Дикий помещик салтыков щедрин конспект
Обновлено: 07.07.2024
Тип занятия: комбинированн ый урок с использова нием элементов
Цели: дидактическая (учебная) – по знакомить с этапами жизни и творчества
писателя, раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтык о ва -
Развивающая: - пр одолжить раз витие навыков и умений анал иза
художественног о произведен ия; развитие куль туры устной и письменн ой
речи, развитие навыка ха рактеризовать литературног о г ероя.
Воспитательная: Н равственное в оспитани е обучающихс я .
Умение видеть чело веческие пороки, стрем иться искоренять их в дру гих и в
себе. Воспита ние уважительного от ношения к л итературе, русскому языку .
Межпредметные с вязи: литерату ра, ру сский язык, истори я.
Наглядные пособи я: портрет писателя М.Е. Салтыкова - Щедрина, тексты
Раздаточный материал: опорная логическая схема «Сказки М.Е.
Салтыкова - Щед рина, литер атуроведч еский словарь (словарь литературных
Нормативно - те хническая документ ация: КТП, поу рочный план.
Этапы биографии и тво рчества М.Е. Салтык ова - Щедрина. Сатирич еское
3. Работа с текстом сказок. Чтение, пересказ и анализ сказок «Дикий
6. Анализ у рока (выполнен ие плана, выставление оцен ок). (3 минуты)
I . Оргмомент. Вс тупительное с лово преподава тел я.
2. М.Е. Салтыков - Щедрин – писате ль большого мастерства. Его
творчество продолжает и углу бляет сатир ическое направление в русской
Писатель – сатирик, пу блицист, критик, редактор охватывает мн огие сферы
Наследие Салтыкова - Щедрина мы по праву наз ываем клас сическим, т.к. его
литературное имя остается в ду ховном сознании потомков, обогащает нас
знанием человечес ких характеров, опытом истори и. Вот и сегодня мы
попытаемся осознать этапы жизни, творческое н аследие этого удивительного
15(27) ян варя 1826 го да в селе Спас – Угол Калязинск ого уезда Тверской
губернии в семье помещиков Салтык овых родился сын Михаил, однако
через 30 лет, в авгу сте 1856 году ему было суждено п оявиться на свет еще
«Я вырос на лоне креп остного п рава, в скормлен молоком крепостной
кормилицы, воспитан крепостн ыми мамками и , наконец , обучен грамоте
Большое влияние на будущего писателя о казал Белинский В.Г. р усский
критик, которы й учил мыслить, у казывать цель жизн и.
В 1844 году Салтыков - Щедрин, выпущен из ли цея (Царское сел о), а
прежде п олучил бле стящее о бразование в Дво рянском институ те в Москве и
направлен в канцел ярию военного ми нистерства. Т о гда же он примыкает к
кружку Михаила Петрашевског о, где р аспростра няются р еволюцио нные
За участие в р аботе кру жка Петрашевского, за соч инение своих
повестей, напеча танных без ведома начальства, Салты ков - Щедрин был
В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику
1856 год в литерату рной деятельн ости был перерыв. И хотя в 1856 г оду
славу, он продолжа ет служить сначала в Министерстве внутренних дел, а
слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще слу жбы царю и
отечеству . Но в 18 62 году он оставил должность, решив п освятить все свое
Цель урока : показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы : беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.
I. Проверка домашнего задания
1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника (№№6-8стр. 271).
2.Художественный пересказ эпизодов сказки.
3.Повторение терминов : сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм .
II. Слово учителя
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
III. Беседа по вопросам
- Что является завязкой действия?
- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?
-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
-Кто и почему называет помещика дураком?
-Каков основной сатирический прием в изображении помещика?
и генералах и в чем вы видите разницу?
-Рассмотрите этапы выявления глупости помещика.
(Вначале помещик решил предаться развлечениям, завести у
Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.
IV. Чтение по ролям
(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.)
V. Продолжейие беседы :
-Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны. Ему
Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.
- Тут бы и одуматься помещику, а он?
-Как физическое одичание характеризуется автором?
(Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что
-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Что стало с помещиком?
(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
-В чем смысл названия сказки?
Комментарий учителя:
-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В
Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр.
"Как грустна наша Россия. " ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?".
Цели урока:дать характеристику образам помещиков, показать их роль в раскрытии идейного замысла поэмы;учить сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;развивать монологическую речь учащихся;в.
Конспект урока. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков
Данный урок позволяет детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеро.
Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души
Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе.
Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: «Мастерство сатирического изображения действительности
Тип урока – урок изучения нового материала
Эпиграф: Сатире, бесспорно, посчастливилось на Руси. Если мы припомним
достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка
(Гостомысл – новгородский посадник 11 века, которому приписываются эти слова)
Оборудование и материалы: манитофон с аудиозаписью сказки Салтыкова-Щедрина
развивающая- развивать культуру читательского воприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.
воспитательная- воспитывать у учащихся непрятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.
Приветствие учеников учителем.
Объявление темы и целей урока учащимся.Разбор эпиграфа, записанного на доске. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована во все времена, это продиктовано соц. условиями жизни общества, государства. Наша цель- на примере сказки Салтыкова-Щедрина рассмотреть художественно-сатирические приёмы, позволяющие автору изобличать соц. и нравст. пороки, царящие в обществе.
Как два генерала оказались на необитаемом острове?
а) в результате кораблекрушения;
б) по щучьему велению;
в) с помощью волшебника;
2. В чём мужик на острове варил суп?
в) в кокосовой скорлупке;
3. Какую газету читали генералы на острове?
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
а) по следам на песке;
б) по звукам балалайки;
в) по запаху мякинного хлеба;
5. Кем мужик работал в Петербурге?
6. В каком виде генералы прибыли на остров?
б) в ночных рубашках;
7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
8. Из чего мужик сделал силки для птиц?
а) из собственных волос;
б) из собственной рубахи;
9. Как генералы вернулись домой?
а) заснули и проснулись дома;
б) так же, как и попали на остров;
в) мужик построил корабль;
10. На какой улице в Петербурге жили генералы?
а) на Подьяческой;
11. Какой из генералов был поумнее?
а) тот, кто был учителем каллиграфии;
б) тот, кто был учителем географии;
в) тот, который не был учителем;
12. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
13. Как генералы мужика при себе удерживали?
а) цепью приковали;
б) верёвочкой привязали;
в) он остался сам;
14. Чем генералы наградили мужика?
в) рюмкой водки и пятаком;
Учащиеся показывают сигнальные карточки:
Учащиеся записывают в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель, далее один ученик идёт к доске и располагает карточки с теоретическими понятиями в нужном порядке при помощи магнитов:
АЛЛЕГОРИЯ
ГИПЕРБОЛА
ГРОТЕСК
САРКАЗМ
ЭЗОПОВ ЯЗЫК
Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)
Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)
Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)
Едкая, язвительная насмешка (сарказм)
Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)
Художественная речь,основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) (эзопов язык)
Эмоционально окрашенное определение (эпитет)
Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане (юмор)
Рассмотрение нового материала.
Словарная (лексическая) работа
без винной и соляной регалий-
Вопрос учителя: на какие стилевые и тематические пластывы бы разделили лексику щедринской сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика/крестьянского быта, политичес-
Возможна работа по карточке с группой сильных учащихся: подобрать примеры из текста к каждому пласту лексики.
Аналитическая беседа по тексту
Как жилось помещику после реформы? (хорошо по-прежнему, у него было всё)
Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?
С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?
Действительно, это авторские эпитеты. Но согласитесь, насколько они мастерски подобраны и точны!
Как исчез из поместья мужик? (унёс мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)
Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский)
От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей)
Кто еще посетил помещика в его имении? (капитан-исправник). Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.
А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?
Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки
(прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов)
Какой сатирический приём здесь использован? (гротеск: один генерал проглотил орден другого)
(смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).
Обратите на иллюстрацию художников Кукрыниксов к сказке.
Как изменился сад помещика без мужика? (пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)
Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)
Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? (мужик = богатство, достаток, порядок)
Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)
Подобная ситуация (полная зависимость помещиков от мужиков) единичной ли была в России или распространена повсеместно? (вывод: значит, от частного случая Салтыков-Щедрин поднимается до высокого художественного обобщения).
Подведение итогов беседы (слово учителя)
Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное содержание своего произведения. Всё действие происходит будто бы в рамках одного имения, но вот уже вовлекается в сферу действия уезд, затем и губернский город, а по сути – вся Россия.
Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете? Какое место занимает сатира в наши дни?
Цель урока: показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.
2.Художественный пересказ эпизодов сказки.
3.Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.
II. Слово учителя
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
III. Беседа по вопросам
- Что является завязкой действия?
- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?
-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
-Кто и почему называет помещика дураком?
-Каков основной сатирический прием в изображении помещика?
Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.
IV. Чтение по ролям
(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.)
V. Продолжение беседы:
-Чем отличаются мечты помещика от действительности? (То, что не удается помещику наяву, переходите его сны.)
Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.
- Тут бы и одуматься помещику, а он?
-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Что стало с помещиком?
(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
-В чем смысл названия сказки?
-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
VI. Итог урока
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
Домашнее задание
1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока по теме:
«М.Е. Салтыков-Щедрин.
Разработала:
Меметова Лиля Энверовна
Учитель русского языка и литературы
Первая квалификационная категория
Конспект урока по теме:
«М.Е. Салтыков-Щедрин.
Цель урока: показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.
I. Проверка домашнего задания
1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.
2.Художественный пересказ эпизодов сказки.
3.Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.
II. Слово учителя
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
III. Беседа по вопросам
- Что является завязкой действия?
- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?
-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
-Кто и почему называет помещика дураком?
-Каков основной сатирический прием в изображении помещика?
Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.
IV. Чтение по ролям
(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.)
V. Продолжение беседы:
-Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны.)
Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.
- Тут бы и одуматься помещику, а он?
-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Что стало с помещиком?
(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
-В чем смысл названия сказки?
-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
VI. Итог урока
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
Домашнее задание
1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
-развивающая – совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений; развитие логики, умения систематизировать, делать выводы/
-воспитательная – представить в образах помещика и крестьян то, что подлежит отрицанию: лень, паразитизм, излишняя покорность.
Через отрицание пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.
1. Организационный момент
Краткая биография М.Е.Салтыкова- Щедрина. (Презентация).
1.Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите. По каким признакам мы определили, что это сказка?
3.Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя. Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Найдите их в тексте.
4.Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?
V Подведение итогов. Ребята, какие качества помещика высмеивает,
даже обличает Салтыков-Щедрин?
1.Назовите синонимы к слову дикий.
Крестьяне обездолены и ограблены в годы реформ, не имеют средств к существованию. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик — создатель всех благ на земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка — такова идея этой сказки.
Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства
Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке
Мне понравилось на уроке то, что…
Я бы изменил концовку сказки….
VI Домашнее задание (одно по выбору)
2. Напишите характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
Читайте также: