Политическое развитие стран европы и америки конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

В) новый курс Ф.Рузвельта

А) причины установления

Б) приход фашистов к власти в Италии

В) приход нацистов к власти в Германии

Г) внутренняя политика А.Гитлера

4. Диктаторские режимы Европе

5. Гражданская война в Испании

IV. Первичное закрепление полученных знаний

  1. Рефлексия
  2. Выставление оценок. Домашнее задание.

Тест: Россия в годы Революций и Гражданской войны

1) Какое значение имели первые декреты советской власти?

2) Назовите новые органы власти и их роль в государстве.

3) Каковы причины установления однопартийного политического режима в России?

4) Годы Гражданской войны, итоги и причины победы большевиков?

Учитель: Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.? (Ответ: 1 мировая война; революции в России)

Учитель: Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)

Учитель: Назовите страны победительницы.

Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.

Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.

Каковы итоги войны:

  1. Территориальные изменения в мире (работа с картой)
  2. Появление новых государств (работа с картой)
  3. Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
  4. Усиление влияния США
  5. Создание Лиги наций

Учитель: Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?

Причины революционного подъема

А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;

Особенности и страны

Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.

При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.


Занятие познакомит учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг, позволит выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада, определить особенности политического развития.

Описание разработки

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;

- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;

- определить особенности политического развития.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

- формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.

Ход урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.

Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).

Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)

Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)

Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом)

Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.

План.

1. Этапы социально-экономической политики. Лекция.

2. Политические течения и партии

3. Политическое развитие стран мира

1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны.

1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей.

2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.

Конспект урока истории Политическое развитие стран Запада

3. Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.

1) Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.

2) Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.

Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.

Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Либерализм - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности –нации.

В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.

Выделяется три волны демократизации.

1 - начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.

2 - послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.

3 - с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.

Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с элементами технологии критического мышления. Используются приемы - "Синквейн", "Инсерт", "графическая организация материала".

Урок по Всеобщей истории, 11 класс

Цели: 1. сформировать знания об особенностях общественно-политического развития США и стран Запада в 40-60-х гг. ХХ века;

3. развивать навыки логического мышления, работы с таблицами, терминами, умение давать оценку историческим событиям;

4 . формировать гуманистические и демократические взгляды на социально-политические отношения в странах мира.

Репродуктивный уровень: - называть новые черты политического развития Европы и Америки.

Продуктивный уровень: - характеризовать социально-политическое развитие стран;

- выявлять и анализировать новые черты в политическом развитии.

Творческий уровень: - высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Европы и Америки.

1. США после 2-й мировой войны

2. Политическая жизнь Западной Европы .

Имена: Л. Джонсон, К. Аденауэр, Дж. Кейнс.

Задание: Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии

1.Шарль де Голль

А. Американский политический деятель. Был взят курс на создание

Б. Французский политик, генерал. Лидер французского Сопротивления.

После второй мировой войны возглавил правительство Франции и

В. Британский политик. Происходил из аристократической семьи.

Лидер Консервативной партии. Во время мировой войны был

сторонником бескомпромиссной борьбы с фашистской Германией.

Г. Один из основателей ФРГ, её первый канцлер. Лидер Христианско-

демократического и Христианско-социального союзов.

2 задание: словарная работа –

-сегрегация (расовая) – система раздельного развития и проживания рас.

- д искриминация – умаление или лишение прав по какому-либо признаку, чаще всего расовому, национальному, социальному.

+ Краткая справка о развитии американского общества (…………………)

Успешное развитие экономики.

Социальная политика: ТРУМЭН (стремление к полной занятости населения, предоставление неимущим дешевого жилья, достижение справедливости в этнорасовых отношениях.)

При Д.Эйзенхауэре (движение афроамериканцев за равные права, 1957г. решение суда об отмене сегрегации по расовуму признаку в школах.)

3 задание: работа в группах по карточкам (№1)

Проблема: В чем будет заключаться проблема политической жизни Западной Европы?

А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны? Слайд 3.

Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы. В Великобритании – лейбористы оттеснили консерваторов во главе с У.Черчилем. Во Франции к власти пришли социалисты. В Австрии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и др.станах Европы – социал-демократы.

Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.

Их идейно-политческая концепция называлась демократическим социализмом. Её суть сводилась

к постепенному реформированию капиталистического общества,

усилению социальных функций государства при обязательном развитии демократических основ жизни общества.

В. Каким они представляли новое общество?

Основными ценностями в новом обществе провозглашались свобода, равенство, справедливость, солидарность.

Отрицали необходимость революционных потрясений, предлагая проводить реформы мирным путем, в условиях парламентской борьбы.

А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны?. Главными политическими оппонентами социал-демократов Западной Европы были консерваторы, часто связанные с христианской церквью (ФРГ, Италии, Англии).

Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.

Поддерживали демократические принцы жизни общества, но в то же время подчеркивали важность сохранения традиционных ценностей.

В. Каким они представляли новое общество?

Общество, в котором будет господствовать частная собственность, крепкая семья, религия, будет ограничено воздействие государства на экономику и личную жизнь граждан.

Стадия осмысления.

Разрыв со старым индустриальным капитализмом с его резким расслоением на богатых и бедных.+

Разрыв с невмешательством государства в социальные отношения.+

Также они заимствовали идеи английского экономиста Джона Кейнса, который считал,

что добиться экономического подъема в производстве можно за счет увеличения заработной платы трудящимся;+

увеличение государственных социальных выплат.+

Роль государства: регулирование отношений в экономической сфере через государственные расходы, налоги и установление банковского процента.-

Слабой стороной такой политики стал бюджетный дефицит, дефицитное финансирование, инфляция.

Инсерт: Работа в группах с текстами (карточка № 2). При чтении текста делаются пометки: + знаю, ! новые знания, * то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы. Критерии оценки: активность работы группы; полнота и правильность ответа, логика изложения; аргументированность.

Тексты (раздать по группам)

1.Введен прогрессивный налог на на собственность и денежные накопления.

2. Замораживались счета в банках.

4. Отменены карточки на продовольствие.

5. Увеличилась з/п.

6. Поощрялась деятельность мелких и средних предприятий.

7. Выделение госуд. средств на социальные нужды.

8. Вырос уровень жизни населения.

9. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев.

10. Быстрый рост среднего класса.

11. Снижение социальной напряженности.

1.Бюрократизация, рост чиновничьего аппарата.

2. Высокие налоги, недовольство предпринимателей.

3. Рост инфляции.

5.Недовольство государственным вмешательством в экономику.

6. Выступали за частную инициативу.

III. Стадия рефлексии

Учитель: - Что нового узнали на уроке? Где вы можете применить полученные знания? - Смогли ли мы ответить на основные вопросы урока? Что не выяснили, но хотели бы узнать? Почему это важно?

Тест Закрепление изученного на уроке материала проводится в форме тестирования. Время работы с тестами 7 минут.

IV Д/з стр. 236 – анализ документа

Памятка по составлению синквейна

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

2. Во второй строке ─ два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.

4. Четвертая строка ─ фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.


Принципы конституционализма, представительная демократия, участие народа в управлении страной, всеобщее избирательное право, свобода слова, собраний, печати, политических и общественных объединений — основные направления политической модернизации общества 19 века.

Политическое развитие стран Запада в XIX в. консерватизм

Признание государства суверенным носителем верховной власти, автономия и неприкосновенность личности — суть воззрений европейского либерализма 19 века. Именно эти идеи охватывали многие социальные слои западноевропейских государств и противостояли консервативным течениям, оформлявшимся первоначально на основе отрицания фундаментальных принципов Великой французской революции . Якобинский террор, наполеоновские войны, крайности революционного насилия сыграли немаловажную роль в неприятии консерваторами капитализма и буржуазной демократии.

Политическое развитие стран Запада в XIX в. Либерализм

Расстановка сил на политической арене Западной Европы 19 века выглядела следующим образом. Консерватизм, связанный с правительствами, и либерализм — главное оружие оппозиции. Это предопределяло политическое развитие стран Запада в XIX в. Противостояние либеральных и консервативных устремлений было острым, подчас непримиримым и стало источником взрывов и потрясений в ряде европейских стран в 1848 — 1849 годах, когда восстаниями и революционным движением были охвачены Германия, Франция, Австро-Венгрия и Италия.

Историки считают, что это противоборство затруднило экономические и социальные реформы в странах Западной Европы, более того, вместо представительной парламентской демократии в ряде стран, где противоборство приняло характер революционных взрывов и потрясений , устанавливались диктаторские режимы (например, во Франции с 1851 года установился режим Второй империи Наполеона III), которые во многом изменили течение процесса политических реформ.

В конце 19 века появляется новое политическое течение — социализм.

Читайте также: