуацией. Важно отметить, что узнаваемость первичного текста вследствие его воспроизведения в определенном жанре вторичного текста прежде всего свидетельствует об удачном воплощении коммуникативного намерения вторым автором.

2. Конспектирование прочитанного текста

Процесс конспектирования необходим для формирования собственного стиля изложения. Оригинальные обороты, новые термины, интересные параллели, выигрышные зачины и концовки – все это можно зафиксировать в конспекте для того, чтобы самому учиться писать ярко, интересно.

Если врагом чтения стал телевизор, то врагом конспектирования – ксерокс. Переснять книгу, статью, конечно, можно, но получится копия, дубликат. Копия останется у вас и при вас, но будет по-прежнему чужой, не освоенной, не перешедшей в ваше сознание.

Снятие копий с текста естественно входит в нашу жизнь, и неразумно препятствовать этому процессу, но наряду с этим неразумно отказываться и от конспектирования.

Конспектирование – процесс творческий. И не только потому, что попутно можно записывать на полях некоторые свои мысли, Но и потому, что это процесс свободный. Человек конспектирует для себя, выбирая наиболее интересную и важную для себя информацию.

Внешняя сторона конспектов также немаловажна. Подчеркивания, заметки на полях, использование цветных маркеров, вклейки – все эти элементы игры не только украшают труд, но и позволяют лучше ориентироваться в сделанных записях.

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта:

Записать все выходные данные источника: автор, название, место и год издания. Если текст взят из периодической печати (газеты, журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечают страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируют основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.

Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, то есть его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

Существует несколько разновидностей конспектов.

1. По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на

монографические, составленные по одному источнику,

сводные (обзорные), составленные по нескольким источникам на одну тему.

2. В зависимости от объема выделяются конспекты

краткие (отбираются лишь положения общего характера),

подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другими иллюстративными материалами),

смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других – более кратко.

Некоторые исследователи предлагают выделять интегральные и селективные конспекты.

Интегральным считается конспект, который передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, то есть всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.

Селективным назван конспект, включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Этот вид конспекта и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания носит индивидуальный характер и отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

Другими словами, интегральный и селективный конспекты очень близки по своему назначению полным и неполным.

Конспект – настолько свободная форма, что его объем не может регламентироваться. Его обычно устанавливает сам составитель в зависимости от многих факторов: степени значимости текста в целом и отдельных его частей для него лично, от общего объема первоисточника, трудности его восприятия, степени известности излагаемого материала для составителя.

Конспект далеко не всегда обладает некоторыми признаками текста, например связностью, поэтому в зависимости от формы представления основной информации он может выглядеть как

Сначала разберемся, что конспекты бывают разные: 1) конспект устной речи. Это конспект лекции, доклада. Разумеется первичным является то, что говорит докладчик. А тот кто конспектирует - просто записывает чужие мысли. При чем записывает то как он их понимает не совсем дословно, выбирает главное. Кое что записать не успевает. Использовать такой конспект можно только со ссылкой на докладчика - именно он собирал и обобщал информацию. Он излагал её исходя из своих собственных представлений о её важности. 2) конспект готового текста. В основном это книга, иногда научная статья. Иногда и содержание сайта. В любом случае это пересказ, выжимка того, что писал автор текста. Конспект в сокращенной форме излагает главное что было в первичном тексте. Разумеется конспект никогда не должен претендовать на то, что там изложено лучше чем в первичном документе. Обязательно должны быть ссылки на первоисточник информации. Автор конспекта должен осознавать значимость первичного текста и понимать свою роль как пользователя чужого умственного труда. А вообще конспектирование один из важных методов обучения чему либо. Именно так сложная информация усваивается лучше, осознается, облегчается ее понимание. Идет процесс упрощения и адаптации информационного массива. Кроме того конспектирующий добавляет и свои собственные мысли вольно или невольно в созданный им конспект и получает ряд эмоций от данной информации.

Адаптированный (см. адаптация текста ) или компрессированный текст (см. компрессия ), передающий основную информацию оригинала; текст созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. В. т. может создаваться с учебной целью (пересказ, конспект, изложение). Создание В. т. связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста. Представление источника – основная цель вторичных текстов. Под литературным источником понимается текст, информация о котором представлена в более позднем по отношению к нему тексте. К В. т. относятся такие жанры, как предметное описание, аннотация, реферат, конспект , реферативный обзор , рецензия, изложение (Морозов, 2007) .

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое "ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ" в других словарях:

вторичный текст — компрессированный или адаптированный текст, передающий основную информацию оригинала. К вторичным текстам относятся реферат, аннотация и т.п … Толковый переводоведческий словарь

ТЕКСТ ВТОРИЧНЫЙ — ТЕКСТ ВТОРИЧНЫЙ. См. вторичный текст … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Текст в системе обучения — автоматическая обработка текста, автореферат, адаптация текста, адаптированный текст, анализ художественного текста, аутентичные материалы, аутентичный текст, вторичный текст, гиперссылки, гипертекст, гипертекстовая информация, диалогический… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Перевод вторичный — Вторичный перевод: перевод, оригиналом которого является не исходный текст на языке первичного составления документа, а перевод документа на другой (промежуточный) язык. Источник: СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ… … Официальная терминология

Реферат — вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Р. должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования,… … Педагогическое речеведение

перевод — 1. Под словом перевод , как одним из видов сложной речеязыковой деятельности человека, обычно подразумевается либо сам процесс перевода, либо результат деятельности переводчика устный или письменный текст, высказывание. Так как процесс перевода… … Толковый переводоведческий словарь

Жанры публицистического стиля — – определенные относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Читайте также: