Повторяем состав слова 3 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия № 2 им.Л Рябики Республика Крым
Описание материала: предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему "Состав слова"
Этот урок будет полезен учителям начальной школы,родителям.
Материал даёт представление о составе слова,знакомит с понятием"Морфема"

Тема урока:состав слова
Цель: дать представление о структуре слова,их взаимосвязью и значением в словообразовании.

Задачи:
образовательные:раскрыть значение понятия "состав слова" "морфемы"
развивающие:развивать логическое мышление,словарный запас,воображение
воспитательные:внимание,любознательность,чувство позитивной самооценки

Тип урока:изучение нового

Формы работы:фронтальная,индивидуальная

Методы обучения:словесно-наглядный,иллюстративный

1)Беседа по содержанию урока
Сегодня на уроке мы поговорим о том из чего строятся слова? Задумайтесь над этими словами.Мы поговорим о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Всё на свете состоит из чего-то:
лес из деревьев




Из чего же строятся слова?
Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек,ракушек и зелёных лягушек. Вот из этого сделаны мальчики. Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет, и пирожных, и сластей всевозможных.Вот из этого сделаны девочки. (С. Маршак)[/quote]

А слова сделаны из своего "строительного материала"
"Строительные блоки" для слов называются морфемами.

2)Самый главный "строительный блок"-корень,который несёт основной смысл,значение слова. Если слова похожи по значению и по внешнему виду,тогда они называются родственными.
Корень условно обозначается знаком.



3)Работа в тетради
Запишем корень цвет.Пригласим в гости всех родственников корня.
Записи:цветок,цветик,цветение,расцветка,цветник,цветочница,цветоводство,цветущий,зацветает,цветной,многоцветный,цветоразличие
Укажите корень.
4)Игра на внимание "третий лишний".
В каждой тройке слов одно не родственное:
лес,лестница,лесничий;
честный,чесночный,чеснок
смешной,смешать,смешить
водитель,водичка,водяной
Почему одно слово лишнее?
5)Второй "строительный блок"-окончание.
Окончание условно обозначается.



Оно сообщает нам,сколько предметов один или много:кошка-кошки
В каком роде стоит слово-в мужском,женском,среднем:синий,синяя,синее
Вывод:изменяемая часть слова.
6)Третий "строительный блок"-приставки-труженицы,которые приставляются к корню.
Каждая приставка несёт смысл,образует новое значение слова.Условно она обозначается.


7)Игра"эрудит".
Я буду показывать только приставки,а вы догадайтесь,что надо делать?
Представьте,что вы сидите перед телевизором,который не работает-Я скажу В-(показываю приставку)
-Что сделаете? (дети отвечают-включить)
-Я скажу пере-(дети отвечают-переключить)
-Я скажу вы-(дети отвечают-выключить)
Вывод:приставка служит для образования новых слов.
7)Четвёртый "строительный блок"-суффикс.
Условно обозначается.



Суффикс из большого делает маленькое:гриб-грибок, кот-котик, лист-листок
Выражает отношение к предмету,признак предмета:
морковь-морковный,кошка-кошечка,сад-садик,садовый
Вывод: Суффиксы образуют новые смысловые значения слов.
Итог урока: мы познакомились со структурой слова-составом слова.В русском языке принято называть каждую часть слова-морфема.Они взаимосвязаны между собой,служат для образования новых слов,изменяют значение слова.
Назовите морфемы.Как они называются?
Как условно принято обозначать каждую часть слова?
Повторить по таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить находить в словах их основы;

развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Прилож 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал.
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.


– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3


Члены предложения –


Части слова –

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5


Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

Корень – это общая часть родственных слов (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6


– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова. (проверка выполнения задания)

Домов, домик.

Города, городские, пригород, загородный. (Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч. городской загородный – 4 слога пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов? (Возможные ответы детей)

Выделить корень во всех словах.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполнение задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание. (Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:


СЛАЙД 9

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова.





– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)


– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
Е – корень
У – основа

Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

Окончание – это СЛАЙД 15
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

Суффикс служит СЛАЙД 16
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

Приставка стоит СЛАЙД 17
Х – после корня
К – перед корнем

Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

вы сегодня поняли тему урока;

активно работали на уроке;

вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

- развивать личностные качества обучающихся, учить терпению, взаимопомощи, уважению друг к другу, формировать положительный настрой на учебу.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование: учебник, тетрадь для работ по русскому языку, дидактический раздаточный материал.

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Планете Знаний . Путешествовать будем на трамвайчике “Состав слова” по станциям, которые сейчас вспомним. (Дети вспоминают части слова). Но сначала повторим правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, смеяться, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш трамвайчик отправляется и быстро набирает ход. А чтобы в дороге не было скучно, каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первой остановки.

Дети под музыку песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…” рассаживаются по группам.

Каждая группа получает задание на карточке.

1 группа. Вспомнить, что такое корень слова, однокоренные слова, подобрать однокоренные слова с корнем ход.

2 группа. Вспомнить, что такое окончание слова, для чего оно служит, образовать новые формы слова ход.

3 группа. Вспомнить, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные приставки.

4 группа. Вспомнить, что такое суффикс, для чего он служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные суффиксы.

2. Станция 1. Корень.

- Первая остановка. Она называется Корень.

Ребята 1 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение корня, однокоренные слова: ходить, ходовой, выход, ходули и др.)

– Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

3. Станция 2. Окончание.

Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение окончания, формы слова: ход, хода, ходу, ходом, о ходе)

– Вы все задания выполнили правильно. Едем дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

4. Станция 3. Приставка.

Ребята 3 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение приставки, новые слова: заход, переход, выход, поход, сход, обход , подход, приход.)
– Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

5. Станция 4. Суффикс.

Ребята 4 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение суффикса, новые слова: ходики, ходоки, выясняется значение этих слов).

– Вы все задания выполнили правильно. Едем дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”) В дороге немного отдохнем.

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку возвращаемся в класс.

7. Самостоятельная работа. (Задание на листочках)

1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

- стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему урока и задачи;

- планировать, прогнозировать предстоящую работу;

- адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- на основе анализа делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать речь других;

- формировать умение осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания;

- оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

- признавать свои ошибки и озвучивать их;

- контролировать и корректировать действия партнёра;

- планировать учебное задание с учителем и одноклассниками.

- закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова;

- совершенствовать умение выполнять разбор слов по составу.

Оборудование к уроку:

Интерактивные ресурсы к уроку:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к уроку.

(выслушать мнение 1-2 учащихся)

- Ребята, что значит быть успешным для вас? (высказывают своё мнение)

- Я желаю каждому из вас добиться успеха на уроке, показать свои знания русского языка.

- Откройте тетради, запишите дату.

У УС УСП УСПЕ УСПЕХ

- Справа на этой же строчке запишите однокоренное прилагательное (УСПЕШНЫЙ, УСПЕШНАЯ), устно подберите к нему подходящее имя существительное

- Сейчас мы проверим, насколько успешно вы можете применять орфографические правила.

Один ученик работает с интерактивным тренажером (ссылка дана в презентации, слайд 3), а остальные ребята работают по индивидуальным карточкам (Приложение 1).

Проверка и оценивание работы: (проверка с помощью интерактива, выполненного одним из учащихся за компьютером).

- Рассмотрите записи (на доске даны схемы слов):

image-20200919222731-1.jpg

- Что можете рассказать , с чем не согласны? (дети исправляют ошибки)

- Как думаете, над чем сегодня мы будем работать? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Предположите, какими могут быть цели нашего урока?

(Дети определяют тему и цель. Учитель корректирует при необходимости).

б) – Знаете ли вы, ребята, как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?

- Проверим свои догадки, прочитаем определение в учебнике (справка из лингвистического словаря)

- Почему эта наука важна для человека? (Мы узнаём и понимаем, как построено слово, правильно его пишем, точнее представляем его значение, связь с другими словами, и даже, можем проникнуть в его историю).

а) Фронтальная работа

упр. 31 (Цель: подобрать и записать примеры слов по предложенным схемам)

Учащиеся приводят примеры слов, записывают в тетрадь по одному слову-примеру на каждую схему.

В это время один из учащихся работает с интерактивным ресурсом «Слово быстро

б) Запись текста под диктовку с последующей взаимопроверкой по предложенному образцу (проверка – слайд 5)

Морские 2 звёзды 2 – красивые животные. Они живут 2 в солёных 2 морях и на дне океанов. Спины звёзд ярких цветов 2 .

- Назовите ключевые слова урока.

- Проверьте друг друга, ответьте на мои вопросы (отвечают друг другу , в парах):

- Как называется раздел языкознания, изучающий законы образования слов и состав слова?

- В каком порядке разбирают слово по составу?

- Какой цифрой обозначают слова, требующие разбора по составу?

- Что вам удалось больше всего, за что себя можете похвалить?

- Кто с уверенностью может сказать, что был успешным на уроке? Благодаря чему

вам удалось достичь успеха?

Работа по индивидуальным карточкам (Приложение 3), по желанию - игра по ссылке

Список использованных источников:

Читайте также: