24 часовое исчисление времени суток конспект урока 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Его нельзя вернуть назад,
И нет нигде ему преград.
Его нельзя остановить,
В нем все на свете может жить.
Оно подскажет вам,
Когда случилась радость и беда,
Когда наступит день рождения,
Когда закончится движение.
То вдруг промчится быстротечно.
Диктует людям разных стран,
Когда включить телеэкран.
И даже в диком племени знают все о. (Времени)

(Приложение. Слайд 1)
– Давайте немного повторим. Над какой темой мы начали работу на прошлом уроке? Какие единицы измерения вы знаете?

Задание на повторение:

Расположить на доске эти единицы измерения времени в порядке увеличения. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.) (Приложение. Слайд 2)

Запись в тетрадь темы урока.

– О какой единице измерения мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы будем подробно говорить о такой единице измерения времени как сутки, узнаем, как давно появилась такая единица измерения времени, научимся переводить одни единицы времени в другие, а так же будем решать примеры и задачи.

4. Работа над темой урока (Приложение. Слайды 4, 5, 6)

Сын спросил у мамы-утки:
– Мама, кто такие сутки?
И куда они летят?
И вернутся ли назад?
– От побудки до побудки
Пролетают – тают сутки,
Улетают в никуда
Исчезают без следа.
Так сказала мама-утка.
Сын спросил: А их малютки?
– Много ли у них сутят?
– Вместе ли они летят?
– Да, у суток есть малютки
Называют их минутки.
Друг за дружкою подряд
День и ночь они летят.
Сын взволнован не на шутку:
– Мне хоть на одну минутку
Хоть глазочком бы взглянуть!
– Что ж, внимательнее будь.
Только что.
– Как, неужели?
– Две минутки пролетели.
– Где? Когда?
– Да вот с тех пор,
Как ведем мы разговор.

– Какое это стихотворение? (Это шуточное стихотворение.)
– А теперь давайте разберемся, что такое сутки на самом деле.

Сутки – промежуток времени, когда земля делает поворот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира. Сутки длятся 24 часа.(Приложение. Слайд 7)

– С помощью чего можно определять время?

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

– Много прошло времени, пока люди не изобрели настоящие часы, сейчас их великое множеств. Часы бывают: наручные и напольные, электронные и механически. (Приложение. Слайд 8)
– А как называются самые главные часы в нашей стране? Сейчас мы с вами это узнаем и заодно повторим таблицу умножения.

(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)

– Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.

Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На мультимедиа появляется запись: (Приложение. Слайд 9)

63 9 14 36 10 24 40
К У Р А Н Т Ы

– Теперь поработаем с моделями часов. Можно ли определить время сна на этих часах? Прочитаем материал учебника.

5. Повторение

– Что такое сутки?
– Сколько часов в сутках?
– Как удобно вести счет времени в течение суток?

Устно. № 310, 311, 312, 313.Задание про режим дня.

– А вы, ребята, когда ложитесь спать?

Как поел, почисти зубки
Делай так 2 раза в сутки.
К стоматологу идем в год 2 раза на прием,
И тогда улыбки свет сохраним на много лет.
(Улыбнитесь друг другу.)

Выполнения задания на перевод единиц времени № 314
Мальчики – 1, 2
Девочки – 3, 4.

Взаимопроверка с соседом по парте. (Приложение. Слайд 10)

7. Закрепление

Решение задачи №317 (Приложение. Слайд 11)

1. Прочитай задачу.
2. Выполни перевод
3. Вспомни правило.
4. Выполни решение.

Задача.

1 ц = 100 кг
100 – 16 = 84 (кг)

Ответ: на 84 кг масса сушеных яблок меньше массы свежих яблок.

8. Домашнее задание: №316, №315

Самостоятельная работа. № 318, №319

9. Итог урока

Подведем итог нашему уроку.

– Над какой большой темой мы работали на этом уроке? (Делу – время, потехе – час.) (Приложение. Слайд 12)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Какие новые знания вы получили на этом уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Попробуем оценить себя. Кто был на уроке активным, показал свои знания, кому урок понравился, возьмите веселый будильник, кому было трудно – просто будильник.
– Урок окончен. Сделал дело, гуляй смело.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

24-часовое исчесление времени суток

Цель деятельности учителя : с пособствовать ознакомлению с 24-часовым отсчетом времени в сутках, развитию умений переводить единицы времени
и определять время по часам, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок .

Тип урока : о своение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты :

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): ознакомятся с 24-часовым отсчетом времени в сутках; научатся называть единицы времени и определять время по часам, решать задачи с величинами – единицами времени, сравнивать единицы времени, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

м етоды и формы обучения :

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Основные понятия и термины : е диницы времени , с утки

I . Организационный момент

Все внимание на меня!

Капитаном буду я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

II . Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

Устный счёт

- Высота лошади 1 м 6 дм, а верблюда – на 6 дм выше. Выразите высоту верблюда в сантиметрах.

- Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит?

- Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.

- Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?

- Рост слона 3 м 5 дм, а жираф на 8 дм выше. Найдите рост жирафа.

- Самый большой самородок золота весил 50 кг 287 г. Сколько в нем граммов?

- Наибольшее расстояние, на которое может подняться птица,- 8200 м. Сколько это километров?

- Самую большую радугу можно наблюдать 3 часа. Сколько это минут?

- Детёныш кита имеет длину 7 м. Сколько это сантиметров?

- Уссурийский тигр весит 300 кг. Сколько это центнеров?

- Сумму чисел 420 и 300 разделить на 9.

- Число 560 уменьшите на частное чисел 420 и 6.

III .Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- О чём это стихотворение?

- О каких единицах времени говорит автор этого стихотворения? (Час, день, сутки, минутки)

- Что нам автор хотел рассказать об этих единицах времени? (Содержимое времени зависит от людей, тратить его напрасно нельзя)

- Что можно сделать за одну минуту?

А сейчас, не теряя времени мы продолжаем наш урок.

V . Изучение нового материала

- С какими единицами времени мы уже знакомы?

- Сколько месяцев в одном году? Сколько дней в одном месяце? В каком месяце бывает 28 или 29 дней?

- Назовите дни недели. Каким словом можно назвать день и ночь? Сколько минут в одном часе? Сколько секунд в одной минуте?

- Как мы узнаём время? (По часам)

- На сколько равных частей разделён циферблат часов? (На12)

- Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки? (2 оборота)

- Сколько часов в одних сутках? (24 часа)

- Посмотрите, ребята, пожалуйста, на циферблат часов. На нём стоят стрелки от 1 до 12. Поэтому, если идёт первая половина суток, то говорят 3 часа ночи, 6 часов утра, а если идёт вторая половина суток, то уже говорят 3 час дня, 6 часов вечера. Это не совсем удобно, поэтому на радио, телевидении железной дороге используют не двенадцатичасовой , а двадцати четырёх часовой счёт времени в сутках. Давайте об этом прочитаем информацию в учебнике на с. 48.

2. Работа по учебнику (с. 48)

- Самостоятельное чтение объяснения.

- Закрепление материала . Устная работа.

3. Физминутка

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. ( Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, ( Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

VI . Развитие Математических знаний, умений , навыков

1. Преобразование единиц времени

№ 225, с. 48 – устно

- Выразить в указанных единицах времени.

№ 226, с 48 – письменно

2. Решение уравнений (по вариантам с последующей взаимопроверкой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитывать интерес к математике, культуру поведения, учить применять полученные знания на практике.

Личностные УУД: установки на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг другу; контролировать действия партнёра;

Основные понятия: время, сутки, час

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, модели часов, компьютерная презентация.

Единицы времени. 24-часовое исчисление времени 4 кл

Оборудование: карта путешествия, пословицы о времени, иллюстрации, тест.

1. Организация класса:

- Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.

2. Актуализация знаний:

- О чём это стихотворение? Что же такое время?

- Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. И сегодня мы будем путешествовать по реке времени.

- Наше путешествие начинается со "Старта".

http://festival.1september.ru/articles/609797/1.jpg

- А где же мы должны закончить путешествие? ("Финиш")

- Было ли с вами такое, прошёл час, другой, третий, а вам показалось, что прошло совсем мало времени. Когда так бывает? (Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом.)

- Недаром говорят: "Счастливые часов не наблюдают".

А случается и так, что время ползёт очень медленно. Было такое? (Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется.)

- Пословица гласит "Скучен день до вечера, если делать нечего".

- Немало существует пословиц и поговорок о времени "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь".

- Почему так говорят? (Жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.)

- Измерить длину просто. С помощью чего мы сможем измерить?

Просто измерить и массу? Как можно измерить массу?

- Время же нельзя было измерить ни линейкой, ни шагами, ни с помощью гирек. Нужно было искать мерку для времени. Древний человек долго наблюдал за явлениями природы, пока не понял, что самой надёжной мерой является движение солнца. Оно всходило, двигалось и уходило за горизонт, не ускоряя, ни замедляя своего "шага". Взглянув на солнце, древний человек определял много или мало времени осталось у него, чтобы закончить работу. Но это можно было определить днём, а как же ночью? Человек заметил, что ночью звёзды перемещаются по небосклону. Надо было только выбрать звезду и следить за её движением.

11- Первым прибором, отсчитывающем время, были солнечные часы. На ровной площадке устанавливали столб, и измеряли длину тени, которую он отбрасывал на землю. По длине тени судили о часе суток.

http://festival.1september.ru/articles/609797/2.jpg

Но солнечные часы показывали время недостаточно точно и только в солнечную погоду. А нужно было знать время в любую погоду и в любое время суток. Вот почему были изобретены водяные, песочные, огненные часы.

http://festival.1september.ru/articles/609797/3.jpg

- Сейчас существует множество различных часов по механизму действия. (Механические, песочные, электронные, маятниковые).

http://festival.1september.ru/articles/609797/4.jpg

- А какие существуют часы по месту их применения, размещения? (Настенные, настольные, карманные, наручные)

http://festival.1september.ru/articles/609797/5.jpg

Работаем в парах: - Определить какое примерно время изображено на картинках.

http://festival.1september.ru/articles/609797/6.jpg

- Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.
Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!

Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

- Что же такое сутки?

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

- Говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния. Точность при определении времени людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь. Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца. Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

- А как же сейчас мы определяем какое время суток?

- Почему говорят, что в сутках 24 часа, ведь на часах только 12 цифр?

- Началом суток является полночь 0 ч. Счёт часов идёт от начала суток и после полудня каждый час имеет двойной порядковый номер 1 час дня - это 13, 2 ч дня - это 14.

Читайте также: