Дикий помещик салтыков щедрин конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тип занятия: комбинированн ый урок с использова нием элементов

Цели: дидактическая (учебная) – по знакомить с этапами жизни и творчества

писателя, раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтык о ва -

Развивающая: - пр одолжить раз витие навыков и умений анал иза

художественног о произведен ия; развитие куль туры устной и письменн ой

речи, развитие навыка ха рактеризовать литературног о г ероя.

Воспитательная: Н равственное в оспитани е обучающихс я .

Умение видеть чело веческие пороки, стрем иться искоренять их в дру гих и в

себе. Воспита ние уважительного от ношения к л итературе, русскому языку .

Межпредметные с вязи: литерату ра, ру сский язык, истори я.

Наглядные пособи я: портрет писателя М.Е. Салтыкова - Щедрина, тексты

Раздаточный материал: опорная логическая схема «Сказки М.Е.

Салтыкова - Щед рина, литер атуроведч еский словарь (словарь литературных

Нормативно - те хническая документ ация: КТП, поу рочный план.

Этапы биографии и тво рчества М.Е. Салтык ова - Щедрина. Сатирич еское

3. Работа с текстом сказок. Чтение, пересказ и анализ сказок «Дикий

6. Анализ у рока (выполнен ие плана, выставление оцен ок). (3 минуты)

I . Оргмомент. Вс тупительное с лово преподава тел я.

2. М.Е. Салтыков - Щедрин – писате ль большого мастерства. Его

творчество продолжает и углу бляет сатир ическое направление в русской

Писатель – сатирик, пу блицист, критик, редактор охватывает мн огие сферы

Наследие Салтыкова - Щедрина мы по праву наз ываем клас сическим, т.к. его

литературное имя остается в ду ховном сознании потомков, обогащает нас

знанием человечес ких характеров, опытом истори и. Вот и сегодня мы

попытаемся осознать этапы жизни, творческое н аследие этого удивительного

15(27) ян варя 1826 го да в селе Спас – Угол Калязинск ого уезда Тверской

губернии в семье помещиков Салтык овых родился сын Михаил, однако

через 30 лет, в авгу сте 1856 году ему было суждено п оявиться на свет еще

«Я вырос на лоне креп остного п рава, в скормлен молоком крепостной

кормилицы, воспитан крепостн ыми мамками и , наконец , обучен грамоте

Большое влияние на будущего писателя о казал Белинский В.Г. р усский

критик, которы й учил мыслить, у казывать цель жизн и.

В 1844 году Салтыков - Щедрин, выпущен из ли цея (Царское сел о), а

прежде п олучил бле стящее о бразование в Дво рянском институ те в Москве и

направлен в канцел ярию военного ми нистерства. Т о гда же он примыкает к

кружку Михаила Петрашевског о, где р аспростра няются р еволюцио нные

За участие в р аботе кру жка Петрашевского, за соч инение своих

повестей, напеча танных без ведома начальства, Салты ков - Щедрин был

В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику

1856 год в литерату рной деятельн ости был перерыв. И хотя в 1856 г оду

славу, он продолжа ет служить сначала в Министерстве внутренних дел, а

слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще слу жбы царю и

отечеству . Но в 18 62 году он оставил должность, решив п освятить все свое

Цель урока : показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы : беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.

I. Проверка домашнего задания

1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника (№№6-8стр. 271).

2.Художественный пересказ эпизодов сказки.

3.Повторение терминов : сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм .

II. Слово учителя

В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.

III. Беседа по вопросам

- Что является завязкой действия?

- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?

-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?

-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?

-Кто и почему называет помещика дураком?

-Каков основной сатирический прием в изображении помещика?

и генералах и в чем вы видите разницу?

-Рассмотрите этапы выявления глупости помещика.
(Вначале помещик решил предаться развлечениям, завести у

Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.

IV. Чтение по ролям

(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.)

V. Продолжейие беседы :

-Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны. Ему

Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.

- Тут бы и одуматься помещику, а он?

-Как физическое одичание характеризуется автором?
(Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что

-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?

- Что стало с помещиком?

(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)

-В чем смысл названия сказки?
Комментарий учителя:

-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр.



"Как грустна наша Россия. " ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?".


Цели урока:дать характеристику образам помещиков, показать их роль в раскрытии идейного замысла поэмы;учить сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;развивать монологическую речь учащихся;в.

Конспект урока. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков

Данный урок позволяет детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеро.


Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души

Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе.


Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: «Мастерство сатирического изображения действительности

Тип урока – урок изучения нового материала

Эпиграф: Сатире, бесспорно, посчастливилось на Руси. Если мы припомним

достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка

(Гостомысл – новгородский посадник 11 века, которому приписываются эти слова)

Оборудование и материалы: манитофон с аудиозаписью сказки Салтыкова-Щедрина

развивающая- развивать культуру читательского воприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.

воспитательная- воспитывать у учащихся непрятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.

Приветствие учеников учителем.

Объявление темы и целей урока учащимся.Разбор эпиграфа, записанного на доске. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована во все времена, это продиктовано соц. условиями жизни общества, государства. Наша цель- на примере сказки Салтыкова-Щедрина рассмотреть художественно-сатирические приёмы, позволяющие автору изобличать соц. и нравст. пороки, царящие в обществе.

Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате кораблекрушения;

б) по щучьему велению;

в) с помощью волшебника;

2. В чём мужик на острове варил суп?

в) в кокосовой скорлупке;

3. Какую газету читали генералы на острове?

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

а) по следам на песке;

б) по звукам балалайки;

в) по запаху мякинного хлеба;

5. Кем мужик работал в Петербурге?

6. В каком виде генералы прибыли на остров?

б) в ночных рубашках;

7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

а) из собственных волос;

б) из собственной рубахи;

9. Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома;

б) так же, как и попали на остров;

в) мужик построил корабль;

10. На какой улице в Петербурге жили генералы?

а) на Подьяческой;

11. Какой из генералов был поумнее?

а) тот, кто был учителем каллиграфии;

б) тот, кто был учителем географии;

в) тот, который не был учителем;

12. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

13. Как генералы мужика при себе удерживали?

а) цепью приковали;

б) верёвочкой привязали;

в) он остался сам;

14. Чем генералы наградили мужика?

в) рюмкой водки и пятаком;

Учащиеся показывают сигнальные карточки:

Учащиеся записывают в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель, далее один ученик идёт к доске и располагает карточки с теоретическими понятиями в нужном порядке при помощи магнитов:

АЛЛЕГОРИЯ
ГИПЕРБОЛА
ГРОТЕСК
САРКАЗМ

ЭЗОПОВ ЯЗЫК

Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)

Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)

Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)

Едкая, язвительная насмешка (сарказм)

Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)

Художественная речь,основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) (эзопов язык)

Эмоционально окрашенное определение (эпитет)

Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане (юмор)

Рассмотрение нового материала.

Словарная (лексическая) работа

без винной и соляной регалий-

Вопрос учителя: на какие стилевые и тематические пластывы бы разделили лексику щедринской сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика/крестьянского быта, политичес-

Возможна работа по карточке с группой сильных учащихся: подобрать примеры из текста к каждому пласту лексики.

Аналитическая беседа по тексту

Как жилось помещику после реформы? (хорошо по-прежнему, у него было всё)

Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?

С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?

Действительно, это авторские эпитеты. Но согласитесь, насколько они мастерски подобраны и точны!

Как исчез из поместья мужик? (унёс мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)

Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский)

От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей)

Кто еще посетил помещика в его имении? (капитан-исправник). Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.

А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?

Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки

(прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов)

Какой сатирический приём здесь использован? (гротеск: один генерал проглотил орден другого)

(смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).

Обратите на иллюстрацию художников Кукрыниксов к сказке.

Как изменился сад помещика без мужика? (пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)

Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)

Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? (мужик = богатство, достаток, порядок)

Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)

Подобная ситуация (полная зависимость помещиков от мужиков) единичной ли была в России или распространена повсеместно? (вывод: значит, от частного случая Салтыков-Щедрин поднимается до высокого художественного обобщения).

Подведение итогов беседы (слово учителя)

Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное содержание своего произведения. Всё действие происходит будто бы в рамках одного имения, но вот уже вовлекается в сферу действия уезд, затем и губернский город, а по сути – вся Россия.

Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете? Какое место занимает сатира в наши дни?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать социальную направленность сатиры Сал­тыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенство­вать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учите­ля, чтение по ролям.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

2.Художественный пересказ эпизодов сказки.

3.Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

II. Слово учителя

В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за по­рубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоедини­ли эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестья­не не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.

III. Беседа по вопросам

- Что является завязкой действия?

- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?

-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?

-К каким последствиям привело решение помещика в масш­табе губернии?

-Кто и почему называет помещика дураком?

-Каков основной сатирический прием в изображении поме­щика?

Теперь у помещика были все основания призадуматься над пра­вильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.

IV. Чтение по ролям

(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-ис­правником.)

V. Продолжение беседы:

-Чем отличаются мечты помещика от действительности? (То, что не удается помещику наяву, переходите его сны.)

Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет при­вычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государствен­ная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчез­ли, что стране грозит голод.

- Тут бы и одуматься помещику, а он?

-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?

- Что стало с помещиком?

(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)

-В чем смысл названия сказки?

-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?

VI. Итог урока

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энцикло­педию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель высту­пает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произ­ведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к не­достаткам общества.

Домашнее задание

1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока по теме:

«М.Е. Салтыков-Щедрин.

Разработала:

Меметова Лиля Энверовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория

Конспект урока по теме:

«М.Е. Салтыков-Щедрин.

Цель урока: показать социальную направленность сатиры Сал­тыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенство­вать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учите­ля, чтение по ролям.

I. Проверка домашнего задания

1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

2.Художественный пересказ эпизодов сказки.

3.Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

II. Слово учителя

В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за по­рубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоедини­ли эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестья­не не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.

III. Беседа по вопросам

- Что является завязкой действия?

- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?

-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?

-К каким последствиям привело решение помещика в масш­табе губернии?

-Кто и почему называет помещика дураком?

-Каков основной сатирический прием в изображении поме­щика?

Теперь у помещика были все основания призадуматься над пра­вильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.

IV. Чтение по ролям

(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-ис­правником.)

V. Продолжение беседы:

-Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны.)

Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет при­вычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государствен­ная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчез­ли, что стране грозит голод.

- Тут бы и одуматься помещику, а он?

-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?

- Что стало с помещиком?

(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)

-В чем смысл названия сказки?

-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?

VI. Итог урока

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энцикло­педию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель высту­пает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произ­ведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к не­достаткам общества.

Домашнее задание

1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

-развивающая – совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений; развитие логики, умения систематизировать, делать выводы/

-воспитательная – представить в образах помещика и крестьян то, что подлежит отрицанию: лень, паразитизм, излишняя покорность.

Через отрицание пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

1. Организационный момент

Краткая биография М.Е.Салтыкова- Щедрина. (Презентация).

1.Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите. По каким признакам мы определили, что это сказка?

3.Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя. Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Найдите их в тексте.

4.Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?

V Подведение итогов. Ребята, какие качества помещика высмеивает,

даже обличает Салтыков-Щедрин?

1.Назовите синонимы к слову дикий.

Крестьяне обездолены и ограблены в годы реформ, не имеют средств к существованию. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик — создатель всех благ на земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка — такова идея этой сказки.

Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства

Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке

Мне понравилось на уроке то, что…

Я бы изменил концовку сказки….

VI Домашнее задание (одно по выбору)

2. Напишите характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

Читайте также: