Конспект урока фразеологизмы 6 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

Развивающая :

развитие познавательного интереса ;

обогащение словарного запаса учащихся;

развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

Воспитывающая:

воспитывать любовь к родному языку.

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку:

Урок наш будет не совсем обычным..

Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы,

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я

22, 18, …, 9, 6, 16, 13, 16, 4, 10, 9, 14, 29

(Фразеологизмы) при этом надо правильно вставить букву в слове

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

( Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

12 Казанская cирoтa После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой притворяться бедняком.

13 Попасть в переплёт Переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб. Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.

23 Зарубить на носу Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

"закадычный друг" ?

(Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.)

"зарыть талант в землю" ?

(Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.)

1. Делить шкуру неубитого…

2. Писать как … лапой

3. Купить … в мешке

4. Вставлять … в колёса

5. Брать … за рога

6. Провалиться сквозь …

8. Держать … за зубами

З а д а н и е №3 . (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов

Кататься как сыр в масле

Звезд с неба не хватает

Набрать в рот воды

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

Сидеть сложа руки

Вводить в заблуждение

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9 ).

1)ломать голову 1)зарубить на носу

2)взять себя в руки 2)прикусить язык

3)в рот воды набрал 3)попасть не в бровь, а в глаз

Задание 4. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди

2) как снег на голову

3) ни рыба ни мясо

5) куда ноги несут

6) ни кровинки в лице

1) куда глаза глядят

3) куры не клюют

4) как гром среди ясного неба

Задание 5. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

2) на вес золота

3) семи пядей во лбу

4) мастер кислых щей

5) засучив рукава

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

4) молоко на губах не обсохло

5)за тридевять земель

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

Много: хоть лопатой греби, сколько душе угодно, видимо-невидимо, через край,непочатый край как собак нерезаных, выше крыши.

Мало: с гулькин нос, кот наплакал, негусто, раз-два и обчелся, воробью по колено, в обрез, самая малость.

Молодцы, вы открыли ворота и мы в таинственном доме, где прячется преступник (слайд ).

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15) . Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу?

найдите историю происхождения понравившегося вам
фразеологизма и оригинально оформите свою работу, проиллюстрируйте ее.

углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Кстати, а что такое лексика?

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы .(слайд 1)

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы .(слайд 2)

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы .(слайд 3)

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами. (слайд 4)

5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:

а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы .(слайд 5)

6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой - это:

а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы .(слайд 6)

7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы .(слайд 7)

8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие. (слайд 8)

9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:

а) заимствованные, б) диалектные, в)жаргонизмы, г)историзмы .(слайд 9)

10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы .(слайд 10)

11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы .(слайд 11)

12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы .(слайд 12)

1 -в , 2- б , 3 –в , 4 – в , 5 –б , 6 -в , 7 – а ,8 – б , 9 – б, в , 10 – а , 11 - б , 12-а.( слайд 13)

III. Формирование новых понятий и способов действия

На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. (Фразе созвучно слову фраза, выражение. Корень лог известен вам: наука. Как же теперь объясните значение непонятного слова?).

Заглянем в учебник, чтоб проверить правильность нашего вывода.

Что нового подсказал вам учебник? Какие слова в определении являются ключевыми?

Продолжим чтение параграфа(26).

Перескажите друг другу содержание параграфа.

IV.Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 202.Выписать фразеологизмы. Доказать, что они не являются свободными сочетаниями слов. Как поняли смысл Ф? С одним из них составить предложение, записать.

Выполняется под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

- Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

неимоверно много даже с избытком

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо.

Запишем эти фразеологизмы.

- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.

Сидеть сложа руки

Вводить в заблуждение

Задание № 3 Зоопарк (слайд 15) ( на экране появляются изображения животных).

Зоологическая страничка (слайд 16) . Вы сможете узнать о ком речь, если дополните следующие фразеологизмы:

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как . (заяц)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями :

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Грязный как свинья

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) (слайд 17)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 Аудирование .

Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы. (слайд 18) ( Текст читается сначала весь, затем – медленно по четверостишиям.

Не вешай нос в любой беде

И не криви душой трусливо!

Пусть эти правила везде

С тобой пребудут, друг мой милый!

Как говорят, держи в узде

Ты чувств своих поток горячий,

Но нелегко жить на земле

С душой холодной и незрячей.

Будь скромен, добр, трудолюбив,

Не чти копейку больше жизни!

Свою гордыню усмирив,

Служи с достоинством Отчизне!

(Не вешай нос, не криви душой, держи в узде, усмирив гордыню).

Задание № 6 .( слайд 18 )

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V. Этап информации о Д\З (на выбор) .( слайд 19 )

(Выучить теорию:параграф учебника )

1.Написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив данные фразеологизмы.

Умный не по годам

Делать из мухи слона

Мамай прошёл, всемирный потоп, прописать ижицу , кричать на всю ивановскую , поставить в тупик ,бить баклуши.

VI. Этап рефлексии

- Чему был посвящен наш урок?

- Что такое фразеологизмы?

- Что вы о них узнали?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

2 .Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? а) жаргонизмы б) диалектизмы в) историзмы

3 .Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления? а) архаизмы б) жаргонизмы в) историзмы

4 .Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются: а) диалектизмами б) неологизмами в)профессионализмами

5 .Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи: а)диалектные б) эмоционально окрашенные в)жаргонизмы

6 .Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой - это: а) диалектизмы б) неологизмы в) жаргонизмы

7 .Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д: а) неологизмы б) жаргонизмы в) диалектизмы

8. Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.? а) эмоционально окрашенные б) заимствованные в) устаревшие

9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка: а) заимствованные б) диалектные в)жаргонизмы г)историзмы

10 .К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться? а) диалектизмы б) заимствованные в) жаргонизмы

11 .Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению: а) синонимы б) омонимы в) антонимы

12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение? а) синонимы б) омонимы в) антонимы

Ключ к тесту 1 -в , 2- б , 3 –в , 4 – в , 5 –б , 6 -в , 7 – а ,8 – б , 9 – б, в , 10 – а , 11 - б , 12-а.

Зоологическая страничка. Вы сможете узнать о ком речь, если дополните следующие фразеологизмы: -- Голоден, как … -- Труслив, как … -- Здоров, как … -- На ухо наступил… -- Смотрит, как …. на новые ворота -- Грязный, как … -- Колючий, как …

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления 9) как мел Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)

Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы Не вешай нос в любой беде И не криви душой трусливо! Пусть эти правила везде С тобой пребудут, друг мой милый! Как говорят, держи в узде Ты чувств своих поток горячий, Но нелегко жить на земле С душой холодной и незрячей. Будь скромен, добр, трудолюбив, Не чти копейку больше жизни! Свою гордыню усмирив, Служи с достоинством Отчизне!

Записать начало фразеологизма и самостоятельно его продолжить Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

- Чему был посвящен наш урок? - Что такое фразеологизмы? - Что вы о них узнали? Спасибо за внимание!

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

(Это фразеологизмы)

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.

З а д а н и е №3 (письменно в листках).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как . (заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

4. Физкультминутка (слайд 11)

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!


2. Деление на команды. Выбор капитана.(3 мин.)
Учитель: Теперь мы должны поделиться на команды. В этой шапке находятся листочки бумаги разного цвета. У нас будет команда синих, красных и зеленых. Каждый из вас вытаскивает из шапки листочек и присоединяется к своей команде.
А теперь выберите название вашей команды и капитана. Помните, что именно он будет оценивать вместе со мной ваши знания и умение работать в команде.


1 команда
Перемывать косточки (обсуждать).
Намять бока (бить).
Много воды утекло (давно).
Водить вокруг пальца (обманывать).
Мартышкин труд (напрасная, бесполезная работа).

2 команда
Пальцем в небо (невпопад).
Не в бровь, а в глаз (метко).
Когда рак на горе свистнет (никогда).
Говорить на высоких нотах (ругаться).
Расхлебывать кашу (разбираться в чем-то)

3 команда
Подложить свинью (подвести, сделать гадость).
Возносить до небес (хвалить).
По горячим следам (тотчас, быстро).
Как кошка с собакой (недружно, постоянно ссорясь).
С гулькин нос (мало).

1 команда




Ответы: берет за душу, вошел в историю
Оценка задания по усмотрению учителя.


Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. (Вася некрасиво, как курица лапой, написал заглавие.)
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. (Котенок был очень красивым, глаз не оторвать.)
Мы дружно работали сложа руки. (Мы дружно работали не покладая рук.)
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился. (Яшка сломя голову бежал.)
Учитель просматривает сданные работы и подводит итоги, выставляя от 1 до 4 баллов.



Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют.
(По Э.А. Вартаньяну)

Учащимся надо найти фразеологизмы и подчеркнуть их. Через отведенное время листочки с ответами собираются. Учитель проговаривает все фразеологизмы вслух или демонстрирует слайд с выделенными фразеологизмами. Затем подсчитывает количество найденных каждой командой фразеологизмов и подводит итоги.

4. Рефлексия.
Учитель: Ребята, попробуйте оценить свое восприятие урока с помощью фразеологизма: словосочетания, пословицы, поговорки или крылатой фразы: шевелил мозгами, хлопал ушами, работал засучив рукав, работал спустя рукава, любо-дорого глядеть, умная голова, голова варит, в поте лица, работать как лошадь и т. д. Напишите его на листочке, который лежит перед вами, а затем листочек прикрепите к доске.
Пока учащиеся оценивают свое состояние на уроке, учитель подводит итоги.


5. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок. (5 мин.)
Учитель подсчитывает баллы, полученные командами, и объявляет победителя. Затем просит учащихся записать домашнее задание – составить текст, состоящий из 5-7 предложений, в котором должно быть использовано не менее 5 фразеологизмов.
Потом вместе с капитанами команд оценивает работу каждого участника. Оценку за работу самим капитанам ставит учитель.

2 команда
Пальцем в небо.
Не в бровь, а в глаз.
Когда рак на горе свистнет.
Говорить на высоких нотах.
Расхлебывать кашу.

3 команда
Подложить свинью.
Возносить до небес.
По горячим следам.
Как кошка с собакой.
С гулькин нос.




Информационные источники
1. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы.Авт.-сост.В.Н.Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Источники фразеологизмов" (УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской) ( Конспект ,презентация). Урок соответствует требованиям ФГОС. Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями. Планируемые результаты: дать представление о происхождении фразеологизмов; формировать умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Стафеева В.Н.

Тема: Источники фразеологизмов

Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.

Планируемые результаты: дать представление о происхождении фразеологизмов; формировать умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах,

объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Оборудование: мультимедиа, словари.

Ход урока

1.Организационный момент

(Презентация).Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

- Ребята, откройте тетради, запишите число.

III . Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)

Слайд 3. Учитель читает цитату:

Слайд 4. Фразеология

- Ребята скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

- Слайд 5. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

- А что такое фразеологизмы?

Слайд 6. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые равны по значению одному слову или целому предложению.

Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите подсказки на слайдах.

Роль в языке: как и слова, фразеологизмы называют предметы, признаки, действия
Строение: состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову.
Синтаксическая роль: в предложении выступают в роли одного члена предложения.
Для чего используются: для выразительности речи.

Слайд 8. ы Фразеологизмы бывают однозначными:

Слайд 9 По значению выделяются:

Слайд10. По стилистической окраске фразеологизмы бывают: РАЗГОВОРНЫМИ- дать по шапке, валиться со смеху.

КНИЖНЫМИ -камень преткновения, сложить оружие.

Слайд 11. Если вы не знаете значение фразеологизма, то в каком словаре будете искать ответ?

1.(Большой толково-фразеологический словарь русского языка М. И. Михельсона,

2.Большой фразеологический словарь Розе Т.В. ,

3.Фразеологический словарь школьника Субботина Л.Ю.

- Итак, молодцы, ребята.

-Какой вы можете сделать вы­вод? (Фразеологизмы украшают речь).

- Как же появляются фразеологизмы? (Ответы детей.)

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляют­ся фразеологизмы, каково их происхождение.)

- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

Научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

4. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 84-86).

2. Рассказы детей о происхождении фразеологизмов

3. Знакомство с фразеологизмами разного происхождения. (Презентация)

Слайды 15-35.

Вывод: По происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными.

Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).

По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональ­ ном или социальном происхождении: топорная работа, играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос по в етру, привести к общему знаменателю.

V. Закрепление изученного материала

1 Работа по учебнику

А. Коллективный подбор фразеологизмов (упр 149), состав-
ление предложений в группах (три группы - каждая составляет
по два предложения).

Упр. 150, 151 - устное выполнение.(Профессии)

Слайд 37-40. Практические задания:

3) «Найди фразеологизм

Слайд 41. VI. Подведение итогов урока

-Какие источники фразеологизмов вам известны?

-В чём отличие фразеологизмов книжного характера?

-Как найти фразеологизмы в словарях?

Слайд 42 Домашнее задание

1. Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),упр. 150.

Урок русского языка в 6 классе 13.10.17

Урок русского языка в 6 классе

13.10.17

… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь 13.10.17

… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Фразеологизмы 13.10.17

Фразеологизмы

произошло путем сложения двух греческих phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи , слово, понятие, учение

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или целому предложению. 13.10.17

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или целому предложению.

Свойства фразеологизмов 13.10.17

Свойства фразеологизмов

Роль в языке : как и слова, называют предметы, признаки, действия Строение : состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову Синтаксическая роль : в предложении выступают в роли одного члена предложения Для чего используются : для выразительности речи 13.10.17

Роль в языке : как и слова,

называют предметы, признаки,

действия Строение : состоят из двух и

более самостоятельных слов, по

значению, в отличие от

словосочетания, равны одному

слову Синтаксическая роль : в

предложении выступают в роли

одного члена предложения Для чего используются : для

выразительности речи

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ могут быть

удовлетворяться достигнутым;

1) очень хочется сказать;

2) никак не вспоминается.

По значению выделяются

тёртый калач,

стреляный воробей

непочатый край

раз-два и обчёлся

По стилистической окраске фразеологизмы бывают

Большой толково-фразеологический словарь русского языка М. И. Михельсона

Большой толково-фразеологический словарь русского языка М. И. Михельсона

  • М. И. Михельсон (1825 - 1908), - автор учебников, филолог, переводчик, педагог и писатель, 20 лет изучал фразеологию.
  • толкование смысла 11000 статей, аналоги на 5 языках (латынь, француз., английский, немец., итальянский).

Розе Т.В. Субботина Л.Ю.

  • ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК.
  • Разг. Шутл.-ирон. Употр. при подлежащем со значением лица. Перестать говорить, замолкнуть. Ср.: п р и к у с и т ь язык. Он решил п р о г л о т и т ь язык и молчал до самой больницы. К.Паустовский. Колхида.

Источники фразеологизмов 13.10.17

Источники фразеологизмов

Исконно русские Заимствованные из других языков 13.10.17

Группы фразеологизмов В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы:

Группы фразеологизмов

В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы:

Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа

13.10.17

Казанская сирота

Завоёванные Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить положение отправлялись в Москву на службу. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и жалований.

Образные выражения, отражающие народные обычаи

Образные выражения, отражающие народные обычаи

Спустя рукава

Спустя рукава

Держи карман шире

Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел

Лить колокола

Лить колокола

Бить баклуши

Крылатые выражения из произведений художественной литературы

Медвежья услуга

Тришкин кафтан

решить проблему, создавая

Выражение - название басни (1815) И. А. Крылова, в которой рассказывается, как ее герой Тришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким, "которого длиннее и камзолы".

На деревню дедушке

Из Библии Нееобыкновенное везение или помощь 13.10.17

13.10.17

13.10.17

13.10.17

Доскажи словечко Прикусить … Морочить … Клевать … Хлопать … Умывать … 13.10.17

Доскажи словечко

13.10.17

Найди фразе ологизмы в пред ложениях Злые языки страшнее пистолета. Нечего человека за язык тянуть. Я тебе покажу, где раки зимуют. Мой друг раскрыл рот от удивления. 13.10.17

Найди фразе ологизмы в пред ложениях

Читайте также: