Полный конспект проповеди из чарака самхита

Обновлено: 06.07.2024

Пищу можно разделить на два типа согласно ее происхождению. Она может принадлежать неподвижному миру – царству растений, и подвижному миру – миру животных. Ее также можно разделить на два типа согласно производимому действию. В зависимости от эффекта она может быть полезной или вредной. В зависимости от легкости усвоения ее можно разделить на четыре вида – напитки, твердая пища, пища, которую нужно разжевывать, и пища, которую нужно лизать. Пищу также можно разделить на шесть типов согласно преобладающему в ней вкусу. Согласно основным своим качествам ее можно разделить на двадцать типов по преобладанию в ней свойств: тяжести или легкости, холода или теплоты, маслянистости и сухости, тусклости или остроты, неподвижности и подвижности, мягкости и жесткости, вязкости и невязкости, гладкости и шершавости, мелкости или крупности, густоты или жидкости.
Дальше скажем о тех видах пищи, которые используются людьми и являются для них полезными или вредными.

Красный рис – самый полезный среди зерновых, имеющих колосья. Зеленый горошек – лучший среди бобовых растений. Дождевая вода – лучшая из всех типов воды, а соль со скал – лучшая из всех видов соли. Дживанти – лучшее из зеленых овощей, гхи из коровьего масла – лучшее из всех видов гхи, а коровье молоко – лучшее из всех видов молока. Кунжутное масло – лучшее из растительных масел… …имбирь – лучшее из корней, виноград – лучший среди фруктов, сахар – лучший из всех продуктов, которые приготавливают из тростникового сахара. Так говорится о естественно полезных веществах.
Далее скажем о самых дурных среди вредных веществ. Из всех колосовых злаков самый вредный – явака. Черный горох – самый вредный среди бобовых растений. В дождливый сезон самая вредная вода – речная. Среди солей самая вредная – ушара. Среди зеленых овощей самая вредная – горчица… … Гхи из масла овцы – самое вредное из всех видов гхи, а ее молоко – самое вредное из всех видов молока. Среди фруктов вреднее всего лакуча, среди корней вреднее всего корни алука, а среди изделий из сахарного тростника самое вредное – пханита.

Так объясняются естественно вредные для употребления в пищу вещества.

Так говорят о вредных и полезных веществах среди пищевых продуктов.
После этого скажем о вещах, важных среди лекарственных средств и других явлений жизни, о вещах и веществах, которые используются для разных действий.
Среди веществ пища является важнейшим фактором, поддерживающим жизнь, а вода – тем, что обеспечивает жизнь. Вино – лучшее из средств, облегчающих усталость, молоко – лучшее из оживляющих веществ. Плоть животных делает тело грубым. Соль – то вещество, которое порождает желание есть, кислые вещества – лучшие из тех, что поддерживают сердце, а семя крокодила – лучшее из средств, усиливающих половую энергию. Мед – лучшее из средств, ослабляющих капху и питту, гхи – лучшее среди тех, что успокаивают вату и питту, а растительное масло – среди того, что успокаивает вату и капху. Лучше всего выводит капху лечебная рвота, лучшее из того, что устраняет питту – слабительные средства, а нанесение припарок – лучшее из смягчающих средств. Физические усилия укрепляют тело лучше всего прочего. Щелочные средства разрушают жизненную силу, плод тиндука уничтожает вкус пищи. Овечье гхи относится к веществам, не способствующим укреплению сердца. Козье молоко относится к тому, что способствует излечению туберкулеза, стимулирует образование молока, хорошо усваиваются, останавливают кровотечение, в том числе и внутреннее. Овечье молоко усиливает капху и питту, молоко буйволицы вызывает сонливость, несвежий творог засоряет каналы, гаведхука их ослабляет. Сахарный тростник относится к мочегонным средствам, ява усиливает образование каловых масс, манго усиливает вату, шашкули (приготовленный в гхи хлеб) усиливает капху и питту, а конский горошек вызывает амлапитту (гастрит с повышенной кислотностью). Черный горох относится к веществам ухудшающим капху и питту. . Триврит – самое простое среди слабительных средств, арагвадха – среди слегка послабляющих. Сок снухи относится к очень сильным слабительным средствам, апамарга очищает голову, виданга выгоняет глистов, шириша действенно против отравлений, кхадира облегчает течение проказы, расона ослабляет вату. Плод амалаки приостанавливает старение, харитаки полезно для каналов, корни эранда повышают половую энергию и ослабляют вату. Пиппали повышает аппетит, способствует пищеварению и смягчает кишечник. Корень читрака входит в число средств, повышающих аппетит, способствующих пищеварению, смягчающих воспаление прямой кишки и избавляющим от колик. Пушракамула облегчает икоту, одышку, кашель и боль в груди. Муста известна среди вяжущих средств, повышающих аппетит и способствующих усвоению пищи. . . Катванга (аралу) вяжет, способствует пищеварению и аппетиту, а ананта известен как вяжущее и останавливающее внутренние кровотечения средство. Гудучи относится к вяжущим средствам, ослабляющим вату, останавливающим капху, усиливающим аппетит и препятствующим кровотечению и запору. Билва вяжет, усиливает аппетит и усмиряет вату и капху. Ативиша усиливает аппетит, вяжет, способствует пищеварению и ослабляет все доши. Тычинки (голубой и белой) кувшинки и лотос известны среди вяжущих и останавливающих внутреннее кровотечение средств. . Кашмарья известен среди кровоостанавливающих средств. Пришнипарни – среди средств вяжущих, ослабляющих вату и повышающих аппетит и половую энергию. Шалипарни повышает половую энергию и ослабляет доши. Бала относится к вяжущим, тонизирующим и ослабляющим вату средствам. Гокшура останавливает дизурию и вату, хингу способствует отхаркиванию мокроты, выводит газы, повышает аппетит, ослабляет капху и вату и повышает аппетит. Амлаветаса препятствует накоплению плоти, повышает аппетит и способствует выведению газов, ослабляя вату и капху. Регулярное использование пахты – лучшее средство среди тех, что ослабляют грахани дошу, отеки, геморрой и последствия чрезмерного употребления гхи (тучность). Регулярное использование полученных из молока гхи – лучшее среди средств расаяны ( поддерживающей здоровье). Регулярная практика полоскания горла растительным маслом дает силу зубам и усмиряет их боль. Сандал – лучшая среди охлаждающих и устраняющих дурной запах паст. Ламаджака и ушира относятся к пастам, умеряющим высокую температуру, кожные заболевания и потливость. Мадхука усиливает зрение, способствует половой энергии, хорошо действует на волосы, горло, цвет лица и выздоровление. Воздух – лучшее среди средств, обеспечивающих жизненную силу и сознание. Огонь – среди средств, уничтожающих аму, скованность, боль, озноб и холод. Вода, в которую погружена земля или раскаленная глина, облегчает чрезмерную жажду и рвоту. Переедание называют среди причин ама-доша; прием пищи соответствующей силе пищеварения – среди средств, усиливающих агни. Подходящая деятельность и соответствующая пища – то, чему нужно следовать. Своевременный прием пищи является тем средством, что поддерживает здоровье. Подавление убеждений порождает болезнь, вино порождает возбуждение, неподходящие напитки разрушают разум и память. Тяжелая пища усваивается с трудом, а употребление пищи один раз в день наиболее полезно. Злоупотребление половыми отношениями вызывает туберкулез, подавление половых побуждений порождает импотенцию. Длительное голодание сокращает жизнь, а недостаток пищи ослабляет ее. Еда во время расстройства пищеварения и в то время, когда предыдущая пища еще не переварена, порождает грахани. Нерегулярный прием пищи препятствует правильному ее усвоению, содержащая противодействующие друг другу вещества пища порождает тяжелые болезни. Ясность разума назову среди самых полезных свойств, перенапряжение – среди самых вредных, извращенность – среди патогенных факторов, половое общение с менструирующими женщинами – вратами к несчастью, целибат – среди лучших средств для продления жизни, устремленность – среди средств, повышающих половую энергию, беспокойство ума – среди того, что ее уничтожает. Работа сверх меры разрушает жизненную силу, стресс приводит к возникновению болезней. Доброе расположение духа назову среди средств, питающих жизнь, беспокойство – среди того, что высушивает тело… … чрезмерный сон – среди того, что провоцирует сонливость, правильное усвоение всех раса – среди средств, придающих силы, использование только одного раса – среди свойств, изнуряющих человека. … Ребенка следует лечить слабыми по силе лекарствами, пожилого человека – умеренными; беременным нужно избегать сильных лекарств, полового общения и физических усилий. Радость способствует развитию плода.
Расстройство пищеварения называют среди излечимых болезней, пищевое отравление – среди неизлечимых, саннипата (совокупный подъем всех дош) – среди болезней, с трудом поддающихся лечению, туберкулез – среди болезней, порожденных совокупностью причин, прамеха (диабет) – среди прилипчивых, с трудом отпускающих болезней.
Гималаи – лучшее место среди стран лекарственных трав, сома – лучшая из трав . Засушливые земли относят к здоровым местам, болотистые земли – к нездоровым. Послушание называют среди лучших качеств пациента, врача – среди четырех составляющих лечения . Безбожника называют среди первых, кому следует отказать в лечении, алчность – среди всего, что порождает скорбь, отсутствие смирения – среди фатальных признаков, отсутствие уныния – среди признаков выздоровления, совещание врачей – среди того, что удаляет сомнения, спокойствие разума – среди лучших качеств врача, знание растений – среди первейших знаний, аргумент, приведенный из священных писаний – среди лучших орудий успеха. …Аюрведа – то, что ведет к бессмертию (или к нектару долголетия), слова святых – то, чем следует руководствоваться человеку, следование дурному совету – то, что наносит вред телу и душе, полное отречение – источник счастья.

Чарака самхита самый древний из дошедших до нас и авторитетнейший источник знаний по Аюрведе, представляющий собой свод текстов, написанных на классическом санскрите в особом стихотворном стиле в восьми книгах (стаана), которые делятся на главы. Чарака самхита — главный труд в области кайя чикитсы — терапевтического направления медицины — это непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч мастеров Аюрведы.

Написанная в форме диалога между Атреей и его учеником Агнивешей, Чарака Самхита начинается с рассказа о том, как мудрец Бхарадвадж отправился к Индре за знанием Аюрведы. Открывшаяся Брахме наука о естественной жизни, здоровье, долголетии и избавлении от болезней была некогда передана им Дакше Праджапати — прародителю человечества, тот передал ее божественным целителям Ашвинам, те же передали ее Индре.
Когда людей, утративших знание о гармоничном существовании, охватили болезни, великие мудрецы стали молить Индру о спасении человечества. Переданное Индрой знание мудрец Бхарадвадж изложил Атрее Пунарвасу, а тот — шести ученикам, записавшим науку жизни в виде шести трактатов.
Самый одаренный ученик, Агнивеша, не только написал лучший из трактатов, но и начал распространять это знание по всей земле. Он ходил из города в город, из деревни в деревню, обучая своих последователей и рассказывая людям о том, как жить долго, праведно и без болезней. Люди называли его странствующим лекарем — "Чаракой".
Гораздо позднее из школы Атреи выделилось особое направление чарана или чарака — школа странствующих целителей, одной из задач которой было донесение до людей знаний о естественных законах жизни. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Он ходил по городам и селениям Индии и дополнял трактат Агнивеши открывающимся ему опытом и знаниями.
Об авторе самого знаменитого аюрведического трактата мы знаем очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант принадлежит I веку н.э. В Индии, где открытое людям знание считается божественным, даже самый великий ученый считал себя лишь скромным передатчиком знания, а любые истории жизни и биографии считались признаком необоснованного тщеславия. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считает себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд — его пратисамкрита или переложением. Но текст и судьба "Чарака Самхиты" говорят об авторе как о незаурядной личности и яркой фигуре в мире науки и философии. Дело в том, что Чарака жил в то время, когда труд Агнивеши был довольно широко распространен, более того — он не был утрачен еще в VI-VII веках н.э., во времена Вагбхаты. Некоторое время они существовали параллельно, но трактат Агнивеши был забыт, а строки "Чарака Самхиты" стали эталоном, тем учебником, которым и по сей день пользуются тысячи учеников Аюрведы.
Согласно Чарака Самхите "…жизнь и знание о жизни существовала всегда, люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы" (Сутрастхана, 1.40). Но когда время стирает эти законы из памяти людей, на землю нисходит Дханвантари и возобновляет знание Аюрведы. Чтобы люди смогли запомнить это знание, Дханвантари делит его на восемь частей.
В "Чарака Самхите", состоящей из 120 глав и 8,400 шлок (метрических стихов), также восемь разделов:
Основные положения (Сутра стхана);

  • О теле (Шарира стхана);
  • О чувственном восприятии (Индрия стхана);
  • О причинах болезней (Нидана стхана);
  • О передатчиках болезней (Вимана стхана);
  • О лечении тела (Чикитса стхана);
  • О правилах приготовления лекарств (Калпастхана);
  • О счастье (Сиддха стхана).

Чарака Самхита посвящена как самым глубоким вопросам существования Вселенной и человека, так и самым подробным предписаниям по излечению болезней. Это знание о том, что основой Вселенной, как и человека, являются пять первоэлементов — эфир, воздух, вода, огонь и земля, и что человек управляем теми же силами, которым подчиняется весь мир. Тело человека, согласно Чараке, это сгущение разумной силы, а каждая клетка тела — это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами, и именно это позволяет человеку сознательно поддерживать здоровье. Знание о свойствах материальной природы — гунах, и о трех принципах функционирования тела человека — дошах, дисбаланс которых становится причиной болезни. Это знание о том, что в основе здоровья и долголетия человека лежит равновесие между его материальной и духовной составляющей, о том, почему человек утрачивает это равновесие и в силу каких причин наступает болезнь. Пока человек не теряет своей связи с Богом, стремится к выполнению целей жизни (здоровью, благосостоянию, любви и духовному развитию), не преступает законов праведности, поддерживает силы тела правильной пищей и образом жизни, он остается здоровым, а когда отклоняется от правильного пути, получает болезни и несчастья. У тела есть собственный разум и врач должен быть лишь помощником в процессе восстановления его баланса. Описано, как распознать болезнь на всех ее стадиях, как гармонично и ненасильственно исцелить тело и душу пациента, и о том, что врач должен лечить сознание человека так же, как и его тело. Это знание о том, каким высоким нравственным идеалам должен следовать врач для того, чтобы выполнить свою духовную задачу и достичь успеха в своей профессии. Чарака Самхита — также и подробное описание методов обследования, диагностики и лечения различных болезней, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Содержатся также подробные предписания о том, как применять внутренние и наружные лекарства, как собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.

"Как правитель города радеет о городских делах, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пренебрегать своими обязанностями по отношению к собственному телу. Крепкая ось, вставленная в повозку, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевременной. И как та же ось может сломаться в середине пути из-за непомерного груза, ухабистой дороги, отвалившегося колеса, недостатка смазки, неисправности повозки или неумения ездока, так и жизнь человека обрывается посередине из-за излишнего напряжения, неправильного и нерегулярного питания, неумеренности в половой жизни, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, которые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, которые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядовитого ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям".(Виманастхана, 3-38).


Человек ответственен не только за свое здоровье, но и за все, что его окружает. Во Вселенной все состоит из одних и тех же элементов, и поэтому взаимосвязано. Все, на что мы оказываем воздействие, возвращается к нам же. Еще 2000 лет назад Чарака предвидел опасности техногенного развития цивилизации и говорил о тех последствиях, которые может породить неправедность человека.

"Коренная причина всех нарушений — неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми". "Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели — честность, скромность и праведность". Там "приходят в ненормальное состояние звезды, планеты, солнце, луна, воздух, огонь и окружающая среда; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней" (Виманастхана, 3.- 6,20,4).


Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: "Аюрведу следует изучать: брахманам — чтобы нести благо всем живым существам, правителям — чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям — чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия" (Шарирастхана 1.82-85.).
В VII веке прославленный трактат был переведен на латинский, а в VIII веке — на персидский и арабский языки, оказав сильное влияние на всю медицинскую науку того времени. В IX столетии частично утраченная "Чарака Самхита" была восстановлена и отредактирована кашмирским ученым Дридхабалой, дополнившим трактат 40 главами из разделов Чикитса, Калпа и Сиддхастханы по старательно собранным фрагментам. Существует множество комментариев к "Чарака Самхите", самые известные из которых — комментарий Чакрапанидатты "Аюрведа — дипика" (Чарака-татпарийя-тика) написанный в 1060 г., а также труд Джеджаты "Нирантара-паравьякхья" (IX век) и комментарий Шивадаса-сена "Чарака-таттва-прадипика" (XV век). Исследованный множеством ученых, трактат продолжает хранить тайну жизни его создателя. Совершенство содержания и слога заставляет приписывать его то создателю философии Санкхья, то великому Патанджали, автору "Йога-Сутры". Нередко говорят о версии одного французского исследователя, что Чарака мог быть придворным врачом одного из царей, правивших во II веке на северо-западе Индии. Но как бы ни была людям близка мысль о милостях сильных мира сего, ученые, хорошо знающие тексты "Чарака Самхиты", уверены — ни философия, ни нравственные ценности, к которым призывает Чарака, ни сам образ его жизни не могли позволить ему вести оседлую жизнь и чрезмерно зависеть от материальных благ. Был ли Чарака одиноким странником или основателем целой школы, он всегда следовал пути Агнивеши, несшим по земле знание науки жизни, и всегда наставлял своих учеников: "Нет конца Аюрведе — науке жизни, и потому изучать ее нужно постоянно, усердно и не допуская небрежности".(Виманастхана, 8.14)

Чарака самхита. Аштанга Хридайа Самхита. Болезни от неправильного питания. Голодание. Очищение организма и лечение дош. Употребление неподходящей пищи или в неподходящих обстоятельствах. Как правильно принимать пищу.

длительность: 00:56:21 | качество: mp3 64kB/s 25 Mb | прослушано: 5919 | скачано: 4927 | избрано: 183

Чарака самхита..

00:00:03 Итак, Чарака Самхита. Чарака был такой мудрец. Он был учеником Атреи Муни, а Атрея Муни был учеником верховной личности Бога Дханвантари, который пришел на землю около 2 миллионов лет назад, чтобы дать людям аюрведу. Так что теория, о том, что человечество появилось недавно абсолютный бред. Человечество очень давно уже существует на земле, и только вот этой аюрведе уже насчитывается 2 миллиона лет, которые известны в человеческом обществе. И я сегодня прочитаю стихи, переводы, и вы будете иметь возможность это все записать, у вас будет возможность послушать это.

00:01:28 Итак, Чарака Самхита. Самхита означает тоже знание. Глава о четырех основах лечения. Тут описывается, какие качества должен иметь врач, и какие качества должен иметь пациент. Очень интересно. Я считаю, что вам надо послушать, потому что такого подхода у нас нет сейчас, в современном западном мире. Здесь идет в виде диалога. Чарака Муни, (муни означает мудрец), рассказывает своим ученикам, поэтому в виде диалога здесь идет.

Аштанга Хридайа Самхита

Болезни от неправильного питания

00:22:39 Вот для этого существует целый ряд специй. Каждому человеку индивидуально подходит какая-либо специя. Он должен это знать. И специи тестируются по запаху. Например, если вы возьмете какую-то специю, понюхаете её, если запах будет свежий, легкий, прохладный – это означает, что эта специя будет вас лечить. Она вам подходит. А если запах будет такой тяжелый, несвежий, тухлый вам покажется, или запах такой будет пыльный – это означает, что эта специя будет вас не лечить, будет наоборот проявлять признаки болезни. Таким образом специи лучше всего ставить отдельно, и каждый человек может сам себе добавить, по запаху, специю, какую ему нужно. Но сразу могу сказать, что специя, такая как чили, лучше всего не использовать в пищу, потому что чили не предназначен для людей севера. У нас другое тело. Этот перец он хорош в Индии и для индусов, или для африканцев, но не для белых людей. С помощью чили, вы можете очень быстро получить язву желудка, это очень опасная специя. Поэтому, вот эти приправы, которые вы будете покупать, смотрите чтобы там не было чили. Черный перец это самая лучшая специя для нашего региона. Черный перец, болгарский перец. Красный лучше не использовать.

Голодание

00:26:04 Конституция человека – это очень важно. Каждый должен знать свою конституцию. Поэтому сейчас столько много книжек и люди не могут разобраться, что же лечит, а что калечит. Это вы должны знать. Если ама незначительная, достаточно одного поста, если её больше, то следует поститься и стимулировать агни, а если ама очень много, то следует ещё провести очистительную терапию. Это очень важный момент. Многие начинают голодать, будучи не проведя очистительную терапию. Это тоже не правильно, потому что огонь-то разыгрывается, вата увеличивается, все стихии начинают активизироваться, и вся эта грязь начинает подниматься в ткани тела, и все начинает двигаться по организму. Могут возникнуть различные проблемы, поэтому, лучше всего провести очистительные процедуры, там с помощью различных трав, вывести лишнюю грязь, только потом можно поститься. Пост предназначен для того, чтобы сжечь тонкую аму, тонкие негативные вот эти вот эмоции, тонкие остатки, вот этих вкусов после пищи, вот это все выводит. А травы предназначены для того, чтобы грубую аму выводить, грубый шлак.

Очищение организма и лечение дош

Употребление неподходящей пищи или в неподходящих обстоятельствах

Как правильно принимать пищу

древние мудрецы

Чарака – врач Древней Индии

Древняя Индия полна тайн и загадок. Пожалуй, трудно найти страну, где в чудеса не перестают верить до глубокой старости. Не является исключением и аюрведа, которая, как и любая наука, весьма практична и прагматична, тем не менее имеет свои легенды. Два имени являются ключевыми для аюрведы — это Чарака и Сушрута. Труды этих учёных стали фундаментом науки о врачевании, благодаря их усилиям знания дошли и до наших дней. При этом Сушрута остаётся персоной в большей степени исторической: точно известно, когда родился врач и когда он оставил своё земное воплощение, установлены даты создания его трактата по хирургии. О его коллеге по имени Чарака всего этого сказать нельзя, такие сведения не сохранились.

Можно предположить, что Чарака — врач, который в отличие от других своих странствующих коллег, решил взяться за редактирование существовавшего трактата. Такое действительно могло произойти, ведь первоисточнику уделяли мало внимания, предпочитая получать знания более традиционным способом: от учителя — ученику. Чарака же взял на себя смелость расширить уже имеющийся источник, исключить неработающие методы излечения, заменив их более актуальными открытиями в области медицины. Такая тяга к совершенству не случайна.

статуя чараки в индии

Основы медицинского трактата Чараки

  • Сутрастхана, или основные положения;
  • Шарирастхана — раздел, посвящённый телу;
  • Индриястхана — чувственное восприятие;
  • Ниданастхана — причины болезней;
  • Виманастхана — передатчики болезней;
  • Чикитсастхана — лечение тела;
  • Калпастхана — изготовление лекарств;
  • Сиддхастхана — достижение счастья.

Несмотря на попытки автора изложить большой пласт информации максимально ёмко и понятно, современному читателю текст может показаться трудным для восприятия. Сама по себе работа достаточно многогранна. Здесь можно найти информацию о том, как обучать будущих врачей и как должна быть устроена больница. Немало внимания уделяется и личной гигиене как основе здоровой жизни. В своей работе Чарака поднимает вопросы этики, подчёркивает необходимость в соблюдении врачебной тайны. Трактат даёт представление об основах анатомии и физиологии, излагает рекомендации по первичному осмотру пациентов, говорит о методах постановки диагноза. Отдельный раздел посвящён выбору лекарственных средств и способам их изготовления. В общей сложности мудрец описывает более 500 различных лекарственных препаратов и их сочетаний.

Врачи, с точки зрения Чараки, должны стать помощниками в излечении разума человека, а главное, — врачевателями его души. Мудрец был убеждён в том, что проблемы со здоровьем у людей начинаются тогда, когда у них портится настроение. Для того чтобы не допустить такой ситуации, человеку нужно жить в соответствии с нравственными идеалами. Сам врач также должен следовать этим заветам.

Куда заведёт такой образ мышления? Кого-то оставит в одиночестве, а кого-то познакомит с дурными привычками. Учиться контролировать себя и свой ум важно не только для того, кто жаждет исцеления, но и для самого врачевателя. Здесь медик должен также стать примером, пусть не эталоном, но образцом того, как нужно управлять своими эмоциями. Излишне эмоциональный специалист может ошибиться в постановке диагноза, слишком волнительный даст неправильную дозировку препарата.

Нельзя, подобно египетским фараонам, верить, что всё нажитое останется с тобой после ухода из земного царства. Каждый из нас оставит определённое наследие, но что это будет? Какими нас запомнят наши родные и близкие? Поднимать перед собой такие вопросы всегда страшно и боязно. Но делать это важно и нужно, чтобы прожить долгую, достойную и здоровую жизнь.

Читайте также: