Предложение 5 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение фразеологизмов как лексической группы

образовательные:

--научить видеть фразеологизмы и употреблять их в речи;

--формировать умения и навыки применения теории на практике;

--обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

--развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей: придумывать предложение с фразеологизмами;

--содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

--воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

--создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества .

-- устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

-- стремление к речевому самосовершенствованию.

-- формулировать собственное мнение;

-- осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

-- владение различными видами аудирования;

-- поиск и выделение необходимой информации;

-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-- извлечение необходимой информации из текста;

-- преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

-- планирование самостоятельного выполнения заданий;

-- выбор темпа работы;

-- умение действовать самостоятельно.

-- уметь видеть фразеологизм, устанавливать его значение и употреблять в речи

-- овладение приемами отбора и систематизации материала

-- осуществлять поиск информации, овладевать способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации

-- давать определение понятиям;

-- устанавливать причинно-следственные связи;

-- сравнивать, делать вывод;

-- формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

-- понимание определяющей роли языка и его образных средств в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности

Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная

Технологическая карта предметного занятия по русскому языку

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Я вижу, вы богаты

Всем на удивление!

Улыбнемся мы друг другу

И пожмём соседу руку.

С вами мы начнем урок!

Пусть для вас пойдет он впрок!

учащиеся поворачиваются друг к другу, жмут руку, улыбаются

планирование учебного сотрудничества.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: подготовка к восприятию содержания урока

Проведем небольшую разминку

отвечают на вопросы, делают выводы

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

-- Сегодня мы отправляемся в страну Фразеологию, где живут особенные языковые единицы

Как вы думаете, зачем мы туда отправимся?

отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

постановка, формулирование и решение проектной задачи

IV . Практическая деяте- льность по реализации темы урока

Цель этапа: усвоение нового материала

-- Наша задача сегодня – знакомство с фразеологизмами, научиться употреблять их в речи

Запись в тетради:

Классная работа

Фразеологизмы

-- Прежде всего нам нужно узнать, что такое фразеологизмы. Найдите эту информацию в учебнике (стр 116, § 33)

Записывают в тетрадях число, тему, работают с материалом учебника, читают правило, отвечают на вопросы, чертят в тетрадях схему

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

построение речевого высказывания,

писать как курица лапой (криво, неаккуратно, неразборчиво)

водить за нос (обманывать)

кот наплакал (мало)

считать ворон (отвлекаться)

--Какой вывод мы можем сделать о значении фразеологизмов? Чем их можно заменить?

можно заменить словом или выражением

--Таким образом, мы узнали, что такое фразеологизм и что он обозначает. Теперь познакомимся с ними поближе

Работают с визуальным материалом, записывают фразеологизмы, устанавливают их значение, записывают фразеологизмы и их значения в тетради, отвечают на вопросы, делают вывод, продолжают составление схемы-опоры

построение речевого высказывания,

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать,

--Как вы думаете, какой фразеологизм заключен в данной модели? Что он обо- значает?

собаку съел (опытный в своем деле)

-- Попробуем заменить по своему желанию слова в фразеологизме (кошку съесть, животное съесть). Будет ли это новое выражение фразеологизмом? (нет) Почему? (меняется значение)

Таким образом, вы видите, что фразео- логизм неизменяем в своем составе

Можно заменить словом

анализируют визуальную информа-цию, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации, прогнозирование

построение речевого высказывания,

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической речью

--Сравните два предложения

В каком предложении использован фразеологизм? Почему вы сделали такой вывод?

как снег на голову (неожиданно)

--Запишите предложение с фразеологизмом

Почему в первом предложении нет фразеологизма? (нарушен порядок слов)

Какой вывод можно сделать? (фразеологизм имеет постоянный порядок слов)

Составим предложение с данным фразеологизмом (напр. Антошка встал ни свет ни заря).

Из скольких слов состоит фразеологизм? Одним ли членом предложения мы его выделили? Какой вывод мы можем сделать?

Анализируют предложения, сравнива- ют значения, отвечают на вопросы, записывают фразеологизм и его значение в тетради, продолжают построение схемы-опоры

читают модель-подсказку, составляют предложение с полученным из подсказки фразеологизмом, выделяют члены предложения, анализируют, отвечают на вопросы, продолжают составление схемы-опоры

участвовать в коллективном обсуждении, владение монологи-ческой речью

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации, прогнозирование

формирование навыков речевой деятельности , освоение способов совместной деятельности

Знаем мы поэтов, писателей своих?

Пусть слова поэзии, ноты партитуры,

Передаст нам образный и сердечный стих.

Ребята, в год литературы мы вспоминали замечательного поэта-юбиляра С.Есенина. В одном из его стихотворений есть строки:

Найдите в данных строках фразеологизм, определите его значение

пора и честь знать (прекратить действие)

Для чего поэт включает это выражение в стихотворение? (для придания образности, красоты высказыванию)

Придает образность, выразительность речи

ведут поиск, анализируют, записывают строки в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры

умение анализировать, ориентирование в ситуации

Цель этапа: здоровьесбе- режение

-- А теперь немного разомнёмся с помощью фразеологизмов

Встаньте так, будто аршин проглотили

Проголосуйте обеими руками

Согнитесь в три погибели

Подержите нос по ветру

Побьём друг другу челом

Попрыгаем от радости

В ногах правды нет, садитесь.

выполняют физические упражнения

формирование здорового образа жизни

умение сменить вид деятельности ориентирование в ситуации

освоение способов совместной деятельности

VI. . Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.

Учащимся раздаются карточки:

Карточка 1. молоть, слёзы, медвежья, не ос- тавить, с лица земли, обвести

Карточка 2. стереть, камня на камне, вокруг пальца, языком, крокодиловы, услуга

Задача – составить фразеологизм, определить его значение

Проверяет выполнение задания

-- А теперь идем в зоопарк! Но не обычный, а фразеологический (слайд 19)

Задача – определить животных, живущих в этом зоопарке по фразеологизму.

работают в парах по заданиям карточки, выполняют упражнения на закрепление темы

формирование умения работать в команде, освоение способов совместной деятельности

умение ориентироваться в ситуации

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

оценить результаты собственной деятельности

-- А теперь вернемся к схеме-опоре, которую мы строили, и сделаем круг почета вокруг понятия, с которым вы сегодня познакоми- лись.

Итак, ребята, давайте проанализируем нашу работу

Увас на столах лежат смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите синий (улыбающийся) смайлик. Если урок не понравился, то поднимите красный (грустный).

-- Сегодня вы молодцы! Вы все трудились, засучив рукава, и заработали много оценок: (выставление оценок)

Зарубите себе на носу, что если вас что-то поставило в тупик, то не стоит падать ду- хом, а надо взять себя в руки и снова при- ниматься за дело. И тогда в конечном счете вас ждет успех!

Читают получившуюся схему. обобщая сведения о фразеологизме, обобщают работу на уроке, проводят самооценку

Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: Просвещение, 2014г.

ВложениеРазмер
urok_5_klass_predlozhenie.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС).

Учитель: Юнусова А.Э.

вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений

Планируемые образовательные результаты

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных умений; развивать навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Условия реализации урока

Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Форма проведения урока

урок систематизации знаний

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки д/з.

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.

Проводят самопроверку д/з

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

1. Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки.

(Чистый) голосом; зайти в (квартира); вписать в (список) речка в (лес); на (нижний) этаж; цветы (ландыш).

Раскрыта книга; тетрадь на столе; брат пишет.

Вечер тих; сильный ветер; следы на снегу.

Говорю с тобой; короткая беседа; звенит звонок.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной цели

Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Мы изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания. О чём пойдёт речь на уроке?

- Чем отличается словосочетание от предложения?

- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его главных членах?

- Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность.

- Вспомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений .

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.
  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.
  • умение анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.

Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом.

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

- Почему возникли затруднения при выполнении задания?

- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

- Достаточно ли полученных ранее знаний для выполнения подобных знаний?

2. Работа с предложениями.

2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- В каких предложениях будет только один главный член?

3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.

- Что вы знаете о подлежащем и сказуемым?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Какой частью речи выражается?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- Как графически выделяется в предложении?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какой частью речи выражается?

- Как графически выделяется в предложении?

- Что мы еще должны узнать о главных членах предложения?

1. Работа с текстом.

Чуть бре…жит рассвет. На листья бл…стят капли росы. Туманное летнее утро об…щает теплым день. Поселок еще не проснулся. Я вых…жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт.

2. Работа с предложениями.

Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Долг платежом… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь.

Слова для справок: красен, берёт, считают, состаришься, не тонет, горю, полнится.

- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией.

- Сказуемое главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? В предложении подчеркиваем двумя линиями.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 15 материалов














5311124 5311123 5311122 5230310 3680977 3478644 3156614 3112119 2880108 2828208 2594880 2175288 618867

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы запись закреплена

Поурочные разработки к учебнику Л. М. Рыбченковой (5-11 классы)

Наталья Елистратова

Елена Харитонова


Елена Харитонова

Учитель русского языка и литературы

Юлия Кутюхина

Нашел и выложил бы кто-нибудь Бабайцеву

Учитель русского языка и литературы

😊

Юлия, если найдем, обязательно выложим

Читайте также: