Закон республики казахстан о медиации от 28 января 2011 года конспект

Обновлено: 07.07.2024

характеристика.
Список использованных источников:

3. Касабулатова С. Альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства - медиация // Правовая реформа в Казахстане. - 2007. - N 3. - С.129 – 130
Под альтернативными формами разрешения правовых споров (АРС) или конфликтов (АРК) понимаются приемы и способы разрешения споров вне системы государственного правосудия.

В самом сочетании слов "Система Альтернативного Разрешения Споров" (АРС) заложен смысл того, что существует целый комплекс механизмов разрешения противоречий, который во многих случаях может заменить собой, ввиду своей высокой эффективности и гибкости, традиционные методики урегулирования конфликтных ситуаций.

Система АРС использует все лучшее, что создало человечество для преодоления различных противоречий, споров и конфликтов, зачастую ведущих к затяжной и бессмысленной конфронтации, потере репутации, непредсказуемым последствиям, а также затратам ресурсов, которые можно использовать более эффективно. Во многих ситуациях альтернативные формы разрешения споров имеют преимущество перед судебным процессом, поскольку экономят время и деньги, сохраняют хорошие отношения и способствуют более быстрому разрешению споров.

К основным формам альтернативного разрешения гражданско-правовых споров можно отнести:

· Посредничество (медиация) – способ урегулирования спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Посредник не обладает полномочиями для принятия решения.

· Примирение – способ урегулирования спора, когда третье лицо наделено правами самостоятельно разрабатывать и рекомендовать условия урегулирования спора между сторонами, не обязательными принимать, но должными добросовестно рассмотреть взаимные предложения и предложения посредника.

· Переговоры – урегулирование спора непосредственно сторонами. Обычно переговоры заканчиваются соглашением о последующих действиях сторон. При этом стороны стараются найти выход из конфликта путем сотрудничества и взаимных компромиссов самостоятельно, без посредника.

· Предварительная оценка нейтральной стороны – способ разрешения спора, когда стороны обращаются к нейтральной стороне за устной или письменной оценкой положения дела. Оценка нейтрального лица обычно не имеет обязательной силы.

· Независимое экспертное заключение – это форма разрешения спора с участием третьего независимого лица (эксперта), обладающего специальными познаниями в области предмета спора. Эксперт в результате изучения материалов дела дает заключение, которое по соглашению сторон является обязательным для выполнения.

· Мини-суд – способ урегулирования спора, в котором принимают обязательное участие руководители предприятия, их юристы и, в случае необходимости, третье независимое лицо, возглавляющее слушание дела. До начала суда, который происходит в форме заслушивания дела и переговоров, стороны обязательно обмениваются информацией, что позволяет уточнить обоюдные интересы сторон. Дело заслушивает не судья, а представители сторон, обладающие всеми полномочиями для урегулирования спора. Председательствовать на процессе могут представители сторон либо нейтральный юрисконсульт, который может регулировать ведение переговоров и обмен информацией. После изложения дела представители сторон переходят к стадии переговоров с участием нейтрального юрисконсульта или без него. Если в деле участвует нейтральный юрисконсульт, то он может выступать в роли посредника или как консультант, который дает свое заключение по разрешению спора, которое стороны могут принять во внимание при достижении компромисса.

· Арбитражное (третейское) разбирательство с необязательным решением по процессу совпадает с предыдущей формой. Однако решение в данном случае носит консультативный характер. Стороны могут договориться заранее об использовании рекомендательного решения в последующем разрешении спора.

· Арбитражное (третейское) разбирательство с окончательным предложением– это одна из разновидностей арбитража с обязательным решением. По этой процедуре внесудебного разрешения споров, спорящие стороны должны представить арбитру свои наилучшие, самые миролюбивые предложения по урегулированию спора. В отличие от обычного арбитража, третья сторона может выбрать либо одно последнее предложение, либо другое. Процедура арбитража на основе последнего предложения предназначена для того, чтобы создать для спорящих сторон рискованную ситуацию, чтобы они предпочли уладить свои проблемы сами, без вмешательства третьих сторон.

Данный вид арбитража приводит к более значительным уступкам в переговорах и к более выраженным установкам на достижение результата.

· Посредничество - арбитраж (третейский суд) – этот способ представляет собой урегулирование спора с помощью посредника-судьи, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке третейского разбирательства. При данной процедуре стороны договариваются использовать в качестве посредника и судьи одно и тоже лицо. Те вопросы, которые не будут урегулированы при посредничестве, будут решены в третейском суде. Возможно, также привлечение двух лиц к рассмотрению спора. Одно действует в качестве посредника, другое – как третейский судья. При этом конфиденциальная информация сообщается только посреднику, чтобы у третейского судьи не сформировалось предвзятое отношение к какой-либо стороне спора.

· Претензионный порядок урегулирования споров – это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.
Существует спорная точка зрения об отнесении претензионного порядка урегулирования конфликтов к альтернативным формам разрешения споров. Ряд авторов считает, что такая форма является самостоятельной формой альтернативного разрешения споров. Свою точку зрения сторонники этой позиции обосновывают тем, что так сложилась российская правовая традиция, в соответствии с которой арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором.

Существует также точка зрения, что претензионный порядок относится к примирительной досудебной процедуре, иногда обязательной, иногда нет (например, при спорах, вытекающих из отношений перевозки, почтовой связи соблюдение претензионного порядка обязательно). Однако поскольку примирение, как процедура, предполагает участие третьего нейтрального лица, следует внести корректировку в определение их позиции и отнести претензионный порядок к переговорной досудебной процедуре, целью которой является примирение сторон.

Во всех вышеперечисленных альтернативных формах разрешения споров, за исключением прямых переговоров и претензионного порядка, к работе с конфликтом привлекается третья независимая сторона либо по желанию участников (или одной из сторон), либо в силу существующего общественного порядка.

Независимая третья сторона – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.

Многие выполняемые третьими сторонами роли можно охарактеризовать на основе их формального понимания спорящими сторонами или на основе юридических аспектов и процедур.

Некоторые третьи стороны выполняют роли:

- посредников (медиаторов) - кто помогает главным действующим лицам достичь добровольного соглашения;

- арбитров - кто наделен полномочиями давать обязывающие рекомендации по улаживанию споров;

- омбудсменов - кому поручено рассмотрение споров частных лиц и учреждений.

Эффективность таких формальных ролей третьих сторон определяется их законностью, то есть правом заниматься улаживанием конфликтов.

Разрешение споров с участием третьей стороны не является универсальным средством для улаживания конфликтов. Однако привлечение третьей стороны к разрешению спора в большинстве случаев может быть чрезвычайно полезным и важным в уменьшении и преодолении разногласий. В наше время, когда мы продолжаем жить в обстановке множества конфликтов между индивидами, группами, нациями, а наши технологические возможности намного превосходят наши коллективные социальные навыки, стало более важно находить альтернативы эскалации деструктивных конфликтов между соперничающими сторонами. Привлечение независимой стороны является ярким примером таких альтернатив.

Альтернативные способы разрешения споров нельзя считать фиксированным набором приемов, средств и методик. Скорее это набор процедур, которые меняются, развиваются и корректируются в соответствии с потребностями спорящих сторон.

Применение альтернативных форм разрешения споров требует зачастую не только юридических знаний, но и использования иных подходов и умений. Например, при проведении переговоров или осуществлении медиации будут необходимы знания по психологии, конфликтологии, социологии.
Применение альтернативных форм разрешения споров во всех случаях сокращает срок рассмотрения дела и позволяет разгрузить судебную систему. Условно, как мы видим, применяемые примирительные процедуры можно разделить на две группы: досудебные и судебные. Досудебные – это примирительные процедуры урегулирования спора в суде, но до начала судебного разбирательства. Они могут быть обязательными и добровольными. Формы урегулирования разногласий до начала судебного разбирательства могут быть различны: с участием только представителей сторон, с участием арбитра, назначенного судом из заранее составленного списка и др. Судебные – примирительные процедуры, примеряемые после начала производства по делу.

3.зачастую добровольное разрешение решений;

4.возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор;

5.невысокие материальные расходы;

6.большая вероятность сохранения дружеских и партнерских отношений;

7.отсутствие жестких процессуальных форм.

Классификации видов АРС.

Наиболее традиционным является деление альтернативных форм разрешения правовых конфликтов на:

К основным альтернативным формам относятся:

3. третейский суд

Кроме того, компоненты основных видов, смешиваясь друг с другом, образуют совершенно новые комбинированные формы. Например, такие как:

1.посредничество — третейский суд;

3.независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела (

Сточки зрения их деления на две основные категории по основанию принадлежности к той или иной сфере правового регулирования:

Отличие процедуры медиации от

судебного разбирательства.
Список использованных источников:

3. Касабулатова С. Альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства - медиация // Правовая реформа в Казахстане. - 2007. - N 3. - С.129 – 130
Медиация –форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны –медиатора (посредника).

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умение медиатора.

Области применения медиации:

-меж- и внутрикорпоративные споры

-споры в банковской и страховой сфере

-сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон

-конфликты на работе

-споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью

-медиация в образовании

-межкультурные конфликты, и многое другое.

Преимущества медиации:

-медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора

-при ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально

-медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений

-в плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора

-при этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс

-медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности

-при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Перед тем, как обратиться в суд, спорящие стороны обращаются сначала к медиатору, который помогает им договориться и прийти к общему мнению, о чем составляется медиативное соглашение имеющее, с момента подписания, юридическую силу. Благодаря деятельности медиатора надобность разрешения спора в судебном порядке отпадает.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения медиации

1. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных, административных правоотношений и иных общественных отношений с участием физических и (или) юридических лиц, административных органов, должностных лиц, а также рассматриваемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в ходе уголовного судопроизводства по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях в случаях, предусмотренных частью второй статьи 68 Уголовного кодекса Республики Казахстан, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.

2. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, и иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

3. Процедура медиации к спорам (конфликтам) с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган, применяется в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

4. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.2021 №84-VIІ ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации;

2) медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной основе или общественных началах в соответствии с требованиями настоящего Закона;

3) ассоциация (союз) медиаторов - организация, создаваемая в целях координации деятельности организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;

3-1) участники медиации - медиатор и стороны медиации, лица, которые по договоренности сторон медиации привлечены к процедуре медиации, в том числе представители, переводчики, эксперты, специалисты и другие лица;

4) организации медиаторов - некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

5) медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;

5-1) приглашение к процедуре медиации - деятельность медиатора и (или) одной из сторон спора (конфликта) до подписания договора о медиации по приглашению другой стороны к процедуре медиации;

5-2) уполномоченный орган в сфере медиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере медиации;

6) стороны медиации - физические и юридические лица или группы лиц, административные органы, должностные лица, участвующие в процедуре медиации;

7) договор о медиации - письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации.

8) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.2021 №84-VIІ ЗРК

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.2021 №84-VIІ ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цели медиации

Целями медиации являются:

1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего стороны медиации;

Что такое медиативные услуги и почему они могут быть интересны вам?

Медиация — это альтернативный способ разрешения конфликта/спора (без судебных разбирательств) при помощи специально приглашенного посредника (медиатора), который занимает нейтральную позицию в данном вопросе и не заинтересован в конкретном результате в чью-то пользу, но принимает активное участие в нахождении компромиссного предложения, которое устроит всех участников.

Медиация является отличным инструментом для разрешения коммерческих (бизнес) споров, как межкорпоративных, так и внутрикорпоративных.

Добровольность. Каждая сторона участвует в медиации добровольно и в любой момент может отказаться от процедуры.

Конфиденциальность. Процедура медиации абсолютно конфиденциальная, сведения, ставшие известными медиатору и сторонам в ходе медиации не могут быть разглашены. Именно поэтому медиатор не может выступать свидетелем в суде в случае, если какая-то из сторон обратится в суд.

Равноправие сторон. В медиации стороны имеют равные права и обязанности.

Независимость и беспристрастность медиатора. Медиатор абсолютно беспристрастен и заинтересован лишь в разрешении спора таким образом, чтобы результат устраивал обе стороны, и ни в коем случае в получении выгоды лишь одной из сторон.

Недопустимость вмешательства в процедуру медиации. В процедуру медиации не имеют права вмешиваться государственные органы или иные третьи лица. В медиации могут участвовать и принимать решения только стороны конфликта, и иные лица с разрешения сторон.

Почему медиация лучше, чем суд?

Медиация Суд
Простота в обращенииДостаточно позвонить медиатору и сказать, что вы хотите прибегнуть к процедуре медиацииПодготовить доказательную базу. Собрать и приложить все подтверждающие документы. Написать исковое заявление. Поехать в канцелярию суда для подачи заявления или подать через судебный кабинет.
Выбор медиатора/ судьиМожно выбрать любого подходящего вам медиатора, а также сменить его в ходе процедуры.Судью выбрать нельзя, т.к. обращение возможно только в конкретный суд по подсудности дела, при этом судья будет назначен судом.
РасходыУслуги медиатора оплачиваются по часам, количество, которых зависит лишь от того, как быстро стороны придут к соглашению.До обращения в суд необходимо оплатить госпошлину (по искам имущественного характера 1% для ф/л, 3% от суммы иска для ю/л). Оплатить расходы юриста или адвоката. После вынесения решения, оплатить расходы судебного исполнителя.
СрокиМаксимальный срок — 30 раб. дней (в особенно сложных ситуациях может быть продлен до 60 раб. дней). Но, как правило, споры решаются в пределах недели. Прохождение только первой инстанции занимает порядка 3-5 месяцев. Всех трех инстанций до года.
Принятие решенийРешения принимают сами стороны. Поле действия не ограничено исковыми требованиями.Решение принимает судья в рамках исковых требований. И это не всегда то, решение на которое вы рассчитываете.
ИсполнениеМедиативное соглашение исполняется сторонами добровольно, т.к. о порядке исполнения договариваются они сами, тем самым создавая для себя наиболее приемлемые условия. В случае неисполнения медиативного соглашения, сторона может обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о неисполнении соглашения. Такой приказ будет вынесен в течение 3 дней без рассмотрения дела и будет иметь силу исполнительного листа.Выигравшая сторона отдает исполнительный лист, выданный судом, на исполнение судебному исполнителю, который выставляет аресты на счета, имущество, т.д проигравшей стороны. В итоге, проигравшая сторона не может работать (жить) в нормальном режиме и соответственно исполнять решение суда. Помимо этого возникают дополнительные расходы на оплату услуг судебного исполнителя.
Итог win-win (беспроигрышный исход дела, т.к. учтены интересы каждого)win-loose (всегда есть проигравший, а возможно и оба в проигрыше)

Главная страница конференции Секция 1

Файзуллина Сауле Насипкалиевна

Медиация (посредничество) – это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны. Необходимым условием медиации является добровольное участие сторон.

Документ регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в РК, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

  1. достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
  2. снижение уровня конфликтности сторон.

Принципами проведения медиации являются:

  • добровольность;
  • равноправие сторон медиации;
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • недопустимость вмешательства в процедуру медиации;
  • конфиденциальность.

Область применения медиации:

  • в семейных спорах;
  • в трудовых спорах;
  • в корпоративных спорах;
  • в коммерческих спорах;
  • в школьных конфликтах;
  • в межкультурных, религиозных спорах;
  • и другие области.

Главная идея школьной медиации

Школьная медиация, метод, который использует медиацию в учебно-воспитательном процессе. Школьная медиация помогает всем участникам образовательного процесса (ученики, учителя, родители) в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия.

Зачем нужна медиация школе?

Главная идея медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем.

Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Читайте также: