Пословицы поговорки фразеологизмы возникновение которых связано с детскими забавами конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.

Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, уважение и любовь к русскому языку.

Тип урока: Введение новой темы

Содержание учебного материала

Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Прозвенел уже звонок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Повторим хором девиз нашего урока.

-Как называется это предложение.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

( Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям. )

- Какова будет тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы.

3. Актуализация знаний.

-Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я предлагаю вам сегодня прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

-Прочитайте пословицы на слайде. Найдите в них ошибки и исправьте их.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Гимнастика для рук

А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учеба и труд к победам ведут._______________________

-Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук , знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, что … .

  • Цыплят по осени считают.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.

- Запишите эту пословицу в тетрадь.

- Пословицы и поговорки широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, помогают оценить свои поступки и действия других людей.

Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону.

Чтобы из ручья напиться, ни одного не поймаешь.

Кто веселится весной, надо к земле наклониться.

За двумя зайцами погонишься, тот плачет зимой.

-А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

-Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.

-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте.

Нет в мире краше Родины нашей.

На что и клад, когда в семье лад.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Кончил дело — гуляй смело.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Семьей дорожить — счастливым быть.
Человек без друзей — что дерево без корней.

- Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз. Найдите в нём фразеологизм.

Трудился не покладая рук.

- А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.

А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

-Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу:

-А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами.

Вешать лапшу на уши . В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона . Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает .

- Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки :

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

-Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм?

5.Первичная проверка понимания.

Выбери правильный ответ:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

В) народную мудрость.

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

А) Работать горячо, со старанием;

Б) Помыть голову;

В) Сильно отругать.

Проверьте и оцените себя.

6. Задание на дом

- Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь.

1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

( Тише едешь, дальше будешь).

2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?

– Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1146/00089cc5-fb1524dd/img9.jpg

Закончите фразы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

2.Актуализация знаний.

Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.

Проверка по эталону.

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание

Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.

Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, … .

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?

Без мук труда не будет и радости (казахская)

Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)

Без труда и зайца не поймаешь (татарская)

4. Работа по теме урока

Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.

Чтобы из ручья напиться,

ни одного не поймаешь

Кто веселится весной,

надо к земле наклониться

За двумя зайцами погонишься,

тот плачет зимой

А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А ) заниматься пустяками, ерундой ; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко .

А) устроить крупную неприятность ; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу .

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко .

Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.

Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.

hello_html_48151de3.jpg

Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.

Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки :

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

Что означает данный фразеологизм?

5. Закрепление. Самостоятельная работа.

Выбери правильный ответ:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

В) народную мудрость.

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить употреблять и находить в речи пословицы и фразеологизмы; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.

Задачи урока:

образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

развивающая: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: формировать умения употреблять пословицы и фразеологизмы в обычной речи в нужном контексте;

Коммуникативные: формировать умения взаимодействовать с членами группы, ум договариваться, находить общее решение;

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.

Класс разделён на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.

1группа: беде, в, друг, познается.

2 группа: считают, осени, по, цыплят.

- Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Значит, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа над темой урока.

Работа по учебнику.

1) Упр. 1, стр. 87

- Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?

2) Чтение правила на с.87

Пословицы – краткие поучительные изречения. Многие пословицы появились в глубокой древности. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям.

V.Физкультминутка

VI. Продолжение работы над темой урока.

1) Упр. 2, стр. 88

- Составьте из частей пословицы.

- Объясните, как вы понимаете их смысл.

- Запишите любые две пословицы.

Верста – старинная мера длины. Одна верста чуть больше одного километра.

Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру.

Сажень - старинная русская мера длины, чуть больше двух метров.

3) Упр. 4, стр. 89

Работа в группах.

- Отгадайте пословицы по двум словам.

- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

- Сравните результаты работы вашей группы с результатами других групп.

- У всех ли получились одинаковые пословицы?

4) Слово учителя.

- Пословицы есть у всех народов мира. Часто пословицы содержат одинаковые мудрые мысли, имеют похожие значения. Но выражаются эти мысли по-разному.

- Сравните, как мысль о том, что дружба – это большая ценность, выражена в русской и английской пословицах:

Дружба да братство дороже всякого богатства (русская).

Беден тот, у кого друзей нет (английская).

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя сегодня похвалили?

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Детские фразеологизмы (М. Кассат, Мать кормит ребенка)

Автор: Дмитрий Сироткин

Подготовил подборку фразеологизмов, связанных с детьми .

Нашлось порядка 30 фразеологизмов.

Они сгруппированы по темам: маленькие, детские проявления, сказки, младенец, неопытность, наказание, взрослый мальчик, удачливость, несамостоятельность, игры.

Фразеологизмы про маленьких

  • Мал мала меньше (один ребёнок меньше другого (о нескольких малолетних детях в семье))
  • Под стол пешком ходить (о малолетнем ребёнке)
  • Метр с кепкой (о низкорослом человеке)
  • Мальчик-с-пальчик (1. персонаж народных сказок — крошечный мальчик, действующий весьма умно и с большой находчивостью; 2. о человеке невысокого роста или о малолетнем)
  • От горшка два вершка (очень маленький)

Фразеологизмы про детские проявления

  • Детская шалость (о небольшой провинности; о невинной проделке кого-либо)
  • Детский лепет (наивные, поверхностные примитивные суждения, мысли)
  • Телячьи нежности (чрезмерное или неуместное выражение нежных чувств)
  • Совсем ещё дети (крайне наивны, легкомысленны (обычно о молодых людях))

Фразеологизмы про сказки

  • Рассказывать сказки (говорить неправду, небылицы; выдумывать)
  • Бабушкины сказки (вымысел, выдумки, небылицы)
  • Сказка про белого бычка (надоедливое повторение одного и того же, возвращение к одному и тому же)
  • Дед мороз (1. сказочный персонаж, олицетворяющий крепкий мороз, стужу; 2. ведущий ряженый на новогоднем празднике)

Фразеологизмы про младенца

  • Аист принес (мать родила (ребенка))
  • Вместе с водой выплёскивать и ребёнка (необдуманно, неосторожно выбрасывать, отвергать необходимое, ценное вместе с ненужным)
  • Истина глаголет устами младенца (то, что непосредственно, без утайки, бесхитростно высказывают дети)

Фразеологизмы про неопытность

  • Молоко на губах не обсохло (кто-либо совсем ещё молод и неопытен для какого-либо серьёзного дела, поступка, решения)
  • Нос не дорос (кто-либо ещё молод и неопытен, чтобы делать что-либо)
  • Водить на помочах (неотступно опекать, лишая свободы действий)

Фразеологизмы про наказание

  • Драть как Сидорову козу (жестоко, беспощадно (бить))
  • Дать берёзовой каши (выпороть, наказать розгами)
  • Всыпать по первое число (жестоко наказать, отругать кого-либо)

Фразеологизмы про взрослого мальчика

  • Хорош мальчик! (выражение неодобрительной оценки взрослого человека; осуждения, порицания)
  • Мальчик на побегушках (1. о человеке, выполняющем мелкие и несложные поручения, не требующие особой квалификации; 2. о чрезмерно услужливом человеке)

Фразеологизмы про удачливость

  • Родиться в сорочке (быть во всём удачливым, счастливым)
  • Родиться под счастливой звездой (быть счастливым, удачливым во всех делах, начинаниях)

Фразеологизмы про несамостоятельность

  • Держаться за мамкину юбку (не проявлять самостоятельности, во всём подчиняться матери)
  • Маменькин сынок (избалованный, изнеженный мальчик или молодой человек)

Фразеологизмы про игры

  • Играть в бирюльки (заниматься чем-либо ничего не значащим, попусту тратить время)
  • Играть в прятки (стараться в разговоре утаить, скрыть что-либо)

Прочие детские фразеологизмы

  • Дядя, достань воробышка (о чрезмерно высоком человеке)
  • Детишкам на молочишко (очень немного, незначительную сумму денег (получать, зарабатывать))
  • Дитя природы (человек естественный, непосредственный)

Как видим, большинство детских фразеологизмов перенесли свои значения на мир взрослых , тем самым расширив их.

Далее вы можете ознакомиться с другими подборками:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Читайте также: