Переход от замысла к реализации проекта конспект

Обновлено: 07.07.2024

Поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке, построение личностно – ориентированной педагогической системы невозможны без изменения образовательных технологий. Новые образовательные технологии способствуют овладению школьниками умениями самообразования. Они обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать задачу перевода ученика в режим саморазвития. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.

Родившись из идеи свободного воспитания, разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам и через деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В настоящее время метод проектов очень востребован в отечественном образовании. Для того чтобы не тратить время на открытие уже известного, в этих условиях учителю, технологу учебного процесса, в первую очередь необходимо изучение накопленного в отечественной и зарубежной школе опыта с целью перенесения его в нашу сегодняшнюю реальность.

Теоретическое отступление

Для рациональной организации работы необходимо понимать, что проекты бывают разные. Классификация проектов осуществляется по различным признакам [3,с. 28].

По комплексности (предметно – содержательные области) можно выделить два типа проектов: монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета; и межпредметные проекты - выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Классификация проектов по характеру контактов может иметь следующие типы: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные. Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут делиться на: минипроекты – укладываются в один урок или часть урока, краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков, недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, долгосрочные (до года) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Проекты с открытой (явной) координацией. В качестве координатора в зависимости от типа проекта может выступать преподаватель – предметник, специалист в той области знаний, которая подлежит изучению.

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая, как полноценный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей – писатель, бизнесмен, врач, юрист, экономист), но при полной осведомленности учителя – координатора.

Нет единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе.

Рассматриваемый в качестве примера проект задумывался как индивидуальный.

Индивидуальный проект имеет свои особенности.

  1. Возникает феномен индивидуалиста.
  2. Уверенность опирается только на личное мнение.
  3. Проект может быть выполнен односторонне и предвзято.

Как создается мотивация к проектированию?

В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Выбор проблемы самый сложный и важный момент. Учителю необходимо понимать, что рассматривать любую ситуацию с любыми детьми невозможно. Работая с детьми, учитель всегда осваивает какое-то содержание. И в этой содержательной области присутствуют проблемы. Задача учителя: отобрать из них те, которые наиболее волнуют детей. То есть вначале надо найти проблему, которая будет не безразлична детям.

  1. Доминирующий вид деятельности: творческий.
  2. Предметно – содержательная область: межпредметный (математика, МХК, история, биология).
  3. Характер координации проекта: открытая (гибкая).
  4. Характер контактов: внутришкольный, региональный, международный
    (посредством телекоммуникационных систем, сети Internet).
  5. Количество участников: индивидуальный.
  6. Продолжительность: долгосрочный.


Чтобы разбудить интерес к теме проекта, формулируется проблема: поиск способов создания гармонических композиций в живописных произведениях. В дальнейшем уточняется предмет исследования, который отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка.

Предмет исследования. Золотое сечение.

Затем следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет подтверждать, иногда опровергать.

Целью проектной деятельности становится поиск решения проблемы.

Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи формулируются как этапы решения общей проблемы, как достижение цели в определенных условиях.

План выполнения работы:

Завершается проект внедрением в практику и защитой (презентацией). При работе над проектом на первый взгляд кажется, что вся деятельность была нацелена на изготовление какого – либо продукта и именно его необходимо представить. Но интересующий результат на презентации – это ход самой деятельности. Результатом является найденный способ решения проблемы проекта.

На этапе презентации самое главное: рефлексия и самоанализ. Проектант рассказывает: как у него была поставлена работа, как он ее проделал и что получил. Проводит самоанализ. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

Этап оценки проекта чрезвычайно важен. Для ребенка самая значимая оценка – это общественное признание его успешности. Любому школьнику важно получить обратную реакцию сверстников и взрослых на его работу. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили.

Учитель и ученик являются главными участниками проектной деятельности. Но в данной ситуации учитель не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Ученик занимает центральную позицию в проекте. Учитель, руководитель проекта, проходит весь путь от рождения замысла решения проблемы до получения результата, но его роль на разных этапах меняется. Он является энтузиастом, инициатором (повышал мотивацию учащегося, поддерживал, поощрял и направлял в сторону достижения цели), специалистом в данном примере в области математики, координатором (координировал весь процесс), экспертом (анализировал промежуточные результаты выполняемого проекта), консультантом (например, в области информационных технологий).

1. Тема и информационное содержание связано с изучением понятия
пропорциональности отрезков, пропорции в математике, с вопросами
развития науки на уроках истории, формообразования в природе на уроках
биологии, знакомством с творчеством разных художников на уроках МХК.

2. Образовательные, развивающие, воспитательные цели:

  • приобретение учащимися специальных знаний из области математики, естествознания, обществознания, искусства;
  • интеграция приобретаемых знаний;
  • обучение работе с информацией;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • формирование и развитие навыков творческой работы;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • расширение кругозора.

3. Задачи учебно–педагогические: формирование интереса к математике,
преодоление боязни неудачи в области математики, развитие творческих
способностей, развитие эстетического вкуса, формирование навыков
исследовательской деятельности.

4. Возраст учащихся: 9 класс (возможно 6–9 кл.)

5. Время работы над проектом: с сентября по январь.

6. Режим работы: внеурочный.

7. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: учебная и учебно – методическая литература, книги по искусству, компьютер, доступ в Internet, сканер, принтер.

8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учащиеся художественной школы, аспиранты биологического факультета университета в Принстоне (штат Нью-Джерси), архитектор, преподаватель информатики, МХК.

9. ЗУН и общеучебные навыки самостоятельной работы: навыки работы с источниками информации, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Internet), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности.

10. Мотивация к познанию, к работе: личный интерес учащегося.

11. Предполагаемые приращения: новое содержание по теме, новые
практические приемы в области математики; дополнительные знания из
области естествознания, обществознания, искусства.

13. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с книгами, таблицами, картинами, Internet;
  • работы с чертежными инструментами (циркуль, линейка), компьютером;
  • использования информационных технологий;
  • самостоятельного принятия решения;
  • мыслительной деятельности;
  • коммуникативности;
  • самоанализа и рефлексии.

Краткое содержание работы

Конечно, тема не нова для фундаментальной науки. Автор опирается на результаты, полученные другими исследователями, но ярко выражен самостоятельный характер работы, проведены собственные исследования произведений живописи различных авторов с точки зрения золотой пропорции, в результате которых выяснилось, что схема золотого сечения широко применялась и используется до сих пор при написании картин.




Заключение

Существует две плоскости проектной деятельности: видимая и невидимая для учащегося. Ученик понимает важность, актуальность решения проблемы, если это затрагивает его личный интерес. Тогда в своей деятельности он максимально самостоятелен, так как желает придти к результату, полезному, прежде всего ему, не задумываясь о прохождении какого-то конкретного программного материала по какому-то учебному предмету.

А учитель, когда размышляет над проектом, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. И данным проектом предполагалось сформировать интерес к математике, помочь преодолеть боязнь неудачи в области математики, развить творческие способности, повысить самооценку конкретной ученицы. Другими словами, этот проект задумывался специально для нее.

Проектный метод позволяет организовать учебную деятельность в продуктивный творческий процесс. Он ориентирован на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на сотрудничество. В наше время этот метод стал рассматриваться как альтернатива классно – урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему, а при рациональном сочетании с другими технологиями развивающего обучения, преобразить ее.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
• Жизненный цикл проекта - последовательность фаз проекта,
через которые проходят проекты от инициации до завершения
независимо от их специфики
• ИНИЦИАЦИЯ
• ПЛАНИРОВАНИЕ
• ИСПОЛНЕНИЕ
• РЕФЛЕКСИЯ
• ЗАВЕРШЕНИЕ

Определи точку отсчета
Определи основные этапы
(дорожная карта проекта)
Установи дедлайны
Определи промежуточные
этапы и сроки
Составь список ресурсов
Назначь ответственных

Шаг первый (подготовительный).
Определить точку отсчета
Что на этом этапе нужно сделать:
• Провести инвентаризацию уже имеющихся информации и
ресурсов.
• Собрать дополнительную информацию, необходимую для
планирования и реализации проекта.

Способы сбора информации:
• Сбор информации в интернете
• Опрос или интервью твоей целевой аудитории
• Погружение в ситуацию на личном опыте

Шаг второй. Дорожная карта проекта. Основные
этапы
• Принцип проектной деятельности Plan-Do-Check-Act (ПланируйДелай-Проверяй-Действуй)
• Дорожная карта проекта – наглядное представление пошагового
сценария развития проекта. Позволяет планировать главный и
обходные пути реализации проекта с учетом возможных рисков.
• Формулируй этапы в совершенном виде, как будто ты уже этого
добился: проведено интервью, найдено помещение для занятий,
обеспечено финансирование проекта. Проще всего планировать
этапы проекта при помощи таблички.

План Б.
• Посмотри на этапы. Наверняка ты уже знаешь, где что-то может пойти не так и стоит
подстраховаться. Добавляем к табличке еще одну графу: план Б. Рядом с самым
рискованным этапом записываем вариант, что можно сделать, если что-то вдруг пойдет не
так.
• пример:
№ пункта
Этап
1
Есть инстаграм-канал
2
Готов контент-план
3
Готова подборка фото и видео
4
Есть договоренности с 3 спортсменами, 3
блоггерами… про интервью


Инстаграм-канал запущен, публикации
выходят каждые три дня, каждую неделю
плюс 10 подписчиков
План Б. Если что-то пошло не так
Вместо интервью вставляем опрос, кто из
котиков самый милый

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Индивидуальный итоговый проект. От замысла до защиты. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Работа над проектом проходит в несколько этапов: На этом этапе определяются цели и задачи проекта. ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий (сформулируйте цель и запишите ее в рабочие листы портфолио) А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.

На данном этапе вы четко На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ: Определить источники информации; Определить способы сбора информации и анализа информации; Определить способы представления результатов; Выработать критерии оценки результатов и процесса; Разделить задачи (обязанности между членами команды)



Рекомендации:

Елена Владимировна, спасибо Вам за представленную работу! Вы хорошо представили теоретическую часть, выделили плюсы и минусы данной технологии, а также представили свой опыт работы, показали свои достижения и достижения Ваших учеников. Это действительно ценный опыт! Желаю Вам дальнейших достижений, творческих успехов!

Любовь Михайловна, спасибо за добрые слова и пожелания. Проектной деятельностью занимаюсь уже более 10 лет. Есть свои педагогические проекты, а также мои ученики активно работают над проектами, участвуют в научно-практических конференциях. Очень ценю Ваше внимание к моим ресурсам и благодарю за комментарии к работам.

От замысла к воплощению. Во-первых, актуальная тема. Во-вторых, как же Вы разносторонне и чётко представляете работу в данном направлении, то есть раскрываете четко свою работу по проектной деятельности. Бесспорно, Ваш ресурс очень полезен и востребован для многих коллег. Лично я с интересом познакомилась с представленным Вами материалом. Большое спасибо, Елена Владимировна. Творческого настроения Вам всегда и успешного воплощения в жизнь Ваших креативных идей!

Ольга Михайловна, очень признательна Вам за тёплые слова о моей работе. Мне приятно знать, что Вы так думаете. Слoво - oнo вeдь живoe, им мoжнo oживить, a мoжнo и пoдкocить. Ваши слова всегда вдохновляют на новые свершения. Всего Вам доброго!

Елена Владимировна, благодарю Вас за столь богатый по содержанию ресурс. Вы очень подробно, логично и доступно изложили теоретическую часть. ЗдОрово, что представили свой опыт в данном направлении, показали его результативность. Обычно бывает так, что увлечённость учителя чем-либо находит продолжение в его учащихся, что очередной раз Вы и подтвердили. Рада Вашим успехам и успехам Ваших детей. Спасибо за качественную работу, всего Вам доброго.

Надежда Георгиевна, очень признательна Вам за тёплые слова в адрес моей работы и за добрые пожелания! Вы всегда очень внимательны к ресурсам коллег, стараетесь найти в каждой работе что-то позитивное и отметить это в своих комментариях. С данной презентацией я выступала на педагогическом совете в рамках методической декады. Спасибо Вам за поддержку моих ресурсов.






Ключевые слова: поколение Z, проектная деятельность, педагогический проект, учебный проект, проектный продукт.
В презентации рассматриваются особенности поколения Z, которых в настоящий момент обучают учителя, также показаны положительные и отрицательные стороны проектной деятельности как педагогической технологии, даны примеры проектных продуктов обучающихся, которые были созданы в процессе работы над проектами. В выступлении представлена методическая литература по вопросу организации проектной деятельности в школе.

Читайте также: