Конспект урока профилактика курения

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по профилактике курения у подростков

"Курение: сделай свой выбор!"

C оставитель: Соловьева А.О., должность - психолог.

Цели: профилактика курения среди подростков, ориентация на здоровый образ жизни.

- информировать о пагубном воздействии на организм человека химических веществ, входящих в состав сигареты;

- способствовать принятию решения в пользу отказа от курения в будущем;

- развенчание ложных представлений о курении;

- вырабатывать конструктивные альтернативы курению.

Возрастная категория: 12 - 17 лет.

Методы: информирование, социально-психологические, ролевые игры, групповая рефлексия, рисуночный метод, мультимедийный метод.

Используемые материалы: заранее подготовленные карточки, иллюстрации, ватман, маркеры,

Ход занятия

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы поднять и обсудить с вами очень важную тему, но сначала хотелось бы узнать ваше мнение по некоторым вопросам.

2. Разминка. Игра "Ассоциации".

Психолог по очереди предлагает участникам карточки со словами:

Здоровый образ жизни

Участники по очереди называют свои ассоциации на данное слово, затем могут показать его жестами, движениями. Возможен вариант, когда участникам раздаются карточки со словами, остальные должны угадать слово по жестам и ассоциациям.

3. Основная часть.

- Итак, сегодня я предлагаю вам обсудить тему курения: "Курение: сделай свой выбор!", так как несомненно это выбор каждого человека - курить или нет, какую компанию выбирать, вести ли здоровый образ жизни.

Всем известно, как вредно воздействие никотина на здоровье человека, на каждой пачке сигарет мы видим устрашающие предупреждения, почему же столько людей во всем мире продолжают курить? Потому что каждый надеется , что плохое может случиться с другими, но только не с ними. Не стоит обнадеживаться: здоровье страдает у всех курильщиков — независимо от возраста, стажа, количества, качества выкуриваемых сигарет. Медики считают сигарету оружием массового поражения. Россия на сегодняшний день является одним из лидеров среди курящих стран.

- Давайте посмотрим к какому выбору склонны именно вы, ребята. А наши выводы мы будем заносить на лист ватмана.

Упражнение "Магазин".

Участникам раздаются заранее заготовленные карточки с указанием семейных и других ролей, например "мама", "папа", "брат", "друг" и т.д., таких небольшое количество, остальные пустые. Работают те ребята, которым достались активные "роли", остальные наблюдают и дополняют.

Активные участники образуют "семью", которая идет в магазин за покупками, располагая определенной суммой денег. "Семья" обсуждает, что бы хотелось купить каждому члену семьи. На столе разложены карточки с названиями (изображениями) различных предметов (продуктов), в числе которых и сигареты. Важно, чтобы каждый "член семьи" обосновал свой выбор или отказ от покупки и в итоге желательно, чтобы все пришли к согласию.

4. Упражнение "Портрет курильщика".

Ведущий предлагает представить, как будет выглядеть человек, регулярно курящий 10 лет, а как выглядел бы он же, если бы вел здоровый образ жизни? Как меняется поведение, привычки человека под воздействием психоактивных веществ, в том числе никотина? С помощью наводящих вопросов дети подводятся к выводу, что никотин вызывает привыкание и заставляет человека менять свои привычки, поведение в худшую сторону. Затем ребятам предлагается нарисовать "Портрет курильщика". Каждый должен изобразить его так, как представляет и сделать краткую презентацию своей работы, после чего устраивается выставка работ и коллективно формулируются общие черты, присущие курильщику, которые заносятся на лист ватмана, например:

- тусклая, сухая кожа

- желтые зубы и ногти

- человек становится нервным

- неприятный запах и т.д.

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшую, но правдивую песенкуо вреде курения:

Звучит песня "Куренье - это яд" из мультфильма "Остров сокровищ".

Историческая справка

Первооткрывателем табака считается Христофор Колумб: "открыв" Америку, он также открыл и табакокурение. Высадившись в одной из частей современных США, он наблюдал обычай аборигенов, которых назвал индейцами, скручивать листья местного растения в трубочку, поджигать с одного конца и вдыхать его дым. Однако распространителем табакокурения, вопреки сложившемуся мифу, он не являлся. Напротив, участники экспедиции отрицательно отнеслись к этому обычаю, а один из них был казнен инквизицией, так как вдыхание дыма было расценено ею как связь с нечистой силой. Дальнейшее распространение табак получил после второй экспедиции к берегам Америки, когда в Испанию и Португалию были завезены семена растения.

Известны такие факты из истории табакокурения: в конце IVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади на всеобщее обозрение.

Французский король Людовик XIII издал указ о том, что только аптекари имеют право продавать табак, который в то время использовался как лекарство. В Турции за курение сажали на кол. В России курение также не приветствовалось; табак был завезен сюда в начале X VII века, а при царствовании Михаила Романова был издан указ: "Всех, у кого будет найден табак, надобно пытать и бить на "козле" кнутом, пока не признается, откуда добыл. ".

Информация о том, как курение влияет на здоровье

Давно известно, что вещества, содержащиеся в сигарете, усиливают развитие раковых клеток по причине того, что современные сигареты изготавливаются не столько из табака, сколько из различных химический веществ - в их состав входят 40 канцерогенов и 12 ко канцерогенов. Также в процессе горения сигареты образуются такие вредные соединения, как синильная кислота, сероводород, канцерогенные углероды, никотин, аммиак и множество других, каждое из которых является ядом и способствует интоксикации организма.

Большинство курильщиков используют сигареты с фильтром, надеясь, что это защитит их здоровье от вредного воздействия, но это является мифом - фильтр практически не способен избавить дым от содержащихся в нем вредных соединений и смол, самые высококачественные фильтры могут обезвредить лишь до 20% соединений.

Известны факты, что капля никотина способна убить трех лошадей, сразу всех рыбок в аквариуме, а пиявка немедленно прекращает пить кровь человека, в которой есть никотин, но и этого бывает достаточно для ее смерти. Курящий же человек постепенно, медленно, но верно разрушает свое здоровье.

Данные статистики говорят о том, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут, жизнь курящего мужчины - на 6,7 лет, женщины - на 5,3 года. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность среди курящих составляет 30 - 80% по сравнению с некурящими, виной чему различные хронические заболевания, характерные для курильщиков.

Пагубно сказывается вредная привычка и на половой системе человека, на способности иметь здоровое потомство, в первую очередь на тех молодых людях, которые закурили в раннем возрасте, то есть в 14 - 16 лет, так как организм еще не имеет надежной защиты от ядовитых веществ, поступающих в организм во время курения.

Организм подростка более чувствителен, поэтому смерть может наступить от выкуренных полпачки сигарет.

Итак, давайте послушаем о том, как именно разрушает курение главнейшие органы человека. Несколько участников подготовили краткие доклады от имени органов человека, как на них влияет вещество никотин:

1 . "Я - сердце" и я в первую очередь влияю от вредной привычки. Влияние никотина вызывает сужение кровеносных сосудов и учащает сердцебиение в четыре раза, что приводит к тахикардии, нарушению сердечного ритма и впоследствии к закупорке артерий и различным хроническим заболеваниям сердца. Регулярно курящий человек должен быть готов к таким серьезным последствиям, как инсульт, инфаркт миокарда, которые могут привести к слепоте( Иллюстрация сердца курильщика и здорового человека).

2. " Я - легкие" Курение затрудняет нормальное дыхание, приводит к хроническому бронхиту, а затем вызывает раковые заболевания. Медицине известен случай, когда при вскрытии умершего от рака легких курильщика с 25-летним стажем скальпель наткнулся на что-то твердое - оказалось, что в легких этого человека образовалось 1,5 кг угля . (Демонстрируются иллюстрации легких здорового человека и курильщика).

3. "Я - кожа" и я страдаю от курения не меньше других органов. Кожа курильщика довольно быстро становится сухой, стянутой и тусклой. На такой коже раньше появляются морщины, а также круги под глазами и пигментные пятна. Курящая девушка будет выглядеть старше, чем ее подруга. Если человек продолжает курить на его коже появляется купероз - сосудистая сеточка, а также из-за загрязнения и закупорки сосудов - угри и прыщи. (Иллюстрация кожи курильщика).

Высказывания известных людей о курении

Упражнение "Минздрав предупреждает: куренье - это яд!"

Группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает задание в результате обсуждения выработать логотип, предостерегающий людей от курения, так же придумать несколько альтернатив вредной привычке или же причин не курить, например - "Прогулки на велосипеде", "Спортивные увлечения" или "Уважение окружающих", "Страх болезни". Затем устраивается голосование за лучший логотип. Критерии оценивания - важно, чтобы логотип отражал опасность курения и привлекательность здорового образа жизни.

Упражнение на закрепление "Мифы о курении"

- Вокруг проблемы курения сложилось немалое количество мифов, которые, к сожалению, значительно занижают опасность этого явления в понимании подростков.

Психолог предлагает развенчать некоторые из этих мифов и с этой целью предлагает участникам заранее подготовленные карточки с формулировками мифов на тему курения, желающие отвечают, остальные вносят дополнения, выводы заносятся на лист ватмана:

Миф №1. Фильтр может защитить от вредных веществ, содержащихся в сигарете. (Фильтр не является надежной защитой, он способен защитить не более чем от 20 % вредных соединений).

Миф №2. Смертельно опасные последствия курения коснуться кого угодно, кроме меня. (Курение пагубно влияет на любой организм тем сильнее, чем больше сигарет выкуривает человек и чем больше его стаж).

Миф №3. Курение тонких или легких сигарет не так сильно вредит здоровью. (Сигарета любой формы и длины содержит табак, который при сгорании дает 4000 вредных соединений).

Миф №4. Сигарета помогает расслабиться и снять стресс. (Недолгий "седативный" эффект вызван в большей степени привычкой к ритуалу, а затем оборачивается еще большей раздражительностью и нервозностью.). Миф №5. Вред пассивного курения значительно преувеличен. (Специалисты доказали, что вред и опасность пассивного курения не преувеличена. Дым, который выделяется сигаретой при сгорании табака содержит в 50 раз больше канцерогенов, вдвое больше смол и никотина, в пять раз больше окиси углерода и в 50 раз больше аммиака. Дети, родители которых курят в присутствии ребенка, плохо спят и имеет плохой аппетит. Они могут отставать от своих сверстников в умственном и физическом развитии).

Игра "Сделай свой выбор!"

Игра проводится также в микрогруппах, каждая из которых получает задание найти как можно больше аргументов для отказа от курения. Предлагаются ситуации:

- одноклассник взял сигареты у отца и предложил попробовать впервые покурить;

- друг (подруга) просит разрешения временно оставить пачку сигарет у тебя;

- знакомый, который младше тебя на несколько лет, просит купить ему сигареты, так как ему не продают и т.п.

- Теперь, ребята, когда все убедились в той угрозе, которую представляет собой курение, я надеюсь, что вы готовы сделать правильный выбор. Спасибо за внимание!

Занятие для ребят 13-15лет. Раскрывается информация о табаке, последствиях курения. В ходе общения дети анализируют о том какое влияние оказывает курение на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.)

ВложениеРазмер
vashe_zdorove_v_vashikh_rukakh.docx 31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика курения «Ваше здоровье в ваших руках"

• Формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

• Предоставить подросткам объективную информацию о табаке, последствиях курения; сформировать представления о негативном влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.)

• Воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

• В результате мероприятия предполагается, что подростки обратят внимание на собственное здоровье и здоровье своих родителей;

• Побудить ребят отказаться от курения;

Мероприятие должно закончиться созданием стенгазет; буклетов; сказок для младших школьников, направленных на пропаганду здорового образа жизни и отказ от курения; рисунков, для пачки сигарет (чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое).

Оборудование : бейджики, мультимедиа, ватман, фломастеры, иллюстрации, чистые листы бумаги, карандаши, клей, ножницы и т.д.

Добрый день, ребята!

2. Принятие правил работы в группе.

Я предлагаю вам правила работы в группе и каждый из вас примет личную ответственность за их исполнение.

-молчание во время слушания;

-передача слова прикосновением.

-Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня? И что хотите услышать, узнать?

- Цель нашего занятия: рассказать об истории табака, дать вам правдивую информацию о влиянии табака на организм человека, экологию, ваш успех в дальнейшей жизни.

Инструкция: При помощи считалочки поделиться на две группы. Теперь обе группы выстраиваются одна напротив другой. (кот, собака)

-Участник первой группы старается установить контакт с участником второй группы. Используя слова:

-МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ, КОГДА ТЫ… (и назвать какое-либо из действий: улыбаешься, говоришь, сидишь молча, смеёшься и т.д.), участник, к которому обращались, протягивает руку тому, кто говорил, и берёт его к себе в команду. Игра идёт до тех пор, пока все участники не получат комплимент.

Кажется, что в молодости просто необходимо рисковать, нарушать запреты, бросать вызовы и вообще все ниспровергать. Жизнь только начинается. Почти ничего еще неизведанно, неиспробовано. А попробовать хочется. Особенно, когда это связано с риском. И частенько с риском для здоровья и жизни. Первая сигарета. Первая рюмка крепкого алкогольного напитка.… Конечно же, окружающие нас люди могут по - разному влиять на нас. Поэтому очень важно уметь разбираться в характере оказываемого на нас влияния, отличать положительное от отрицательного. И самое главное, важно научиться самостоятельно, принимать решение, которое не наносило бы вреда собственным интересам и здоровью.

6. История о табаке, сигаретах.

У вас на столе у каждой группы лежат истории о табаке, сигаретах и курильщиках. Ваша задача прочитать свою историю и каждому из группы нужно рассказать присутствующим о том, что вы узнали. (Предложения между собой распределите сами.)

(Ребята читают истории, распределяют информацию, рассказывают другим 10-15 мин.)

7. Влияние никотина на организм человека.

8. Влияние на экологию.

-А сейчас я предоставляю слово эксперту.

(Выступление учителя экологии)

Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.

Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

9. Социологические исследования.

У вас на столах есть данные о курящих в разных станах. Расскажите о них.

1группа. В США ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечнососудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.

В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более150 миллионов фунтов стерлингов.

Польша. По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.

Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.

2. Группа. Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть

Франция. Курение выходит из моды у юных французов.

Регионы РФ забили тревогу о неснижающихся темпах роста количества курильщиков среди молодых людей, а также о снижении возраста курильщиков. Из опубликованных наиболее высокими данные показатели оказались в Бурятии, где, согласно социологическим опросам, курят 75 процентов юношей и 37 процентов девушек.

10.Мифы о курении.

-Среди курильщиков существуют различные мифы, давайте послушаем их.

Миф первый: Курево успокаивает нервы и спасает от стрессов.

Миф второй: Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.

- Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что, впоследствии, может привести к заболеванию раком не самих легких, а, так называемой, легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

Миф четвертый: Столько людей в мире курят, и ничего – живут.

- ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и раком легких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечно-сосудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.

11. Психологический тренинг.

-Часто ребята начинают курить из-за того, что им предложил кто-то из старших ребят, из боязни, что их могут побить, если они не согласятся. Тем самым они показывают, что они слабые, бояться быть ответственным перед самим собой.

-Сейчас вам предлагается поиграть. У вас лежат жизненные ситуации, которые часто происходят с подростками. Ваша задача прочитать ситуацию и дать убедительный отказ тому, кто предлагает закурить.

Ситуация 1: Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошли приятели Сережа, Женя и Витя. “Пошли с нами”, - сказал Витя и показал что-то, спрятанное под курткой. Андрей не сразу, но разглядел горлышко бутылки с вином. “Нет”, - возразил он…..

Ситуация 2: Миша пришел на день рождения к однокласснику. Там уже собрались сверстники. Саша достал из кармана сигареты и предложил побаловаться. Петя охотно согласился (подумаешь, один раз), а Миша решительно отказался…

Ситуация 3: Ребята, жившие в одном доме, решили встретиться в новогоднюю ночь во дворе, чтобы покататься с горки. Родители разрешили. Саша зашел за Андреем, затем вместе направились за Сережей и Виталиком. Виталик почему-то долго копался в своей комнате, а когда вышли на улицу, сказал: “А я что принес!” - и достал спрятанную бутылку с вином. “Вот это да!” - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: …

Ситуация 4: Девушки собрались у Тани послушать новые диски. Да и потанцевать под хорошую музыку разве плохо? После танца разгоряченные и взбудораженные девчата решили отдохнуть. И тут Катя предложила оттянуться. Родителей не было дома, а на полочке в стенке лежала открытая пачка папиных сигарет: почему бы не попробовать? Достав одну, она протянула зажженную сигарету Маше, та нерешительно протянула руку, но тут же отдернула ее и сказала:….

-Умение отказаться от предложенных сигарет – это показатель вашей взрослости, вашей самостоятельности. Если вы откажетесь от курения, вы можете собой гордиться. Значит, в этой жизни вы сможете добиться самого лучшего в жизни.

11. Творческая работа учащихся .

- Вы подошли к самому ответственному заданию. Ваша группа должна создать проект, который будет направлен на пропаганду здорового образа жизни и отказ от курения. Предлагается нарисовать стенгазету, создать буклет, написать сказку для младших школьников, рисунки против табака; рисунки для пачки сигарет, чтобы он они вызвали отвращение.

13. Анкета обратной связи

-Ваше настроение. Изменилось ли оно? Что то было на занятии полезным для вас?

Конспект занятия c детьми младшего школьного возраста.

ЗОЖ и ранняя профилактика табакокурения.

Давыдова Ирина Петровна

Аннотация.

Поэтому на занятиях я говорю детям о необходимости вести здоровый образ жизни. Воспитанники должны знать о пользе для организма утренней зарядки, спортивных часов и уроков физкультуры. Все мы, работая с детьми из неблагополучных семей, должны воспитывать в них самостоятельность, научить различать хорошее и плохое; что полезно, а что вредно, что можно пробовать на вкус, а что нет; научить определять для себя круг людей, кому можно доверять, а к кому относиться с опаской; способствовать воспитанию бережного отношения, прежде всего, к своему здоровью.

На данном профилактическом занятии используются элементы экспериментирования, что является основой познавательной деятельности. Кроме того, использован разнообразный наглядный и раздаточный материал, элементы поисковой деятельности, когда дети самостоятельно стараются найти ответ на поставленный вопрос при помощи ребусов и загадок, а так же игровой момент. Задания дети выполняют индивидуально или парами. Всё это, а также использование современных ИКТ позволяет поддерживать интерес воспитанников на протяжении всего занятия и даёт возможность для достижения поставленных целей и задач.

Цель: Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи:

- обобщить знания детей о здоровом образе жизни;

- познакомить воспитанников с правилами ведения здорового образа жизни.

- развивать стремление детей сохранять своё здоровье;

- развивать кругозор и словарный запас.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная установка, ноутбук, мяч, макет солнца с лучами, 3 пластиковых прозрачных стаканчика с водой, пипетка с йодом.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

2. Даль В. И. Русские народные пословицы и поговорки. - М. : Просв., 1990.

План занятия:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Составляющие ЗОЖ:

загадки о предметах личной гигиены;

иллюстрации о правильном питании;

ребус о режиме дня;

5. Плохие привычки

6. Табакокурение. Опыт со стаканчиками.

3. Заключительная часть

2. Обобщение. Выводы

Ход занятия:

1. Вводная часть.

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для каждого из вас подарок. Это цветок. Но цветок необычный, это волшебный цветик – семицветик, который может выполнить 1 ваше желание (раздаю каждому ребенку цветок с цветными лепестками, на каждом из которых написано одно желание. Приложение 1)

В: Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках (счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота). Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток.

2. Основная часть.

В: Какой лепесток вы выбрали? Почему именно этот лепесток?

(Выслушиваются мнения детей по желанию)

В: Правильно. Это значит, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги. А если человек болеет, то ему приходится тратить очень много средств на лекарства и лечение.

В: Мудрые люди придумали много пословиц и поговорок о здоровье. И сейчас мы некоторые из этих пословиц прочитаем. Но сначала их надо собрать.

(Работа в парах. Раздаю детям 2 вида карточек: красные и синие. На красных-начало пословицы, на синих- окончание. Дети в парах советуются друг с другом и правильно составляют пословицы. Приложение 2)

В: Давайте проверим себя и прочитаем пословицы, которые у нас получились. А на экране мы увидим правильный ответ (слайды 2- 6)

В: Молодцы, вы все правильно справились с этим заданием.

3. Составляющие ЗОЖ.

В: Ребята, скажите, а что нужно цветам, чтобы они росли красивыми и долго оставались свежими и цветущими? (Ответы детей) Правильно, для этого нужна вода и, конечно, солнце. Так же и в нашей жизни: здоровье - это солнышко, которое помогает нам жить долго, счастливо и быть красивыми.

В: Посмотрите, у нас на доске солнце. Представим, что это наше здоровье. Но у него пока нет лучей. Лучи-это то, что помогает нам сохранить и укрепить наше здоровье. Чтобы узнать какие лучики будут у нашего солнца, нам нужно выполнить некоторые задания.

В: Первое задание - загадки.

В: Скажите, для чего нам нужны все эти предметы? Правильно, для нашей личной гигиены. Первый лучик нашего солнца- личная гигиена (прикрепляю лучик на доску к солнцу)

В: Чтобы узнать следующий лучик, посмотрите на экран (слайд 7) Что там изображено? (Ответы детей: овощи, фрукты, молоко, каша и др.) Как вы думаете, почему я вам показала эту картинку? (Ответы детей)

В: Верно, молодцы. Все эти продукты полезные и необходимые человеку, что бы быть здоровым. Итак, следующий наш лучик-это правильное питание (прикрепляю лучик)

В: Следующее задание- это ребус. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать, что здесь зашифровано (слайд 8) Ответ: режим дня.

В: Итак, мы узнали еще одну составляющую нашего здоровья- это соблюдение режима дня и крепкий сон (прикрепляю лучик на доску)

В: А следующее задание вы выполните в парах (раздаю карточки с заданием). На ваших карточках зашифрована пословица о том, что еще сохранит наше здоровье. Расшифруйте и запишите ответ на листочке, чтобы не забыть. Кто выполнит задание-поднимайте руку.

В: Какая пословица у вас получилась? (Двигайся больше -проживёшь дольше) Что это значит? Как вы думаете, как мы назовём следующий наш лучик? (Физкультура и закаливание)

В: (прикрепляю лучик) Вот и нам пришла пора немного подвигаться и отдохнуть. Нам нужно встать со своих мест и выйти на середину комнаты. Я буду читать стихотворение, а вы вместе со мной будете выполнять движения.

Давно доказано на деле:

Здоровый дух в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя.

Зарядка всем нужна, друзья!

Ну-ка, проведем разминку.

Смотрим вверх, прогнули спинку,

Руки вкрест перед собой.

Покажите радость встречи,

Руки положив на плечи.

Покачались, как качели,

Снова встали, сели, встали,

Пальцы сжали и разжали.

5. Плохие привычки

6. Табакокурение. Опыт со стаканчиками.

В: Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать и посмотреть историю про трёх друзей.

(Рассказываю историю и провожу опыт)

Вывод: табакокурение, как и другие плохие привычки, очень вредят нашему здоровью. Важно не только самим никогда не курить, но и не находиться рядом с теми, кто курит, не дышать этим дымом. Потому, что даже немного табачного дыма может нанести непоправимый вред здоровью. Наше здоровье зависит только от нас самих.

В: Итак, ребята, все эти лучики у нашего солнца мы можем назвать здоровый образ жизни (убираю тучки, прикрепляю на серединку солнца надпись ЗОЖ) Только те люди, которые ведут здоровый образ жизни, смогут быть здоровыми долгие годы.

3. Заключительная часть

В: Молодцы, вы очень внимательные. Садитесь на свои места. В конце нашего занятия я хочу подарить вам подсказки, на которых написаны правила здорового образа жизни (раздаю детям памятки. Приложение 6). Давайте вместе прочитаем их.

В: Сохраните эту памятку и иногда перечитывайте, чтобы не забыть.

2. Обобщение. Выводы

В: Ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Здоровье- это самое важное в жизни человека. Если у человека слабое здоровье, ему очень трудно жить. Чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, нужно соблюдать несложные правила и вести здоровый образ жизни. Помните, наше здоровье в наших руках! Я желаю всем вам быть здоровыми и красивыми.

В: А домашнее задание для вас будем таким. Расскажите трём своим друзьям о том, что сегодня полезного вы узнали на занятии и поделитесь с ними Правилами ЗОЖ. На следующем занятии вы расскажете нам, с кем из ваших друзей вы поделились этой важной информацией.

Приложение 3

Для кудрей и хохолков.

И под каждым, под зубком –

Лягут волосы рядком (расческа)

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос (носовой платок)

Ей спины моей не жалко –

С мылом трет меня - …. (мочалка)

Чтобы долго быть зубастым,

Чистить зубы надо …. (пастой)

А у пасты есть подружка.

Чистит зуб, старается.

Скажи, как называется? (зубная щетка)

Приложение 4

1. ДВИ 3. СЯ 11. ЛЬ 5. ШЕ

12. ШЕ 8. ВЕ 2. ГАЙ 9. ШЬ

6. ПРО 4. БОЛЬ 10. ДО 7. ЖИ

Приложение 5

Как за столиком в буфете

Дядя курит – дым столбом!

Выбрось, дядя, сигарету -

Задымилось всё кругом!

Ну зачем ты, дядя, куришь?

И не слушаешь врача;

Почернел ты, будто буря,

Как на юге саранча!

Всех ты ядом травишь, дядя!

И себя не бережёшь;

Всё дымишь, на стену глядя!

Всё внутри себе сожжёшь.

Прикреплённые файлы:

Цель занятия – предупреждение появления вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста.

- выявить основные причины курения у учащихся;

- проследить результат давления на принятие решений;

- учиться противостоять разрушающему влиянию сверстников;

- формировать желание быть победителем в сложных ситуациях.

I. Вводная часть.

- Сегодня на уроке мы поговорим о курении. Скажите, ребята, знаете ли вы о вреде курения? Задавая этот вопрос второклассникам, я часто слышу утвердительный ответ, и, тем не менее, среди них есть уже пробовавшие курить. Возможно, такие есть и среди вас?

- Что говорят ваши родители о курении. И все же, вы видите огромное количество курящих взрослых, в том числе и родителей! Так?

- Где же выход и истина? Возникала ли у вас такая проблема: знаете о вреде курения, но многие факторы вокруг вас говорят об обратном и подталкивают вас к сигарете?

- К концу урока мы должны подойти к решению вопроса: что может подтолкнуть меня к сигарете и как этому противостоять?!

II. Основная часть.

1. Эксперимент с баночками.

- Предлагаю провести небольшой эксперимент, который поможет нам выявить первую причину курения!

По рядам передаются баночки с отвратительными запахами. Ребята должны понюхать, не разглядывая, и быстро передать дальше. Учитель обращается к сидящим на последних партах:

- Ребята, вы слышали и видели реакцию на содержимое баночек у впереди сидящих : отвращение, и, тем не менее, вы тоже понюхали! Почему? (“Было интересно!”)

- Вы сами назвали одну из причин курения – интерес, любопытство. (Большинство пробуют не потому, что запах приятен, а так как интересно узнать, что это такое, к чему так привязаны многие взрослые.)

Учитель фиксирует первую распространенную причину курения..

2. Рисунок-работа в парах.

- Чтобы найти следующую причину курения в раннем возрасте, выполним задание “Рисунок”. Возьмите одну на двоих ручку и один лист. Теперь каждый из вас будет рисовать свой рисунок, не сообщая о нем соседу! Одной ручкой одновременно, т.е. держите вместе, и на одном листочке! (3 мин.)

- Покажите, что у вас получилось и расскажите, что вы чувствовали. Какие у вас были ощущения от такой совместной работы?

Кто-то расскажет, что настойчиво рисовал свое, кто-то посчитал, что легче сдаться и стал водить своей рукой чужой рисунок! Делаем вывод, что так же и в жизни - при давлении на нас нам порой легче подчиниться, чем вести свою линию! Мы не умеем сказать: “Нет”, а это так необходимо во многих ситуациях!

-Выведите из этого эксперимента вторую причину курения, распространенную среди подростков!

- Это давление.

3. Пантомима (учитель читает текст, а 3 ученика изображают):

Как-то Вася шел домой, шел домой,
По деревянной мостовой Вася шел домой.
“Эй, дружище!” - вдруг услышал он,
Как окликнул друг его Семен.

Сеня быстро подошел и сказал: “Привет!”
Вынул пачку сигарет, пачку сигарет:
- Хочешь, на-ка закури скорей,
Вася, станешь сразу всех смелей!

Вася думал, как тут быть, как тут быть?
Чтобы трусом не прослыть, надо закурить.
Вдруг он вспомнил… мамины слова:
- Вася, сына, не кури ты никогда!

Если будешь ты курить, зубы начнут гнить.
Запах будет изо рта – станешь ты смердить.
В деснах – язвы, рак ждет у ворот…
Незаметно враг к тебе войдет!

- Телевизор смотришь или нет?
Там ковбой крутой в дыме сигарет.
- Вася, умер тот ковбой давно.
О раке легких не говорят в кино!

- “Винстон”, “Мальборо”, “LD” -
Лучшие друзья,
И в компании любой
Примут все тебя!

- Вспомни, Васенька, как смола течет
Прямо с этих сигарет в твой упрямый рот!
Ею можно лодку осмолить.
Как же дальше будешь с этим жить?

Покачал наш Василек светлой головой:
- Нет уж, Сеня дорогой, тут я не с тобой.
- Что же, струсил, значит, ты - слабак?!
- Слабый тот, кто отказать не знает как.

Я имею силу сказать “нет”
Этой грязи в пачке сигарет!
И с улыбкой на лице Вася шел домой.
Он сделал выбор для себя,
Сегодня выбор твой.

- Что же помогло Васе противостоять?

- Подростку, который отделяет себя от родителей, ощущает свою зависимость от друзей, трудно преодолеть давление сверстников и противостоять их дурному влиянию.

Но вы должны знать, насколько опасно, когда за вас принимают неправильные решения! Даже у хороших друзей есть плохие привычки, я не обязан их одобрять. Именно МНЕ дано право принимать жизненно важные решения и делать свой выбор. Через много лет заядлый курильщик не сможет обвинить кого-то, что начал курить – он сделал это сам! Не будь безвольным рабом сигареты!

- Сегодня ваша сила будет в том, чтобы суметь сказать: “Нет, спасибо! Я хочу прожить жизнь без сигарет!”, так как герой не тот, кто курит, а тот, у кого хватает смелости сказать “нет”.

4. Проигрывание с удочкой и рыбками.

- Представьте себе двоих ребят (в виде рыбок). Один из них плавает и думает: “Если закурю, то сразу стану взрослым, независимым, девочке понравлюсь, друзья начнут уважать…” Рисовал он такие картины в своем воображении, рисовал, и в один день показалась “приманка” на крючке – ему представилась возможность закурить. (К рыбке с магнитом подносим удочку с магнитом)

- Как вы думаете, попадется он на крючок? Да, он на крючке сигареты. Его неправильные представления о взрослении и важности подтолкнули на этот крючок!

- Легко ли рыбе сорваться с крючка? Это стоит ей больших усилий, так же трудно освободиться от курения!

Один взрослый мужчина сказал: “Думал, я осилю сигарету, но это она осилила меня”.


Вывод: третья причина курения – ложные представления. (Это модно, круто…Я стану взрослее, меня начнут уважать…) Однако, известно, что рано начавшие курить ребята, отстают от своих ровесников в развитии: и в умственном, и в физиологическом, и в социальном. Так, они не достигают успеха не только в учебной деятельности и спорте, на уроках физкультуры, но и продолжают по-детски реагировать на трудные ситуации: больше конфликтуют со взрослыми, ссорятся с ровесниками, не умеют самостоятельно принимать зрелые решения! Особенно в финансовых вопросах! Сигарета не помогает им взрослеть! Они обманули себя!

5. Опыт с “Пепси-колой”.

- Знаете ли вы, какие продукты входят в состав этого напитка? - Сахар, кофеин, кукурузный сироп, пищевые красители, консерванты, газированная вода.

- Как вы думаете, что произойдет, если я добавлю еще один новый ингредиент? Добавим к напитку немного соли. Как она повлияла на “Пепси-колу”? (Происходит бурная реакция – пена поднимается до края стакана)

- Что произойдет, если я добавлю в два раза больше соли?

Прежней бурной реакции уже не произошло, но изменится вкус и цвет.

- Почему уже нет той реакции? Что показывает наш эксперимент, если “Пепси-кола” символизирует человеческий организм, а соль наркотическое вещество, которое находится и в сигаретах, и в наркотиках, и в алкоголе?

Дети хорошо анализируют и говорят, что для организма наркотическое вещество сначала в новинку. Организм с трудом его принимает и будет отторгать. Но со временем человек его приучает, никотин становится частью организма, т.е. происходит привыкание! Бурной реакции мы уже не видим. Однако, от любого наркотика у зависимого появляется потребность в большей дозе!

- Может ли “Пепси-кола” выполнить свое первоначальное предназначение?

– Нет, вкус испортился, а соль только усиливает жажду, изменился цвет напитка. Все это говорит, что изменения в организме от никотина коснутся каждой клеточки, ничто не останется незагрязненным!

Приходим к выводу о четвертой причине курения – привыкании, потребности в больших дозах.

- Табачный дым состоит из 4000 химических элементов.196 из них – ядовитые вещества! 14 из них вызывают устойчивую зависимость! Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ! Курение будет разрушать все его органы.

6. Картина “Раб сигареты”.

- Предлагаю рассмотреть курящего человека в старшем возрасте. Он – раб сигареты!


Почему так постарело его тело? Как он спустился вниз на самое дно? Легко ли ему будет снова подняться наверх? Найдите ответы на эти вопросы к следующему занятию, где раскроем все последствия от курения для человека и школьника особенно!

III. Заключительная часть.

- Скажите, пожалуйста, сигарета жизненно необходима нашему организму?

- Она прибавляет нам здоровья?

- Она делает нас успешнее в жизни? А давление на нас через сигарету происходит?

- Тогда какой важный вывод вы можете сделать с сегодняшнего занятия?

- Давайте утвердим ваше решение, проговорив его вместе, словно мы в роли Васи даем отпор другу: “Нет, спасибо. Я хочу прожить свою жизнь без сигарет!”

С учащимися младших классов можно встать и изобразить (жестами, интонацией), как можно эту фразу произнести.

- Не бойтесь потерять отношения с таким другом. Вы будете делать выбор, зная, что побеждаете в этой ситуации, а не попадаете беспомощно на крючок сигареты!

- Как вы думаете, каким качеством обладают победители?

(Смелостью, сам принимает решения - ни от кого не зависит, упорно идет к своей цели и не позволяет вредным привычкам разрушить себя)

- Желаю вам из любой сложной жизненной ситуации, в том числе с курением, выходить победителями!


На занятии происходит формирование интереса к здоровому образу жизни, Информирование подростков о вреде курения; обсуждение причин употребления табака; обсуждение мифов и реальностей воздействия курения на организм; тренировка приёма отказа от курения.

Описание разработки

Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.

Задачи: информировать подростков о вреде курения; обсудить причины употребления табака; обсудить мифы и реальность воздействия курения на организм; научить приёму отказа от курения.

Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры, наглядный материал.

Ход занятия

I. Исследование проблемы

- Ребята, какие вредные привычки вы знаете? (Ответы: грызть ногти, плеваться и т. д. )

- Вы правы, что все эти привычки неприятны для людей и вредны для того, кто имеет такую привычку. Сегодня мы поговорим об одной вредной привычке: курении. Как вы думаете какой процент людей, населяющих нашу планету курит? (Ответы).

- Сигареты курят около 30% населения планеты. Причем, даже одна выкуренная сигарета в неделю уже приводит к табачной зависимости. Злостные курильщики выкуривают более 20 сигарет в день.

II. Мозговой штурм

Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это слишком дорого; это вызов другим – показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители негативно относятся к курению, не модно.

Причины курить: (зачитываем на доске и обсуждаем каждую причину) стресс и проблемы (объяснить учащимся, что проблема не решается с помощью сигареты); курение снимает раздражение (объяснить, что эффект краткосрочный и только приводит к ещё большей зависимости); все друзья курят (объяснить, что не всегда друзья делают правильные вещи); я выгляжу старше; курение помогает похудеть; курение отвлекает от скуки; чувство независимости.

III. Беседа о последствиях курения

- Ребята, как вы считаете, из 100% больных раком лёгким какой процент составляют курильщики? (Ответы).

- 90% больных раком – курили.

- А сколько минут уносит одна сигарета? (Ответы).

- Выкуренная сигарета уносит 6 минут жизни. Кроме того, наркологи считают, что курение – это ступенька к употреблению наркотиков.

Может ли курильщик навредить людям, которые находятся в непосредственной близости с ним, не курят, но невольно вдыхают дым? (Ответы).

- На самом деле может, поскольку курение бывает как активным, так и пассивным. Активное курение – вредная привычка по вдыханию дыма горящих сигарет, сигар или папирос. Пассивное курение – вдыхание некурящими людьми табачного дыма, содержащегося в воздухе.

При курении образуются два потока дыма:

  • основной – дым попадает в лёгкие того, кто курит;
  • побочный – дым попадает в окружающий воздух.

Пассивное курение также вредно для здоровья, как и активное – разница только в интенсивности воздействия.

Кроме того табачный дым состоит из многих вредных компонентов. Сейчас мы с вами посмотрим, из чего состоит сигарета (раздаём наглядный материал и обсуждаем состав).

- Как вы видите, ребята, сигарета – это очень опасный враг нашего здоровья.

- Ребята, как вы думаете, курить начинают в группе или в одиночестве? (Ответы).

- Действительно, курить обычно начинают в группе. Как правило, это происходит потому, что у начинающего курильщика не хватает силы воли или смелости, чтобы отказать тому, кто предлагает первую сигарету. А ведь так важно суметь отказать, чтобы не попасть в зависимость.

V. Рефлексия

- Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать после полученной вами сегодня информации:

1. На самом деле курение сейчас не в моде, все больше людей бросают курить. Сегодня в моде спорт и здоровый образ жизни.

2. Сигареты не являются успокаивающим средством, они не решают проблем.

3. Курильщик может не сразу ощутить вред от сигареты, но это не означает, что пагубных последствий не будет.

4. Дым от сигарет вреден для некурящих.

5. Нужно твёрдо отказывать тем, кто предлагает покурить.

VI. Завершение занятия

Читайте также: