План конспект по русскому языку 1 класс русский алфавит или азбука

Обновлено: 05.07.2024

Цели: обобщить первоначальные сведения об азбуке, определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита, развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету, воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: алфавит (таблица), буквы алфавита, выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве “Алфавит”, домики для букв, учебник А.В. Поляковой “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение”2001), карточки для игры “Алфавит – художник”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель. Отгадайте загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.

Дети. Азбука. Алфавит.

Учитель. А как вы догадались? (Дети отвечают)

Так что это: алфавит, или азбука?

Дети. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке.

Учитель. Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?

Дети. Синонимы.

Учитель. Что такое синонимы?

Дети. Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Учитель. Какие вы знаете ещё загадки об алфавите?

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)

Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их . (Азбука)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)

Учитель. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Дети. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель. Зачем нам нужно изучать эту тему?

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д.

Учитель. Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. (Дети называют) Что мы знаем о русской азбуке?

Дети. В русской азбуке тридцать три буквы.

Учитель. Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

  • Буквы, которые обозначают гласные звуки (красный домик).
  • Буквы, которые обозначают согласные звуки (синий домик).
  • А этот домик для каких букв?

Дети. Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

Учитель. Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

Откройте учебник на стр. 35 упражнение №53.

Стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука” читаем хором, а затем по ролям.

(Слова автора)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
на одной живут странице,
А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

(Говоришь ты)

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

(Твоя подружка)

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

Дети. Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ. (Записывают в тетрадь эти буквы)

Учитель. А сейчас давайте споём песенку “Алфавит”.

(Дети поют песню Г. Струве “Алфавит” приложение 1)

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

Учитель. На какие группы можно разделить слова?

Дети. Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение.

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.

Учитель. В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

Дети. Вол, оса, ель, зуб.

Учитель. Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Вол, ель, зуб, оса.

Учитель. Поиграем в игру “Печатная машинка” (используются слова из предыдущего задания). Каждому из вас присваивается буква алфавита (или две буквы).

Я произношу слово, а ребята, которым присвоены эти буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой эти буквы стоят в данном слове. Когда слово напечатано, все дети, которые печатали, хлопают в ладоши вместе.

Проводится игра.

Учитель. Выставка книг. Вот какие книги можно прочитать про алфавит, буквы:

В.Я. Данько “Загадочные буквы”

А.А. Шибаев “Что придумали буквы”

С.В. Михалков “Азбука”

С.Я. Маршак “Весёлое путешествие от А до Я”

Г. Соколов “Про букву А”

Я.А. Козловский “Про букву Ф и букву П”

Б.В. Заходер “Песенка-азбука”

В.В. Голявкин “Яандреев” и др.

Учитель. А сейчас посмотрите инсценировку рассказа Л. Каминского “Что в кармане?” ( Приложение №2)

Дети показывают инсценировку.

Учитель. “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка. ( Приложение №3) Какие задания можно предложить? (Раскрасить, самим. Попробовать составить аналогичное задание)

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_r._yazyku.docx 60.08 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 1-а классе

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска Моск. области

Митрофанова Наталья Георгиевна

Предмет: русский язык

Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

Рисунки с буквами алфавита

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву. (А)

  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

3.Самоопределение к деятельности.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )

- Что можете сказать про букву Л?

- Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И ? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А ? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

  • 2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .

- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ

4. Работа по теме урока.

1).Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он .

  • 2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф

-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

Дом сторожит. (Собака).

  • 1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • -С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

  • 2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит.

10. Самостоятельная работа.

- Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.

- Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся с одной и той же буквы?

Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.

  • 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

11. Практическое пользование алфавитом.

- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

Проверка с доски

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я

13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

14. Домашнее задание

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента.

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально.


Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом.





Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Цель урока: формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями.

Задачи урока:
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение, развитие образной памяти, логического мышления, речи; -формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

-освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

-устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

-умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

-усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

-формирование нравственно-этических качеств личности;

-воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

-Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

-умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

-выполнять практические упражнения;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

-определение цели своего обучения;

-устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

-анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Доброе утро всем! (слайд 1)

Я скажу слова"Доброе утро . " и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам. (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам.

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы.

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! .

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! .

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия.

1.Минутка чистописания (слайд 2-3 – напомнить как правильно пишутся буквы н и п)

- Откройте тетради, запишите число.

1. Пятая буква русского алфавита Д?

2. В русском алфавите 6 гласных букв?

4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?

5. В русском алфавите 32 буквы?

2.Самопроверка (слайд 4)

- Установи закономерность и допиши строчку до конца.

- Подчеркни самую красивую букву.

III. Постановка цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели

- Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока (слайд 5)

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит.

НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках.

-Что такое алфавит?

-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.

-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

-Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).

-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?

- Как вы думаете, зачем нужен алфавит? (слайд 8)

-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.

(Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)

- А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

- Почему так важно знать порядок букв?

- Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 7 (с. 55).

-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)

-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?

Подготовка руки к письму

Большой пальчик мы потрём

Средний с вами мы погладим

А мизинчик разотрём

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

(Выполняем задание коллективно)

VI.Словарная работа ( работа в словариках)

- Что означают слова ученик, ученица?

- Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

VII. Физкультминутка

Цель: снятие утомления.

VIII.Работа в паре.

Комментарий для учителя: В учебнике допущена опечатка: пятая буква стоит перед буквой Ё.

- Прочитайте задание. Обсудите его в парах. (правила работы в паре)

Какое слово у вас получилось? (Учитель.)

IX. Работа у доски (Выполняем задания у доски по одному).

-Придумайте предложения с этим словом.

-Запишите: Учитель читает книгу.

1задание — обозначить ударение в словах

2 задание — указать кол-во слогов

3 задание — разделить на слоги

4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения

X.Контроль и проверка знаний.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Самостоятельная работа по карточкам.

1уровень: Расположи слова в алфавитном порядке.

2 уровень: Укажи ударение.

1 вариант: ученик, ворона, деревня, пенал.

2 вариант: заяц, учитель, воробей, молоко.

XI.Работа по электронному приложению к учебнику ( 1-2 задания и проверочная работа)

XII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

Подведем итог. Закончите фразы:

- Я узнал(а), что алфавит – это…

- Мне не понравилось…

-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Вы замечательно потрудились. Очень жаль, что путь недолог, И заканчивать пора, Но на следующем уроке Вновь продолжится игра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе

Предмет: русский язык

Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии : деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы : индивидуальная, парная, групповая.

- формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями;

Задачи урока:
- развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развитие образной памяти, логического мышления, речи; - формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

выполнять практические упражнения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

определение цели своего обучения;

устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.

Основные понятия: азбука, алфавит, звуки, буквы.

Основные: 1 . Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.

Дополнительные : компьютер с видеопроектором, магниты и школьная доска.

Ресурсы сети Интернет:

Организационный момент

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(Проверка готовности к уроку)

Актуализация знаний

.Минутка чистописания

- Сейчас у нас минутка чистописания.

- Какая задача стоит перед нами? (Пиши красиво).

3. Словарная работа.

- Сегодня мы пропишем соединение –ОРО-, оно часто встречается в словарных словах.

- Догадайтесь, какое словарное слово зашифровано?

ВРПЯДЬХОРОШОСЧИ (хорошо)

-Работа по электронному приложению.

- подберите слова, близкие по значению (замечательно, прекрасно)

-подберите слова, противоположные по значению (плохо,безобразно)

-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить

-Запомните в этом слове сочетание –оро-

Задание: - Найдите слово в учебнике на стр. 137.

-Легко ли было найти это слово? Что помогло?

(Слова расположены по алфавиту).

4. Самоопределение к учебной деятельности.

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.(Алфавит)

-Кто может сформулировать тему урока?

(Учитель открывает тему урока на доске: Русский алфавит, или азбука ).

- Верно. Мы сегодня должны повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

5. Работа по теме урока.

1) -Что такое алфавит?

(Алфавит-все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке.

Каждая буква имеет свое строго определенное место и свое название.

- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке).

- По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

(Прослушивание объяснения на диске - №1, №5 (значения слов алфавит и азбука).

2). Работа с учебником. (с.52)

-Рассмотрите в учебнике алфавит. Прочитаем его.

- А как запомнить этот порядок? Есть один секрет -чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь. Вы помните песенку про кузнечика?

Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке.

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 5 на с. 22—25; ТТ, тест 3 на с. 21-27; ПКР, задания нас. 33-36).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об алфавите.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с алфавитом
(Перед уроком учитель раздаёт ученикам орфографические словари.)
— Отгадайте загадку.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака.)
— Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте. На какой странице оно расположено?
— Легко ли вам было его найти?
— А можно было это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? (Нужно знать алфавит.)
(Учитель вешает на доску плакат с алфавитом.)
Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. (Можно показать другие словари.)
— А где ещё используется алфавит? (Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке, список учащихся в журнале составлен в алфавитном порядке, в больнице карточки пациентов стоят в алфавитном порядке и т. д.)
— Так что же такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке.)
— А всегда ли он был таким, каким вы его видите сейчас? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте.
— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Прочитайте названия этих букв и постарайтесь запомнить.
— Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь.
Вы помните песенку про кузнечика?
В траве сидел кузнечик (два раза),

Совсем как огуречик
Зелёненький он был.
Вот на этот мотив мы будем петь названия букв.
(На доске запись.)


Читайте также: