Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности.

Цели урока: подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

закрепить навыки использования современных информационных технологий;

стимулировать учащихся к поиску вариантов решения выявленных проблем;

планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;

развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;

развивать качества личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся условиям в обществе;

развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения;

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

На этом занятии вам предстоит деловая игра. Защита проекта - это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Деловая игра для учащихся 10-х классов по теме "Понятие об основах проектирования"

В 10 классе мы ориентируем учащихся на выполнение не столько прикладных проектов, сколько связанных с предпринимательством. Однако учащимся бывает очень сложно понять, что в таких проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект. Помочь осознать это, призвана деловая игра.

Учащиеся делятся на несколько команд. Одна - это бизнесмены (от 2 до 6 человек), которым предстоит совместно решить, в чей проект они вложат свои деньги. Остальные (3 команды) - участники, предлагающие проекты со своими идеями.

Инструкция для всех. Представьте себе, что школам предлагается создать живые уголки природы - цветы, рыбки, животные… Что хотите! Деньги дадут спонсоры. Но вас много, а спонсор вложит деньги только в то предложение, которое его заинтересует.

Инструкция для команды бизнесменов. Вы должны сообща договориться о критериях, по которым вы будете определять победителя. Ваш интерес - вложить деньги с умом, чтобы в газетах написали о вас, но без иронии. Вы не хотите просто выбросить деньги на ветер. Вам бы хотелось их вложить так, чтобы школа могла бы и сама на этом проекте заработать (хоть немного). Необходимо подумать о безопасности, окупаемости, актуальности, практической значимости. Ваше право выбрать одного победителя или отказать всем, если они не будут отвечать вашим критериям.

Далее команда бизнесменов обсуждают критерии.

Инструкция для команд-соискателей. Вам предлагается подумать и решить, какой живой уголок появится в школе. Школа - реальная, наша. Перед вами несколько фотографий. Выберите тот объект, с которым вы хотите работать. Предлагаю делегировать каждой команде по 1 игроку для выбора объекта. Ваша задача - обосновать выбор объекта, выявить актуальность, практическую значимость, продумать безопасность, может быть, окупаемость. Главное - убедить команду бизнесменов выделить деньги именно вам. Не забудьте составить смету расходов (на что потребуются деньги).

Дикие крупные животные - тигр, медведь, кабан, лев…

Дикие мелкие и домашние животные - белка, носуха, заяц, кролик, ягненок…

Птицы - павлин, страус, ласточки, попугай….

Рыбы - декоративные, осетровые, скат…

На обсуждение командам дается 5-10 минут. На презентацию идеи - не более 5 минут. Команда бизнесменов имеет право задавать вопросы (время на вопросы и ответы - не более 3 минут).

После выступления всех команд "бизнесмены" обсуждают результаты, заполняют протокол (соответствие критериям, которые они обсудили).

Пока команда бизнесменов принимает решение, ведущий (учитель) обсуждает с остальными участниками сильные и слабые стороны их проектов, соответствие реальным условиям. Например, часто ученики предлагают завести в школе тигра или медведя, но это не безопасно; игнорируют цветы, хотя в условиях не было запрета; в качестве окупаемости предлагают показывать зверя за деньги, причем стоимость услуги превышает входной билет в зоопарк. Учитель совместно с ними находит их ошибки и удачи.

Команда бизнесменов объявляет решение, комментируя его.

Подводятся итоги, команда-победитель может быть поощрена пятерками за урок.

Рефлексия. Каждой команде предлагается подумать, за что они могли бы себя похвалить, а на какие ошибки им следует обратить внимание (до 3 минут).

Завершается урок объявлением темы проекта и предложением учащимся к следующему уроку подобрать необходимую информацию

Проектирование Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект .

Виды проектирования Проектирование технических систем техническое проектирование (технические устройства и оборудование); электротехническое проектирование (электротехника и электроснабжение); проектирование инженерных систем (вентиляции, газопроводов, электросетей и др. инфраструктуры);

Виды проектирования 2. Строительство, архитектурно-строительное проектирование; градостроительное проектирование; технологическое проектирование;

Виды проектирования 3. Дизайн дизайн интерьера; промышленный дизайн; ландшафтный дизайн; 4. Проектирование программного обеспечения; 5. Социальное проектирование, социология

Принципы системного проектирования 1. Практическая полезность 2. Единство составных частей 3. Изменяемость во времени

Стадии проектирования 1. Техническое задание (ТЗ) — устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические и тактико-технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации, её состав, а также специальные требования к изделию.

Стадии проектирования 2. Техническое предложение (ПТ) — совокупность документов, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности разработки проекта. Такое заключение дается на основании анализа ТЗ заказчика и различных вариантов возможных решений, их сравнительной оценки с учётом особенностей разрабатываемого и существующих изделий, а также патентных материалов.

Стадии проектирования 3. Эскизный проект (ЭП) — совокупность документов, содержащих принципиальные решения и дающих общее представление об устройстве и принципе работы разрабатываемого объекта, а также данные, определяющие его назначение, основные параметры и габаритные размеры.

Стадии проектирования 4. Технический проект (ТП) — совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве проектируемого объекта, исходные данные для разработки рабочей документации

Стадии проектирования 5. Рабочий проект (РП ) - на этой стадии сначала разрабатывают подробную документацию для изготовления опытного образца и последующего его испытания. Испытания проводят в ряд этапов (от заводских до приемо-сдаточных), по результатам которых корректируют проектные документы. Далее разрабатывают рабочую документацию для изготовления установочной серии, её испытания, оснащения производственного процесса основных составных частей изделия. По результатам этого этапа снова корректируют проектные документы и разрабатывают рабочую документацию для изготовления и испытания головной (контрольной) серии.

Стадии проектирования Сертификация – этап, завершающий цикл работ , подводящий итог проектной деятельности. Её назначение — определение уровня качества созданного изделия и подтверждение его соответствия требованиям тех стран, где предполагается его последующая реализация

Структура процесса проектирования

Методы проектирования Эвристические методы Метод итераций (последовательного приближения) Метод декомпозиции Метод контрольных вопросов Метод мозговой атаки (штурма) Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Методы проектирования Метод морфологического анализа Функционально-стоимостной анализ Методы конструирования Экспериментальные методы Цели и виды экспериментальных методов Планирование эксперимента

Методы проектирования Машинный эксперимент Мысленный эксперимент Формализованные методы Методы поиска вариантов решений Методы автоматизации процедур проектирования Методы оптимального проектирования

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике

Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен.


Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр.


9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. 9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

9 класс.Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.


Мультимедийные технологии.Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы .

Цели:- Образовательная:- формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.- Развивающая:- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществ.

14.10. Т3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Правовое регулирование профессиональной деятельности

1. Что такое предпринимательская деятельность? Признаки ПД2. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан3. Охарактеризуйте содержание права собственности государства4. Охарактеризуйте.

Проектирование как сфера профессиональной деятельности

Презентация к уроку по теме "Проектирование как сфера профдеятельности".

Тема: Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности.

Цели урока: подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения;воспитывать инициативность и интерес к творческой деятельности.Ход урока

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

На этом занятии вам предстоит деловая игра. Защита проекта — это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Деловая игра для учащихся 10-х классов по теме "Понятие об основах проектирования"

В 10 классе мы ориентируем учащихся на выполнение не столько прикладных проектов, сколько связанных с предпринимательством. Однако учащимся бывает очень сложно понять, что в таких проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект. Помочь осознать это, призвана деловая игра.

Учащиеся делятся на несколько команд. Одна – это бизнесмены (от 2 до 6 человек), которым предстоит совместно решить, в чей проект они вложат свои деньги. Остальные (3 команды) – участники, предлагающие проекты со своими идеями.

Инструкция для всех. Представьте себе, что школам предлагается создать живые уголки природы – цветы, рыбки, животные… Что хотите! Деньги дадут спонсоры. Но вас много, а спонсор вложит деньги только в то предложение, которое его заинтересует.

Инструкция для команды бизнесменов. Вы должны сообща договориться о критериях, по которым вы будете определять победителя. Ваш интерес – вложить деньги с умом, чтобы в газетах написали о вас, но без иронии. Вы не хотите просто выбросить деньги на ветер. Вам бы хотелось их вложить так, чтобы школа могла бы и сама на этом проекте заработать (хоть немного). Необходимо подумать о безопасности, окупаемости, актуальности, практической значимости. Ваше право выбрать одного победителя или отказать всем, если они не будут отвечать вашим критериям.

Далее команда бизнесменов обсуждают критерии.

Инструкция для команд-соискателей. Вам предлагается подумать и решить, какой живой уголок появится в школе. Школа – реальная, наша. Перед вами несколько фотографий. Выберите тот объект, с которым вы хотите работать. Предлагаю делегировать каждой команде по 1 игроку для выбора объекта. Ваша задача - обосновать выбор объекта, выявить актуальность, практическую значимость, продумать безопасность, может быть, окупаемость. Главное - убедить команду бизнесменов выделить деньги именно вам. Не забудьте составить смету расходов (на что потребуются деньги).

Материалы к уроку:

Фотографии по нескольким категориям:Дикие крупные животные – тигр, медведь, кабан, лев…Дикие мелкие и домашние животные – белка, носуха, заяц, кролик, ягненок…Птицы – павлин, страус, ласточки, попугай….Рыбы – декоративные, осетровые, скат…Цветы – розы, подсолнухи, лотосы….Бумага для черновиков, ручки, карандаши.На обсуждение командам дается 5-10 минут. На презентацию идеи – не более 5 минут. Команда бизнесменов имеет право задавать вопросы (время на вопросы и ответы – не более 3 минут).

После выступления всех команд "бизнесмены" обсуждают результаты, заполняют протокол (соответствие критериям, которые они обсудили).

Пока команда бизнесменов принимает решение, ведущий (учитель) обсуждает с остальными участниками сильные и слабые стороны их проектов, соответствие реальным условиям. Например, часто ученики предлагают завести в школе тигра или медведя, но это не безопасно; игнорируют цветы, хотя в условиях не было запрета; в качестве окупаемости предлагают показывать зверя за деньги, причем стоимость услуги превышает входной билет в зоопарк. Учитель совместно с ними находит их ошибки и удачи.

Команда бизнесменов объявляет решение, комментируя его.

Подводятся итоги, команда-победитель может быть поощрена пятерками за урок.

Рефлексия. Каждой команде предлагается подумать, за что они могли бы себя похвалить, а на какие ошибки им следует обратить внимание (до 3 минут).

Завершается урок объявлением темы проекта и предложением учащимся к следующему уроку подобрать необходимую информацию

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Понятие об основах проектирования в профессиональной

деятельности.( Технология , 10 класс )

Цель урока : подготовка обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению.

закрепить навыки использования современных информационных технологий;

стимулировать учащихся к поиску вариантов решения выявленных проблем;

планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;

использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;

развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;

развивать качества личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся условиям в обществе;

развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

совершенствовать умения коммуникативного общения.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения;

воспитывать инициативность и интерес к творческой деятельности.

Организационный момент.

2.Актуализация знаний .

3.Мотивация . целеполагание .

4.Изучение нового материала .

Информация–основная валюта любого проекта .

Сергей Нехаев

Проектирование не является принципиально новым видом человеческой деятельности. Творческие открытия изобретателя или научного работника, создания архитектурных сооружений или художественных произведений, – это проявление творчества, и в то же время – это проектирование в определенной отрасли человеческой деятельности. Строительство египетских пирамид, возведение Большой китайской стены, — это те проекты, которые одно время были не менее значимыми, чем современный проект автомобиля без двигателя внутреннего сгорания .

Сегодня проектная деятельность выходит далеко за пределы современного производства, и тесно связанная с научной, художественной, политической и общественной деятельностью человека. Разработка и внедрение медицинских препаратов, сводки спортивных комплексов, проведения избирательной кампании, имеют ряд общих признаков, которые характеризуют их как проекты.

Например, у Вас появляется замысел вступить к одному из престижных вузов нашей страны. Какие последующие Ваши действия?

Может быть несколько вариантов – от обсуждения этой идеи с родителями к определению проблемных для вас вопросов и соответствующему поиску нужной информации. Но впоследствии Вы обязательно составите план действий для реализации замысла. В общих чертах любой то сначала идея или замысел, а уже лишь потом план для ее реализации и собственно техническая или практическая реализация плана.

Примеры наиболее известных мировых проектов современности

3.Дизайнеры Германии (дизайнерская фирма Zweitsinn) приобщаются к участию в решении проблем экологии, путем изготовления мебели . Ежегодно в Германии выбрасывают около семи тон мебели. Работники фирмы решили, что это недорогой материал для изготовления мебели и в то же время экологически безопасное производство. Дело в том, что во время изготовления каждого килограмма досок в атмосферу попадает свыше 350 граммов СО2 – иначе говоря мебель Zweitsinn препятствуют выбросам окиси углерода в воздух. В своем каталоге мебели фирма указывает в каждой позиции, от какого количества граммов СО2 убережет землю использования данной продукции из вторичного сырья.

Деятельность, во время которой обосновывается и разрабатывается проект, называется проектированием.

Проектная деятельность -это поиск решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.

Проектирование -деятельности человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа,прообраза предполагаемого или возможного объекта,состояния; комплекта документации, предназначенного для создания определённого объекта, его эксплуатации,

ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений , на основе которых был разработан данный объект.

Проектирование — деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных социальных законов на основе выбора и принятия

решений, направленных на удовлетворение каких- либо человеческих потребностей

Проектирование — процесс, в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект.

Проектирование

профессиональное учебное

Цели и Зависят от сферы деятельности и Научиться выполнять проект,

задачи направлены на изготовление развить качества, требующиеся

проектируемого объекта для профессионала в любой области

проекта Проектируемый объект Приобретаемые знания и умения,

качества личности, которые

развиваются в процессе работы над

- умение работать в коллективе

Для достижения цели проектирование необходимо комплексное обеспечение условий для осуществления таких взаимосвязываемых целей проектирования :

- социально организационная управляемость;

Сферы проектной деятельности :

- в маркетинге — это проекты маркетинговых исследований, рекламных акций, выведения на рынок новых продуктов, получения новых рынков сбыта;

- в опытно-конструкторских подразделах — это проекты новых продуктов, технологий;

v в производстве — проекты серийного выпуска новой продукции, технического перевооружения, внедрения новых технологий;

- в торговом бизнесе — проекты из массовой реализации продукции.

Признаки проектов:

- решение определенной проблемы;

- направленность на достижение конкретной цели;

- взаимосвязанные действия, которые приводят к конечному результату;

- деятельность связана с планированием;

- наличие определенного бюджета (финансового, материального и тому подобное);

- субъективная или объективная новизна, уникальность и неповторимость.

Что дает человеку проектирование :

- умение ставить цель своей работы

- умение планировать свою работу способность анализировать и сравнивать варианты - умение выбирать из возможных вариантов- оптимальный

- умение выбирать необходимое оборудование и материалы

- вырабатывает способность к самоанализу, самооценке

Проект начинается из творческого замысла или какой-то идеи что-то практически воплотить в жизнь.

Проект → замысел, идея

Проектная деятельность →процесс.

Алгоритм проекта – последовательность действий от возникновения идеи проекта до ее реализации

1) Что? — вписываются названия изделия.

2) Для кого? — члены семьи, подростки и другие (потребитель со своими запросами).

3) Из чего? — основные, дополнительные, отделочные материалы (ассортимент, свойства). 4) Какое? — виды, формы, фасоны, отделки.

5) Где? — место использования (интерьер кухни), цвет, размер. 6

) Чем? — какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления. 7) Как? — способы изготовления, организация безопасного труда.

8) Сколько? — возможные денежные, трудовые и временные затраты (стоимость изготовления). анализ выбранного изделия по алгоритму

Проблема, задача, подарок, дорога, решение, достижение, найти площадь, отрезать кусок, найти, изделие

Последовательность проектирования (этапы):

1.Поисковый этап:

темы будущего проекта;

поиск и изучение всей имеющейся информации по проблеме;

поиск путей решения проблемы

Объект проектирования – изделие, социальное мероприятие или услуга, которую можно усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить чьи-либо потребности

Требования к выбору темы :

выбирать надо знакомые, понятные и интересные темы;

тема должна быть направлена на удовлетворение выявленной потребности;

проект должен быть связан с изучаемыми разделами предмета;

при изготовлении проекта должны использоваться безопасные технологии

Формулировка задачи начинается со слов: Разработать и изготовить….

Составление технического задания (формулировка требований к объекту):

нет смысла выбирать из имеющихся вариантов лучший, если нет определенных требований;

требования должны быть конкретными;

определение основных функций объекта (физические свойства)

2. Конструкторский этап:

разработка нескольких вариантов эскизов;

Создание образов (моделей) будущего объекта - клаузур. Разработка БАНКА ИДЕЙ:

создание нескольких вариантов эскизов будущего объекта (рисунок, схема, чертеж, зарисовка)

Клаузура – образ будущего изделия в целом, а также его деталей, выполненных в виде рисунков.

выбор лучшего варианта;

Выбор лучшего проекта из имеющихся по различных параметрам , заданным техническим заданием, в том числе по экономическим и экологическим характеристикам.

подготовка необходимой конструкторской документации

3. Технологический этап:

разработка технологии изготовления объекта;

составление технологической карты выполнения объекта проекта;

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

Технологическая карта – документ, который содержит все необходимые сведения и инструкции для выполнения определенного технологического процесса или технического обслуживания объекта. изготовление спроектированного объекта.

Разработка технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования.

4. Аналитический этап:

анализ результатов работы;

оформление пояснительной записки и подготовка проектной документации для презентации;

подготовка и проведение презентации проекта.

Презентация – демонстрация возможностей и достижений в решении определенной проблемы.

Презентация работы включает:

Пояснительную записку (А4):

Содержание (все этапы работы)

Изделие, опытный образец, макет, тексты, рисунки, фото и видеоматериалы и др.)

Критерии оценки проекта

обоснование выбора проекта, практическая ценность;

полнота разработок, самостоятельность, законченность, понятность;

аргументированность предлагаемых подходов, решений и выводов;

творчество: оригинальность темы, выполнения работы и представления работы;

качество выполнения и соответствие стандартным требованиям по оформлению документации.

На этом занятии вам предстоит деловая игра. Защита проекта — это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Динамическая пауза

5.Деловая игра по теме "Понятие об основах проектирования"

Цель : понять, что в проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект.

Обучающиеся делятся на несколько команд. Одна – это бизнесмены (от 2 до 6 человек), которым предстоит совместно решить, в чей проект они вложат свои деньги. Остальные (3 команды) – участники, предлагающие проекты со своими идеями.

Инструкция для всех. Представьте себе, что школам предлагается создать живые уголки природы – цветы, рыбки, животные… Что хотите! Деньги дадут спонсоры. Но вас много, а спонсор вложит деньги только в то предложение, которое его заинтересует.

Инструкция для команды бизнесменов. Вы должны сообща договориться о критериях, по которым вы будете определять победителя. Ваш интерес – вложить деньги с умом, чтобы в газетах написали о вас, но без иронии. Вы не хотите просто выбросить деньги на ветер. Вам бы хотелось их вложить так, чтобы школа могла бы и сама на этом проекте заработать (хоть немного). Необходимо подумать о безопасности, окупаемости, актуальности, практической значимости. Ваше право выбрать одного победителя или отказать всем, если они не будут отвечать вашим критериям.

Далее команда бизнесменов обсуждают критерии.

Инструкция для команд-соискателей . Вам предлагается подумать и решить, какой живой уголок появится в школе. Школа – реальная, наша. Перед вами несколько фотографий. Выберите тот объект, с которым вы хотите работать. Предлагаю делегировать каждой команде по 1 игроку для выбора объекта. Ваша задача - обосновать выбор объекта, выявить актуальность, практическую значимость, продумать безопасность, может быть, окупаемость. Главное - убедить команду бизнесменов выделить деньги именно вам. Не забудьте составить смету расходов (на что потребуются деньги).

Материалы к уроку :

Фотографии по нескольким категориям:

Дикие крупные животные – тигр, медведь, кабан, лев…

Дикие мелкие и домашние животные – белка, носуха, заяц, кролик, ягненок…

Птицы – павлин, страус, ласточки, попугай….

Рыбы – декоративные, осетровые, скат…

Цветы – розы, подсолнухи, лотосы….

Бумага для черновиков, ручки, карандаши.

На обсуждение командам дается 5-10 минут. На презентацию идеи – не более 5 минут. Команда бизнесменов имеет право задавать вопросы (время на вопросы и ответы – не более 3 минут).

После выступления всех команд "бизнесмены" обсуждают результаты, заполняют протокол (соответствие критериям, которые они обсудили).

Пока команда бизнесменов принимает решение, ведущий (учитель) обсуждает с остальными участниками сильные и слабые стороны их проектов, соответствие реальным условиям. Например, часто ученики предлагают завести в школе тигра или медведя, но это не безопасно; игнорируют цветы, хотя в условиях не было запрета; в качестве окупаемости предлагают показывать зверя за деньги, причем стоимость услуги превышает входной билет в зоопарк. Учитель совместно с ними находит их ошибки и удачи.

Команда бизнесменов объявляет решение, комментируя его.

6.Подведение итогов .Выставление оценок .

7.Рефлексия. Каждой команде предлагается подумать, за что они могли бы себя похвалить, а на какие ошибки им следует обратить внимание (до 3 минут).

Завершается урок объявлением темы проекта и предложением учащимся к следующему уроку подобрать необходимую информацию :

На все эти вопросы отвечает дизайнер. И вам предстоит побыть им, ощутить себя дизайнером. Дизайнер отличает¬ся от не дизайнера широтой и глубиной взгляда на веши, ведь смотрит он одновременно глазами нескольких специ¬алистов: социолога и инженера, художника и экономиста, психолога и эргономиста, да еще собственными глазами человека, имеющего неповторимые опыт, вкус, психику и даже, не пугайтесь, предубеждения и заблуждения. А вмес¬те с тем дизайнер своей профессиональной деятельностью должен улучшать качество создаваемых предметов, что оцениваем мы со всем спектром наших оценок и подходов, предубеждений, опыта и заблуждений.

Таким образом, сам акт потребления (оценки, покупки) будет полноценным, если есть конструктивное общение (через предмет) между создателем и потребителем

Однако для полноценного общения нужен язык, по крайней мере набор понятий, чтобы в предмете видеть то, что есть, а не только то, что бросилось в глаза с первого (а может, и десятого) взгляда.

Законы художественного конструирования

Важнейший закон художественного конструирования - единство формы и содержания. Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Форма - внешнее проявление изделия, а содержание - его внутреннее устройство.

В любом изделии что-то является и должно быть выражено главным, а что-то — второстепенным. Главное изображается во внешнем виде изделия более крупно, а второсте-пенное — мелкими, но взаимосвязанными элементами.

Изделие надо сконструировать так, чтобы все его элементы были пропорциональны, изделие выглядело красивым и представляло собой единое целое, чтобы все его составные части и элементы гармонировали друг с другом.

Дизайн изделия предусматривает достижение как раз всех этих требований.

Пропорциональность обязательна в строительстве судов, каркасов крыш, балконов, при изготовлении столов, стульев и многих друг их изделий.

Симметрия - одно из наглядных свойств изделия. Говоря о симметрии, обычно подразумевают повторение (зеркальное отображение) левой и правой, верхней и нижней частей изделия. Это осевая симметрия, то есть симметрия относительно оси изделия.

Кроме того, существует и центральная симметрия, в которой все точки элементов фигуры расположены на равных расстояниях относительно центра.

Наблюдая симметрию в природе на протяжении веков, человек пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Большинство окружающих нас предметов имеют симметричную форму: мебель, инструменты, одежда и т.д.

Однако абсолютной симметрии в природе не существует. Наряду с симметричными изделиями, существуют по-своему красивые, но по форме и содержанию несимметричные изделия. В искусстве Японии, например, основой прекрасной формы считается именно асимметрия.

Динамичность формы связана с пропорциональностью ее составных частей. Например, крыло планера состоит из пропорционально уменьшающихся отдельных его поперечных частей.

Статичность обусловлена неподвижностью формы предмета. Статичность изделия, в противоположность динамичности, подчеркнутое состояние покоя. Статичны крупные массы объекта, предметы с явным центром, симметричные формы. Статичными представляются тяжелые прессы, станки, столярный верстак, столы.

Контраст — одно из главных средств в композиции изделия. Контраст — это противопоставление, выделение различных свойств в изделии, например: черного и белого, простого и сложного, низкого и высокого, гладкого и шероховатого.

Для выразительности и целостности таких изделий, как шкаф, сервант, буфет, большое значение имеет степень контраста. Особенно контрастно, например, смотрятся маленькие черные ручки на белом фоне кухонного шкафа. Но стоит эти ручки сильно увеличить, как эффект контраста ослабевает, вся композиция изделия становится менее выразительной. Это объясняется еще и тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету, но и по величине. Здесь малое противопоставляется большому.

Равновесие формы изделия — это такое ее состояние, при котором все элементы справа и слева сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс составных частей изделия относительно центра.

Считают, что симметричные формы всегда композиционно уравновешены. Но это не всегда так. Формы различного промышленного оборудования, например станков, должны быть не только фактически устойчивыми, но и выглядеть устройчивыми.

В строительных кранах, экскаваторах, стеллажах устойчивость конструкции является ее важнейшим качеством. В этих изделиях композиционное равновесие приравнивается к конструктивной физической устойчивости.

Цветовое оформление изделия является и средством композиции, и фактором качества.

С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть особенности формы изделия. Привлекательность окраски создает в классе, в мастерских и дома благоприятный психологический климат.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, синий цвет - холодный; черный — теплый, грязный, тяжелый; белый — чистый и легкий. Темная зелень с примесью сажи придает неприятно грязные оттенки.

Станки в мастерской окрашивают в основном холодной гаммой цветов. Для станков с рабочими неокрашенными металлическими поверхностями применяют теплые окраски: светло-охристую, золотистую и серую.

Древесина представляет собой естественный приятный теплый цвет. Особенно красива текстура ценных пород. Поэтому при изготовлении из нее изделий часто оставляют ее естественный цвет, порой даже не прибегая к покрытию прозрачными лаками.

Тональность древесины увеличивают пропиткой ее водными красителями (морилками) под цвет древесины ореха или красного дерева.

Цвет древесины гармонирует со многими цветами: черным, белым и золотистым цветом фурнитуры, с цветом вороненого металла.

Существует много изделий, для которых нужна броскость цвета композиции. Это, например, детские игрушки. Их окрашивают в яркие цвета.

Практическая работа

Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным. Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы. Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он ввел в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме 19 экспертизы и опенки любого изделия.


Домашнее задание

Пользуясь схемой, проведите экспертизу ученического рабочего места.

Основные понятия

Законы художественного конструирования, дизайн, дизайнер, экспертиза изделий

Читайте также: