Конспект занятия животные и растения осенью

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 73 0

Конспект индивидуального занятия по предмету “Мир природы и человека”

Индивидуальный урок.

Учитель-дефектолог:Яркова Валерия Сергеевна

Программа обучения:9.2

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Цель: изучение изменений в живой природе в осенний период времени.

- Образовательные: изучить сезонные изменения в живой природе (растения, животные, птицы). Познакомить с дарами осени. Обогатить представления учащегося об окружающем мире.

-Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

-Развивающие: развить пространственное представление, мышление. Развитие способностей сравнения и обобщения.

-Коррекционные: коррекция восприятия и зрительной памяти.

У: “Прозвенел звонок, начинаем наш урок”

У: “Камила, кто же к нам на урок пришел?”

Появляется персонаж-игрушка “Ёжик”.

У: “Камила, кто это? Правильно, это ёжик. Кажется, он хочет что-то нам сказать .”

Ребенок отвечает на вопросы дефектолога

Целеполагание, постановка проблемы

Ёжик:”Мой друг, я пришел к тебе на урок не просто так. Мне нужна твоя помощь. Я уронил корзинку, и все буквы рассыпались. Помоги мне составить слово, пожалуйста”

Учитель показывает ребенку лист с заданием. На листе вразнобой написаны буквы, соединяющиеся в слово “Осень”.

Ребенок отвечает на вопросы дефектолога, выполняет задание.

Лист бумаги с заданием.

Поиск путей и решение проблемы

У: “Какое слово получилось?

Камила, ты помогла Ёжику! Молодец! Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить?”

У: “Правильно, мы сегодня будем говорить про осень! Что ты знаешь про осень?

Ребенок отвечает на вопросы дефектолога, выполняет задание.

Ёжик принес для нас несколько заданий, которые мы должны будем выполнить. После каждого выполненного задания в корзинку будем класть грибочек. В конце заднятия грибочки посчитаем.

Просмотр презентации об изменениях в природе.

1 слайд. Камила, обрати внимание, что осенью становится пасмурно, солнце почти не греет. Часто идут дожди. Листва на деревьях окрашивается в красный и желтый цвета, а затем опадает.

Насекомые прячутся в теплые места и впадают в спячку. Птицы улетают на Юг, а животные готовятся к зиме.

2 слайд. Камила, посмотри на картинку. Что ты видишь? Как животные готовятся к зиме, что они делают осенью?

3 слайд. Птицы осенью с наступлением холодов улетают в теплые края. Становится мало корма, зимой им не выжить в суровые морозы.

Ребенок смотрит презентацию и отвечает на вопросы учителя-дефектолога.

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Ребенок выполняет задание.

Самостоятельная
работа с использо-
ванием получен-
ных знаний

Работа по карточкам.

У: Камила, положи перед собой карточки, на которых изображены признаки осени. Назови, что ты видишь на этой карточке. А на этой? Молодец! Клади грибочек в корзинку.

Вырезание листьев по шаблону.

У: Камила, обведи по шаблону листья и вырежи их.

Отлично, клади еще грибочек.

Ребенок выполняет задание, работает по карточкам.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с изображением признаков времен года.

Ножницы, шаблон, цветная бумага, карандаш.

Нарядили ножки в новые сапожки, (Выставляем носочки поочерёдно)

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. (Ходьба на месте)

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (Топот на месте)

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте.

Ребенок выполняет упражнения вслед за учителем-дефектологом.

Самостоятельная
работа с использо-
ванием получен-
ных знаний

У: Камила, раскрась, пожалуйста, рисунок.

Учащаяся выполняет задание.

Объяснение домашнего задания.

У: Камила, мы не успели завершить рисунок, возьми его домой и раскрась.

Ё: Камила, ты выполнила все задания и помогла мне собрать все грибы. Давай посчитаем, сколько грибочков в корзинке.

У: Камила, чем мы занимались на занятии? Какое задание тебе больше всего понравилось?

Учащаяся считает грибы в корзине.

Перед ребенком кладем чистый лист бумаги и цветные карандаши.

У: Камила, тебе понравилось занятие? Если да, то нарисуй солнышко, если не очень, то тучку.

Ребенок выполняет задание.

Лист бумаги, цветные карандаши.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Күні - Дата: 22.10.2018 Тәрбиеші-Воспитатель: Ишкова Н. В.

Білім беру саласы - Образовательная область: Познание.

Бөлім - Раздел: Естествознание.

Тақырыбы - Тема: Растения и животные осенью.

Мақсаты - Цель: Формировать обобщенное представление об осени.

Міндеттері - Задачи: Систематизировать знания о жизни растений и животных в осенний период, расширять знания о фактах приспособления растений и животных к изменениям условий внешней среды, развивать разговорную речь, внимание, память. Умение делать умозаключение, обобщать. Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям.

Методы и приемы: словесные и наглядные.

Билингвальный компонент: медведь – аю -bear, волк – қасқыр- wolf , лиса- түлкі - fox, заяц – қоян- hare, белка - squirrel , дерево - ағаш -tree.

Этапы действий

Ход занятия

Действие детей

-Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

- Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами.

-А что происходит осенью с лесом?

- Почему изменился лес?

(прикрепляют золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.)

(появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)

-Перечислите, какие деревья растут в лесу?

Игра “С какого дерева листок”

- Подберите к этим деревьям их листья.

Игра “Части дерева”

- Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.

- На ветках есть листья, цветы, плоды.

- Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.

- Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

- Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.

- Назовите что это за деревья.

- А кого не хватает в нашем лесу?

Давайте поместим на нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.

Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.

-Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь.

-Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

-За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы! Это же плутовка

Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса!

-Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

-Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли! .

И немножечко устали!

- Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

- Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

-Кого называют рыжей плутовкой?

-Самый большой любитель меда, обитатель наших лесов?

-Удивительные охотники, умеющие плести паутину?

-Тело зверь покрытого иголками, защищающими его от врагов?

-У кого дерева ствол белый?

-Как называются листья у сосны и ели?

-Дерево, которое украшают один раз в году?

-Стоят под березкой Березкины тезки.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"
В берлоге живёт (кто?) –
В норе живёт (кто?) –
В логове живёт (кто?) –
В норке живёт (кто?) –
В дупле живёт (кто?) –

Автор: Чернова Светлана Евгеньевна.
Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов и учителей коррекционных школ, он поможет закрепить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире.





- В чем красота картин осени? (ответы учащихся).
Осень – красивое время года. Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Бунин, Плещеев, Толстой, Есенин.
Послушайте и скажите о каком месяце идет речь?
-Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь).
-Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился? (Октябрь).
-Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь ).
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Кроме современных названий месяцы имеют и народные названия, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.
Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.
Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
В старину его называли листопадом или листопадником.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.
Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены. Каждый месяц осени имеет свои приметы.
Сентябрь.
-Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
-Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
-Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Октябрь.
Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху — к недороду на другой год, а ложится изнанкой — к урожаю.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
Ноябрь.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Осень для школьников – рабочая пора. А в лесу, наоборот, осенью начинаются каникулы. Но прежде, чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица и зверь. Осень объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.
-Ребята, скажите, как деревья узнают, что скоро наступит зима?(Ответы учащихся).
-Почему изменилась окраска листьев? ( В осеннюю пору длина светового дня становится меньше, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Начинают поступать другие красящие вещества. Жёлтые красящие вещества довольно стойкие и осенью листья многих растений становятся желтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда понижается температура, деятельность листа замирает, проступают багряные, фиолетовые красящие вещества. Кроме того, осенью уменьшается отток питательных веществ из листьев, и в них идет образование разных веществ, меняющих окраску листьев. В дождливую, пасмурную осень это происходит медленнее).
Игра-драматизация.
Ведущий: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом.
1-е дерево: Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и жёлтые, и оранжевые краски.
2-е дерево. Я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому дереву никогда не изменяю.
- Ребята, угадайте , какие деревья вели спор?(Лиственное и хвойное).
-Все ли деревья меняют окраску с приходом осени?
- Какие деревья остаются зелеными?
-А у хвойных деревьев бывает листопад?( У хвойных деревьев листья – хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Поэтому деревья круглый год зеленые. Есть такое дерево – лиственница, которое сбрасывает с себя всю хвою и ведет себя как лиственное дерево). Демонстрация картинки лиственницы.


И вот, ребята, представьте себе, что мы оказались в холодном осеннем лесу.
-Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
-Как же птицы, звери, насекомые готовятся к зиме?
- Кому труднее перенести осеннее похолодание? (Насекомым).
- Что с ними происходит осенью?(Чтение стихотворения подготовленным учеником).
Насекомые боятся холодов.
Они забились в норки, в щели.
Когда весной уже не будет здесь снегов,
Окажется, что мошки уцелели.
И все жуки, и муравьи,
Покажутся тогда среди травы.
- Почему многие насекомые погибают осенью? ( Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут. С понижением температуры воздуха и почвы, они теряют свою подвижность и замирают до весеннего тепла: мухи, муравьи или погибают, например, бабочки. Жуки, чтобы пережить холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы всю зиму питаются накопленным за лето медом и постоянно двигаются, согревая друг друга своим теплом. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника. Собираются в кучки в самой глубине муравейника, где потеплее).
- Ребята, а почему осенью в лесу тихо? (Улетают птицы).
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы).
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-А какие птицы живут круглый год в нашем краю? ( Воробей, сорока).
- Как мы называем таких птиц? (Оседлые птицы.)
Игра-драматизация.
Глухарь: Здорово, сорока! Где была, куда летала?
Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью на светлой опушке.
Глухарь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Глухарь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок. Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утаишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить некого.
Глухарь: Чем же в деревне хорошо?
Сорока: Да как же, милок. У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
-Как вы думаете тяжело птицам с наступлением холодов? (Ответы детей).
- А как вы можете им помочь? (Ответы детей).
-Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька).
- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? (ответы учащихся)
- Осенью запасы делают не только птицы, но звери. Что вы об этом знаете? (Ответы учащихся).
- Поразмышляйте, почему животные не едят опавшие красивые листья, а зеленые засушенные – с удовольствием? ( Яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли).
IV. Итог.
-Закончилось наше путешествие в царство Природы. Назовите основную причину осенних изменений в растительном и животном мире? (Похолодание).
Несмотря на похолодание, осень – это прекрасное время года. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной. "
Чтение стихотворения учеником.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
V.Д/З. Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в растительном и животном мире с приходом осени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока.doc

Тип занятия : урок изучения нового материала.

- Мультимедийный: просмотр презентации.

- Наглядно-действенный, словесный; рассматривание изображений и их словесное сопровождение.

- Предметно - практический: классификация картинок.

Оборудование: проектор, компьютер, набор картинок разного размера, классная магнитная доска.

Средства обучения: инструкции, картинные изображения. Самостоятельная деятельность учащихся, динамические паузы, гимнастика для глаз, соблюдение тифлопедагогических требований в оформлении презентации.

Форма занятия: объяснение учителя, фронтальная и индивидуальная работа.

Цели занятия: изучение осенних изменений в живой природе и в жизни людей.

- Образовательные: изучить сезонные изменения в живой природе (растения, животные, птицы) и в жизни человека. Познакомить с дарами осени, перелетными и зимующими птицами, с трудом человека осенью. Обогатить представления об окружающем мире.

- Воспитательные : воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- Развивающие: развить пространственное представление, образное мышление, развить способность анализировать, сравнивать, обобщать.

- Коррекционные: коррекция восприятия и зрительной памяти.

Словарь урока: желудь, линька, подшерсток, спячка, перелетные, зимующие, зерновые культуры, комбайн, субботник.

Индивидуальное сопровождение в течение всех видов деятельности не требуется.

Тифлопедагогическое сопровождение (содержание) урока.

В классе учащиеся III вида образовательной деятельности.

Состояние зрения учащихся: миопия средней степени: 4 ученика (Якимова М., Костин Д., Ганиева Л., Зудина А.).

Атрофия зрительного нерва: 2 ученика (Зудина А., Костин Д.) Контраст изображений, изучаемых объектов и процессов 80 – 100%.

- Вот и прозвенел звонок, начался урок.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

Садятся по местам

-Мы сможем назвать осенние месяцы? Кто хочет и сумеет?

- Я бы хотела, чтобы. назвал, какой сейчас месяц?

Какой по счёту месяц октябрь?

Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

Отвечают на вопросы, слушают учителя

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Сейчас месяц октябрь

- Октябрь – второй месяц осени

- Идут холодные дожди, меньше светит солнце, понижается t воздуха, погода пасмурная

Изучение нового материала

1) Подготовка к восприятию нового материала

- А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится? (1 слайд)

Падают с ветки желтые монетки…..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая дарит листья, не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

- Что же происходит с листьями осенью?

2) Изучение новых знаний

- Я показываю вам картинки, а вы постарайтесь назвать мне, какие предметы здесь изображены (3 слайд)

- Правильно. Ранней осенью в сентябре созревают орехи, желуди, ягоды калины, шиповника. Это дары осени. Осенью так же вырастает много грибов, которыми не прочь полакомиться и животные и люди.

Вопросы для 4 кл.: Как ты думаешь, на каком дереве выросли желуди? (Показывается картинка дуба).

- Второй месяц осени – октябрь - называют золотой осенью. Листья на деревьях желтеют, начинается листопад.

Вопросы для 4 кл.: Листья каких деревьев показаны на слайде? Какого они цвета?

- А что такое поздняя осень? Сегодня на дворе – поздняя осень или ранняя? Попробуйте описать признаки поздней осени и сравнить с состоянием природы сегодня. (Оценка)

- Ноябрь – поздняя осень. Начинаются заморозки. Деревья и кустарники сбросили листья, трава увяла. Выпал первый снег. (5 слайд)

- Посмотрев на данные рисунки, какой вывод мы можем сделать, ребята? Что происходит с растениями в лесу осенью?

Физкульминутка .

- Мы с вами узнали, что происходит с растениями осенью. И сейчас давайте немного отдохнем и потом продолжим дольше.

Мы листочки осенние, на веточке сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю приземлились.

3) Продолжение изучения новой темы. Коррекция в процессе получения новых знаний.

- Ребята, а как вы думаете, в жизни животных происходят какие-то изменения или все остается по-старому? Им весело и хорошо? Я сейчас покажу вам новые картинки, а потом вы мне скажите, весело и радостно ли этим животным или нет.

- Осенью белка и заяц меняют шерсть (линяют). Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется его цвет. Летом белка рыжая, а зимой серая. Заяц летом серый, а зимой белый. Таким образом, эти животные готовятся встречать зиму. (6 слайд) Ребята, как вы думаете, почему белка и заяц меняют цвет своей шерсти?

- У лис и волков вырастает теплый подшёрсток. (7 слайд). И х шуба становится толстой и теплой. Они не делают себе заготовок на зиму. Зимой они охотятся на других зверей.

- К осени медведь уже становится жирным и наедается последними ягодами и орехами. Он ищет себе место для зимней спячки. Ежи, змеи и барсук тоже, как и медведи, впадают в спячку. (8 слайд)

Вопросы для 4 кл.: Как вы думаете, зачем медведь накапливает жир и впадает в спячку?

4.) Продолжение изучения новой темы. Коррекция в процессе получения новых знаний.

Ляйсан, а ты сможешь ответить на вопрос, как быть птицам осенью? Они тоже весело чирикают и летают, ищут себе мошек и насекомых? Я сейчас назову такие слова как ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ, может, мы с вами сумеем сказать, как эти слова относятся к жизни птиц? (Оценка)

- Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Они называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ птицами, например, гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки. (9 слайд) Вопросы для 4 кл.: Покажи на слайде, где изображены утка и гусь? Прочитай, как зовут остальных перелетных птиц.

- Некоторые птицы остаются зимовать. Например, синица и сорока – птицы, которые не улетают зимой. Они называются ЗИМУЮЩИМИ. А каких птиц ты можешь увидеть в городе зимой?

Гимнастика для глаз

Сейчас немного отвлечемся и дадим нашим глазам отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

5) Коррекция в процессе получения новых знаний. Работа с учебником

Посмотрите на наш учебник. Найдите рисунки на стр. 12. Что мы видим? Кто опишет?

Задание: подумай, кукую пищу выберет птичка, а какую – белка.

6) Продолжение изучения новой темы. Занятия людей осенью (4 класс)

- Ребята, а кто-нибудь из вас был на прошлой неделе или осенью на даче? Что ты там делал с родителями?

- Давайте посмотрим на слайдах. Осень – это время сбора урожая. И люди выходят в поля и огороды собирать дары осени. На полях поспевают зерновые культуры: рожь, пшеница, овес и другие злаки. Их собирают с помощью комбайнов и специальной техники. (10 слайд) Вопросы для 4 кл.: Какие овощи и фрукты можно собрать с огородов и садов?

- С наступлением осени в городе начинаются субботники. Люди убирают опавшие листья, обрезают старые ветки деревьев и сажают новые, молодые кусты, чтобы с наступлением весны они смогла расцвести во всей своей красе. (11 слайд) А ты в этом году участвовал на субботнике в городе или на даче? Что ты делал?

Читайте также: