24 часовое исчисление времени суток конспект урока 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
Его нельзя вернуть назад,
И нет нигде ему преград.
Его нельзя остановить,
В нем все на свете может жить.
Оно подскажет вам,
Когда случилась радость и беда,
Когда наступит день рождения,
Когда закончится движение.
То вдруг промчится быстротечно.
Диктует людям разных стран,
Когда включить телеэкран.
И даже в диком племени знают все о. (Времени)
(Приложение. Слайд 1)
– Давайте немного повторим. Над какой темой мы начали работу на прошлом уроке? Какие единицы измерения вы знаете?
Задание на повторение:
Расположить на доске эти единицы измерения времени в порядке увеличения. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.) (Приложение. Слайд 2)
Запись в тетрадь темы урока.
– О какой единице измерения мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы будем подробно говорить о такой единице измерения времени как сутки, узнаем, как давно появилась такая единица измерения времени, научимся переводить одни единицы времени в другие, а так же будем решать примеры и задачи.
4. Работа над темой урока (Приложение. Слайды 4, 5, 6)
Сын спросил у мамы-утки:
– Мама, кто такие сутки?
И куда они летят?
И вернутся ли назад?
– От побудки до побудки
Пролетают – тают сутки,
Улетают в никуда
Исчезают без следа.
Так сказала мама-утка.
Сын спросил: А их малютки?
– Много ли у них сутят?
– Вместе ли они летят?
– Да, у суток есть малютки
Называют их минутки.
Друг за дружкою подряд
День и ночь они летят.
Сын взволнован не на шутку:
– Мне хоть на одну минутку
Хоть глазочком бы взглянуть!
– Что ж, внимательнее будь.
Только что.
– Как, неужели?
– Две минутки пролетели.
– Где? Когда?
– Да вот с тех пор,
Как ведем мы разговор.
– Какое это стихотворение? (Это шуточное стихотворение.)
– А теперь давайте разберемся, что такое сутки на самом деле.
Сутки – промежуток времени, когда земля делает поворот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира. Сутки длятся 24 часа.(Приложение. Слайд 7)
– С помощью чего можно определять время?
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
– Много прошло времени, пока люди не изобрели настоящие часы, сейчас их великое множеств. Часы бывают: наручные и напольные, электронные и механически. (Приложение. Слайд 8)
– А как называются самые главные часы в нашей стране? Сейчас мы с вами это узнаем и заодно повторим таблицу умножения.
(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)
– Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.
Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На мультимедиа появляется запись: (Приложение. Слайд 9)
63 | 9 | 14 | 36 | 10 | 24 | 40 |
К | У | Р | А | Н | Т | Ы |
– Теперь поработаем с моделями часов. Можно ли определить время сна на этих часах? Прочитаем материал учебника.
5. Повторение
– Что такое сутки?
– Сколько часов в сутках?
– Как удобно вести счет времени в течение суток?
Устно. № 310, 311, 312, 313.Задание про режим дня.
– А вы, ребята, когда ложитесь спать?
Как поел, почисти зубки
Делай так 2 раза в сутки.
К стоматологу идем в год 2 раза на прием,
И тогда улыбки свет сохраним на много лет.
(Улыбнитесь друг другу.)
Выполнения задания на перевод единиц времени № 314
Мальчики – 1, 2
Девочки – 3, 4.
Взаимопроверка с соседом по парте. (Приложение. Слайд 10)
7. Закрепление
Решение задачи №317 (Приложение. Слайд 11)
1. Прочитай задачу.
2. Выполни перевод
3. Вспомни правило.
4. Выполни решение.
Задача.
1 ц = 100 кг
100 – 16 = 84 (кг)
Ответ: на 84 кг масса сушеных яблок меньше массы свежих яблок.
8. Домашнее задание: №316, №315
Самостоятельная работа. № 318, №319
9. Итог урока
Подведем итог нашему уроку.
– Над какой большой темой мы работали на этом уроке? (Делу – время, потехе – час.) (Приложение. Слайд 12)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Какие новые знания вы получили на этом уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Попробуем оценить себя. Кто был на уроке активным, показал свои знания, кому урок понравился, возьмите веселый будильник, кому было трудно – просто будильник.
– Урок окончен. Сделал дело, гуляй смело.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
24-часовое исчесление времени суток
Цель деятельности учителя : с пособствовать ознакомлению с 24-часовым отсчетом времени в сутках, развитию умений переводить единицы времени
и определять время по часам, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок .
Тип урока : о своение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): ознакомятся с 24-часовым отсчетом времени в сутках; научатся называть единицы времени и определять время по часам, решать задачи с величинами – единицами времени, сравнивать единицы времени, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе
м етоды и формы обучения :
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия и термины : е диницы времени , с утки
I . Организационный момент
Все внимание на меня!
Капитаном буду я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II . Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания
Устный счёт
- Высота лошади 1 м 6 дм, а верблюда – на 6 дм выше. Выразите высоту верблюда в сантиметрах.
- Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит?
- Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.
- Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?
- Рост слона 3 м 5 дм, а жираф на 8 дм выше. Найдите рост жирафа.
- Самый большой самородок золота весил 50 кг 287 г. Сколько в нем граммов?
- Наибольшее расстояние, на которое может подняться птица,- 8200 м. Сколько это километров?
- Самую большую радугу можно наблюдать 3 часа. Сколько это минут?
- Детёныш кита имеет длину 7 м. Сколько это сантиметров?
- Уссурийский тигр весит 300 кг. Сколько это центнеров?
- Сумму чисел 420 и 300 разделить на 9.
- Число 560 уменьшите на частное чисел 420 и 6.
III .Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
- О чём это стихотворение?
- О каких единицах времени говорит автор этого стихотворения? (Час, день, сутки, минутки)
- Что нам автор хотел рассказать об этих единицах времени? (Содержимое времени зависит от людей, тратить его напрасно нельзя)
- Что можно сделать за одну минуту?
А сейчас, не теряя времени мы продолжаем наш урок.
V . Изучение нового материала
- С какими единицами времени мы уже знакомы?
- Сколько месяцев в одном году? Сколько дней в одном месяце? В каком месяце бывает 28 или 29 дней?
- Назовите дни недели. Каким словом можно назвать день и ночь? Сколько минут в одном часе? Сколько секунд в одной минуте?
- Как мы узнаём время? (По часам)
- На сколько равных частей разделён циферблат часов? (На12)
- Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки? (2 оборота)
- Сколько часов в одних сутках? (24 часа)
- Посмотрите, ребята, пожалуйста, на циферблат часов. На нём стоят стрелки от 1 до 12. Поэтому, если идёт первая половина суток, то говорят 3 часа ночи, 6 часов утра, а если идёт вторая половина суток, то уже говорят 3 час дня, 6 часов вечера. Это не совсем удобно, поэтому на радио, телевидении железной дороге используют не двенадцатичасовой , а двадцати четырёх часовой счёт времени в сутках. Давайте об этом прочитаем информацию в учебнике на с. 48.
2. Работа по учебнику (с. 48)
- Самостоятельное чтение объяснения.
- Закрепление материала . Устная работа.
3. Физминутка
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. ( Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, ( Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
VI . Развитие Математических знаний, умений , навыков
1. Преобразование единиц времени
№ 225, с. 48 – устно
- Выразить в указанных единицах времени.
№ 226, с 48 – письменно
2. Решение уравнений (по вариантам с последующей взаимопроверкой)
Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать интерес к математике, культуру поведения, учить применять полученные знания на практике.
Личностные УУД: установки на здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг другу; контролировать действия партнёра;
Основные понятия: время, сутки, час
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, модели часов, компьютерная презентация.
Оборудование: карта путешествия, пословицы о времени, иллюстрации, тест.
1. Организация класса:
- Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
2. Актуализация знаний:
- О чём это стихотворение? Что же такое время?
- Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. И сегодня мы будем путешествовать по реке времени.
- Наше путешествие начинается со "Старта".
- А где же мы должны закончить путешествие? ("Финиш")
- Было ли с вами такое, прошёл час, другой, третий, а вам показалось, что прошло совсем мало времени. Когда так бывает? (Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом.)
- Недаром говорят: "Счастливые часов не наблюдают".
А случается и так, что время ползёт очень медленно. Было такое? (Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется.)
- Пословица гласит "Скучен день до вечера, если делать нечего".
- Немало существует пословиц и поговорок о времени "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь".
- Почему так говорят? (Жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.)
- Измерить длину просто. С помощью чего мы сможем измерить?
Просто измерить и массу? Как можно измерить массу?
- Время же нельзя было измерить ни линейкой, ни шагами, ни с помощью гирек. Нужно было искать мерку для времени. Древний человек долго наблюдал за явлениями природы, пока не понял, что самой надёжной мерой является движение солнца. Оно всходило, двигалось и уходило за горизонт, не ускоряя, ни замедляя своего "шага". Взглянув на солнце, древний человек определял много или мало времени осталось у него, чтобы закончить работу. Но это можно было определить днём, а как же ночью? Человек заметил, что ночью звёзды перемещаются по небосклону. Надо было только выбрать звезду и следить за её движением.
11- Первым прибором, отсчитывающем время, были солнечные часы. На ровной площадке устанавливали столб, и измеряли длину тени, которую он отбрасывал на землю. По длине тени судили о часе суток.
Но солнечные часы показывали время недостаточно точно и только в солнечную погоду. А нужно было знать время в любую погоду и в любое время суток. Вот почему были изобретены водяные, песочные, огненные часы.
- Сейчас существует множество различных часов по механизму действия. (Механические, песочные, электронные, маятниковые).
- А какие существуют часы по месту их применения, размещения? (Настенные, настольные, карманные, наручные)
Работаем в парах: - Определить какое примерно время изображено на картинках.
- Послушайте стихотворение "Часы с боем".
Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.
Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!
- Что же такое сутки?
Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
- Говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния. Точность при определении времени людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь. Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца. Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".
- А как же сейчас мы определяем какое время суток?
- Почему говорят, что в сутках 24 часа, ведь на часах только 12 цифр?
- Началом суток является полночь 0 ч. Счёт часов идёт от начала суток и после полудня каждый час имеет двойной порядковый номер 1 час дня - это 13, 2 ч дня - это 14.
Читайте также: