Русские баснописцы план конспект

Обновлено: 07.07.2024

Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведётся в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.

Мораль басни – этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем басни.

Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как основная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным.

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Лафонтен – поэт-баснописец и литератор, великий французский классик.

Список литературы

Обязательная литература:

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

Дополнительная литература:

5. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 48

6. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 160

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Иванович Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, в родовом имении под Сызранью.

Продолжил обучение в частных пансионах – сначала в Казани, а затем в Симбирске.

В 1772 году Иван Дмитриев был записан солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1774 определён в Петербургскую полковую школу. Не имея к военной службе никакой склонности, он дослужил до чина полковника.

Иван Иванович Дмитриев хочет всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку.

Но в 1806 году снова возвращается, уже на штатскую службу.

В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть нужным Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Это заставило его в 1814 году выйти в отставку.

Интерес к поэзии у Дмитриева возник ещё в 1770-е годы. Большое влияние на его творчество имели стихотворения Гавриила Романовича Державина.

Иван Иванович Дмитриев считал, что басню нужно писать красивым языком, придав ему лёгкость и поэзию. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. Басни Дмитриева наполнены личными чувствами, так как он использует не столько народный опыт, сколько собственный.

Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех, они содержали важные моральные истины.

Известно, что труд в деревне очень трудный, а пахота земли особенно тягостна. Землю крестьяне вспахивали на лошадях или на быках.

На рогах у Быка сидела Муха. Она видела, как тяжело работает Бык, вскапывая землю. Сама ничего не делала, но приписывает себе заслуги равные с Быком: она тоже пахала, и перед другой Мухой важно хвастается своими мнимыми трудовыми подвигами.

«А та, поднявши нос,

В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками.

Теоретический материал для углублённого изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Какой термин характеризует представленное определение?

. – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль.

Нужно вспомнить теоретический материал прошлых уроков, где мы учили эти определения.

Множественный выбор

Задание по биографии И. И. Дмитриева.

Дмитриев, как и положено дворянину, служил на многих должностях на пользу царю и Отечеству. Кем он был?

Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.

Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)

Планируемые образовательные результаты

Личностные: развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль, привитие интереса к чтению классической литературы.

Предметные: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владение литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.

Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Методы и формы обучения

Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка.

Компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку литературного чтения по теме: "Басни. Русские баснописцы".

Предмет: литературное чтение

Тип урока: ОНЗ

Задачи урока:

воспитательные: воспитывать любовь к русскому литературному языку, внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – ориентация в тексте.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: басня, баснописцы.

Средства обучения: учебник, презентация, схема, иллюстрации.

Методы обучения: объяснение, беседа, практические и наглядные методы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Фёдоровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Посмотрите, всё ли готово к уроку.

-Из букв на доске составьте слово.

-Как вы думаете, почему именно слово жанр появилось на доске?

Потому что сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром.

-Вы хотите узнать с каким?

Тогда начнём наш урок.

Приветствуют учителя

Показывают свою готовность.

2. Актуализация знаний.

-Какую тему сегодня на уроке мы завершаем?

-Что такое фольклор?

-Что к нему относится?

(На доске будет схема)

-Какие произведения, относящиеся к фольклору, вы изучали?

-Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

-Что восхваляет данная песня?

-Где находится памятник К.Минину и Д.Пожарскому?

-Вы увидели, что на доске расположены книги. Рассмотрите обложки, кто-нибудь из вас читал, хотя бы одну из этих книг?

-Посмотрите на доску. Чей это портрет?


-Правильно, Ивана Андреевича Крылова.

-Предположите тему сегодняшнего урока.

-Что мы сегодня узнаем?

Сегодня, мы с вами узнаем о русских баснописцах.

-Фольклор-это устное народное творчество.

-Сказки, песни, рассказы, загадки, былины и т.д.

Перечисляют произведения.

-Восхваляет героические поступки, отвагу, мужество.

-Учит доброте, справедливости.

-Скульптурный памятник этим героям стоит на Красной площади в Москве.

-Иван Андреевич Крылов является баснописцем.

Предполагают.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Предположите, что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки?

В баснях всегда есть мораль и иногда автор использует иронию.

-Что такое ирония?

-Предположите, что такое аллегория?

Аллегория – это когда качества, поступки людей показываются через образы животных или предметов.

-Как называют авторов басен?

-Каких баснописцев вы знаете?

-Каких русских баснописцев вы знаете?

Л.Н.Толстой, С.В.Михалков, И.Д.Крылов, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков.

-Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве.

В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена.

-Какие басни вы изучали?

-Сейчас, мы с вами немного отдохнём.

Вот летит стрекоза

Как горошины глаза,

А сама как вертолёт,

Влево, вправо, назад, вперёд

Теперь внимательно слушайте, я буду вас путать.

Предполагают.

-Басня-это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.


Содержимое разработки

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Тема: Басни русских баснописцев.

Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.

Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.

Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.

Читать по ролям диалоги героев.

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.

Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.

1. Организационный этап

Задаёт эмоциональный настрой.

Морально готовятся к началу урока.

Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Делу время – потехе час.

(Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.)

Проводит беседу о смысле пословиц.

Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу.

Принимают участие в работе над смыслом пословиц.

3. Подготовка детей к восприятию произведения

Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.

Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей?

Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте.

-Попробуйте дать определение: что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки? (есть мораль).

-Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40.

-Каких баснописцев вы знаете?

-Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже.

Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах.

Участвуют в беседе.

Определяют и озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Этап первичного чтения текста

Включает аудиозапись басни.

Организует беседу по прочитанному:

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел себя муравей? Во всем ли он прав?

-Радужная или мрачная картина возникает? Почему?

-За что злится на стрекозу автор?

(за беспечность, легкомыслие)

-Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

-Как автор их называет?

-Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

-Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная).

-А муравей? Какой он?

-Чему учит эта басня?

(Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться).

Запишите в тетрадь мораль этой басни.

Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42

Организует беседу по прочитанному:

-Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова?

-Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая).

-А какой муравей?

-Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы?

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки).

- Чему учит эта басня?

(учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку).

Проводит беседу по прочитанному:

- А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная).

-А какие муравьи?

-Чему учит эта басня?

(учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев.

Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания.

- Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило.

Записывают в тетрадь мораль басни.

Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.

Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.

Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев.

5.Этап вторичного чтения текста.

Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова.

Отрабатывают чтение по ролям.

6.Этап первой ступени анализа произведения.

Предлагает заполнить таблицу.

Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу.

7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста.

Выходят к доске и читают выразительно по ролям.

8. Этап обобщения прочитанного.

С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока?

Участвуют в заключительном диалоге.

9. Домашнее задание

Биография Ивана Андреевича Крылова.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.

Биография Ивана Ивановича Хемницера.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.

Биография Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать и сравнивать басни, искать мораль, иносказание и аллегорию.

    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический.

1. Этап актуализации знаний.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда учиться.

- Что значит учиться? (открывать новые знания)

- Что это значит? (Понять, что я не знаю и самому найти способ)

- Какие качества помогают ученику узнавать новое?

- Пожелайте друг другу удачи.

Пусть урок принесёт радость общения, а помощниками будут внимание, старание, находчивость!

А) Знакомство с темой урока.

- Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)

- Чему посвящен сегодня урок? (басням)

- Почему вы так думаете? (сцены из басен)

- Какие это басни?

- Кто автор этих басен?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд)

Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: “И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — “Дуб и Трость”, “Разборчивая невеста”, “Старик и трое молодых”. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем”.

В) повторение знаний об особенностях басен. (Работа в парах)

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

- краткая форма повествования,

- действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

- высмеивает пороки людей ( ирония),

- повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски: (на слайде)

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.

В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на разминке.

А) (текст на слайде)

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

Эти герои пришли нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3. Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.

- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”)

А) Создание “Дерева предсказаний”

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд)

  • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

- Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни.

Б) Первичное восприятие текста Читает учитель.

В) Формулирование проблемы.

- Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

- Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” (на слайде)

- Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

4. Этап открытия нового знания:

1 часть работы: Работа в парах.

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)

5. Этап применения нового знания:

Ответы детей по парам , по очереди.

А) Беседа – анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске):

Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена.
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина
Тоскует.
В мягкой траве у нас.

- Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )

4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14. Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

15. Как вы относитесь к Стрекозе?

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

6. Сравнение басен Хемницера и Толстого.

7. Рефлексия. Итог урока.

  • Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  • Какие же пороки “пощипал” Крылов в басне “Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  • Нужно ли изучать басни?
  • Чему они учат?

На доске стрекоза и муравей

- если работа на уроке не вызвала затруднений – муравью листик

В) Оценивание работы на уроке.

Дети оцениваются по, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

Читайте также: