Конспект погода старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

Место игровой ситуации в образовательном процессе: утро, дневная прогулка.

Задачи:

Предшествующая работа: летом в ДОУ установили метеоплощадку и дети имели возможность её исследовать.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе к игровой ситуации:

Словарная работа: погода, природные явления, туман, роса, смерч, метель, вьюга, пурга, снегопад, прогноз погоды, метеостанция, метеоплощадка, метеоприборы, метеоролог, синоптик, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы, садовник, огородник, фермер.

1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

Содержание и обратная связь на высказывания детей

Дети вернулись из столовой и после гигиенических процедур, воспитатель собирает их на общий утренний сбор (в ДОУ имеется столовая). Звенит в колокольчик и говорит:

Колокольчик мой звенит –
Вместе всех собрать спешит!

– Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? (Ответы детей.)

– Я рада, что вы готовы меня выслушать.

– Тогда присаживайтесь удобнее.

СЛАЙД 2

СЛАЙД 2.

Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.

– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.

– До свидания, девочка, – ответило Солнышко.

Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя.

Жди меня вон в том окошке.

Легла девочка спать. Снится ей голубое небо.

Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:

– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!

2 этап: способствует планированию детьми их деятельности

СЛАЙД 3

СЛАЙД 3.

Воспитатель продолжает диалог, а дети высказывают свои предположения.

  • Ребята, а вы радуетесь солнышку, как эта девочка?
  • А почему вы радуетесь солнцу?
  • Возможна ли жизнь на Земле без солнца?

– Ребята, а вы бы хотели быть ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ солнца? (Ответы детей)

– Но помните, чтобы быть исследователем надо наблюдать за солнцем и много о нем знать.

– А для этого мы сейчас с вами потренируемся!

СЛАЙД 4

СЛАЙД 4.

– Вот например, а вы бы хотели узнать, что такое погода? (Ответы детей)

– Какие вы у меня смышлёные!

– Правильно, погода – это характеристика природных явлений.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 5.

Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок называет природное явление.

– Вот это да! Вы такие наблюдательные! Точно исследователи!

– Ребята, я хочу чтобы вы запомнили, что облака, ветер, дождь, снег, град, туман, радуга, молния, гроза, иней – эти явления, происходят в природе сами по себе, независимо от человека.

– Как человек может узнать об этих явлениях? (Дети высказывают свои предположения)

– Кто еще как думает? Молодцы!

СЛАЙД 6

СЛАЙД 6.

А теперь немного отдохнем и поиграем.

Шлёп – шлёп – шлёп – иду по лужам.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Хлюп – хлюп – хлюп – вода в ботинках.
(Ритмично топают ногами)
Буль – буль – буль – упала капля.
(Ритмично делают пружинку)
Кап – кап – кап – мне зонтик нужен!
(Ритмично взмахивают кистями рук сверху вниз)
Ой – ой – ой – кругом вода.
(Кружатся вокруг себя)
Да – да – да – Одевайтесь в дождь всегда!
(Ритмично качают головой)

– Дети, а как вы думаете, что человеку нужно знать, чтобы одеваться по погоде? (Ответы детей)

– Молодцы, правильно, человеку необходимо знать прогноз погоды.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 7.

  • Мои дорогие исследователи скажите, что такое прогноз погоды?

(Дети высказывают свои предположения)

– Хорошо рассуждали, молодцы.

– Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.

(Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сама рассказывает.)

(Дети высказывают свои предположения)

Если бы не было прогноза погоды по телевизору, по радио, в интернете, то люди не имели бы хоть какое-нибудь представление о том, какая завтра будет погода. И как человеку необходимо одеваться, и не только.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 8.

Предлагаю вашему вниманию картинки, рассмотрите их.

Правила игры. Кубик с цифрами. Дети бросают его по очереди, рассказывая по картинке, (кому и для чего нужны предсказания погоды) в зависимости от выпавшей цифры. Если выпала цифра, которая уже была, то ребенок выбирает самостоятельно другую цифру. Примерные суждения детей:

– Как хорошо вы рассуждали! Умницы.

– А можно я еще дополню? Так как мы с вами живем на Черноморском побережье, то для нас важными прогнозами являются штормовые предупреждения. Потому что они используются для защиты жизни и имущества людей.

– Что можно еще дополнить? (Ответы детей)

– Как много интересного мы сейчас с вами рассказали.

СЛАЙД 9

СЛАЙД 9.

  • Кто и как узнаёт изменения о погоде? (Предположения детей)

Давайте рассмотрим картинки. Вот на таких метеостанциях, ежедневно метеорологи (синоптики) проводят наблюдения за погодой.

Они измеряют температуру воздуха, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков и степень облачности.

Затем метеорологи передают данные о погоде средствам массовой информации. Ведь они обязаны вовремя предупредить о приближающемся урагане или наводнении, сильном ливне или снеге.

– Ребята, вы запомнили, кто наблюдает за изменениями в погоде? (Ответы детей)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 10.

Воспитатель рассказывает, для чего нужен метеоприбор, а дети добавляют название прибора (если дети затрудняются назвать прибор, можно показать его)

1. Наблюдать за температурой воздуха помогают приборы – термометр и барометр.

2. Наблюдать за ветром помогают – ветряной рукав и флюгер.

– А как вы думаете, как можно еще узнать направление ветра? (Предположения детей)

– Я согласна с вами, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

3. Прибор для измерения времени по Солнцу – солнечные часы.

4. Атмосферные осадки, т.е. дождь, роса, их количество измеряется при помощи – осадкомера.

5. Измеряет высоту снега – линейка.

3 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогу деятельности.

– Дети, вы сегодня были настоящими исследователями, так хорошо рассказывали, молодцы!

– А можете мне напомнить, что такое погода? (ответы детей)

– Для чего нужно знать состояние погоды?

– Какие метеорологические приборы вы запомнили?

– О какой новой профессии вы сегодня узнали?

– В чем заключается работа метеоролога?

4 этап: способствует подведению итога деятельности.

– Ребята, а вы хотите каждый день наблюдать за изменениями в погоде? (Ответы детей).

– На прогулке мы пойдем на метеоплощадку и вместе с вами определим, какая сегодня погода, и отразим ее в календаре. Если мы каждый день будем наблюдать за изменениями в погоде, нас можно назвать метеорологами? (Ответы детей).

- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.

- об изменениях природы в разные времена года.

- о людях, которые предсказывают погоду

- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер);

- о различных видах облаков.

Материал и оборудование:

Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.

Картинки различных видов облаков.

Картинки флюгера, термометра.

Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.

Приборы, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)

Основные явления природы.

2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.

3. Различные виды облаков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? . ( ответы детей )

Воспитатель: Как о ней можно сказать…… ( ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода. (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)

(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей - метеорологи .)

А давайте вспомним как они это делают ? (ответы детей- они определяют ее по приборам )

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? ( Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).

( Ответы детей - термометр и флюгер ).

Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим. ( ответы детей - для определения направления ветра).

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода . (ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра. (ответы детей - нашим родителям).

Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).

Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).

(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).

(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).

1) Ласточки низко летают - … (к дождю)

Стих подсказка детям:

В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)

2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)

3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)

4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)

Зарисовывали с детьми:

- Солнце село в тучу - …… (к дождю)

- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)

- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах , посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли .( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).

Воспитатель: Вы их узнаете. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).

Воспитатель: А кто - нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются.

(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)

Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые )

Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.

Воспитатель : Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака. Как еще о них можно сказать. ( ответы детей - голубые, серые,….).

Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки ( воспитатель достает карточки из под облаков на доске).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили . ……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).

Вот такие карточки с явлениями природа я изготовила сама:

Правила игры : Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.

Картинка лето: град, роса, радуга дождь.

Картинка зима: сосулька, иней…. снег

Картинка осень: листопад, капель……, дождь

Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:

- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей - метеорологи)

- вспомнили народные приметы о погоде;

- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.

У нас уже с вами заканчивается осень и наступает какое время года, напомните мне…….

Поэтому я бы хотела подарить вам вот по такой снежинке, которая будет говорить вам о наступающей зиме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ.

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у.


В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл.



Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

– развивать логическое мышление
— воспитывать интерес к предмету.

Словарь : Употребление в речи детей слов дождь, солнечный, дождливый, холодный, ясный. Холодно, пасмурно, снегопад, буран, метель, гололед, поземка, туман, прогноз погоды

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Слайд 1) Приветствие. Прочитать стихотворение.

Дождик землю поливает

И деревья умывает.

Что- то он сказать хотел,

К нам в окошко залетел.

Он решил нам подсказать,

Что занятие пора начать.

Воспитатель: Изучением погоды занимается наука синоптическая метеорология. Кто такой метеоролог? Метеоролог – человек изучающий признаки погоды, её изменения.

Вы хотите узнать, какая будет погода завтра, в ближайшее время? Какими будут предстоящая зима или лето. Понаблюдайте внимательно за окружающей вас природой, её обитателями, домашними животными. И вы не ошибётесь в прогнозе. Живые барометры помогали человеку в его повседневной деятельности.

Воспитатель обращает внимание на картинку, на которой ребенок одет не правильно. (Слайд 2)

Воспитатель: Ребята скажите, что здесь не правильно? Почему так одета девочка?

Дети: Она не знает какое время года. Какая на улице погода.

Воспитатель: А для чего нужно знать погоду?

Дети: чтобы правильно одевается на прогулку. Чтобы определить можно идти на улицу гулять? Чтобы решить можно идти в гости или нет. Можно или нет идти на гору кататься…

Воспитатель: Ребята, а как можно определить какая погода?

Дети: можно посмотреть в окно. Можно послушать радио. Можно прочитать в газете. Посмотреть прогноз погоды по телевизору, Посмотреть в интернете…

Госпожа Погода: Здравствуйте! А какой я могу быть?

Дети: Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.

Воспитатель: Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

Госпожа Погода: Отгадайте загадки и узнаете какие атмосферные явления в погоде бывают? (слайд 7-14)

(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег)

*Зима – холодная, снежная, морозная, лютая, ветряная, суровая…

* День – ветряный, ясный, пасмурный, морозный, снежный, солнечный, теплый, холодный…

* Ветер – холодный. Северный. Сильный. Умеренный, теплый. Прохладный. Слабый…

*Облака—белые, серые, большие, маленькие, низкие, кучевые, перестые…

Воспитатель: На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.

Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.

Погода отличается изменчивостью, многообразием и – в то же время – повторяемостью, может повторятся. Многолетний режим погоды в определённом месте — это климат. (это как человек со своим устоичивым характером) В каждом месте Земли — свой климат. Он из года в год один и тот же. А вот погода может преподносить сюрпризы.

Воспитатель: Давайте поблагодарим госпожу Погоду за ее хорошее настроение.

- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.

- об изменениях природы в разные времена года.

- о людях, которые предсказывают погоду

- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер);

- о различных видах облаков.

Материал и оборудование:

Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.

Картинки различных видов облаков.

Картинки флюгера, термометра.

План занятия:

Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.

Приборы, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)

Основные явления природы.

2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.

3. Различные виды облаков.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? . (ответы детей)

Воспитатель: Как о ней можно сказать…… (ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода. (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)

виды погоды

(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей - метеорологи.)

А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).

(Ответы детей - термометр и флюгер).

Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим. (ответы детей - для определения направления ветра).

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода. (ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра. (ответы детей - нашим родителям).

Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).

Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).

(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).

(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).

1) Ласточки низко летают - … (к дождю)

Стих подсказка детям:

В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)

2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)

3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)

4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)

Зарисовывали с детьми:

виды погоды

- Солнце село в тучу - …… (к дождю)

- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)

- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).

виды погоды

Воспитатель: Вы их узнаете. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).

Воспитатель: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются.

(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)

Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые)

Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака. Как еще о них можно сказать. (ответы детей - голубые, серые,….).

Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки (воспитатель достает карточки из под облаков на доске).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили . ……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).

Вот такие карточки с явлениями природа я изготовила сама:

виды погоды

Правила игры : Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.

Картинка лето: град, роса, радуга дождь.

Картинка зима: сосулька, иней…. снег

Картинка осень: листопад, капель……, дождь

Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:

- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей - метеорологи)

- вспомнили народные приметы о погоде;

- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.

У нас уже с вами заканчивается осень и наступает какое время года, напомните мне…….

Поэтому я бы хотела подарить вам вот по такой снежинке, которая будет говорить вам о наступающей зиме.

Читайте также: