Конспект урока по русскому языку 3 класс школа россии приставка закрепление

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Попова Марина Сергеевна

Оценка за урок:________

Предмет: русский язык

Тип урока: урок-закрепление

Цель урока : организация совместной деятельности учащихся с целью закрепления части слова - приставкой.

Задачи урока:

• создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

• обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

• формировать навык разбора слова по составу;

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

• познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в

устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи;

• делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

• коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

• учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

• На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

• Научатся находить приставку среди других частей слова;

• Образовывать новые слова с помощью приставки;

• Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

• Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

• Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

• Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• Аргументировать свою позицию;

• Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

• Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Осуществлять итоговый контроль по результату;

• Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО, по программе "Школа России". Предусмотрена презентация.

МБ ОУ – Чемерновская СОШ

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Брилькова В. Н.

Обучающая: углубление знаний о приставке как значимой части слова;

о правописании приставок.

Развивающая: развивать память учащихся, умение анализировать, давать связный

ответ на лингвистическую тему; упражнять в выполнении

заданий тестового характера; совершенствовать навыки

самостоятельной работы и работы с текстом.

Воспитательная: воспитывать толерантность при совместной

прививать любовь к русскому языку и родной природе.

Оборудование: -учебник русского языка для 3 класса(авторы: Л.М. Зеленина,

- тест (на каждого ученика);

- индивидуальные задания на карточках (для повторения).

Тип урока: урок закрепления изученного.

Структура урока:

II . Проверка домашнего задания. Актуализация изученного.

IV . Определение учащимися задач урока. Развитие мотивации.

V . Основная часть урока – закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

VII . Обобщение изученного по теме.

VIII . Подведение итогов работы на уроке. Оценки.

IX . Домашнее задание.

Методические методы и приёмы : - рассказ учителя;

Повторение . Проверка домашнего задания.

-Я предлагаю вам тест, который состоит из 5 вопросов. Выберите нужный вариант ответа. (Тест есть на экране компьютера и на раздаточном материале).

Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова

Б) в середине слова

2. Приставка пишется со словом…

3. Приставка служит для…

А) составления новых предложений

Б) определения состава слова

В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно

А) подобрать проверочное слово

Б) поставить ударение

В) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой

5. Укажите слово с приставкой

- Сверьте ваши ответы с правильными ответами. Оцените работу.

- Предположите, о какой части слова пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Что вы знаете о приставках?

- Что бы вы хотели узнать о приставках?

- Сформулируйте задачи урока.

( - Научиться определять приставки.

- Научиться писать приставку слитно со словами.

- Узнать, зачем нужна приставка в русском языке).

Тема: Правописание неизменяемых приставок.

Знать: Определение приставки;

правописание неизменяемых приставок

Уметь: Находить в слове приставку;

правильно писать приставки .

Чистописание.

а) Мобилизация внимания. (На доске иллюстрация зимнего пейзажа)

- Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы. Она пришла неожиданно.

Засыпала посёлок снегом, завалила сугробами леса. И хозяйничает по – царски.

Взмахнула рукавом. Подхватила и закружила в вальсе снежинки.

-Такой узор поможет овладеть вам скорописью.

-Найдите закономерность в написании букв. Запишите ещё три сочетания букв.

б) Фонетическая минутка.

- Что можете рассказать о с ? (Согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. И он парный).

в) Запись слов с буквой С: снег, лес, снежинки

г) Запись предложения

Завалила зима сугробами леса.

Разобрать предложение по членам и по частям речи.

- Назовите слово с приставкой.

- Можно ли назвать слова лес и леса родственными? (Нет.)

- А слова снег и снежинки? (Да.)

- Что произошло в корнях этих слов?

2) Разберите слова по составу.

Словарная работа.

– Попробуем как всегда сделать её интересной.

Перелётные птицы улетели в тёплые края. Зимующие переселяются ближе к жилью людей.

а) - Определите по предложенным иллюстрациям название птицы и запишите его, соблюдая орфоэпические и орфографические нормы.

б) – Проверьте правильность написанных слов.

Сорока, воробей, дятел, ворона, петух

в) – Вам предлагается проблемное задание. Внимательно посмотрите на записанные слова и методом исключения определите лишнее слово. (Петух, воробей)

- Объясните признак исключения.

Работа по теме.

а) Творческое задание. (Деформированное предложение).

для птиц . Пора о заготовке подумать кормов

- Составьте предложение из данных слов. Будьте очень внимательными. На экране есть подсказки. Аналогичные задания мы выполняем систематически.

- Записали, а теперь проверьте.

- Увидели ли вы эти подсказки?

- Поняли ли вы смысл предложения?

- В этом предложении найдите слова с приставками.

- Назовите ещё аналогичные приставки с - о -, с - а -.

Физкультминутка.

б) Работа в парах. (Текст на экране и на раздаточном материале).

Задание: подберите к словам подходящие по смыслу приставки.

Поля и леса …крылись снегом.

Ребята …весили кормушки.

Дети …готовили для птиц корм.

…помните: птицам страшен не холод, а голод.

- Цель этого задания : проверить, на сколько хорошо вы знаете неизменяемые приставки, понимаете значение приставок и умеете использовать их в речи.

- Кому трудно, поднимите руку. (Подсказка с приставками раздаётся индивидуально)

- Не забывайте, что ваши пары предполагают работу консультантов.

Проверьте свою работу и оцените.

- Какое предложение выражает главную мысль текста?

Работа по книге. (Работа с текстом упражнения 139 + иллюстрация картины

а) Выразительное чтение учителем.

б) Смысловой анализ.

- Какие ключевые слова помогают автору нарисовать картину суровой зимы?

-Какой частью речи являются эти слова?

- Прочитайте слова, в которых пропущена буква.( Указать, в какой части слова пропущена буква. Устно проверить её написание).

в) Укажите формы слова земля.

- Чем отличается форма слова от однокоренного слова?

- Подберите к слову земля однокоренное слово с приставкой. (Наземный, подземный).

г) Морфемный разбор слова земля.

- Кто хочет разобрать слово по составу?

д) Самостоятельная работа. (Списать вторую часть текста всем, а для сильных учеников индивидуальные карточки)

Раздаточный материал.

П…б…жала по лесу позёмка.

П…л…тели сугробики с еловых лап.

– Вспомните, что мы должны были знать и уметь на этом уроке?

– Кто готов дать определение приставки?

– Должны были знать правописание неизменяемых приставок.

– Кто готов их назвать?

-- Как надо правильно писать приставки? (Согласно орфографическому правилу).

10 . Домашнее задание. (По выбору).

11 . Рефлексия. – Какие задания было легко выполнять?

- Где столкнулись с трудностями?

- Кому над чем нужно поработать дома?

МОУ – Чемерновская СОШ Урок русского языка в 3 классе Учитель: Брилькова В.Н.

МОУ – Чемерновская СОШ

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Брилькова В.Н.

Повторение изученного Тест

Повторение изученного

1. Приставка – это часть слова, которая находится … А) в начале слова Б) в середине слова В) после корня

1. Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова

Б) в середине слова

В) после корня

2. Приставка пишется со словом… А) раздельно Б) слитно В) через дефис

2. Приставка пишется со словом…

А) раздельно

В) через дефис

3. Приставка служит для… А) составления новых предложений Б) определения состава слова В) образования новых слов

3. Приставка служит для…

А) составления новых предложений

Б) определения состава слова

В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно А) подобрать проверочное слово Б) поставить ударение

4. Чтобы найти приставку, нужно

5. Укажите слово с приставкой

Ответы (самопроверка)

Обобщение изученного

Знать: Определение приставки Правописание неизменяемых приставок Уметь:

  • Определение приставки
  • Правописание неизменяемых приставок

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Назовите птицу

Словарь: с о рока в о р о бей дят е л в о рона п е тух

Творческое задание: составьте предложение из данных слов

Творческое задание: составьте предложение из данных слов

до- про-

о- о под -

по- от-

за- на- А над-

за- на-

Работа в парах: подберите к словам подходящие по смыслу приставки … ступила зима. Поля и леса …крылись снегом. Ребята …весили кормушки. Дети …готовили для птиц корм. … помните: птицам страшен не холод, а голод.

Работа в парах: подберите к словам подходящие по смыслу приставки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закреплять знания о роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок.

Наглядность: интерактивная доска, памятка разбора слова по состав. У детей карточки с условными обозначениями частей слова.

Сегодня мы будем говорить о значимой части слова -приставке.

II. 1. Повторение.

Фронтальная проверка домашнего задания. Учитель показывает схему разбора слова по составу, а дети называют слово, которое разобрали таким образом; затем учитель называет слово, а дети выкладывают схему.

- Для чего выполнялось задание? ( Чтобы понять, как образовалось слово)

- В какой последовательности выделяли части слова?

Учитель выставляет памятку разбора слова по составу.

- Как найти в слове окончание, корень, приставку, суффикс?

2. Индивидуальная работа.

В это время у интерактивной доски два человека составляли слова из частей разных слов:

приставка - полёт засор

корень- краски морозец

суффикс- дочка горка

окончание- лапа листочки

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы продолжим разговор о приставке. Что вы знаете о приставке как части слова, где она находится в слове? Какую работу выполняют в языке приставки?

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

- Давайте учиться образовывать слова при помощи приставок.

1. Словарная работа.

Учитель диктует словарные слова, дети образовывают однокоренные слова с приставками.

Берёза, мороз, город, жёлтый, обед.

( Подберёзовик, заморозки, пригород, пожелтеть, пообедать)

- Какая часть слова, кроме приставки, тоже участвовала в образовании новых слов?

Задание по рядам.

Учитель называет для каждого ряда слово, дети выделяют и записывают только корни. Сверяют свои записи с доской.

-Как правильно выделить корень в слове?

1 ряд – следить (след-)

2 ряд – смотреть (смотр-)

3 ряд – говорить (говор-)

- Какое правило использовали, чтобы написать гласную букву в корне?

- Образуйте от данных корней однокоренные слова с различными приставками.( Работа в парах)

- Какие слова получились?

-Какие приставки использовались?

На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, нёс, вынес.

При указании на слово, в котором есть приставка, ученики хлопают в ладоши, если в словах приставки нет- поднимают руки вверх.

V. Самостоятельная работа по учебнику (у 166)

VI. На интерактивной доске записаны части слов. Дети составляют из них слова, записывают в тетрадь и выделяют части слов

Проверка у интерактивной доски

VII. Итог урока. – При помощи какой части слова мы сегодня образовывали родственные слова? Где она стоит в слове?

Цели урока: закреплять знания о роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок.

Наглядность: интерактивная доска, памятка разбора слова по состав . У детей карточки с условными обозначениями частей слова.

I .Организационный момент.

Сегодня мы будем говорить о значимой части слова -приставке.

II. 1. Повторение.

Фронтальная проверка домашнего задания. Учитель показывает схему разбора слова по составу, а дети называют слово , которое разобрали таким образом; затем учитель называет слово, а дети выкладывают схему.

- Для чего выполнялось задание? ( Чтобы понять, как образовалось слово)

- В какой последовательности выделяли части слова?

Учитель выставляет памятку разбора слова по составу.

- Как найти в слове окончание, корень, приставку, суффикс?

2. Индивидуальная работа.

В это время у интерактивной доски два человека составляли слова из частей разных слов:

приставка - полёт засор

корень- краски морозец

суффикс- дочка горка

окончание- лапа листочки

(покраска) (заморозки)

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы продолжим разговор о приставке. Что вы знаете о приставке как части слова, где она находится в слове? Какую работу выполняют в языке приставки?

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Образуются слова.

- Давайте учиться образовывать слова при помощи приставок.

1. Словарная работа.

Учитель диктует словарные слова, дети образовывают однокоренные слова с приставками.

Берёза, мороз, город, жёлтый, обед.

( Подберёзовик, заморозки, пригород, пожелтеть, пообедать)

- Какая часть слова, кроме приставки, тоже участвовала в образовании новых слов?

Задание по рядам.

Учитель называет для каждого ряда слово, дети выделяют и записывают только корни. Сверяют свои записи с доской.

-Как правильно выделить корень в слове?

1 ряд – следить (след-)

2 ряд – смотреть (смотр-)

3 ряд – говорить (говор-)

- Какое правило использовали, чтобы написать гласную букву в корне?

- Образуйте от данных корней однокоренные слова с различными приставками.( Работа в парах)

- Какие слова получились?

-Какие приставки использовались?

На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, нёс, вынес.

При указании на слово, в котором есть приставка, ученики хлопают в ладоши, если в словах приставки нет- поднимают руки вверх.

V. Самостоятельная работа по учебнику (у 166)

VI. На интерактивной доске записаны части слов. Дети составляют из них слова, записывают в тетрадь и выделяют части слов

нос пере ой ов иц ик а ищ е

Проверка у интерактивной доски

VII. Итог урока. – При помощи какой части слова мы сегодня образовывали родственные слова? Где она стоит в слове?


Содержимое разработки

План – конспект урока

русского языка в 3 классе

в рамках Федерального государственного

образовательного стандарта

с позиции реализации деятельностного метода

Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Планируемый результат: понимать значение слова “приставка”, научиться определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

воспитательные: знать правила работать в группе, стремиться их выполнять; знать ролевые правила, хотеть их выполнять; уметь адекватно относиться к высказываниям партнёра;

развивающие: понимать значение слова “приставка”, уметь определять место приставки в слове, выделять приставку в слове;

обучающие: уметь выбрать алгоритм и пользоваться составленным алгоритмом при написании приставок в словах.

Читайте также: