Конспект урока по математике виды треугольников по видам углов

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Стадченко Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов

Тема: Виды треугольников (по углам).

Цель: Учить различать треугольники по видам углов; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся научатся распознавать треугольники по видам углов: строить треугольники заданных видов; составлять условие и вопрос задачи поданному решению; решать задачи изученных видов: читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять деление с остатком.

Метапредметные:

Познавательные УУД : Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

РегулятивныеУУД: У мение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, делать выводы.

КоммуникативныеУУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

ЛичностныеУУД: С пособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Начинаем урок математики. Давайте создадим хорошее настроение. Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.

Я солнечный зайчик.

Мне надо немножко –

Лишь только бы солнышко было в окошке.

Ведь это чудесно, подумайте сами.

Когда у вас целое солнце в ладошке!

-Улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение, покажите. Я надеюсь, что хорошее настроение останется у вас до конца урока.

2.Актуализация знаний.

Ребята. Вы любите трудные задания. Для этого мы будем работать в разделе математики- Геометрия.

- Что такое - геометрия?

1. Начинаем знакомство! На протяжении всего урока вы должны быть внимательными.

-Но прежде проверим, умеете ли вы различать геометрические фигуры. Возьмите необходимые инструменты для изображения фигур. Изобразите эти фигуры в тетради.

Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?

Какой линией можно соединить три точки?

Линия, ограниченная точками с двух сторон.

Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.

Что это за линия: вправо и влево - бесконечность.

Что это за фигура: четыре стороны и все равны.

2. Работа в группе. Найди значения выражений и узнай ключевое слово, записывая ответы в соответствии с буквой:

о 290+10 у 240 + 700

т 860+40 к 50+450

р 920 – 600 е 720-120

н 96 : 2 + 3 ь 24 · 3 + 2

В природе существует такое место, которое называют треугольником – Бермудский треугольник.

Горы нам тоже напоминают треугольник.

Основными признаками треугольника являются три стороны и три угла.

Сказка про треугольник

Жили-были три подружки в разных домиках своих

Три весёлых хохотушки - точками все звали их.

Между этими домами реки длинные текли…

Точки очень не хотели ножки промочить свои

И тогда они решили между домиками взять

Сделать мостики большие, чтобы в гости прибегать.

Мост с мостом соединился, треугольник получился.

Коль остры все углы – остроугольный.

С одним тупым- тупоугольный.

Коль остры два, а третий прям- прямоугольный.

Назовите треугольники: 2 1 3

По сторонам бывает разным.

-Когда все стороны равны -… (равносторонним)

-Когда ж все разные даны -. (разносторонним)

-И если, наконец равны две стороны -…( равнобедренным) .


Узнает очень просто любой школьник тупо-, прямо-, остро- угольный треугольник.

Молодцы, вы верно выполнили задание. Мы узнаем: какие бывают треугольники, научимся их чертить и различать.

А почему эта фигура получила такое название? Как вы думаете?

Давайте построим треугольник. Сколько сторон у треугольника? Сколько углов он имеет?

Какая фигура находится сверху? Назовите её и закрасьте.

- Вы уже знаете, что все треугольники в зависимости от сторон бывают: равносторонние,

- Сколько углов у треугольника?

-Назовите, какие виды углов вы знаете?

1- прямой 2 - острый 3 - тупой

-Как вы думаете, на какие виды будут делиться треугольники в зависимости от углов?

4. Новый материал.

Треугольник называется остроугольным , если все три угла его острые, то есть меньше 90° .

Треугольник называется прямоугольным , если один из его углов равен 90° .

Треугольник называется тупоугольным , если один из его углов тупой, то есть больше 90° .

hello_html_7d8c7967.jpg

Углы измеряются градусами, при помощи специального инструмента – транспортира. (Показать детям его устройство и приёмы измерений).

а) практическая работа.

-Дети пробуют измерить свои треугольники.

- Посмотрите, какой дом можно построить из строительного материала.

Какие фигуры здесь изображены?

Одинаковы ли все треугольники? Почему?

Чем они отличаются?

- Каждый архитектор проектирует свой дом по-своему. Поэтому все дома в городе разные.

Давайте построим новый дом для города треугольников из полученных геометрических фигур. Помните, каждый архитектор создаёт всегда что-то новое, неповторимое. Поэтому у вас получится дом, такой, каким придумали его вы.

Делу время, а отдохнуть надо.

Мы дружно трудились,

Быстро все сразу

За партами встали.

Ну, а если круг – дружок, выполняй скорей прыжок.

Новый материал.

Выполните задание. Распределите данные треугольники на три группы .

hello_html_ab942b6.jpg

Сначала распределим по величине углов.

Остроугольные треугольники: № ___________.

Прямоугольные треугольники: №___________.

Тупоугольные треугольники: №_____________.

Эти же треугольники распределим на группы по сторонам.

Разносторонние треугольники: № ____________.

Равнобедренные треугольники: № ___________.

Равносторонний треугольник: № ____________.

5. Закрепление пройденного материала.

Подумайте, из какого куска проволоки сделали каждый треугольник .

hello_html_179c9eb1.jpg

Можно рассуждать так.

Первый кусок проволоки разделен на три равные части, поэтому из него можно сделать равносторонний треугольник. На рисунке он изображен третьим.

Второй кусок проволоки разделен на три разные части, поэтому из него можно сделать разносторонний треугольник. На рисунке он изображен первым.

Третий кусок проволоки разделен на три части, где две части имеют одинаковую длину, значит, из него можно сделать равнобедренный треугольник. На рисунке он изображен вторым.

Сегодня на уроке мы познакомились с различными видами треугольников.

б) работа по учебнику стр. 90

Периметр равностороннего треугольника равен24см. Чему равна длина каждой его стороны?

Ответ: длина 1 стороны 8сантиметров.

116х6=696 436+280=716 90+854=944 420-120:3=380

492х2=984 725+175=900 612-97=515 280+60х2=400

-№7 Решение задачи (у доски).

3кг пшеничной муки – 660г припёка.

1кг пшеничной муки -? кг припёка.

2кг пшеничной муки - ?кг припёка.

Что нам известно в задаче?

Что нужно узнать?

Какой вид задач? (Приведение к единице)

Сначала узнаем, сколько припёка получится из 1 кг муки.

1)660:3=220(г) – масса припёка из 1 кг муки.

2)220х2=440(г) – масса припёка из 2 кг муки.

Ответ: масса припёка из 2 кг муки 440 грамм.

6. Итог урока.

- Мы много узнали интересного об этой удивительной фигуре - тругольник.

Назовите какие эти треугольники в зависимости от сторон и углов.

Ребята, вы хорошо потрудились. Я надеюсь, кто-нибудь из вас вырастет и станет архитектором. И мы в будущем будем жить в спроектированных вами домах.

А сегодня самым замечательным строителям и мастерам я поставлю оценки.

-Как называются фигуры, с которыми мы сегодня работали? (треугольники)

-По каким признакам мы определили, что это треугольники?

(по 3 сторонам и 3 углам)

-Как называются треугольники в зависимости от углов? ( прямоугольный, тупоугольный, остроугольный).

Как различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный?

Геометрия – это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.
Треугольник – геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Указанные три точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника.

Виды треугольников по величине углов

Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором все три угла острые, т.е. меньше 90°.

Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором один угол прямой, т.е. 90º.

Тупоугольный треугольник – это треугольник, содержащий тупой угол, т.е. один из его углов лежит в пределах между 90° и 180°.

Основная и дополнительная литература:

2. Волкова С. И. математика. Тесты. 3 кл. – М.: Просвещение, 2018. С. 60-67.

Теоретический материал для самостоятельного изучения


Давайте вспомним, что вы уже знаете о видах треугольников.

По длине сторон различают: разносторонние, равнобедренные и равносторонние треугольники.

Но было бы несправедливо разделить все треугольники на 3 вида по длине сторон. Ведь у каждого есть ещё и по три угла.

У вас уже появились идеи?

Острые – меньше прямого

Прямые – угол 90 градусов

Тупые – больше прямого


Оказывается, по величине углов все треугольники тоже можно разделить на 3 вида:

те, у которых все углы острые, – остроугольные,

те, у которых есть прямой угол, – прямоугольные,

те, у которых есть тупой угол, – тупоугольные.

Для того чтобы безошибочно определить вид треугольника по величине углов, необходимо измерить все три угла при помощи транспортира.

Обычно вид треугольника можно определить на глаз.

Попробуйте определить виды треугольников по величине углов без измерений.


Прямоугольный –1, 3

тупоугольный– 2, 4, 7, 5

По величине углов различают 3 вида треугольников:

Остроугольные, прямоугольные и тупоугольные


Определить вид треугольника можно тремя способами:

с помощью измерений, на глаз и по условным обозначениям.

Задания тренировочного модуля

Закончите предложения:

Остроугольный треугольник – это треугольник, у которого ……………………

Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть ……………………

Тупоугольный треугольник – треугольник, все стороны которого есть ……………………

Остроугольный треугольник — это треугольник, у которого все углы острые.

Прямоугольный треугольник — это треугольник, у которого есть прямой угол.

Тупоугольный треугольник — треугольник, все стороны которого есть тупой угол.

Определите вид треугольника по величине углов и выпишите номера треугольников по порядку:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с классификацией треугольников.

Предметные результаты:

- учащиеся должны узнать о видах треугольников, знать их названия, уметь классифицировать треугольники по видам углов.

Личностные результаты:

- выработка навыков сотрудничества при работе в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Базовые учебные действия:

- уметь работать с угольником, линейкой; стремиться выполнять полученное задание до конца.

Оборудование: угольники, линейки (на каждого учащегося), карточки с заданиями, набор видов треугольников.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

-Что такое геометрия? (Раздел математики, который изучает геометрические фигуры и их свойства).

На экране изображён угол.

-Какую фигуру вы видите на экране? (Угол).

- Какие углы вы знаете?

- Что можете сказать о прямом угле? (90 градусов).

- Какой угол называется острым? (Угол, который меньше прямого, называется острым).

- Какой угол называется тупым? (Угол, который больше прямого угла называется тупым).

III. Открытие новых знаний.

Работа со счётными палочками.

- Возьмите две счётные палочки и постройте ломаную линию. Расскажите про эту ломаную. (Незамкнутая).

-А теперь постройте из этих палочек замкнутую ломаную.

- Чем хотите поделиться? (Нельзя построить).

- Почему? Объяснить. (Надо взять ещё палочек).

- Возьмите и постройте.

- Кто взял наименьшее количество палочек?

- Какие фигуры у вас получились? (Треугольники)

- Что вы знаете о треугольнике? ( Это фигура, у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны).

Исследование углов (работа в группах).

- Каждая группа получает по три карточки с треугольниками. (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные).

- Ребята, используя угольник, определите виды углов у треугольников и сделайте соответствующие выводы.




У треугольника есть прямой угол. Такой треугольник называется прямоугольным.

У треугольника есть тупой угол. Такой треугольник называется тупоугольным.

У треугольника есть острые углы. Такой треугольник называется остроугольным.

IV. Закрепление изученного материала.

- На доске плакат с разными видами треугольников.

- Что можете сказать про эти фигуры?

- Чем они похожи? (Все фигуры – треугольники).

- Чем они отличаются? (Углами).

- Какое задание можно выполнить с этими треугольниками? (Разделить на три группы).

Дети доказывают различия треугольников при помощи угольника.

На доске появляются записи:

прямоугольные

тупоугольные

остроугольные

У каждого ученика на парте лежит вырезанный из цветного картона треугольник. Учитель говорит:

- Мои друзья – остроугольные треугольники. (К доске выходят дети, у которых на парте этот вид треугольника).

- Мои друзья – тупоугольные треугольники. (К доске выходят дети, у которых на парте этот вид треугольника).

- Мои друзья – прямоугольные треугольники. (К доске выходят дети, у которых на парте этот вид треугольника).

Если дети ошибаются, то используя угольники доказывают, исправляют ошибки и приходят к правильному результату.

V.Творческая работа (работа в группах).

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить интересное задание, где вы можете проявить своё творчество и фантазию.

Каждая группа получает конверты с цветными треугольниками разных видов:

прямоугольные

тупоугольные

остроугольные

- Из данных треугольников каждая группа составляет композицию.

Можно использовать фломастеры, чтобы дорисовать какие-либо элементы.

(может получиться рыба, транспорт, еловый лес, цветы и т. п.).

Каждая группа представляет свою композицию.

- Угадайте, что у нас получилось?

VI. Итог урока.

- Расскажите, что вы сегодня узнали нового?

- Какие открытия для себя сделали?

- Что получилось, а что нет?

VII. Рефлексия.

- Передайте своё настроение с помощью изображённого треугольника.

Конспект урока по математике

Цель: создание условий для получения и усвоения новых знаний по геометрическому материалу темы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Предметные: уметь определять виды углов с помощью чертежного прямоугольного треугольника; развивать навыки и умения сравнивать углы по готовым чертежам и определять их виды; совершенствовать навыки построения треугольников по образцам.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность на протяжении всего урока; контролировать правильное выполнение поставленных задач; формировать самоконтроль.

Познавательные: развивать способность понимать информацию, представленную в разных формах (текста, рисунков и чертежей); находить нужные данные для решения поставленной задачи; проводить обобщение и классификацию треугольников.

Коммуникативные: формировать навыки общения с учителем и одноклассниками; расширение знаний словарного математического запаса; отработка точного выражения своего мнения.

1. Организационный момент.

Создание рабочей и эмоциональной атмосферы, мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Посмотрите на парты. Что я сегодня разложила вам для работы на уроке? А для чего нам сегодня нужны карандаши, линейки и прямоугольные угольники?

2. Повторение ранее изученного материала.

Посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вам знакомы?


Что общего у 1, 3 и 4 фигуры?

Что общего у 2,3 и 4 фигуры?

Посмотрите на следующий рисунок.

Какие новые фигуры появились? Как они называются?


Из каких фигур состоит ломаная? Квадрат? Треугольник?

Запишите число. Классная работа.

Сегодня на уроке мы будем работать с

Геометрической фигурой, которая отличается от других тем, что у нее три вершины, три угла и три стороны. Как называется эта фигура?


Начертите рисунок 38 учебника с. 76 , подпишите его основание и боковые стороны, как это сделано в №242.

Самостоятельно угадывают фигуру и дают ответы.

3. Актуализация знаний.

Актуализировать умение выполнения практических заданий.

Определение видов углов с помощью прямоугольного угольника наложением.


4. Физкульминутка.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

5. Изучение нового материала.

Организация условий усвоения новых знаний.

В треугольнике три угла, и они могут быть разными. От того, какие углы в нашей фигуре, треугольники делятся на три вида.

Давайте познакомимся с ними.


Построим такие же треугольники в тетради. Если у вас что-то не получается, то поднимите руки, чтобы я могла вам помочь.

Работают в тетрадях, строят самостоятельно с последующим контролем треугольники по образцу из презентации

6. Закрепление изученного материала.

7. Домашнее задание.

Задание по учебнику на стр. 79 № 255 рис. 46.

8. Итог урока.

Организация подведения итогов усвоения и понимание пройденного материала.

Читайте также: