Полезные ископаемые тувы конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Субъект Российской Федерации Республика Тыва находится на юге Восточной Сибири, в верхнем течении реки Енисей. Север её границ примыкает к Республике Хакасия, Красноярскому краю и к Иркутской области. Запад – к Алтайской Республике. Восток – к Республике Бурятия. Юг – к Монголии.

Территории Тывы являются промежуточной зоной между тайгой Юга Сибири и степями государства Монголия в Восточной Азии. Хребты высоких гор сменяются глубокими котловинами. Большие участки земель Республики заняты горами (82%), оставшиеся – равнинами (18%). Местность возвышается на разных высотах относительно уровня моря, а величина абсолютных высот на равнинных и в горах колеблется в пределах 500-4000 метров.

На западе Республики лежит предгорье Алтая. Пики Алтайских гор достигают больше 3000 метров высоты от уровня моря. В их числе такие горные вершины Тывы:

Вершины отрогов в Саянских горах на севере Тывы достигают 2000 и 3000 метров. Хребты, занимающие срединные части восточной системы Саян, носят название Академика Обручева и перетекают в горную структуру Западных Саян. В начале истока главной реки Большой Енисей высоко в горах располагается плоскогорье Дерби-Тайга.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Климат в Республике резко континентальный, потому что моря и океаны находятся на хорошей удалённости, а своеобразный горный рельеф Тывы способствует установлению безветренных и безморозны зим. Летом в районах гор тепло, а на равнине – жарко. Средняя температура июля составляет +20ºС. В январе столбик термометра опускается до -35ºС. Зима в Тыве длится 6 месяцев: с ноября по апрель. А снег выпадает уже в октябре. Короткая весна – безводная, ясная и ветреная. Сухой и солнечной здесь бывает осень – лучшее время года.


Выпадающие осадки разнятся в зависимости от района Республики: в горах их высота достигает одного метра, в котловинах – от 150 до 400 мм в год. Большие площади земли вечной мерзлоты располагаются в долинах на севере и юге восточных районов Республики. Глубина залегания многолетних слоёв льда в Тыве составляет около 200 метров.

Наиболее значимым отличием Тывы является её естественное разнообразие: на относительно маленькой территории образовалось множество вариантов природных зон. В Республике есть и пустыня, и полупустыня, и тундра, и альпийские луга. Таёжные леса в горах на востоке сменяются степными ландшафтами в центре.

Природные ресурсы Республики Тыва

Сырьевым и минеральным ресурсам республики характерно разнообразие. Полезные ископаемые представлены наличием практически всех элементов таблицы Менделеева. Золото, серебро, медь, алюминий, свинец, висмут, никель, – промышленная разработка этих полезных ископаемых планируется в перспективном будущем. Недра Республики богаты каменным углём, чёрными, цветными и редкими металлами, нерудным и строительным сырьём (асбест).

Стоит отметить, что к полезным ископаемым Тывы относятся и многочисленные запасы воды. Реки, озера, ледники, подземные воды и лечебные минеральные источники (аржааны)– все они являются ресурсным потенциалом Республики.

Основное количество водных артерий на территории республики является частью бассейна реки Верхний Енисей – наиболее огромной реки Тувы. Факт наличия водопадов на многих местных реках обеспечивается наличием горного рельефа.

Богата Республика Тыва солёными, грязевыми и пресными озёрами с общей площадью зеркальной поверхности более 1000 квадратных километров. Их количество достигает 6800 единиц. Особого внимания заслуживают озёра, расположенные высоко в горах. Большая часть высокогорных озёр ледникового происхождения. Озёрные водоёмы можно встретить и на уровне высокогорной тундры (1800-2000 метров) и в степях Убсунурской котловины (700-800 метров).

Большинство озёр лежат в бассейнах Большого Малого и Верхнего Енисея, вдоль малых рек Тувы, а также встречаются в бессточных котловинах Больших Озёр – южные области Республики. Самые известные озёра Азас, Иери-Холь, Убсу-Нур и Чагытай. Территория Тывы изобилует целебными источниками с различными минеральными группами воды: углекислой, кремнистой, сульфидной и железистой.

И горячие, и холодные минеральные источники служат основой при создании бальнеологических курортов с лечебной направленностью. Термальные и радоновые воды более 50 минеральных источников пользуются успехом при излечивании от многих болезней. Практически вся Республика Тыва покрыта лесами. Лесная растительность представлена сибирской лиственницей, кедром, сосной, елью, тополями и осинами почти на 83% её территории. В большинстве своём лесными ресурсами покрыты северные и восточные труднодоступные районы Тывы.

Удалённость лесных насаждений и неблагоприятные климатические условия создают трудности для их эффективного хозяйственного использования. По подсчётам специалистов общий запас лесоматериалов составляет почти миллиард м3. Однако резервы древесины стремительно падают по причине превышения объёмов вырубки, а также в связи с изменением экологической обстановки и низкой способностью лесного ресурса к восстановлению.

Свободную от лесов территорию республики занимают горы, заболоченные участки местности и степи. Имеющийся земельный ресурс максимально используется для развития животноводства и минимально для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Природные опасные явления на территории Республики

Вследствие экзогенных геологических процессов, проявляющихся на поверхностях земли, территория Тувы богата:

  • Обвалами и осыпями.
  • Просадками и суффозиями.
  • Подтоплениями и селями.
  • Наледями и лавинными образованиями.
  • Карстовыми рельефами (пещеры, воронки, впадины).
  • Эоловыми процессами.
  • Овражными и речными эрозиями.

В силу того, что такие процессы формируются главным образом на неосвоенных человеком территориях и в гористой местности, для людей они особой угрозы не несут. Для человека и технических сооружений опасность может представлять только образование наледей, потому что криогенные природные образования тесно связаны с проявлениями местных погодных условий.

Особенно опасные для образования наледей метеорологические процессы активизируются в зимние месяцы года. С января по март площади образовавшегося льда могут составлять от 0,1 до 0,2 квадратных километров, а их высота может достигать 1,5 метров. Последствия обледенений носят разрушительный характер: подтопляются жилые дома, автомобильные дороги, хозяйственные постройки и инженерные сооружения.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зимой 2010 года в районе дороги от Абакана до Кызыла были зафиксированы сходы трёх оползней. Объём лавин составлял более 100 кубических метров, а высота сошедшего снега равнялась 2,5 метров. В тот же год сошли лавины и в районе автомобильной дороги Мугур-Аксы – Хандагайты, пролегающей по югу Республики. В этих районах Тывы расположены отроги хребта Западный Танну-Ола. Горы данной территории находятся в периоде тектонической динамичности, поэтому представляют собой источник активных процессов схода лавин.

Обвалы и осыпи склонов горных пород здесь также очень распространены. Горные районы Тывы, за исключением отдельных автомобильных трасс государственного значения, имеют ограниченное число населённых пунктов, поэтому имеют незначительную опасность для населения Республики, что исключает систематическое наблюдение за сходом с них лавин и оползней.

Шлейфы склонов гор и предгорья состоят из шельфов и уступов. Оползневые участки образовываются в результате их размыва потоками воды. Эрозия берегов оврагов и рек развивается в периоды весеннего таяния снегов или сезона летних дождей. Продолжительное воздействие воды влияет на то, что глубина оврагов может опускаться до 30-50 метров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели и задачи урока: Дать характеристику важнейших полезных ископаемых Тувы П.

Цели и задачи урока: Дать характеристику важнейших полезных ископаемых Тувы Познакомится с основными месторождениями полезных ископаемых Тувы Развивать учебные компетенции - работа с контурными картами Актуализировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых Воспитывать чувства любви и гордости за свою родину

В пластах, слежавшихся, крутых, тяжелых Из века в век несет земля следы… С. К.

В пластах, слежавшихся, крутых, тяжелых Из века в век несет земля следы… С. Козлова Вопросы учащимся: О каких следах идет речь в эпиграфе? Что такое полезные ископаемые? К какому виду природных ресурсов они принадлежат?

План урока Целеполагание Знакомство с полезными ископаемыми Тестирование Дома.

План урока Целеполагание Знакомство с полезными ископаемыми Тестирование Домашнее задание


Полезные ископаемые Тувы

Полезные ископаемые Тувы

Каменный уголь - Как вы думаете, почему знакомство с богатствами недр Тувы мы.

Каменный уголь - Как вы думаете, почему знакомство с богатствами недр Тувы мы начинаем именно с этого полезного ископаемого? Месторождения: Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское, Чаданское

Асбест Ак-Довуракское месторождение

Асбест Ак-Довуракское месторождение

Железные руды Кара-Сугское — в Улуг-Хемском, Мугурское — в Эрзинском, Улатай-.

Железные руды Кара-Сугское — в Улуг-Хемском, Мугурское — в Эрзинском, Улатай-Чоэское — в Овюрском районах.

Цветные металлы Хову-Аксынское месторождение: кобальт, никель, медь, самородн.

Цветные металлы Хову-Аксынское месторождение: кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут, мышьяк.

Полиметаллические руды Кызыл-Таштыгское месторождение свинец, цинк, медь, сер.

Полиметаллические руды Кызыл-Таштыгское месторождение свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы

Ртуть Терлигхайское месторождение

Ртуть Терлигхайское месторождение

Драгоценные металлы Месторождения золота: Кызык-Чадр, Уургайлыг, Улуг-Саирско.

Драгоценные металлы Месторождения золота: Кызык-Чадр, Уургайлыг, Улуг-Саирское, Октябрьское, Эйлиг-Хемское.

Сырье для производства строительных материалов щебень, бутовый камень, гравий.

Сырье для производства строительных материалов щебень, бутовый камень, гравий, песок, известняк, гранит,мрамор, гипс, глина Ильинское (граниты), Хемчикское (граниты), Эдыгейское (яшмовидные роговики, диориты), Зубовское (габбро), Эрзинское (граниты)

Поделочные камни Бай-Тайгинский район, гора Сарыг-Хая агальматолит

Поделочные камни Бай-Тайгинский район, гора Сарыг-Хая агальматолит

Соли Каменная, самосадочные и калийные соли Каменная соль - Дус-Дагское и Тор.

Соли Каменная, самосадочные и калийные соли Каменная соль - Дус-Дагское и Торгалыгское месторождения. Самосадочная соль - в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Как-Холь

Тестирование

Цели урока достигнуты

Цели урока достигнуты

Домашнее задание ) Учебник: стр. 33-35, Групповое задание: Группа - геологиче.

Домашнее задание ) Учебник: стр. 33-35, Групповое задание: Группа - геологическая экспедиция, разведывающая одно из крупных месторождений (составить описание разработки с точки зрения применения в хозяйстве и освоения с учетом экологического подхода

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 407 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2016 2310
  • PPTX 18.5 мбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жердинская Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Учитель географии 1 категории Никитина Валентина Евгеньевна, Гимназия №5 г. Кызыл.

УРОК В МУЗЕЕ 6 КЛАСС

Тема : Осадочные полезные ископаемые в Туве.

Тип урока: Комбинированный, в условиях музейной постановки

Метод: Обьяснительно-иллюстративный с элементами беседы.

Актуальность: Расширение образовательного пространства, создание условий для развития познавательного интереса и закрепления знаний по теме.

Цель: Образовательная: обобщить знания о полезных ископаемых, актуализировать знания об осадочных ископаемых на территории нашей республики.

Воспитательная: учить бережному обращению с природными богатствами, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий (геолог, шахтер, бурильщик, эколог), воспитывать чувство любви к малой Родине.

Развивающая: развивать любознательность, интерес к своей республике, развивать речь, умение сравнивать и делать выводы.

К уроку: экспонаты музея.

Памятка поведения в музее: НЕЛЬЗЯ бегать, прыгать, толкаться, играть в подвижные игры. НЕЛЬЗЯ шуметь. Кричать. Громко разговаривать. - НЕЛЬЗЯ трогать и брать в руки экспонаты музея. МОЖНО задавать интересующие вас вопросы. При этом, не перебивая рассказчика.

Используемые экспонаты музея: 1 - стелариум на первом этаже зал№1 второй этаж: 2 – Физическая карта республики Тыва 3 - Природный потенциал республики; 4 - Развитие промышленности в Туве; 5 - Карта маршрутов русских исследователей Тувы,; 6 - Первые ученые в области естественных наук; 7 - Исследовательские лаборатории ; 8 - Ведущие специалисты ТИКОПР; 9 - Образцы полезных ископаемых осадочного происхождения на территории Тывы – галит ( соль), уголь, ( под стеклом) ; в фондовых коллекциях музея известняк, гипс, глина, песчаник, алевролит; 10 - экспонаты с отпечатками органического мира ; 11 - Фотографии у карты Тувы; 12 - Карта полезных ископаемых Тувы.

ХОД УРОКА

1 Организационный момент: приветствие детей, уточнение правил поведения в музее

2. обзорная часть: краткий очерк о людях, внесших вклад в изучение и становление геолого- минеральных знаний в Туве Поднимаемся на второй этаж зал№1 - Перед нами фотография – Центра Азии. Эта СТЕЛА символизирует место нахождения географического центра азиатской части материка Евразия. Находится на левом берегу Енисея в г. Кызыле. Пройдём левее.

2- Физическая карта республики Тыва. На территории нашей республики могут поместиться четыре европейских государства: Дания, Бельгия, Нидерланды, и Швейцария. 3 - Природный потенциал республики; очень богат, особенно минеральная его часть, почти вся таблица Менделеева скрыта в глубинах земной коры. На основе природных богатств, в республике развивается промышленность: 4 - Развитие промышленности в Туве; 240 предприятий связанных с промышленностью; топливная, строительная, добыча золота, асбеста, поделочного камня. ( Повернитесь на лево) Без исследователей прошлого, не было бы настоящего.

Давайте пройдем к следующим экспонатам. Здесь представлены экземпляры осадочных полезных ископаемых, добыча которых ведется в Туве.

Существует много разновидностей известняка. РАКУШЕЧНИК- так называют скопления обломков раковин. Большая часть известняков отложилась в морях. С течением многих лет останки раковин, скелетов морских обитателей превратились в полезные ископаемые: известняк, мел, гипс. Известно Ак-Тальское месторождение ГИПСА, но из-за сложного залегания его не добывают, поэтому гипс доставляют в Туву из Красноярского края ГЛИНА – используется в строительстве для производства обычного кирпича, шамотных изделий –тугоплавкие имеются в центральной и западной частях республики. Разные по цвету ( коричневая, белая, красная) и свойствам. Всего учтено 17 месторождений глин, в эксплуотации находилось 3: Усть-Элегестинское, Эрбекское и Кызыл-Мажалыгское. В настоящее время с глиной работают художники, народные умельцы - Ахпашев Юрий Макарович ПОДЕЛКА ИЗ ГЛИНЫ (СВИСТУЛЬКА) Проходим вперед.

11 - Фотографии у карты Тувы; Корж Иван Иванович на месторождении соли Дус-Даг.

4 Скажите, люди каких профессий связаны с полезными ископаемыми, (изучают их свойства, условия залегания, добывают полезные ископаемые, используют)? ученые, геологи, экологи, бурильщики, инженеры,строители, взрывники. Эти природные тела человек использует в разных отраслях хозяйства: в строительстве, металлургии, топливной промышленности, для изготовления ювелирных изделий и т.д

А надо ли охранять ПИ ? Зачем?

Чтобы хватило на много лет;

Если лес человек может посадить, то ПИ невозможно восстановить человеку;

При добыче ПИ существует угроза окружающей среде;

Во время добычи ПИ нарушается поверхность земли;

Добыча ПИ тяжелый и часто опасный труд ;

Добыча ПИ требует очень больших финансовых, материальных и физических затрат.

Как охранять ПИ ?

1-Экономнорасходовать свет, тепло, бережно относиться ко всему, что нас окружает 2-Оберегать от пожаров горючие ПИ ( торф, нефть, уголь, газ) 3- Соблюдать правила перевозки ПИ 4- Заменять по возможности более дешевым сырьём 5- Можно использовать вторичное сырьё ( металлолом)

схема №1 Полезные ископаемые осадочного происхождения в Туве

добыча ( кто) использование охрана

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все инновационные технологии, креативные образовательные проекты содержат определенную концепцию, которая реализуется в конкретных формах, в конкретной конструктивной деятельности.

В современном поликультурном образовательном пространстве решаются поистине глобальные задачи. Для их решения важно выбрать определенную стратегию, понятную мысль, которая помогает в осуществлении профессиональной деятельности.

Использование инновационных и коммуникационных технологий позволяет осуществить эти дидактические задачи. Именно они стали характерной приметой школы первого десятилетия XXI века. Именно эти технологии позволяют ученику раскрывать для себя смысл учебного материала, различать эстетику идеи и эстетику формы ее воплощения.

И мертвый, вроде бы камень помогает в руках искусных мастеров превращаться в произведения искусства, украшать архитектурные строения.

Целостное представление о научной картине мира эффективно осуществляется в межпредметных связях – в интегрированных уроках. Многие темы физической географии позволяют вводить в урок элементы интеграции с литературой, поэзией.

Интерактивный подход к обучению, организация деловой игры, работы в группах, помогает вырабатывать и закреплять навыки исследования, формировать необходимые учебные компетенции, стимулировать закрепление навыков учения с увлечением.

Таким образом, познавательный процесс, обогащенный чувствами, радостью познания, приближает нас к более успешному решению задач воспитания образованного человека, способного развивать свой творческий потенциал и легче адаптироваться в социальном плане.

Читайте также: