Конспект по однк 6 класс гражданин и государство

Обновлено: 02.07.2024

важнейшей функцией государства; познакомить с понятиями:

развивающая: развивать познавательный интерес к истории своей

страны; способствовать формированию навыков критического

воспитательная: воспитывать патриотизм и гражданственность,

чувство гордости за своё Отечество;

Форма урока: урок проблемных поисков;

Новые термины: гражданин, патриот, вступление в гражданство;

  1. 1.Организационный момент. (Проверка наличия учебного материала)


Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего государства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?
— Оружие.
— А если пришлось бы отказаться и от второго?
— Еда.
— Но без пищи народ бы умер!
— С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему государству и правительству, действительно пропадёт.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

  1. Актуализация знаний.
  1. Самоопределение к деятельности.

- Что такое государство?

(На партах раздаточный материал, где перепутаны признаки и функции государства, необходимо составить два кластера:

Суверенитет, защита общественного порядка, единая территория, налоги, сотрудничество с другими государствами, наличие верховной власти, обеспечение внешней безопасности, законотворческая деятельность, гражданство)

2.Постановка проблемного задания.

- А теперь, если бы вам предложили выбрать самую важную функцию государства, какую бы вы выбрали? Почему?

(запись темы и плана урока в тетрадях)

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

  1. Почему защита Отечества является главной функцией государства?
  2. Кого можно назвать гражданином и патриотом страны?
  3. Как можно стать гражданином России?
  4. Зачем нужно знать символы своей страны?

- Для этого нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- Кого мы называем гражданином?

- Кто такой патриот? ( записи в тетрадях)

- Можно ли героев видеоролика назвать гражданами и патриотами?

- Вспомните, в каких случаях ещё человек может испытывать чувство патриотизма? (спортивные победы наших спортсменов, международные конкурсы и фестивали, победы в войнах и т.д.)

Вывод: Самое главное – защита и сохранение человеческих жизней.

К сожалению, не каждое государство выполняет эту ответственную миссию.

  1. Как можно стать гражданином России? (приём драматизации)

Учитель: Недавно я стала свидетелем разговора двух девочек. Давайте послушаем, о чём идёт речь.

1 девочка : Мы с мамой каждый день смотрим телевизор и видим, что увеличивается поток беженцев из Украины в нашу страну. Это женщины, старики, дети. Как же их жалко! Даже подумать страшно, что им довелось пережить!

2 девочка: Да. Они есть и у нас в районе, и в нашем посёлке. А как же они будут здесь жить? Ведь у них нет ни документов, ни денег, ни жилья?

1 девочка: Я слышала они говорили о том, что хотят стать гражданами России.

2 девочка: А это возможно?

1 девочка: Не знаю.

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации ;

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации;

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации;

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком;

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований :


б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы к тексту:

- Как приобретается гражданство РФ?

- Как ребёнок может стать гражданином РФ?

- При каких условиях иностранные граждане могут приобрести гражданство РФ?

- На каких основаниях сокращается срок проживания на территории РФ до одного года?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог: Батакова Ирина Анатольевна

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России (Светская этика), 5 класс

Цель для учителя : формирование у учащихся представления о человеке как гражданине России

Задачи для учителя:

Показать, что Конституция - это основной закон нашего государства.

Рассказать об основных правах и обязанностях граждан; выполнение обязанностей - гражданский долг каждого гражданина России.

Раскрыть механизм управления нашим государством.

Охарактеризовать основные символы государства: герб, флаг, гимн.

Развивать у учеников чувство любви и уважения к своему Отечеству. Воспитывать гражданственность и патриотизм.

Реализовывать межпредметные связи с литературным чтением, русским языком, музыкой, историей, обществознанием.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, заполнение схемы

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, раздаточный материал, Устав школы.

Планируемый результат:

Предметный результат : Расширение представлений о Родине, о человеке как гражданине. Знакомство с Основным законом страны.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: усвоение основ работы с текстами, с карточками и схемами.

Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, ответы на вопросы кроссворда.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу, улыбнитесь и скажите что-нибудь доброе.

Теперь в классе стало тепло, уютно, дружелюбно.

-А какие правила надо соблюдать на уроке, чтобы сохранить эту атмосферу тепла и дружелюбных отношений?

Я надеюсь, что наш урок пройдет и в атмосфере сотрудничества .

Называют правила: помогать друг другу, уметь слушать и слышать друг друга, позитивное настроение должно доминировать.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Внимание на экран (слайд 2)

— Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России ?

Мы живем в России. Россия - наша Родина.

-Что для вас Родина?

Родину не выбирают .Она дана с рождения, как язык, родители. В России проживают более 100 народов. Кроме русских, есть еще удмурты, татары, башкиры, ненцы, осетины, чеченцы, мордва, карелы, алтайцы и другие. Мы живем в многонациональном государстве.

Наша родина Россия. Наверняка, вы часто слышали и другое ее название – Российская Федерация. Это абсолютно равные понятия.

Россия= Российская Федерация…

Говорят о территории, где живем, о Родине , о России.

Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому материалу

3.Выявление места и причины затруднения.

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю выполнить задание. В заготовках даны два слова с пропущенными буквами. Кроме того даны следующие буквы: а, с, а, с, и, р .(слайд 3 )

Надо вставить в одну сетку согласные, а в другую –гласные буквы.

-Кого называют гражданин России?

Сформулируйте цель урока.

Цель урока: узнать, кто такой гражданин России.

— На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы?

Регулятивные УУД:

-определять цели и задачи урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

План урока (слайд 4):

Конституция РФ - основной закон

Права и обязанности граждан.

Органы власти и управления РФ

Отношение граждан РФ к своей стране. (слайд)

Сформулируйте задачи урока.

Познакомиться с основным законом нашего государства

Узнать основные права и обязанности граждан РФ

Познакомиться с органами власти и управления РФ

Расширить знания о государственной символике.

Узнать об отношении граждан РФ к своей стране.

Человек, который родился в России и постоянно живет в ней, - это не только ее житель, но и гражданин. Соответственно мы -граждане РФ.

Узнают о чем пойдет речь на уроке.

Пользуясь планом формулируют задачи урока.

Регулятивные УУД:

5.Реализация построенного проекта.( 32 мин)

Каждый, кто родился в России и по закону принадлежит к постоянно проживающему населению, - не только ее житель, но и гражданин.

Все граждане равны перед законом. Независимо, в какой семье родились. Богатой или бедной, со средним или высшим образованием, со знанием одного языка или нескольких. С верой в Бога или без веры.

Конституция РФ - основной закон РФ ( 1 мин)

Уже от рождения ребенок наделен определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности записаны в Основном законе РФ. Как он называется?

В переводе с латинского это слово означает установление, поскольку этот документ устанавливает основные правила и обязанности граждан. Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1993 года. (слайд 5)

Права и обязанности граждан.

А) Права (5 мин)

- Зачем людям нужно знать о правах?

Читаем 2 нижних абзаца на стр.6 и называем права гражданина РФ.

Постепенно на доске появляется следующая схема: (слайд 6)

Права гражданина РФ на:

Жизнь (символ: свидетельство о рождении)

Заботу родителей (символ: сердечко)

Образование (символ: школа)

Свободу (символ: локомотив+ самолет)

Частная собственность (символ: мобильный телефон)

Неприкосновенность жилища (символ: домик)

Труд и отдых (символ: станок+ пляжный лежак)

Свободу слова и печати (символы: мегафон+ страничка газеты)

Митинги и демонстрации (символ: трибуна с оратором)

Теперь давайте раскроем каждое из этих понятий. Прикрепим имеющиеся символы.

Каждый имеет право жить. Жизнь- самое дорогое, что есть у человека, ее надо беречь, она дается один раз, ее повторить невозможно.

Какой документ дается на каждого малыша с момента его рождения? Прикрепляем этот символ. (Свидетельство о рождении).

Пока вы маленькие, о вас заботятся родители, они вас кормят, одевают, покупают нужные вещи, книги. Тетради, заботятся о вашем воспитании. Но когда вырастете, то вы должны помогать родителям, заботиться о них. Прикрепляем символ сердечка.

Достигнув школьного возраста, вы идете учиться. Учиться -это право и обязанность. Прикрепляем символ школы.

Что такое свобода? Вспомните рабов Древней Греции и Рима, крепостных крестьян России. Были ли они свободны? Приведите известные вам факты их зависимости от господина. В чем проявляется свобода граждан России? (на место жительство, на работу, передвижение).

О свободах человека и говорится в пунктах 5-9. Прочитайте их. Прикрепляем символ свободы передвижения (локомотив + самолет).

(Убираются слова, остаются символы. Слайд 7)

Попытайтесь восстановить запись. Назовите права граждан.

Б) Обязанности граждан РФ (2 мин)

Как вы уже знаете, наряду с правами граждане России имеют и обязанности.

Прочитайте второй абзац на стр. 7 и назовите обязанности граждан РФ.

(параллельно этой работе один ученик работает с Уставом школы, готовится назвать обязанности учащихся школы)

На доске появляется запись. (слайд 8)

Обязанности граждан РФ

Соблюдать законы

Уважать права и свободы других людей

Защищать Отечество

Платить налоги

Сохранять природу

Воспитывать детей

Заботиться о сохранении исторических и культурных памятников.

- А какие обязанности закреплены в Уставе школы?

Соедините глаголы и их значение.( слайд 9)

Из этого вытекает правило:

Выполнение обязанностей -это гражданский долг каждого гражданина РФ

-На данном этапе, какие из поставленных задач мы решили?

Органы власти и управления РФ (5 мин)

Помимо этого Конституция говорит нам о сущности нашего государства, о том, как оно устроено.

Нашим государством руководит Президент , которого выбирают на 6 лет. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство России возглавляет Председатель Правительства . Он руководит министрами.

Ему подчиняется и министр образования и науки , которому подчиняются все школы страны.

Важнейшим органом власти является парламент страны, принимающий законы.

Чтение учебника. Стр. 8 , абзац 2

Дополните схему: (слайд 10 )

Парламент (Федеральное собрание)

Совет Федерации Государственная Дума

(представители республик, (представители граждан)

Мы должны знать в лицо руководство нашей страны.

Работа в четверках.

Выполните задание: Соотнесите фото и должность .(слайд 11)

(раздаточный материал- Приложение 1,2)

Самопроверка по эталону. (слайд 12)

- Какие затруднения встретили в задании?

-Какие из поставленных задач мы решили?

5. Символы государства

-Как Россию можно отличить от других стран?

Можно отличить! Здесь нам необходимо обратиться к непременным атрибутам любого государства – государственным символам.

Символ – это условные знаки или изображения. Если применить это несложное понятие к государству, то можно проследить почти всю его историю и историю его народа.

-Какие символы РФ вы знаете?

Всего в РФ принято 3 символа – герб, флаг и гимн.

А) Государственный Герб РФ .(слайд 13 ) (2 мин)

Самостоятельное чтение учебника с. 9

Задание. Рассмотрите Государственный герб РФ (с.9 учебника), соотнесите его изображение с описанием в учебнике и ответьте на вопросы. (найдите предложение, являющиеся ответом на вопрос)

Почему на гербе изображен именно орел?

Что символизируют две головы орла?

Какие символы власти в лапах орла?

Что за всадник изображен на груди орла?

Б) Государственный флаг Российской Федерации. (слайд 14 ) (2 мин)

Чтение с. 9-10 учебника

- Где можно увидеть флаг?

Дополните схему (запись в тетрадь) (слайд 15)

Самопроверка. (слайд 16)

В) Государственный гимн Российской Федерации.(6 мин)

Гимн является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова.

-Как нужно слушать гимн?

Слушание.(3 мин)(слайд 17)

Самостоятельная работа . ( Задания для учащихся разного уровня обученности.)

1. Проанализируйте текст Государственного гимна РФ ( с 10-11 учебника) и выпишите (слайд 18):

1. прилагательные из 1 куплета_________________

2. существительные из припева_______________

3. глагол из 2 куплета_________________

4. прилагательные из 3 куплета_______________

2. Практическая работа по запоминанию слов гимна, ученики вставляют в текст пропущенные слова.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая ……, великая …….—
Твоё …………. на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов……… вековой,
Предками данная ……….. народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных……… до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная ……….!

Широкий ……….для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам ……….. даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Проверка. (слайд 19)

Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

-Какие чувства вы испытываете, когда слушаете гимн РФ?

Отношение людей к гимну, гербу и флагу рассматривается как отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов означает оскорбление государства, его народа, истории и влечет за собой соответствующее наказание. Ведь в этом случае нарушены и нормы морали, и требования закона.

-Какие из поставленных задач нам удалось решить на данном этапе урока?

6.Отношение граждан РФ к своей стране.(7 мин)

С помощью этих символов можно определить Россию в ряду других государств. Но не только внешние атрибуты составляют образ нашей страны. Его составляют и граждане.

-Что затронуло ваши души, сердца?

-Как относятся граждане РФ к своей стране, ее судьбе, ее гражданам и их поступкам.

-Как же граждане выполняют свой гражданский долг? Какими людьми гордится вся страна?

(чтение рассказов хорошо читающими учениками, Приложение 3)

-Что было общим в действиях этих Героев России?

-Они могли спасти свои жизни?

-А почему они погибли?

Эти герои выполнили свой профессиональный долг, они защищали граждан России, на таких людях всегда держалась и держится наша Русская земля, наш народ.

Прочитайте последний абзац темы ( стр. 12 учебника),

Задание. Дополните нужные слова ( слайд 20)

Гражданин гордится……., уважает…. помогает…. честно…. воспитывает…..

А вы достойные граждане своей страны?

Что вы делаете для своей Родины, как школьники, как граждане?

На данном этапе, какие из поставленных задач мы решили?

Говорят о необходимости знаний своих прав и обязанностей. (человек узнает, на что он может рассчитывать в жизни)

Средством учебной мотивации стал сингапурский метод.

Основное содержание урока было ориентировано на:

1. Формирование деятельности – постановка учебных задач учениками, обучение рефлексии;

2. Организацию развивающего пространства – использование анализа ситуаций и их моделей; преобладание на уроке учебных заданий продуктивного характера;

3. Реализацию индивидуального подхода – обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам, создание ситуаций успеха;

4. Актуализацию и обогащение субъективного опыта учеников – обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников, создание ситуаций нравственного выбора.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_obshchestvoznaniya_v_6_klasse_po_teme_gosudarstvo_i_.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 6 классе

Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны.

Задачи урока: 1) закрепить, что такое государство, признаки государства, формы правления;

После изучения темы обучающиеся должны знать, что:

  1. на определённом этапе исторического развития возникают государства;
  2. существуют разные объяснения причин возникновения государств;
  3. государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории;
  4. по форме правления государство может быть монархией или республикой;
  5. гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством;
  6. символику РФ.

Обучающиеся должны понимать, что такое:

  1. государство;
  2. суверенитет;
  3. монархия;
  4. республика;
  5. демократия;
  6. гражданство;
  7. гражданин;
  8. символы государства.

Обучающиеся должны уметь:

  1. объяснять основные понятия;
  2. называть признаки государства;
  3. называть права и обязанности гражданина.

Тип урока: комбинированный

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера1 (ROUND ROBIN)

Государство – институт общества, призванный организовать жизнь общества.

Первые государства появились 5-6 тысяч лет назад.

Государство могут быть только демократические.

Суверенитет – один из признаков государства.

Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.

Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством.

Любой человек может получить российское гражданство.

Граждане обязаны беречь памятники истории и культуры

Флаг, герб, гимн – символы государства.

Человек, достигший 18 лет, может обратиться с просьбой к президенту с просьбой о приёме в гражданство.

? В каждом ли ответе на вопрос вы уверены.

? каких сведений не хватает.

Обучающиеся работают самостоятельно, составляют кластер. Затем обсуждение, учитель с помощью учащихся составляет кластер на доске.

1. Выберите правильный ответ. 1. Первые государства образовались:
а) 30 тыс. лет назад; б) пять тыс. лет назад;

в) тысячу лет назад.
2. Первые государства появились в:
а) Африке; б) Антарктиде; в) Австралии.
3. Демократия — это:
а) власть одного человека; б) власть немногих людей;

в) власть народа.
4. Республика существовала в:
а) древнем Египте; б) древнем Междуречье;

в) древнем Риме.
5. Государства- полисы были в:
а) Индии; б) Греции; в) Риме.
6. Мировое сообщество это:
а) единство жителей Земли; б) единство жителей государства;
в) единство государств, входящих в НАТО.

2 . Распределите функции государства в схему, вписывая ответ цифрами. Внешние функции за пределами круга, внутренние- внутри круга.

Обеспечение защиты границ

Обеспечение целостности и независимости государства

Участие в решении глобальных проблем

Релли Робин : развернитесь к партнёру по плечу и по очереди назовите признаки государства, при этом не повторяться. Начинают партнёры №2 и 4.

  1. Физкультминутка.
  2. Изучение нового материала.

Что такое гражданство

Гражданин имеет право

Работа с рабочей тетрадью

В результате приема в гражданство

Когда оба или единственный родитель имеют гражданство России независимо от места рождения ребенка

Когда один из родителей гражданин России, другой — гражданин иностранного государства, но при этом ребенок родился на территории России

Родители ребенка, находящегося на территории России, неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев с момента его обнаружения

По личному желанию человека, которому исполнилось 18 лет и который в течение пяти лет живет в России

Чтение текста учебника на стр.107 и работа с документом на стр.109.

Закрепление материала. Решение задач.

  1. Дайте консультацию 16-тилетнему гражданину Украины, который обратился к президенту РФ с просьбой о приёме его в российское гражданство.
  2. У Марины мать – гражданка РФ, а отец – гражданин Германии. Сама Марина родилась в Москве. Может ли Марина претендовать на российское гражданство.

Знакомство с понятиями: двойное гражданство, апатрид, иностранец. Работа с учебником. Стр.107.

Знакомство с символами государства.

Перечислите и изобразите государственные символы Российской Федерации.

Назвать символы государства;

Раскрасить шаблон российского флага.

Назвать из каких частей состоит герб России

Закрепление изученного материала. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

Конспект урока по обществознанию: Государство и граждане.(6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

Задачи урока:

Образовательные: разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан; продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”; дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”; знать и называть основные признаки государства; уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти.

Развивающие: закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

Материалы и оборудование: учебник, раздаточные Листы исследователя, раздаточные листы с отрывком из произведения Аристотеля “Политика”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Добрый день. И мы снова в мире “Обществознания”. Вы готовы к работе?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Повторяли тему “Социальная сфера общества”

Вспомните, сколько мы знаем сфер общества и как они называются.

Четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная

Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и предположите, что мы будем изучать. Слайд 2

Кремль, собрания людей, государство, политику и т.д.

Формулирование темы урока и определение задач для учащихся

Мы начинаем изучать политическую сферу общества.

Откройте тетради и запишите название нового раздела “Политика и право”

Делают записи в тетради

Прочтите высказывания и попытайтесь сформулировать тему урока:

“Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить” Г. Бруэм

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть – обязан”
Н.А. Некрасов

“Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять”.
Еврипид

(подвести к формулировке темы)

Высказывают предположения

Государство и граждане”

Выпишите в тетрадь одно из высказываний, которое вам понравилось, и дома найдите сведения об авторе слов.

Выписывают в тетрадь

1. Что такое государство.

2. Признаки государство

3. Что такое гражданство

4. Государственные символы

Вспомните, когда и в связи с чем, вы впервые услышали понятие “государство”?

Хорошо! Назовите слова, которые, как вы считаете, связаны с понятием “государство” (принимаются любые ответы)

В начальной школе, в 5 классе; изучали “Окружающий мир”, “Историю древнего мира”

Например: страна, президент, Египет и другие

Отвечают на вопросы учителя.

Молодцы! Вспомните историю Древнего мира. Где и когда появились первые государства?

(Если затрудняются с ответом, то обратить внимание на текст учебника стр.102-2 абз)

Почему появилось государство, ведь у древних людей его не было? (принимаются любые ответы, но подвести к правильному)

В Древнем Египте, Греции, Риме; 5-6 тыс. лет назад.

Необходимо обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Таким образом, государство-это важнейший институт общества, призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Записывают в тетрадь

Откройте учебник, прочтите материал на стр.101-2 абз. до стр. 102 до 2 абз.

Находят материал, читают

Работа с учебником. Отвечают на вопросы.

Какое место занимает государство в политической сфере?

Государство - фундамент политической сферы

Что находится в распоряжении государства?

В распоряжении государства находятся армия, полиция, суды и законы страны, которые обеспечивают правопорядок и охраняют жизнь людей

Чем занимаются суды?

Суды разбираются с правовыми конфликтами

Чем занимается армия?

Армия защищает от нападения врагов

Чем занимаются министерства?

Министерства занимаются хозяйственными проблемами

Сделайте вывод о том, какие функции выполняет государство?

(Какие две группы вопросов решает государство?)

Молодцы! Запишите схему в тетрадь

Функции государства: внутренние и внешние

Записывают в тетрадь

Откройте учебник на стр.103, прочтите до стр. 104 (до 2 абз.)

Находят материал, читают

Дайте определение понятию “суверенитет”

Запишите в тетрадь

Суверенитет - государственная независимость

Записывают в тетрадь

Какие государства можно выделить? Слайд 10

Запишите в тетрадь

Государства бывают демократические и не демократические.

Записывают в тетрадь

Какие государства бывают по типу (форме) власти (правления)? Слайд 11

Запишите в тетрадь

Монархия и республика

Записывают в тетрадь

Дайте определение понятию “монархия”

Умение правильно давать определение

Предполагаемый ответ: “Монархия - это когда во главе государства стоит король или царь и передает власть по наследству.

Нужно: Монархия - это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.

Дайте определение понятию “республика”

(по аналогии с предыдущим понятием)

Слайд 11 запишите в тетрадь

Республика - это форма правления, при которой государством управляют органы избранные народом на определенный срок Записывают в тетрадь

Как называется наша страна?

Назовите форму правления в России.

Кто президент РФ?

Какие государства вы знаете с республиканской формой правления? (США, Италия, Германия)

Российская Федерация,

Форма правления – республика.

Прочтите материал учебника стр.105-106 (2 мин)

Назовите основные признаки государства

Основными признаками государства являются:

- единая территория;

- суверенитет;

- аппарат управления;

- общие законы;

- гражданство

Молодцы! Запишите в тетрадь

Постановка и обсуждение проблемы

Как называют отдельного человека или всех людей, составляющих население страны? Раньше их называли подданными.

Сейчас таких людей называют гражданами.

Записи в тетради

Исследовательский этап (6 мин)

В нашей стране действует Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Что такое гражданство, мы и попытаемся с вами выяснить. Проведем исследование.

Раздаю Листы исследователя, организую класс на группы

Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предположите, что такое “гражданство” и запишите предположение (гипотезу).

Делают записи на Листе исследователя

Изучите текст и окончательно дайте определение понятию “гражданство” на вашем листе исследователя.

1-я группа работает с текстом учебника стр.106-107

2-я группа работает с источником: фрагмент работы Аристотеля “Политика”

Читают и заполняют Лист исследователя до конца.

Зачитывают свои варианты.

Гражданство – взаимная ответственность человека и государства

Сравнивают со своими записями на Листе исследователя

Какой путь познания был наиболее простым, а какой наиболее сложным? Почему?

Сложнее работать было с фрагментом работы Аристотеля “Политика”, т.к. определение нужно сформулировать.

- Что вы видите на этом слайде?

Молодцы! Правильно это государственные символы РФ. А еще какие символы вы знаете?

Тест на закрепления.

Слайд 16-17(ответы)

Выполняют тест в тетрадях.

Осуществляют взаимопроверку , сверяют ответы со слайдом.

Вывод урока. (2 мин)

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие бывают государства?

Какие главные признаки существует государства?

Что такое гражданство?

Ответ учащихся.

Выставление оценок.

параграф 16 стр.101-107;

подготовиться к конференции с предоставлением презентационных материалов по темам:

1. История государственного герба.

2. История государственного гимна.

3. История государственного флага.

4. История рубля.

Делают записи в тетради

1.Характеристика урока с позиции его места в курсе.

Рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

- разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан;

продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”;

дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”;

знать и называть основные признаки государства;

уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти;

- закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.

- воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

- достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);

- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;

- опираясь на ведущие характеристики возраста учащихся в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа).

3.Используемые на уроке наглядные средства.

компьютер, экран, презентация по теме, листы исследования.

4. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей урока, мною был выбран тип урока - урок изучения нового материала.

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:

а). Организационный момент (4 мин).

б). Актуализация знаний (3 мин)

В)На изучении нового материала было отведено 25 минут. Тема излагалась по плану.

г). На исследовательскую работу была отведена 6 мин. Учащиеся делали записи на листе исследователя.

д) Закрепления пройденного материала осуществлялась в форме тестового задания с взаимопроверкой. (5 мин)

е). Вывод и домашнее задание ( 2 мин)

5. Для достижения цели урока применялись как традиционные методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника, проблемные ситуации, так и инновационные методы: информационно – коммуникативные технологии (презентация, Интернет ресурсы), практический метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.

Считаю урок прошел успешно, цели были достигнуты.

Зам.директора по ВР_______________________Гасанова К.И.

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали

достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в

конечном итоге их результативность способствовали активизации

познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к

Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный,

компетентностно-ориентированный подход в обучении. Урок содержит

большой объем информации. Использование компетентностно-

ориентированных заданий способствует развитию мыслительной

деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения

эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря

заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности,

поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых

заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом

построении урока, в проведении физкультпаузы.

Цели урока достигнуты.

Учитель истории и обществознания: Абдуллаева Л.И. /______________________/

Читайте также: