Конспект урока духовные и нравственные качества герасима 5 класс фгос

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

в форме судебного заседания

Тип урока: нетрадиционный, повторение и обобщение знаний.

Вид урока: урок-суд.

развивающие – способствовать развитию артистизма, свободного изложения своих мыслей, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

воспитательные – создать условия для воспитания у учащихся нравственности через анализ поступков героев, уважительного отношения к говорящему и к его мнению.

Методы, используемые на уроке: познавательный, поисковый, словесный.

Форма работы: в группах.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, изображения героев рассказа: Герасима, барыни, Муму, судейский молоточек.

Оформление: класс оформлен в виде зала судебного заседания: отдельные столы для адвокатов и прокуроров, расположенные напротив друг друга, между ними места для присяжных, стол для судьи.

1. Приветствие. Организационный момент.

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!

Раскроем образ персонажа Герасима, позволим присяжным лучше узнать обвиняемого. Слово предоставляется коллегии адвокатов.

Судья: У прокуратуры есть замечания?

Судья: О заявленных свидетелях прошу предоставить более полную информацию.

Адвокат 5: Герасим нашел Муму еще совсем маленьким щенком недалеко от Крымского Брода, тонущую в реке. Принес домой и стал за ней ухаживать.

Судья: У прокуратуры есть замечания?

Прокурор 4: Есть, господин судья. От столь большой любви, о какой говорят адвокаты, это преступление становится в несколько раз более жестоким. Просим суд учесть, что, спасши Муму от верной гибели и вытащив ее из воды год назад, Герасим убил ее собственноручно и именно через утопление.

Адвокат 1: Протестую, господин судья. Герасим совершил это по приказанию барыни.

Судья: Протест отклоняется. Поясните суду, кто такая барыня?

Она была богатой и властной женщиной, крестьянскими жизнями распоряжалась по своему усмотрению: хотела – наказывала, хотела – миловала, а хотела – женила, как Капитона на Татьяне.

Адвокат 3: Протестую, господин судья. Барыня была человеком непостоянным: она то беспощадно наказывала своих крестьян, то могла прикинуться слабой и беззащитной, вызывая жалость окружающих. Действовала по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других. К своим слугам относилась неуважительно, не считая их за людей. Такое поведение называется самодурством. А потому ее показания считать основанием для суда считаю неоправданным.

Судья: Протест принимается. Теперь по существу дела. Как произошло убийство Муму?

Прокурор 1: Прошу суд учесть, что незадолго до этого на Муму уже было совершено покушение со стороны дворни, но Герасим препятствовал ему, решив собственноручно убить собаку.

Адвокат 4: Протестую. Герасимом двигало лишь любовь и жалость к своей питомице, он считал, что сделает это наиболее безболезненно, не причинив страданий и мучений.

Судья: Протест отклонен. Выводы предоставим делать суду присяжных. По существу первого обвинения есть дополнения?

Адвокат 5: Нет, господин судья.

Прокурор 2: Нет, господин судья.

Судья: Приступим ко второй части обвинения – незаконное бегство с барского двора.

Прокурор 3: По законам крепостного права крестьянин обязан был находиться на месте, определенном для него барином. То есть Герасим не имел права покидать барский двор в Москве и уходить в деревню.

Адвокат 6: После вынужденного убийства самого дорогого существа для Герасима, он, больше не желая подчиняться жестокой барыне, чувствуя лишь злобу и обиду на несправедливость, уходит в деревню, на свою родину. Его желание никогда больше не видеть человека, разрушившего его счастье, вполне уместно.

Адвокат 1: Хочу добавить, что в деревне, вдалеке от барыни, он хотел чувствовать себя в безопасности от ее самодурства.

Судья: Материалы дела исчерпаны. По существу есть замечания, дополнения?

Прокурор 4: Нет, господин судья.

Адвокат 2: Нет, господин судья.

Судья: Слово предоставляется суду присяжных.

Присяжный судья 1: Принимая во внимание личность подсудимого: трудолюбивого, исполнительного, аккуратного, надежного, ответственного, честного человека – суд присяжных отрицает возможность возникновения в голове у Герасима плана преднамеренного убийства.

Присяжный 2: Немой от рождения Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, умеющие говорить, страдают душевной немотой.

Присяжный 3: Многие в зале суда задаются вопросом. Почему Герасим не взял Муму с собой в деревню? Надо понимать, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам, и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит собаку, желая показать, что он верный слуга и не прекословит барской воли. Из материалов дела ясно, что идея уйти в деревню рождается у него уже после совершения убийства. Если бы он додумался до этого чуть раньше, собака осталась бы жива.

Секретарь: Прошу всех встать – суд идет.

4. Подведение итогов урока. Слово учителя.

Кто такой Герасим.

Как он выглядит?

Какие поступки совершает?

Какие качества Герасима проявляются в этих поступках?

Чем Герасим отличается от других дворовых?

6. Рефлексия: Ребята, понравился ли вам урок? Кому из вас образ и поступки Герасима стали понятнее? Кто так и не понял человеческую сущность этого героя?

Методическое обеспечение:

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ,

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караваева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Тип урока : урок “открытия” новых знаний.

Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.

Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин .

О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). слайд 1

– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.
И внимательными быть, и старательными быть.
И тогда уж точно каждый, знания свои покажет!

Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

II. Проверка домашнего задания слайд 2 Мозговой штурм

– На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С. Тургенева “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились? (ответы учащихся)

– Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима);

оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы;

обогащать словарный запас;

учиться работать в паре:

уважать мнение собеседника.

– Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Слайд 4

Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”.

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 Слайд 5

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

Проверка. Слайд 6

III . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус Слайд 7

– Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

– Что обозначает это слово ? (Это человек л ишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)

2. Работа с классом. Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомним на что необходимо обратить внимание.

– когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.


Выстраивается схема.


– Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) Слайд 8

– На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

IV. Постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. Слайд 14

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

– Как выглядит дом барыни и какое первое описание барыне дает автор? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 15

“ В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи .”

– Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?

(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

2. Просмотр мультфильма (2 минуты) Слайд 16

– Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караваева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

(Режиссер Валентин Караваев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти он очень капризничает и при этом унижает достоинство других людей.)

– Режиссер показывает нам условия быта главного героя, на примере поведения барыни. Какие они?

3. Портрет Герасима. Слайд 17

– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”

“ Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. Автор использует такие слова как:

“ Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2 .То же, что примечательный, достойный особого внимания.

“ Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2 . Симпатичный, очень хороший – разг.)

– Как работал Герасим?

– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 18

(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)

– Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)

– Кто такой “крепостной крестьянин”

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Работа с термином “сравнение”. Как вначале воспринимает Герасим свою новую жизнь?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.

“ Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий , как дерево растет на плодородной земле. Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо , – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”

– Слайд 19 . Что такое сравнение? ( СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим .) Найдите сравнение в описании Герасима.

“ вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”

“ скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”

“ бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)”

– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…” (его любовь к свободной жизни.)

1 абзац “Ему отвели…” СТР.192 Слайд 20

– Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

“ Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать ; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы ; под кроватью находился дюжий сундук ; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства , а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый , что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”.

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

– Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. – Найдите примеры гипербол в тексте. Слайд 21

(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

8. Физкультминутка. Слайд 22-23

9. Отношение Герасима с окружающими его людьми и Татьяной. Слайд 24

– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)

“ Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.”

– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

“… а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его ; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”

– Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
- В чём сходство Герасима и Татьяны? Слайд 25

“ С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.


– Какие качества характера проявляются в его поведении?

Эпизод прощания Герасима с Татьяной.

– Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной . СТР. 202–203.

Когда же все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом . Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”

– Слайд 24. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок. ”.

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

– Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то обнимите себе.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; прототип, сравнение, гипербола.

Историки (историческая справка)

Психологи (черты характера)

Лингвисты (толкование значений слов)

2. Проверка восприятия прочитанного. Сжатый пересказ прочитанного.

3.Слово учителя (эпиграф написан на доске)

И.С. Тургенев

Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так о крестьянах в русской литературе не писал никто.

Сегодня перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим главному герою, его духовным и нравственным качествам, на примере текста проследим за чертами его характера, мотивами его поступков, за его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к главному герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою.

4.Сжатый пересказ прочитанного. Работа с иллюстрациями И.Пчелко.

5.Слово учителя: Итак, для того, чтобы лучше воспринимать текст, попросим лингвистов (языковедов) ознакомить нас со словами из текста, которые могли вызвать затруднения в понимании.

6.Эпизод 1 лингвисты (работа со словарем)

Ребята объясняют значения слов: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой, приживалки, прототип (слова заранее на карточках постепенно выставляются на доске) (все записывают в тетради)

Слово учителя: А сейчас историки более подробно объяснят нам, что же такое крепостное право.

Что же такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Слово учителя: Вот теперь, когда мы более подробно ознакомились с законами того времени, надеюсь, что вы станете лучше понимать причины поведения и поступков героя.

8.Слово художникам

(ребята зачитывают из текста портретные характеристики Герасима)

Группа 1. Портрет Герасима.

Группа 2. Как работал Герасим. Почему важно как он попал в город?

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Гипербола – это сильное преувеличение.

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы.

Учитель—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?

- Каким человеком он был?

- Как, по-вашему, относится автор к своему герою?

9.Психологи : Какие нравственные качества присущи Герасиму?

Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость. ( душевные качества записываются в тетради, приводятся несколько примеров, )

-У кого-нибудь в этом рассказе есть хотя бы часть таких качеств?

(Нет! Именно поэтому Герасим – замечательный!)

- Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Как вы считаете, каким человеком был Герасим?

Почему при всех хороших качествах его не любят? боятся? (вывод о дворне)

Вывод. Какие качества характера и поступков Герасима вам больше нравятся, что бы вы хотели перенять у него?

А теперь давайте попробуем составить характеристику героя, пропуская детали,

не относящиеся к его личности. Условие – должен получиться связный рассказ.

Примерный план: (после каждого пункта указать, какое это качество характера)

Как попал в город , как умел работать

Почему все побаиваются и уважают

Как себя ведет с людьми

Какие самые ценные качества личности

Вывод: Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам

11. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке (комментарий).


- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступок героя — обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать творческие способности;

- воспитание нравственных качеств личности; умение уважать мнение выступающего.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к произведению, игрушечная собака (Муму).

I.Организационный момент

1) Приветствие

Запись на доске:

Согласны ли вы с утверждениями:

- И.С. Тургенев – плохой писатель;

- Герасим - жестокий хозяин, убивший собаку;

(дети отвечают)

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы читали. Надеюсь, вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

В конце урока мы вернемся к этим утверждениям и обговорим, изменилась ли наша точка зрения.

II. Объявление темы урока: (записать в тетради)

III. Актуализация опорных знаний.

Дворня — это беспородная собака (домашняя прислуга в помещичьем доме).

Челядь — это мелкие деньги (дворовые слуги помещика; чьи-либо прислужники, приспешники (презрительно).

Дворецкий — человек, живущий во дворце (старший лакей в барском доме, заведовавший барским хозяйством и прислугой).

Трактир — гостиница с рестораном, позднее — ресторан низшего разряда. Девичья — комната женской прислуги.

Соха — орудие для вспахивания земли.

Кастелянша — женщина, которая лечит кости (ведавшая барским бельём).

Компаньонка — женщина, которую нанимали в барский дом для развлечения, сопровождения дам или девиц.

Кафтан – это мужские брюки.

2. Отвечаем на вопросы:

1. В каком городе происходит действие повести? (В Москве.)

2. Что входило в обязанности Герасима? (Содержать двор в чистоте; привезти бочку с водой; наколоть дров для кухни; не пускать чужих; караулить дом.)

3. Как звали возлюбленную Герасима? (Татьяна.)

4. За кого её выдали замуж? (За Капитона.)

5. Как звали дворецкого барыни, который улаживал свадебные хлопоты? (Гаврила.)

6. Куда Степан (слуга барыни) повёз продавать Муму? (на рынок)

7. Через сколько дней Муму вернулась? (один)

- Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе (ученик рассказывает, а учитель дополняет)

Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна. Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

- Что такое крепостное право? (ученик рассказывает, а учитель дополняет)

- Напомнить о Т.Г. Шевченко и о том, как его выкупили друзья.

Записи в тетрадь:

1861 год – отмена крепостного права.

Повесть - средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы. Рассказ – меньше, роман – больше.

- Что значит эпическая проза? Помните ли вы, какие три рода есть в литературе?

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.

Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Работа по содержанию произведения

- Опишите жизнь Герасима в деревне.

- Как он оказался в Москве?

- Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?

- Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе?

- Как он относился к своим обязанностям?

- Как относились к Герасиму окружающие?

- Опишите каморку Герасима. Как описание каморки героя дополняет наше представление о нём?

- Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

(Поведение, отношения с челядью, перечислить капризы барыни)

Челядь (кто и чем занимался, как относились к барыне)

Герасим и Татьяна

- Их взаимоотношения

- Чем все закончилось?

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

5) Герасим и Муму

- При каких обстоятельствах в жизни Герасима появилась Муму? Каково ее значение в жизни Герасима?

- Как он о ней заботился?

- Первый неприятный случай с барыней.

- Как Герасим пытался спасти ее?

- Второй неприятный случай с барыней. Приказ барыни.

- Как Степан передал приказ?

- Смерть Муму. (Описать сцену прощания с Муму)

- Чем заканчивается произведение?

Проблемные вопросы:

- Почему герой все-таки исполнил приказ барыни?

- Почему Герасим решил вернуться в деревню?

V. Обобщение и закрепление

1) Характеристики Герасима

Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства, сострадание к окружающим, великодушие.

2) Заключительное слово учителя.

3) Вернемся к утверждениям, которые мы обсуждали в начале урока. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте.

Запись на доске:

Согласны ли вы с утверждениями:

- И.С. Тургенев – плохой писатель;

- Герасим - жестокий хозяин, убивший собаку;

4) Продолжить фразу:

Творческое задание:

VII. Объявление оценок


-75%

Читайте также: