Развитие речи конспект предшкола

Обновлено: 07.07.2024

У 6-летних детей необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.
Это предполагает:

  • развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;
  • развитие слуховой памяти и слухового аппарата;
  • совершенствование общих речевых навыков: обучение нетороп­ливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умерен­ной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);
  • совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюде­нием ударения;
  • верное употребление сходных звуков, наиболее часто смеши­ваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.

Эта работа будет строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочи­танном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.

Ход занятия.

III. Подготовка к письму. (Гимнастика для пальцев).
Учитель: Сконструируйте на парте звездочку по образцу, если получится, то запомните и выложите звездочку без образца.

IV. Физминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрываем пальчики).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук).

V. Работа над чистоговоркой.
Учитель: Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться.
За-за-за - уходи домой, коза.

  • лампа, водитель, ножницы;
  • механик, липа, токарь;
  • сталевар, яблоко, болтун;
  • строитель, гроза, обруч;
  • попугай, пекарь, шахтер;
  • учитель, сено, терпение;
  • продавец, тетрадь, птица;
  • ложка, цветовод, мышка.

Домашнее задание: рассказать родителям о себе.

Ход занятия.

  • вдох, выдох;
  • вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох.

II. Работа по теме.
Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль.
- Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: ". вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "
Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.
- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

  • яблоко, апельсин, груша, мячик;
  • лошадь, собака, кошка, щука;
  • стол, стул, кровать, чайник.

Занятие 3.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие слово, предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с фруктами, корзинка для фруктов.

Ход занятия.

I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте поиграем. Игры: "Лошадка", 'Тубы круглые как бублик", "Кто лучше сделает дудочку".
Упражнение на дыхание.

  • вдох, выдох;
  • вдох, задержать на счет 1 -5, выдох;
  • вдох, на выдохе "Как шелестит листва" (тихо, громко, тихо).

II. Повторение о речи.
Учитель: Кто помнит, какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Составьте по картинке предложение, т.е. выразите свою мысль.

V. Физминутка.
Руки положите на парту, кулачки сожмите:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрывают пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук).

VI. Задание на внимательность и сообразительность.
Учитель: Подскажите клоуну, какой шарик он забыл дома?

VII. Развитие логического мышления.
Родители будут признательны очень, что ты отыскать им детишек помог. В чертеж загляни! Если с папою дочка. Подумай, с кем рядышком встанет сынок?

VIII. Чистоговорка. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи).
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу

IX. Скороговорка.
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.

Занятие 4.
Цели и задачи занятия:
1.Научить детей делить слова на слоги.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

V. Скороговорка.
У ежа и елки иголки колки. (Громко, четко и быстро произносят слова).

VI. Работа в тетради.
Задание: Раскрась кружок так, чтобы он показывал: движение запрещено. На какой свет можно переходить улицу? Продолжи узор. _____.______.______.
Домашнее задание: Раскрась кружочки.

Занятие 5.
Цели и задачи занятия:
1. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Конструировать по памяти, образцу.
Оборудование: картинки с животными, снежинки, палочки, пластилин.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

IV. Скороговорка. (Помогает правильно и четко произносить слова).
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Чистоговорка.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, здесь живут ежи.

VI. Физминутка.
Учитель:Закройте глазки, мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героем будет ______. Откройте, пожалуйста, глазки, посмотрите, кто у нас на картинке (зайка).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Раз-два, раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

VII. Конструирование снежинки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

VIII. Азбука почемучек.
Учитель: Бегемот – это кто?
- Кто воспитывает детей?
- В чем проявляется жадность?
- Что можно украсить шарами?
- Сколько этажей в твоем доме?

Занятие 6.
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить детей с предложением.
2. Научить составлять простые предложения и определять количество слов в предложении.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Учитель: На предыдущем занятии вы научились выделять предложение из текста. А сегодня вы будете сами составлять предложения. Уверена, что у всех получится. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте две загадки и скажите, о каких животных идет речь?
Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается
Не замок. А охраняет,
И в дом не пускает. (Собака).
- У кого дома есть собака?

II. Работа над сюжетными картинками.

  • О ком эти картинки? (Взрослое животное - собака, детеныш - щенок)
  • Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму).
  • Что делает собака? (Лежит).
  • Кто лежит? (Cобака).
  • Что же мы узнали о собаке?
  • Ребята, если слова " дружат ", то они помогают нам о чем-то узнать.
    Это и будет предложение. В нем может быть 2,3,4,5 слов.

Сколько слов в нашем предложении?
Собака лежит. ( Назовите 1 слово, 2 слово).
_________/________.
Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (Составление предложений и изображение схемы на доске).

II. Игра.
А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте.
Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.

III. Работа со стихотворением.
Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ".
Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его.
" Кто придумает конец, тот и будет молодец! "

IV. Путешествие в гости к сказке.
- Из какой сказки? (Царь, три сына, стрела, болото, лягушка).
- Составьте предложение с данными словами.
- Что же такое предложение?

Занятие 7.
Цели и задачи занятия:
1. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов.
2. Учить придумывать сказку на предложенную тему.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем о
роли маленьких слов (предлогов).
Повторим. Закончите хором.
Наша речь состоит из.
Предложение состоит из.
Сколько слов может быть в предложении?

IV. Составление предложений по сюжетной картине с использованием
предлогов.
Учитель показывает детям новогоднюю елку и просит ее украсить игрушками с использованием предлогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
На прошлом занятии мы учились узнавать предложения, составлять
их и сделали вывод, что предложение – это ____ . (Закончите мою мысль). Сколько слов может быть в предложении?

II. Работа с предметными картинками.
(ягоды, лес). В лесу растут ягоды. Предложение можно "записать" (изобразить схемой).

- Из чего состоит предложение?
Добавим еще одну картинку, на которой изображены дети, и составим предложение по этим трем картинкам.
Дети собирают в лесу ягоды.

Чем похожи эти предложения?
В чем различие?
Составление предложений по 2 картинкам.
Изобразите схему своего предложения в тетради (используйте любимый цвет).
- Не забудьте, как в схеме обозначается первое слово и в конце предложения (закончите мысль).

III. Составление рассказа о своей игрушке (описание).

(Схема с предварительным разбором).
- А теперь опишите свою игрушку.

V. Игра "Задумай слово" (угадывание предмета по его описанию).

Занятие 9.
Цели и задачи занятия:

  • Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Конструировать по памяти, по образцу.
  • Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.

Оборудование: предметные картинки, магнитофон.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Речевая и дыхательная гимнастика.
Развитие артикулярной моторики. Выполнение упражнения "Вкусное варенье" (активизация мышц языка), упражнение "Лошадки" (активизация кончика мышц языка), упражнение "Губы круглые, как бублик" (активизация мышц губ), упражнение "Кто лучше сделает дудочку?" (активизация мышц губ).
Упражнения на дыхание.
1.вдох, выдох;
2.вдох, задержать воздух, выдох;
3.вдох, задержать, выдох на счет от 1 до 10.
Развитие голоса. Выполнение упражнения "Дует ветер" (развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ).
г) работа над чистоговоркой. Произносим быстро и четко.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца Цапля, улица, пыльца.

  • А вот летит жук (ж-ж-ж).
  • И комарик тут как тут (з-з-з).
  • А теперь давайте споем (а-а-а, о-о-о, у-а-о-а).
  • А теперь давайте отдохнем.

III. Физминутка (Слушают запись с голосами птиц).

  • Что вы сейчас слушали? (звуки)
  • Произнесите звуки, которые вы сейчас слышали?
  • Какие были звуки по продолжительности? (разные: короткие и длинные)
  • Что же такое звуки?

Вывод: Звуки - это то, что мы слышим, слышали и произносили. Каждый звук живет в своем домике [ ].

IV. Развитие речи.
-А теперь, дети, закройте глазки. Мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героями будут звери леса. Откройте глазки. Кто перед вами? (Зайка).

V. Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

  • Дети, а кто еще из зверей живет в лесу? (Называют зверей).
  • Дети, чем питается в лесу белочка? Волк?
  • Опишите белку. Опишите волка.
  • Кто будет волком? Кто будет белкой?
  • Так вот, волк, ты хочешь узнать у белки, почему она не голодает? А белка должна ответить.

Учитель: Угадайте, что это? Изобразите у себя на столе.

Занятие 10.
Цели и задачи занятия:

  • Развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Конструировать по памяти, по образцу.
  • Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.

Оборудование: картинки с грибами.

Ход занятия.

Учитель: Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Большой гриб, а маленький ____?
Составление рассказа "По грибы ".
- Какие грибы собрал мальчик? Задание: убери те грибы, которые нельзя есть.
- Почему их так назвали: подосиновик, подберезовик, опенок?

VII. Игра "Птичка" (страница18 для развития самоконтроля).

VIII. Работа с книгой.

IX. Загадки.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце).
Учитель:Нарисуйте на листке солнце.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Учитель: Нарисуйте на листке снежинку.

Заключение.

Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе.
По наблюдениям школьной психологической службы:

Литература:

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

-

-Фотоальбом

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Создан: 27.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 24928

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Сформировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений.

Развивать связную речь при составлении рассказов на заданную тему.

Упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм точного выражения мысли.

Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг к другу.

в подготовительной группе.

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие

Программное содержание: Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Сформировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений.

Развивать связную речь при составлении рассказов на заданную тему.

Упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм точного выражения мысли.

Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг к другу.

Ход НОД : Воспитатель обращает внимание на домик.

« Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

К этой башне подойдем,

Позвоним в звоночек.

- Здравствуй, мальчик, как тебя зовут? (Антоша).

- С кем ты живешь? (Один).

- Один? Ты пошутил? Как вы думаете, может ли такой мальчик жить один? Почему? С кем может жить Антоша? (после каждого ответа ставится картинка членов семьи).

« Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я

Мы называемся вместе…(семья).

( ставится картинка членов семьи).

« Сам цветочек- это я, а еще моя сестра,

Папа с мамой листочки мои,

Бабуля с дедулей мои корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга,

- А сейчас поиграем в игру с пальчиками: (физминутка « Этот пальчик дедушка…).

- У меня есть вот такая ладошка. Давайте найдем на ней самый маленький пальчик- мизинец. А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют?

- Посмотритесь в зеркало. Что вам нравится в себе?

- Посмотрите в зеркало и скажите: Какой я хороший. Как я себя люблю.

- Возьмите сердечко в правую руку и приложите его к своему сердцу.

- О чем оно вам говорит?

- Я никому не желаю…

- На какие группы можно разделить членов семьи? (с фигурками: взрослые и дети; мужчины и женщины; молодые и пожилые).

- Что значит счастливая семья? У меня есть цветочек. Он, как вы знаете, исполняет любые желания. Давайте загадаем желания, чтобы наши семьи были счастливые (папа с мамой не ссорились, бабушка не болела…).

- Как можно выразить любовь к родным людям? (погладить, обнять, помочь, сказать добрые слова и т. д.).

- Давайте вспомним пословицы о семье:

« В комнату вошел мой папа, Мама в шкаф убрала шляпу.

В конуру залез наш пес, дедушка арбуз принес.

- Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные. Ребята, вы приготовили гербы своей семьи - это символ семьи, ее отражение. Расскажите о своей семье: какая у вас семья, сколько в ней человек, как их зовут, что вы любите делать вместе (рассказы детей).

- У меня есть портреты, где изображены члены семьи. Задание: сложить портреты веером обратной стороной и предложить вытянуть любые две картинки. Сказать, кто изображен и кем эти люди приходятся друг другу.

- Чем отличаются мужчины от женщин?

- А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?

- Ребята, у меня есть старинный ларец, полный добра и чудес. В нем находятся вещи, которые связаны с вашей семьей и передаются из поколения в поколение от ваших прабабушек к вашим бабушкам, от бабушек к вашим родителям, от ваших мам и пап к вам, а вы передадите их своим детям и внукам. Давайте заглянем туда.

- А сейчас закройте глаза и подумайте, какое слово для вас самое главное.

« Какое самое первое слово? Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не напишут с ошибкой, на первой странице оно в букваре.

Его произносят повсюду с улыбкой,

И каждый малыш говорит во дворе.

Шепни его тихо, скажи его звонко,

Дидактическая игра на построение сложно - подчиненных предложений:

- Мама огорчится, если я…

- Мама обрадуется, если я…

- Ответьте мне на вопрос « Зачем тебе мама?

« Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

- А теперь достаньте фото своей мамы и встаньте в круг. Покажите друг другу фото своих мам, полюбуйтесь на них сами. Они у вас молодые и красивые. А еще какие?

- А теперь повернитесь ко мне спиной. Посмотрите на свою маму, вспомните, может вы обидели ее когда- то, подумайте, как ей было плохо и больно. Прижмите образ мамы к груди и попросите у нее прощения. Она вас поймет и простит.

« Ласковое солнышко посетило нас,

- Давайте напишем на его лучиках слова о том, что должно быть в ваших семьях ( мир, благополучие, счастье, лад, согласие, достаток…).

- Мы с вами в группе тоже живем одной семьей. Как приятно, когда друг другу говорят хорошие слова и комплименты.

- Саша, ты такой внимательный!

- Да, я внимательный, а еще я добрый.( ниточка наматывается и клубочек передается дальше).

ПЕРВЫЙ БЛОК:
Развитие речи с элементами обучения грамоте
ВТОРОЙ БЛОК:
Развитие логического мышления с использованием математического материала
ТРЕТИЙ БЛОК:
Окружающий мир и художественно-конструкторская деятельность


Рекомендации:

Ольга Михайловна, спасибо за весь комплекс, очень красочный материал, прописи к буквам и цифрам просто замечательные, презентации яркие и запоминающиеся.. Ребятам очень понравится такое весёлое знакомство с буквами и цифрами.

Ольга Михайловна, здравствуйте, спасибо за ваш прекрасный материал. Скажите, пожалуйста, а для третьего блока у вас нет разработок?

Ольга Михайловна, вами проделана огромная работа. Ваш комплекс - прекрасная помощь учителям. Обязательно буду рекомендовать коллегам для использования. Спасибо.

Нажимайте на текст (например: Учим буквы. Буква А а) и Вы перейдете на страницу скачивания материала.

Ольга Михайловна, Вы подготовили замечательный материал для работы в Школе будущего первоклассника. Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!

Ольга Михайловна, Вы сделали прекрасный подарок многим учителям! Очень удобно использовать в работе. Огромное спасибо.

Спасибо огромное за такие красочные и доступные материалы. Скачала всю азбуку и цифры. Буду использовать на уроках. Хотелось бы такие же материалы по числам второго десятка))) Заранее спасибо.

Нажимайте на текст (например: Учим буквы. Буква А а) и Вы перейдете на страницу скачивания материала.

Ольга Михайловна! Огромное спасибо за такую качественную интересную красочную творческую работу. Использовать на занятиях - одно удовольствие и для деток, и для педагога! Материалы - просто палочка-выручалочка))

Ольга, вы просто большая умница! Я вынашивала подобное творчество в голове, а тут увидела и поняла, что уже сделано! Да еще как . С душой и любовью к детям! Творческих успехов, Женского счастья и любви Вам! Спасибо

Ольга Михайловна, большое спасибо за Ваш материал! Для меня, начинающего педагога, Ваш материал большой подарок.СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Дай Бог Вам здоровья, творческих успехов и всего-всего самого лучшего. СПАСИБО.

Ольга Михайловна, огромное спасибо за Ваши труды. Очень пригодились! Всех благ Вам и творческих успехов!






ПЕРВЫЙ БЛОК:
Развитие речи с элементами обучения грамоте
ВТОРОЙ БЛОК:
Развитие логического мышления с использованием математического материала
ТРЕТИЙ БЛОК:
Окружающий мир и художественно-конструкторская деятельность

Читайте также: