Работа мышц конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Опорно-двигательный аппарат (костно-мышечная система) — комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Аппарат состоит из скелета и мышц. Скелетные мышцы выполняют следующие функции:

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами, которые осуществляют ее сокращение. Мышечные волокна собраны в пучки, между которыми находятся прослойки из соединительной ткани, выполняющие опорную функцию. В них имеются кровеносные сосуды и нервы. Отдельные мышцы и группы мышц окружены плотными и прочными футлярами из соединительной ткани — фасциями. Мышцы прикрепляется к костим с помощью сухожилий. В зависимости от количества начальных частей (головок) и средних частей (брюшек) мышцы могут быть двух-, трех- и четырехглавыми, двубрюшными и т.д. Некоторые мышцы не связаны с костями (мышцы лица, глаз, рта).

Скелетная мускулатура составляет около 40% массы тела человека и насчитывает около 400 скелетных мышц. По расположению выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

  • мышцы головы: жевательные (жевательная мышца, височная мышца) и мимические (мышца, сморщивающая бровь, щечная мышца, мышца смеха);
  • мышцы шеи (грудинно-ключично-сосцевидная);
  • мышцы туловища: мышцы спины (поверхностные — трапецевидная, широчайшая; глубокие — мышца, выпрямляющая позвоночник); мышцы груди (поверхностные — большая и малые грудные мышцы; глубокие — межреберные мышцы); мышцы живота (прямая мышца живота, наружная и внутренняя косые мышцы живота);
  • мышцы конечностей (дельтовидная, трехглавая мышца плеча, портняжная мышца, четырехглавая мышца бедра).

скелетные мышцы

Работа мышц

По форме мышцы делятся на длинные, короткие и широкие. По функциям мышцы делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, синергисты и антагонисты и др.

Скелетные мышцы прикрепляются с двух сторон от сустава и при своем сокращении производят в нем движение. Сгибатели (флексоры) обычно находятся спереди, а разгибатели (экстензоры) — сзади от сустава (за исключением коленного и голеностопного суставов).

строение мышцы

Отводящие мышцы (абдукторы) располагаются снаружи от сустава, приводящие (аддукторы) внутри от сустава. Вращение производят мышцы, расположенные косо или поперечно по отношению к вертикальной оси (пронаторы — вращающие внутрь, супинаторы кнаружи).

Синергисты — мышцы, осуществляющие движение и суставе в одном направлении (плечевая и двуглавая мышцы плеча), антагонисты — мышцы, выполняющие противоположные функции (двуглавая и тpexглавая мышцы плеча).

Работа различных групп мышц происходит согласованно. Когда cгибатель сокращен, paзгибатель расслаблен, и наоборот. Это происходит при чередовании процессов возбуждения и торможения в спинном мозге. С другой стороны, cгибатели и разгибатели могут быть одновременно расслаблены или сокращены. В координации движений основная роль принадлежит нервной системе.

При интенсивной мышечной нагрузке может наступать утомление. Утомление — это временное понижение работоспособности клетки, органа или целого организма, наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха. Утомление зависит от ритма сокращений и от нагрузки. Статическая работа мышц требует одновременною сокращения всех групп мышц и поэтому не может быть продолжительной. При динамической работе сокращаются поочередно различные группы мышц, что дает возможность длительное время совершать работу.

качества мышц

В экспериментальных условиях утомление мышцы связано с накоплением в ней продуктов обмена (фосфорной, молочной кислот), влияющих на возбудимость клеточной мембраны, а также с истощением энергетических запасов. При длительной работе мышцы уменьшаются запасы гликогена и ней и соответственно нарушаются процессы синтеза АТФ, необходимого для осуществления сокращения. Установлено, что в естественных условиях процесс утомления затрагивает прежде всего центральную нервную систему, затем нервно-мышечный синапс и в последнюю очередь — мышцу.

Тренировка мышц увеличивает их объем, силу и выносливость. При тренировке мышц утолщаются мышечные волокна, возрастает количество гликогена в них, увеличивается коэффициент использования кислорода, ускоряются восстановительные процессы.

типы мышечной ткани

Цели: на основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, закрепить знания по физике.

В начале урока ставится проблемный вопрос, на который ученики должны ответить:

1. Изучение нового материала

Класс перед уроком разбивается на 4 группы по 6 человек в каждой. Задания по дидактическим карточкам выполняются группой.

Учитель. Какие условия необходимы для работы мышц?

/Учащиеся отвечают, а учитель записывает на доске/

1) Нервные импульсы.

Учитель. Откуда поступают нервные импульсы?

з головного и спинного мозга)

Где находятся высшие двигательные центры?

ора больших полушарий, перед центральной бороздой)

Учитель. Каждая мышца имеет двойное подчинение. По одним нервам подаются импульсы от головного мозга. Они вызывают сокращение мышц. Каждое мышечное волокно изолировано от соседних с ним волокон и сокращается с максимальной для него силой. Сила и степень сокращения всей мышцы зависит от числа сокращения волокон. Другие импульсы, отходящие от узлов, которые лежат по бокам спинного мозга, регулируют их питание.

Рассмотрим эти физиологические процессы на примере нервно-мышечного препарата лягушки.

Включается видеофрагмент. После просмотра учащиеся в течение 5 минут заполняют схемы на дидактических карточках по группам. Эти схемы начерчены и на доске.

Процессы в мышцах
1. Какие процессы с веществами и энергией происходят в мышце? 2. Что доставляет в мышцу кровь? 3. Что уносится кровью из мышцы?
распад веществ синтез энергии кислород органические вещества углекислый газ

Вещества, необходимые и образующиеся при энергетических процессах в мышцах:

органические вещества + кислород => углекислый газ + вода + энергия

Схемы заполняются учениками из любой группы у доски, - кто быстрее.

Учитель. Какой вывод из этого следует?

(Для работы мышц необходимы нервные импульсы и энергия, которая образуется в результате окисления органических веществ в присутствии кислорода.)

Учитель. В каких органоидах клетки идет этот процесс?

(В митохондриях)

Учитель. Различают динамическую работу мышц, когда сокращение чередуется с расслаблением, и статическую, например, удержание груза в одном положении. Статическая работа приводит к быстрому утомлению.

Работа с учебником (Биология: Человек - под редакцией гл.-корр. Российской Академии образования А. С. Батуева)

(Вопросы записаны на доске)

Что такое утомление?

(Временное снижение работоспособности мышц, наступающее в результате работы)

Что является ведущей ролью в утомлении?

(Не усталость мышц, а утомление двигательных нейронов)

Учитель. Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности благоприятнее не постоянный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, который разработал теорию утомления, назвал это активным отдыхом.

Определим, что влияет на продолжительность работы мышц; от чего зависит утомление.

Учащиеся в течение 10 минут группами работают по дидактическим карточкам. Текст заданий демонстрируется на доске с помощью кодоскопа. После выполнения работы идет обсуждение. Учащиеся каждой группы демонстрируют результаты, а учитель делает записи на доске.


а, б - точки приложения сил; в - точка опоры

демонстрируется с помощью кодоскопа

Во время физических упражнений человек встал на цыпочки и приподнялся на 10 см. Пользуясь рисунком и своими знаниями по физике о рычагах, объясните действие костей стопы как рычага: а) какую работу производит при этом икроножная мышца? б) Что является при таком положении костей стопы и голени точной опоры, плечом действующей силы и плечом силы сопротивления?

В данной группе работу выполняют два ученика: один занимается в спортивной секции, другой - только на уроках физкультуры.

Влияние величины нагрузки на развитие утомления

Нагрузка, кг Путь руки, м Число движений Работа, Дж Начало утомления, с
1 0,5
3 0,5

A = FSn

F = 1 кг = 10 H 1 кг = 1•9,8 H =10 H

где S - расстояние; n - число движений.

Чем лучше развиты мышцы, тем продолжительнее
их работа, несмотря на увеличение нагрузки,
и медленнее наступает утомление.

Влияние ритма работы на развитие утомления

Ритм Путь руки, м Число движений Работа, Дж Начало утомления, с
Редкий 0,5
Средний 0,5
Частый 0,5

Наибольшая работоспособность и ее продолжительность
прослеживается при среднем ритме работы.

Два человека поспорили, как лучше нести груз: переменно правой и левой рукой без отдыха или нести его в правой руке, потом отдыхать и снова нести в той же руке.

Ответьте, - когда скорее восстановилось рабочее состояние правой руки, при отдыхе или при работе левой рукой? Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?

Быстрее восстанавливается работоспособность правой
руки при работе левой рукой. Активный отдых быстрее
снимает утомление мышц, которые принимали
участие в работе.

Проверка усвоения нового материала

1. От чего зависит работа мышц?

2. Что такое утомление?

3. Какие условия влияют на развитие утомления?

4. С помощью чего восстанавливается работоспособность мышц? К чему приводит малоподвижный образ жизни?

Учитель. Занятия спортом, физическим трудом увеличивает работоспособность, силу и выносливость, ловкость и скорость.

Подумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности.

Выставляются оценки за самостоятельные ответы и работу каждой группы.

Подумайте и составьте физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц.


В ходе данного видеоурока учащиеся выяснят, каким образом осуществляется мышечное сокращение, познакомятся с мышцами-антагонистами и синергистами. Также они узнают, какие мышцы в теле являются самыми активными, какие виды действий могут выполнять мышцы (сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение). Учащиеся выяснят, что такое мышечный тонус, узнают причины и механизмы развития утомления мышц. Кроме того, они изучат статическую и динамическую работу мышц. Школьники познакомятся с русским учёным, который изучил влияние физической нагрузки на работоспособность мышц и наступление утомления


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Работа мышц"

Мышцы способны сокращаться. При сокращении мышца перемещает кость, к которой она прикреплена, и производит механическую работу. В момент сокращения мышца укорачивается, становится толще и сближает связанные с ней кости. Таким образом, мышцы производят перемещение тела или его частей в пространстве, а также другие движения.

Среди мышц, которые обеспечивают движения, выделяют мышцы-сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие сустав и мышцы, вращающие кость в одном направлении.


Самые активные мышцы в теле человека – глазные, они сокращаются до 100 000 раз в день.

Работа мышцы зависит от её длины и диаметра. Чем больше диаметр мышцы, тем она сильнее, и тем большую работу может осуществлять. Также, чем длиннее мышечные волокна, образующие мышцу, тем больше они способны укорачиваться.

Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе. Движения в любом суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами, например, мышцы-сгибатели и разгибатели.


Когда происходит сокращение мышцы-сгибателя, например, двуглавой мышцы плеча, то мышца-разгибатель, в данном случае это трёхглавая мышца плеча, расслабляется. При сокращении трехглавой мышцы, расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку.


В одном направлении, например при сгибании, могут действовать не одна, а несколько мышц. В таком случае их называют синергистами. Они работают согласованно.

Мышцы-антагонисты и синергисты могут находиться в расслабленном состоянии, например, когда руки висят вдоль тела.

Когда человек держит тяжесть в вытянутых руках, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели (в данном случае двуглавая и трёхглавая мышцы) сокращаются одновременно, прижимая кости друг к другу. Здесь они действуют как синергисты.


Вы уже знаете, что к скелетным мышцам подходят нервы. В мышцах, а также в сухожилиях, суставах и коже находится большое количество нервных окончанийрецепторов.

Они воспринимают раздражения и доставляют информацию по отросткам чувствительных нейронов в спинной и головной мозг. По отросткам двигательных нейронов информация из центральной нервной системы поступает к мышце. Мышца способна сокращаться только после того, как получит нервный сигнал от двигательного нейрона, находящегося в центральной нервной системе. Там осуществляются процессы управления движениями. Регулирует работу скелетных мышц соматический отдел нервной системы.


Поперечно-полосатые мышечные волокна никогда не находятся в состоянии полного расслабления. Они всегда слегка напряжены. Это состояние называют мышечным тонусом. Благодаря ему мышца всегда готова начать сокращаться.

При любой мышечной работе происходит потребление энергии. Источником энергии в организме служат вещества, которые образуются при распаде органических соединений, в основном углеводов (чаще всего глюкозы) и жиров. Мышцы нуждаются в постоянном их притоке, поэтому хорошо снабжаются кровью. Чем интенсивнее работает мышца, тем лучше она снабжается кровью, и тем быстрее в ней происходит обмен веществ. Интенсивность обмена веществ в работающей мышце возрастает от 100 до 1000 раз.

В результате распада органических веществ образуется много энергии, а также углекислый газ и вода, которые уносятся кровью из клеток.

В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут выполнять разную работу. При динамической работе происходит перемещение тела или груза в пространстве. Статическая работа связана с удержанием определённой позы или груза.

К статическим усилиям относятся, например, стояние, удержание головы в вертикальном положении или груза на вытянутой руке. При выполнении некоторых гимнастических упражнениях (на кольцах, при удержании поднятой штанги) статическая работа требует одновременного сокращения почти всех мышечных волокон, которые составляют мышцу. Поэтому она не может быть продолжительной, так как наступает утомление. Для организма статическая работа утомительна ещё и потому, что при длительном напряжении, мышцы сдавливают проходящие в них кровеносные сосуды.

Это ведёт к ухудшению снабжения мышц кислородом и питательными веществами, а также к накоплению в них конечных продуктов распада.

При динамической работе различные группы мышц сокращаются поочерёдно, более того, по очереди сокращаются мышечные волокна одной мышцы. Всё это даёт возможность мышце совершать работу длительное время.


Работа мышц – необходимое условие их жизнедеятельности. При длительном бездействии происходит потеря мышечного тонуса.

Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что положительно влияет на физическое состояние всего организма.

В результате длительной работы происходит снижение работоспособности мышц. Это явление временное и называется утомлением.

Скорость наступления утомления зависит от количества накопленных в мышцах продуктов обмена (например, молочной кислоты), снижения в крови запасов кислорода и питательных веществ, состояния нервной системы.

Известно, что неинтересная работа быстрее вызывает утомление. При выполнении ритмичной работы утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично восстанавливается. В то же время мышечная деятельность, совершаемая в высоком ритме, приводит к быстрому развитию утомления. Быстрее всего оно развивается при больших физических нагрузках.

Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление утомления мышц впервые изучил русских физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он установил, что мышечная работоспособность достигает максимального уровня при умеренном ритме и средней величине нагрузки.

Для отдыха большое значение имеет смена видов деятельности. Активный отдых полезнее и эффективнее пассивного. Так как время восстановления утомлённых мышц уменьшается, если в период отдыха работают другие группы мышц.

Физиологическое утомление – нормальное биологическое явление. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но какое-то время даже превосходит исходный уровень.

Вспомним, что в состав стенок внутренних органов (желудка, кишечника, кровеносных сосудов и мочевого пузыря) входят гладкие мышцы. Они сокращаются медленно – в течение десятков секунд. Но благодаря этому тратится меньше энергии. Гладкие мышцы могут длительное время находиться в состоянии сокращения, и утомление в них практически не развивается. Например, мышцы стенок артерий находятся в сокращённом состоянии всю жизнь.

Итог урока. При сокращении мышцы совершают работу: сгибают или разгибают кости в суставе, отводят или приводят их друг к другу, вращают. Мышцы, действующие в одном направлении, называются синергистами, а в противоположных направлениях – антагонистами. Различают статическую и динамическую работу. Статическая работа более утомительна, чем динамическая. Наибольший эффект динамической работы достигается при средних нагрузках и среднем ритме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

- раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц;

- строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц;

-выяснить функции мышц

Задачи развития: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование:

Тип и вид урока: урок по В.Ф. Шаталову

Письменная работа по карточкам

Фронтальный опрос

I .Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на нашем уроке. Кто у нас сегодня отсутствует?

На предыдущем уроке мы с вами изучили строение скелета, а теперь давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал и подготовили домашнее задание.

II . Проверка знаний.

Кто желает поработать письменно с карточкой?

С остальными мы поработаем устно.

1) Рассказать о скелете туловища. Чем образован? Какую функцию выполняет? Какое соединение костей?

2) Рассказать о скелете пояса верхней конечности и о строении свободной верхней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?

3) Рассказать о скелете пояса нижней конечности и о строении свободной нижней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?

Что изменилось в скелете в процессе эволюции?

Описательный рассказ

Как вы думаете, для чего мы будем изучать мышцы? Какое значение они для нас имеют?

Тогда, какая цель будет у нас на уроке?

Цель нашего урока - изучить строение мышц и их работу.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Они перекидываются через суставы, прикрепляются к костям скелета и приводят их в движение, действуя, как тяги. Масса скелетной мускулатуры взрослого человека составляет почти половину всей массы тела.

Помимо движения и поддержа­ния позы мышцы обеспечивают дыхательные и глотательные движения, мимику и речь, преобразуют химическую энергию в механическую и теп­ловую.

Сейчас скажу вам такой интересный факт. У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося только 17, поэтому смеяться энергетически выгодней.

Теперь запишем определение в свои тетради.

Мышцы или мускулы - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Теперь разберемся со строением мышц.

Строение скелетной мускулатуры . В мышце различают брюшко, состоя­щее из поперечно-полосатой мышечной ткани, и сухожилия, образован­ные плотной соединительной тканью. Брюшко мышцы покрыто оболоч­кой фасцией. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к сосед­ним, подвижно соединенным костям скелета (рис. 61). Некоторые мышцы прикрепляются к другим органам, например коже, глазному яблоку. Мыш­цы пронизаны кровеносными и лимфатическими сосудами. По кровенос­ным сосудам с током крови поступают питательные вещества и кислород, удаляются продукты обмена, а по лимфатическим оттекают жидкости. В мышцах расположены рецепторы, измеряющие степень их сокращения и растяжения. К каждой мышце подходит нерв, связывающий ее с цент­ральной нервной системой.

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными во­локнами, собранными в мышечные пучки. Мышечные волокна — это высо­коспециализированные многоядерные образования, простирающиеся от одного сухожилия к другому и достигающие в длину десятков сантиметров.

Ø В цитоплазме мышечного волокна, наряду с клеточными органоидами общего назначения, находятся и специализированные нити — миофибриллы, состоящие из белков актина и миозина. Это сократительный аппарат мышечного волокна. Механизм мышечного сокращения заключается в скольжении нитей актина и миозина относительно друг друга. При этом мышца или укорачивается, развивая усилие, или напрягается, сохраняя длину неизменной.

В организме мышечное сокращение возникает под влиянием нервных импульсов, поступающих в мышцу из центральной нервной системы. Ис­точниками энергии для мышечных сокращений служат АТФ, глюкоза и гликоген.

Со строением разобрались. Теперь давайте узнаем различные группы мышц. Кто знает, какие группы мышц у нас выделяют? В зависимости от места расположе­ния на человеческом теле и выполняемых функций различают мышцы конечностей, туловища, головы и др.

Мышцы конечностей. В процессе труда хорошо развились мышцы рук. Они обеспечивают тонкие и точные движения кисти и пальцев. Ловкие мышцы большого пальца руки позволяют противопоставлять его осталь­ным, приводить или отводить. Благодаря этому человек может пользовать­ся орудиями труда, выполнять самые разнообразные действия.

Точные движения пальцев совершаются в результате сокращения и расслабления групп мышц, расположенных на предплечье, запястье и пястье. Эти мышцы связаны с костями пальцев длинными сухожилиями.

Мышцы нижних конечностей и тазового пояса обладают значительной массой и мощностью, причем разгибатели развиты сильнее сгибателей. Это необходимо для сохранения вертикального положения тела, хождения на двух ногах и способности сидеть. Большая ягодичная мышца, протянув­шаяся от таза и крестца к бедру, разгибает и вращает ногу в тазобедрен­ном суставе, а при фиксированных ногах — разгибает туловище.

Мощная четырехглавая мышца бедра разгибает ногу в коленном су­ставе (при ударе по ее сухожилию возникает коленный рефлекс). Двугла­вая мышца бедра разгибает ногу в тазобедренном суставе и сгибает в ко­ленном.

На тыльной стороне голени выделяется икроножная мышца с ахилло­вым сухожилием. Она сгибает стопу, обеспечивая плавный перенос массы тела с пятки на пальцы при ходьбе и приземление на пальцы — при беге. Она же сгибает ногу в коленном суставе (при ударе по ее верхним сухожи­лиям стоячий человек приседает).

Мышцы туловища. Глубокие мышцы спины, прикрепленные к отрост­кам позвонков, играют большую роль в фиксировании и движениях туловища.

Трапециевидная мышца перемещает плечевой пояс вверх, вниз и назад, а при его фиксации тянет назад голову.

Широчайшая мышца спины приводит руку и отводит ее назад.

Глубокие мышцы груди и диафрагма участвуют в дыхательных движе­ниях.

Мощные большая грудная и зубчатые мышцы укрепляют на туловище верхние конечности и приводят их в движение.

Мышцы живота наклоняют туловище, сгибают и вращают его вокруг продольной оси, участвуют в выдохе. Они образуют стенки брюшной поло­сти, а при сокращении действуют словно пресс.

Мышцы головы. По функциям мышцы головы разделяют на жеватель­ные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают разнообразные движения нижней челюсти. Мимика — выразительные движения лица. Их вызывают мимические мышцы. Они прикрепляются одним концом к костям черепа, а другим — к внутренней стороне кожи. Мимические мыш­цы позволяют выражать ощущения и эмоции. Появление у древних лю­дей членораздельной речи повлекло изменение и специализацию мышц, окружающих рот и глаза.

Теперь поговорим о управлении движениями и работе мышц.

Управление движением . Движение в большинстве суставов возможно по нескольким направлениям — осям. Мышцы сустава, образующие при движении функциональные группы совместного действия, называют синергистами, а противоположного — антагонистами. Их согласованная тяга превращает сустав в механизм с определенным направлением и скоростью движения.

В процессе сокращения двуглавой мышцы трехглавая мышца одновре­менно пассивно растягивается (рис. 63). При сокращении трехглавой мыш­цы растягивается двуглавая. При одинаковой силе тяги синергистов и ан­тагонистов обе они фиксируют (закрепляют) положение сочленяющихся в суставе рычагов — костей. Очевидно, что такая координация движений осуществляется не самими мышцами, а управляющими ими нервными центрами. Согласованная деятельность мышц возможна только под посто­янным контролем центральной нервной системы.

Управление движениями осуществляется по принципу рефлекса. Дуги безусловных двигательных рефлексов замыкаются в спинном мозге и ядрах ствола головного мозга.

Давайте рассмотрим рефлекторную дугу.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b35/00048b8c-f12b1b93/2/hello_html_2cfce309.jpg

1-рецептор, 2- чувствительный нейрон, 3 вст.нейрон, 4-двигательный нейрон, 5 – мышца.

Сложные движения осуществляются по двигательным программам, которые создаются по типу условных рефлексов в результате обучения и тренировки. Роль программы возрастает по мере выработки и упрочения навыка. На ее основе человек может выполнять быстрые движения.

В медленных и точных движениях используются обратные связи (прин­цип рефлекторного кольца), и двигательный акт непрерывно контролиру­ется. Роль обратных связей возрастает при выполнении привычных дви­жений в необычных условиях (например, на высоте, узкой опоре).

Работа мышц. В различных ситуациях одни и те же мышцы совершают разную деятельность. Работу по перемещению тела или груза называют динамической, а при удерживании определенной позы или груза — ста­тической.

При динамической работе разные группы мышц сокращаются пооче­редно, а работоспособность сохраняется длительное время. Нервные цент­ры, управляющие мышцами, работают в заданном режиме и потому эко­номно, с высокой эффективностью.

Статическая работа характеризуется непродолжительностью и непре­рывной активностью одних и тех же мышц. При более длительном статиче­ском напряжении мышц сдавливаются питающие их кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, на­рушается отток венозной крови.

Произведение массы перемещаемого груза на величину укорочения мышцы называют работой мышцы. Она зависит от нагрузки и темпа дви­жений. При увеличении нагрузки до некоторого предела работа возраста­ет, а затем постепенно снижается. Предельные нагрузки мышца не способ­на преодолеть — тогда работа будет равна нулю. Наибольшая работа со­вершается при средних нагрузках. При работе в быстром темпе скоро развивается утомление. Тогда итоговая работа оказывается небольшой. Оптимален средний (умеренный) темп.

Утомление . Временное снижение работоспособности органа или орга­низма в целом, наступающее в результате работы и исчезающее после от­дыха, называют утомлением. В первую очередь утомление развивается в нервных центрах, управляющих двигательной деятельностью.

Нервное утомление сопровождается утратой координации, возбужде­нием не участвующих в движении мышц. И наоборот, не координирован­ные действия в отсутствии навыка приводят к быстрому утомлению.

Утомление может развиваться вследствие истощения энергетических запасов и накопления продуктов обмена веществ, угнетающих мышцу. Так, боли в перетружденных мышцах объясняются накоплением в них молоч­ной кислоты. Боли могут возникнуть и вследствие давления утративших сократимость утомленных мышечных волокон на расположенные в мыш­цах рецепторы.

Скорость развития утомления зависит от характера работы, величины нагрузки и ритма. При увеличении нагрузки утомление наступает быстрее.

И. М. Сеченов установил, что для каждой физической работы можно подобрать такой ритм и нагрузку, которые позволяют сохранять оптималь­ную работоспособность при наименьшем утомлении.

Утомление — нормальное физиологическое явление. После отдыха ра­ботоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает ис­ходный уровень. Восстановление протекает быстрее при активном отдыхе, чем при полном покое. И. М. Сеченов показал, что восстановление работоспособности утомленных мышц руки ускоряется, если во время отдыха производить работу другой рукой — это явление активного отдыха.

IV . Обобщение и систематизация новых знаний.

А теперь повторим новый материал. Поработаем по опорному конспекту. Я сейчас вам ещё раз вам объясню основные моменты, потом вы перерисуете опорный конспект, и кто-то попробует сам объяснить материал.

Читайте также: