Чертеж плоской детали конспект

Обновлено: 06.07.2024

В мире современных технологий невозможно достичь высокого уровня конструирования без использования систем автоматизированного проектирования (САПР), которые обеспечивают максимальную точность выполнения чертежей и экономят время графических работ.

Чтобы школьнику было легче адаптироваться в современном компьютеризированном производстве, мной была разработана программа элективного курса по черчению с использованием компьютера.

Программа элективного курса разработана для 8 класса.

В качестве программного обеспечения выбрана компьютерная программа “КОМПАС”. КОМПАС является удобным и понятным в освоении. Чертежно-конструкторский редактор “КОМПАС” обеспечивает точность и качество чертежа, позволяет экономить время при выполнении графических работ.

Элективный курс содержит теоретический и практический материал. Теоретический материал излагается в виде лекций и бесед. Практический материал состоит из графических работ, задач на закрепление, задач на преобразования и моделирование.

Программа элективного курса дает школьнику возможность более индивидуально проектировать на персональном компьютере, анализировать результат своего труда, что в дальнейшем позволит легко адаптироваться в современном компьютеризованном производстве.

  1. Развитие пространственного воображения, пространственных представлений, образного, логического мышления учащихся.
  2. Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности в решении задач.
  3. Изучение основ проектирования в программной среде “КОМПАС”.
  4. Овладение методами и способами для получения графических изображений в программе “Компас”.

Предлагаю рассмотреть одно из занятий данного курса.

Занятие элективного курса по черчению в 8 классе.

Тема: Построение плоской детали и нанесение размеров в программе “КОМПАС”

  1. Закрепление навыков построения плоской детали и нанесения размеров в программной среде “КОМПАС”.
  2. Развитие пространственного представления и пространственного мышления.
  3. Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
  • плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма);
  • темплеты (параллелепипед, 6-ти угольная призма, конус - в 3-х проекциях);
  • модель предмета, плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши;
  • ПК, мультимедийный проектор, программное обеспечение САПР КОМПАС.

1. Решение задач на пространственное расположение предметов.

  1. Определите, какие геометрические тела изображены на чертеже.
  2. Какое геометрическое тело будет ближе к нам? Дальше?
  3. Расположите геометрические тела в соответствии с чертежом на парте.

Оборудование: Плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма).

Из темплетов составить проекции детали. Деталь состоит из параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, расположенной в центре верхней (большой) грани параллелепипеда, конуса, расположенного в центре основания верхней грани 6-ти угольной призмы (Приложение 2).

Оборудование: Темплеты: параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, конуса в 3-х проекциях.

  1. В виде какой фигуры проектируется цилиндр на фронтальную плоскость проекций, если его ось вращения перпендикулярна горизонтальной плоскости, а высота равна диаметру?
  2. Сколько одинаковых проекций имеет куб?

Задача 3.

По модели и наглядному изображению предмета определите его проекции (Приложение 3).

Оборудование: Модель предмета.

Задача 4.

Грани предмета обозначены цветом. Выделить на проекциях соответствующие грани тем же цветом (Приложение 4).

Оборудование: Плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши.

Закрепление материала на тему: “Построение плоской детали и нанесение размеров в программе КОМПАС”

Компас-График поддерживает все предусмотренные ЕСКД типы размеров: линейные, диаметральные, угловые и радиальные. Для нанесения размеров используем команды, расположенные на странице “Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.

Основные правила нанесения размеров известны с прошлых занятий.

Рассмотрим на примере чертежа плоской симметричной детали последовательность нанесения размеров (Приложение 5).

  1. Количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления.
  2. Каждый размер указывается только один раз.
  3. Размерные и выносные линии располагают так, чтобы они не пересекались. Сначала наносят наименьшие размеры, потом наибольшие.
  4. Размеры симметричных форм проставляют относительно оси симметрии.
  5. Размеры нескольких одинаковых элементов предмета наносят один раз с указанием их количества.

Чтобы нанести размеры на деталь, вспомним, как наносят размеры на конструктивные элементы: скос, паз, скругление, круглое, прямоугольное, квадратное отверстие (Приложение 6).

При нанесении размеров на конструктивные элементы также необходимо нанести координирующие размеры. Координирующие размеры - это размеры, которые определяют взаимное положение элементов детали. Затем наносят габаритные размеры, которые характеризуют предельные величины внешних очертаний предмета.

Компас-График позволяет значительно сократить время на простановку размеров за счет автоматического измерения их значений.

3. Практическая работа.

Выполнить чертеж детали в программной среде КОМПАС. Нанести размеры (Приложение 7).

(Ученикам раздается шаблон детали, размеры которого они сами измеряют линейкой).

Алгоритм выполнения работы:

1. Построим габаритный прямоугольник, для этого используем на странице “Геометрические построения” Инструментальной панели команду “Ввод прямоугольника”. Вводим ширину и высоту детали.

2. В прямоугольнике проводим ось симметрии. Выбираем команду “Ввод отрезка” и привязку “Середина” - проводим осевую линию.

3. Построения паза.

- Выбираем команду “Вспомогательные параллельные линии” на странице “Геометрические построения”. Курсором указываем базовую прямую (ось), относительно которой строим вспомогательные прямые. В строке параметров вводим расстояние до оси (половину длины паза). Аналогично строим вспомогательную прямую для высоты паза.

- Выбираем в “Геометрических построениях” команду “Непрерывная прямая”, последовательно соединяем точки пересечения.

- Удаляем вспомогательные линии. Лишние контуры удаляем, используя команды “Усечь кривую” на листе “Редактирование” Инструментальной панели.

4. Построение окружности.

- Находим центр окружности, выбираем команду “Параллельный отрезок” и задаем расстояние до основания детали в строке параметров.

- Включаем команду “Ввод окружности” в строке параметров в поле радиус окружности вводим радиус окружности.

5. Построение скруглений.

- Выбираем команду “Скругление”, в строке параметров вводим радиус скруглений.

- Курсором отмечаем углы прямоугольника там, где скругления.

6. При нанесении размеров используем страницу ““Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.

7. При нанесении линейных размеров используем команду “Линейный размер”. При нанесении размера на окружность и скругление выбираем команды: “Диаметральный размер” и “Радиальный размер”. Щелчком правой клавиши мыши выбираем команды “Задание параметров размера” и “Задание текста надписи”, с помощью которых можем редактировать текст надписи и размер стрелок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Проверка знаний и графических навыков.

Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Метапредметные: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Предметные результаты: Проверить усвоение знаний, отработать графические навыки.

Оборудование: Учебники, форматы, презентация.

Актуализация знаний. Фронтальный опрос. Презентация.

- Как располагаются размерные и выносные линии?

- Где размещают размерное число?

- Для чего нужны условные обозначения?

- Что такое масштаб увеличения, уменьшения, натуральная величина?

На доске чертёж с ошибками. Найдите ошибку. Работа ученика у доски. Работа в группах- на партах этот же чертёж с ошибками.

Размерная линия радиального размера не верно.

Не хватает размера ширины.

Подготовка к практической части.

Учащиеся читают задание. Демонстрация этапов выполнения графической работы №2 со стр. 30 рис 36 б.

hello_html_3737337e.jpg

Алгоритм построения показ по презентации.

Анализ геометрической формы и симметричности детали.

Установление главного вида, анализ его графического состава, например: прямоугольник, имеет прямоугольные вырезы, в центре – круг. Изображение симметрично относительно одной оси симметрии.

Выбор положения формата: если длина больше высоты, то – по горизонтали; если высота больше длины, то – по вертикали.

Выбор масштаба изображения.

Определение рабочего поля чертежа.

Композиционное решение чертежа:

проведение вертикальной оси симметрии.

расчёт размещения габаритного прямоугольника по высоте рабочего поля по формуле

построение габаритного прямоугольника.

Разметка и построение изображения:

Уточнение внешнего очертания контура детали.

Уточнение внутреннего контура детали.

Нанесение размеров по длине, по высоте и толщине.

Обводка: окружности, горизонтальные линии, вертикальные, наклонные. Заполнение основной надписи.

Практическая часть - работа учащихся на форматах. Демонстрация учителем на доске.

Мысленно представить вторую половину детали.

Определить центр рабочего поля чертежа.

Строим габаритный прямоугольник тонкими линиями.

Размечаем, чертим прямоугольный элемент детали.

Определяем положение центра окружности детали, вычерчиваем окружность.

Обвести сплошной основной.

Заполнить основную надпись.

1. Что узнали нового?

2. Какие практические навыки закрепили.

3. Какие новые практические навыки вы приобрели.

4. Что удалось на уроке?

5. Над чем еще надо поработать.

6. Оценить труд учащихся.

Учебник черчения 7-8 класс автор Ботвинников А.Д.; рабочая тетрадь по черчению № 1 автор: Т.В. Кучукова, Н.Г. Преображенская.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 895 материалов в базе

Материал подходит для УМК

2. Правила оформления чертежей

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2018 7344
  • DOCX 236.6 кбайт
  • 129 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сухорукова Евгения Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

Экранно-звуковые пособия – презентация в Power Point.

Раздаточный материал – задание с описанием этапов работы.

Для учащихся – тетрадь, формат А4, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.

Цели урока:

1. Обучать приёмам работы чертёжными инструментами, правилам нанесения размеров на чертеже, правилам построения простейших сопряжений.

2. Содействовать воспитанию личности, формировать ключевые компетенцииинформационную – умение использовать различные источники информации;

коммуникативную – овладение всеми видами начертательной деятельности, умениями и навыками использования чертёжного языка в различных сферах технической деятельности, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; умение работать в группе, слушать и слышать другого;

Учебно-познавательную - систематизация знаний о различных видах чертежа, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.

3. Развивать умение работать по правилу и творчески, анализировать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний и их применения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- формирование навыков работы чертежными инструментами при выполнении чертежа несложной детали, построении сопряжений;

- закрепление знаний о правилах нанесения размеров на чертеже;

2. Метапредметные:

- Регулятивные – обучение умению определять цель деятельности, планировать пути достижения цели, осуществлять контроль своей деятельности;

- Коммуникативные – обучение умению слушать и вступать в диалог, умению задавать вопрос;

- Познавательные – обучение умению переработки и структурирования информации, формирование элементов комбинаторного мышления.

3. Личностные:

- развитие наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию графической информации.

Структура урока:

1. Организационная часть (2 мин.)

2. Повторение материала предыдущего урока (5 мин).

3. Актуализация знаний, формулирование целей урока, постановка задач (5-7 мин.).

4. Практическая работа (20 мин).

5. Подведение итогов урока, рефлексия (5-7 мин).

6. Завершение урока, домашнее задание.

Ход урока:

1. Проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

- Итак, на протяжении нескольких занятий мы говорили о правилах нанесения размеров на чертеже.

- Какие правила вы можете вспомнить?

- Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Что мы будем делать сегодня?

Далее учащиеся высказывают предположение, что имея необходимые теоретические знания, нужно научиться применять их на практике, т.е. при создании чертежей.

- Позже мы сформулируем цель нашей деятельности более конкретно и определим задачи, но сначала обратимся к решению небольшой практической задачи.

Учащимся предлагается решить задачу – нанести на чертеже необходимые размеры. Чертеж представляет собой симметричную деталь прямоугольной формы с вырезом. Для наглядности и дополнительной мотивации к деятельности можно предложить учащимся чертеж реального предмета, например, номерок для гардероба или брелок для ключей. Диалог целесообразно построить в игровой форме.

- Однажды в конструкторском бюро был разработан чертеж так называемого плоского предмета, т.е. предмета, который имеет небольшую (до 5 мм) толщину (показать чертеж на доске и раздать карточки учащимся).

- Что это за предмет? (Учащиеся высказывают предположения).

- Итак, предмет предназначен для использования в театральном гардеробе, должен быть изготовлен из пластмассы, иметь привлекательный внешний вид и быть удобным в использовании.

- Что необходимо сделать конструктору для того, чтобы отдать чертеж мастеру для изготовления опытного образца? Чего не хватает на чертеже?

Учащиеся приходят к выводу, что необходимо нанести на чертеже размеры. Далее учащиеся наносят необходимые размеры на карточке.

Здесь заканчивается текст слайда 2.

Затем решение проверяется на доске.

По окончании проверки учащиеся оценивают результат по предложенным учителем критериям, выставляют отметку, анализируя затруднения и допущенные ошибки.

Здесь заканчивается текст слайда 5.

Критерии оценивания чертежа:

1. Верно соблюдено расстояние от изображения до размерной линии – 10 мм. 1 балл

2. Верно нанесены размерные числа – располагаются над линией, без указания единиц измерения. 1 балл

3. Выносные линии выходят за пределы размерных на 2-3 мм. 1 балл

4. Верно нанесен размер диаметра окружности – размерная линия проходит через центр окружности, стрелки располагаются снаружи. 1балл

5. Соблюдена толщина размерных линий – 0,5 мм. 1 балл

Здесь заканчивается текст слайда 6.

Далее учащиеся приходят к выводу, что на чертеже отсутствуют осевые линии, не соблюдена толщина отдельных линий.

Здесь заканчивается текст слайда 7.

3. Актуализация знаний, формулирование цели урока.

- Но и после исправления этих неточностей, контролёр счёл нужным вновь отдать чертеж на доработку конструктору, предложив подумать над формой предмета. Как вы думаете, что именно конструктор должен усовершенствовать?

Учащимся предлагается порассуждать на тему удобства театрального номерка в использовании, например, обратить внимание на острые углы. Возможно, более целесообразно их скруглить. Или говоря более грамотно, необходимо построить плавный переход от одной прямой линии к другой. Учащимся предлагается это сделать самостоятельно с помощью циркуля. Один из учащихся работает у доски. В результате необходимо подвести учащихся к осознанию затруднения – отсутствия знаний о способах и правилах выполнения подобных построений, выйдя, таким образом, на формулирование цели урока и задач.

Здесь заканчивается текст слайда 8.

- Итак, цель урока теперь будет звучать так: Выполнить чертеж плоского предмета с использованием плавного перехода от одной линии к другой.

4. Практическая работа.

- Сегодня у нас будут работать несколько конструкторских групп. Каждой из них подготовлено техническое задание – разработать конструкцию театрального номерка. Форма номерка будет разной, размеры необходимо выбрать самостоятельно. Общее во всех заданиях – использование плавного перехода от одной линии к другой.

Учащиеся делятся на группы (по желанию или по просьбе учителя), каждая из которых получает задание, в котором прописана последовательность действий или инструкция. Целесообразно инструкцию не только раздать учащихся в печатном виде, но и вывести на слайд как задачи урока:

Здесь заканчивается текст слайда 9.

1. Выполнить эскиз модели – рисунок, отражающий основную форму и конструктивные особенности модели.

*Особое внимание уделить дизайну формы (округлению углов).

2. Определить основные размеры модели для выполнения чертежа.

3. Изучить способы построения плавного перехода от одной линии к другой, применить построения к разработке формы модели.

4. Выполнить чертеж модели в натуральную величину. Нанести необходимые размеры.

5. Подготовить техническое обоснование созданного проекта.

В течение 2-3 мин. учащиеся обсуждают задание. Перед началом выполнения эскиза и чертежа нужно подвести учащихся к необходимости разделить обязанности в группе.

- Как вы думаете, сколько времени вам понадобится для выполнения задания?

Как нужно построить работу в группе, чтобы сократить временные затраты?

Далее учащиеся работают в группе. На выполнение задания целиком уйдет примерно 2 занятия. На данном занятии учащиеся должны успеть пройти 3 этапа - создать рисунок-эскиз модели, определить размеры и изучить правила построения сопряжений углов. В завершении урока необходимо оставить достаточное количество времени для подведения промежуточных итогов работы, результатов работы в группах, а именно представить изученные правила построения сопряжений.

5. Подведение итогов урока.

Далее последовательность построений учитель демонстрирует на доске в процессе беседы с учащимися.

- Итак, все конструкторские группы работали над созданием модели театрального номерка разной формы – в основе были такие геометрические фигуры как треугольник, прямоугольник и ромб. Общим во всех случаях является то, что для удобства использования необходимо выполнить округление углов формы.

Здесь заканчивается текст слайда 10.

- Как называется в черчении плавный переход от одной линии к другой?

- Что необходимо знать для построения сопряжения?

- Какие трудности возникли при выполнении работы?

Здесь заканчивается текст слайда 12.

- Обратимся к этапам работы и цели сегодняшнего занятия. Что предстоит сделать на следующем уроке? Достигнута ли поставленная цель?

6. Завершение урока, домашнее задание.

Здесь заканчивается текст слайда 14.

- К следующему занятию необходимо подготовить для работы чертежные инструменты для выполнения чертежа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

Экранно-звуковые пособия – презентация в Power Point.

Раздаточный материал – задание с описанием этапов работы.

Для учащихся – тетрадь, формат А4, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.

Цели урока:

  1. Обучать приёмам работы чертёжными инструментами, правилам нанесения размеров на чертеже, правилам построения простейших сопряжений.
  2. Содействовать воспитанию личности, формировать ключевые компетенцииинформационную – умение использовать различные источники информации;
  3. – овладение всеми видами начертательной деятельности, умениями и навыками использования чертёжного языка в различных сферах технической деятельности, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; умение работать в группе, слушать и слышать другого;
  4. - систематизация знаний о различных видах чертежа, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.
  5. Развивать умение работать по правилу и творчески, анализировать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний и их применения в практической деятельности.

для учащихся 5 класса с презентацией

Михайлюк Елена Владимировна

Новосибирская область, г. Новосибирск

Учитель изобразительного искусства и черчения

технология – 6 класс

"Выполнение чертежа плоской детали с использованием геометрических построений."

Материалы и оборудование:

Технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

Экранно-звуковые пособия – презентация в Power Point.

Раздаточный материал – задание с описанием этапов работы.

Для учащихся – тетрадь, формат А4, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.

Обучать приёмам работы чертёжными инструментами, правилам нанесения размеров на чертеже, правилам построения простейших сопряжений.

Содействовать воспитанию личности, формировать ключевые компетенцииинформационную – умение использовать различные источники информации;

коммуникативную – овладение всеми видами начертательной деятельности, умениями и навыками использования чертёжного языка в различных сферах технической деятельности, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; умение работать в группе, слушать и слышать другого;

Учебно-познавательную - систематизация знаний о различных видах чертежа, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.

Развивать умение работать по правилу и творчески, анализировать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний и их применения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

формирование навыков работы чертежными инструментами при выполнении чертежа несложной детали, построении сопряжений;

закрепление знаний о правилах нанесения размеров на чертеже;

Метапредметные:

Регулятивные – обучение умению определять цель деятельности, планировать пути достижения цели, осуществлять контроль своей деятельности;

Коммуникативные – обучение умению слушать и вступать в диалог, умению задавать вопрос;

Познавательные – обучение умению переработки и структурирования информации, формирование элементов комбинаторного мышления.

развитие наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию графической информации.

Структура урока:

Организационная часть (2 мин.)

Повторение материала предыдущего урока (5 мин).

Актуализация знаний, формулирование целей урока, постановка задач (5-7 мин.).

Практическая работа (20 мин).

Подведение итогов урока, рефлексия (5-7 мин).

Завершение урока, домашнее задание.

Проверка готовности к уроку,

Повторение изученного материала.

Итак, на протяжении нескольких занятий мы говорили о правилах нанесения размеров на чертеже.

Какие правила вы можете вспомнить?

Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Что мы будем делать сегодня?

Далее учащиеся высказывают предположение, что имея необходимые теоретические знания, нужно научиться применять их на практике, т.е. при создании чертежей.

Позже мы сформулируем цель нашей деятельности более конкретно и определим задачи, но сначала обратимся к решению небольшой практической задачи.

Учащимся предлагается решить задачу – нанести на чертеже необходимые размеры. Чертеж представляет собой симметричную деталь прямоугольной формы с вырезом. Для наглядности и дополнительной мотивации к деятельности можно предложить учащимся чертеж реального предмета, например, номерок для гардероба или брелок для ключей. Диалог целесообразно построить в игровой форме.

Однажды в конструкторском бюро был разработан чертеж так называемого плоского предмета, т.е. предмета, который имеет небольшую (до 5 мм) толщину (показать чертеж на доске и раздать карточки учащимся).

Что это за предмет? (Учащиеся высказывают предположения).

Итак, предмет предназначен для использования в театральном гардеробе, должен быть изготовлен из пластмассы, иметь привлекательный внешний вид и быть удобным в использовании.

Что необходимо сделать конструктору для того, чтобы отдать чертеж мастеру для изготовления опытного образца? Чего не хватает на чертеже?

Учащиеся приходят к выводу, что необходимо нанести на чертеже размеры. Далее учащиеся наносят необходимые размеры на карточке.

Здесь заканчивается текст слайда 2.

Затем решение проверяется на доске.

Слайд 3, 4, 5.

По окончании проверки учащиеся оценивают результат по предложенным учителем критериям, выставляют отметку, анализируя затруднения и допущенные ошибки.

Здесь заканчивается текст слайда 5.

Критерии оценивания чертежа:

Верно соблюдено расстояние от изображения до размерной линии – 10 мм. 1 балл

Верно нанесены размерные числа – располагаются над линией, без указания единиц измерения. 1 балл

Выносные линии выходят за пределы размерных на 2-3 мм. 1 балл

Верно нанесен размер диаметра окружности – размерная линия проходит через центр окружности, стрелки располагаются снаружи. 1балл

Соблюдена толщина размерных линий – 0,5 мм. 1 балл

Здесь заканчивается текст слайда 6.

Далее учащиеся приходят к выводу, что на чертеже отсутствуют осевые линии, не соблюдена толщина отдельных линий.

Здесь заканчивается текст слайда 7.

Актуализация знаний, формулирование цели урока.

Но и после исправления этих неточностей, контролёр счёл нужным вновь отдать чертеж на доработку конструктору, предложив подумать над формой предмета. Как вы думаете, что именно конструктор должен усовершенствовать?

Учащимся предлагается порассуждать на тему удобства театрального номерка в использовании, например, обратить внимание на острые углы. Возможно, более целесообразно их скруглить. Или говоря более грамотно, необходимо построить плавный переход от одной прямой линии к другой. Учащимся предлагается это сделать самостоятельно с помощью циркуля. Один из учащихся работает у доски. В результате необходимо подвести учащихся к осознанию затруднения – отсутствия знаний о способах и правилах выполнения подобных построений, выйдя, таким образом, на формулирование цели урока и задач.

Здесь заканчивается текст слайда 8.

Итак, цель урока теперь будет звучать так:

"Выполнить чертеж плоского предмета с использованием плавного перехода от одной линии к другой."

Практическая работа.

Сегодня у нас будут работать несколько конструкторских групп. Каждой из них подготовлено техническое задание – разработать конструкцию театрального номерка. Форма номерка будет разной, размеры необходимо выбрать самостоятельно. Общее во всех заданиях – использование плавного перехода от одной линии к другой.

Учащиеся делятся на группы (по желанию или по просьбе учителя), каждая из которых получает задание, в котором прописана последовательность действий или инструкция. Целесообразно инструкцию не только раздать учащихся в печатном виде, но и вывести на слайд как задачи урока:

Здесь заканчивается текст слайда 9.

Выполнить эскиз модели – рисунок, отражающий основную форму и конструктивные особенности модели.

*Особое внимание уделить дизайну формы (округлению углов).

Определить основные размеры модели для выполнения чертежа.

Изучить способы построения плавного перехода от одной линии к другой, применить построения к разработке формы модели.

Выполнить чертеж модели в натуральную величину. Нанести необходимые размеры.

Подготовить техническое обоснование созданного проекта.

В течение 2-3 мин. учащиеся обсуждают задание. Перед началом выполнения эскиза и чертежа нужно подвести учащихся к необходимости разделить обязанности в группе.

Как вы думаете, сколько времени вам понадобится для выполнения задания?

Как нужно построить работу в группе, чтобы сократить временные затраты?

Далее учащиеся работают в группе. На выполнение задания целиком уйдет примерно 2 занятия. На данном занятии учащиеся должны успеть пройти 3 этапа - создать рисунок-эскиз модели, определить размеры и изучить правила построения сопряжений углов. В завершении урока необходимо оставить достаточное количество времени для подведения промежуточных итогов работы, результатов работы в группах, а именно представить изученные правила построения сопряжений.

Подведение итогов урока.

Далее последовательность построений учитель демонстрирует на доске в процессе беседы с учащимися.

Итак, все конструкторские группы работали над созданием модели театрального номерка разной формы – в основе были такие геометрические фигуры как треугольник, прямоугольник и ромб. Общим во всех случаях является то, что для удобства использования необходимо выполнить округление углов формы.

Здесь заканчивается текст слайда 10.

Как называется в черчении плавный переход от одной линии к другой?

Что необходимо знать для построения сопряжения?

Какие трудности возникли при выполнении работы?

Здесь заканчивается текст слайда 12.

Обратимся к этапам работы и цели сегодняшнего занятия. Что предстоит сделать на следующем уроке? Достигнута ли поставленная цель?

Слайд 13, 14.

Завершение урока, домашнее задание.

Здесь заканчивается текст слайда 14.

К следующему занятию необходимо подготовить для работы чертежные инструменты для выполнения чертежа.

Читайте также: