Конспект поэтапной работы над пляской

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1453 0

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Сухоничева Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

Схема конспекта занятия

Педагог: Сухоничева Наталья Викторовна

Направление: Хореография

Возраст обучающихся : 13-14 лет

Продолжительность занятия: 40 минут

Раздел программы: Репетиционно-постановочная работа

Цель: создание содержательных и организационных условий для освоения и отработки движений танца обучающимися.

Образовательные:

-организовать готовность обучающихся к изучению танцевальной комбинации;

- формировать теоретические знания и практические умения в области современного танца;

- способствовать развитию физических данных.

Развивающие:

- способствовать развитию техники исполнения;

- способствовать развитию основ творческого опыта обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к современному танцу;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, дисциплинированности.

Методы обучения : словесный (монологический, диалогический), практический, метод упражнения, метод чистого танцевального исполнительства, объяснительно-иллюстративный метод, метод танцевального показа, контроля и самоконтроля, стимулирования и мотивации.

Структура занятия:

1. Организационный этап - 3 мин.

2. Актуализация опорных знаний - 10 мин.

3. Практическая работа - 25 мин.

4. Итоги занятия. Рефлексия - 2 мин.

1. Организационный момент (3 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: готовность обучающихся к изучению нового материала, обобщению и систематизации полученных ранее знаний.

Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание условий для эмоционального настроя обучающихся на эффективный ход занятия.

- организовать внимание обучающихся;

- мотивировать обучающихся на включение в деятельность.

Методы: словесный (монологический, диалогический).

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Обучающиеся, посмотрев видеоматериал, формулируют тему занятия.

- Предполагаемые ответы: для развития координации, пластичности, артистизма, танцевальности

- Применение в концертной деятельности, конкурсах, фестивалях.

А сейчас предлагаю ознакомиться с видео фрагментом и сформулировать тему занятия.

С какой целью вы осваиваете о отрабатываете движений танцев?

Где найдете применение полученным знаниям?

2. Актуализация опорных знаний: разогрев ( warm up , кросс) (10 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: разогрев мышечно-связочного аппарата всего тела, обобщение и систематизация приобретенных знаний и умений.

Цель, которая должна быть достигнута педагогом: способствовать совершенствованию физических данных.

-обобщить полученные навыки и знания на практике;

- способствовать развитию гибкости, шага, устойчивости, чувства ритма и координации.

Методы: словесный (диалогический), практический, метод упражнения, метод чистого танцевального исполнительства.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

- Нет, нужно выполнить разогрев.

- Необходимо привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы, чтобы избежать травм.

Исполняют: w arm up, кросс:

Можно ли пропустить разогрев и сразу приступить к изучению танцевальной комбинации?

Верно, прежде чем приступить к изучению танцевальной комбинации для успешного результата необходимо выполнить разогрев.

В чем заключается задача данного этапа занятия?

Педагог наблюдает за методикой исполнения обучающимися:

3. И зучение и отработка движений танца (25 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: создание проблемной ситуации для проверки уровня обученности и коррекции нарабатываемого творческого опыта обучающихся.

Цель, которая должна быть достигнута педагогом:

создание условий для качественного усвоения нового материала.

- способствовать совершенствованию исполнительской техники, артистизма;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

-способствовать развитию основ творческого опыта в процессе конструирования танцевальных комбинаций на основе проученной лексики.

Методы: словесный (монологический, диалогический), практический, метод танцевального показа, объяснительно-иллюстративный метод, контроля и самоконтроля, стимулирования и мотивации.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Музыкальность, технику исполнения, синхронность, манеру и стиль танцевального направления.

Изучение и отработка движения танца.

Исполнение хореографической комбинации с педагогом и самостоятельно.

Приступают к составлению танцевальных комбинаций.

Показ сочиненных хореографических комбинаций.

Мы приступаем к основному этапу занятия: изучению и отработке движений танца contemporary dance.

Какие навыки и умения мы отрабатываем в процессе данного вида деятельности?

Показ педагогом танцевальной комбинации contemporary dance под музыку.

И.П. – II параллельная позиция ног, руки опущены вниз вдоль корпуса.

1 – поворот головы с лево на право, руки вдоль корпуса.

2 – руки обхватывают себя, контракция корпуса, на правой ноге demi plie , левая нога на cou - de - pied .

3, 4– правая нога остается в demi plie , левой ногой battement tendu в сторону, руки раскрываем по диагонали правая на верх, левая в низ.

5 – поворот в левую сторону - циркуль.

6,7,8 – бег с левой ноги в точку номер 8.

1 – soter на правой ноге. левая нога на passer в точку номер 2, руки в I позиции, локти прямые, ладони в потолок, взгляд перед собой.

2 – soter на правой ноге, левой ногой grand battement на 90°, руки идут за нагой в левую сторону, левая рука прямая, правая согнута в локте.

3,4 – soutenu в лево, руки прямы.

5 – выпад на правую ногу, руки делают круг в лево.

6 – правая нога идет на крест.

7, 8 – тур в левую сторону, ноги по VI позиции.

1 – sisonne на правую ногу в точку 8.

2 – колесо на левую руку.

3 –положение узел, правая нога на всей стопе.

4 – проводим ноги через шпагат, руки возле таза и согнуты в локтях, наклон головы назад.

5- положение узел, левая нога на всей стопе.

6 – садимся на колени, таз на пятки.

7,8 – port de bra назад

Приступаем к изучению движения танца в стиле contemporary dance подсчет, а также под музыку.

Предлагаю разделиться на две группы, вам предоставляется возможность для совместного творчества.

Задание: коллективно составить танцевальные комбинации на основе проученной движений.

Просмотр танцевальных комбинаций обучающихся.

С комментированием и пояснением особенностей исполнения

Создание проблемной ситуации

Педагог следит за техникой, методикой, манерой и характером исполнения.

4. Итоги занятия. Рефлексия ( 2 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самоанализ практической деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута педагогом: подведение итогов работы, оценка деятельности обучающихся.

- способствовать развитию критического мышления при анализе и самооценке деятельности.

Методы: словесный (монологический, диалогический).

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Изложение и аргументирование личного мнения, точки зрения, оценки собственной работы на занятии.

Работали хорошо и активно

Старались работать эффективно, разучили новую комбинацию.

Как вы оцениваете свою работу и активность на занятии?

Какой вклад внес каждый обучающийся в групповой работе?

Насколько вы эффективно смогли работать в группах, чего достигли?

Удалось ли нам осуществить цель занятия?

Итак, вы сегодня были молодцы, все разучили новые движения танца, показали хорошие знания и навыки исполнения комбинаций.

Спасибо за занятие

Беседа, диалог и опрос по теме занятия, в ходе которого педагог формулирует вопросы, требующие актуализации операций мыслительной деятельности

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект занятия по теме

учрежденческий уровень

Педагог: Н.В.Головкина

Березовка, 2015.

План-конспект занятия для учащихся 4 года обучения (6 класс).

Тип занятия:

Дата проведения: 19.01.15 , время 10.00

- познакомить с историей песни, основными элементами, характером музыки;

- научить работать с различными источниками информации в ходе групповой работы;

Воспитывающие:

- воспитанию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

- воспитанию чувства патриотизма; нравственных качеств;

- формированию интереса к танцам военных лет;

Развивающие:

- музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству.

- чувство ритма, музыкальный слух и память, координацию, гибкость,

- умение ориентироваться в пространстве, работать в коллективе

- способность учащихся к сотрудничеству;

- коммуникативные умения

Прогнозируемые результаты:

Предметные результаты:

- научатся работать с разными источниками информации в ходе групповой работы;

Личностные результаты:

- развитие познавательной мотивации;

- формирование способности к сотрудничеству

Метапредметные результаты:

- умение планировать и оценивать свою деятельность;

- умение работать в группе и парах;

- умение работать с разными источниками информации, делать выводы.

Методическое обеспечение:

План-конспект открытого занятия, презентация , маршрутные листы, литература (книги).

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия.

Организационный момент.

Построение в шахматный порядок.

Пед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня в нашем танцевальном классе присутствуют гости, педагоги нашего ЦДТ. Давайте, поприветствуем их и друг друга (приветствие в виде поклона).

Сегодня второе занятие после каникул. Какое настроение у вас сегодня? Давайте узнаем. Внимание на экран. Вы видите 3 смайлика и 3 настроения: отличное, хорошее и плохое. Встаньте в 1 позицию те, у кого отличное настроение, в 3 позицию те, у кого хорошее настроение, в 5 позицию те, у кого плохое настроение.

Встают в позицию и комментируют настроение.

Актуализация знаний.

Пед: Ребята, чем мы занимались на прошлом занятии? О каком времени мы говорили?

Дети: Слушали военные песни, говорили о ВОВ.

Пед. Правильно, военные годы 1941-1945 года. Вспомните, какие песни мы с вами слушали?

Пед: Сегодня я вам предлагаю послушать ещё одну песню и ответить на вопрос: относится она к военным песням, если да, то какие слова, строчки вам помогли это определить?

Пед. Молодцы! Всё правильно. Вспомните, на прошлом занятии я вам говорила, чем мы сегодня будем заниматься?

Дети: Постановкой танца.

Давайте попробуем определить более точную цель нашего занятия.

Повторение материала прошлого занятия.

Разбор музыкального материала.

Пед: Какая тема нашего с вами занятия?

Пед: Всё верно. Но прежде, чем приступить к постановке танца, мы должны более подробно познакомиться с этим танцем, музыкальным сопровождением. А помогут нам маршрутные листы. Посмотрите, на свои путевые листы, и скажите, на каких моментах мы остановимся и что ещё узнаем?

- сценический костюм (одежда тех лет);

- разучивание танцевальной композиции.

Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомимся:

- сценическим костюмом (праздничная одежда военной поры)

- разучивание танцевальной композиции.

Формулируют тему занятия

Определяют задачи на занятие.

Открытие детьми нового знания.

Пед: Ребята, вы готовы искать решение поставленных задач.

(Дети разделились на группы).

Работа с текстом.

(Дети работают в группах).

(Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу в группе.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед: Молодцы! Я предлагаю перейти к решению 2-ой задачи. Итак, сценический костюм или праздничная одежда военных лет. Как вы думаете, какой была одежда в военные годы?

Пед: Давайте попробуем поискать решение этой задачи. Вы можете пользоваться книгами с иллюстрациями, интернетом, кто-то у нас неплохо рисует и может попробовать сам нарисовать. Предлагаю поработать в парах и на это задание я вам даю 1 мин.

Пед: Ну, что, время истекло. Кто готов поделиться информацией.

(Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу. Критерии оценки остаются те же.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед. Мы переходим к решению 3-ей задачи, а именно какие движения могут быть использованы в танце?

Предлагаю вашему вниманию видеоролик с танцем. Обратите внимание, какие движения, рисунки использованы в этом танце. Для удобства можете взять листочки и карандаши, и записывать элементы танца.

Пед: Кто какие движения и рисунки увидел в этом танце?

(Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: Все правильно. В основном использованы танцевальные шаги, вальсовый шаг, вращения, падебаски. А сейчас, каждый оцените свою работу. Критерии оценки остаются те же.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед. Сейчас я предлагаю вам перейти к решению 4-ой задачи, это постановка танца.

Но прежде чем, перейти к постановке танца, давайте сделаем небольшую разминку и повторим отдельные танцевальные элементы.

Делятся на группы.

Работа в группах.

Оценивают свою работу.

Работа в парах. Поиск новой информации в книгах, интернете.

Оценивают свою работу.

Оценивают свою работу.

Применение новых знаний.

Разминка (дети проводят сами).

Пед: Давайте вместе со мной повторим отдельные танцевальные элементы (педагог акцентирует внимание детей на методике выполнения движений)

Идёт повторение танцевальных элементов: вальсовый шаг, вальсовый шаг в повороте, переменный шаг, падебаски, шаг на полупальцах, вращения и т.д.

(Идёт постановка танца).

Педагог: А сейчас каждый оцените свою практическую работу.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.

Повторение танцевальных элементов.

Оценка своей практической работы

Итог занятия.

Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.

Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.

Как вы думаете, выполнили мы сегодня задачи, которые ставили с вами в начале занятия?

(ответы детей на вопросы).

Педагог: Судя по вашим ответам, задачи мы выполнили полностью. А скажите, почему в этом полугодии мы включили в репертуар танец военной тематики?

Дети: В этом году вся страна будет праздновать 70- летие со Дня Победы в ВОВ.

Пед: Совершенно верно. Предлагаю подвести итоги вашей работы на занятии.

Если вы активно участвовали во всех заданиях, легко справились с ними, эмоционально исполнили 1-ю часть танца, соблюдая методику исполнения всех танцевальных элементов - встаньте в 1 арабеск.

Если вы участвовали во всех заданиях, справились с ними, не очень эмоционально исполнили 1-ю часть танца, соблюдая методику исполнения не всех танцевальных элементов - встаньте во 2 арабеск.

Если вы участвовали во всех заданиях, но не справились с некоторыми из них, запомнили только порядок элементов в танце, не соблюдая методики исполнения движений, не проявляя эмоций - то встаньте в 3 арабеск.

(Педагог комментируют работу учащихся в течение занятия).

А сейчас я прошу вас вернуться к вашему настроению. Внимание на экран. Вы видите те же 3 смайлика и 3 настроения: отличное, хорошее и плохое. Встаньте в 1 позицию те, у кого отличное настроение, в 3 позицию те, у кого хорошее настроение, в 5 позицию те, у кого плохое настроение после нашего занятия.

(дети комментируют своё настроение)

Пед: Ребята, наше занятие подошло к завершению. Благодарю вас за работу. На следующем занятии мы продолжим работу над постановкой танца. Давайте скажем друг другу спасибо за работу.

I. Самоопределение к деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

  • Создание условий для возникновения потребности студентов включиться в деятельность по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
  • Выделение содержательной деятельности по изучению приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

– Как вы считаете, нужно ли вам в своей будущей профессии уметь сочинить танец так, чтобы доносить до зрителя определенную мысль и эмоциональное состояние?

– Движения в танце должны выражать эмоциональное состояние, чувства и быть понятны зрителю.
– Лексика или язык танца, хореографический текст.
– Да или нет.
– Балетмейстер-сочинитель.

– Донести до зрителя определенную мысль танца, передать эмоциональное состояние при помощи хореографического текста.
Аргументирует необходимость данной деятельности для своей будущей профессии.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

Выявить и оценить уровень знаний и умений у каждого студента на данный момент, чтобы построить новый способ действий по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

– Что является основой хореографического текста?
– Что будет представлять из себя набор определенных движений в танце?
– Какие приемы построения танцевальных комбинаций вы знаете?

– Умеете ли вы создавать танцевальные комбинации с использованием этих приемов в практической деятельности?

Фиксирует индивидуальные затруднения по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

– Эти номера отличались эмоциональностью, насыщенным хореографическим текстом и интересными приемами построения танцевальных комбинаций.
– Хореографический текст – это танцевальный язык танца или лексика.

– Танцевальную комбинацию.
– Прямой, обратный или зеркальный, прием переклички или повтора, прием сииквенции,
прием полифонии, увеличение, уменьшение танцевального пространства.
– Еще не пробовали. Знаем только теоретические моменты.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
Постановка собственной цели занятия на основе выявленных затруднений.

Организует целеполагание и планирование совместно со студентами.
– Что вы умеете? В чем испытываете затруднения? Что нужно сделать для того, чтобы научиться создавать танцевальные комбинации с использованием определенных приемов?
Таким образом, то, что вы хотите узнать, чему научится и будет целью вашей деятельности на занятии.
– Вот мы и подошли к теме нашего занятия.
– Исходя из вышесказанного как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия?
В рамках данной темы какую цель можете поставить для себя сегодня на занятии?
– Какие задачи нам необходимо решить для достижения данной цели? (Какие шаги предпринять чтобы цель была достигнута?)

  • Ставит цель своей образовательной деятельности на данный урок.
  • Формулирует тему учебного занятия.

IV. Работа студентов по актуализации прежних знаний и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

Формировать готовность к анализу и созданию танцевальных комбинаций с использованием определенных приемов.

Создаёт психолого-педагогические, методические условия для актуализации и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

  • Организует коллективную деятельность студентов по актуализации и анализу приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

– Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько видеофрагментов плясок, в которых вы должны определить приемы построения танцевальных комбинаций.
Итак, 1-й фрагмент. (Видео)
– Представляем вашему вниманию 2-й фрагмент.(Видео) и т.д.
– Итак, мы посмотрели несколько видеофрагментов в которых видны различные приемы построения танцевальных комбинаций.

Анализирует приемы построения танцевальных комбинаций в пляске.
Осуществляет коммуникативное взаимодействие в группе.

Называет формы.
– Пляска. Здесь важна насыщенная лексика и передача эмоционального состояния.
– Это форма танца с разными приемами, выражающая различные эмоциональные состояния человека.

V. Включение приемов построения танцевальных комбинаций в систему знаний студента.

Способствовать включению приемов построения танцевальных комбинаций в собственную систему знаний студента через проектные способы деятельности.

Организует анализ и проектирование танцевальных комбинаций.

– Можете ли вы назвать
основные этапы создания пляски?

– Одним из важных этапов является работа над сочинением этюда. Что такое этюд?

  • Присваивает новое знание, включает в собственную систему знаний приемы построения танцевальных комбинаций.

– Насыщенная лексика.
– Передача определенного эмоционального состояния.

– Добавить драматургию.
– Это довольно продолжительный творческий процесс, который требует анализа музыкального произведения, выбора выразительных средств, сочинения драматургического построения.

VII. Рефлексия образовательной деятельности.

Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности.

  • Подводит итоги совместной деятельности, возвращение к целям занятия.

– А сейчас я предлагаю провести рефлексию нашей деятельности.
– Вспомните, какие цели в начале занятия каждый ставил для себя. Удалось ли совместить замысел с полученным результатом? В помощь вам предлагается клише.
Клише для рефлексии представлены на экране:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. У меня получилось…
  5. Теперь я могу…
  6. Меня удивило…

Оцениваю деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов.

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!

Читайте также: