Конспект ревизор 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Очень разнообразные формы работы предлагают методисты по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Одной из интересных тем для мини проектов на уроке литературы является Немая сцена из произведения. На уроке мы устраиваем конкурс, кто лучше представит героя, обоснует его позу, объяснит, что она выражает. К сожалению, ребята 8М класса, которые показывали сцену, достаточно "зажатые", стеснительные, поэтому урок не совсем удался, но кто-то может взять себе такую форму на заметку.

"Немая сцена" в комедии "Ревизор" Фрагмент урока

Ко второму уроку по комедии можно предложить ребятам домашние проекты "Экскурсия по городу N" и "Экскурсия по гостинице". Девочки 8М сделали первый из этих двух проектов и представили на уроке перед своими одноклассниками. Эта экскурсия создаётся по содержанию 1 действия. В ней надо рассказать о достопримечательностях города: гостинице, доме городничего, непостроенной церкви, училище, богоугодном заведении, почте. В Интернете уже есть масса виртуальных экскурсий по этой теме. Мы поступили более просто: написали текст экскурсии, нарисовали карту города, отсканировали её, вставили в слайд презентации, анимировали выноски. Эта работа интересна, развивает творческий потенциал учащихся, приучает планировать и выполнять самостоятельную индивидуальную работу, развивает интерес к урокам литературы.

Экскурсия по городу Н. Проект учащихся на уроке

Во время прочтения комедии учащиеся заполняют таблицу "Чиновники города в "Ревизоре"". По прочтении произведения мы учимся писать обобщающую характеристику героев, таблица содержит уже собранный материал к сочинению. Ниже вы можете познакомиться с незаполненной таблицей.

Тип урока: урок-беседа (обобщение работы над произведением)

Форма работы: коллективная деятельность, групповая , индивидуальная

Технологии: элементы групповой, системы Ильина, личностно-ориентированной, компьютерной

Образовательные цели урока: учить анализировать, делать выводы; привлекать внимание учащихся к художественным особенностям произведения Гоголя, развивать языковое чутьё – способность "сквозь смех услышать грусть" автора.

Развивающая цель урока: учить сопоставлять различные точки зрения и формулировать свою.

Воспитательные цели урока: формировать понятие о том, что от деятельности человека зависит жизнь общества, развивать желание бороться со всем "дурным в России"; привлекать внимание к состоянию собственного внутреннего мира: развивать способность критического подхода к себе.

На доске записан эпиграф:

В "Ревизоре" я решился

собрать в одну кучу

всё дурное в России . все

несправедливости … и .

посмеяться над

всем. Сквозь смех

. читатель услышал

1. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.

Итак, обзор пьесы Н.В. Гоголя окончен. Сегодня у нас с вами обобщающий урок-беседу на тему: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

(Это эпиграф к комедии.)

(В ней заключена основная мысль всего произведения.)

– Запишите тему урока и эпиграф.

– Сегодня мы проследим за развитием действия, за поведением героев, подумаем над главной идеей комедии, над значением "немой сцены", поговорим о многообразии оценок героев и постараемся сформулировать своё мнение.

2. Беседа по материалу, изученному на предыдущих уроках.

– Как же "завязывается" действие в пьесе? Что такое завязка?

– Зачем автору понадобилась двойная завязка?

(Чтобы у чиновников появилась негибкая установка: Хлестаковревизор. Ведь если бы Добчинский и Бобчинский не знали о приезде ревизора, да ещё инкогнито, то пообедали бы в трактире и всё, и никакое действие не завязалось бы. А если бы, зная о предстоящем приезде ревизора, они не встретили бы новое лицо, тоже ничего не произошло бы. Поэтому, чтобы действие завязалось, нужны оба события, нужна двойная завязка.)

– Итак, благодаря негибкой установке [1] чиновников, действие комедии так завертелось, что превратилось в абсурдный анекдот.

Где же развивается действие? Что за город выведен в комедии? Можно ли найти его на карте России?

(Это некий город N , откуда, как говорит Гоголь,". хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. ", но не потому, что далеко, а потому, что этот город вымышленный, его создал Гоголь. Он хорошо знал российскую действительность, изучил документы о том, как нужно проводить ревизии, проанализировал эти сведения, обобщил, добавил авторский вымысел и создал художественное произведение, в котором и описал некий город, которого нет на самом деле. В нём автор показал обычаи и нравы России того времени, значит, можно сказать, что этот город – символ самодержавной России.)

– Да, как говорил режиссёр-постановщик К.С.Станиславский: "Смотря "Ревизора", невольно думаешь об истерзанной и несуразной России. "

А как отозвался Хлестаков об этом городе?

(Хлестаков сказал: "Какой скверный городишко!")

– По каким же признакам можно судить о жизни города?

(О жизни города можно судить по тому, как работают его заведения. А каждым заведением правит чиновник. Значит, по его поступкам, поведению и душевным качествам можно судить о жизни города.)

– Гоголь представил чиновников всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении действия комед и и держатся вместе. Почему? Что их объединяет?

( Их объединяет страх за грехи, которые может обнаружить ревизор.)

– Но однажды они всё-таки специально разъединились. Когда и почему? Вывод подтвердите цитатой из текста.

(Они разъединились, когда совсем обезумели от страха и решили "подсунуть" мнимому ревизору. Вот, что они решили: "Зачем нас тут целый эскадрон? Представляться нужно поодиночке да между четырёх глаз и того. как там следует – чтобы и уши не слыхали! Вот как в обществе благоустроенном делается!")

3. Групповая работа учащихся.

– Сейчас мы с вами их разъединим, проверив, таким образом, как вы усвоили материал предыдущих уроков и вашу внимательность при чтении комедии.

Работа в группах

- Готовимся отвечать на вопросы. Задание вам дано. Ознакомьтесь, пожалуйста. Если вопросов нет – приступайте к выполнению работы.

Тесты заданий (каждому участнику группы)

1. Определить, кому принадлежат реплики.

2. Убрать лишнюю реплику. Кому она принадлежит? Когда и зачем он её произнёс?

3. Зачитывая реплики, охарактеризовать героя.

Несколько приглуповат, и, как говорят, без царя в голове

Настоящий обманщик, отъявленный мошенник

Не способен что-либо осмысливать, говорит и действует без всякого соображения

Он продуманно одурачивает простаков-чиновников с целью обогащения

Специально пугает чиновников, намеренно

Его можно назвать королём лжецов


– Внимание, слушаем ответы представителей 1-5 групп.

– Сделаем вывод: приносит ли пользу деятельность чиновников жителям города? (Нет, чиновники думают только о себе, судьба жителей города их совершенно не интересует.)

– Скажите, легко было определить лишнюю реплику? Почему? (Легко, потому что Гоголь обладал даром при помощи одной детали или реплики давать характеристику героям).

– Мы поговорили о чиновниках, а теперь поразмышляем о главном герое. Слушаем представителя 6 группы, он докажет нам, приводя примеры цитат из текста, верность выбора их варианта. ( На интерактивной доске таблица, отражающая два суждения о Хлестакове. )

Несколько приглуповат, и, как говорят, без царя в голове,

Настоящий обманщик, отъявленный мошенник

Не способен что-либо осмысливать, говорит и действует без всякого соображения

Он продуманно одурачивает простаков-чиновников с целью обогащения

Специально пугает чиновников, намеренно

Его можно назвать королём лжецов

– Итак, Хлестаков – фантазёр, он видит себя в своих фантазиях таким, каким ему хотелось бы быть.
Вот что пишет Гоголь после первого представления спектакля: "Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам верит тому, что говорит. "
Получается, что Хлестаков не виноват в том, что чиновники трепещут, он и не собирался пугать их.

4. Реализация домашнего задания.

Давайте проследим картину нарастания страха чиновников и усиления фантазии Хлестакова, анализируя составленную вами дома таблицу.

(Реализация индивидуального задания: оформление работы в электронном виде. До урока ученик размещает файл на рабочем столе компьютера)

3 д. Городничий и прочие трясутся от страха.

3 д. Хлестаков горячится сильнее.

– Итак, в чём мы ещё раз убедились? ( Хлестаков, чья жизнь зависит от случая, случайно превращается в ревизора и случайно одурачивает тех, кем движет страх разоблачения.)
- Всё случайно: и превращение в ревизора, и одурачивание тех, кто дрожит от страха разоблачения… Смешная история? (Нет. Так как обычаи и нравы чиновников города N не случайны, а типичны для России, то это уже не смешно, а грустно.)
- Обратимся к эпиграфу: "Сквозь смех . читатель услышал грусть. " Грусть Гоголя. О чём же грустит Гоголь?(Гоголь грустит о том, что в России чиновники берут взятки, что не выполняют своих обязанностей.
– Гоголь грустит о том, что взяточники занимают высокое положение в обществе, но не заботятся о государстве, о городе, о его жителях, а заботятся только о себе.)

5. Заключительное слово учителя.

Завершая комедию "немой сценой", в которой все герои замирают, поражённые страхом, писатель предвидел, что страх этот распространится и на зрителей. Так и случилось. Зритель почувствовал себя вовлечённым в действие…

Возьмите лежащий перед вами текст и послушайте разъяснения Гоголя.

( Перед учащимися лист с текстом. Читает учитель )

"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли?

Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовёт на очную ставку всех людей достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: "Да разве у меня рожа крива?"

Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба.

Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется

Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас в начале жизни, а не в конце её. побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, – настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! С Хлестаковым под руку ничего не удим в душевном городе нашем Не с Хлестаковым, но с настоящим ревизором оглянем себя!

Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нём, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев!

Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их. Смехом, мои благородные соотечественники. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека. Возвратим смеху его настоящее значение. "

– Итак, в чём же видел Н. В. Гоголь главную задачу своего творчества? (- …в том, чтобы обратить внимание читателя на собственные пороки, собственные недостатки, задуматься: нет ли во мне хлестаковщины, не похож ли я на городничего, Ляпкина-Тяпкина, Землянику. )

- Не ищи в других недостатки, взгляни на себя пристальнее, говорит писатель читателю, употребляя народную пословицу в качестве эпиграфа: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

6. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру на одну из тем ( по выбору) :

Использованная литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок является завершением работы над комедией Н.В.Гоголя "Ревизор".

побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения;

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Работа с художественным текстом.

2.1. Чтение текста и его анализ.

Работа с текстом художественного произведения, работа со словарём.

Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании прочитанного художественного текста).

Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме).

III. Самостоятельная работа.

Поисковая работа учащихся. Сопоставление.

Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста).

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли).

Личностные (выражать своё отношение к литературному герою).

IV. Проверка результатов, полученных в процессе работы.

Подвести итог сказанному и дать оценку друг другу.

Регулятивные (посткоммуникативная рефлексия).

Познавательные (работа с текстом).

Коммуникативные (контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (нравственно-моральное оценивание).

V. Исследовательская работа.

Работа с текстом художественного произведения. Создание сочинения-миниатюры.

Регулятивные (осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

VI. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились?

В чем испытывали трудности?

Анализ и оценка проделанной работы

Регулятивные (речевое оформление).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи). Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание).

I. Организационный момент.

кучу все дурное в России, какое я тогда

знал. и за одним разом посме­яться над

всем. Сквозь смех. читатель услышал

Над какими героями мы смеёмся в первую очередь?

Давайте внимательно прочитаем эпиграф и тему урока и подумаем, над какими образами комедии мы будем работать. (Над образами чиновников).

Обычно в начале урока мы ставим перед собой задачи, определяем, чему бы мы хотели научиться во время урока. Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

II. Фронтальная работа: собирание всех известных сведений о городе и чиновниках.

- Где происходит действие?

- Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии? (Суд, учебные заведения, богоугодные заведения).

Какой можно сделать вывод?

Чиновники разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. И это нам наглядно продемонстрируют сегодня наши одноклассники. Разъединим их сегодня еще раз. (Чтение 4 действия, 2-6 явлений по ролям).

III. Самостоятельная работа.

(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Антон Антонович Сквозник-Дмухановский; Артемий Филиппович Земляника; Лука Лукич Хлопов; Иван Кузьмич Шпекин.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба с рас­простертыми руками и закинутою назад головой.

- Женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в цер­ковь не ходит.

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

Артемий Филиппович Земляника

- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

Лука Лукич Хлопов

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Имеет чин титулярного советника.

- «Протухнул насквозь луком

Иван Кузьмич Шпекин

- Почтмейстер, надворный советник.

(Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образ одного чиновника.) Земляника:

- Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

- Почему Земляника не доносит на городничего?

- Почему он представился ревизору последним?

- Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?

Шпекин:

- Как обстоят дела на почте?

- Почему он распечатывает письма?

Ляпкин-Тяпкин:

- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?

- Как обстоят дела в присутственных местах?

Хлопов:

-Как обстоят дела в учебных заведениях города?

-Что можно рассказать о его учителях?

Сквозник-Дмухановский:

- Почему городничий поверил, что Хлестаков - ревизор?

IV. Выступления учащихся каждой группы. Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Учащимся раздаются листы с отрывком этого текста. Во время чтения текста предлагается подчеркнуть, выделить ключевые фразы, которые затем будут озвучены и обсуждены в классе;

(Это задание можно продолжить выполнять дома)

VI. Подведение итогов урока. Вывод учащихся:

- Гоголь обладал даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.

- Мы поработали с образами чиновников, каждый из которых по-своему смешон, но нечестны все они одинаково.

Список использованной литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок анализа содержания

Образовательные:

познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I действия комедии;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;

анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

развитие речи и воображения, мышления учащихся,.

Воспитательная:

воспитывать интерес к творчеству писателя;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

- Что было задано на дом?

1-й ученик: Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

3- й ученик: Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург.

В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.

С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника)

4-й ученик: В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете.

В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

Слово учителя.

Введение нового материала. Работа над темой:

1.Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.

Идейный замысел Гоголя.

- К какому роду литературы относится комедия? (к драме)

- Чем отличается драма как род литературы?

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь присутствует только в виде ремарок, кратких замечаний для актеров.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Читайте также: