Портрет у профіль конспект уроку

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Познакомить учащихся с жанром портрет . Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. Подвести детей к умению воплощать свой замысел на уровне художественного обобщения, используя личные наблюдения за окружающими их людьми. Приобщение школьников к художественной культуре.

Актуальност ь портрета было во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно с помощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности. Что интересно в портрете можно показать не только характер человека, но и присущие им индивидуальные особенности, а также взаимосвязь человека с внешней средой, показать его значимость в этом мире, его восприятия мира . В современном искусстве портрет сохраняет свою значимость и высокую степень актуальности.

Обучающие :

Познакомить с видами портрета

изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

Учить сравнивать, обобщать, выбирать художественные материалы для воплощения портрета.

Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие :

развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Развить творческую активность.

Развить навыки работы с различными материалами.

Развивать эстетический художественный вкус.

Развивать образное мышление, сравнивать и анализировать.

Воспитательные :

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать любовь к искусству.

Воспитывать стремление довести работу до конца.

Планируемые результаты :

Предметные: познакомятся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; научатся отражать пропорции и мимику лица в портрете; рисовать портрет .

Личностные: ответственно относятся к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности, проявление интереса к творчеству художников. Сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

Познавательные: научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Регулятивные: сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование для (учащихся ) : альбом, краски, карандаш, баночка с водой, кисти, ластик, клеенка, палитра.

Инновационность проекта

Технологии: проблемного обучения, игровые, информацинно-коммуникационные, личностно-ориентированные .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная .

Виды деятельности: познавательная, игровая, изобретательная, коммуникативная .

Средства : презентация Microsoft Power Point .

Организационный момент (1-2 мин)

Вступительная беседа. Игровой момент.(2 мин)

Объяснение темы урока (13-15 мин)

Практическая работа.(20 мин)

Актуализация знаний. Рефлексия (2-3 мин)

Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.(2-3 мин)

I . Организационный момент

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Вступительная беседа. Игровой момент

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Васька, твой сосед,-

Обязательно картина называется - ПОРТРЕТ!

-Что же будем рисовать? (портрет)

III. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет - это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника - передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности. (Слайд 1,2)

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. (Слайд 3).

На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. (Слайд 4) .

Портрет разделяется по размеру : портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).( Слайд 5)

Портреты бывают разными по виду:

- Автопортрет -изображение художника, выполнен им самим с помощью зеркала или по памяти. ( Слайд 6.)

- Групповой портрет, включающий не менее трех персонажей.

- Семейный портрет - изображение семьи. Двойной портрет - изображение двух человек. (Слайд 7.)

- Камерный портрет - персона, представлена на тёмном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи. ( Слайд 8)

- Парадный портрет - показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Чаще всего изображают человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.( Слайд 9)

- Поясной портрет или портрет с руками - изображение человека по пояс. Обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки. (Слайд 10)

Поэтапность рисования портрета:

Сначала рисуем тонкими линиями лицо - в форме яйца.

К голове дорисовываем шею и плечи.

Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части : 1.- лоб-брови; 2.- глаза-нос; 3.- рот-подбородок.

На верхней линии рисуем дуги-брови.

Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

Рисование носа - нос посередине, начало у бровей, сужается к переносице, рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, уголки поднимаем вверх для улыбки, сверху верхняя губа - две дугообразные линии немного темнее, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем шею плечи.

Затем волосы: короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет.

IV . Физминутка

V . Практическая работа .

Простым карандашом нарисуйте портрет любого человека, но постарайтесь передать не только внешнюю красоту, но и настроение, в котором он находиться. Напишите на обратной стороне своих листов слово, которое будет характеризовать вашу работу, а в конце урока мы все вместе попробуем угадать по вашим рисункам, что вы в них зашифровали. Краски, фломастеры или цветные карандаши помогут вам закончить рисунок. Постарайтесь сделать его ярким и выразительным.(Слайд 11-14)

VI . Актуализация знаний. Рефлексия

- Ребята, что мы изучали на уроке?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Какие виды портретов вы запомнили?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие были сложности?

V II . Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

1. Выставление оценок.

2. Выставка работ учащихся

3. Заключительное слово учителя.

- Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решать композиционные задачи при рисовании портретов. По вашим рисункам видно, что тема урока вами усвоена, вы хорошо соблюдаете пропорции при рисовании головы человека, а некоторые из вас ищут свои средства выражения образности, выразительности, оригинальности.

Данный урок рассказывает о появлении и развитии такого жанра, как портрет, а также дается поэтапное описание изображения портрета.

Оценить 1370 0

среднего (полного) общего образования

в 6 классе на тему

Подготовила и провела

подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;

познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;

Образовательные:закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;

закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;

Развивающие: развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм); развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

Воспитательные: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: для учителя: презентация, музыкальный ряд.

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем рисовать,
Узнавать и рассуждать.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач.

- Сейчас я прочитаю вам одну притчу, а вы попытайтесь догадаться, о чем идет речь.

Притча о художнике.

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

И тонкость, и грация, и нежный овал лица,

и глубина чуть – чуть смущённых глаз –

вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И женщину он старую увидел –

и стал ее он рисовать.

И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её –

как летопись писал.

И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на рисунке том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, что же рисовал художник?

– Сегодня на уроке мы поведем разговор о портрете. Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.

3. Введение в новую тему.

Портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности – строение лица, черты характера, отношение к людям.

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип собирательный образ, структурно близкий портрету.

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный портрет как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека .

Древний Рим

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В основе древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом.

Рим подарил нам первые психологические портреты –фаюмские ( от местечка, где были найдены изображения) .

Возрождение


Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.

Русский портрет

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей)

Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

В послевоенное время художники получили от правительства большое количество заказов на создание портретов видных полководцев. Корину было поручено написать портрет одного из самых крупных военачальников Великой Отечественной войны — маршала Георгия Константиновича Жукова.

Времени, отведенного для работы в импровизированной мастерской, не хватало. Художник рисовал маршала всюду, где мог встретить. Однажды адъютант Георгия Константиновича дал Корину фотографию – Жуков и Рокоссовский принимают иностранную делегацию. С фотографией живописец пошел на торжественное заседание, посвященное годовщине Октября. Жуков сидел в президиуме. Самое время порисовать! Но блокнота в кармане не оказалось. И набросок был сделан на обороте фотографии.

На картине Корина Жуков предстает живой легендой, которой он был для страны в годы войны. Несгибаемый, жесткий человек, от которого зависели судьбы миллионов, смотрит не на зрителя, а в сторону, как бы проверяя, что творится вокруг. Однако в глазах маршала явный триумф — народ под его руководством победил страшного врага. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия. Бросается в глаза волевой подбородок полководца. Несмотря на парадный мундир, создается ощущение, что маршал находится на передовой.

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

4. Творческая практическая деятельность учащихся.

Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции.

Пропорция – это соотношение величин, составляющих одно целое.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет l/7 - 1/8 части всей высоты человека. Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека.

Педагогический рисунок учителя (выполняется вместе с детьми)

1. Проведем вертикальную линию (ось симметрии). Рисуем овал.

2.Овал делим на четыре равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта.

3.Прорисовываем части лица. Рисуем глаза. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Расстояние между глазами должно быть равно длине одного глаза. Прорисовываем глаза двумя дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.

4. Брови над глазами, на расстоянии равной четверти высоты этой части головы.

5.Рисуем нос. Начало носа идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа. Ширина носа на уровне ноздрей должна равняться ширине глаза

6.Прорисовываем рот. Запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.

7.Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

8.Рисуем волосы. ( используют таблицу)

5.Заключительная часть урока

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

Цель: дать представление о роли и месте портрета в истории искусства в разные эпохи; обучить элементам анализа живописных произведений; рассмотреть этапы выполнения портрета друга живописными материалами (гуашь, акварель).

-формироватьумение выражать свою эстетическую позицию;

- развиватьтворческую активность, воображение и навыки работы живописными материалами над портретом;

- воспитыватьинтереси уважение к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.

Планируемые результаты:

предметные:научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент 2 мин

- Здравствуйте , ребята. Садитесь. Как ваше настроение?

- Признаком хорошего настроения является улыбка.

- Улыбнитесь друг другу и мне.

- Я желаю вам , чтобы такое настроение сохранилось до

Садятся на места.

Р. Осуществляют самоконтроль.

К. Контролируют свои действия в классе.

2.Мотивация учебной деятельности. 1 мин

- Что мы изучали на предыдущих уроках?

- Что такое портрет?

- Что вкладывает художник в изображение человека?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.- портрет – это изображение человека; это жанр изобразительного искусства.

Л. Проявляют интерес к изучению материала.

3.Актуализация ранее изученных знаний.

- Итак, в течение нескольких уроков мы с вами узнавали об этапах развития, истории возникновения портрета, виды портретов техник выполнения.

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Предлагаю вам разделиться на группы по рядам

Каждая группа получит по конверту с заданиями на повторение. Задание: Необходимо правильно определить № репродукции, который будет соответствовать виду портрета.

Карточка – задание

Молодцы ребята вы справились с заданием.

Учащиеся разделились на 4 группы.

Выполняют задание учителя, определяют виды портретов.

Р. Осуществляют самоконтроль;

Овладевают умением прогнозировать.

К. Обсуждают и выполняют задание

4.Постановка учебной задачи

- А теперь обратите внимание на эти портреты (на обратной стороне доски размещаются живописный портрет и портрет в графике)

Что вы видите? Портреты

А какие это портреты?

Чем они отличаются друг от друга - техникой выполнения, Графика – Живопись, акварельный портрет

Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?

Верно, с графическим портретом и техникой его выполнения мы с вами знакомы, и теперь нам предстоит познакомиться с портретом в живописи

и нарисовать его. 2-3 слайд

Познакомится с творчеством художников- портретистов;

Научится выполнять портрет различными живописными материалами.

Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

К. Слушать и понимать речь других;

5.Изучение нового материала.

Портрет в живописи играет очень важную роль в искусстве с давних времен, и с историей появления портрета и его роли в истории искусства вас познакомит Круглова Соня.

А вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.

4 слайд Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "Парижанка". Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.

Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в XVI веку до н.э.По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. . 4 слайд . 5 слайд Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.


Люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.

2.Почему человек всегда стремился изобразить себя?

3. Как вы думаете, сегодня портретная живопись востребована, как и прежде?

Все верно, молодцы.

13 слайд. Творчество современного художника А.Шилова. не оставит равнодушным не одного зрителя, он создает изысканные и утонченные современные портреты.

14 слайд Знаете ли вы как рождается портрет ?

я предлагаю вам посмотреть на момент рождения портрета современного художника Кирилла Духанова.

Вам понравилось? В какой технике художник выполнял портрет? Какие материалы он использовал?

15 слайд А теперь берем свои зарисовки с прошлого урока портрета мамы и приступаем к практическому заданию.

Наш задача выполнить портрет своей мамы в технике живопись, использовать для работы мы будем гуашь, или акварель.

И сегодня мы закончим работу в цвете.

Учащиеся дают определение портрета в живописи

Учащиеся анализируют репродукции.

Просматривают видео, анализируют

П. обобщают образ человека в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам, строят логически обоснованные рассуждения.

К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Физкультминутка

Берем в руки кисть и перекладываем перед собой из руки в руку, покатаем ее между ладонями, за спиной перекладываем кисть из руки в руку.

А теперь приступаем к практической работе!

Учащиеся выполняют упражнения

Л.Проявляют физическую активностьв выполнен. упражнений

6.Творческая практическая деятельность учащихся

16 слайд Во время выполнения практического задания учитель говорит о технике выполнения портрета акварелью:

Продумайте цветовую основу портрета – все цвета, выбранные для рисования, должны гармонично сочетаться друг с другом и подчеркивать основную эмоциональную задачу портрета. Помните , что через цвет художник передает настроение . Подбираем цвет лица сначала пропишем глубокие по тону места и тени, в тени возьмем глазные впадины до переносицы, боковую часть носа, под носом губами.

17 слайд Подбираем фон , при помощи фона стараемся показать характер человека, голубые и зеленые цвета говорят о спокойствии, розовый и желтый о веселости характера, темные оттенки передадут тоску и грусть.

18 слайд Пока подсыхает первый слой краски на лице. Подберем цвет волос, и цвет одежды .

Прорабатываем глаза брови, нос. Губы, локоны волос и другие мелкие детали.

Ребята, кто нарисовал портрет прошу поднимите руку.

А те, кто нет, дорисуете дома.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь)

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Л. Самоопределение

7. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

- Ребята, чтобы узнать, что вам больше всего запомнилось на уроке, допишите предложения на листочке;

Закончите фразу:
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Мне понравилось …

- Перед вами две кляксы.

- Поднимите красную, если на уроке у вас всё получилось.

- Поднимите синюю, если на уроке у вас были трудности.

Все молодцы, спасибо за урок, до свидания!

Д.З. дорисовать портрет

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Учащиеся заканчивают фразы.

-Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет и поднимая анализируют свою деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на знакомстов учащихся с историей портрета, развитие графических навыков,творческого воображения,наблюдательности,памяти,умения анализировать пропорциональные отношения в портрете, а также развития умения работать самостоятельно,пользоваться поэтапным планом работы. На данном уроке рассматриваются основы портретной живописи и рисунка в произведениях русских и зарубежных художников на примере презентации,а также осваиваются основные приёмы построения головы,лица человека в технике карндаш,пастель с прорисовкой отдельных деталей.

Конспект открытого урока

Разработала педагог д.о.Царькова Д.Н.

Цель: Ознакомить с жанром портрета и способом его рисования.

Образовательная:
●Познакомить со строением лица человека.
● Познакомить с творчеством художников в кратком экскурсе по истории портрета.

Развивающая:
● Развивать графические навыки.
● Развивать творческое воображение, наблюдательность, память, умение анализировать пропорциональные отношения.

●Развитие умения работать самостоятельно, правильно пользоваться поэтапным планом работы. Формировать умения способов рисования портрета

Воспитательная и здоровьесберегающая

бережно относиться к зрению;
● содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

●активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

●воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

● активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Материал и оборудование:
- Листы бумаги 20х30, ластики, точилки, карандаши,пастель.
- Компьютер, образец педагога, презентация, проектор, экран, работы учителя

- Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах.

(дети проверяют наличие необходимого на партах и приветствуют учителя.)

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Все нарисовали очень красивых животных,а кто помнит последовательность

- Сначала надо сделать набросок карандашом, затем, затем уточнить формы объектов на рисунке, затонировать пастелью. Закончить прорисовкой деталей.Зафиксировать лаком.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте и вы узнаете тему нашего урока на сегодня.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина называется …!

Работа по теме урока.

Что же такое портрет? Перед вами презентация с изображениями портретов, нарисованных известными художниками , посмотрите на них и скажите, что их объединяет.

- Посмотрите внимательно и скажите обязательно ли на портрете должна быть нарисована одна фигура?

- А как вы думаете, что в портрете самое славное?

- Да, ну а иначе это можно назвать сходство с оригиналом. Кроме внешнего сходства, как вы думаете, что еще художники стараются передать в портрете?

- А как можно узнать характер человека?

- Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

Давным-давно, как вы знаете, не было фотоаппаратов, и знатные люди заказывали портрет всех членов своей семьи и передавали их из поколения в поколение. Как вы думаете, для чего они это делали?

- Давайте с вами рассмотрим некоторые репродукции и постараемся увидеть, что же хотел передать зрителю художник. Перед вами некоторые иллюстрации с репродукциями картин известных художников.

Посмотрите, кто же изображен на портрете?

- А как вы думаете, что может сравнивать автор в этом портрете?

- Как вы думаете сильно ли они отличаются от современных детушек с их любимыми внуками?

- На них изображено крупно лицо , фигура расположена в центре полотна.

- Нет, на портрете может быть изображена группа людей.

- Чтобы портрет был похож на того, кого рисовали.

- Индивидуальность, характер человека.

- Нужно пообщаться с этим человеком.

- Чтобы сохранить память о своих предках, для красоты, чтобы их правнуки могли их увидеть и запомнить.

- Ребенок и его дедушка.

- Возраст людей, разницу в возрастах, любовь к детям.

- Что расположено в центре портрета?

- А как вы думаете в какое время года написан этот портрет?

- Почему вы так подумали?

- Какое настроение у вас возникает тогда, когда вы смотрите на этот портрет?

- На столе лежат осенние желтые листья, а погода за окном еще солнечная.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх!

(дети выполняют физкультминутку)

Самостоятельная работа учащихся.

- Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать?

Совершенно верно. И вы потом сможете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать

- Давайте сейчас посмотрим, как рисовать портрет. Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руку карандаш и аккуратно, не надавливая на карандаш, отступаем сверху примерно 2-3 см, делим оставшееся расстояние на 3 части.

Затем положите карандаш и посмотрите.

- Что будет располагаться в верхней части?

- Рисуем голову. Какой формы будет голова?

-Вверху наш овал будет более расширенный, а к низу суженный. Овал наш будет симметричный, так что для удобства вы можете нарисовать вертикальную линию.

- лицо делится на 3 части. Помечаем аккуратненько карандашом горизонтальными линиями. Что будет вверху?

- Как мы будем изображать брови?

- На что будут похожи глаза?

- В середине глаза нужно еще нарисовать радужку и зрачок.

- Что еще нашим глазам не хватает?

- Теперь нужно нарисовать нос. Где его будем рисовать?

- Начало носа – переносица идет от бровей, рисуем ее плавной дугообразной линией. Середина носа у глаз и затем идут крылья носа.

- Где мы нарисуем рот?

- Ниже второй линии рисуем линию горизонтальную, сверху и снизу рисуем две дуги (верхнюю и нижнюю губы). Затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.

- По сторонам на уровне носа расположены уши, не забудем их нарисовать. Затем рисуем волосы. Помните, что у людей бывают разные прически и цвет волос.

- Что еще не хватает?

- Точно, еще необходимо нарисовать шею, туловище. Шея примерно равна половине ширины головы, следим, чтобы она у вас получилась не сильно длинная и не слишком короткая.

- Закройте глаза сейчас и вспомните человека, которого вы хотели нарисовать, но не просто внешний облик человеку, а его выражение глаз, настроение, в каком бы вы хотели, чтобы пребывал ваш портретируемый, позу.

Читайте также: