Конспект по теме работа над учебным проектом ситуация и проблема постановка цели формулирование темы

Обновлено: 06.07.2024

1. Тема 2. Выбор проблемы и темы проекта. Определение цели, задач и стратегии проекта

2. 2.1. Выбор проблемы, разработка идей, формулировка замысла, определение и формулирование темы проекта

2.1. ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ, РАЗРАБОТКА
ИДЕЙ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАМЫСЛА,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ
ТЕМЫ ПРОЕКТА
В самом общем виде проблема - это вопрос или совокупность
вопросов, ответами на которые мы не располагаем.
Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще
всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория.
Научная проблема – это знание о незнании.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы,
но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из
них приводит к возникновению других, которые в свою очередь
порождают множество новых проблем.
Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны.
Уровень научного исследования в значительной мере определяется
тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над
которыми работают ученые.

Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ
на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.
Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и
поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым
правилам и методам.
Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате
открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних
теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез
(законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс,
включающий два основных этапа движения познания — ее
постановку и решение.
Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений,
умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее
успешного решения.
Поставить проблему — значит:
• отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и
требующие объяснения, факты, соответствующие теории и
противоречащие ей;
• сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы,
обосновать его правильность и важность для науки и практики;
• наметить конкретные задачи, последовательность их решения и
методы, которые будут применяться при этом (анализ
методов будет дан в следующей главе).

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ
По объекту.
Предметные - объектом является знание об объектах (Сколько
существует предметов типа А?)
- Эмпирические - поиск данных. Ответ может быть дан на основе
эксперимента, измерения, наблюдения.
- Концептуальные - организация и интерпретация имеющихся данных.
1.
2. Процедурные - объектом является способ получения или оценки
знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов
типа А?
- Методологические - планирование научного
исследования (например, выбор единиц измерения,
порядок проведения эксперимента).
- Оценочные - оценка опытных данных и теорий
(например, правильность, осмысленность).

По корректности и разрешимости:
- разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные,
ложные),
- неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций
или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом),
- некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой - у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -истинна).

2. · Второй класс - слабо структурированные проблемы
(отсутствует достаточная количественная
формализация). Проблемы второго класса нельзя решить только с
помощью математических методов, необходимо и приходится
использовать интуицию и опыт, а также теорию вероятностей и
психологические знания.
Пример: Решение вопроса поступления в ВУЗ после окончания средней
школы, поиск и устройство на работу и т.п.
3. Проблемы третьего класса – неструктурированные. Для решения
этих проблем, обычно применяются эвристические (интуитивнологические) методы решения, с помощью которых
неструктурированная проблема переводиться в класс слабо
структурированных. После чего можно использовать методы
системного анализа, который позволяет либо найти правильное
решение, либо выявить причины появления проблемы.
Пример: Проблема экологии мегаполиса (страны,
континента, планеты), дефицит пресной воды
в мире и т.п.

ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Суть
проблемной
ситуации
представляется
в
формулировке проблемы исследования.
Сформулировать научную проблему для автора – это значит
показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то,
что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Проблема исследования формулируется как указание на
противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем,
что (или как) должно быть.
Из
формулировки
проблемы
должно
быть
понятно,
что не так,
почему не так и
что будет, если сделать как надо.
Сформулированная корректно
проблема конкретизируется
в цель исследования.

ТРЕБОВАНИЯ
К
ФОРМУЛИРОВКЕ
Корректная формулировка проблемы
соответствовать некоторым требованиям:
ПРОБЛЕМЫ
исследования
должна
- максимально конкретно в формулировке проблемы должно быть
указано на то, что в практической деятельности не
соответствует (не делается в соответствии) модельной, идеальной
ситуации, описанной в теории;
- максимально конкретно в формулировке должно быть указано на
то, что и как должно быть в идеальной ситуации, описанной в
теории;
- в формулировке проблемы должно быть указание на то, почему
практическая деятельность не соответствует требованиям теории.

Ошибки при формулировке проблем
Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:
подмена проблемы вопросом,
например, как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни.
подмена проблемы задачей,
например, обеспечить освоение всеми старшеклассниками коммуникативной
компетентности на III уровне.
подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),
например, большая нагрузка учителя не дает возможности обеспечивать
индивидуальные задания при изучении новой темы.
подмена формулировки проблемы указанием на область существования
проблемы.
например, существует проблема в обучении восприятию иноязычной речи на
слух.
подмена постановки проблемы оценкой ситуации:
например, низкий уровень владения пользовательскими навыками среди
учащихся.

Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения)
– лаконичная формулировка проблемы исследования.
Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим
учебным заведением.
Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до
предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее
разработки, чтобы дипломное исследование было фактором
совершенствования профессиональной деятельности студента и
соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам.
Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании
кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.

17. КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА?

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и
научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения
сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта
и исследования.
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема
– это своего рода визитная карточка исследования , хотя в
последствии формулировка будет неоднократно корректироваться.
Тема исследования в проблемной форме отразит отношение
предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность.
Требованиями к теме являются её
четкость,
конкретность,
ясность,
однозначность,
она не должна быть слишком широкой, не исследуемой вследствие
своей многоаспектности.
Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится
нереальной задачей
Требованием к теме является также ее востребованность,
ее ожидаемая практическая значимость и новизна.

23. Практические шаги - приемы для выбора темы

Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
• Экспериментальные – темы, предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
• Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках:
книгах, кинофильмах и др.

Задание: определите тему исследования относительной данной
проблемы и актуальности.
• В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его
деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д.
Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает
неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может
быть близость предприятий по производству свинца.
• Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей
среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу.
• Актуальность исследования - необходимость поиска решения
проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.
• Варианты ответа:
1. Свинец и его влияние на атмосферу.
2. Свинец и его влияние на окружающую среду.
3. География размещения предприятий цветной металлургии.

Обоснование актуальности темы
Представленная автором актуальность темы:
-позволяет развернуто представить тему, а, с другой стороны, доказать наличие
проблемной ситуации в практике и теории.,
- должна указать на несоответствие состояния реальной практики возможному
идеальному ее состоянию. Иными словами, при обосновании актуальности
темы необходимо показать границу между знанием и незнанием в предмете
исследования (в сути темы).
Обоснование актуальности темы исследования лучше начинать с описания
состояния вопроса. Такое описание поможет понять существующие источники
проблемы исследования, обеспечит основу для понимания сложностей и
противоречий, которые являются причинами проблемы, предлагаемой к
разрешению.

Обоснование актуальности темы (продолжение)
Для обоснования темы исследования в теоретическом аспекте составляется
краткий обзор научной литературы по теме, который должен подвести к
выводу о том, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично
и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод не следует,
то работа лишается смысла, тема раскрыта другим исследователем.
Подготовленное на основе первичного анализа литературы описание
несоответствия научных исследований сложностям и противоречиям
подведет к формулировки проблемы данного исследования. При этом
указания на авторов работ, по которым подготовлен первичный анализ
литературы, и результатам их исследований поможет более точно понять и
сформулировать проблему научного сочинения.

Рабочий план исследования
Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления.
Совместно с научным руководителем студентов составляется план-конспект
научного исследования и план работы над исследованием.
План-конспект представляет собой поэтапное реферативное изложение
вопросов, раскрывающих решение поставленных задач исследования. В
дальнейшем подробное рассмотрение каждого вопроса и становится основным
текстом работы.
План работы представляет собой поэтапное изложение порядка работы над
исследованием с указанием сроков выполнения:
написание введения,
подготовка библиографии,
написание теоретической части,
подготовка программы экспериментальной работы,
проведение эксперимента,
анализ результатов эксперимента и
оформление выводов.
Рабочий план уточняется, корректируется научным руководителем, который
и оценивает его выполнение.

Определение научного аппарата исследования
Определение цели исследования
Цель исследования представляет собой прогноз того результата, который
позволит решить проблему, то есть является своеобразной конкретизацией
проблемы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.
Она может быть связана с апробацией, проверкой, разработкой каких-то
положений. Тем самым предполагается получение в качестве результатов
разных продуктов исследования.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых
слов: выявить …; установить …; обосновать …; уточнить …; объяснить …;
доказать …; разработать …
Цель исследования может быть:
-сформулирована широко – такие работы бывают поверхностными и мало
самостоятельными, их практические результаты не всегда полно
подтверждают выводы по теории вопроса.
- поставлена узко – такие работы бывают глубокими, детальными, сложности
возникают на начальном этапе исследования, поскольку материала может
оказаться недостаточно.

Логика исследования
На основании цели исследователь
продумывает логику своего исследования, то
есть определяет каким образом он реализует
цель. Для этого определяются этапы
исследования, которые состоят из выделения
вопросов, позволяющих последовательно:
• проанализировать необходимый материал,
• синтезировать его в виде новых теоретических выводов,
• обосновать возможность применения в практике,
• проверить обоснованность выводов в практической деятельности,
• доказать результативность исследования и экономическую
эффективность полученных результатов.

Задачи исследования
Определившись с логиков исследования,
исследователь формулирует задачи
исследования:
- провести анализ…,
- описать…,
- установить…,
- выявить…,
- вывести формулу…,
- экспериментально проверить… .
Формулировки задач необходимо делать как можно более:
- тщательно, поскольку описание их решения составляет содержание
научной работы.
- конкретно, поскольку их следует переформулировать в названия глав и
параграфов научной работы.
Из формулировок задач должно быть понятно,
какой результат предполагается получить по итогам их решения как
часть достигаемой цели исследования.

Научные характеристики исследовательской работы
Объект исследования - процесс или явление, порождающие
проблемную ситуацию и выбранные для изучения.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и
частное. Как более общее объект исследования изучается,
анализируется в начале научной работы, в первой ее части.
Формулировка объекта исследования в некоторой части повторяется в
формулировках темы и проблемы.
Предмет исследования - часть объекта исследования, выделенная для
специального изучения.
Предмет исследования в границах объекта. Именно на
предмет направлено основное внимание исследователя. Как более
частное предмет исследования изучается, анализируется во второй части
научной работы. Формулировка предмета исследования в некоторой
части также повторяется в формулировках темы и проблемы.

Научные характеристики
исследовательской работы (продолжение)
Гипотеза исследования - научное
предположение, выдвигаемое для объяснения,
доказательства каких-либо явлений.
Гипотеза – это то, что надо доказать. В формулировке гипотезы
исследования указывается, что будет с объектом, если произвести
предлагаемые автором изменения в предмете. Тем самым, гипотеза
описывает более подробно предполагаемые результаты исследования.
Гипотеза исследования не обязательна для исследований студентов.
Программа экспериментальной работы - комплекс задач, этапов,
порядка, способов проведения работ, который направлен на получение
результатов, предполагающих подтверждение выдвинутой идеи.
Программа экспериментальной работы позволяет исследователю
определиться с методиками, методами, формами работы
по формулировке и проверке теоретических выводов. Такая программа
необходима исследователю для концентрации своих усилий на
существенном, для определения необходимой, значимой информации,
для целенаправленного проведения исследования.

Научные характеристики исследовательской работы
(продолжение)
Результаты исследования - выводы, которые содержат новое и существенное,
обоснованное и доказанное исследователем в процессе научной работы.
Научная новизна результатов исследования - подтвержденное результатами
исследования доказательство открытия новых фактов, явлений.
Практическая значимость результатов исследования - подтвержденная
исследованием возможность использования его результатов в практической
деятельности.
Научное определение (дефиниция) - уточнение содержания используемых
понятий, один из самых надежных способов устранения недоразумений в
исследовании.
Научное понятие - научно оформленная мысль, в которой отражаются
отличительные свойства предметов и отношений между ними.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учащимся о проектной деятельности

Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе реальное обоснование и конкретный способ своей практической значимости.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектирование: 1) Процесс разработки проекта (в знач.1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию – обучать с использованием метода проектов).

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определённых общеучебных умений, компетенций.

Портфолио (папка) проекта: подборка всех рабочих материалов проекта.

Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере ( компетенции входят в "Минимумы содержания")

Иерархия ( порядок подчинения ) компетенций

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения;

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции

I . Учебно-познавательная компетенция-совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (Хуторской А.В.)

Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя владение элементами:

общеучебной деятельности, составной частью которой является овладение учеником способами организации:

а) целеполагания;

б) планирования;

г) рефлексии (самоанализа);

д) самооценки;

е) действий в нестандартной ситуации (овладение креативными навыками продуктивной деятельности);

ж) овладение приёмами:

- постановки учебно-познавательных проблем;

- решения учебно-познавательных проблем;

-учебно-познавательных действий.

2) логической деятельности (умение рассуждать и делать умозаключения) ,

3) методологической деятельности (знание теоретических основ(идей, принципов)теории, владение совокупностью приёмов, методов исследования какой-либо проблемы, решения практической задачи)

II . Информационная компетентность

1) Владение информационными технологиями (технологии с использованием специальных технических средств),

2) умение работать со всеми видами информации

III .Коммуникативная компетентность

1) знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

2) навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

3) коммуникативные умения:

А) представить себя,

Б) написать письмо,

В) инициировать учебное взаимодействие с любым объектом коммуникации

(задать вопрос, вступать в диалог, вести дискуссию,

отстаивать свою точку зрения; находить компромисс и др.);

4) презентационные навыки и умения:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение использовать различные средства наглядности

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

Основные требования к проекту

Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с проектирования самого проекта, в частности- с определения вида продукта и формы презентации)

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации.

Результатом работы над проектом является продукт (средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы)

Структура учебного проекта

Выдвижение гипотез- путей решения проблемы

Планирование деятельности по реализации проекта

Выбор формы презентации продукта, подготовка презентации.

Самооценка и самоанализ

Типология проектов

по доминирующей в проекте деятельности:

А) исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, формулирования предмета и объекта исследования, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определения методов исследования, выдвижения гипотезы решения обозначенной проблемы, разработки путей её решения, обсуждения полученных результатов, выводов, оформленных результатов исследования, обозначения новых проблем для дальнейшего развития исследования);

Б) творческие (предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике и т.д.) Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа, альманаха и т.д.);

В) ролевые, игровые (в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя отдельные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая)

Г) ознакомительно-ориентировочные (информационные) (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их организационной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью:

предмет информационного поиска;

поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

аналитическая работа над собранными фактами;

корректировка первоначального направления;

дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям;

анализ новых фактов;

выводы (и так далее- до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта);

заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка)

Д) практико-ориентированные (прикладные)

(отличаются чётко обозначенного с самого начала результата деятельности, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого, словарь и т.д.)

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта)

по предметно-содержательной области:

А) монопроекты (проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются саамы сложные разделы или темы).

-культуроведческие (связаны с историей и традициями разных стран);

Б) межпредметные;

по характеру координации:

А) с открытой координацией (координатор ненавязчиво направляет работу участников, организует, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (н-р, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов и т.д.);

Б) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, выступает как полноправный участник проекта)

по характеру контактов:

А) внутренние или региональные (в пределах одной страны);

Б) международные участники проекта являются представителями разных стран)

5) по количеству участников:

А) личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных школах,

регионах, странах);

Б) парные (между парами участников);

В) групповые (между группами участников);

6) по продолжительности выполнения:

А)_ краткосрочные для решения небольшой проблемы или части более

крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких

уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные);

Б) средней продолжительности (от недели до месяца);

В) долгосрочными ( от месяца до нескольких месяцев)

Рефлексия- это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

Любое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Разбор полётов нужен для улучшения самих полётов.

Для осознания своей деятельности вы можете выбрать наиболее подходящую форму проведения рефлексии.

1. Почему я решил принять участие в этой проекте?

2. Как я готовился к проекту? Что от него ждал?

3. Как менялись мои чувства и настроения во время выполнения заданий?

4. Лучше всего у меня получилось … Этого я достиг благодаря …

5. Труднее всего было … Эти трудности я преодолевал так …

6. Чему я научился в процессе деятельности?

7. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям)

Заполните страничку собственного дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время участия в данном виде деятельности. Благодаря чему вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для литературы; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Представьте, что у вас есть возможность написать трактат потомкам (ученикам, которые в будущем будут участниками подобных проектов).

Делает общение непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая и не обижая другого человека.

Предлагается высказаться сразу после выполнения проекта.

С помощью ряда открытых вопросов по теме, проблеме предполагается понять позицию другого человека, сопоставить собственное видение проблемы и путей её решения с мнением другого, задать вопрос и получить ответ.

Составляется из нескольких вопросов, которые помогают переосмыслить (доосмыслить) полученные на занятиях знания, навыки, умения, виды деятельности и т.д.

-Вам понравилось это занятие (задание?)

-Занятие способствовало развитию Вашего самообразования? Саморазвития?

Технология исследования

Необходимо познакомиться с понятиями (исследование, тема исследования, цель, задача, проблема, гипотеза, объект и предмет исследования, методы исследования) и технологией исследования.

Как выбрать тему исследования?

Выбор темы будет зависеть от степени интереса к определённому учебному предмету, предлагаемому или выбранному самим объекту.

Темы исследования могут быть:

*фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

*экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

*теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Цели и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы его проводите (Например: Цель: Узнать, как различать союзы и союзные слова. Выяснить, в чём сходство и отличие фольклорных и литературных произведений.)

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает на общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (Например: 1) Изучить вопрос в теории, определить основные сходные и отличительные черты фольклорных и литературных произведений.

2) Провести исследование, сопоставив фольклорное и литературное произведение.

Для решения первой задачи вам необходимо знать

Проблема – вопрос, требующий разрешения. Именно проблема, как правило, рождает тему будущего исследования.

Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать: самую важную поставить на первое место, менее важную – на второе и так далее.

Объект исследования- то, на что направлено ваше действие. (Например: если тема вашего исследования Отличие фольклорных произведений от литературных, объектом и будут являться фольклорные и литературные произведения)

Предмет исследования- то, на предмет чего вы проводите исследование. (Например: если тема вашего исследования Отличие фольклорных произведений от литературных, то предметом исследования будут являться отличительные признаки фольклорных и литературных произведений)

Методы (от греческого слова mehodos ) исследования – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Список доступных методов исследования:

С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы: что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Посмотреть книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников.

Спросить у других людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди.

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные.

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Из сети Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Интересный способ добычи новых знаний – наблюдение.

Эксперимент (от латинского experimentum )- проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.

Критерии оценивания публикации

  • Готовность к решению проблем , т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.
  • Технологическая компетентность , т.е. готовность к пониманию инструкции, описание технологии, алгоритма деятельности; к четкому соблюдению технологии деятельности.
  • Готовность к самообразованию , т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях.
  • Готовность к использованию информационных ресурсов , т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
  • Готовность к социальному взаимодействию , т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу.
  • Коммуникативная компетентность , т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
  • Компетентность решения проблемы = Готовность к решению проблем + Технологическая компетентность (из выше указанного списка)
  • Информационная компетентность = Готовность к самообразованию + Готовность к использованию информационных ресурсов (из выше указанного списка)
  • Коммуникативная компетентность = Готовность к социальному взаимодействию + Коммуникативная компетентность (из выше указанного списка)

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по решению проблем.

Проект - это уже существующий в природе способ познания мира. У многих людей он перенесен во внутренний план действий и используется как внутренний ресурс при принятии решений, при разрешении проблем. И если структурировать этот способ познания, то можно его представить в виде спирали:

В основу метода проектов положена деятельность учащихся направленная на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. И решение проблемы непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Если это теоретическая проблема, то результат оформляется информационно; если проблема практическая, то результатом должен стать конкретный продукт, готовый к использованию.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов. ( Слайд №6 )

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и поисковых задач.

В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной задачей педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. выбор учеником, на основе своих интересов, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
  2. определение целей и задач проекта;
  3. работа над проектом и написание отчета;
  4. защита проекта и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Выделение п роблемы исследования

Первая часть работы над проектом - выделение проблемы. Здесь важно отделить трудности от проблемы и, если Вы знаете, как решить вопрос - это не проблема, а трудность . Поиск разрешения проблемы - это проектирование.
Уметь проектировать - значит видеть то, чего еще нет. Проблема зарождается индивидуально. Проблемы, требует исследовательского поиска для ее решения. Проблема должна быть интересной, актуальной, недостаточно проработанной.
В проблеме важно определить объект исследования - то, что рассматривается, а предмет - это представление о том, как рассматривается объект. Объект исследования может быть предметом разных исследований.

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников одной из основных трудностей является научить ребёнка определению проблемы и формулированию темы и целей проекта.

Итак, для определения темы проекта необходимо выяснить проблемы волнующие детей и вопросы интересные им.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (путей решения, ответа, оценки). Такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

Ситуация может приобрести проблемный характер, если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить (я хочу

открыть своё дело по продаже мороженого, но не знаю, как сделать его наиболее выгодным),

  • требуется установить сходство и различия (я очень люблю животных, но не могу определиться с выбором - кого мне завести).
  • важно установить причинно-следственные связи (мой дом на берегу реки, а в неё стекают сточные воды),
  • необходимо обосновать выбор (после окончания школы я хотел бы посвятить свою жизнь медицине, я знаю, что к выбору профессии нужно подходить очень серьезно, поэтому хочу проверить на правильном ли я пути)
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями (я знаю, что многие лекарственные травы нашего района применяют для укрепления иммунитета, но сам их никогда не употреблял)
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения (у меня проблемная кожа, и я решила тщательно за ней ухаживать, но родители говорят, что это возрастное и со временем проблем с кожей у меня не будет).

Противоречие - это отношения между двумя явлениями, признаками, оценками, сведениями и т.п., когда одно из них полностью исключает другое.

Проблема - противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

  • между известным и неизвестным;
  • между знаниями и умениями;
  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
  • между потребностями и возможностями их реализации.

Для решения этих ситуаций ученику потребуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

Но в любом случае, проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Алгоритм постановки проблемы:

1. В первую очередь учащийся сам должен обрисовать ту ситуацию, в которой его что-то не устраивает.

3. Теперь его необходимо вновь обратить к реальной ситуации для более детального её описания.

4. Только после этого имеет смысл работать над выявлением противоречий между реальной ситуацией и представлениями учащихся о должном и над формулировкой проблемы.

Роль учителя в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать детализации, более четкому видению учеником ситуации, выдвижению им аргументов в пользу идеальной ситуации, более жесткой фиксации противоречий.

Типичные ошибки в постановке проблемы:

Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?- это не проблема, а вопрос. В отличии от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной деятельности.

Цель : выяснить, полезны овощи или нет. Это познавательная задача, а не цель. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то изменить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала представлению о должном.

При определении тематики проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

В практике работы педагогов встречаются несколько вариантов организации работы с учащимися по определению темы проекта.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для проектной работы, при этом темы могут или каким-то образом анонсироваться, или просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Среди других способов выбора тематики проектной работы можно назвать просмотр видеофильмов, обсуждение экскурсий.

Важным шагом при разработке проекта является определение целей. Успех вашего проекта будет обусловлен тем, насколько точно вы следуете поставленным целям. Чем более четко вы обозначите эти цели в начале, тем меньше разногласий по поводу того, были ли они достигнуты, будет в конце.

Цель - указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему; результаты, которых необходимо добиться в процессе работы.

Задача – указание на промежуточный результат, который должен быть получен для достижения цели.

Каждая цель должна быть:

  • конкретной;
  • количественно или качественно измеримой;
  • ориентированной на действие;
  • реалистичной (достижимой);
  • ограниченной во времени.

Как можно формулировать цель ПРОЕКТА?

Вы можете оттолкнуться от выбора области или темы исследований – глобальной проблематики (например: экологическое состояние Поволжья).

Тогда цели проектной работы могут быть такими:


- Сформировать знания о проектной деятель­ности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инстру­ментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осоз­нание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, ра­бота с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: учебник "Технология" (для девочек) для 5 классов, рабочая тетрадь, образцы проектов.

1. Оргмомент

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Повторение

- Какие темы мы прошли в этом учебном году?

- Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии ?

3. Объяснение новой темы

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным .По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа

1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.

2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.

3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

4. Заключительный – оформление и защита проекта.

Т.О.Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

3- проектирование 4-продукт 5- портфолио 6- презентация

Этапы работ над проектом

Введение в проектную деятельность

(требования, рекомендации, план выполнения)

Получает информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы)

Определение и утверждение тематики проектов

Выбирает тему проекта и утверждает ее

Составление графика работы над проектом

Составляет график работы над проектом

Подбор и анализ литературных источников и других материалов

Обсуждает с различными специалистами ход выполнения проекта, промежуточные консультации (консультации,анализ)

Анализ и контроль процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации)

Контроль за оформлением проекта

Предварительно защищает проект в группе

Организация и проведение предзащиты проекта

Контроль за доработкой проекта

Обсуждает результат работы

Работа над проектом.

Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).

Исследование. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе. Учащиеся анализируют продемонстрированные готовые проекты, составляют перечень критериев, которым должно удовлет­ворять будущее изделие.

Обоснование выбора темы проекта, выработка и отбор идей. Учащиеся вместе с учителем обсуждают поставленные вопросы. Отбирают необходимую информацию для своего проекта.

Результаты и выводы: Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих проектов, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)

Разработка проекта — это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через само­реализацию в предметной деятельности (роспись изделий).

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура народа Казахстана

Ш. Практическая работа – запись в тетради основных этапов выполнения творческих проектов по темам:

Читайте также: