Поэтический мир марины цветаевой конспект

Обновлено: 04.07.2024

Тема : Биография и творчество Марины Цветаевой.

Ø Знакомство студентов с основными творческими вехами жизни М.И.Цветаевой.

· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

· сопоставлять литературные произведения поэтов различных исторических эпох М.Цветаевой и А.Пушкина;

· выявлять авторскую позицию;

· выразительно читать лирические и эпические отрывки, соблюдая нормы литературного произношения;

· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

· создавать связный текст ;

· создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества М.Цветаевой.

Оборудование: компьютер, презентации, схемы анализа стихотворений

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала

2.1. Художественное чтение стихотворения преподавателем

Оглянись: вокруг весна поет,

Солнце так безудержно смеется!

Пусть оно энергией своей

В душу каждого из вас прольется!

Улыбнись, стараясь мир понять,

Сбрось с себя ненужный груз волнений,

Приготовься сердцем воспринять

Глубину Цветаевских творений!

2.2. Актуализация знаний

Начало презентации - фотография М. Цветаевой

3. Усвоение новых знаний

3.1. Слово преподавателя о поэте.

В бурно развивающемся "серебряном веке" литературы Марина Цветаева не примыкала ни к одному направлению - она творила вне групп.

3 слайд Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве.

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед.

Целую вас - через сотни Разъединяющих лет.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Её творчеству характерна открытая эмоциональность, откровенность, бурная темпераментность, свобода поэтического

4 слайд Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества Цветаевой. Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве в творческой семье.

3.3. Художественное слово студентов

6 слайд Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын сельского попа - профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

7 слайд Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угас, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она погружена в атмосферу Пушкина, открыла для себя Гете, любит и прекрасно знает Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова.

Поэтому вполне объяснима романтическая, бунтарская, практичная натура Марины Цветаевой.

3.4. Художественное чтение стихотворения студентами

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина.

Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: «Когда мы вышли на сцену в огромной зале в форменных гимназических платьях, публика заметно приветственно заволновалась. В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений, Из них помню: и

11 слайд Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Из воспоминаний дочери Ариадны: Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика " ростом . Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть..

Лицо было полно постоянного внутреннего движения.

Но мало кто умел читать в нем.

Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.

Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была блестящим рассказчиком.

Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.

Была действенно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним.

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано.

Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости.

Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного.

Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.

При всей своей скромности знала себе цену.

12 слайд Стихи Цветаева начала писать с шести лет. Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так и на немецком и французском Ее первые стихи были напечатаны, когда поэтессе было всего 16 лет, адресатом первых стихотворений была сестра Ася.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: Первая моя книга вышла, когда мне было 17 лет, - стихи 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет. Книгу издать в то время было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность, заплатить по счету - все. Так я и сделала, никому не сказав, гимназисткой VII кл.

16 слайд Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Но Цветаева не была знаменита в России, как, например, Ахматова. Ее творчество знали лишь завзятые любители поэзии.

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон) подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована! дата свадьбы и имя Марина.

3.9. Художественное чтение стихотворений учащимися.

18 слайд Ее избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Наступает самая счастливая /увы, не долгая/ пора в жизни Цветаевой.

19-20 слайд Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним.

Осенью 19-го - в самое тяжелое время - Марина Ивановна отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски. Таковы ее хождения по мукам за эти четыре года.

3.11. Художественное чтение стихотворения подготовленным учащимся

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми –

Яростными - как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

22 слайд Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла.

В ноябре 1917 года, после революционных событий, муж Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

Музыкальное исполнение романса М.Цветаевой под сопровождение гитары студентками Кашаевой А., Эткало Ю.

В годы гражданской войны их связь прервалась. Марина стоически переносила разлуку и беспомощно — разруху и лишения.

Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 г. В этот день она получила письмо от мужа - первое за четыре с половиной года. Из письма стало ясно, что Сергей жив, он находится в Праге. Без мужа Марина не мыслила своего существования, и она стала хлопотать о заграничном паспорте. 11 мая 1922 г. она с дочерью выехала из Москвы через Берлин в Прагу.

23 слайд Эти строки дышат горечью.

Сначала эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу.

Встреча с Сергеем, конечно, для нее была большой радостью. И некоторое время они жили такой семейной идиллией, когда по вечерам рассказывались сказки, с Алей занимались французским языком - Марина Цветаева, математикой - Сергей Эфрон.

Русская интеллигенция, жившая в Праге и ее окрестностях, вела богатую культурную жизнь. Здесь часто устраиваются литературные чтения, музыкальные вчера, встречи с литераторами.

В Чехии Цветаева выросла в поэта. Самой заветной темой в то время стала философия и психология любви.

24 слайд 1 ноября 1925 г. Марина Ивановна расстается с милой сердцу Прагой и с детьми уезжает в Париж. Во Франции Цветаевой суждено было прожить 13 с половиной лет. Но там она не прижилась.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

25-26 слайд Кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию…

И эти пронзительные строки - снова о любви, яростной и напряженной любви к России.

Ее взор постоянно обращен "туда", на Русь уже Советскую; себя русскую она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью порывает с эмигрантской средой.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

27 – 29 слайд В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Когда началась Великая Отечественная война, Марину Ивановну вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Не имея возможности найти работу, предполагая, что мужа нет в живых.

31 слайд 3 1 августа 1941 года покончила с собой.

Так прервалась жизнь замечательного поэта 20 века.

3.15. Слово учителя

Марина Цветаева. . . Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Вся моя жизнь - роман

с собственной душой

Возьмите стихи — это и есть моя жизнь.

Это ведь совсем неважно - с кем роман. в конечном счёте важно то,

чтобы не было этой устрашающей пустоты!

Душа не терпит пустоты, для неё - это просто гибель!

Каждый стих - дитя любви,

Первенец у колеи

На поклон ветрам положенный.

Сердцу - ад и алтарь,

Сердцу - рай и позор,

Кто отец? Может - царь,

Может - царь, может - вор.

4. Проверка понимания и закрепления учащимися нового материала ( беседа по содержанию занятия)

Приложение 1,2

6. Работа в 3 группах .

Анализ 3 стихотворений М.Цветаевой по предложенному плану.

Приложение2

6.2. Беседа после группового обсуждения отрывков из произведений М.Цветаевой

- Какова композиция произведения? (Сбивчивый, нервный монолог лирической героини).

- К кому он обращен? (То к какому-то собеседнику, возможно, к читателю, то к самому возлюбленному).

- Можно ли на основе этого произведения исполнить романс? (Нет плавной, гладкой мелодии, ритм сбивчивый, тревожный тон).

Вывод: Цветаева стремится добиться максимума выразительности при минимуме слов. Особенности лирики: сжатость мысли, но при этом эмоциональная напряженность, богатство интонации.

- Найдите примеры интересных образов, используемых поэтессой, которые показывают душевную драму, боль героини.

6.4. Подведение итогов после группового обсуждения стихотворения

8. Заслушивание написанных работ по творчеству поэтессы.

9. Подведение итогов занятия . Выставление оценок, комментирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для изучения творчества М. Цветаевой в 11 классе. Содержит биографию поэтессы, анализ стихотворений "Красною кистью. ", "Идешь на меня похожий", "Кто создан из камня, кто создан из глины. ", "Ах, грибок, ты мой грибочек"

Поэтический мир М. Цветаевой.

Образовательные: - знать основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;

- провести детальный анализ художественных (лирических) текстов, опираясь на задания и вопросы;

- способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения М.Цветаевой.

Развивающие: - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, формирования аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная: - способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Разбросанным в пыли по магазинам.

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

1. Проверка домашнего задания.

2. Лекция учителя о биографии М. Цветаевой с тезисными записями в тетрадь.

О своем рождении Марина Цветаева написала в стихотворении:

Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний Иоанн Богослов.

Сестры Марина и Анастасия осиротели рано. Мать скончалась от туберкулеза, когда старшей было 14 лет, а младшей – 12. Летом 1906 года, возвращаясь после очередного лечения, не доехав до Москвы, Мария Александровна умирает.

В 1913 году умирает отец Иван Владимирович.

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину, но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).

31 августа 1941 года Марина Цветаева добровольно ушла из жизни в татарском г. Елабуга.

Вслушайтесь в строки этого стихотворения.

- Какой звук повторяется часто (звук р).

- Какое чувство пытается передать нам поэт? (чувство тревоги).

- Как называется такой прием? (аллитерация – повторение согласных звуков, усиливает образность речи, ее смысловую сторону).

– Символом чего являются алые маки? (Символом памяти).

– Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко. Как это ни парадоксально, но могила Марины Цветаевой до сих пор не найдена.

- Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения?

- Чем они отличаются?

- О чем заставляют эти различия?

- Действительно, эти различия заставляет задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность?

В работе представлены материалы по жизни и творчеству Марины Цветаевой, изложена ее биография, определены основные темы и мотивы ее поэзии, дан анализ стихотворений, необходимых для понимания ее творчества.

План урока:

Особое место среди поэтов Серебряного века

Основные вехи трагической судьбы Марины Цветаевой

Обычно начинающий автор старается сначала заручиться поддержкой и рекомендациями известных литераторов, напечататься в журналах. С Мариной вышло все иначе. На неизвестную поэтессу обратили внимание уже состоявшиеся и знаменитые поэты. Ее книга вызвала волнение в литературной среде, одними из первых дают рецензии Брюсов, Гумилев.

В 1919 г., не имея возможности прокормить дочерей, отдает их в приют, который снабжали гуманитарной помощью. Заболевшую Алю оттуда забирает, чтобы ухаживать за ней. А в приюте умирает от голода Ирина, которой не было еще и трех лет. До 1922 г. Цветаева не печатается.

Эфрон мечтает о возвращении в Россию, этим воспользовались сотрудники НКВД [2] , завербовав его для агентурной работы. В 1937 г. Дочь Ариадна возвращается на Родину, позже тайно в СССР бежит Эфрон, спасаясь от ареста французской полиции, как агент иностранной разведки. В Париже от Марины, как от жены советского шпиона, отворачивается вся русская эмиграция, называя большевичкой. В 1939 г. Цветаева вместе сыном получает разрешение на выезд в Россию. Но и на Родине ее ждали разочарования, здесь ее считали женой бывшего белогвардейца. Она не вписывалась ни в одну политическую или литературную среду, везде была чужой.

Приехав в Москву, узнает первое страшное известие: арестована ее сестра Анастасия. Семью содержат под домашним арестом на подмосковной даче в Болшево, принадлежавшей НКВД. Вскоре арестовывают Ариадну, предъявив обвинение в шпионаже, потом Сергея Эфрона. Больше Марина никогда не увидит ни мужа, расстрелянного в октябре 1941 г., ни дочь, отсидевшую в лагерях более 15 лет и вернувшуюся после реабилитации только в 1955 г. Но она уже не узнает об их трагической участи.

В начале войны, в августе 1941 г. Цветаева оправляется в эвакуацию [3] в Татарстан, городок Елабуга. Надеясь найти хоть какую-нибудь работу, чтобы прокормить себя и сына, 28 августа пишет заявление руководству Литфонда о принятии ее на должность посудомойки, но не дождавшись решения чиновников, через три дня покончила с собой, повесившись в доме, куда их определили на постой [4] . Место захоронения на местном кладбище неизвестно. Также неизвестны могилы расстрелянного мужа и 19-летнего сына, ушедшего на фронт в 1944 г. и погибшего от смертельного ранения в первом бою.

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

Уже в раннем творчестве наметились основные темы: о Родине, любви и творчестве. Все написанное в юные годы пронизано ожиданием счастья и верой, что жизнь предназначена для высокого смысла.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

К сожалению, для публикаций часто отбирались наиболее простые для понимания стихотворения Цветаевой. Она сама говорила, что ее творчество, как вода, которой кому-то хватит на стакан, а для кого-то она может стать морем. Многие тексты Цветаевой представляют собой интереснейшие загадки, для понимания которых необходимы определенные знания Библии, античной мифологии и истории, классической мировой литературы, фольклора. Чтение, по мнению Цветаевой, - это активное сотворчество автора и читателя. Иногда дается не образ, а только намек на образ. Остальное нужно домысливать, познавая глубинный смысл текста.

Только в конце XX в. Цветаеву стали издавать не выборочно, а полностью. В России было открыто 7 музеев, установлены памятники в местах, связанных с ее именем.

Словарь

1. Национализированный – переданный из частной собственности в общественное, государственное

2. НКВД – народный комиссариат внутренних дел

3. Эвакуация – выезд из мест, опасных из-за военный действий, в безопасную местность

Поэзия М. Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях – от русского фольклора до немецких романтиков.

Первый сборник “Вечерний альбом” (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов – “Детство”, “Любовь”, “Только тени”. Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера Цветаевой, проявляющаяся

в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка.

О “Вечернем альбоме” отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брюсов, отметившие талантливость юной поэтессы.

Затем в 1912 году вышли еще два сборника – “Волшебный фонарь” и “Из двух книг”, в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М. Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В. Розанову определила как “судорожную, лихорадочную

жадность жить”. Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности.

В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир – не для Цветаевой. Ее стихия – борение страстей, увлечение и разочарование, муки непонятости и жажда неизведанного.

В 1915 году М. Цветаева заканчивает цикл “Юношеские стихи”. Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня – это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощущает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта.

Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева примеряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрывает разные роли, пытаясь понять глубины человека.

В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности.

Воровская у ночи пасть:Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит. А зато научитПеть и, в глаза улыбаясь, красть.

В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу “Версты”, появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам – современникам – А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой – “рыцарь без укоризны”, “вседержатель души”.

Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высокого искусства.

И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому ликуТолько издали поклонюсь. И под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святоеПоцелую вечерний снег – Там, где поступью величавойТы прошел в снеговой тиши, Свете тихий – святыя славы – Вседержатель моей души.

Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого – “птица в руке”, “льдинка на языке”.

Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвященные А. Ахматовой, которую Цветаева называла “Музой плача”, “златоустой Анной всея Руси”. Хотя строгий, сдержанный, классически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу таланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.

Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цветаевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи – деревни, церковки, поля, дороги. В этих просторах рождается русская вольница (“Кабы нас с тобой да судьба свела”, “Семь холмов – как семь колоколов”).

Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.

Отмыкала ларец железный. Вынимала подарок слезный:С крупным жемчугом перстенек, С крупным жемчугом. Кошкой выкралась на крыльцо, Ветру выставила лицо.

Ветры – веяли, птицы – реяли. Лебеди – слева, Справа – вороны. Наши дороги – Да в разные стороны.

В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл “Стихи о Москве”. Москва для поэта – средоточие духовности всей России, “огромный, гостеприимный город”, нерукотворный, созданный Богом.

Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром…Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы.

В стихах московского цикла проявляется глубокое, органическое родство с русским народным творчеством, которое станет основой ее “фольклорных” поэм “Переулочки”, “На Красном коне”, “Молодец”, “Царь-Девица”.

Годы революции и гражданской войны были очень тяжелыми в жизни Цветаевой: умерла младшая дочь Ирина, сражался в белой армии, а затем вместе с отступающими войсками вынужден был эмигрировать ее муж Сергей Эфрон. Войну Цветаева воспринимала не с политической, а с гуманистической точки зрения, видя в ней общенародное горе.

Страшную реальность того времени она переплавляла в рваные, полные скорби и боли строки: “Взятие Крыма”, “Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь. ” Еще в мае тысяча девятисот семнадцатого года, между двумя революциями, Цветаева предвидела, какой будет свобода:

Из строгого, стройного храмаТы вышла на визг площадей…Свобода! – Прекрасная ДамаМаркизов и русских князей. Свершается страшная спевка, – Обедня еще впереди! Свобода! – гулящая девкаНа шалой солдатской груди!

Эти стихи написаны раньше “Двенадцати” А. Блока, но в понимании анархического характера новой свободы оба поэта находят близкие образы.

Разлука с мужем, скорбь о трагической участи Добровольческой армии составили основной нерв цикла “Лебединый стан”. Символика названия указывает на святость и чистоту офицеров белой армии, воплощавших понятия чести, долга, высокого достоинства. В стихах этого цикла сплавились личные чувства любви к мужу, боли из-за разлуки с ним и гражданский пафос сочувствия “белогвардейцам, доблести русской”, реквием всему белому движению.

В 1922 году М. Цветаева с дочерью Ариадной уезжает в Берлин, затем к мужу в Прагу, где она прожила три года, полюбив Чехию, посвятив ей немало стихов. В пражский период в творчество Цветаевой входит социальное начало. В эмиграции были созданы “Поэма Горы”, “Поэма Конца”, “Поэма Лестницы”. С 1925 года Цветаева переезжает во Францию.

Здесь была написана полная недомолвок и тайн “Поэма Воздуха” – своеобразный философский трактат о посмертных блужданиях духа, реализовался талант Цветаевой-прозаика (“Мой Пушкин”, “Живое о живом” – о М. Волошине, “Пленный дух” – об А. Белом).

В 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Советский Союз, куда годом раньше уехали муж и дочь Возвращение оказалось началом трагедии: были арестованы Сергей Эфрон и Ариадна. Сама Цветаева жила в очень тяжелых бытовых условиях, не было жилья, денег, не был принят к печати сборник стихов. С началом войны Цветаева эвакуируется в Елабугу, где прожила всего 10 дней и 31 августа 1941 года покончила с собой.

Поэзия М. Цветаевой индивидуальна, неповторима. Высокая книжная культура связана в ее творчестве с народно-поэтическим началом. Поэзия Цветаевой органично связана с романтической литературной традицией.

Можно сказать, что Цветаева оказалась в русской поэзии последним трагическим романтиком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используются элементы технологии развития критического мышления.

Цель :познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

Задачи: 1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: продвинутая лекция.

Средства обучения:приложение 1(воспоминания Марины Цветаевой)песни, стихотворения М.И.Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Word

1.Вызов Слайд .В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд. Я сильна,мне не нужно ничего,кроме своей души!Я хочу лёгкости,свободы,понимания,-никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…

Я не верю в стихи,которые льются.Рвутся-да.

“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. ”.

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

Слайд№1

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
---------- --------- ---------- Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913

Подумайте,как закончила стихотворение М.Цветаева,и допишите последнюю строчку стихотворения.

О чём будет наш урок?Слайд3

Как вы думаете ,востребована ли поэзия Цветаевой в наши дни?Почему?

Формулирование проблемного вопроса уч-ся(в чём своеобразие поэзии Цветаевой?).

Слайд4.Какое из высказываний М.Цветаевой вы бы выбрали эпиграфом к уроку?

Что поможет понять поэзию Марины Цветаевой? (Знакомство с фактами биографии, с творчеством)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Что говорит поэтесса о своём имени?

Найдите главное слово в первой строфе стихотворения.

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Кому и почему противопоставляется лирическая героиня стихотворения?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице. Слайд №6-8

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой.

Прочитаем фрагмент из воспоминаний М.Цветаевой (Приложение 1)

Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

- Какое настроение передает стихотворение?

- О чем оно?

- Его главная мысль?

(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях = о насильственной рзлуке).

- Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

- Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог - упрек).

- Почему так сложно читать?

(строка рвется) “Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

- Паузы? Почему их так много?

(Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

- Какой согласный повторяется в начале?

- Как называется этот прием?

[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

- Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

- Какие предложения преобладают?

- Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Какие особенности яыка Цветаевой вы увидели ?

(- ритм основа, нерв стиха;

Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

Что символизирует рябина?( рябина - Россия, Родина).

В бедламе нелюдей

С волками площадей

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место - переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву к самоубийству.

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева". Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни?В чём её своеобразие?

Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку?

Читайте также: