Пословицы поговорки фразеологизмы возникновение которых связано с детскими забавами конспект
Обновлено: 07.07.2024
Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.
Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, уважение и любовь к русскому языку.
Тип урока: Введение новой темы
Содержание учебного материала
Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала.
Прозвенел уже звонок
Будем мы сейчас трудиться
Новым знаниям учиться.
-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Повторим хором девиз нашего урока.
-Как называется это предложение.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)
( Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям. )
- Какова будет тема нашего урока?
-Какую цель поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы.
3. Актуализация знаний.
-Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я предлагаю вам сегодня прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
-Прочитайте пословицы на слайде. Найдите в них ошибки и исправьте их.
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Гимнастика для рук
А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учеба и труд к победам ведут._______________________
-Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.
Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук , знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, что … .
- Цыплят по осени считают.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
- Запишите эту пословицу в тетрадь.
- Пословицы и поговорки широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, помогают оценить свои поступки и действия других людей.
Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону.
Чтобы из ручья напиться, ни одного не поймаешь.
Кто веселится весной, надо к земле наклониться.
За двумя зайцами погонишься, тот плачет зимой.
-А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?
-Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.
-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте.
Нет в мире краше Родины нашей.
На что и клад, когда в семье лад.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Кончил дело — гуляй смело.
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Человек без друзей — что дерево без корней.
- Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз. Найдите в нём фразеологизм.
Трудился не покладая рук.
- А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.
Играть в бирюльки:
А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.
Зарубить на носу:
А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.
А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.
Работать спустя рукава:
А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.
А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.
-Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу:
-А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами.
Вешать лапшу на уши . В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона . Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает .
- Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки :
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
-Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм?
5.Первичная проверка понимания.
Выбери правильный ответ:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Б) После драки кулаками не машут.
В) Висит груша, нельзя скушать.
2. Что содержит в себе пословица?
В) народную мудрость.
А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.
В) Разные люди друг друга не понимают.
4. Что такое фразеологизм?
А) Красочное определение;
Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;
В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.
А) Работать горячо, со старанием;
Б) Помыть голову;
В) Сильно отругать.
Проверьте и оцените себя.
6. Задание на дом
- Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь.
1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
( Тише едешь, дальше будешь).
2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?
Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?
– Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки?
Закончите фразы:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.
Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)
Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
2.Актуализация знаний.
Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.
Проверка по эталону.
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание
Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.
Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).
Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.
Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, … .
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?
Без мук труда не будет и радости (казахская)
Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)
Без труда и зайца не поймаешь (татарская)
4. Работа по теме урока
Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.
Чтобы из ручья напиться,
ни одного не поймаешь
Кто веселится весной,
надо к земле наклониться
За двумя зайцами погонишься,
тот плачет зимой
А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?
Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.
Играть в бирюльки:
А ) заниматься пустяками, ерундой ; б) искусно выполнять самую трудную работу.
Зарубить на носу:
А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко .
А) устроить крупную неприятность ; б) пожелать удачи.
Работать спустя рукава:
А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу .
А) совсем рядом; б) где-то очень далеко .
Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.
Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.
Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.
Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.
Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки :
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
Что означает данный фразеологизм?
5. Закрепление. Самостоятельная работа.
Выбери правильный ответ:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Б) После драки кулаками не машут.
В) Висит груша, нельзя скушать.
2. Что содержит в себе пословица?
В) народную мудрость.
А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.
В) Разные люди друг друга не понимают.
4. Что такое фразеологизм?
А) Красочное определение;
Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;
В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.
Цель: учить употреблять и находить в речи пословицы и фразеологизмы; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.
Задачи урока:
образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
развивающая: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: формировать умения употреблять пословицы и фразеологизмы в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные: формировать умения взаимодействовать с членами группы, ум договариваться, находить общее решение;
Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Класс разделён на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.
1группа: беде, в, друг, познается.
2 группа: считают, осени, по, цыплят.
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Значит, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
IV. Работа над темой урока.
Работа по учебнику.
1) Упр. 1, стр. 87
- Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?
2) Чтение правила на с.87
Пословицы – краткие поучительные изречения. Многие пословицы появились в глубокой древности. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям.
V.Физкультминутка
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Упр. 2, стр. 88
- Составьте из частей пословицы.
- Объясните, как вы понимаете их смысл.
- Запишите любые две пословицы.
Верста – старинная мера длины. Одна верста чуть больше одного километра.
Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру.
Сажень - старинная русская мера длины, чуть больше двух метров.
3) Упр. 4, стр. 89
Работа в группах.
- Отгадайте пословицы по двум словам.
- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
- Сравните результаты работы вашей группы с результатами других групп.
- У всех ли получились одинаковые пословицы?
4) Слово учителя.
- Пословицы есть у всех народов мира. Часто пословицы содержат одинаковые мудрые мысли, имеют похожие значения. Но выражаются эти мысли по-разному.
- Сравните, как мысль о том, что дружба – это большая ценность, выражена в русской и английской пословицах:
Дружба да братство дороже всякого богатства (русская).
Беден тот, у кого друзей нет (английская).
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя сегодня похвалили?
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Автор: Дмитрий Сироткин
Подготовил подборку фразеологизмов, связанных с детьми .
Нашлось порядка 30 фразеологизмов.
Они сгруппированы по темам: маленькие, детские проявления, сказки, младенец, неопытность, наказание, взрослый мальчик, удачливость, несамостоятельность, игры.
Фразеологизмы про маленьких
- Мал мала меньше (один ребёнок меньше другого (о нескольких малолетних детях в семье))
- Под стол пешком ходить (о малолетнем ребёнке)
- Метр с кепкой (о низкорослом человеке)
- Мальчик-с-пальчик (1. персонаж народных сказок — крошечный мальчик, действующий весьма умно и с большой находчивостью; 2. о человеке невысокого роста или о малолетнем)
- От горшка два вершка (очень маленький)
Фразеологизмы про детские проявления
- Детская шалость (о небольшой провинности; о невинной проделке кого-либо)
- Детский лепет (наивные, поверхностные примитивные суждения, мысли)
- Телячьи нежности (чрезмерное или неуместное выражение нежных чувств)
- Совсем ещё дети (крайне наивны, легкомысленны (обычно о молодых людях))
Фразеологизмы про сказки
- Рассказывать сказки (говорить неправду, небылицы; выдумывать)
- Бабушкины сказки (вымысел, выдумки, небылицы)
- Сказка про белого бычка (надоедливое повторение одного и того же, возвращение к одному и тому же)
- Дед мороз (1. сказочный персонаж, олицетворяющий крепкий мороз, стужу; 2. ведущий ряженый на новогоднем празднике)
Фразеологизмы про младенца
- Аист принес (мать родила (ребенка))
- Вместе с водой выплёскивать и ребёнка (необдуманно, неосторожно выбрасывать, отвергать необходимое, ценное вместе с ненужным)
- Истина глаголет устами младенца (то, что непосредственно, без утайки, бесхитростно высказывают дети)
Фразеологизмы про неопытность
- Молоко на губах не обсохло (кто-либо совсем ещё молод и неопытен для какого-либо серьёзного дела, поступка, решения)
- Нос не дорос (кто-либо ещё молод и неопытен, чтобы делать что-либо)
- Водить на помочах (неотступно опекать, лишая свободы действий)
Фразеологизмы про наказание
- Драть как Сидорову козу (жестоко, беспощадно (бить))
- Дать берёзовой каши (выпороть, наказать розгами)
- Всыпать по первое число (жестоко наказать, отругать кого-либо)
Фразеологизмы про взрослого мальчика
- Хорош мальчик! (выражение неодобрительной оценки взрослого человека; осуждения, порицания)
- Мальчик на побегушках (1. о человеке, выполняющем мелкие и несложные поручения, не требующие особой квалификации; 2. о чрезмерно услужливом человеке)
Фразеологизмы про удачливость
- Родиться в сорочке (быть во всём удачливым, счастливым)
- Родиться под счастливой звездой (быть счастливым, удачливым во всех делах, начинаниях)
Фразеологизмы про несамостоятельность
- Держаться за мамкину юбку (не проявлять самостоятельности, во всём подчиняться матери)
- Маменькин сынок (избалованный, изнеженный мальчик или молодой человек)
Фразеологизмы про игры
- Играть в бирюльки (заниматься чем-либо ничего не значащим, попусту тратить время)
- Играть в прятки (стараться в разговоре утаить, скрыть что-либо)
Прочие детские фразеологизмы
- Дядя, достань воробышка (о чрезмерно высоком человеке)
- Детишкам на молочишко (очень немного, незначительную сумму денег (получать, зарабатывать))
- Дитя природы (человек естественный, непосредственный)
Как видим, большинство детских фразеологизмов перенесли свои значения на мир взрослых , тем самым расширив их.
Далее вы можете ознакомиться с другими подборками:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Читайте также: