Конспект урока внеклассного чтения по роману г бичер стоу хижина дяди тома

Обновлено: 07.07.2024

Гарриет Бичер родилась в 1811 году в
Новой Англии. Её отец был священником.
Она выросла в семье, где посещать
церковь по воскресеньям считалось
святой обязанностью. Религия
пронизывала всю жизнь семьи.
В ее семье все были противниками
рабства. Гарриет Бичер скрывала в своем
доме беглых невольников, спасала их от
преследователей, открыла домашнюю
школу для негритянских детей. В
восемнадцать лет она стала учительницей.

Рабство – грубая форма
эксплуатации человека,
при которой раб, наряду
с орудиями труда,
является собственностью своего
хозяина – рабовладельца.
Рабство было жуткой страницей
в истории США.

Читайте больше хороших книг!
Они научат вас различать
добро и зло, научат быть терпимыми
и милосердными.

. Развить умение анализировать и сопоставлять художественные произведения.

.Воспитать неприятие любого проявления насилия, расовой дискриминации.

Биография писательницы

Гарриет Бичер-Стоу - американская писательница, педагог. Родилась 14.06.1811 г. в Личфилде в штате Коннектикут, в семье деревенского пастора. В 13 лет она стала работать учительницей в школе, открытой ее старшей сестрой.

Выйдя замуж за профессора богословия, она полностью посвятила себя семье - нянчила детей, шила, готовила, приводила в порядок дом. А чтобы помочь мужу, писала рассказы для местных газет. Она имела удивительную способность писать быстро, без помарок, примостившись на краешке кухонного стола. Так продолжалось лет 15. Но однажды произошло событие, которое, казалось бы, никак не могло затронуть обыкновенную домашнюю хозяйку: Конгресс США принял закон о беглых рабах. Отныне плантаторы получали право преследовать своих негров не только в южных, рабовладельческих штатах, но и на севере страны, где рабство было запрещено. Этот закон возмутил Гарриет. Миссис Стоу решила написать книгу, которая заставила бы людей осознать всю жестокость рабства. По словам сына Гарриет, эта идея пришла к ней во время службы в храме. Перед ее глазами возникла сцена смерти старого негра. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и записала видение… Так доселе мало кому известная миссис Стоу начала создавать главную книгу своей жизни.

Вместе с подругой, миссис Даттон, она совершила путешествие на юг. Достаточно было раз увидеть, как живут невольники в поместье, чтобы представить картину в целом. Недостающее восполняли отчеты о процессах над плантаторами, встречи с беглыми рабами, их рассказы. Все, что увидела Гарриет в поездке, она описала в романе.

Главным прототипом своего героя дяди Тома писательница считала вполне определенного человека. Однажды в руки ей попалась автобиография негра по имени Джоши а Хенсон. Позже Гпрриет встретилась с ним, и они стали большими друзьями. Подолгу рассказывал он ей о нелегкой жизни, дополняя живым рассказом то, что написано в автобиографии.

Со всех сторон раздаются голоса: все в книге ложь, выдумка, преувеличение. Появляются книги, в которых авторы пытаются изобразить картину жизни на юге Америки идиллическими красками. В этой обстановке Гарриет стремится доказать, что все, о чем она рассказала, правда. Гарриет решает написать книгу, основанную на документальных материалах, подлинных фактах. Газетные хроники, описание личных впечатлений, свидетельство негров легли на основу ее нового труда.

Умерла Гарриет Бичер-Стоу 1.07.1896 г. во Флориде.

.В этом романе развиваются две сюжетные линии, какие?

( 1. На Север, к свободе, от угрозы быть навеки разлученными бегут рабыня Элиза с ребенком( сын Гарри) и ее муж Джордж. 2.Все дальше на Юг увозят проданного в рабство дядю Тома. Начинается тернистый путь дяди Томв и борьба Джорджа и Элизы за свободу и счастье.)

. Давайте с вами сравним двух рабов. Какие черты характера вы отмечаете у дяди Тома? Как вы оцениваете его поступки?

. Чем отличается Джордж от дяди Тома?

.Давайте сравним образы плантаторов, напрмер Гейлии Шелби. Что это были за люди? Симпатичны ли они вам?

Шелби принадлежал к тому типу людей, каких немало на белом свете. Он был добродушен, мягок, снисходителен к окружающим. Однако он наделал много долгов и вынужден продать Гейли своего лучшего работника Тома и сына преданной служанки Элизы Гарри.)

. Каким образом Том попадает в дом Сен-Клера?

( Тома вез на пароходе работорговец Гейли; Том спасает 6-летнюю дочь Сен-Клера Еву, когда та упала в воду. Благодарный отец покупает Тома.)

. Что вы можете рассказать о Еве?

. В доме Сен-Клера жила еще одна девочка, Топси. Расскажите о ней, почему она вела себя так плохо, и кто повлиял на его поведение?

. Несмотря на то, что уходят из жизни замечательные люди, маленькая Ева, ее отец, дядя Том, у романа хороший конец. Докажите это.

( В конце романа сын мистера Шелби Джордж дает своим рабам свободу, он выполнил клятву, данную на могиле дяди Тома - теперь никто не сможет продать. Разлучить с родными его работников. Они обрели права, чего были лишены раньше, и могут своей жизнью распоряжаться сами.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о произведениях С.В.Михалкова в процессе смены видов деятельности.

Образовательная:1.Учить давать характеристику литературным героям в процессе анализа текста

2.Учить выражать свои чувства и эмоции в процессе слушания стихотворения

Развивающая: развивать воображение в процессе работы над стихами.

Воспитывающая: формирование уважения, интереса к чужим высказываниям в процессе высказывания собственного мнения.

Планируемые результаты:

Предметные:умеют анализировать стихотворение С.В.Михалкова

умеют доказывать свою точку зрения цитатами из стихотворений

умеют выражать свои образы и чувства при прослушивании текста

Личностные: умеют сострадать литературным героям

Метапредметные:Регулятивные: умеют планировать свою деятельность

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: урок расширения знаний

Вид урока: урок-дискуссия

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий

Приемы: словесные, наглядные.

Литература: Литературное чтение: 4 класс Ч.2/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф

(личностные, предметные, метапредметные)

1.Организационно -

мотивационный

подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение

Создание положительной мотивациина уроке, организация внимания учащихся.

Принятие в 1850 году Закона о беглых рабах, который обязывал жителей свободных штатов возвращать беглецов их владельцам, вызвало бурное негодование миссис Стоу. До поры скрытый, бичеровский общественный темперамент готов был выплеснуться наружу. Толчком послужило видение, которое посетило ее в бранзвикской церкви: она впервые воочию увидела страдания негров и услышала их стоны. И тогда родился величайший во всей истории американской литературы пропагандистский роман "Хижина дяди Тома, или Человек, который был вещью" (1852).

Г. Бичер-Стоу говорила, что "его создал Бог", она лишь "писала под диктовку". Неоконченный роман, который был принят к печати вашингтонским аболиционистским журналом и который планировалось разместить в 3-4 ежемесячных номерах, разрастался под руками автора, пока не получилось объемистое двухтомное сочинение. Оно вышло отдельным изданием в 1852 году и произвело фурор: 10 тысяч экземпляров были распроданы за одну неделю. К началу Гражданской войны эта цифра перевалила за три миллиона.

Книга была переведена на 37 языков и стала всемирным бестселлером. Ею восхищались Джордж Элиот, Жорж Санд и Лев Толстой. Ральф Уолдо Эмерсон объяснил невероятную популярность романа тем, что его "с одинаковым интересом читали в гостиной, на кухне и в детской каждого дома". Международная слава Г. Бичер-Стоу еще возросла после турне писательницы по Европе.

"Хижина дяди Тома" оказала колоссальное влияние на культуру и политику того времени: ее публикация дала аболиционистскому движению новый мощный импульс и помогла перестроить общественное мнение в целом, буквально взбудоражив нацию. Персонажи книги — Саймон Легри, Элиза, маленькая Ева Сент-Клер, забавная негритяночка Топси и, конечно, дядя Том стали архетипами национального сознания.

Вскоре, вдохновленная успехом своего первого крупного произведения, Г. Бичер-Стоу произвела еще один романтический антирабовладельческий роман "Дред, история о проклятом болоте" (1856), основанный, главным образом, на признаниях восставшего раба Ната Тернера и, по сути, ничем не уступавший, но и не превосходивший в художественном отношении "Хижину дяди Тома". Вторая книга, однако, имела далеко не столь широкий резонанс, как первая.

Чем же объясняется феноменальный успех "Хижины дяди Тома" и есть ли "ключ", позволяющий раскрыть этот секрет? "Хижина дяди Тома" — произведение совершенно романтическое по методу. Автора не занимают экономические, политические, социальные аспекты рабовладельческой системы. Единственный предмет внимания Г. Бичер-Стоу — нравственное сознание рабов, рабовладельцев, работорговцев. Главное здесь — эмоциональный накал.

Характеры героев достаточно одноплановы и четко поляризованы. С одной стороны, здесь выведены злобные негодяи, такие, как "главный злодей" американской литературы, убийца дяди Тома, бессмысленно жестокий рабовладелец Саймон Легри и работорговец Хейли. С другой же стороны, находятся персонажи, наделенные всевозможными добродетелями, ангельскими, как старый негр Том и Ева Сент-Клер, либо человеческими, как "хорошие" плантаторы Шелби и Сент-Клер или красавица-квартеронка Элиза. Отчаянный побег Элизы через реку Огайо, с льдины на льдину, с маленьким сыном на руках, стал одним из самых известных эпизодов романа (впоследствии семья Элизы обретает свободу в Канаде). "Добрые" персонажи, как правило, оказываются страдающими жертвами негодяев (как все персонажи-рабы) либо несчастных обстоятельств (как Шелби, Сент-Клер и Ева).

Примечательно, что новоанглийская писательница-аболиционистка проявляет немалую, по тем временам, деликатность, не только изображая некоторых рабовладельцев хорошими добрыми людьми, но и делая самых главных негодяев выродками-северянами. Главное зло, — подчеркивает автор, — не в людях, южанах или северянах, а в рабстве. Рабство разъедает души людей, лишая их проблеска человечности (Легри), рабству неизбежно сопутствуют такие чудовищные вещи, как распад негритянских семей (дяди Тома, Элизы, Кэсси, Эммелины), наказание беглых рабов, ужас и смерть.

Популярность романа невозможно объяснить его художественными достоинствами, хотя здесь есть и тщательно разработанная интрига и юмор, и пафос, и хорошо продуманная мелодрама. Это вполне добротное литературное произведение. И все же роман велик скорее как общественный, чем художественный факт, что вполне оправдывается задачами автора.

В своих "новоанглийских" рассказах, а затем и романах ("Сватовство священника", 1859; "Жемчужина острова Орр", 1862; "Олдтаунские старожилы", 1869 и др.) писательница обнаруживает меткую наблюдательность и тонкое эстетическое чутье. Она воспроизводит точную картину духовной и материальной жизни Новой Англии, давая мастерский анализ внутренней механики пуританского характера, рисуя сочные типажи фермеров штата Мэйн. Именно Г. Бичер-Стоу, исключительно продуктивно работавшая до самой своей кончины в возрасте восьмидесяти пяти лет, стоит у истоков новоанглийской реалистической литературы местного колорита рубежа XIX—XX веков.

Что же касается ее первого романтического романа "Хижина дяди Тома" как явления общественно-политического, то о его масштабах позволяют судить слова президента США Авраама Линкольна, который, приветствуя прославленную писательницу, спросил: "Так Вы и есть та маленькая женщина, чья книжка развязала такую большую войну?" Разумеется, в этом высказывании было некоторое нарочитое преувеличение, но "Хижина дяди Тома" действительно явилась каплей, переполнившей чашу общественных эмоций, и они вылились через край.

В книге "Ключ к хижине дяди Тома" Г. Бичер-Стоу указала целый ряд автобиографий чернокожих невольников (или "рассказов рабов"), на которые опирался ее роман: автобиографии Филлипса, Г. Уилсон, У.У. Брауна, Ф. Дугласса и др. Именно в жанре "рассказа раба" развивалась в первой половине XIX века афроамериканская литература (у истоков жанра находилась, как мы помним, "Интересная история жизни Оладо Эквиано", опубликованная в 1789). По малограмотности рабов их "рассказы" в основном записывались с их слов хозяевами.

Особняком стоят имена Уильяма Уэллса Брауна и Фредерика Дугласса. Первый из них, впоследствии ставший ярким романистом, описал свою жизнь безусловно самостоятельно, что, впрочем, не слишком меняет дело: жесткие жанровые рамки "рассказа раба", которых пунктуально придерживался У.У. Браун, не оставляли возможности для действительного самовыражения. Подлинно самобытная черная словесность США заявила о себе в 1845 году, когда увидела свет блестящая автобиографическая книга "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба". Голос Ф. Дугласса, однако, еще надолго — вплоть до начала XX века оставался едва ли не единственным отчетливо афроамериканским голосом в литературе страны.

Тесная связь черной словесности со знаменитой книгой белой писательницы Г. Бичер-Стоу оказалась двусторонней. "Хижина дяди Тома" была восторженно принята афроамериканским населением (показательно, что на похоронах Бичер-Стоу группа бостонских афроамериканцев возложила к ее гробу венок, на ленте которого значилось: "Дети дяди Тома") и сыграла важную, но далеко не однозначную роль в становлении черной прозы США.

Книга стимулировала развитие черной художественной традиции, но надолго затормозила процесс самовыражения афроамериканцев. Она врезала в общественное сознание целый ряд стереотипов, прежде всего, мощный образ-символ негритянского долготерпения и набожного смирения — дядю Тома. Персонажи романа Бичер-Стоу стали неким каноном изображения афроамериканцев в литературе. Вместе с тем роман как бы проложил колею, по которой и покатилась еще не слишком самостоятельная черная беллетристика XIX столетия.

Так, уже год спустя после публикации "Хижины дяди Тома" появился первый в истории американской литературы "настоящий" роман, написанный черным автором — "Клотель, или Дочь президента" (1853) Уильяма Уэллса Брауна. Речь в нем шла о дочери президента Джефферсона и одной из его чернокожих рабынь, и роман поднимал целый комплекс наболевших вопросов: об эксплуатации рабов и трагическом положении мулатов в обществе, о двойной морали и т.д. Вызывающе смело поставленная расовая проблема решалась, однако, автором в опоре на книгу Бичер-Стоу с ее "негритянским каноном" и эстетическими условностями "белой прозы", такими, как "почти белая" героиня и вполне литературная речь рабов. Впоследствии Браун написал продолжение романа, доведя действие до Гражданской войны.

Но и много позднее — на протяжении поколений — черные авторы чувствовали себя обязанными опираться на роман Бичер-Стоу, хотя бы для борьбы с порожденными им стереотипами, как это делали Ричард Райт в сборнике рассказов "Дети дяди Тома" (1938) или Ишмаэл Рид в романе "Побег в Канаду" (1976). Джеймс Болдуин резюмировал: "Все мы скованы этой книгой".

Читайте также: