Конспект погода старшая группа
Обновлено: 06.07.2024
Место игровой ситуации в образовательном процессе: утро, дневная прогулка.
Задачи:
Предшествующая работа: летом в ДОУ установили метеоплощадку и дети имели возможность её исследовать.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе к игровой ситуации:
Словарная работа: погода, природные явления, туман, роса, смерч, метель, вьюга, пурга, снегопад, прогноз погоды, метеостанция, метеоплощадка, метеоприборы, метеоролог, синоптик, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы, садовник, огородник, фермер.
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание и обратная связь на высказывания детей
Дети вернулись из столовой и после гигиенических процедур, воспитатель собирает их на общий утренний сбор (в ДОУ имеется столовая). Звенит в колокольчик и говорит:
Колокольчик мой звенит –
Вместе всех собрать спешит!
– Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? (Ответы детей.)
– Я рада, что вы готовы меня выслушать.
– Тогда присаживайтесь удобнее.
СЛАЙД 2.
Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.
– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.
– До свидания, девочка, – ответило Солнышко.
Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя.
Жди меня вон в том окошке.
Легла девочка спать. Снится ей голубое небо.
Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:
– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
СЛАЙД 3.
Воспитатель продолжает диалог, а дети высказывают свои предположения.
- Ребята, а вы радуетесь солнышку, как эта девочка?
- А почему вы радуетесь солнцу?
- Возможна ли жизнь на Земле без солнца?
– Ребята, а вы бы хотели быть ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ солнца? (Ответы детей)
– Но помните, чтобы быть исследователем надо наблюдать за солнцем и много о нем знать.
– А для этого мы сейчас с вами потренируемся!
СЛАЙД 4.
– Вот например, а вы бы хотели узнать, что такое погода? (Ответы детей)
– Какие вы у меня смышлёные!
– Правильно, погода – это характеристика природных явлений.
СЛАЙД 5.
Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок называет природное явление.
– Вот это да! Вы такие наблюдательные! Точно исследователи!
– Ребята, я хочу чтобы вы запомнили, что облака, ветер, дождь, снег, град, туман, радуга, молния, гроза, иней – эти явления, происходят в природе сами по себе, независимо от человека.
– Как человек может узнать об этих явлениях? (Дети высказывают свои предположения)
– Кто еще как думает? Молодцы!
СЛАЙД 6.
А теперь немного отдохнем и поиграем.
Шлёп – шлёп – шлёп – иду по лужам.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Хлюп – хлюп – хлюп – вода в ботинках.
(Ритмично топают ногами)
Буль – буль – буль – упала капля.
(Ритмично делают пружинку)
Кап – кап – кап – мне зонтик нужен!
(Ритмично взмахивают кистями рук сверху вниз)
Ой – ой – ой – кругом вода.
(Кружатся вокруг себя)
Да – да – да – Одевайтесь в дождь всегда!
(Ритмично качают головой)
– Дети, а как вы думаете, что человеку нужно знать, чтобы одеваться по погоде? (Ответы детей)
– Молодцы, правильно, человеку необходимо знать прогноз погоды.
СЛАЙД 7.
- Мои дорогие исследователи скажите, что такое прогноз погоды?
(Дети высказывают свои предположения)
– Хорошо рассуждали, молодцы.
– Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.
(Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сама рассказывает.)
(Дети высказывают свои предположения)
Если бы не было прогноза погоды по телевизору, по радио, в интернете, то люди не имели бы хоть какое-нибудь представление о том, какая завтра будет погода. И как человеку необходимо одеваться, и не только.
СЛАЙД 8.
Предлагаю вашему вниманию картинки, рассмотрите их.
Правила игры. Кубик с цифрами. Дети бросают его по очереди, рассказывая по картинке, (кому и для чего нужны предсказания погоды) в зависимости от выпавшей цифры. Если выпала цифра, которая уже была, то ребенок выбирает самостоятельно другую цифру. Примерные суждения детей:
– Как хорошо вы рассуждали! Умницы.
– А можно я еще дополню? Так как мы с вами живем на Черноморском побережье, то для нас важными прогнозами являются штормовые предупреждения. Потому что они используются для защиты жизни и имущества людей.
– Что можно еще дополнить? (Ответы детей)
– Как много интересного мы сейчас с вами рассказали.
СЛАЙД 9.
- Кто и как узнаёт изменения о погоде? (Предположения детей)
Давайте рассмотрим картинки. Вот на таких метеостанциях, ежедневно метеорологи (синоптики) проводят наблюдения за погодой.
Они измеряют температуру воздуха, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков и степень облачности.
Затем метеорологи передают данные о погоде средствам массовой информации. Ведь они обязаны вовремя предупредить о приближающемся урагане или наводнении, сильном ливне или снеге.
– Ребята, вы запомнили, кто наблюдает за изменениями в погоде? (Ответы детей)
СЛАЙД 10.
Воспитатель рассказывает, для чего нужен метеоприбор, а дети добавляют название прибора (если дети затрудняются назвать прибор, можно показать его)
1. Наблюдать за температурой воздуха помогают приборы – термометр и барометр.
2. Наблюдать за ветром помогают – ветряной рукав и флюгер.
– А как вы думаете, как можно еще узнать направление ветра? (Предположения детей)
– Я согласна с вами, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
3. Прибор для измерения времени по Солнцу – солнечные часы.
4. Атмосферные осадки, т.е. дождь, роса, их количество измеряется при помощи – осадкомера.
5. Измеряет высоту снега – линейка.
3 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогу деятельности.
– Дети, вы сегодня были настоящими исследователями, так хорошо рассказывали, молодцы!
– А можете мне напомнить, что такое погода? (ответы детей)
– Для чего нужно знать состояние погоды?
– Какие метеорологические приборы вы запомнили?
– О какой новой профессии вы сегодня узнали?
– В чем заключается работа метеоролога?
4 этап: способствует подведению итога деятельности.
– Ребята, а вы хотите каждый день наблюдать за изменениями в погоде? (Ответы детей).
– На прогулке мы пойдем на метеоплощадку и вместе с вами определим, какая сегодня погода, и отразим ее в календаре. Если мы каждый день будем наблюдать за изменениями в погоде, нас можно назвать метеорологами? (Ответы детей).
- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.
- об изменениях природы в разные времена года.
- о людях, которые предсказывают погоду
- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер);
- о различных видах облаков.
Материал и оборудование:
Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.
Картинки различных видов облаков.
Картинки флюгера, термометра.
Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.
Приборы, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)
Основные явления природы.
2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.
3. Различные виды облаков.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? . ( ответы детей )
Воспитатель: Как о ней можно сказать…… ( ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода. (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)
(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей - метеорологи .)
А давайте вспомним как они это делают ? (ответы детей- они определяют ее по приборам )
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? ( Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).
( Ответы детей - термометр и флюгер ).
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим. ( ответы детей - для определения направления ветра).
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода . (ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра. (ответы детей - нашим родителям).
Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).
(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).
(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).
1) Ласточки низко летают - … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)
Зарисовывали с детьми:
- Солнце село в тучу - …… (к дождю)
- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах , посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли .( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).
Воспитатель: Вы их узнаете. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).
Воспитатель: А кто - нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются.
(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)
Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые )
Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.
Воспитатель : Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака. Как еще о них можно сказать. ( ответы детей - голубые, серые,….).
Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки ( воспитатель достает карточки из под облаков на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили . ……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).
Вот такие карточки с явлениями природа я изготовила сама:
Правила игры : Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.
Картинка лето: град, роса, радуга дождь.
Картинка зима: сосулька, иней…. снег
Картинка осень: листопад, капель……, дождь
Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:
- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей - метеорологи)
- вспомнили народные приметы о погоде;
- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.
У нас уже с вами заканчивается осень и наступает какое время года, напомните мне…….
Поэтому я бы хотела подарить вам вот по такой снежинке, которая будет говорить вам о наступающей зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ.
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у.
В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл.
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
– развивать логическое мышление
— воспитывать интерес к предмету.
Словарь : Употребление в речи детей слов дождь, солнечный, дождливый, холодный, ясный. Холодно, пасмурно, снегопад, буран, метель, гололед, поземка, туман, прогноз погоды
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Слайд 1) Приветствие. Прочитать стихотворение.
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что занятие пора начать.
Воспитатель: Изучением погоды занимается наука синоптическая метеорология. Кто такой метеоролог? Метеоролог – человек изучающий признаки погоды, её изменения.
Вы хотите узнать, какая будет погода завтра, в ближайшее время? Какими будут предстоящая зима или лето. Понаблюдайте внимательно за окружающей вас природой, её обитателями, домашними животными. И вы не ошибётесь в прогнозе. Живые барометры помогали человеку в его повседневной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на картинку, на которой ребенок одет не правильно. (Слайд 2)
Воспитатель: Ребята скажите, что здесь не правильно? Почему так одета девочка?
Дети: Она не знает какое время года. Какая на улице погода.
Воспитатель: А для чего нужно знать погоду?
Дети: чтобы правильно одевается на прогулку. Чтобы определить можно идти на улицу гулять? Чтобы решить можно идти в гости или нет. Можно или нет идти на гору кататься…
Воспитатель: Ребята, а как можно определить какая погода?
Дети: можно посмотреть в окно. Можно послушать радио. Можно прочитать в газете. Посмотреть прогноз погоды по телевизору, Посмотреть в интернете…
Госпожа Погода: Здравствуйте! А какой я могу быть?
Дети: Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.
Воспитатель: Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте.
Госпожа Погода: Отгадайте загадки и узнаете какие атмосферные явления в погоде бывают? (слайд 7-14)
(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег)
*Зима – холодная, снежная, морозная, лютая, ветряная, суровая…
* День – ветряный, ясный, пасмурный, морозный, снежный, солнечный, теплый, холодный…
* Ветер – холодный. Северный. Сильный. Умеренный, теплый. Прохладный. Слабый…
*Облака—белые, серые, большие, маленькие, низкие, кучевые, перестые…
Воспитатель: На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.
Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.
Погода отличается изменчивостью, многообразием и – в то же время – повторяемостью, может повторятся. Многолетний режим погоды в определённом месте — это климат. (это как человек со своим устоичивым характером) В каждом месте Земли — свой климат. Он из года в год один и тот же. А вот погода может преподносить сюрпризы.
Воспитатель: Давайте поблагодарим госпожу Погоду за ее хорошее настроение.
- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.
- об изменениях природы в разные времена года.
- о людях, которые предсказывают погоду
- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер);
- о различных видах облаков.
Материал и оборудование:
Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.
Картинки различных видов облаков.
Картинки флюгера, термометра.
План занятия:
Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.
Приборы, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)
Основные явления природы.
2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.
3. Различные виды облаков.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? . (ответы детей)
Воспитатель: Как о ней можно сказать…… (ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода. (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)
(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей - метеорологи.)
А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).
(Ответы детей - термометр и флюгер).
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим. (ответы детей - для определения направления ветра).
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода. (ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра. (ответы детей - нашим родителям).
Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).
(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).
(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).
1) Ласточки низко летают - … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)
Зарисовывали с детьми:
- Солнце село в тучу - …… (к дождю)
- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).
Воспитатель: Вы их узнаете. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).
Воспитатель: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются.
(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)
Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые)
Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака. Как еще о них можно сказать. (ответы детей - голубые, серые,….).
Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки (воспитатель достает карточки из под облаков на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили . ……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).
Вот такие карточки с явлениями природа я изготовила сама:
Правила игры : Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.
Картинка лето: град, роса, радуга дождь.
Картинка зима: сосулька, иней…. снег
Картинка осень: листопад, капель……, дождь
Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:
- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей - метеорологи)
- вспомнили народные приметы о погоде;
- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.
У нас уже с вами заканчивается осень и наступает какое время года, напомните мне…….
Поэтому я бы хотела подарить вам вот по такой снежинке, которая будет говорить вам о наступающей зиме.
Читайте также: