Спартанская система воспитания конспект

Обновлено: 06.07.2024

Полноправные спартанцы считались равными между собой, их образ жизни от рождения до смерти жестко регламентировался. Младенец после рождения осматривала специальная комиссия. Если оно имело явные физические недостатки, было инвалидом, то подлежало отрицательных ном умерщвления.

Обучению грамоте и другим наукам не оказывалось большое значение. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выход-цы из низших слоев общества, в частности мофакы - дети от из-смешанных браков (между спартанцем и илоткою). Главная цель обуче-ния и воспитания - подготовка будущего воина. Достигнув 14-лет-него возраста, подростки подвергались испытаниям (агонам) - жор-сток избиению перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание мальчиков с девочками имело своим результатом ранние браки. Жених, следуя древних обычаев, воровал невесту. Впрочем, это делалось по взаимному согласию своих и ее родите-лей. Спрятав невесту в своих знакомых, будущий муж секретности но посещал ее, пострижен и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс - символ целомудрия, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после ве-солью. Невесты приносили жертвы Зевсу и его жене. Приданое невесте не принадлежал. При заключении брака, кроме воли родителей, учитывалась и мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным и должен был систематически, почти ежедневно совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. К ЗО лет он не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усы. К ЗО лет спартанец должен был женит-ся, иначе он ежегодно во время религиозного праздника подлежал побит-ю со стороны женщин. Тем, кто имел трех, четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись различные льготы.

Социальный статус женщин в Спарте был сравнительно высоким. Они не знгалы многих забот по хозяйству, илоты доставляли им продукты, детей воспитывало государство. Мужчины часто погибали в воен-нах. Жены и вдовы из знатных семей имели значительное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н. е. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. н.э. - более половины богатств С: парты.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев имело преимущественно целью подготовить членов военного сообщества. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба нездоровых новорожденных неизвестна. Плутарх говорит, будто их казнили. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартанцы воспитывались в семье под присмотром нянь, которые славились своим умением на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев. Такое воспитание было довольно длинным во времени и делилось на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети попадали к воспитателю пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были очень насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонком соломенном настиле.




В 12-летнем возрасте воспитания становилось еще более жестоким. Во все времена года верхней одеждой подростков был легкий плащ. Их приучали к короткосливья. Произвольное намек на красноречие преследовался. Применимы были и наказания, но они носили, скорее, символический характер. Например, того, кто провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, которые имели некоторые гражданские права. При инициации подростка жестоко испытывали. Эйрены были помощниками пайдонома в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе испытания до минимального обучения грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более углубленно.

Приемы воспитания становились еще более жестокими. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Тот, кто вловився на краже, очень били, но не за то, что украл, а за то, что попался.

В 20 лет эйрены получал военное снаряжение и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка. К запреты не относили, например, никак и ни в чем не ограниченную половую жизнь. Но резко осуждалось и преследовалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли воочию убедиться, насколько непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же свободным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание были малоплодовитою ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. А вообще, не весь педагогический опыт Спарты забыл.

Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали наследоваться и в другие эпохи.

Жизнь граждан Спарты от рождения и до смерти полностью контролировало государство, поэтому и воспитание в Спарте находился целиком в компетенции государства. По Плутарху, автором системы спартанского воспитания царь Ликург, которого относят к величайшим греческих законодателей античной эпохи.

Плутарх утверждает, что судьба новорожденных в Спарте зависела от их жизнеспособности: их осматривали старейшины, и жизнь сохраняли только здоровым детям, тех же, кто рождался больным и слабым, относили на гору Тайгетос и сбрасывали в пропасть. Не все современные историки соглашаются с этими данными. Очевидно одно: такие дети были исключены из общей системы воспитания.

В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи * й и селили укрытых полувоенных заведениях вроде казарм - агелах. Основное внимание при воспитании уделялось физической и идеологической подготовке молодежи. Наук в Спарте учили только поверхностно, ровно настолько, сколько требовала жизненная необходимость: детей учили читать и писать. Уделяли внимание обучению музыки, поскольку считалось, что музыка предназначена збадьорюваты дух и разум человека, помогать ему действовать.

В возрасте двенадцати лет подросток-спартанец получал наставника, который занимался подростком.

Питание молодых спартанцев было чрезвычайно ограниченным. Разрешалось и даже поощрялось стремление прокормиться самостоятельно любыми путями, в том числе и кражами пищи. Если подросток попадался, его жестокая наказывали, но не за то что воровал, а за то, что не был достаточно осторожным и позволил себя поймать.

Ежегодно объявлялся период, когда илоты были вне закона - подростки спартанцы могли убивать рабов. Молодые спартанцы организовывали отряды, и ночами совершали рейды по селам илотов. Так развивались организационные способности и навыки действовать ночью.

Важнейшими качествами спартанцы считали активность и мужество, безоговорочное выполнение военных приказов. Учителя ставили целью привить детям идеалы служения родине и своему народу. По словам Плутарха, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить отдельно, а находились в неразрывной связи с обществом и полностью принадлежали родине, почти забывая о себе. Идеалы военной достоинства и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Таким образом, с юного спартанца воспитывали мужественного и выносливого воина, преданного своей стране, сильного духом и лишенного недостатков - страха, пассивности, несдержанности в поведении, неумеренности в желаниях и наклонностях. Воспитатели были изобретательными в достижении этой цели. Среди других человеческих пороков, в Спарте строго осуждалось пьянство, и уже через Ликурга было введено своеобразные "уроки трезвости", когда воспитанникам показывали пьяных рабов, чтобы вызвать у них отвращение и уберечь от этой недопустимой склонности.

Полноправные спартанцы считались равными между собой, их образ жизни от рождения до смерти жестко регламентировался. Младенец после рождения осматривала специальная комиссия. Если оно имело явные физические недостатки, было инвалидом, то подлежало отрицательных ном умерщвления.

Обучению грамоте и другим наукам не оказывалось большое значение. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выход-цы из низших слоев общества, в частности мофакы - дети от из-смешанных браков (между спартанцем и илоткою). Главная цель обуче-ния и воспитания - подготовка будущего воина. Достигнув 14-лет-него возраста, подростки подвергались испытаниям (агонам) - жор-сток избиению перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание мальчиков с девочками имело своим результатом ранние браки. Жених, следуя древних обычаев, воровал невесту. Впрочем, это делалось по взаимному согласию своих и ее родите-лей. Спрятав невесту в своих знакомых, будущий муж секретности но посещал ее, пострижен и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс - символ целомудрия, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после ве-солью. Невесты приносили жертвы Зевсу и его жене. Приданое невесте не принадлежал. При заключении брака, кроме воли родителей, учитывалась и мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным и должен был систематически, почти ежедневно совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. К ЗО лет он не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усы. К ЗО лет спартанец должен был женит-ся, иначе он ежегодно во время религиозного праздника подлежал побит-ю со стороны женщин. Тем, кто имел трех, четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись различные льготы.

Социальный статус женщин в Спарте был сравнительно высоким. Они не знгалы многих забот по хозяйству, илоты доставляли им продукты, детей воспитывало государство. Мужчины часто погибали в воен-нах. Жены и вдовы из знатных семей имели значительное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н. е. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. н.э. - более половины богатств С: парты.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев имело преимущественно целью подготовить членов военного сообщества. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба нездоровых новорожденных неизвестна. Плутарх говорит, будто их казнили. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартанцы воспитывались в семье под присмотром нянь, которые славились своим умением на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев. Такое воспитание было довольно длинным во времени и делилось на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети попадали к воспитателю пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были очень насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонком соломенном настиле.

В 12-летнем возрасте воспитания становилось еще более жестоким. Во все времена года верхней одеждой подростков был легкий плащ. Их приучали к короткосливья. Произвольное намек на красноречие преследовался. Применимы были и наказания, но они носили, скорее, символический характер. Например, того, кто провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, которые имели некоторые гражданские права. При инициации подростка жестоко испытывали. Эйрены были помощниками пайдонома в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе испытания до минимального обучения грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более углубленно.

Приемы воспитания становились еще более жестокими. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Тот, кто вловився на краже, очень били, но не за то, что украл, а за то, что попался.

В 20 лет эйрены получал военное снаряжение и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка. К запреты не относили, например, никак и ни в чем не ограниченную половую жизнь. Но резко осуждалось и преследовалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли воочию убедиться, насколько непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же свободным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание были малоплодовитою ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. А вообще, не весь педагогический опыт Спарты забыл.

Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали наследоваться и в другие эпохи.

Жизнь граждан Спарты от рождения и до смерти полностью контролировало государство, поэтому и воспитание в Спарте находился целиком в компетенции государства. По Плутарху, автором системы спартанского воспитания царь Ликург, которого относят к величайшим греческих законодателей античной эпохи.

Плутарх утверждает, что судьба новорожденных в Спарте зависела от их жизнеспособности: их осматривали старейшины, и жизнь сохраняли только здоровым детям, тех же, кто рождался больным и слабым, относили на гору Тайгетос и сбрасывали в пропасть. Не все современные историки соглашаются с этими данными. Очевидно одно: такие дети были исключены из общей системы воспитания.

В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи * й и селили укрытых полувоенных заведениях вроде казарм - агелах. Основное внимание при воспитании уделялось физической и идеологической подготовке молодежи. Наук в Спарте учили только поверхностно, ровно настолько, сколько требовала жизненная необходимость: детей учили читать и писать. Уделяли внимание обучению музыки, поскольку считалось, что музыка предназначена збадьорюваты дух и разум человека, помогать ему действовать.

В возрасте двенадцати лет подросток-спартанец получал наставника, который занимался подростком.

Питание молодых спартанцев было чрезвычайно ограниченным. Разрешалось и даже поощрялось стремление прокормиться самостоятельно любыми путями, в том числе и кражами пищи. Если подросток попадался, его жестокая наказывали, но не за то что воровал, а за то, что не был достаточно осторожным и позволил себя поймать.

Ежегодно объявлялся период, когда илоты были вне закона - подростки спартанцы могли убивать рабов. Молодые спартанцы организовывали отряды, и ночами совершали рейды по селам илотов. Так развивались организационные способности и навыки действовать ночью.

Важнейшими качествами спартанцы считали активность и мужество, безоговорочное выполнение военных приказов. Учителя ставили целью привить детям идеалы служения родине и своему народу. По словам Плутарха, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить отдельно, а находились в неразрывной связи с обществом и полностью принадлежали родине, почти забывая о себе. Идеалы военной достоинства и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Таким образом, с юного спартанца воспитывали мужественного и выносливого воина, преданного своей стране, сильного духом и лишенного недостатков - страха, пассивности, несдержанности в поведении, неумеренности в желаниях и наклонностях. Воспитатели были изобретательными в достижении этой цели. Среди других человеческих пороков, в Спарте строго осуждалось пьянство, и уже через Ликурга было введено своеобразные "уроки трезвости", когда воспитанникам показывали пьяных рабов, чтобы вызвать у них отвращение и уберечь от этой недопустимой склонности.

Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми. Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины. Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

Спартанская система воспитания

Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

Статус воина давал древнему спартанцу особые привилегии в обществе, но достигнуть его удавалось не каждому мальчику. До сих пор рассказывают легенды о том, как там избавлялись от слабых детей с физическими дефектами.

Spartanskoe_vospitanie

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanija

Воспитание детей в спартанском духе отличается строгостью и дисциплиной. У этой методики есть свои достоинства и недостатки, важно соблюсти между ними баланс, чтобы не навредить психике ребёнка.

Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_1

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

Плюсы и минусы спартанского воспитания

Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

Pljusy_i_minusy_spartanskogo_vospitanija

Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты :

  • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
  • у воспитанников формируется самостоятельность;
  • постоянные тренировки прививают дисциплину;
  • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
  • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

  • чрезмерная агрессия;
  • потеря взаимопонимания между поколениями;
  • асоциальное поведение;
  • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
  • неспособность самостоятельно принимать решения;
  • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать. Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности. Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

Спартанская система физического воспитания

На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija

Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.

С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

Spartanskoe_vospitanie_istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanija

Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам. Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_2

Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

Женщины Спарты отличались отвагой и патриотизмом, их обучали в таком же военном духе, как и юношей, они прекрасно владели оружием и обладали крепким здоровьем и тренированным телом.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Spartanskoe_vospitanie_supruzheskaja_vernost

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

Воспитание детей в Спарте было совершенно особенным. Есть легенда, что каждого новорождённого ребёнка отец должен был принести на осмотр старейшинам. Если ребёнок оказывался слабым, его сбрасывали со скалы, а если крепким — отдавали отцу. Но мальчики воспитывались в семье только до \(7\) лет.

Jean-Pierre_Saint-Ours_-_Gericht_über_die_Neugeborenen_Spartas_-_2358_-_Bavarian_State_Painting_Collections.jpg

Поэтому в \(7\) лет мальчиков забирали в специальные отряды, где они жили до достижения взрослости. С этого момента начиналось воспитание спартанских воинов .

Мальчикам выдавали немного одежды и еды. Всё остальное они должны были добывать себе сами. Они плели себе обувь, ломали тростник для подстилок, чтобы спать не на голом полу, чинили порванную одежду.

Самой большой заботой было добыть еду. Чаще всего её просто крали где угодно — на полях, у взрослых, с жертвенников. Пойманных на воровстве сурово наказывали, но не за само воровство, а за то, что попались. Считалось, что настоящий воин должен уметь выжить в любых условиях.

Совсем немного детей учили грамоте и счёту. Основное время отводилось физической подготовке — бегу и борьбе. Для этого взрослые воины постоянно старались вызвать ссоры и драки, а потом наблюдали, чтобы ребята упорно дрались, терпели боль и не сдавались. Над более слабыми смеялись и заставляли драться снова и снова. Более взрослых мальчиков обучали владению оружием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Спартанское воспитание

Учитель истории Ахмадуллин Р. И.

знакомство с Древней Спартой: спартанцы и илоты;

управление в Спарте, военное дело и воспитание;

закрепление знаний о зарождении демократии в Афинах;

воспитание интереса к предмету, к данной теме.

1. Повторение изученного .

(Дети угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение)

(Слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)

б) Словарная работа:

Задание: заменить одним словом:

Город – государство (полис).

Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).

Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица).

Власть демоса (демократия).

Свободные афиняне (граждане).

в) Расшифруйте фразу и назовите автора:

(Чтение наоборот: справа налево.

Кто автор этих слов?

Кто такой Солон?

Что было главным в его законах?

(о долгах; кто мог стать архонтом; что стали созывать для решения государственных дел и кто мог участвовать; судьи выбирались из… ; почему Солон покинул Афины)

Вывод : в результате деятельности Солона в Афинах устанавливались основы демократии.

2. Новый материал . В процессе объяснения нового материала на доску прикрепляются карточки с ключевыми словами. (В тексте выделены полужирным шрифтом)

Спарта. Спартанцы и илоты.

Предки спартанцев пришли с Севера на полуостров Пелопоннес (Южная Греция).

Управление в Спарте.

Военное дело было главным в жизни спартанцев. По законам им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей. Ремесленные изделия для них производили жители некоторых поселений, которые не были илотами, но и прав по управлению государством не имели. Спартанцы не чеканили монету (роль денег играли железные прутья). Они не имели права владеть изделиями из драгоценных металлов, ездить за границу. Все их время занимали гимнастические и военные упражнения. Вся жизнь спартанцев находилась под контролем старейшин, даже обедать дома с семьей они не могли. Здесь не было крепостных стен. В Спарте, в отличие от Афин, не получили развитие строительство красивых зданий, изготовление статуй, театральные представления и другие виды искусства.

Дети принадлежали государству. Крепкого ребенка отдавали в семью на воспитание до семи лет при условии, что он был крепок и здоров. Если ребенок был слабым и тщедушным, его относили на край пропасти. Им прививали такие качества как неприхотливость, неразборчивость, отсутствие страха. С семи лет дети определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны, воровать. Наказывали воришек не за то, что воровал, а за то, что проявил неловкость и попался на воровстве.

– Что хотела сказать этими словами женщина?

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле [2].

- Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?

Вывод : VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Тест. (Карточки с тестом по вариантам выданы каждому ученику.)

Древняя Спарта [3]

Вариант 1

1. Выберете правильный ответ.

а) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции;

б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию;

в) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей.

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) процветали искусство;

б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропась.

3. Продолжить перечень .

Управление Спартой осуществляли:

а) совет старейшин.

4. Найдите лишнее.

а) упорно занимались грамотой и письмом;

б) часами разучивали военные песни;

в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

г) славились умением красиво и долго говорить.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению .

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

Вариант 2.

1. Выберете правильный ответ.

Спарта занимала территорию:

а) Средней Греции;

б) области Лаконии на севере Греции;

в) областей Лакония и Мессения в Пелопоннесе.

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) строились прекрасные дворцы и храмы;

б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков;

в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом.

3. Продолжите перечень .

а) работали на принадлежавших спартанцам наделах.

4. Найдите лишнее.

а) никогда не воровали чужого имущества;

б) умели стойко переносить лишения;

в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы;

г) никогда не подвергались физическим наказаниям.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению .

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

а) совет старейшин;

б) народное собрание;

Ответы на варианты 1,2 – одинаковые: 1 – в; 2 – а; 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а, г; 5 – а.

Читайте также: