Преступления и проступки конспект урока 7 класс

Обновлено: 03.07.2024


Из урока можно узнать о том, что государство не только устанавливает законы, но и пристально следит за их исполнением, так как нарушение установленного законами порядка всегда приводит к плачевному результату.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Нарушения закона. Наказание и его виды"

Тема сегодняшнего нашего урока: нарушение закона. Наказания и его виды.

По прошлым урокам мы уже с вами знаем, что закон – это обязательные для исполнения всеми людьми нормы и правила, установленные государством, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.



Государство не только установило данный порядок, но и пристально следит за его исполнением, так как нарушение установленного законами порядка всегда приводит к плачевному результату.

Так что же такое наказание?

Наказание – это те неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые наступают в результате его проступка или преступления.

То есть наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения.

Мера наказания зависит от тяжести совершенного правонарушения. За каждое правонарушение для правонарушителей законом предусмотрено соответствующее наказание для правонарушителей.


Некоторые виды наказания уже знакомы вам по прошлым урокам. Например, переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора, а сев в автобус или троллейбус, нужно обязательно оплатить проезд. Нарушение этих правил влечёт за собой штраф.

Но следует помнить, что за одно и то же правонарушение ответственность должна наступать только один раз.

Любой вид наказания преследует такие цели:

Восстановление справедливости. За каждое преступление правонарушитель должен понести справедливое наказание. Правда, не во всех случаях наказание может быть соразмерно причинённому ущербу. Например, как быть в том случае, когда совершено убийство, ведь ни один, даже самый справедливый приговор суда не вернёт жизнь человеку, поэтому в таком случае справедливость достигается через ужесточение наказания, например, приговором к пожизненному заключению или смертной казни.

Исправление правонарушителя. В этом случае главная задача – сделать из правонарушителя законопослушного гражданина, заставить его уважать закон и права других граждан. Эта цель, как правило, достигается сочетанием методов убеждения и принуждения со стороны государства и общества.

Профилактика правонарушений. В идеале страх перед суровостью и неизбежностью наказания за совершённое преступление должен останавливать граждан от совершения аналогичных поступков. Профилактика осуществляется путём воздействия на граждан различными правовыми средствами.

Помните, мы с вами говорили о древнегреческом философе Сократе, который по ложному доносу был обвинён в том, что не верит в Богов и дурно влияет на молодёжь, за это философ был приговорён к смертной казни. Несмотря на то, что нам может показаться, что это наказание не совсем справедливо, тем не менее для древних греков такое поведение было общественно опасным, отсюда и суровость вынесенного приговора.


Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787 год

Даже сегодня принято считать, что такие меры воздействия на правонарушителей призваны служить профилактикой для остальных граждан с целью заставить их исполнять законы, то есть стать законопослушными членами общества.

Законопослушность – это уважительное отношение к закону и соблюдение его предписаний каждым членом общества.

Как правило, законопослушные люди составляют большинство общества. И это вполне нормальная ситуация, ведь мы все хотим жить в атмосфере порядка и справедливости.

Но не все граждане законопослушны, некоторые всё же нарушают закон, даже иногда идут на правонарушение сознательно и полностью отдают себе отчёт в том, что рано или поздно они понесут за свой проступок заслуженное наказание, то есть, говоря другими словами, ведут себя противозаконно.

Противозаконное поведение – это поведение, запрещённое законом, которое несёт вред человеку и обществу в целом.

В зависимости от тяжести совершенного правонарушения принято выделять преступление и проступок.

Преступление – это особо опасное для общества правонарушение, которое влечёт за собой уголовную ответственность.

Согласно Уголовному кодексу уголовная ответственность перед законом за некоторые виды преступления такие как:

· терроризм и другие.


Может наступить уже начиная с четырнадцати лет. Наказание за совершение уголовного преступления назначает только суд.

Стоит отметить, что в разных странах мира возраст наступления уголовной ответственности может значительно отличаться.

Например, в большинстве штатов США – это 16 лет, в Финляндии уголовная ответственность может наступить в 15 лет, в Англии и Ирландии за некоторые преступления можно понести уголовную ответственность начиная с 10 лет, ну а в Швейцарии и вовсе начиная с 7 лет. И такие решения судебная система принимала неоднократно.

Например, в 1993 году в Англии десятилетние Роберт Томпсон и Джон Венеблс были приговорены к 10 годам лишения свободы каждый за совершённое ими убийство.

Это преступление настолько возмутило жителей страны, что полицейским пришлось защищать малолетних преступников от расправы.

Ещё большее возмущение вызвал и сам приговор, который посчитали очень мягким, несмотря на то что 10 лет – это максимальный срок наказания для этого возраста, ведь соверши такое преступление взрослый – ему могла грозить смертная казнь.

Поэтому рассмотрение дел, связанных с малолетними правонарушителями не очень простое дело для судей, адвокатов, следователей и полицейских.

В некоторых странах мира, в том числе и у нас в стране ведётся работа по созданию системы ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция – это специальная система учреждений и организации, осуществляющих правосудие над несовершеннолетними преступниками. Главной целью данной системы является прежде всего является не осуждение малолетних правонарушителей, а их реабилитация и перевоспитание.

Но не стоит думать, что если вы не достигли возраста уголовной ответственности, то можете делать всё что хотите и вам за это ничего не будет. Помните, что за вы несёте ответственность каждый свои поступок.


На начало 2015 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних преступников своё наказание отбывали около двух тысяч подростков. Всего же в местах лишения свободы различные сроки заключения отбывают порядка шестисот пятидесяти тысяч человек.

Российская Федерация входит в десятку стран мира по количеству заключённых на сто тысяч человек населения.

Другой вид правонарушения – это проступок.

Проступок – это вид правонарушения, имеющий меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

К проступкам можно отнести:

· нарушение правил дорожного движения;

· безбилетный проезд на общественном транспорте;

· курение и распитие спиртных напитков в общественном месте;

· мелкое хулиганство и прочие действия.

Меры ответственности за такого рода правонарушения закреплены в Административном и Гражданском кодексах Российской Федерации. Например, как мы уже с вами говорили, за переход улицы в неположенном месте или за безбилетный проезд, вам, согласно нормам Административного кодекса, придётся заплатить штраф. Ну а если вы испортили чужое имущество, например, по вашей вине произошла авария, то если не желаете неприятностей с законом, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, придётся вам возместить владельцу транспортного средства нанесённый вами ущерб.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.В. Ушакова, учитель истории ,

г. Верещагино, Пермский край

Преступление. (конспект урока)

Пояснительная записка

Возрастная группа: 7 класс

- формировать умение адекватно оценивать собственные поступки и поступки окружающих людей, воспитывать ответственность за свои действия, уважительное отношение к закону и праву.

Метапредметные:

-развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-развивать умение определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

-формировать умение извлекать информацию из различных источников;

-формировать умение анализа и синтеза;

-развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

-развивать навыки работы в группе.

- знать основные правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Класс предварительно поделен на 3 группы.

Просмотр видеофрагмента. Приложение 1. (3 мин)

Каждый человек сам решает, как ему жить и как ему поступать.

Учитель: Что мы с вами видели на экране? Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? (ответы обучающихся)

Учитель: Перед вами на столах лежат листы с тестом. Ответьте на вопросы теста. (карандашом). (4 мин)

Тест (приложение 2):

Уголовная ответственность наступает с … лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно …

Ответственность за преступление несёт только …

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с … лет.

Учитель: На все ли вопросы вы смогли ответить? Почему не смогли? (ответы обучающихся)

На какие вопросы мы должны найти ответ на уроке?
(целеполагание) (3 мин)

(по группам, оформление понятия на листе формата А3)





Направлено против кого? Чего? Где ? Устанавливает

1 группа – словарь Ожегова.

2 группа – Толковый словарь русского языка.

Группы представляют результаты своей работы.

Учитель (подводит итог): Преступление - поступок человека, который является опасным для других людей, общества и государства и записан в Уголовном кодексе, который устанавливает наказание.

Учитель: В результате совершения преступлений возникает уголовная ответственность. Что такое ответственность?

С какого возраста в нашем государстве за преступления устанавливается уголовная ответственность?
(Приложение 3) (2 мин)

Учитель: Уголовная ответственность в нашей стране по общему правилу наступает с 16 лет, когда человек совершил преступление. Однако за совершение некоторых из них уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель: Вернёмся к видеофрагменту. Что должен делать подросток у которого украли телефон? (Ответы обучающихся)

Представьте ситуацию, что подросток, укравший телефон, найден. Должна произойти процедура задержания. Давайте составим памятку, что можно и чего нельзя делать подросткам при задержании. Приложение 4. (10 мин)

1 группа составляет памятку.

2 группа пишет, что нужно делать обязательно.

3 группа пишет, чего делать нельзя ни в коем случае.

4 группа составляет алгоритм поведения подростка.

(работа с учебником, распечатками)

Выступления от групп.

Работа с ситуациями. Приложение 5. (5 мин)

Вернёмся к тестам, с которыми мы работали в начале урока. Если вы хотите что-либо изменить в своих ответах – у вас есть возможность сделать это. (ручкой) Приложение 1. (2-3 мин)

Учитель: Проверим.

Преступление – это поступок человека, направленный против людей, общества, государства, записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно сообщить родителям

Ответственность за преступление несёт только человек

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет

Поставьте себе оценки. Вспомним критерии.

д/з – кто всё понял и получил 5 – задания нет

меньше 5 – повторить по тетради и учебнику №19 те вопросы, кот. непонятны.

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовная ответственность наступает с лет

Если вас задержали сотрудники полиции, нужно обязательно

Ответственность за преступление несёт только

За совершение особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с лет

Уголовный кодекс. Общая часть. Раздел 2: Преступление.

Глава4: Лица, подлежащие уголовной ответственности.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Дорогой друг!

Ты попал в непредвиденную ситуацию. Тебя задержали сотрудники полиции.

Как себя вести при задержании?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Не поддавайся панике.


Не спорь с сотрудником полиции, прокуратуры.

Попроси сотрудников полиции сообщить о твоем задержании законным представителям (родителям, опекунам, усыновителям).

Знай, что тебе должны оформить протокол с указанием даты, времени задержания и разъяснить твои права.

Можешь не давать показаний, которые могут быть использованы против тебя и твоих близких родственников.

Не вступай в конфликт со следователем.

Не пытайся выдумать какие-либо события или факты, сообщать о том, в чем не уверен.

Сотрудники полиции при контакте с несовершеннолетними обязаны представиться и предъявить удостоверение работника полиции и объяснить причину обращения.



Задержание несовершеннолетнего возможно только при условии подозрения в совершении им преступления, административного проступка.

Сотрудники полиции не имеют права применять спецсредства по отношению к несовершеннолетним, иначе как для пресечения особо тяжких преступлений или административных проступков и при оказании сопротивления задержанию.

До судебного решения ты не можешь быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов (ч.2. ст.22. Конституция РФ).

Ты вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие твои права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или прокуратуру.


По статистике каждое двадцатое преступление в России совершено несовершеннолетними. Но есть случаи и необоснованного задержания подростков. От того, как ты поведёшь себя в данной ситуации, зависит дальнейшее развитие событий. Желаем тебе избегать неприятных ситуаций, а если подобное случилось, вести себя достойно и юридически грамотно.

Информация подготовлена по материалам интернет-источников

Действуя законно, сотрудник милиции предварительно обязан представиться, предъявить собственные документы (по вашему требованию) и лишь потом требовать документы, удостоверяющие вашу личность. Запомните (а лучше запишите) фамилию, звание и место работы милиционера. Адресность жалобы – 50% ее результативности. Кроме того, такие действия сами по себе являются неплохой профилактикой возможных нарушений ваших прав.

Убедившись, что перед вами действительно сотрудник милиции, вы можете начинать выполнять его законные требования – предъявить паспорт. Для подростка документом, удостоверяющим его личность, может быть ученический билет, который школа обязана выдавать. Если у вас отсутствуют документы, но вашу личность могут подтвердить ваши спутники, у которых документы есть – того вполне достаточно.

Задержание до установления личности применяется к лицам, которые совершили правонарушение. В этом случае ваше конституционное право – знать, в чем вы обвиняетесь или подозреваетесь.

Право на личную неприкосновенность – одно из основных конституционных прав человека, и его следует понимать буквально. Никто без вашего разрешения не имеет права вас ощупывать, обыскивать. Ограничение личной неприкосновенности возможно лишь при наличии решения суда на проведение личного обыска – такое решение не могут дать ни Генеральный прокурор, ни министр МВД, ни даже Президент!

Однако в случае крайней необходимости (например, если есть подозрения, что у вас при себе оружие или взрывчатка, и эта ситуация угрожает безопасности других людей) с начала обыска должен вестись протокол, а за процедурой должны наблюдать двое понятых (случайные свидетели) . Понятыми не могут быть сотрудники милиции.

Если обыск был проведен без решения суда, без соблюдения законной процедуры, и не выявил у вас запрещенных предметов – вы имеете право обратиться в прокуратуру и требовать привлечь сотрудников милиции к ответственности

Если вас задержали, требуйте, чтобы вам сообщили мотивы задержания и объяснили ваши права. (это гарантировано статьей 57 Конституции Украины) . При задержании должен быть составлен протокол, в который вы можете внести свои возражения на действия сотрудников милиции. При аресте или задержании родственники задержанного должны быть немедленно поставлены в известность. Для этого в протоколе обязательно укажите номера телефонов ваших родных и требуйте связаться по ним.

Если молодого человека задержали что необходимо делать? Не возмущаться и не скандалить. При задержании составляется протокол и берутся объяснения. Первое - ничего из этих документов не подписывать, пока внимательно не прочтешь. Отказаться подписывать бумаги тоже можно, но для этого надо назвать причины отказа и написать собственные объяснение, которые прикладываются к протоколу. Мотивы отказа могут быть любые: например, избиение сотрудниками полиции, все написанное не соответствует тому, что случилось, или такое объяснение: мне никто из сотрудников полиции не разъяснил мои права.
Административное задержание еще возможно для установления личности или для пресечения преступления, но если все другие меры исчерпаны.
Но если протокол подписан, то у подростка есть оговоренные законом (ст. 247) права, и их необходимо знать. Это право - знакомиться со своим делом, давать по нему объяснения, представлять доказательства. Как правило, с такими нарушениями ведут в суд, где назначают либо штраф, либо исправительные работы. Задержанный имеет полное право потребовать отложить суд под предлогом, что ему надо разыскать свидетелей или требуется адвокат.

Сколько может длиться задержание?

Если забрали для установления личности, должны, установив таковую, сразу отпустить. При административном задержании не имеют права держать больше трех часов. Ну а если забрали за хулиганство, торговлю с рук или неповиновение, то держат, пока не рассмотрит дело суд или лично начальник отделения.

Что в карманах?

Надо помнить, что обыскивать подростка сотрудник полиции не имеет права. Имеет право лишь досмотреть. За этим словом скрывается просьба самому показать, что в карманах. Но не забывайте, при досмотре обязательно составляется протокол, где перечисляется все, что молодой человек вытащил. И он же должен этот протокол подписать, но лишь в том случае, что все перечислено полно, ведь возвращать все будут по протоколу. А если что "затеряется", то ответственность несет полиция, но лишь тогда, когда эта вещь значится в протоколе.
Досмотреть вещи без владельца можно, только когда ситуация НЕ ТЕРПИТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВ и в присутствии понятых.
Но есть предметы которые сотрудник полиции может у подростка забрать. Если вещь была орудием или объектом правонарушения, то ее возьмут, составив о том протокол, и вещь будет дожидаться разбора ситуации. Позже ее
могут уничтожить либо продать, но деньги вернуть владельцу. Все это делается с обязательным составлением протокола.

15-летний К., находившийся на дис­котеке в нетрезвом состоянии, приста­вал к девушкам, добивался того, чтобы они с ним танцевали. Каждый раз, полу­чая отказ, он нелицеприятно отзывался об окружающих. Был задержан и доставлен в отделение полиции. В отделении К. сразу же начал давать показания. Нарушен ли закон в данном случае? Если да, то кем?

Моего сына с друзьями остановил на улице наряд полиции. Ребят, у которых были при себе паспорта, отпустили. А тех, кто был без документов, в том числе и моего несовершеннолетнего сына, доставили в отделение полиции. Мне пришлось ехать в другой район Москвы, чтобы забрать сына домой.

Объясните, правомерно ли задерживать подростка, если он ничего не нарушал?

15-летний Слава Петров и 13-летний Алёша Востриков вечером на улице пытались познакомиться с девушками, при этом нецензурно ругались. К ним подошёл милиционер и потребовал прекратить ругань. В ответ подростки оскорбили милиционера и попытались убежать. Однако были задержаны и доставлены в отделение полиции, где был составлен протокол. В отделении подростков оставили до приезда родителей. Как вы думаете, был ли нарушен закон в данной ситуации? Если да, то кем?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих по учебнику Боголюбова Л.Н. Представляет собой урок, построенный в соответсвии с ФГОС.

Урок по обществознанию в 7 классе.

Организационный момент: (Слайд 1)

Здравствуйте, дети! Именно так обращался к своим любимым ученикам известный педагог, учёный, просто учитель, Шалва Александрович Амонашвили.

- Здравствуйте, дети!- говорю я вам и желаю здравия, здоровья. Прошу вас про себя пожелать здоровья себе, своим близким, друзьям и одноклассникам.

ПРОВЕКА Д/З (слайд 2-4)

Создание проблемной ситуации

-Как вы оцените поведение мальчика ? (НА ДОСКЕ)

- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему? (НА ДОСКЕ)

-Так как вы оцените поведение мальчика ? Такое поведение в обществе приветствуется? Почему? Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

-В чем виновен мальчик?

Целеполагание Ребята, тему урока вы назвали. С помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия.(Прием формирование цели при помощи опорных глаголов) Выяснить , Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

Мне важно, чтобы этот урок был личностно-значимым для вас. На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать? Что же вас интересует?

Ребята, с точки зрения закона - как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мультфильма: законопослушное или противозаконное поведение? Для этого выберите из предложенных определений правильное, на ваш взгляд.

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и не наносит другим людям и обществу.(полное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает нравственные нормы . (неполное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое вызывает одобрение со общества.

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям (полное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое наносит вред обществу, людям (неполное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое вызывает у людей негативную реакцию (неточное определение).стороны общества . (не точное определение).

Работа в паре. В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Напротив каждого примера поставьте буку з или п.

1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

Физкультминутка 2 минуты

1Платить налоги – это законопослушное поведение ? (Да)

2.Оплачивать проезд в общественном транспорте – это противозаконное поведение? (нет)

3.Уклоняться от выполнения воинской обязанности - законопослушное поведение? (нет).

4.Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества. (Да).

5. Не уступить место пожилому человек-это противозаконное поведение. (нет)

6.Совесть влияет на законопослушность человека? (да)

Формулируют вывод: подросток понял, что геройство с точки зрения закона называется преступлением.

Эвристическая беседа.

Что такое преступление с точки зрения закона?

Что явилось причиной совершенного им преступления? (геройство )

То есть у подростка был мотив.

А какие еще мотивы бывают у людей, толкающих их на преступление?

( Эмоции, слабость характера, жадность, зависть, лень.)

Работа в паре. ( 5-7 минут). Изучите страницу 52 учебника. Заполните шаблон, вставит правильно пропущенные слова.

Наказание за правонарушение зависит от __________________________________

Все нарушения закона (или правонарушения) разделяются на две группы в зависимости от ___________________________________________________________.

Они делятся на ___________________ и ______________________.

К преступлениям относятся______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Перечень преступлений содержится в ________________________________________

К проступкам относятся______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Перечень проступков содержится в ________________________________________

Справедливым считается наказание, которое соизмеримо __________________________________________________________________

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Мелкое хулиганство, 2) оскорбление, 3) терроризм, 4) клевета, 5) захват заложников, 6) нарушение правил дорожного движения, 7 )убийство, 8) побои, 9) ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, 10) истязание, 11) оскорбление, 12) похищение людей, 13) пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, 14) хищение оружия, 15) нецензурная брань в общественных местах, 16) кража, 17) вымогательство, 18) порча чужого имущества,

19) безбилетный проезд в общественном транспорте.

Учитель: Так чем отличается проступок от преступления?

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Юридическая ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, обязательные работы, арест, штраф, смертная казнь и т.д..

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток.

Наиболее часто встречающиеся административные

правонарушения, совершаемые несовершеннолетними:

распитие пива и напитков;

потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

появление в общественных местах в состоянии опьянения;

•управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

• незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ.

Наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т. с. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение по соответствующим основаниям.

Применение знаний.

Проанализируйте ситуацию.

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.

Какую ответственность должны понести мальчики? (дисциплинарную)

Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Какую ответственность он понесет? (гражданская)

Подросток распивал спиртные напитки возле магазина. (административная)

Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба (Уголовная)

-Назовите группы нарушений (преступление и проступки).

- В каком документе содержится перечень преступлений?

-Назовите виды юридической ответственности.

- С какого возраста для подростков наступает юридическая ответственность? ( 16)

Учимся уважать закон.

Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.

Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.

Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.

Рефлексия. Пригодятся вам знания, полученные на уроке? Если да, поднимите зелёную карточку, если нет----

Домашнее задание. П 6. Записать в тетради 5 правил школьной жизни.


Тема урока: Виновен — отвечай.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Задачи:

− развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

− воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Технология: проблемно-поисковая.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, беседа с учащимися, иллюстрации); частично-поисковый (анализ учебной информации, умение делать сопоставления, выводы); метод критического мышления (составление кластера) и эвристической беседы.

Планируемые образовательные результаты:

−личностные УУД: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

−познавательные УУД: поиск и выделение в учебнике необходимой информации; способность и умение учащихся производить анализ, сравнение, обобщать и классифицировать по признакам; способность воспроизводить полученную информацию;

−коммуникативные УУД: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; умение аргументировать свои выводы; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение, прогнозировать работу, составлять план; контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание результата деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный̆ этап.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— По содержанию отрывка из письма понятно, что с человеком случилась беда. Почему это произошло?

— Как он относится к произошедшему?

— Знал ли он о последствиях совершенного деяния?

— Нужно ли об этом знать? Для чего нам нужны эти знания?

— Почему государству приходится привлекать к ответственности несовершеннолетних и даже наказывать их? (Если все будут нарушать закон, в обществе нарушится порядок.)

III. Актуализация знаний ификсирование индивидуального затруднения.

— Почему общество нуждается в порядке? (Чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно.)

Какова роль закона в обществе? (Сохранять установленный порядок.)

Что такое противозаконное поведение? (Это действие, которое запрещено законом.)

Почему государство наказывает всех за противозаконное поведение? (Длясохранения порядка.)

Вопрос фиксируется в лекции: Всех ли государство наказывает одинаково за противозаконное действие? (Нет, всех по-разному.)

— Почему возникает разница в наказании? Вы уверены, что ответили правильно? Почему обосновать не можете? Как мы сформулируем тему урока? (Противозаконное поведение и наказание за него; наказание за преступление.)

IV. Постановка цели изадач урока.

Выявление причин затруднения:

Почему мы не можем сразу ответить на вопрос урока? Мы не знаем признаков противозаконного поведения, т. е. почему действие противозаконно. Почему за одни проступки судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф? Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей?

Построение проекта выхода из ситуации:

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(Составить план.)

Учитель дает этапы выполнения плана, обучающийся определяет их правильную последовательность:

V. Изучение нового материала.

— Что нам поможет для достижения цели? (Учебная информация.)

Задание 1. (Самостоятельная работа в тетради, составление схемы.) Составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически, кластер в тетради (Приложение 1).

Задание 2. (Работа с иллюстративным материалом, текстом.) Выделите из определения понятия признаки противозаконного поведения.

Задание 3. (Самостоятельная работа со схемой, текстом.) Заполните таблицу (Приложение 2).

— Используя новые слова, выскажи свое суждение о том, к чему призывал ученый?

Задание 5. (Самостоятельная работа с текстом лекции.) Выделите особенности наказания несовершеннолетних за правонарушение.

VI. Первичное закрепление спроговаривание во внешней речи. Включение всистему знаний иповторение.

(Обучающийся работает с карточкой-заданием: Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие — к проступкам?)

— Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Вы достигли поставленной цели?

— Как вы достигали цели?

— С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

— Как вы выходили из затруднений?

VIII. Домашнее задание.

Изучить §6 (электронный образовательный ресурс: учебная лекция в уроке 10); выполнить задание 3 (Приложение 3).

Читайте также: