Правила в моей жизни конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания учащихся.

1. Познакомить с правовыми документами

2. Способствовать воспитанию правовой культуры

3. Создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни

4. Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей

Оборудование: ноутбук, проектор, слайды, диск по курсу ОРКСЭ, текст с заповедями, макеты знаков дорожного движения.

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: создание учебного настроя на деятельность

Учитель показывает заранее заготовленные макеты знаков дорожного движения. (Например, пешеходный переход, осторожно дети, подземный переход, уступите дорогу, стоп и т.д.)

- Что это? Как называются эти знаки?

-Для чего нужны такие знаки.

- Вам попадались такие сборники? (По­каз правил дорожного движения.) Это очень полезная книга, которую до­лжны знать назубок все, кто учится во­дить машину. В ней изложены правила дорожного движения, в которых объяс­няется, как поступать водителям на пе­рекрестках, остановках, поворотах и т.д.

- Подумайте, что могло бы произойти, не будь этих правил? (примерные ответы учащихся: произошли бы множество аварий, потому что шоферы были предоставлены сами себе, одни ехали бы на огромной скорости, другие выезжали бы на встречную пол­осу движения, третьи не включали бы сигнальные фары).

- Какой вывод можно сделать по вашим ответам?

Вывод - для безопасности на дорогах знание правил и их соблюдение просто необходимы.

- Существуют ли правила в школе? Какие правила поведения в школе вы знаете? (по одному правилу каждый) (примерные ответы учащихся: В школу надо ходить в форме; На уроках нельзя шуметь; По школе нельзя бегать и т.д.

- Для чего нужны правила? ( Чтобы порядок был в школе; Чтобы хорошо учиться; Чтобы родители не волновались за нас, когда мы в школе).

- Правильно, школьные правила нам нужны для того, чтобы мы каждый день с удовольствием ходили в школу.

В каждой школе, армии и стране сущест­вуют правила или законы, без них люди не могли бы жить и трудиться вместе.

2.Этап актуализации знаний.

Цель: перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате совместной работы.

- Попробуйте в группах вспомнить те правила, которые действуют на территории нашей школы, т.е. носят общий характер (не менее 10). Запишите эти правила на листочках. (Дети пишут на листочках, например:

1) соблюдать дисциплину на уроках и переменах

2) не наносить вред школьному имуществу

3) не мусорить

4) мыть руки перед едой

5) носить сменную обувь

6) носить школьную форму

7) в гардеробе не топтать одежду

8) аккуратно убирать посуду после обеда

9) прислушиваться к замечаниям дежурных

10) уважать честь и достоинство всех учеников

- Дети, а теперь откройте, пожалуйста, дневники. У каждого из вас есть вкладыш, где прописан устав нашей школы. Давайте, сравним ваши важные правила с правами и обязанностями учащихся, т.е. с законами нашего школьного государства. Что еще добавить к правилам? ( Регулярно посещать школу; Хорошо учиться.)

- Вы придумали очень хорошие правила. Молодцы! Скажите, пожалуйста, в конечном счете, на что на что они все направлены? ( Они нас защищают; Они поддерживают порядок; Помогают нам учиться.)

III . Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт. Например, смена времён года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит. И еще множество разных законов.

- А что будет, если эти законы нарушатся? (мир ждёт разрушение и катастрофа).

Работа со словарем.

IV . Операционно-поисковый этап.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Групповая работа учащихся по обсуждению смысла заповедей, которые записаны на карточках. Выступление учащихся и дополнения учителя.

1. Почитай отца твоего и мать твою.

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

Мы всегда долж­ны уважать родителей и слушаться их;

Любить своих родителей и заботиться о них.

2. Не убий

3. Не прелюбы сотвори, т.е. не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Эта заповедь говорит о том, что будь верным, не предавай своих близких, не обманывайте друг друга. Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

4. Не укради.

Нельзя брать себе то, что принадле­жит другим. Не имеет значения, что именно вы возьмете. Кража яблока и кража автомобиля одинаково плохо… А знаете ли вы, что украсть можно не только что-то материаль­ное? Ребята, которые обманывают в школе, списывая работы у других, тоже поступают плохо.

5. Не произноси свидетельства ложного на искреннего своего.

Не клевещите на других. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) Представьте, что вы, играя, разбили стекло. Нельзя сваливать вину на другого. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

5. Не желай чужого. (Не завидуй.)

Как зависть мешает радости, гасит её?

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

V . Этап закрепления

- За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? (Не кради)

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (Не прелюбодействуй)

- Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (Не убивай)

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? (Напоминание о том, что Бога не обмануть.)

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (Не завидуй)

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла.

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Домашнее задание: собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника.

1. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

- На отдельном маленьком листочке бумаги запишите так, чтобы никто не видел, какие заповеди вы когда – то нарушил каждый из вас.

Теперь порвите его на мелкие кусочки для того, чтобы навсегда забыть о нём и никогда не повторять такого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения.

- дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

- развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей;

- воспитывать культуру поведения и общения в школе и вне школы.

Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, афоризмы по теме классного часа.

В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

А вот вопрос (записан на доске) , на который мы будем отвечать, звучит так:

Зачем человеку в жизни нужны правила?

Учитель. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?

Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

- Ой! Как вы шумите ! Почему?

Вы нарушили правило!

( Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске)

Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…

Учитель. Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые?

(Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)

Учитель. Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко.

Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.

Учитель. Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды? (Дети задумываются)

Учитель. Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

(Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека.

(Звучат ответы детей)

- Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

- А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

- Так зачем людям нужны правила?

Учитель. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

( Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

- Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

- Как вы себя при этом чувствовали?

- Как отреагировали на это окружающие?

- Какой вывод для себя вы сделали?

Правила поведения в школе достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 10-15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

Городок волшебных слов.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ….(извините)

Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: . (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят. (благодарю)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить. (Спасибо)

Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья
.

Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

Заключительная часть.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

Необходимо приходить вовремя. Минут за 10-15 до начала урока.

Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

В школе надо учиться, а не лениться.

Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

Помните, что готовы вы должны быть до начала урока, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

На уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Цель урока: создать условия для правильной расстановки жизненных ориентиров как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.

  • развивать этические чувства как результата морального поведения;
  • знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
  • учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации;
  • знакомство с жизненными ориентирами, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, картинка корабля формата А1, карточки для группового задания, шариковые ручки, тетради, презентация.

Формы и виды деятельности: беседа, тест, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.


Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на прекрасном корабле, название которому “Жизнь”. А вот с каким багажом отправится наше судно – решать вам. Для этого вам предстоит определить маршрут корабля и его основные ориентиры, т.е. “Правила вашей жизни”. Желаю вам удачи, в добрый путь!

2. Работа с эпиграфом (на борт корабля прикрепить эпиграф). Слайд №2

“Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора. Мы можем таскать эту глыбу за собой, так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты.” Ричард Бах

- Ребята, как вы поняли смысл высказывания?

- О какой глыбе идёт речь?

- Какое творение красоты дано создать человеку?

Мы живём в обществе. Нас окружают люди, с которыми мы связаны учёбой, работой, общими интересами. Каждый человек индивидуален. У каждого существуют свои правила жизни, свои принципы и свои идеалы.

Сегодня мы поговорим о правилах вашей жизни. Давайте сначала попробуем определиться, насколько приятно с вами общаться.

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

3. Тест “Приятно ли с вами общаться?” Слайд №3

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

  • 1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
  • 4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
  • 9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сиене?

4. Информационный блок (Рисунок 2). Слайд №5

Авраам Линкольн –
16-й Президент США (1861 - 1865 г.г.)

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал, и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умён, но и дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу своей страны. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

5. Коллективная работа (Приложение 1 – качества личности вырезаются в виде отдельных карточек). Слайд №6

Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записаны ответы на отдельных карточках)

(отобранные качества помещаются на парус корабля)

6. Просмотр слайдов в Презентации “Притча о стакане молока”. Слайды с №7 по № 14 (меняются автоматически).

- Ребята, в жизни человека случаются такие ситуации, в которых человек должен сделать выбор, руководствуясь своими внутренними убеждениями, своими жизненными принципами. Вашему вниманию предлагается притча о стакане молока. Посмотрите, пожалуйста, и ответьте, какое впечатление оставила притча, какие качества личности проявили герои этого сюжета?

Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит. молока!

И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет. И доктором он стал.
И жизнь его все дальше потихоньку шла.

Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив.
Живет и побеждает доброта.
Квитанцию к оплате принесли.
- Всю жизнь платить! — подумала она.

И, взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал:
“Оплачено стаканом молока!”

Беседа. Ответы на поставленные вопросы.

7. Работа в группах. Составление правил твоей жизни (Приложение 1 – правила твоей жизни вырезаются в виде отдельных карточек). Слайд №15

  1. Для достижения своей цели все средства хороши.
  2. Проявление жалости – это удел слабых.
  3. Добиваясь своей цели, помни, что не должны страдать интересы других людей.
  4. Не отвечай обидой на обиду. Прощение – путь к процветанию твоей души.
  5. Если тебя обидели, наказание обидчика – это твой долг.
  6. Будь всегда честен, правда всё равно рано или поздно всплывёт.
  7. Кто проявляет жалость к окружающим, тот сам знает, что такое боль.
  8. Проявляй любовь к окружающим, но всегда помни о себе.
  9. Люби, не прося ничего взамен.
  10. Если нужно для достижения цели солгать, солги.
  11. Не делай другому того, чего не желаешь себе.

(выбранные правила помещаются на последний парус корабля)

8. Рефлексия (звучит музыка ). Слайд №16

Вот и подошло к концу наше путешествие, наш корабль готов к дальнему плаванию. Давайте посмотрим, какие ориентиры вы выбрали для вашей жизни (прочитывают надписи на парусах). Смотрите, ребята, какой основательный и надёжный получился у нас корабль. Помните, что ваша жизнь – это и есть большой корабль, а вы на этом корабле – капитан. Насколько удачным будет ваше плавание, зависит от того, насколько правильно вы расставите жизненные ориентиры. Желаю вам попутного ветра, смелых идей, целеустремлённости и удачи! В добрый путь!

Примечание. В Презентации к уроку слайды с 7 по 14 меняются автоматически!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей. Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета.

1. Углублять и повторять знания о правилах безопасного поведения;

2.Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни;

3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Формируемые УУД

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать: основные правила поведения в природе, на транспорте, правила личной безопасности.

Уметь: анализировать поступки, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы безопасного поведения)

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: пословицы; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах; макет светофора для проведения физкультминутки.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей. Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)

- Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)

- Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье. А можно ли придумать правило или совет к каждой конкретной ситуации? (Пожалуй, нет.)

Очень часто взрослые - родители, учителя - решают за детей, выполнять или не выполнять правила. Тем самым они берут на себя ответственность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы, то сами несете ответственность за его последствия. Давайте послушаем несколько четверостиший.

(Дети читают заранее подготовленные стихотворения.)

1. Шел по берегу петух,

Поскользнулся - в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Учитель. Почему петух оказался в такой ситуации?

Ученики. Петух не смотрел под ноги.

2. Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

- Снимите с забора

Бедного Егора.

Учитель. Почему Егор оказался в такой ситуации?

Ученики. Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.

3. Мы в поход вчера ходили,

Там из лужи напились.

В животе у нашей Лили

Три лягушки завелись.

Учитель. Почему Лиля оказалась в такой ситуации?

Ученик и. Лиля не знает, что из лужи пить нельзя.

4. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,

Сам ты в этом виноват.

Учитель. Почему Петя оказалась в такой ситуации?

Ученики. Петя дерется.

Учитель. А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)

Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.

Беседа по теме

Учитель. Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вот она:

2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)

Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.

(Разыгрывается ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку. Происходит обсуждение по формуле.)

Работа в группах

(Детям предлагается обсудить следующие ситуации (по рядам):

1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.

2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.

3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.)

Закрепление

К чему приводит непослушание

Однажды я, брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по лестнице, катались на качелях, карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.

В больнице мама и Витя пробыли почти два месяца. Витя не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, начать двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ходить он разучился, и поэтому ему снова пришлось учиться ходить.

С того дня прошло уже семь месяцев, но Витя до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!

Учитель. Вот такой грустный рассказ о случае, который произошел на самом деле. Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по формуле безопасности.

-По какой причине может возникнуть пожар?

-Какие правила безопасного поведения при пожаре вы знаете?

-Я буду говорить вам слова, а вы, если этот предмет горит - топаете, а если не горит - хлопаете. Будьте внимательными.

Сухая трава Стекло

-Ещё одна угроза в жизни человека - это движение по дорогам.

- Назовите правила, которые могут спасти жизнь вам и окружающим вас людям, при движении на дороге в качестве пешехода.

1. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

2. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

3. Где ездят машины? (По дороге)

4. Где разрешается переходить улицу? (По светофору, по пешеходному переходу)

7. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный)

10. Назовите правила поведения в транспорте. (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

11. Что регулирует движение на улице? (Светофор)

- Идти толпой по тротуару … (запрещается)

- Играть рядом с проезжей частью… (запрещается)

- Перебегать дорогу… (запрещается)

- Переходить дорогу по подземному переходу… (разрешается)

- Громко разговаривать и смеяться в транспорте… (запрещается)

- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

- Уважать и соблюдать правила дорожного движения … (разрешается)

Всё водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг — (дорожный знак)

- На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя.

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти дорожный знак.

1. Что за знак такой стоит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

2. Посмотрите, мальчик Федя

Едет на велосипеде

Отгадайте, отчего же

3. Заболел живот у Тома,

Не дойти ему до дома

В ситуации такой

4. В этом месте, как ни странно,

Ждут чего – то постоянно.

Кто – то сидя, кто – то стоя

5. Этот знак нам друг большой,

От беды спасает,

И у самой мостовой,

6. В дождь и в ясную погоду -

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

- Послушайте и отгадайте загадку:

Это полный дом детей,

Здесь всегда полно друзей,

Все стараются на пять

На уроках отвечать. (Школа.)

- Школа – это наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять.

- Вспомните, как надо правильно проводить перемены без вреда для здоровья, какие правила надо выполнять. Для чего же нужна перемена?

· На перемене нужно отдохнуть.

· Приготовиться к следующему уроку.

· Сходить в туалет.

· Пообщаться с друзьями.

· Играть в спокойные игры.

- На переменах нужно обязательно соблюдать правила безопасности: не бегать, не кричать, не толкаться, не драться, играть честно, соблюдая правила игры

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышц

2. Сходи в туалет.

3. Не шуми. Помни, с тобой рядом отдыхают твои друзья.

4. В игре соблюдай все правила.

5. Умей уступить, не ссорься.

6. Если кого-то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

7. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

8. Подготовься к следующему уроку.

1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых и в разрушенных зданиях.

6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).

8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

Коль дверной звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в полицию!

- Можно ли открывать дверь чужим людям?

-Что нужно делать, если в дверь начнут стучать?

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

-Можно ли употреблять лекарства без назначения врача?

-К чему это может привести?

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой.

-Можно ли играть с розеткой?

-Что может произойти?

Давайте с вами повторим правила этой новой болезни.

Подведение итогов

Учитель. Закончим урок чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)

Читайте также: