Конспект происхождение слов русского языка

Обновлено: 07.07.2024

Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов.

Этимологический словарь – это лингвистический словарь, который содержит информацию по истории слова или морфемы, а также об их фонетических и смысловых изменениях в процессе развития языков.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 100-102.

Дополнительная литература:

1. Трубачев О.Н. Этимология // Труды по этимологии. Слово. История. Культура. Т. 1. М., 2004, с. 61–63.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Очень часто мы не задумываемся, откуда взялось слово в нашем языке. Мы употребляем его, даже можем создавать новые слова с этим корнем. Но ведь кто-то же должен заниматься изучением истории слов. И должна существовать для этого отдельная наука. Давайте разберёмся.

В русском языке для обозначения знания или науки о каком-либо предмете или явлении используют греческий корень λόγος, например мифология, геология, археология и др.. Но как же назвать науку, в которой изучают значение слова? Для этого у нас есть заимствованное из греческого слово étymon, которое обозначает истинный, верный. Так у нас получилось слово этимология, обозначающее раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов.

Что мы с вами проделали, когда составляли слово этимология? Во-первых, искали корни λόγος и étymon – значит, искали морфемы для будущего слова, а так как работали ещё и со значением, то занимались этимологическим анализом. Во-вторых, когда образовывали слово из 2 корней, то делали словообразовательный анализ. При работе с этимологией важно помнить, что значение слова можно найти, опираясь на его строение.

Посмотрим на статью из словаря.

альманах — альмана́х др.-русск. алнамахъ, Домостр. К., стр. 22, из нем. Almanach, которое через франц. almanach (с XIV в.) восходит к греч. ἀλμενιχιακόν – то же; [Ср. еще др.-русск. олманакъ, 1656 г.] Этимологический словарь Макса Фасмера.

Т. е. слово альманах пришло к нам из немецкого, туда – из французского, а восходит вообще к греческому.

Люди, которые занимаются изучением происхождения слова, называются этимологами. Существует несколько этимологических словарей, например Макса Фасмера или Крылова.

В мире современных технологий мы пользуемся полиэтиленовыми пакетами, а раньше у людей был более экологичный вариант – авоська (плетёная веревочная сумка). К авось добавили суффикс -к-, обозначающий предмет. И этот предмет стал обозначать сумку, в которую – авось что-нибудь подвернётся! – можно положить продукты.

А ещё есть белиберда, которая по толковому словарю обозначает бессмыслицу. В словаре говорится, что образовано оно как подражание непонятной татарской речи.

Иногда мы можем сомневаться в том, как пишется то или иное слово. Но при детальном и внимательном рассмотрении, при изучении его морфемного состава можем с лёгкостью найти слово, которое поможет нам правильно написать то, которое вызвало затруднение. Для этого и нужен этимологический анализ слова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Этимология некоторых слов

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Как называется учёный, занимающийся изучением истории слова?

а) лингвист б) этимолог

Разбор задания: лингвист – это широкое название для учёных, занимающихся изучением разных аспектов языка. Этимолог – тот, кто занимается значением и происхождением слова.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Слова колесо, кольцо являются:

а) неродственными, потому что относятся к разным словам;

б) родственными, но относятся к разным словам;

в) родственными, восходят к коло – круг.

Разбор задания: коло с польского языка обозначает круг, поэтому слова колесо и кольцо являются родственными, хотя корни у них разные. Ответ: в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хузина Мария Анатольевна

Учитель: Ульянова Г.В

Внеклассное воспитательное мероприятие по русскому языку

Тема мероприятия: Происхождение слов в русском языке

Форма проведения : Игра

Цели мероприятия:

Образовательные :

дать понятие о заимствованных словах, об истории появления иноязычных слов в русском языке;

научить учащихся умениям и навыкам правильного употребления заимствованных слов в речи.

Развивающие :

обогащение словарного запаса учащихся, расширение их кругозора, развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;

Воспитательные :

повышение культуры речи учащихся, воспитание любви к слову, привитие интереса учащихся к предмету; развитие логики, мышления; сплочение класса.

Оборудование и материалы:

карточки с изображением флагов трех стран, карточки со словами

карточки с кроссвордами

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.

Разумовская М.М. Русский язык. 5 кл. М.: Просвещение, 2002.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.: Современник, 1998.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя

Вступительное слово учителя.

Теоретический материал

На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.

Показ презентации:

Из презентации( слайд 1, 2)

Как узнать из какого языка пришли слова?

Слова англичане (из английского языка):

-сочетания букв инг в конце слова:

-сочетания букв дж:

hello_html_24f038d7.jpg
hello_html_37c146e1.jpg

Из презентации (слайд 3,4)

Слова из французского языка:

Сочетания букв кю, бю, ню :

Две гласные подряд:

Слова оканчиваются на аж :

А знали ли вы, что каждый день за обедом мы говорим с вами сразу на нескольких иностранных языках?

Как думаете из какого языка произошли следующие слова?

Пельмени -состоит из двух финских корней

Салат с огурцами

Древнегреческий язык-это язык на котором говорили Аристотель и Платон еще во 2 тысячелетии до н. э.

Из презентации (слайд 7)

hello_html_m4ea34b1b.jpg

Для подведения итогов можно воспользоваться таблицей.

Учитель: Ребята, а давайте теперь поиграем. Вам нужно будет угадать из какого языка пришли в наш русский язык, слова на картинке.

(Класс делится на три команды, по рядам (1,2, 3 команды), можно дать название каждой команде.

Кто первый догадался, поднимает руку, за один правильный ответ ставится 3 балла команде.

hello_html_63ef3a71.jpg

Показ слайдов в презентации. (слайд 11-16)

hello_html_m331fde7a.jpg

hello_html_m604798e.jpg
hello_html_m6e3dc361.jpg

Количество балов : 3 бала за каждый правильный ответ

Учитель: Молодцы! Справились! (заполняем таблицу)

Цель игры: сплотить коллектив класса, рассмотреть в игровой форме разнообразие источников заимствования слов из других европейских языков.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 080 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 63. Историзмы и архаизмы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.05.2018 967
  • DOCX 1.2 мбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Садешова Гульмира Абсеитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На этом уроке мы поговорим о происхождении слов. Попытаемся выяснить, как можно узнать происхождение слова. И раскроем тайну происхождения некоторых слов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Этимология слов"

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

· Что такое этимология?

· Как можно узнать о происхождении слова?

· Откуда произошли некоторые слова?

Слова чем-то похожи на людей. Как и люди, они растут и развиваются. Как и люди, они могут очень сильно измениться за годы.


Они могут измениться так сильно, что трудно даже вспомнить первоначальный вид и первоначальное значение слова.

Внешний вид и значение слов могут сильно измениться за время. И иногда невозможно понять, откуда произошло слово.

Если мы захотим разобраться в этом вопросе, нам нужно будет заглянуть в историю слова. А ещё точнее – нам нужна помощь этимологии. Ведь именно эта наука объясняет происхождение слов.

Этимология – раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Этимология поясняет, откуда появилось слово, как оно выглядело и что обозначало раньше.

Знаете, что мы только что узнали? Мы узнали этимологию слова говядина.

Но как такое может быть? Ведь этимология – это название раздела науки о языке.

Дело в том, что этимология – это наука, которая очень любит рассказывать о самой себе.

Этимология как наука может рассказать об этимологии слова, как бы странно это ни звучало.

Дело в том, что слово этимология – многозначное. Оно обозначает также само происхождение слова.

Об этимологии некоторых слов мы можем легко догадаться.

Название ягоды земляника явно произошло от слова земля – всё потому, что ягоды часто лежат на земле.

Черника – от слово чёрный. Это легко понять, если посмотреть на цвет ягоды.

А слово ежевика произошло от слова ёж – ведь на кустах ежевики тоже есть колючки.

Подсказкой нам во всех случаях послужил состав слова. Так, например, в слове черника мы выделяем корень -черн- и суффикс – -ик-.

Но даже если состав слова изменился за годы, изначальный корень может быть виден.

Конечно, мы можем возразить: но ведь синица совсем не синяя! Она жёлтая с чёрным. Но раньше синицей называли немного другую птицу – лазоревку.


Но происхождение некоторых слов может вызвать у нас вопросы.

Вот слова окно, невеста, обед. В их составе явных подсказок не просматривается.

И мы можем сделать ошибочные предположения о том, откуда они произошли. Поэтому лучше обратиться к словарю.

Есть специальные этимологические словари, в которых раскрывается происхождение слов.

Что же показывается в статье такого словаря?

Так даются сведения о том, откуда пришло слово – исконно русское оно или заимствованное, а если заимствованное – то из какого языка.

Рассказывается, как слово было образовано. Как изменялось слово.

Приводятся родственные слова в русском языке. И родственные слова из других языков.



Некоторые лингвисты полагают, что невеста так называлась потому, что не знала как следует своего жениха, а он – её, ведь браки часто заключались между совершенно незнакомыми людьми. Другие учёные считают, что такое название должно было защитить женщину от злых духов.


Этимологический словарь необходим для этимологического разбора слова.

За происхождением слов очень интересно наблюдать.

Если как следует присмотреться к коже, то в ней обнаружится… коза!


Иногда есть несколько версий происхождения слова.

В этимологическом словаре можно найти и заимствованные слова, и их история тоже бывает очень интересной.

Знаете, откуда произошло слово апельсин? В Европе апельсины не растут. Их привезли из Китая голландские мореходы только в шестнадцатом веке. Покупатели очень удивлялись таким экзотическим фруктам и спрашивали:

−А это яблоко такое, − отвечали купцы.

− Где же растут такие яблоки?

А некоторые слова имеют настолько интересную и сложную историю, что и не поймёшь – заимствованные они или нет.

Такая же интересная история у слова ерунда. По одной из версий, оно пришло к нам прямиком из речи семинаристов. Семинария – это заведение, где обучались будущие священники. В семинариях обязательно преподавался латинский язык. А в латинском языке есть герундий – очень странная и сложная часть речи, что-то среднее между глаголом и существительным. Выучить правила образования и изменения герундия – крайне сложно, а применяется он довольно редко.

Некоторые слова – заядлые путешественники и переходят из языка в язык несколько раз. Вам никогда не казалось, что слово бистро какое-то слишком русское? У него замечательная история.

А потом уже из Франции слово бистро опять приехало в родную Россию и обосновалось там.

Истории многих слов загадочны и увлекательны. Чтобы узнать их, нужно помнить следующее:

Этимология – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Этимологией также называют само происхождение слова.

Этимология слов раскрывается в этимологических словарях.

При помощи таких словарей выполняется этимологический анализ слова.

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя

II. Теоретический материал

VI. Выставление баллов

VII. Подведение итогов

I. Вступительное слово учителя.

II. Теоретический материал

На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.

Из презентации( слайд 1, 2)

Как узнать из какого языка пришли слова?

Слова англичане (из английского языка):

-сочетания букв инг в конце слова: митинг маркетинг боулинг -сочетания букв дж: коттедж джем

Из презентации (слайд 3,4)

Слова из французского языка:

Сочетания букв кю, бю, ню: маникюр бюро кювет Две гласные подряд: вуаль дуэль Слова оканчиваются на аж: пассаж вираж

А знали ли вы, что каждый день за обедом мы говорим с вами сразу на нескольких иностранных языках?

Как думаете из какого языка произошли следующие слова?

1) Пельмени -состоит из двух финских корней

Салат с огурцами

Древнегреческий язык-это язык на котором говорили Аристотель и Платон еще во 2 тысячелетии до н. э.

Из презентации (слайд 7)

Учитель: Ребята, а давайте теперь поиграем. Вам нужно будет угадать из какого языка пришли в наш русский язык, слова на картинке.

(Класс делится на три команды, по рядам (1,2, 3 команды), можно дать название каждой команде.

Кто первый догадался, поднимает руку, за один правильный ответ ставится 3 балла команде.

Показ слайдов в презентации. (слайд 11-16)

Количество балов : 3 бала за каждый правильный ответ

Учитель: Молодцы! Справились! (заполняем таблицу)

Цель игры: сплотить коллектив класса, рассмотреть в игровой форме разнообразие источников заимствования слов из других европейских языков.

Учитель: Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие в страну Слова. А теперь мы отправимся в Англию и Францию. Для этого нужно три помощника.

· Выходят три человека. Учитель раздает подготовленные карточки с изображением флага России, Франции и Великобритании. Три ученика держат флаги, символизируя страну.

· Учитель показывает слово на подготовленной карточке, ученики должны отгадать из какого языка (страны) в русский язык пришло слово или определить, что слово исконно русское. Ответ засчитывается той команде, которая быстрее всех ответила.

Количество балов : 2 бала за правильный ответ

Список слов для карточек:

Барин, Борщ,Азбука, Берег, Брат, Баян,Парашют, Абажур, Пюре,Вуаль, Шампунь, Бандероль, Джинсы, Компьютер, Сэндвич, Футбол, Доллар.

Цель игры: развитие мышления, логики; развить умение работы с толкованием слов, повторить лексическое значение слов при помощи игры; сплочение коллектива

Ваша задача решить кроссворд и записать ключевое слово в нужной графе на доске:

1 слово 2 слово 3 слово 4 слово

ЛЮБИТЕ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК!

Ученики решают кроссворд и выписывают полученное слово:

1 команда - на первом участке доски

2 команд – на втором участке доски

3 команда – на третьем участке доски

А четвертое слово учитель дописывает сам.

В итоге должно получиться предложение:

Любите свой родной язык.)

Количество балов : 10 балов каждой команде, за верно выполненное задание.

VI .Выставление балов

Подсчитываем балы, объявляем результаты.

VII .Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились со словами иноземцами, вспомнили какие признаки присущи этим словам. Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.

Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!

Читайте также: