Конспект поэтапной работы над пляской
Обновлено: 07.07.2024
Оценить 1453 0
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Сухоничева Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
Схема конспекта занятия
Педагог: Сухоничева Наталья Викторовна
Направление: Хореография
Возраст обучающихся : 13-14 лет
Продолжительность занятия: 40 минут
Раздел программы: Репетиционно-постановочная работа
Цель: создание содержательных и организационных условий для освоения и отработки движений танца обучающимися.
Образовательные:
-организовать готовность обучающихся к изучению танцевальной комбинации;
- формировать теоретические знания и практические умения в области современного танца;
- способствовать развитию физических данных.
Развивающие:
- способствовать развитию техники исполнения;
- способствовать развитию основ творческого опыта обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к современному танцу;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, дисциплинированности.
Методы обучения : словесный (монологический, диалогический), практический, метод упражнения, метод чистого танцевального исполнительства, объяснительно-иллюстративный метод, метод танцевального показа, контроля и самоконтроля, стимулирования и мотивации.
Структура занятия:
1. Организационный этап - 3 мин.
2. Актуализация опорных знаний - 10 мин.
3. Практическая работа - 25 мин.
4. Итоги занятия. Рефлексия - 2 мин.
1. Организационный момент (3 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: готовность обучающихся к изучению нового материала, обобщению и систематизации полученных ранее знаний.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание условий для эмоционального настроя обучающихся на эффективный ход занятия.
- организовать внимание обучающихся;
- мотивировать обучающихся на включение в деятельность.
Методы: словесный (монологический, диалогический).
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Обучающиеся, посмотрев видеоматериал, формулируют тему занятия.
- Предполагаемые ответы: для развития координации, пластичности, артистизма, танцевальности
- Применение в концертной деятельности, конкурсах, фестивалях.
А сейчас предлагаю ознакомиться с видео фрагментом и сформулировать тему занятия.
С какой целью вы осваиваете о отрабатываете движений танцев?
Где найдете применение полученным знаниям?
2. Актуализация опорных знаний: разогрев ( warm up , кросс) (10 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: разогрев мышечно-связочного аппарата всего тела, обобщение и систематизация приобретенных знаний и умений.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: способствовать совершенствованию физических данных.
-обобщить полученные навыки и знания на практике;
- способствовать развитию гибкости, шага, устойчивости, чувства ритма и координации.
Методы: словесный (диалогический), практический, метод упражнения, метод чистого танцевального исполнительства.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
- Нет, нужно выполнить разогрев.
- Необходимо привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы, чтобы избежать травм.
Исполняют: w arm up, кросс:
Можно ли пропустить разогрев и сразу приступить к изучению танцевальной комбинации?
Верно, прежде чем приступить к изучению танцевальной комбинации для успешного результата необходимо выполнить разогрев.
В чем заключается задача данного этапа занятия?
Педагог наблюдает за методикой исполнения обучающимися:
3. И зучение и отработка движений танца (25 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: создание проблемной ситуации для проверки уровня обученности и коррекции нарабатываемого творческого опыта обучающихся.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом:
создание условий для качественного усвоения нового материала.
- способствовать совершенствованию исполнительской техники, артистизма;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
-способствовать развитию основ творческого опыта в процессе конструирования танцевальных комбинаций на основе проученной лексики.
Методы: словесный (монологический, диалогический), практический, метод танцевального показа, объяснительно-иллюстративный метод, контроля и самоконтроля, стимулирования и мотивации.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Музыкальность, технику исполнения, синхронность, манеру и стиль танцевального направления.
Изучение и отработка движения танца.
Исполнение хореографической комбинации с педагогом и самостоятельно.
Приступают к составлению танцевальных комбинаций.
Показ сочиненных хореографических комбинаций.
Мы приступаем к основному этапу занятия: изучению и отработке движений танца contemporary dance.
Какие навыки и умения мы отрабатываем в процессе данного вида деятельности?
Показ педагогом танцевальной комбинации contemporary dance под музыку.
И.П. – II параллельная позиция ног, руки опущены вниз вдоль корпуса.
1 – поворот головы с лево на право, руки вдоль корпуса.
2 – руки обхватывают себя, контракция корпуса, на правой ноге demi plie , левая нога на cou - de - pied .
3, 4– правая нога остается в demi plie , левой ногой battement tendu в сторону, руки раскрываем по диагонали правая на верх, левая в низ.
5 – поворот в левую сторону - циркуль.
6,7,8 – бег с левой ноги в точку номер 8.
1 – soter на правой ноге. левая нога на passer в точку номер 2, руки в I позиции, локти прямые, ладони в потолок, взгляд перед собой.
2 – soter на правой ноге, левой ногой grand battement на 90°, руки идут за нагой в левую сторону, левая рука прямая, правая согнута в локте.
3,4 – soutenu в лево, руки прямы.
5 – выпад на правую ногу, руки делают круг в лево.
6 – правая нога идет на крест.
7, 8 – тур в левую сторону, ноги по VI позиции.
1 – sisonne на правую ногу в точку 8.
2 – колесо на левую руку.
3 –положение узел, правая нога на всей стопе.
4 – проводим ноги через шпагат, руки возле таза и согнуты в локтях, наклон головы назад.
5- положение узел, левая нога на всей стопе.
6 – садимся на колени, таз на пятки.
7,8 – port de bra назад
Приступаем к изучению движения танца в стиле contemporary dance подсчет, а также под музыку.
Предлагаю разделиться на две группы, вам предоставляется возможность для совместного творчества.
Задание: коллективно составить танцевальные комбинации на основе проученной движений.
Просмотр танцевальных комбинаций обучающихся.
С комментированием и пояснением особенностей исполнения
Создание проблемной ситуации
Педагог следит за техникой, методикой, манерой и характером исполнения.
4. Итоги занятия. Рефлексия ( 2 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самоанализ практической деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: подведение итогов работы, оценка деятельности обучающихся.
- способствовать развитию критического мышления при анализе и самооценке деятельности.
Методы: словесный (монологический, диалогический).
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Изложение и аргументирование личного мнения, точки зрения, оценки собственной работы на занятии.
Работали хорошо и активно
Старались работать эффективно, разучили новую комбинацию.
Как вы оцениваете свою работу и активность на занятии?
Какой вклад внес каждый обучающийся в групповой работе?
Насколько вы эффективно смогли работать в группах, чего достигли?
Удалось ли нам осуществить цель занятия?
Итак, вы сегодня были молодцы, все разучили новые движения танца, показали хорошие знания и навыки исполнения комбинаций.
Спасибо за занятие
Беседа, диалог и опрос по теме занятия, в ходе которого педагог формулирует вопросы, требующие актуализации операций мыслительной деятельности
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект занятия по теме
учрежденческий уровень
Педагог: Н.В.Головкина
Березовка, 2015.
План-конспект занятия для учащихся 4 года обучения (6 класс).
Тип занятия:
Дата проведения: 19.01.15 , время 10.00
- познакомить с историей песни, основными элементами, характером музыки;
- научить работать с различными источниками информации в ходе групповой работы;
Воспитывающие:
- воспитанию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
- воспитанию чувства патриотизма; нравственных качеств;
- формированию интереса к танцам военных лет;
Развивающие:
- музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству.
- чувство ритма, музыкальный слух и память, координацию, гибкость,
- умение ориентироваться в пространстве, работать в коллективе
- способность учащихся к сотрудничеству;
- коммуникативные умения
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты:
- научатся работать с разными источниками информации в ходе групповой работы;
Личностные результаты:
- развитие познавательной мотивации;
- формирование способности к сотрудничеству
Метапредметные результаты:
- умение планировать и оценивать свою деятельность;
- умение работать в группе и парах;
- умение работать с разными источниками информации, делать выводы.
Методическое обеспечение:
План-конспект открытого занятия, презентация , маршрутные листы, литература (книги).
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, ноутбук, магнитофон.
Ход занятия.
Организационный момент.
Построение в шахматный порядок.
Пед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня в нашем танцевальном классе присутствуют гости, педагоги нашего ЦДТ. Давайте, поприветствуем их и друг друга (приветствие в виде поклона).
Сегодня второе занятие после каникул. Какое настроение у вас сегодня? Давайте узнаем. Внимание на экран. Вы видите 3 смайлика и 3 настроения: отличное, хорошее и плохое. Встаньте в 1 позицию те, у кого отличное настроение, в 3 позицию те, у кого хорошее настроение, в 5 позицию те, у кого плохое настроение.
Встают в позицию и комментируют настроение.
Актуализация знаний.
Пед: Ребята, чем мы занимались на прошлом занятии? О каком времени мы говорили?
Дети: Слушали военные песни, говорили о ВОВ.
Пед. Правильно, военные годы 1941-1945 года. Вспомните, какие песни мы с вами слушали?
Пед: Сегодня я вам предлагаю послушать ещё одну песню и ответить на вопрос: относится она к военным песням, если да, то какие слова, строчки вам помогли это определить?
Пед. Молодцы! Всё правильно. Вспомните, на прошлом занятии я вам говорила, чем мы сегодня будем заниматься?
Дети: Постановкой танца.
Давайте попробуем определить более точную цель нашего занятия.
Повторение материала прошлого занятия.
Разбор музыкального материала.
Пед: Какая тема нашего с вами занятия?
Пед: Всё верно. Но прежде, чем приступить к постановке танца, мы должны более подробно познакомиться с этим танцем, музыкальным сопровождением. А помогут нам маршрутные листы. Посмотрите, на свои путевые листы, и скажите, на каких моментах мы остановимся и что ещё узнаем?
- сценический костюм (одежда тех лет);
- разучивание танцевальной композиции.
Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомимся:
- сценическим костюмом (праздничная одежда военной поры)
- разучивание танцевальной композиции.
Формулируют тему занятия
Определяют задачи на занятие.
Открытие детьми нового знания.
Пед: Ребята, вы готовы искать решение поставленных задач.
(Дети разделились на группы).
Работа с текстом.
(Дети работают в группах).
(Ответы детей, комментарий педагога).
Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу в группе.
(Самооценка работы детьми и оценка педагога).
Пед: Молодцы! Я предлагаю перейти к решению 2-ой задачи. Итак, сценический костюм или праздничная одежда военных лет. Как вы думаете, какой была одежда в военные годы?
Пед: Давайте попробуем поискать решение этой задачи. Вы можете пользоваться книгами с иллюстрациями, интернетом, кто-то у нас неплохо рисует и может попробовать сам нарисовать. Предлагаю поработать в парах и на это задание я вам даю 1 мин.
Пед: Ну, что, время истекло. Кто готов поделиться информацией.
(Ответы детей, комментарий педагога).
Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу. Критерии оценки остаются те же.
(Самооценка работы детьми и оценка педагога).
Пед. Мы переходим к решению 3-ей задачи, а именно какие движения могут быть использованы в танце?
Предлагаю вашему вниманию видеоролик с танцем. Обратите внимание, какие движения, рисунки использованы в этом танце. Для удобства можете взять листочки и карандаши, и записывать элементы танца.
Пед: Кто какие движения и рисунки увидел в этом танце?
(Ответы детей, комментарий педагога).
Пед: Все правильно. В основном использованы танцевальные шаги, вальсовый шаг, вращения, падебаски. А сейчас, каждый оцените свою работу. Критерии оценки остаются те же.
(Самооценка работы детьми и оценка педагога).
Пед. Сейчас я предлагаю вам перейти к решению 4-ой задачи, это постановка танца.
Но прежде чем, перейти к постановке танца, давайте сделаем небольшую разминку и повторим отдельные танцевальные элементы.
Делятся на группы.
Работа в группах.
Оценивают свою работу.
Работа в парах. Поиск новой информации в книгах, интернете.
Оценивают свою работу.
Оценивают свою работу.
Применение новых знаний.
Разминка (дети проводят сами).
Пед: Давайте вместе со мной повторим отдельные танцевальные элементы (педагог акцентирует внимание детей на методике выполнения движений)
Идёт повторение танцевальных элементов: вальсовый шаг, вальсовый шаг в повороте, переменный шаг, падебаски, шаг на полупальцах, вращения и т.д.
(Идёт постановка танца).
Педагог: А сейчас каждый оцените свою практическую работу.
(Самооценка работы детьми и оценка педагога).
Пед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
Повторение танцевальных элементов.
Оценка своей практической работы
Итог занятия.
Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.
Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.
Как вы думаете, выполнили мы сегодня задачи, которые ставили с вами в начале занятия?
(ответы детей на вопросы).
Педагог: Судя по вашим ответам, задачи мы выполнили полностью. А скажите, почему в этом полугодии мы включили в репертуар танец военной тематики?
Дети: В этом году вся страна будет праздновать 70- летие со Дня Победы в ВОВ.
Пед: Совершенно верно. Предлагаю подвести итоги вашей работы на занятии.
Если вы активно участвовали во всех заданиях, легко справились с ними, эмоционально исполнили 1-ю часть танца, соблюдая методику исполнения всех танцевальных элементов - встаньте в 1 арабеск.
Если вы участвовали во всех заданиях, справились с ними, не очень эмоционально исполнили 1-ю часть танца, соблюдая методику исполнения не всех танцевальных элементов - встаньте во 2 арабеск.
Если вы участвовали во всех заданиях, но не справились с некоторыми из них, запомнили только порядок элементов в танце, не соблюдая методики исполнения движений, не проявляя эмоций - то встаньте в 3 арабеск.
(Педагог комментируют работу учащихся в течение занятия).
А сейчас я прошу вас вернуться к вашему настроению. Внимание на экран. Вы видите те же 3 смайлика и 3 настроения: отличное, хорошее и плохое. Встаньте в 1 позицию те, у кого отличное настроение, в 3 позицию те, у кого хорошее настроение, в 5 позицию те, у кого плохое настроение после нашего занятия.
(дети комментируют своё настроение)
Пед: Ребята, наше занятие подошло к завершению. Благодарю вас за работу. На следующем занятии мы продолжим работу над постановкой танца. Давайте скажем друг другу спасибо за работу.
I. Самоопределение к деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
- Создание условий для возникновения потребности студентов включиться в деятельность по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
- Выделение содержательной деятельности по изучению приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.
– Как вы считаете, нужно ли вам в своей будущей профессии уметь сочинить танец так, чтобы доносить до зрителя определенную мысль и эмоциональное состояние?
– Движения в танце должны выражать эмоциональное состояние, чувства и быть понятны зрителю.
– Лексика или язык танца, хореографический текст.
– Да или нет.
– Балетмейстер-сочинитель.
– Донести до зрителя определенную мысль танца, передать эмоциональное состояние при помощи хореографического текста.
Аргументирует необходимость данной деятельности для своей будущей профессии.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
Выявить и оценить уровень знаний и умений у каждого студента на данный момент, чтобы построить новый способ действий по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
– Что является основой хореографического текста?
– Что будет представлять из себя набор определенных движений в танце?
– Какие приемы построения танцевальных комбинаций вы знаете?
– Умеете ли вы создавать танцевальные комбинации с использованием этих приемов в практической деятельности?
Фиксирует индивидуальные затруднения по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
– Эти номера отличались эмоциональностью, насыщенным хореографическим текстом и интересными приемами построения танцевальных комбинаций.
– Хореографический текст – это танцевальный язык танца или лексика.
– Танцевальную комбинацию.
– Прямой, обратный или зеркальный, прием переклички или повтора, прием сииквенции,
прием полифонии, увеличение, уменьшение танцевального пространства.
– Еще не пробовали. Знаем только теоретические моменты.
III. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
Постановка собственной цели занятия на основе выявленных затруднений.
Организует целеполагание и планирование совместно со студентами.
– Что вы умеете? В чем испытываете затруднения? Что нужно сделать для того, чтобы научиться создавать танцевальные комбинации с использованием определенных приемов?
Таким образом, то, что вы хотите узнать, чему научится и будет целью вашей деятельности на занятии.
– Вот мы и подошли к теме нашего занятия.
– Исходя из вышесказанного как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия?
В рамках данной темы какую цель можете поставить для себя сегодня на занятии?
– Какие задачи нам необходимо решить для достижения данной цели? (Какие шаги предпринять чтобы цель была достигнута?)
- Ставит цель своей образовательной деятельности на данный урок.
- Формулирует тему учебного занятия.
IV. Работа студентов по актуализации прежних знаний и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.
Формировать готовность к анализу и созданию танцевальных комбинаций с использованием определенных приемов.
Создаёт психолого-педагогические, методические условия для актуализации и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.
- Организует коллективную деятельность студентов по актуализации и анализу приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.
– Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько видеофрагментов плясок, в которых вы должны определить приемы построения танцевальных комбинаций.
Итак, 1-й фрагмент. (Видео)
– Представляем вашему вниманию 2-й фрагмент.(Видео) и т.д.
– Итак, мы посмотрели несколько видеофрагментов в которых видны различные приемы построения танцевальных комбинаций.
Анализирует приемы построения танцевальных комбинаций в пляске.
Осуществляет коммуникативное взаимодействие в группе.
Называет формы.
– Пляска. Здесь важна насыщенная лексика и передача эмоционального состояния.
– Это форма танца с разными приемами, выражающая различные эмоциональные состояния человека.
V. Включение приемов построения танцевальных комбинаций в систему знаний студента.
Способствовать включению приемов построения танцевальных комбинаций в собственную систему знаний студента через проектные способы деятельности.
Организует анализ и проектирование танцевальных комбинаций.
– Можете ли вы назвать
основные этапы создания пляски?
– Одним из важных этапов является работа над сочинением этюда. Что такое этюд?
- Присваивает новое знание, включает в собственную систему знаний приемы построения танцевальных комбинаций.
– Насыщенная лексика.
– Передача определенного эмоционального состояния.
– Добавить драматургию.
– Это довольно продолжительный творческий процесс, который требует анализа музыкального произведения, выбора выразительных средств, сочинения драматургического построения.
VII. Рефлексия образовательной деятельности.
Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности.
- Подводит итоги совместной деятельности, возвращение к целям занятия.
– А сейчас я предлагаю провести рефлексию нашей деятельности.
– Вспомните, какие цели в начале занятия каждый ставил для себя. Удалось ли совместить замысел с полученным результатом? В помощь вам предлагается клише.
Клише для рефлексии представлены на экране:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- У меня получилось…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
Оцениваю деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов.
Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.
Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду
Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.
Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей
Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ
На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции
Виды танцевальных занятий в детском саду
В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:
- ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
- ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
- хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.
Танцевальные занятия в системе работы ДОУ
В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.
Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.
Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф
Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ
Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:
- общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
- элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
- экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
- танцевальные движения;
- игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
- упражнения на релаксацию.
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
- приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
- галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
- переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
- шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
- русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
- вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
- шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.
На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов
Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду
Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Загадки и стихотворения
Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
- Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
- Серенький, пушистый,
Лесной побегайка,
Прыгает, резвится
Наш весёлый… (Зайка).
Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем
В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:
- У всех народов танцы есть,
В мире танцев нам не счесть!
Танго, ча-ча-ча, гопак,
И лезгинка, и трепак.
В танце кружатся народы,
Дружно водят хороводы,
Мы не можем больше ждать,
Тоже будем танцевать.
Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.
Беседа
Чтение
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
- погремушки (для младших дошкольников);
- султанчики, мячики (для отработки движений руками);
- ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
- элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческое задание может быть итогом изучения темы
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду
- нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
- устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
- ураган;
- грибной дождик;
- ливень;
- жару.
Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.
Игротанцы (танцы-игры)
Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.
Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени
Кружковая работа по ритмике в детском саду
Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.
Как провести танцевальное занятие в ДОУ
Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
- на построение и перестроение;
- отработка танцевальных шагов;
- общеразвивающие упражнения;
- музыкально-подвижные игры.
- Разучивание новых танцевальных движений;
- связывание их с уже знакомыми.
Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.
Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия
- Чух-чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.
Садись быстрее, прокачу!
Читайте также: