Предмет риторики в античной греции конспект урока

Обновлено: 14.07.2024

Презентации "Риторика Древней Греции и Рима" - иллюстративный материал к ступительной лекции "Виды публичных выступлений".

ВложениеРазмер
презентация "Риторика Древней Греции и Рима" 565.54 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ораторское искусство Родиной красноречия считается Эллада. В городах – государствах Эллады создавалась особая атмосфера для рассвета красноречия.

Квинтилиан - знаменитый римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции и Рима Грамматик не может быть совершенным без неко-торого понятия о музыке, поскольку он должен объяснять звуки и размеры. Музыка неотделима от вещей божественных.

Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении. Ещё древние считали, что любой текст публичного выступления имеет свою структуру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цивилизации Древней Греции и Рима

Лекция для преподавателей, расчитанная на два часа. можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках истории в старших классах (например: 10 класс, по Загладину).

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима" из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта.

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим".

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"
Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал.


Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком.

Слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы.

Слово — могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

2) лицо, произносящее речь;

3) глашатай чего-нибудь;

4) человек, обладающий даром речи.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы.

1. Древнегреческая риторика

Софисты - учителя риторики

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Аристотель и его риторика

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

2. Ораторы Древнего Рима

Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Квинтилиан – автор риторических наставлений

Таким образом, на протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Литература для подготовки материала:

1. Основы риторики. Р. Я. Вельц, Т. Н. Дорожкина, Е. Г. Рузина, Е. А. Яковлева. –учебн. пособ. -Уфа: 2017г.

2. Античные риторики. М., 2017. Античные теории языка и стиля. СПб., 2015г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

Зарождение искусства красноречия в Древней Греции и Риме

Учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа №2

Дементьевой Екатерины Александровны

Тема. Зарождение искусства красноречия в Древней Греции и Риме

Цель урока: дать школьникам первые представления о зарождении и развитии ораторского искусства в античном обществе, показать его связи с развитием художественной литературы; познакомить с именами и творческой деятельностью выдающихся ораторов древней Греции и Рима, их взглядами на науку искусство красноречия, личность оратора; отметить воздействие красноречия на жизнь и деяния греков и римлян, а также провести некоторые связи с развитием риторики в последующие исторические эпохи, вплоть до современности (последняя цель реализуется весьма кратко). По мере возможностей, с учетом речевого развития и художественных способностей школьников, содействовать развитию их коммуникативных умений, ораторских качеств путем создания условий для произнесения публичных речей на литературные темы с использованием моделей, представленных в речах классиков античного ораторского искусства.

Средства обучения: портреты ораторов Древней Греции и Рима (по выбору), иллюстрации на темы истории и культуры античного мира.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа с учениками

3. Основной вид работы

Беседа с элементами лекции

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Урок-погружение в эпоху Древней Греции" 6 Класс

в эпоху Древней Греции

Цель: расширить общее представление о риторике как науке, искусстве, учебном предмете; погрузиться в историю развития риторики; осознать место этого предмета в системе саморазвития личности.

Эпиграф к уроку: Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.

I . Организационный момент.

II . Основная тема урока. Вступительное слово учителя.

Я прочитаю вам небольшой текст, а вы скажете, что почувствовали.

На белой скатерти стоит белая блестящая фаянсовая тарелка с голубой каймой. На ней зрелый жёлтый лимон с зеленоватым бочком. Вы смотрите на него, берёте острый нож, медленно нарезаете сочные кружки – первый, второй, третий… На ноже остаётся лимонный сок. Вы осторожно прикасаетесь языком к капле кислого сока на лезвии.

Почему вы почувствовали именно это?

Можно ли сказать, что язык – это сигнальная система? Как вы понимаете смысл этого выражения?

Какова роль языка в нашей жизни?

III . Инсценировка. Анализ.

Автор. Знаменитый баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф. Почему ты подаешь только языки?

Эзоп. Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Автор. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. Но в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп снова купил языки.

Ксанф. Почему снова язык?

Эзоп. Что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли что-нибудь быть хуже языка?!

2. Вопросы для анализа.

Прав ли был Эзоп?

Когда язык становится другом?

Где и когда мы можем научиться владеть своим языком?

(тексты раздаются учащимся)

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство знали и в Египте, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно быстро развивается, и впервые здесь появляются работы по теории красноречия.

В 5 веке до н.э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. В более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей-судей.

В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются учителя- софисты (от греч. Sophists - искусник, мудрец), которые обучали не только обучали красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Учитель: но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Давайте же послушаем одного из тех, кто, желая стать великим ритором, самостоятельно овладел ораторским искусством, невзирая ни на какие препятствия.

Y . Историческая картинка, иллюстрирующая роль риторики в жизни Древней Греции – выступление Демосфена.

(подготовленный ученик произносит монолог от имени Демосфена; реалии того времени строго соблюдены: грим, костюм, стиль речевого поведения, предметы обихода).

VI . Актуализация знаний. Самостоятельная работа учащихся, состоящая из 3-х этапов.

Учитель. Мы познакомились с историей возникновения риторики как науки.

Мы выслушали известного оратора Демосфена, любезно пришедшего к нам в гости. Давайте же теперь попробуем самостоятельно определить те качества, которые необходимы ритору для успешной ораторской деятельности.

1 этап работы – каждый ученик самостоятельно записывает те качества, которые, по его мнению, необходимы настоящему оратору.

2 этап работы – ребята в группах составляют общий список качеств, необходимых оратору.

3 этап работы – каждая группа готовит схематическое изображение (кластер) своих выводов и представляет всем.

Вывод - каким должен быть настоящий оратор - записать в свои тетради.

VII . Аналитический этап. Выход Аристотеля.

IX . Подведение итогов урока. Слово учителя.

Не надо слов искусных: обаянием

Своим ты греков покоришь сердца.

Из уст безвестных и вельможных уст

Одна и та же речь звучит различно.

Читайте также: