Конспект дидактической игры во второй младшей группе осень

Обновлено: 06.07.2024

Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить знание цветов (желтый, красный, зеленый). Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание, моторику.

Задачи: Развивать эмоциональность, отзывчивость.

Обогащать и активировать словарь детей.

Развивать умение слушать инструкции воспитателя.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Педагог предлагает детям сесть на подушки, разложенные по кругу.

Колокольчик, мой, звени!

Всех ребят ко мне зови!

Все расселись по местам,

Никому не тесно нам!

По секрету всем скажу, будет интересно.

(Дети сидят на подушках по кругу вместе с педагогом.)

- Ребята, какое сейчас время года?

На мольберте выставлены мнемо-таблицы с приметами осени.

Дети называют приметы осени. Воспитатель хвалит детей.

Ребята, в нашем зале появилась необычная коробочка.

(Дети вместе с педагогом обследуют коробку.)

- Какая коробка? (красивая, большая, блестящая…)

- В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней?

- Какие это листья? (Разноцветные, осенние…)

Экспериментирование: рассмотреть окружающий мир через цветные стекла.

Воспитатель. Детки, соберите все листочки и подбросьте их вверх. Посмотрите, как красиво они летят и падают. Это называется листопад. (Анна, Вика, Егор) как это называется? (Ответы детей.)

Предлагаю с листочками потанцевать.

Осень: - Здравствуйте, ребята. Я осень золотая, услышала, как вы весело танцуете, обо мне говорите, и захотела увидеть всех вас, познакомится с вами и попросить вас о помощи. Ветер подул и всё перепутал в моей корзине.
Корзина с разными предметами (зонт, листья, очки, совок).

- Ой какие молодцы, помогли мне навести прядок!

Воспитатель обращает снова внимание на листья. Осень посмотри с какими красивыми листочками мы играли с ребятами?

- Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые бывают. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше?

Тогда давайте мы с вами сделаем каждый своё осеннее дерево, которые будут радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Посмотрите, что у вас на столе: ватманы (с заготовками) на котором нарисованы деревья, краски, кисточки, салфетки.

Прежде чем приступить к работе нужно размять наши непослушные пальчики.

Пальчиковая гимнастика.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем.)

Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья.)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши.)

После рисования дети выставляют работы.

Рефлексия. Дети любуются своими готовыми работами. Рассматривают, радуются, восхищаются своему художеству.

Осень: За то, что вы такие молодцы - вот мой сюрприз:

открывает кузовок, там лежат печенье грибочки, яблоки.

Воспитатель: Ну что, ребята, наше путешествие подошло к концу.

Вы рады осени? Да.

Давайте поблагодарим нашу Осень за ее дары и пригласим еще к нам в гости на следующий год.


Цель: Повышать эмоциональный настрой детей, желание участвовать и взаимодействовать с
педагогами и сверстниками.

Задачи:
1. Закрепить у детей умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;
2. Вырабатывать у детей умение не напряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы;
3. Активировать словарь ребенка понятиями: золотая, красивая, тёплая, дождливая, холодная, солнечная, грустная;
4. Развивать общую и мелкую моторику;
5. Посредством дидактических упражнений и заданий развивать психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание);
6. Воспитывать дружеское отношение, между детьми.


Цель: обобщать знания детей об осени. Задачи: Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе; Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью; Развивать эмоциональность, отзывчивость; Обогащать и активировать словарь детей; Развивать умение слушать инструкции воспитателя;

Содержимое разработки

Конспект занятия для 2 младшей группы.

Цель: обобщать знания детей об осени.

Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;

Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;

Развивать эмоциональность, отзывчивость;

Обогащать и активировать словарь детей;

Развивать умение слушать инструкции воспитателя;

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.

Ход занятия:

Кто приходит с желтой краской,

Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд. (осень)

-Кто догадался, что это? (ответы)

Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?

-Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.

-Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)

-Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?

-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

-Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)

-Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.

Физкульминутка:

Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

И кружимся потом.

Садитесь на стульчики, ребята.

-Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).

-А почему они улетают? (ответы)

-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

-Ой, а кто это рыжий среди деревьев:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (белка)

Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)

-Ребята, а вы знаете стихи об осени? Давайте порадуем старичка –лесовичка и расскажем ему стихотворение. (дети читают стихи)

-Ну а пословицы про осень кто-нибудь знает? Какие? (ответы)

-Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)

-Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)

-Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.

(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)

-Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.


-75%


Предлагаем несложные развивающие игры, которые помогут младшим дошкольникам познакомиться с осенью.

Яблочки и листочки

Таблица с двумя ячейками: яблочки и листочки

Яблоки и листики

Распредели листья по размеру

Для игры вырежьте изображения осенних листьев 3-х размеров: крупного, среднего и мелкого. Сделайте таблицу с 3-мя соответствующими ячейками. Попросите ребенка распределить изображения по ячейкам.

Таблица с 3-мя ячейками: крупные, средние, мелкие

Осень

Это пальчиковая игра. Вот сопровождающий текст для нее:

Холодный ветерок подул, – дети выдувают воздух через рот;

Листья с веток мигом сдул. – двигают пальцами в разные стороны, дуют на них;

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся. – плавно размахивают руками;

Дождик листья намочил, – пальцами левой руки стучат по ладони правой, затем наоборот;

Град в них дырочки пробил, – сжатыми в щепотку пальцами одной руки стучат по ладони другой;

И морозец прихватил, – стучат кулаком одной руки по ладони другой;

И снежок припорошил. – медленно и плавно двигают кистями вверх-вниз.

Пальчиковая гимнастика Осень

В средней группе игры должны расширять тематический словарь, закреплять представления об осенних процессах и явлениях, развивать концентрацию внимания и мыслительные способности.

Звери запасаются

Игра ознакомляет с окружающим миром, у дошкольников формируется представление о том, чем питаются животные в дикой природе. Для игры подготовьте изображения лесных зверей, а также их кормов: растений, орехов, грибов.

Игра парная или индивидуальная. Дети по очереди берут изображение пищи, говорят, что видят на картинке, какое животное этим питается. Затем кладут изображение на картинку подходящего зверя.


Кто что ест

Осень

Для игры подготовьте картинки, которые изображают сюжеты, происходящие в разные сезоны года: идущий снег, дождь и лужи, желтые деревья, яркое солнце, снеговики, распускающиеся цветы, дети на лыжах, скворцы в скворечниках и прочее. Разложите изображения перед воспитанником, попросите выбрать картинки, действия в которых могут происходить только осенью.

Времена года для детей


С какого дерева листок

Игра расширяет кругозор, учит узнавать разные виды деревьев по листьям. Дошкольники учатся формировать прилагательные, у них развиваются речевые навыки, память и концентрация внимания. Для игры вырежьте из плотной бумаги реалистичные изображения осенних листьев. Если во дворе детского сада много разных видов деревьев, можете собрать настоящие листья.

Осенние листья

В старшей группе игры нужны для совершенствования устной речи и навыка определения понятий, расширения тематических знаний, развития наблюдательности, усидчивости, умения выполнять коллективную и индивидуальную работу. Нельзя забывать о физическом развитии дошкольников.

Составь предложение

Игрок получает ряд существительных, по которым мысленно составляет и произносит тематическую фразу. Например: зонт, защита, дождь – зонт защищает от дождя. Или: галоши, резина, обувь – галоши – это резиновая обувь.

Золотой листок возьми

Это подвижная игра, цель которой – научить чередованию движений разной скорости и интенсивности. Игра совершенствует восприятие на слух, воспитывает умение работать в коллективе, улучшает общее физическое развитие дошкольника.

Осень в детском саду

Закончи фразу

Произносите начало тематического предложения, а дети должны его закончить:

  • осенью я надеваю на улицу – что? – пальто, куртку, сапоги, ботинки, шапку, шарф;
  • листва на деревьях стала – какой? – желтой, золотистой, красной, вялой;
  • фермеры убирают с полей и садов – что? – урожай, фрукты, овощи;
  • грибники собирают в лесу – что? – грибы, боровики, опята, лисички, рыжики, сыроежки;
  • я сделаю кормушку для – кого? – птиц, синиц, воробьев, белок;
  • на юг улетают – кто? – птицы, журавли, аисты, лебеди, скворцы, грачи, жаворонки.


В подготовительной группе дошкольники готовятся к поступлению в школу, получают начальные филологические, математические и природоведческие знания, учатся анализировать, грамотно строить предложения.

Любимая осень

Предложите воспитанникам рассказать, как они относятся к осени, за что ее любят, что им не нравится в этой поре года. Ответы должны быть развернутыми, начинаться со следующих фраз:

  • для меня осень – это…;
  • мне нравится осень, потому что…;
  • я не люблю осень за то, что…

Дети в осеннем парке

Один или несколько

Игра формирует навык образования слов во множественном числе. Ведущий произносит фразу, а игроки меняют ее. Вот примеры:

  • пришел дождливый день – пришли дождливые дни;
  • висит серая туча – висят серые тучи;
  • пошел мелкий дождь – пошли мелкие дожди;
  • подул холодный ветер – подули холодные ветры;
  • с дерева падает лист – с деревьев падают листья;
  • день стал коротким – дни стали короткими;
  • медведь ложится в берлогу – медведи ложатся в берлогу;
  • улетела журавлиная стая – улетели журавлиные стаи.

Опиши красиво

Ведущий называет слово, а игроки по очереди перечисляют подходящие эпитеты:

  • осень – дождливая, золотая, ясная, погожая, пасмурная, поздняя, теплая;
  • лес – пестрый, тихий, голый, печальный, пожелтевший, темный;
  • деревья – желтые, золотистые, красные, рыжие, оголенные, разноцветные, яркие, красивые;
  • листва – опавшая, пожелтевшая, увядшая, мокрая, золотая, бурая, усохшая.

Какая осень

Игра учит подбирать прилагательные к существительным, развивает воображение.

Читайте также: