Приемы сжатия текста конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.


Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание. Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.


Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.


План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.


Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:


Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.



Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.


При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Работа над изложением в 7 классе

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.



Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы З.А. Дзиовой.

2Цели: учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение.

4Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

5Понравился ли вам рассказ?

Является ли данный отрывок текстом?

Назовите признаки текста. Какова тема текста?

Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

- Основная мысль текста осуждение гордого пня.

Как бы вы озаглавили текст?

К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

- Стиль речи художественный, тип речи повествование.

Аналитическая беседа по тексту

Какое слово в этом тексте является ключевым?

Понимаете ли вы разницу в значении этих слов?

ГОРДОСТЬ чувство собственного достоинства, самоуважения.

ВЫСОКОМЕРИЕ уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

7 Деление текста на микротемы и составление плана

1. Люди кланялись пню.

2. Пень возгордился.

3. Деревья гордо молчали.

4. Правда синицы.

МИКРОТЕМА наименьшая составная часть темы целого текста. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем.

8 Сжатие текста.

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? Сожмите первую микротему:

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Для этого мы уберем повторяющиеся предложения: 2, 3 и 4. Смысл этих трех предложений выражен в 5-ом. У нас получится:

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Сожмите вторую микротему:

Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? 1-е предложение необходимо, в нем есть новая информация. 2, 3, 4 предложения можно убрать, так как нам то, о чем в них говорится уже известно из первой микротемы. И получится:

Возгордился старый пень и говорит деревьям: Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

Сожмите третью микротему:

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Без каких слов в третьей микротеме можно обойтись? Здесь можно убрать слова старого пня, и получится:

Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и ну кричать.

Сожмите четвёртую микротему:

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя?

Но тут прилетела синичка и весело защебетала: Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

Итак у нас получился сжатый текст. Давайте перескажем его по микротемам, а затем полностью.

13 Молодцы, ребята! А теперь напишите сжатое изложение. Желаю удачи!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия в 5 классе

Цель : познакомить детей со способами сжатия текста, совершенствовать умение сокращать текст, выделяя главное и отсекая второстепенное.

Ход занятия:

Оргмомент, целеполагание

- Как вы думаете, что это такое? Что значит сжать текст ?

- Зачем нужно уметь сокращать текст? Умение сокращать текст — важное общенаучное умение, которым должен владеть каждый ученик. Это умение необходимо вам не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях (история, география, математика, литература и др.), когда вы работаете с параграфом учебника. Это умение необходимо и в повседневной жизни (чтение статей в журналах и газетах, работа с информацией в интернете и т.д.).

- Как это делать? Известны ли вам какие-нибудь способы сжатия текста? (исключение второстепенной информации и обобщение конкретных, единичных явлений).

- Попробуем сократить текст. Начнем с предложения, которое представлено для вас на карточке №1. Прочитайте предложение и попробуйте его сократить. Работаем в парах.

Государственная Третьяковская галерея, которую в обиходе называют также Третьяковка, создавалась с 1856 года русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и его братом Сергеем.

- Пока не совсем получается, да? Ну что ж, значит, нужно сначала познакомиться с информацией о том, какие бывают приемы сжатия текста.

Если получится хорошо: Неплохо. А как вы сократили предложения?

Откройте карточку № 2.

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1) Исключение:

-исключение одного или нескольких из синонимов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких предложений.

2) Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3) Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложного предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

-Ребята, в течение 5 минут познакомьтесь с приемами сжатия текста.

Первичное закрепление изученного материала

- Проверим. Сколько приёмов сжатия существует? Вернемся к нашему предложению. Какая информация предложения важна? А какую можно опустить? Подчеркните важную информацию карандашом. Итак, что у нас получается?

Государственная Третьяковская галерея создавалась с 1856 года русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и его братом Сергеем.

- Какой прием сжатия мы использовали ? (исключение второстепенной, несущественной информации)

- А теперь еще раз внимательно прочитайте то, что у нас получилось, и подумайте, что еще можно сократить? Кем являлись друг другу Павел Михайлович и Сергей? (братьями), как мы можем сократить эту часть предложения и назвать их одним обобщающим словом? (братья Третьяковы). Прочитайте получившийся вариант. (Государственная Третьяковская галерея создавалась с 1856 года братьями Третьяковыми.)

- Хорошо. Какой способ сжатия текста вы использовали ( обобщение).

- А сейчас я вам прочитаю текст, с которым мы будем работать далее. Сформулируйте задание для себя. (Внимательно послушать. Определить тему, идею, стиль текста.)

Чтение текста учителем

Собранную Петром I коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в новую столицу Петербург, она стала основой музея Кунсткамеры. Её разместили в Летнем дворце.

Работа по тексту

Как этот текст связан с предложением, которое мы разбирали?

Значение каких слов непонятно? (надо объяснять слова планетарий, реставратор, кунсткамера, кунстштюк)

Тема текста – экспонаты музея Кунсткамеры, созданного Петром I. Что вы знаете о Петре I? (последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский).

Идея текста (если не определят, вернуться к ней в конце работы с текстом).

Стиль текста – научно-популярный подстиль научного стиля.

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Кунстштюк — это слово из немецкого языка: Kunst — искусство, редкое явление, Schtuch — штука, дивная вещь. Применялось и иногда применяется и сейчас как трюк, фокус, но редко используется в наше время. То есть можно дословно перевести как искусно выполненная редкая вещь.

Планетарий — Зрелищное и научно-просветительное учреждение, где при помощи такого устройства показывается искусственное звездное небо.

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.

Полый – пустой.

Обучение сжатию текста

- Сформулируйте себе задание. Что будем делать дальше? Прочитайте еще раз первый абзац. Посмотрите на первое предложение. Найдите второстепенную информацию. Что можно опустить? ( на Васильевском острове странную кривую )

- Прочитаем, что получается.

( Согласно преданию, русский император Петр I однажды увидел берёзу, ствол которой врос в основание другого дерева. )

-Какие приёмы мы использовали? Посмотрите в карточку.

- Посмотрите на второе предложение. Как его сократить?

Если затрудняются, подсказки: Создать музей, в котором собирались бы разные природные отклонения. Очень длинно. Как попроще сказать?

-Какие приёмы сжатия использовали? (упрощение)

- Посмотрите на третье предложение. Как его сократить? (Оставить полностью.)

- Переходим ко 2 абзацу. Прочитайте предложения второго абзаца, о чем идет речь? Какая информация является главной, а какая второстепенной? Подчеркните карандашом главную. Почему мы упустим словосочетание собранную Петром ? (потому что нам известно с первого абзаца, что сбором занимался Петр Первый). Второе предложение будем сокращать? Нет, оставим полностью. Итак, что у нас получилось?

Коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в Петербург, где она стала основой музея Кунсткамеры.

(О том, что это новая столица будем добавлять? Нет, это несущественная информация)

- Как сократим второе предложение 2 абзаца? (оставим полностью)

Далее работа в парах. Если времени нет, можно продолжить на следующем занятии.

- А последний абзац попробуйте сократить в парах. Работу выполнить письменно. На обратной стороне листочка с текстом напишите сокращенный вариант текста и напишите, какие способы сжатия вы использовали. Не забудьте сначала выделить карандашом главную информацию. Всем понятно задание? Через 5 минут проверим.

- Проверим. Учащиеся зачитывают свои варианты.

- Какие приемы сжатия текста вы использовали? (исключение, упрощение)

- Прочитаем полностью весь сокращенный текст.

Коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в Петербург, где она стала основой музея Кунсткамеры. Её разместили в Летнем дворце.

После проработки текста необходимо вернуть к идее текста. Сокращение текста – это ещё один приём понимания прочитанного.

- Какова же идея текста, ребята? (береза с природным отклонением вдохновила Петра на создание музея)

- Что вам помогло определить идею? (сокращение текста). Таким образом, мы сделали вывод, что сокращение текста — это еще один прием понимания текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работайте старательно
Слушайте внимательно.

II. Актуализация и пробное учебное действие

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.

- Как вы думаете, если я еще два раза прочитаю вам текст, сможете ли вы написать изложение?

- Что мы должны сделать, чтобы написать изложение?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (записывают тему урока)

Давайте определимся, что же такое изложение?


-

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Способы сжатия текста

Как вы понимаете, что такое обобщение?

А как вы понимаете прием упрощения? Что значит упростить текст?

С помощью чего мы можем упростить текст?

сложных предложений простыми

однородных членов общим словом

прямой речи словами автора.

Давайте обобщим весь опыт о способах сжатия текста, полученный нами ранее. Создайте текст на основе предложенной модели, которая находится у вас в рабочих листах, воспользовавшись словами для справок.

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок:

Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь авторской, пользуясь приёмом упрощения.

слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

VI. Поиск решения. Открытие новых знаний.

На основе полученных знаний сформулируйте правила написания сжатого изложения.

( Сокращенное, уменьшенное, краткое; главные фрагменты текста передаются подробно, второстепенные – кратко)

VI. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Слайд Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух

Слайд - Понравился ли вам рассказ?

- Является ли данный отрывок текстом? Назовите признаки текста.

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? Основная мысль текста — осуждение гордого пня.

- К какому стилю и типу речи принадлежит текст? Стиль речи — художественный, тип речи — повествование.

Сопоставьте слова и их лексич. значение

ГОРДОСТЬ чувство собственного достоинства, самоуважения

ЗАЗНАЙСТВО поведение того, кто зазнаётся, важничает

ВЫСОКОМЕРИЕ уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим

Слайд Деление текста на микротемы и составление плана

Люди кланялись пню.

Деревья гордо молчали.

Слайд Сжатие текста

1. В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

2. Возгордился старый пень и говорит деревьям:

Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

3. Но деревья молча стояли в своей гордой красоте.

Рассердился старый пень:

Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

4. Но тут прилетела синичка и весело защебетала:

Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

Читайте также: