Конспект урока отделка изделий из древесины 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2

План-конспект урока

в 5 классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Брасовского района Локотской средней общеобразовательной школы №2 имени Н.Ф.Струченкова

Разработал: Шайтанов Д.Г.

Проверил: К.Н. Лобунова

п. Локоть 2019 г.

Тема урока : Отделка изделий из древесины

Дата проведения : 7.11.2019г

Тип урока: комбинированный

Технология урока: ИКТ, коллективный способ обучения.

Цель урока : ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием).

Задачи урока:

обучения – научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов, выполнять отделку изделий с соблюдением правил техники безопасности, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, находить способы их устранения, познакомить с рабочей профессией – лакировщик..

развития – способствовать развитию мыслительных операций(анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, конкретизировать), развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты), коммуникативных навыков, навыков самооценки, навыков изготовления предметов своими руками.

воспитания – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), воспитывать аккуратное и бережное отношение к используемым материалам, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные - сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные - освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные – сформированность представлений об отделке изделий из древесины.

Основные термины, понятия: отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, лакировщик.

Оборудование: столярная мастерская, верстак, рабочая тетрадь, древесина, инструменты для работы по дереву (морилка, тампоны, кисти, лак), компьютер, интерактивная доска, презентация.

Вводная часть.

Орнанизация учебной деятельности. 6 мин.

Мотивация, повторение пройденного материала. 14 мин.

Актуализация знаний, постановка темы и цели урока. 2мин.

Изучение нового материала. 24 мин.

Практическая часть. 28 мин.

Итоговая часть.

Повторение и обобщение изученного материала. 10 мин.

Выставление оценок, рефлексия. 5 мин.

Домашнее задание. 1 мин.

Вводная часть.

Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся. (2 минуты);

Проверка готовности учащихся к уроку. (2 минуты).

Краткий инструктаж по технике безопасности.(2 минуты).

Слайд 2,3,4,5 – Определение темы и цели урока (1мин.)

Мотивация. Повторение пройденного материала (14 минут).

Опрос учащихся . Слайд № 6.

- как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?

- почему выпиливание рисунка начинают с внутренних контуров?

- как должны быть наклонены зубья пилки?

- почему при выпиливании двигают и поворачивают заготовку, а не лобзик?

- как можно отделать выпиленную деталь из фанеры?

Актуализация знаний . Сформулировать тему и цель урока. Слайд №4. (запись в тетрадях темы урока). (1 мин.)

Объяснение нового материала.(25 минут)

1.Сегодня на уроке мы познакомимся с отделкой изделии из древесины. Рассказ учителя с применением ИКТ и запись определений понятий в тетради:

Отделка изделий из древесин ы – окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия. Слайд №7. Чаще применяются такие виды отделки, как тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование. Слайд №8.

Тонирование –используется для окрашивания древесины в более темный, чем натуральный, цвет – от желтого до коричневого (например, под цвет ореха), и даже черного (под цвет мореного дуба). При этом текстура древесины не закрашивается. Слайд №9.

В школьных мастерских используют порошковый краситель, разводимый на воде – морилку. Слайд №10. Покрывать поверхность стоит слабым раствором, но несколько раз.

Перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон, потому что даже самая мелкая царапина, шероховатость при увлажнении древесины становится заметной.

Окрашивание морилкой выполняется мягкой широкой кистью. Слайд №11. Не следует набирать на кисть слишком много раствора, так как жидкость будет растекаться по поверхности, образуя пятна. Раствор морилки можно наносить и ватным тампоном, обернутым чисто хлопчатобумажной тканью. Слайд № 12.

Торцовые поверхности древесины впитывают влагу сильнее, чем боковые, из-за этого при окрашивании одним и тем же раствором они получаются темнее. Чтобы избежать этого, готовые поверхности перед окраской смачивают водой.

Лакирование – это нанесение на поверхность изделия из древесины тонкого слоя лака (вязкой жидкости специального состава), которая при высыхании образует твердое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины.

Лакирование – это один из способов отделки готовых изделий, предохраняющий их от попадания влаги и гниения. Слайд №13.

Лак так же подчеркивает цвет и текстуру древесины.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей, которые после высыхания образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью. Слайд № 14.

Лак можно наносить тампоном или кистью. При лакировании тампоном на рабочую руку должна быть надета перчатка. Слайд №15.

Если лакирование выполняют кистью, то ее перемещают по направлению волокон древесины вперед и назад, наклоняя в сторону движения. Слайд №16. У края поверхности детали кисть слегка приподнимают вверх.

Для лакирования древесины можно использовать самые различные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые. Слайд №17 , 18.

Например, нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые и матовые в аэрозольных баллонах и в банках. Применяется с разбавителями.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут. Перед применением того или иного лака необходимо внимательно изучить инструкцию по его применению и действовать строго по указаниям в ней.

Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует поступить следующим образом. Прежде всего необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают грубой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый "ворс" древесины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теплой водой. Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может "просесть". Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими составами. В продажу они не поступают - их надо приготовить самим из лака ПФ-283 (4с) (6 %), уайт-спирита (8 %) и наполнителя -порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с Уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое сито (1600 отверстий на 1 см2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ-283 и уайт-спирита, взятых в соотношении 3:4.

Порозаполнитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки порозаполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Порозаполнитель обязательно должен сохнуть в течение двух суток.

Важнейшая операция - грунтование древесины . Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натуральную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно приступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или порозаполнителя на древесине поднимается "ворс", поверхность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

После грунтования приступают к лакированию.

После нанесения лака изделия высушивают горячим или холодным способом.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности : Слайд №19.

не лакировать вблизи нагревательных приборов;

не нюхать лак во избежание отравления;

избегать попадания лака на открытые участки тела;

после работы тщательно вымыть руки с мылом;

хранить лаки плотно закрытыми и вдали от открытого огня.

III . Практическая часть. (29 минут)

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по надобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, (морилка, тампоны, кисти, лак).

Правила техники безопасности:

1.Общие требования безопасности при работе с лаком. Слайд № 20.

1. К работе с лаками допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности при лакировании.

2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

3. Перед началом работы следует убедиться в исправности емкостей, в которых находят лак.

4. Обо всех неисправностях (утечках) необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

5. Хранить лаки, краски, растворители, клей в плотно закрытой таре, предохранять от влаги действия тепла, прямых солнечны лучей.

6. Во время работы и по ее окончании необходимо проветривать помещение.

2.Требования безопасности перед началом работы с лаком Слайд №21.

1. До начала работы внимательно ознакомиться с правилами по технике безопасности.

2. Надеть рабочую одежду.

3. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления; постоянно держать их в исправном состоянии.

4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

Отделка изделий из древесины Слайд № 22 .

1. Подготовь рабочее место для тонирования и лакирования деталей, а так же морилку, лак, тампоны, кисти.

2. Определи необходимо ли тонировать поверхность подготовленного тобой изделия.

3. Очисти от пыли и нанеси морилку необходимого тона, дай поверхности просохнуть.

4. Выполни лакирование поверхности изделия.

5. Если на поверхности появилось много ворсинок после лакирования, выполни ее зачистку.

6. Нанеси второй слой лака.

7. проверь качество выполненной работы.

3.Техника безопасности во время работы Слайд №23.

1. Содержать рабочее место в чистоте.

2. Использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.

3.Емкость с морилкой, лаком необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

4. Избегать попадания морилки, лака в глаза, в рот, на слизистые носа.

5. Во время работы не отвлекаться и не отвлекать других.

6. Использовать жидкие вещества по назначению.

7. По окончании работы, привести в порядок рабочее место, плотно закрыть использованные жидкости, кисти сдать учителю, проветрить помещение.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение уча щимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест венно полезном труде.

Итоговая часть. 10 минут

Коротко о профессии Слайд № 24.

Лакировщик это специалист, который на деревообрабатывающем или мебельном предприятии занимается лакированием изделий из древесины. Он знает, как подготовить поверхность к лакированию, умеет выбрать лак, подходящий для лакирования то лил иной породы древесины. При этом он умеет пользоваться специальными устройствами для нанесения и сушки лака, чтобы получить ровный лакированный слой на изделии.

А) Вопросы Слайд № 25:

1. Что такое отделка изделий из древесины?

2. С какой целью перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

3. Какие инструменты применяют для тонирования и лакирования изделий?

4. для чего при нанесении лака у края поверхности кисти слегка приподнимают верх ?

5. Почему лак наносят на поверхность в несколько слоев?

Б) Слайд №26: Верны ли следующие утверждения?

В) Рефлексия учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Г) Выставление оценок.

Д) Домашнее задание (1 минута)

Читать конспект урока.

Разработать вариант рекламы выполненного объекта или результата труда.

Список использованных материалов:

Используемые материалы и Интернет-ресурсы:

Самоанализ урока

Количество учащихся- 20.

По уровню способностей и обученности класс- средний.

-ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием).

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ, практическая работа под контролем учителя.

Задачи урока:

обучения – научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов, выполнять отделку изделий с соблюдением правил техники безопасности, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, находить способы их устранения, познакомить с рабочей профессией – лакировщик.

развития – способствовать развитию мыслительных операций(анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, конкретизировать), развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты), коммуникативных навыков, навыков самооценки, навыков изготовления предметов своими руками.

воспитания – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), воспитывать аккуратное и бережное отношение к используемым материалам, любовь к природе.

Межпредметные связи: ИЗО.

Материально- техническое оснащение:

Оборудование: столярная мастерская, верстак, рабочая тетрадь, древесина, инструменты для работы по дереву (морилка, тампоны, кисти, лак), компьютер, интерактивная доска, презентация.

Урок имел профессиональную направленность на рабочую профессию – лакировщик.

На уроке учащиеся должны были полученные знания по отделке древесины применить при выполнении практической работы ( тонирование и лакирование изделия из древесины) , применяя при этом неоходимые материалы – кисти, тампоны, морилку, лак; и соблюдая правила техники безопасности.

Чтобы вовлечь учащихся в урок, настроить их на работу я использовал ИКТ, и для закрепления пройденного материала, выполнение ребятами практической работы и рефлексию по вопросам и таблице..

Планируемые результаты обучения на уроке соответствовали требованию программы, где учащиеся показали знания:

- об отделке изделий из древесины;

- о последовательности выполняемой работы;

- отработали основные способы отделки изделий из древесины;

- освоили технику безопасности при работе с морилкой и лаком.

Поставленные цели были достигнуты, структура урока соответствовала замыслу урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить учащихся со способами художествен­ной обработки древесины (резьбой по дереву), совершенствовать эстетическое воспитание учащихся, способствовать развитию тех­нического мышления.

Конспект урока по технологии в 5 классе

Тип урока: Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Форма урока: Фронтальная, индивидуальная.

Наглядные пособия: презентация.

Технологии: Здоровьесбереже­ния, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтап­ного формирования умственных дейст­вий, практическая работа.

Цель урока: познакомить учащихся со способами художествен­ной обработки древесины (резьбой по дереву); совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию тех­нического мышления.

Задачи урока:

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

Метапредметные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметные: оценивание своей способности и готовности к труду; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ; стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины;

Задачи урока:

1. Образовательные

Закреплять знания о работе с древесиной;

Научиться вос­производить приобретенные знания, навыки в конкретной дея­тельности;

Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности;

Определять последователь­ность промежуточных действий с учетом ко­нечного результата;

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом воз­никших трудностей и ошибок, намечать спо­собы их устранения.

2. Развивающие

Развивать практические навыки умения работать в группе,

Развивать умение анализировать, делать выводы.

Развивать интерес школьников к изготовлению предметов своими руками.

3. Воспитательные

Прививать на­выки рационального использования материалов,

Воспитывать технологическую культур.

Методы: наглядный, словесный, методы практического обучения(практическое занятие).

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы:

- основные: столярная мастерская, верстак, рабочая тетрадь, древесина, инструменты для работы по дереву(морилка, тампоны, кисти, клей, краски, лак).

- дополнительные: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Вводная часть.

Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся(2 минуты);

Проверка готовности учащихся к уроку(2 минуты).

Краткий инструктаж по технике безопасности(2 минуты).

Сформулировать цель урока (запись в тетрадях темы урока).

Мотивация. Повторение пройденного материала .

- как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?

- почему выпиливание рисунка начинают с внутренних контуров?

- как должны быть наклонены зубья пилки?

- почему при выпиливании двигают и поворачивают заготовку, а не лобзик?

- как можно отделать выпиленную деталь из фанеры?

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с отделкой изделии из древесины.

Объяснение нового материала.

Постановка учебной проблемы.

Запись в тетрадь (определение понятия).

Слово учителя:

Отделка изделий из древесины – окончательная технологическая операия, улучшающая внешний вид изделия. Чаще применяются такие виды отделки, как тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование.

Тонирование –используется для окрашивания древесины в более темный цвет, чем натуральный, цвет – от желтого до коричневого (например, под цвет ореха), и даже черного под (цвет мореного дуба). При этом текстура древесины не закрашивается. В школьных мастерских используют порошковый краситель, разводимый на воде – морилку. Покрывать поверхность стоит слабым раствором, но несколько раз.

Перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон, потому что даже самая мелкая царапина, шероховатость при увлажнении древесины становится заметной.

Окрашивание морилкой выполняется мягко широкой кистью . Не следует набирать на кисть слишком много раствора, так как жидкость будет растекаться по поверхности, образуя пятна. Раствор морилки можно наносить и ватным тампоном, обернутым чисто хлопчатобумажной тканью.

Торцовые поверхности древесины впитывают влагу сильнее, чем боковые, из-за этого при окрашивании одни и тем же раствором они получаются темнее. Чтобы избежать этого, готовые поверхности перед окраской смачивают водой.

Лакирование – это нанесение на поверхность изделия из древесины тонкого слоя лака – вязко жидкости специального состава, которая при высыхании образует твердое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины.

Лакирование предохраняет деревянные поверхности от попадания влаги и гниения. Лак так же подчеркивает цвет и текстуру древесины.

Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверхность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарного, пихтового, бальзамно - масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью.

Если лакирование выполняют кистью, то ее перемещают по направлению волокон древесины вперед и назад, наклоняя в сторону движения. У края поверхности детали кисть слегка приподнимают вверх.

Для лакирования древесины можно использовать самые различные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые.

Желательно, чтобы учитель показал образцы лаков, упаковок, в которых они поступают в розничную продажу.

Нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243) в аэрозольных баллонах и в банках (НЦ-218). Лак НЦ-218 наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, каждый слой сушат в течение 1 часа; расход 120 г/м2. Применяется с разбавителями.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.

Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, но внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.

Из масляных лаков рекомендуются лаки ПФ-283 (4с) и ГФ-166 (6с). Их наносят в 1-2 слоя кистью или пипеткой; расход 70 г/м2. Каждый слой необходимо сушить в течении 36 часов. Разбавителем служит скипидар.

Из спиртовых лаков лучше всего применять идитольный и шеллачный. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут; расход на один слой 25-30 г/м2.

Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом случае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2-3) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.

Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует поступить следующим образом. Прежде всего необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают грубой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый "ворс" древесины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теплой водой. Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может "просесть". Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими составами. В продажу они не поступают - их надо приготовить самим из лака ПФ-283 (4с) (6 %), уайт-спирита (8 %) и наполнителя -порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с Уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое сито (1600 отверстий на 1 см2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ-283 и уайт-спирита, взятых в соотношении 3:4.

Порозаполнитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки порозаполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Порозаполнитель обязательно должен сохнуть в течение двух суток.

Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натуральную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно приступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или порозаполнителя на древесине поднимается "ворс", поверхность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

После грунтования приступают к лакированию.


Л акирование производят с помощью кисти или тампона. (См. Приложения, рис. 44.) при лакировании тампоном на рабочую руку должна быть надета перчатка.

После нанесения лака изделия высушивают горячим или холодным способом.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

"проветривать помещение;

"не лакировать вблизи нагревательных приборов;

"не нюхать лак во избежание отравления;

"избегать попадания лака на открытые участки тела;

"после работы тщательно вымыть руки с мылом;

"держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

III. Практическая часть.

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, (морилка, тампоны, кисти, клей, краски, лак.

Правила техники безопасности:

1.Общие требования безопасности при работе с лаком.

1.1. К работе с лаками, красками, растворителями, клеем допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования огнеопасными жидкими веществами.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности емкостей, в которых находят лаки, краски, растворители или клей.

1.4. Обо всех неисправности; (утечках) необходимо сообщат! педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

1.5. Хранить лаки, краски, растворители, клей в плотно закрытой таре, предохранять от влаги действия тепла, прямых солнечны лучей.

1.6. При работе и по окончании работы необходимо проветривать помещение.

2.Требования безопасности перед началом работы с лаком .

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду: надеть косынку, фартук.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

Отделка изделий из древесины .

1. Подготовьте рабочее место для тонирования и лакирования деталей, а так же морилку, лак, тампоны, кисти.

3. Очисти от пыли и нанеси морилку необходимого тона, дай поверхности просохнуть.

4. Выполни лакирование поверхности изделия.

5. Если на поверхности появилось много ворсинок после лакирования, выполни ее зачистку.

6. Нанеси второй слой лака.

7. проверь качество отделки изделия.

3.Техника безопасности во время работы.

3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

3.2. При работе с лаками, красками, растворителями, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.

3.3. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.

3.4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

3.5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.

3.6. При попадании клея в глаза промыть их водой.

3.7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку,

3.8. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.9. Использовать жидкие вещества по назначению.

3.10. По окончании работы лаки, растворители, клей закрыть, вымыть кисть для клея (краски, лака), вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение уча­щимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за со­блюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Повторение и обобщение нового материала.

- что такое отделка изделий из древесины?

- какие инструменты применяют для тонирования и лакирования изделий из древесины?

- как получить гладкую лакированную поверхность?

- расскажите о правилах безопасности при работе с клеем?

- техника безопасности перед началом работы с клеем?

- техника безопасности во время работы с клеем?

Коротко о профессии :

Лакировщик – это специалист, который на деревообрабатывающем или мебельном предприятии занимается лакированием изделий из древесины. Он знает, как подготовить поверхность к лакированию, умеет выбрать лак, подходящий для лакирования то лил иной породы древесины. При этом он умеет пользоваться специальными устройствами для нанесения и сушки лака, чтобы получить ровный лакированный слой на изделии.

Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов урока Домашнее задание.

Читать конспект урока.

Используемая литература:

Учебник Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.- М. :Вентана-Гаф, 2012.-192 с.; ил.


создавать условия для развития личностных универсальных действий: приобретение новых учебных знаний в технологической деятельности; воспитание эстетического вкуса, культуры труда и поведения; рациональной организации рабочего места, бережного отношения к оборудованию цеха, профориентации учащихся.

способствовать становлению регулятивных универсальных действий: развивать у обучающихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, переносить полученные на уроке знания в новую практическую ситуацию, осознавать цель занятия и оценивать достигнутый результат.

способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий: продолжить формировать умения и навыки использования ручных инструментов и приемов обработки при изготовлении изделий из древесины (изготовление игрушки). Умение выходить из проблемных ситуаций, анализировать и строить логические цепочки.

способствовать воспитанию коммуникативных универсальных учебных действий: умение высказывать свои мысли, слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

создать условия для развития практических навыков и умений работать с древесиной, умения анализировать, делать выводы, интереса школьников к изготовлению предметов своими руками, умений и навыков рациональной организации рабочего места согласно правил ТБ для работающих с ручными столярными инструментами и приспособлениями;

способствовать становлению и закреплению знаний о работе с древесиной; умению воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности; ознакомиться с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхность морилки и лака с соблюдением правил безопасности; определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

способствовать воспитанию умения слушать, правильно, грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от одноклассников, учителя; технологической культуры.

Планируемые результаты

Предметные:

различных приёмов отделки древесины; видов отделочных материалов и инструменты для такой обработки.

выполнение отделки изделий с соблюдением правил безопасной работы

Личностные: Формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, трудолюбия и ответственности за качество с работы

Метапредметные:

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

определять свое отношение к природной среде.

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.

Основные понятия

отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, лакировщик.

Межпредметные связи

Русский язык, ИЗО, химия.

- дополнительные

Организация пространства

Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Методы и приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Планируемые результаты

«-« что не получилось)

Метапредметные

I.Организационный этап.

(2 мин)

Цели: Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить класс на позитивное настроение.

Цель для учеников

- Давайте подготовимся к уроку

Организует начало учебной деятельности;

Просит дежурных раздать учебники.

обучающихся к уроку;

Создает эмоциональный настрой на совместную работу

Готовятся к началу учебной деятельности;

Визуально контролируют свою готовность к уроку

Отвечают на вопросы

Погружаются в благоприятную атмосферу;

Метод словесный. Приём беседа.

Личностные: Осуществлять выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, умение различать интонацию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия шовых знаний. Объект труда-разделочная лоска.

Конспект урока

Дорохов Александр Евгеньевич

высшей квалификационной категории

Тема урока: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба.

Отделка изделий из древесины Т.Б. (80 мин.)

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы обучения: проблемные вопросы, игры, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля и самоконтроля в обучении.

Объект труда: разделочные доски.

Технологическая карта конструирования занятия

Автор: Антонова Надежда Назарьевна, учитель технологии МБОУ СОШ №1 г. Энгельсского муниципального района Саратовской области

Технология. Технический труд

Художественная обработка древесины. Пропильная резьба.

Отделка изделий из древесины Т.Б.

Планируемые образовательные результаты

Углубить знания об обработке древесины;

научить изготавливать разделочную доску, с помощью ручного лобзика

– Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) в учебе;

– готовность слушать собеседника и вести диалог – освоение познавательной и личностной рефлексии;

– Формирование эстетических потребностей,

ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества;

– формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Решаемые учебные проблемы

воспитать экономное отношение к материалам, бережное отношение к инструментам, аккуратность и точность в работе;

развить у школьников умение самоконтроля, эстетический вкус, формировать готовность к саморазвитию

Основные понятия, изучаемые на занятиях

Исторические сведения о пропильной резьбе; организация рабочего места при изготовлении изделий в технике выпиливания лобзиком; приемы работы с лобзиком

Вид используемых на занятиях средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Аппаратное и программное обеспечение

Программа Microsoft PowerPoint

Образовательные интернет ресурсы

Организационная структура занятий

ЭТАП 1 Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Проблемные вопросы для обучающихся

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Обучающиеся сами формулируют цели занятия

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Постановка проблемных вопросов для развития критического мышления

Элементы проблемных вопросов. Игра

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельный поиск цели занятия

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель – группа, организует работу с обучающимися во фронтальном режиме, дает задание

Основные виды деятельности учителя

вопросы всем ученикам;

использовать навыки активного слушания;

в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;

предлагать ученику обобщить мысли другого ученика

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Отработка навыков по сбору, анализу информации, коммуникативных способностей, умений осуществлять анализ собранной информации

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: поиск информации; коммуникативная: развитие умений слушать собеседника,

формулировать собственное мнение и позицию; регулятивная: принимать

и сохранять учебную

Прием: фронтальная беседа, поиск интересных исторических сведений

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельный поиск информации, работа в группах

Функции/роль учителя на данном этапе

Организация учебной деятельности

Основные виды деятельности учителя

ЭТАП 3 Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Научиться выбирать материалы и инструменты для изготовления разделочных досок;

Научиться выпиливать и обрабатывать контуры изделия

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: определение последовательности и технологии приготовления разделочной доски; коммуникативная: отработка умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; регулятивная: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции/роль учителя на данном этапе

Организует проведение практической работы

Основные виды деятельности учителя

Организация учителем процесса осознания первичного учебного материала

ЭТАП 4 Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение оценивать результат работы, сравнивать с эталоном

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: усвоение требований к качеству изготовляемого изделия; коммуникативная: отработка навыков взаимоконтроля; регулятивная: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Кроссворд и задания для самостоятельной работы

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах

Функции/роль учителя на данном этапе

Организует проведение проверки полученных результатов

Основные виды деятельности учителя

Учитель занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки

ЭТАП 5. Подведение итогов.

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым результатам

Учитель подводит итоги занятий

1. Организационная часть

Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на занятие.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии? Чтобы узнать, нам необходимо разгадать ребус (Сл. 2).

Сегодня на уроке вы познакомитесь с устройством лобзика, научитесь работать лобзиком, эти умения пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Давайте вместе попробуем сформулировать цели урока.

2. Актуализация прежних знаний

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы:

- Чтобы изготовить кухонную разделочную доску, мы заранее определили последовательность операций, на отдельных листах. Однако Незнайка перепутал их. Пожалуйста, помогите ему выстроить правильный алгоритм.

Учащиеся отвечают и выстраивают на магнитной доске последовательность изготовления разделочной доски.

1). Выбрать заготовку; 2). Разметить контур изделия; 3). Выпилить контур изделия;

4). Наколоть центр отверстия; 5). Высверлить отверстие; 6). Зачистить изделие.

По ходу учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, подводит итог беседы:

- Молодцы, хорошо все вспомнили. А теперь кто ответит:

1. Как мы можем ускорить разметку большого количества деталей?

(Для разметки нескольких одинаковых деталей применяют шаблоны).

2. Перед вами лежат образцы древесных материалов. Выберите и назовите те, которые вы уже знаете.

(Фанера, ДВП, ДСП).
3. Где используется фанера?

(В строительстве, изготовлении мебели, машиностроении и даже в самолетостроении).

4. Как вы думаете, из каких древесных материалов можно изготовить разделочную доску?

5. А почему нельзя сделать разделочную доску из ДВП или из ДСП?

(Так как они состоят из опилок с клеем, который вреден для здоровья человека и от влаги они разрушаются).

6. Как располагаются слои шпона в фанере?

(Листы шпона укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было взаимоперпендикулярно).

6. Почему фанера и доска одинаковой толщины имеют различную прочность?

(Фанера прочнее древесины, так как шпон спрессован взаимоперпендикулярно).

3. Изучение новых понятий и способов действия

- Из всего разнообразия видов резьбы по дереву мы начнем знакомиться и осваивать именно пропильную резьбу — самую распространенную и доступную. Она имеет несколько наименований: ажурная, сквозная, накладная. При этом способе удаляют, вернее, выпиливают фон.

Перед вами образцы выпиленных изделий, скажите, пожалуйста, сможем ли мы с вами обработать их, не встретив при этом значительных затруднений?

(Обработать такие изделия мы не сможем, так как мы еще не знаем технологии выпиливания).

- Совершенно верно. Вам надо еще научиться выполнять некоторые операции по изготовлению изделия.

(Сл. 4-5) Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика: абажур, подставки для карандашей, конфетницы, салфетницы и др. Для этого рекомендуется использовать фанеру толщиной 3—5 мм высокого качества. Перед нанесением рисунка следует рассмот­реть ребра взятого куска фанеры: если имеется даже небольшой учас­ток, где средний слой или слои имеют пустоту, то такой кусок фанеры использовать нельзя. Следует обратить внимание на неровности фане­ры, скрытые пустоты и наличие в верхних слоях сучков — при выпили­вании они могут отскочить.

(СЛ 6) Основными инструментами для выпиливания древесины является электрический или ручной лобзик. Ло́бзик (от нем. Laubsäge) — инструмент для криволинейного распиливания материалов. Он представляет собой рамку, напоминающую букву П, на свободных концах которой помешены вин­товые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилочку. Сна­чала ее прочно закрепляют в нижний винтовой зажим около ручки, причем зубья пилочки должны быть наклонены в сторону ручки. (Учитель демонстрирует приемы заправки пилок в лобзик). Перед закреплением на втором зажиме следует сдавить свободные концы лоб­зика и прочно закрепить пилочку в этом зажиме (СЛ 7). Хорошее натяжение пилочки обеспечивает нормальную работу лобзика. При выпиливании лобзиком к верстаку струбциной крепят специальный выпиловочный столик (СЛ 8).

Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги или обводят детали по шаблону.

(СЛ 9) Для зачис­тки краев выпиленных контуров заготовки применяют шлифовальную шкурку или надфили. Надфили - это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и другие. Работу выполняют аккуратно, чтобы не поломать изделия.

Выпиленные изделия из древесины легко обрабатываются, долговечны, красивы, гигиеничны, но обладают существенным недостатком — без соответствующей обработки они подвержены вредному воздействию прямого солнечного света и влаги.

Чтобы защитить древесину от всех этих воздействий и придать изделиям декоративный вид, их покрывают лаками, морилками, красками, оклеивают декоративной пленкой, фанеруют или пропитывают специальными составами, предохраняющими древесину от загнивания, вредителей и микробов. При работе с лаками и красками необходимо соблюдать правила безопасной работы с лаками и красками

Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении.

Внимание! Лак и краски пожароопасны. Не работай вблизи включенных электрических приборов!

При длительной работе с лаком применяй марлевую повязку или выполняй работу на свежем воздухе.

Следи, чтобы лак, масла, растворители не попадали на открытые участки кожи.

Закончив работу, убери рабочее место, тщательно вымой руки с мылом

На мебельных и деревообрабатывающих предприятиях отделку изделий выполняют отделочники. Отделочник — специалист, выполняющий комплекс работ, связанных с улучшением декоративных свойств изделий из древесины.

4. Учебно-тренировочная часть

Задачей этого элемента урока является выработка первоначальных навыков работы лобзиком. Он осуществляется посредством показа приемов работы на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя.

(СЛ 10) Выпиливание лобзиком выполняют сидя или стоя, применяя для этого выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столик и придерживают левой рукой, а правой выпиливают. Заготовку прижимают к выпиловочному столику и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. Старайтесь не наклонять лобзик, держите его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находиться в круглом отверстии выпиловочного столика.

Помните, ни одно даже очень интересное изделие не будет красиво выглядеть, если оно будет выполнена неаккуратно.

При рабо­те следует сидеть не сгибаясь. Соблюдать правила техники безопасности: Пожалуйста, Саша (обращаясь к одному из учеников), прочитай инструкцию.

(Саша читает вслух правила безопасной работы):

а) Работать лобзиком нужно с надежно закрепленными и исправными ручками.

в) Надежно закрепить пилку в рамке лобзика и упорную дощечку на верстаке.

г) Не делать резких движений при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой. Д) Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

е) Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.

ж) Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

Приближается праздник День Матери, скажите, можем ли мы выполнить мамам подарок своими руками? Какое изделие мы можем сделать? (разделочную доску).

У вас на столах лежат буклеты и альбомы с информацией о матрешках, ознакомьтесь с ними. Что нового вы узнали? Какой формы лучше выпилить доску? (матрешки). Правильно, русская матрешка является символом России и так долго нравится людям. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы.

Надеюсь, что сегодня на уроке вы сможете выпилить дощечку, не допустив при этом серьезных ошибок.

5. Формирование умений и навыков (Практическая часть)

Перед вами лежат карточки - задания, последовательность подготовки лобзика к работе, основные правила при работе с лобзиком, также есть критерии оценки работ (Приложение 1). Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и следуйте им.

Дежурные раздают шаблоны (Приложение 5), карточки-задания, технологические карты

После чего все приступают к работе.

Шаблоны школьники могут использовать свои, которые подготовили дома или выбрать из предложенного. Учитель помогает выбрать шаблоны (более простого изделия) слабым ученикам, внимательно следит за работой каждого.

С помощью наводящих вопросов старается помочь избежать ошибок при работе.

Примерные вопросы учителя:

1) Какой рукой надо придерживать заготовку при выпиливании?

2) Как перемещают лобзик?

3) В каком зажиме сначала закрепляют пилку?

4) Как наклонены зубья пилки в лобзике?

5) При выпиливании поворачиваем лобзик или заготовку?

6) Можно ли делать резкие движения при выпиливании?

7) Можно наклоняться низко над заготовкой?

При выполнении практической работы учащимся предлагается выполнить (СЛ 11) упражнения для глаз и физминутку (Приложение 3).

Учащимся, которые выполнили практическую работу раньше, предлагается разгадать кроссворд. (Приложение 4)

После выполнения практической работы, учащиеся убирают свои рабочие места.

6. Заключительная часть.

Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся вместе с учителем анализируют свою работу на уроке:

- Вспомните, какие цели стояли сегодня на уроке?

- Все ли цели удалось выполнить?

- Какие затруднения встретились вам во время работы?

- Над чем предстоит еще поработать?

- Выскажите свое мнение о том, что полезного, нужного вы приобрели на уроке. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки?

Учитель комментирует объективность оценивания результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.

(СЛ 12) Затем проводится рефлексия урока:

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня потрудился не совсем удачно, на следующем занятии будет работать лучше. Урок закончен.

Используемые источники:

Глозман А Е. Технология. Технический труд.5 кл.:учеб.для гор. общеобразоват. учреждений / А.Е. Глозман, Е.С. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под редакцией Ю.Л. Хотунцева.-М.Мненозина, 2011. – 199 с. ил

Дайн Г.Л. Русская матрешка, М.: , Сов. Россия, 1987;

Источники для обучающихся:

Читайте также: