Л н толстой работник емельян и пустой барабан 3 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Работник Емельян и пустой барабан

Жил Емельян у хозяина в работниках. Идет раз Емельян по лугу на работу, глядь  прыгает перед ним лягушка; чутьчуть не наступил на нее. Перешагнул через нее Емельян. Вдруг слышит: кличет его ктото сзади. Оглянулся Емельян, видит  стоит красавица девица и говорит ему:

 Что ты, Емельян, не женишься?

 Как мне, девица милая, жениться? Я весь тут, нет у меня ничего, никто за меня не пойдет.

И говорит девица:

 Возьми меня замуж!

Полюбилась Емельяну девица.

 Я,  говорит,  с радостью, да где мы жить будем?

 Есть,  говорит девица,  о чем думать! Только бы побольше работать да поменьше спать  а то везде и одеты и сыты будем.

 Ну что ж,  говорит,  ладно. Женимся. Куда ж пойдем?

Пошел Емельян с девицей в город. Свела его девица в домишко небольшой, на краю. Женились и стали жить.

Ехал раз царь за город. Проезжает мимо Емельянова двора, и вышла Емельянова жена посмотреть царя. Увидал ее царь, удивился: "Где такая красавица родилась?" Остановил царь коляску, подозвал жену Емельяна, стал ее спрашивать:

 Кто,  говорит,  ты?

 Мужика Емельяна жена,  говорит.

 Зачем ты,  говорит,  такая красавица, за мужика пошла? Тебе бы царицей быть.

 Благодарю,  говорит,  на ласковом слове. Мне и за мужиком хорошо.

Поговорил с ней царь и поехал дальше. Вернулся во дворец. Не идет у него из головы Емельянова жена. Всю ночь не спал, все думал он, как бы ему у Емельяна жену отнять. Не мог придумать, как сделать. Позвал своих слуг, велел им придумать. И сказали слуги царские царю:

 Возьми ты,  говорят,  Емельяна к себе во дворец в работники. Мы его работой замучаем, жена вдовой останется, тогда ее взять можно будет.

Сделал так царь, послал за Емельяном, чтобы шел к нему в царский дворец, в дворники, и у него во дворе с женой жил.

Пришли послы, сказали Емельяну. Жена и говорит мужу:

 Что ж,  говорит,  иди. День работай, а ночью ко мне приходи.

Пошел Емельян. Приходит во дворец; царский приказчик и спрашивает его:

 Что ж ты один пришел, без жены?

 Что ж мне,  говорит,  ее водить: у нее дом есть.

Задали Емельяну на царском дворе работу такую, что двоим впору. Взялся Емельян за работу и не чаял все кончить. Глядь, раньше вечера все кончил. Увидал приказчик, что кончил, задал ему на завтра вчетверо.

Пришел Емельян домой. А дома у него все выметено, прибрано, печка истоплена, всего напечено, наварено. Жена сидит за станом, ткет, мужа ждет. Встретила жена мужа; собрала ужинать, накормила, напоила; стала его про работу спрашивать.

 Да что,  говорит,  плохо: не по силам уроки задают, замучают они меня работой.

 А ты,  говорит,  не думай об работе и назад не оглядывайся и вперед не гляди, много ли сделал и много ли осталось. Только работай. Все вовремя поспеет.

Лег спать Емельян. Наутро опять пошел. Взялся за работу, ни разу не оглянулся. Глядь  к вечеру все готово, засветло пришел домой ночевать.

Стали еще и еще набавлять работу Емельяну, и все к сроку кончает Емельян, ходит домой ночевать. Прошла неделя. Видят слуги царские, что не могут они черной работой донять мужика; стали ему хитрые работы задавать. И тем не могут донять. И плотницкую, и каменную, и кровельную работу  что ни зададут,  все делает к сроку Емельян, к жене 1000 ночевать идет. Прошла другая неделя. Позвал царь своих слуг и говорит:

 Или я вас задаром хлебом кормлю? Две недели прошло, а все ничего я от вас не вижу. Хотели вы Емельяна работой замучать, а я из окна вижу, как он каждый день идет домой, песни поет. Или вы надо мной смеяться вздумали?

Стали царские слуги оправдываться.

 Мы,  говорят,  всеми силами старались его сперва черной работой замучать, да ничем не возьмешь его. Всякое дело как метлою метет, и устали в нем нет. Стали мы ему хитрые работы задавать, думали, у него ума не достанет; тоже не можем донять. Откуда что берется! До всего доходит, все делает. Не иначе как либо в нем самом, либо в жене его колдовство есть. Он нам и самим надоел. Хотим мы теперь ему такое дело задать, чтобы нельзя было ему сделать. Придумали мы ему велеть в один день собор построить. Призови ты Емельяна и пели ему в один день против дворца собор построить. А не построит он, тогда можно ему за ослушание голову отрубить.

Послал царь за Емельяном.

 Ну,  говорит,  вот тебе мой приказ: построй ты мне новый собор против дворца на площади, чтоб к завтрему к вечеру готово было. Построишь  я тебя награжу, а не построишь  казню.

Отслушал Емельян речи царские, повернулся, пошел домой. "Ну, думает, пришел мой конец теперь". Пришел домой к жене и говорит:

 Ну,  говорит,  собирайся, жена: бежать надо куда попало, а то ни за что пропадем.

 Что ж,  говорит,  так заробел, что бежать хочешь?

 Как же,  говорит,  не заробеть? Велел мне царь завтра в один день собор построить. А если не построю, грозится голову отрубить. Одно остается бежать, пока время.

Не приняла жена этих речей.

 У царя солдат много, повсюду поймают. От него не уйдешь. А пока сила есть, слушаться надо.

 Да как же слушаться, когда не по силам?

 И. батюшка! не тужи, поужинай да ложись: наутро вставай пораньше, все успеешь.

Лег Емельян спать. Разбудила его жена.

 Ступай,  говорит,  скорей достраивай собор; вот тебе гвозди и молоток: там тебе на день работы осталось.

Пошел Емельян в город, приходит  точно, новый собор посередь площади стоит. Немного не кончен. Стал доделывать Емельян, где надо: к вечеру все исправил.

Проснулся царь, посмотрел из дворца, видит  собор стоит. Емельян похаживает, коегде гвоздики приколачивает. И не рад царь собору, досадно ему, что не за что Емельяна казнить, нельзя его жену отнять.

Опять призывает царь своих слуг:

 Исполнил Емельян и эту задачу, не за что его казнить. Мала,  говорит, и эта ему задача. Надо что похитрей выдумать. Придумайте, а то я вас прежде его расказню.

И придумали ему слуги, чтобы заказал он Емельяну року сделать, чтобы текла река вокруг дворца, а по ней бы корабли плавали. Призвал царь Емельяна, приказал ему новое дело.

 Если ты,  говорит,  в одну ночь мог собор построить, так можешь ты и это дело сделать. Чтобы завтра было все по моему приказу готово. А не будет готово, голову отрублю.

Опечалился еще пуще Емельян, пришел к жене сумрачный.

 Что,  говорит жена,  опечалился, или еще новое что царь заказал?

Рассказал ей Емельян.

 Надо,  говорит,  бежать.

 Не убежишь от солдат, везде поймают. Надо слушаться.

 Да как слушатьсято?

 И.  говорит,  батюшка, ни о чем не тужи. Поужинай да спать ложись. А вставай пораньше, все будет к поре.

Лег Емельян спать. Поутру разбудила его жена.

 Иди,  говорит,  ко дворцу, все готово. Только у пристани, против дворца, бугорок остался; возьми заступ, сровняй.

Пошел Е 1000 мельян; приходит в город; вокруг дворца река, корабли плавают. Подошел Емельян к пристани против дворца, видит  неровное место, стал ровнять.

Проснулся царь, видит  река, где не было; по реке корабли плавают, и Емельян бугорок заступом ровняет. Ужаснулся царь; и не рад он и реке и кораблям, а досадно ему, что нельзя Емельяна казнить. Думает себе: "Нет такой задачи, чтоб он не сделал. Как теперь быть?"

Призвал слуг своих, стал с ними думать.

 Придумайте,  говорит,  мне такую задачу, чтобы не под силу было Емельяну. А то, что мы ни выдумывали, он все сделал, и нельзя мне у него жены отобрать.

Думали, думали придворные и придумали. Пришли к царю и говорят:

 Надо Емельяна позвать и сказать: поди туда  не знай куда, и принеси того  не знай чего. Тут уж ему нельзя будет отвертеться. Куда бы он ни пошел, ты скажешь, что он не туда пошел, куда надо; и чего бы он ни принес, ты скажешь, что не то принес, чего надо. Тогда его и казнить можно и жену его взять.

 Это,  говорит,  вы умно придумали.

Послал царь за Емельяном и сказал ему:

 Поди туда  не знай куда, принеси того  не знай чего. А не принесешь, отрублю тебе голову.

Пришел Емельян к жене и говорит, что ему царь сказал. Задумалась жена.

 Ну,  говорит,  на его голову научили царя. Теперь умно делать надо.

Посидела, посидела, подумала жена и стала говорить мужу:

 Идти тебе надо далеко, к нашей бабушке к старинной, мужицкой, солдатской матери, надо ее милости просить. А получишь от нее штуку, иди прямо во дворец, и я там буду. Теперь уж мне их рук не миновать. Они меня силой возьмут, да только ненадолго. Если все сделаешь, как бабушка тебе велит, ты меня скоро выручишь.

Собрала жена мужа, дала ему сумочку и дала веретенце.

 Вот это,  говорит,  ей отдай. По этому она узнает, что ты мой муж.

Показала жена ему дорогу. Пошел Емельян, вышел за город, видит  солдаты учатся. Постоял, посмотрел Емельян. Поучились солдаты, сели отдохнуть. Подошел к ним Емельян и спрашивает:

 Не знаете ли, братцы, где идти туда  не знай куда, и как принести того  не знай чего? Услыхали это солдаты и удивились.

 Кто,  говорят,  тебя послал искать?

 Мы сами,  говорят,  вот с самого солдатства ходим туда  не знай куда, да не можем дойти, и ищем того  не знай чего, да не можем найти. Не можем тебе пособить.

Посидел Емельян с солдатами, пошел дальше. Шел, шел, приходит в лес. В лесу избушка. В избушке старая старуха сидит, мужицкая, солдатская мать, кудельку прядет, сама плачет и пальцы не во рту слюнями, а в глазах слезами мочит. Увидала старуха Емельяна, закричала на него:

Подал ей Емельян веретенце и сказал, что его жена прислала. Сейчас помягчала старуха, стала спрашивать. И стал Емельян сказывать всю свою жизнь, как он на девице женился, как перешел в город жить, как его к царю в дворники взяли, как он во дворце служил, как собор построил и реку с кораблями сделал и как ему теперь царь велел идти туда  не знай куда, принести того  не знай чего.

Отслушала старушка и перестала плакать. Стала сама с собою бормотать:

 Дошло, видно, время. Ну, ладно,  говорит,  садись, сынок, поешь.

Поел Емельян, и стала старуха ему говорить:

 Вот тебе,  говорит,  клубок. Покати ты его перед собой и иди за ним, куда он катиться будет. Идти теби будет далеко, до самого моря. Придешь к морю, увидишь город большой. Войди в город, просись в крайний двор кочевать. Тут и ищи того, что тебе нужно.

 Как же я, бабушка, его узнаю?

 А когда увидишь то, чего лучше отца, матери fc6 слушают, оно то и есть. Хватай и неси к царю. Принесешь к царю, он тебе скажет, что не то ты принес, что надо. А ты тогда скажи: "Коли не то, так разбить его надо",  да ударь по штуке по этой, а потом снеси ее к реке, разбей и брось в воду. Тогда и жеву вернешь, и мои слезы осушишь.

Простился с бабушкой, пошел Емельян, покатил клубок. Катил, катил  привел его клубок к морю. У моря город большой. С краю высокий дом. Попросился Емельян в дом ночевать. Пустили. Лег спать. Утром рано проснулся, слышит отец поднялся, будит сына, посылает дров нарубить. И не слушается сын.

 Рано еще,  говорит,  успею.

Слышит  мать с печки говорит:

 Иди, сынок, у отца кости болят. Разве ему самому идти? Пора.

Только почмокал губами сын и опять заснул. Только заснул, вдруг загремело, затрещало чтото на улице. Вскочил сын, оделся и выбежал на улицу. Вскочил и Емельян, побежал за ним смотреть, что то такое гремит и чего сын лучше отца, матери послушался.

Выбежал Емельян, видит  ходит по улице человек, носит на пузе штуку круглую, бьет по ней палками. Онато и гремит; еето сын и послушался. Подбежал Емельян, стал смотреть штуку. Видит: круглая, как кадушка, с обоих боков кожей затянута. Стал он спрашивать, как она зовется.

 А что же он  пустой?

Подивился Емельян и стал просить себе эту штуку. Не дали ему. Перестал Емельян просить, стал ходить за барабанщиком. Целый день ходил и, когда лег спать барабанщик, схватил у него Емельян барабан и убежал с ним. Бежал, бежал, пришел домой в свой город. Думал жену повидать, а ее уж нет. На другой день ее к царю увели.

Пошел Емельян во дворец, велел об себе доложить: пришел, мол, тот, что ходил туда  не знай куда, принес того  не знай чего. Царю доложили. Велел царь Емельяну завтра прийти. Стал просить Емельян, чтобы опять доложили.

 Я,  говорит,  нынче пришел, принес, что велел, пусть ко мне царь выйдет, а то я сам пойду.

 Где,  говорит,  ты был?

 Не там,  говорит.  А что принес?

Хотел показать Емельян, да не стал смотреть царь.

 А не то,  говорит,  так разбить ее надо, и черт с ней.

Вышел Емельян из дворца с барабаном и ударил по нем. Как ударил, собралось все войско царское к Емельяну. Емельяну честь отдают, от него приказа ждут. Стал на свое войско из окна царь кричать, чтобы они не шли за Емельяном. Не слушают царя, все за Емельяном идут. Увидал это царь, велел к Емельяну жену вывести и стал просить, чтоб он ему барабан отдал.

 Не могу,  говорит Емельян.  Мне,  говорит,  его разбить ведено и секретки в реку бросить.

Подошел Емельян с барабаном к реке, и все солдаты за ним пришли. Пробил Емельян у реки барабан, разломал в щепки, бросил его в реку  и разбежались все солдаты. А Емельян взял жену и повел к себе в дом.

И с тех пор царь перестал его тревожить. И стал он житьпоживать, добро наживать, а худо  проживать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа ХХ I века)

Учителя МОУ СОШ №4 г. Всеволожска Пархомовой Валентины Владимировны

Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя

· создать условия для овладения осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

· продолжить обучение построению короткого монологического высказывания: краткого и развёрнутого ответа на вопрос учителя;

· создать условия для выполнения работы в парах, сотрудничества в группах;

· способствовать формированию коммуникативных навыков обучающихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать своё отношение к прочитанному, к героям, определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности;

· содействовать формированию умения проверять свою работу, используя текст произведения;

· содействовать расширению читательского кругозора обучающихся и при обретению опыта самостоятельной читательской деятельности;

· создать условия развития творческих и познавательных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты:

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действия), анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – демонстрируют своё умение работать с текстом, воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, участвуют в учебном диалоге и строят монологические высказывания, оформляют свои высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

предметные – продолжат развивать умения определять жанр произведения, выделять особенности, выбирать фрагменты текста к иллюстрациям, отражающим события, продолжат развивать речевые и читательские умения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация класса

-Начинаем урок литературного чтения. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

До начала урока, на перемене, тихо звучит инструментальная музыка оркестра Поля Мориа, на экране появляются виды голубого неба, голубых и синих полевых цветов, заснеженного леса и т.п., Дети проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний обучающихся

-В каком разделе мы работаем? Какие произведения уже прочитали? Что общего у этих произведений?

Отвечают на вопросы.

3.Постановка темы и цели урока

-Какое произведение я предложила вам прочитать дома самостоятельно, чтобы сегодня обсудить его в классе?

-Какие произведения написал Лев Николаевич Толстой?


Отвечают на вопросы, рассуждают, делятся своим личным впечатлением, возникшим в ходе рассмотрения выставки книг писателя.

Предварительная работа

Прослушивание аудиозаписи сказки на предыдущем уроке литературного чтения

Первичное прочтение текста сказки было самостоятельным (домашнее задание)

4.Второй этап работы с текстом ( анализ произведения, цепочка событий, осмысление сюжета сказки)

-Давайте откроем стр. 94 хрестоматии и прочитаем название произведения.


- Назовите жанр произведения.

-А по виду она…? (какая?)

- Назовите главный персонаж сказки.


- Прочитайте начало сказки.

-Предлагаю составить цепочку событий, которые происходили с Емельяном.


…Идёт раз Емельян по лугу на работу…, (продолжите фразу)


-Как разворачивались события дальше?


-Вернулся царь во дворец. Всю ночь не спал. Все думал, как бы ему у Емельяна жену отнять…

- Кто дал совет царю? И какой совет?

-Найдите ответ в тексте.


- Вспомните и назовите. Какие задания давал приказчик Емельяну на царском дворе, какую поручал работу.


- Досадно царю, что не за что Емельяна казнить и жену отнять.

-Призвал царь своих слуг и велел им, что похитрее выдумать. Чтобы не под силу было Емельяну.

- Найдите в тексте и прочитайте. Какое испытание придумали слуги и царь для Емельяна.

-Вспомните, кто помог Емельяну выполнить это задание царя.


-Что происходило с Емельяном дальше.



-Подивился Емельян, схватил барабан и убежал с ним в царский дворец.

-Найдите в тексте диалог царя с Емельяном после его возвращения. Подготовьте его выразительное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературного чтения для 3 классе по программе "Начальная школа XXI века". Слайды: портрет писателя, вопросы на повторение изученных произведений Л.Н.Толстого, слушание былины "Как боролся русский богатырь", словарная работа с текстом.

Урок литературного чтения

литературного чтения

Какое произведение лишнее, почему?

Иван Андреевич Крылов

Толстой Лев Николаевич

Толстой

Николаевич

Узнай произведение

Узнай произведение

Из каких произведений эти персонажи?

Отец-капитан

Какое это произведение по жанру?

сказка басня рассказ

Л.Н. Толстой писал Быль Сказки Басни Рассказы Были

Продолжи предложение

Я знаю басни..

Я знаю рассказы ..

Я знаю сказки ..


Словарная работа Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь. Сам-четверт - четвертый Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его .- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его. Побрани – поругал князь – предводитель войска и правитель области; покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем; однова мял воловью шкуру – однажды; одолеет – победит; сошлись , – встретились, подошли друг к другу; поброни его – поругай; кушаки – матерчатый, широкий пояс; шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.

Словарная работа

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его .- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.

- Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведениями великого русского писателя.

3. Актуализация знаний (работа с произведениями Л. Н.Толстого)

1) составление обобщающей схемы ( учитель работает на доске, дети - на листочках)


2) учащиеся называют жанр и приводят пример произведения этого жанра

2) беседа после чтения.

- Понравилось произведение?
- Что именно понравилось?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- Кто главный герой?

3) дифференцированная работа


вступление завязка развитие
событий
на корабле проказы погоня за
обезьяны обезьяной
кульминация продолжения развязка
событий
на перекладине решение прыжок
отца

- проверка выполнения заданий

4) работа по тетради- с.45

Каким ты представляешь мальчика?

Как о нем говорит писатель?

Подчеркни глаголы ( действия обезьянки)

1) упражнения с изученными произведениями

- Ребята, угадайте произведение.

- Берегись . дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней.

- Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?

- Что такое былина? (Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин - богатыри.)

3) Слушание былины (учитель читает, дети следят по тексту)

4) Работа с текстом былины

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.








- Возьмите книгу с выставки, рассмотрите её и правильно назовите произведение .

- Чем похожи эти книги? (Книги русских писателей; прозаические произведения)

- По какому признаку можно убрать одну книгу с выставки?

- Почему на уроке мы выбрали книги Л.Н. Толстого?

^ III. Повторение жанров произведений Л.Н. Толстого


  1. Самостоятельная работа. Работа со схемой

- Сегодня обобщим знания, полученные на уроках по творчеству Льва Николаевича Толстого. Перед вами на столах лежат схемы. Рассмотрите их внимательно и заполните. Устно подтвердите ответ названием произведения этого жанра.

(Дети работают со схемами, учитель фиксирует ответы обучающихся на доске.)

^ 2. Проверка самостоятельной работы

(Ребята читают заполненные схемы и подтверждают ответы примерами.)

(У детей остался один незаполненный прямоугольник в схеме.)

- Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого.

- Как вы думаете, о чём оно будет?

Послушайте и скажите, к какому жанру можно отнести это произведение.

- Чьё предположение было более верное?

- Понравилось произведение? Чем понравилось?

- Какие чувства испытали?

- О чём вы думали, слушая произведение?

- К какому жанру вы отнесли бы это произведение? (В этом произведении есть скрытая мораль, и этим оно похоже на басню.)

- Это притча. Лев Николаевич Толстой писал ещё притчи.

- Кто нам поможет узнать, что такое притча?

- Как быстро найти в справочнике нужную информацию? (по содержанию)

(Чтение статьи с. 94)

- Притча похожа на басню тем, что содержит мораль, есть аллегорические персонажи. Но есть и отличия. Басня формулирует мораль, а притча предоставляет читателю самому сделать вывод. Нет прямого наставления, правила, как поступать. В притче отсутствует также указание на место и время действия. В басне содержится житейская, частная мудрость, а в притче раскрывается более глубокое моральное или религиозное поучение.


  1. Чтение.

  2. Характеристика героев и их сравнение.

  3. Выяснение главной мысли.

  4. Подбор пословицы.

- Дополните схему ещё одним жанром.

- Перечислите: произведения каких жанров создавал Л.Н. Толстой.

^ VIII. Расширение читательского кругозора (групповая работа)

- Сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит определённую модель книги: жёлтый прямоугольник, коричневый прямоугольник, зелёный прямоугольник. Вам нужно из предложенных книг подобрать к этой модели произведение и доказать, почему оно подходит к данным жанру и теме.

^ IX. Проверка домашнего задания

Вам было дано домашнее задание:

1. Составить список книг Л.Н. Толстого из своей домашней библиотеки.

2. Прочитать понравившееся произведение, выполнить модель обложки с аннотацией.

(Ребята на одной стороне листа моделировали обложку, на другой писали аннотацию.)

- Представьте свои книги, которые прочитали самостоятельно.

- Оцените работу своих одноклассников.

- Давайте соберем подготовленный материал в книгу-самоделку.

- Кто хочет выполнить титульный лист для книги-самоделки?

Учащиеся читают отрывки из изученных произведений и дают ответ. Затем проверяют свой ответ по экрану, где появляется иллюстрация к этому произведению и название. Ученик, правильно назвавший произведение, получает право назвать номер следующего вопроса.

(Дети называют животное и подтверждают ответ, называя нужное произведение.)

- Кто допустил ошибку?

^ XIV. Обобщающая беседа

- Посмотрите внимательно на портрет Л.Н. Толстого. Каким вы представляете писателя?

- Почему люди любят и помнят произведения Л.Н. Толстого?

- Хотелось бы вам пообщаться с писателем? О чём бы вы спросили его?

^ XV. Домашнее задание

1. Составить справку об авторе, опираясь на справочник или энциклопедию (по желанию).

Приложение 1

Равное наследство

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет? Она сказала:

- Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

- Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

Читайте также: