Правописание ться и тся в глаголах 4 класс начальная школа 21 века презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

- ТСЯ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

Чистописание. Бб , Бе , бк Без труда (не) выл..вишь и ры. ку из пруда. Л .. нтяю (не)можется да и ( не)здоровится.

Словарная работа Вставь пропущенные буквы. Спиши, подчеркни лишнее слово 1в. Х… зяйство , д…р…га, к… мбайн , ко…. ектив ; Под… езд , с…ёмка, в…юга, об…явление. 2в. Д…карь, д… ждинка , ж… стянка , кр … винка ; Па.. ажир , Ро … ия , п…года, су.. ота

Проверяем 1в. Хозяйство, дорога, комбайн, коллектив; Подъезд, съёмка, вьюга , объявление. 2в. Дикарь , дождинка, жестянка, кровинка; Пассажир, Россия, погода , суббота

Солнце садится, струится водица , Птица синица в водицу глядится . Чистой водицы синица напьется- Славно сегодня звенится - поется. М. Бородицкая .

Меж грибами мухомор Красотой гордится . Нечего гордиться –Для супа не годится.

Слоненок любит купат. ся! Животные не купают. ся! - ЦА - Прочитайте предложения. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? Сформулируйте тему сегодняшнего урока

ТСЯ - ТЬСЯ - В КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ

Цели урока: Знать условия выбора правописаний – тся и ться : Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; Правильно произносить и писать глаголы на – тся и ться .

Чтобы узнать ТСЯ или ТЬСЯ пишется на конце глагола, нужно задать ВОПРОС ЧТО Делать? сделать? ЧТО Делает? сделает? Ь пишется! Будем (что делать?) учи ТЬСЯ , (глагол в н.ф.) Ь НЕ ПИШЕТСЯ! Он (что делает?) учи ТСЯ. (глагол – 3-е лицо)

Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его вноси.

Животные (что дела ют ?) не купаю тся . ( 3 лицо) Слоненок любит (что дела ть ?) купа ться . ( н. ф.) Задавай вопрос правильно!

Чтение правила с.115 Упражнение №1 стр.115

Игра "Посели слова в домик" -тся -ться Воцаряе тся Включи ться Хвали тся Вли ться Бои тся Вложи ться Нрави тся Влюбля ться Соревнуе тся Возвыси ться Выявляе тся Веселиться Провозглаша ться Вплета ться Вруча ться Всколыхну ться Верну ться Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся. ТСЯ ТЬСЯ

Выберите и выполните задание. Сложное с.116 упр.2 Среднее с.116 упо4 Простое с.116 упр.3 Самостоятельная работа.

Тот труда не бои. , кто умеет труди. . тся ться ться тся Комментарий Тот (что делает?) не бои тся -3 лицо Умеет (что делать?) трудит ь ся – н.ф.

Надо трудит..ся, Ь Ь не надо ленит. ся Ь Ь Подсказка Надо (что делать?) трудит Ь ся - н.ф. надо (что делать?) ленит Ь ся – н.ф.

Дело мастера бои. . ТЬСЯ ТСЯ Подсказка Дело (что делает?) бои тся - 3 лицо

Подсказка Ленивый (что сделает?) разомне тся - 3 –е лицо Усердный (что сделает?) верне тся – 3 –лицо Пока ленивый разомне. , усердный с работы верне. . ТСЯ ТЬСЯ ТЬСЯ ТСЯ

Подведение итогов Какое орфографическое правило мы изучали на сегодняшнем уроке? Как определить, когда в конце глаголов следует писать - тся, а когда – ться?

девица – сущ. ( от девушка) дивиться - глагол ( удивляться) Запомни! В конце глагола никогда не пишется ЦА! Сравните!

2 ЧИСТОПИСАНИЕ Уу Уменье везде найдёт примененье. 2

3 Словарная работа Биография,изображение, богатство,искусство, бутерброд,истина. готов, желать, 3

4 Богатство русской речи, 4 богатая палитра красок, природные богатства, богатый дом, богатый урожай.

5 Прочитайте пословицу справа налево ьшипукенамумовтстагоб 5 Богатством ума не купишь.

6 Правописание –ться и –тся в глаголах 6 Матюнина Марина Валерьевна МБОУ гимназия 18 г.Краснодар 2012г.

7 ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА Что делает? Что делают? - без ь знакатся-3-е лицо Что сделает? Что сделают? 7 Что делать? Что сделать? - с ь знакомться-н.ф.

8 Упр.2 с.102. Имя сущ. Красна девица, спутница, красавица, синица. 8 гл.3 л. Удивляется, улыбается, случается, давно готовится. гл. н.ф. Любит учиться, нужно торопиться, удивляться, улыбаться, может случиться, начинает готовиться.

10 Закрепление Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор 10

11 У него дело из рук валит?ся Трус своей тени боит?ся Друзья познают?ся в беде Всякий человек в деле познаёт?ся Несчастья боят?ся, так и счастья не видать За всё брат?ся – ничего не сделать

12 Упр.3 СТР Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание: Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 4 класс урок русского языка.docx

Медведчук Марина Михайловна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №11 г. Калининграда

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тема: Правописание – ться и - тся в глаголах.

Задачи урока: научить правописанию обозначать буквами звукосочетания [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отработать алгоритм написания сочетаний;

-развивать мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного;

-формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само-и взаимоконтроля.

Тип урока: урок введения нового знания

I . Организационный момент.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов: ,,Грамоте учиться- всегда пригодится.”

- Объясните , как вы это понимаете? ( Грамотному человеку открыты все дороги. Чтобы не случилось в жизни, надо быть образованным и грамотным. Это поможет в жизни)

- Давайте постараемся сегодня на уроке пополнить знания русского языка.

II . Организация учебного диалога. Актуализация знаний.

- Какой части речи больше в пословице. (глагол)

– Что вы знаете о глаголе? (составляем кластер)

Глагол изменяется по …. (числам, лицам, временам) Число, лицо – это (форма слова)

Инфинитив – это н.ф. (начальная форма глагола)

Инфинитив имеет на конце (оканчивается) суффикс (-ТИ, -ЧЬ, -ТЬ) и отвечают на вопросы …

III . Формулирование проблемы, планирование деятельности .

- Прочитайте четверостишия.( слайд 2 ) Ученик читает вслух.

Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца] ,

Пти[ца] сини[ца] в водицу гляди[ца] .

Чистой водицы сини[ца] напьё[ца] -

Славно сегодня звени[ца] –поё[ца] .

Меж грибами мухомор

Красотой горди[ца] .

Нечего горди[ца] -

Для супа не годи[ца].

- Какие звуки в основном вы слышите на конце слов? [ца] (звукосочетание)

-Как вы думаете, в каких словах совпадёт транскрипция с буквенным написанием? Посмотрите на следующий слайд (3)

Солнце садится, струится водица ,

Птица синица в водицу глядится .

Чистой водицы синица напьётся -

Славно сегодня звенится –поётся .

Меж грибами мухомор

Красотой гордится .

Нечего гордиться -

Для супа не годится.

-Что вызывает вопрос? Недоумение?

- Какое сочетание букв может писаться вместо [ца] (звуков)? (-ца, - тся, - ться)

- Какой возникает вопрос? Сформулируйте его.

- Молодцы, это тема нашего урока. (Научиться правильно обозначить буквами звукосочетание [ца] на конце слов). Постараемся исследовать, что это за слова?

IV . Открытие нового знания.

Предлагается работа в группах. Группам дан алгоритм работы.

1.Подчеркните слова, в которых звукосочетание [ ца ] совпадает с буквосочетанием ца .

2.Определи часть речи.

( водица, птица, синица- сущ. )

2 группа . Подчеркните слова, в которых звукосочетание [ ца ] пишется как буквосочетание - тся

1.Определи часть речи.

3.Определить форму слова.

( глядится, напьётся, звенится – поётся, гордится, годится-гл. 3 лица )

3 группа . Подчеркните слова, в которых звукосочетание [ ца ] пишется как буквосочетание -ться

1.Определи часть речи.

3.Определи форму слова.

(гордиться-гл.н.ф.)

Выступление от групп ( ученики формулируют правило)

- Сравним свой вывод с авторским.

Работа с учебником.

с. 115 (учебник. Рус. яз. Часть I 4 класс. Автор Иванов С.В.)

IV . Физминутка.

V . Знакомство с алгоритмом на слайде.

сущ. глаг. глаг.

- ца -тся - ться

что делает? что делать?

что сделает? что сделать?

без ь с ь – знаком

Главный помощник -вопрос. (слайд 5)

VI . Развитие умений – применение знаний

Упр. 2 (3 строчки) с. 116

Проверка (дети объясняют и доказывают)

Выбор письма буквосочетаний, подробное комментирование.

Проверка. Слайд 6.

Давайте подумаем с. 116 Слайд 7.

Тепли ца (Серёжа написал)

Тепли тся (Женя написала)

Тепли ться (Юра написал)

Тепл и ца – тёплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей, цветов, теплолюбивых растений.

(В конце участка стояла огромная теплица .)

Т е плиться – гореть неярким, слабым пламенем; излучать слабый свет, быть чуть тёплым; слабо, еле заметно проявляться, быть едва заметным.

( Огонь костра будет теплиться всю ночь. Еле теплится полоска зари. Надежда всё ещё теплится в них.)

Оцените свою работу

V . Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, показалась ли вам сегодня тема нашего урока сложной?

- Что для вас было открытием?

- Оцените свою работу на уроке . Слайд 11.

VI . Д/з (по выбору)

Упр. 1 (с. 115) легче.

Упр. 4 (с. 116-117) сложнее.

Выбранный для просмотра документ Урок рус. языка 4 класс Медведчук М. М..pptx

Урок русского языка Тема: Правописание – ться и - тся в глаголах. 4 класс Мед.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка Тема: Правописание – ться и - тся в глаголах. 4 класс Мед.

Урок русского языка Тема: Правописание – ться и - тся в глаголах. 4 класс Медведчук Марина Михайловна учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 г. Калининград

Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца], Пти[ца] сини[ца] в водицу гляди[ца]. Чи.

Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца], Пти[ца] сини[ца] в водицу гляди[ца]. Чистой водицы сини[ца] напьё[ца]- Славно сегодня звени[ца] –поё[ца]. Меж грибами мухомор Красотой горди[ца]. Нечего горди[ца]- Для супа не годи[ца].

Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится. Чистой води.

Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьётся- Славно сегодня звенится –поётся. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться- Для супа не годится.

Алгоритм [ца] сущ. гл. гл. 3 лицо н. ф. ца -тся -ться что (с)делает? что (с)д.

Алгоритм [ца] сущ. гл. гл. 3 лицо н. ф. ца -тся -ться что (с)делает? что (с)делать?

ЗАПОМНИ! -тся нам или –ться писать, Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак.

ЗАПОМНИ! -тся нам или –ться писать, Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его мы вносим.

Упр.2 Самопроверка (что делать?) удивляться, (кто?) красавица, синица, (что д.

Упр.2 Самопроверка (что делать?) удивляться, (кто?) красавица, синица, (что делает?) улыбается, (что делать?) улыбаться, (что?) больница, (что делает?) случается, может (что сделать?) случиться, давно (что делает?) готовится, начинает (что делать? )готовиться

тепли[ца] Серёжа теплица Женя теплится Юра теплиться

тепли[ца] Серёжа теплица Женя теплится Юра теплиться

тепли[ца] теплица- тёплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для.

тепли[ца] теплица- тёплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей, цветов, теплолюбивых растений.

Теплится- гореть неярким, слабым пламенем; излучать слабый свет, быть чуть т.

Теплится- гореть неярким, слабым пламенем; излучать слабый свет, быть чуть тёплым; слабо, еле заметно проявляться, быть едва заметным теплиться

В конце участка стояла огромная теплица. Огонь костра будет теплиться всю ноч.

В конце участка стояла огромная теплица. Огонь костра будет теплиться всю ночь. Еле теплится полоска зари.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим. Вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лице.

Краткое описание документа:

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе на тему "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Задачи урока: научить правописанию обозначать буквами звукосочетания [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отработать алгоритм написания сочетаний;

-развивать мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного;

-формировать положительные мотивы учения,навыки сотрудничества,само-и взаимоконтроля.

Тип урока: урок введения нового знания

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 297 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.01.2020 547
  • RAR 1.3 мбайт
  • 82 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Медведчук Марина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения.

Наш барометр показывает, что у нас хорошее настроение. Чтобы наше настроение оставалось таким же на протяжении всего урока, нужно соблюдать правила поведения на уроке.

(Работай молча. Хочешь ответить – подними руку! Не лови ворон!)

II. Каллиграфическая минутка

Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот какие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры)

Дать характеристику звуку [п].

(Cогласный, твёрдый парный [п’], глухой парный [г], буква пэ.)

- Назовите буквы с такими же элемента. Пропишите буквы: П, Т, Р.

Словарь:

  1. Запишите отгадку в ед. ч. – помидор
  2. Расстояние –пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь.
  3. Истина – то же, что правда.
  4. Рисунок – изображение, воспроизведение чего-нибудь, карандашом, красками.
  5. Обида – несправедливо причинённое огорчение.
  6. Деревня – то же, что село.
  7. Аллея – дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

Раскодируйте слово, прочитав первую букву каждого слова. (Природа). Сегодня на уроке мы отправимся на остров, и если выполним все указания, то к концу урока отыщем клад.

III. Возникновении проблемной ситуации и постановка проблемы

Чтобы узнать название острова, выполните следующее задание: прослушайте четверостишье, если услышите одинаковое произношение в словах хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.

- Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске:

- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.

- Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?

(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.)

На карте открывается название острова. (ОСТРОВ СОКРОВИЩ)

III. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы

1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца.

- Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.

Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца.

На карте открывается запись:

Работа в парах. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.

Волшебный цветок добра

(Звучит спокойная музыка) Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.

Вас обвивает тёплый, ласковый ветер. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

2. Следующее задание. Сравните второй и третий столбики, как вы считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет?

- Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы.

- Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.

Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться.

На карте открывается запись.

- В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.)

Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что
делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся.

Открывается запись

Прочитайте правило на стр. 87.

IV. Отработка написания слов с данной орфограммой

1. Работа у доски. Записать слова в два столбика:1-глаголы в начальной форме, 2- глаголы в форме 3-го лица.

Упражнение 2, стр. 88.

Красна деви[ца], любит учи[ца], нужно торопи[ца], спутни[ца], удивляе[ца], удивля[ца], красави[ца], улыбае[ца], улыба[ца], больни[ца], случае[ца], может случи[ца].

2. Работа в группах. Запишите нужное слово.

сердится-сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет __________ .
Собака__________ и рычит на кошку.

учиться-учится
Катя_________ на одни пятёрки.
Мне очень нравится___________ в школе.

ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду___________ .
Вася часто ____________ с одноклассниками.

Мы с вами выполнили все задания и добрались до клада.
Давайте откроем сундук и посмотрим, что там находится.
Открывают сундук и читают пословицы:

Читайте также: