Конспект занятия в средней группе по развитию речи вот это снеговик

Обновлено: 07.07.2024

3. Формировать уме ние внимате льно рассмат ривать карти ну.

4. Учить расс казывать по плану и пытаться дат ь собственное наз вание

5. Развивать воображение и творчество, развивать мелкую моторику.

6. Воспитывать уме ние выс лушать рассказы д руг друга.

1.Воспитатель чит ает стихотворение о зиме И. Сурикова

2. Ответы на вопросы. Ребята, какое сейчас вр емя года? Почему вы

считаете что сейчас зима? Зима зовет нас поиграть со снегом!

С неба вс е скользят пушинки - сер ебристые (с нежинки).

Ребята, что мы делаем зимой, когда идем на пр огулку? А если выпало

много снега, что мо жно из нег о сделать? (С лепить снеговика! ).

(Воспитатель показ ывает де тям картину). Худо жник назвал свою

Ребята, расскажите, что проис ходит вокруг снеговика? Да вайте

Весь день ше л мелкий, пушистый с нег. Дети реш или слепить

снеговика. Мальчик и скат али три снежных кома и положил и их друг на

друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки нос, из веток

рот. На голову наде ли стар ое ведро. В руки дали метлу. Хороший

Лепим мы с неговика (Дети показывают все, о чем говорят) .

Вышел славный снеговик. ( Руки на пояс ставят, повороты кор пусом

Стук. Кто там? Пришел друг снеговика с карти нки. Зачем он к нам

пришел? Он предлагает нам поиграть: Сложи ц елую карти нку, картинку

Итог: Реб ята, что мы сег одня делали на заня тии? О как ом времени года

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Интегрирование областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Дети сидят полукругом перед мольбертом, на котором расположена картина (картина повёрнута обратной стороной к детям).

Воспитатель обращается к детям: У нас сегодня много гостей. Скажите, пожалуйста, как приветствуют гостей?

Дети: нужно поздороваться. Воспитатель и дети приветствует гостей.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года. (Зима) Дети: Зима.

2. Основная часть. Воспитатель спрашивает: Какое сейчас время года? Дети: Зима. Воспитатель: Почему вы думаете, что сейчас зима? Дети: Потому что на улице лежит снег, холодно. Воспитатель: Зима предлагает нам немного поиграть со снежком.

Мы его слепили ловко. Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло — заплачет вмиг , И растает. (снеговик). Дети: Снеговик.

После отгадывания загадки, педагог поворачивает картину лицевой стороной к детям и организует беседу. Даёт возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.

Физкультминутка "Лепим мы снеговика"

Лепим мы снеговика: (лепим ладошками комочки) Из пушистого снежка.
Шляпа будет из ведра, (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
Два весёлых уголька. (показывают пальцем нос, глаза)
Всё, готов наш снеговик, ( хлопают по бокам, ставят руки на пояс)
У него довольный вид.

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ по картине. Я буду его составлять, используя вот такую схему. ( Показываю её детям, вывешиваю под картиной ).

«Наступила зима. Выпал пушистый, но мокрый снег. Дети надели теплую одежду и вышли на прогулку. Маша, Катя и Дима слепили снеговика большого, толстого, весёлого и красивого. Глаза у него из угольков, нос - длинная морковка, на голове красное ведёрко. Воспитатель в нарядной оранжевой дублёнке принесла снеговику метлу, да не простую метлу, а с большим красным бантом. Снеговик глаз от метлы отвести не может. Дети смотрят на снеговика, радуются и каждый говорит: "Вот это снеговик!"

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ (спросить 3-4 детей). Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему. Рассказы детей. Молодцы, у вас получились хорошие рассказы!

Воспитатель спрашивает: Что же мы делали на занятии? Про какое время года говорили? Какую картину рассматривали? Вам понравилось? Воспитатель обобщает: Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а еще мы придумали название картине.

Конспект создан на основе разработок В. В. Гербовой.

Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации.

Обучать умению придумывать название картине.

Упражнять в отгадывании загадок.

Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Формировать интонационную выразительность речи детей.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас зима.

Воспитатель. Правильно, зима. Какая бывает зима?

Дети. Зима бывает холодная, снежная, морозная, белая, красиво вокруг.

Воспитатель. Вам нравиться зима? Чем?

Дети. Зимой выпадает снег, можно играть в снежки, кататься на санках. Зимой бывает Новый год, Дед Мороз приносит подарки.

Воспитатель. Да, зима – замечательное время года!

Отгадайте зимнюю загадку:

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Дети. Это снежинка.

Воспитатель. Посмотрите на снежинки, какие они?

Дети. Снежинки белые, красивые, лёгкие, острые, кружевные. Снежинки похожи на звёздочки.

Гимнастика для глаз .

Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку

Со снежинкой поиграли. вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо,

Дети вправо посмотрели. проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели, (Отвести снежинку влево, проследить

Глазки влево посмотрели движение взглядом)

Ветер снег вверх поднимал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

И на землю опускал… Дети, смотрят вверх и вниз)

Глазки закрываем, (Закрыть глаза)

Воспитатель. Что умеют делать снежинки?

Дети. Снежинки умеют летать, кружиться, падать.

Воспитатель. Как снежинки можно назвать по-другому?

Дети. Снег, снежок, снежная крупа.

Воспитатель. Когда лежит много снега, это называется…

Воспитатель. Когда падает много снега…

Воспитатель. Если на улице мороз, то снег какой?

Дети. Мягкий, пушистый, лёгкий.

Воспитатель. Чем можно заняться в такую погоду?

Дети. Кататься на санках, лыжах, чистить дорожки от снега, строить горку.

Воспитатель. Когда на улице теплеет, то какой становиться снег?

Дети. Мокрый, липкий.

Воспитатель. Когда снег липкий, то можно…

Дети. Играть в снежки, слепить снеговика.

Воспитатель. Правильно! Вот, например, такого! Посмотрите, какая интересная картина!

Давай подумаем, как можно назвать эту картину?

Дети. Снеговик. Дети слепили снеговика.

Дети. Снеговик большой, толстый, красивый, весёлый.

Воспитатель. Какие у него глаза?

Дети. Глаза у него большие, голубые, с ресницами.

Воспитатель. Что дети надели снеговику на голову вместо шапки?

Дети. Дети надели снеговику на голову вместо шапки красное ведро.

Воспитатель. Из чего сделан нос у снеговика?

Дети. Нос у снеговика из длинной морковки.

Воспитатель. А волосы?

Дети. А волосы сделали из еловых веток.

Воспитатель. Как вы думаете, кто это в нарядной оранжевой дублёнке?

Дети. Мама. Воспитатель.

Воспитатель. Что она сделала?

Дети. Принесла снеговику метлу.

Воспитатель. Да не простую метлу, а какую?

Дети. А с большим красным бантом.

Воспитатель. Интересно, нравится снеговику метла?

Дети. Очень нравиться. Снеговик глаз от метлы отвести не может.

Воспитатель. Замечательный снеговик получился! Дети и воспитатель им любуются.

А кругом - тишина и красота. Кто ещё прилетел посмотреть на снеговика?

Дети. Птицы, снегири.

Воспитатель. Давайте и мы слепим снеговика, встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Снег руками нагребаем,

Лепим, лепим ком большой.

И ещё раз нагребаем,

Лепим, лепим, ком другой.

Лепим руки, лепим ноги,

Чтобы бегал по дороге.

Лепим глазки, лепим брови

И длиннющую морковку.

Воспитатель. Я думаю, вашим мамам будет интересно узнать, какую картину про снеговика мы сегодня рассматривали. Давайте придумаем про неё рассказ! Как можно начать наш рассказ?

Дети. Наступила зима. Однажды на прогулке.

Воспитатель. Сначала расскажите про снег, потом опишите снеговика, потом расскажите, что происходит вокруг. Придумайте, как закончить рассказ. Старайтесь придумать свой рассказ, не повторяйте за другими детьми.

Дети. Наступила зима. Выпал мокрый снег. Дети слепили снеговика большого, толстого, весёлого и красивого. Глаза у него с ресницами, нос - длинная морковка, на голове красное ведро. Воспитатель в нарядной оранжевой дублёнке принесла снеговику метлу, да не простую метлу, а с большим красным бантом. Снеговик глаз от метлы отвести не может. Даже снегири прилетели посмотреть на снеговика! Замечательный снеговик получился!

Воспитатель. У вас получились очень интересные рассказы, вашим родителям они очень понравятся!

Дети. Круги: большой, поменьше и самый маленький, ведро.

Воспитатель. Выходите, соберите снеговика. Расскажите, что вы сделали.

(Четверо детей собирают снеговика, при этом комментируют свои действия).

Воспитатель. Смотрите, чего-то у снеговика не хватает? Подскажите.

Дети. У снеговика не хватает глаз (носа, метлы, веток вместо волос).

Воспитатель. Нарисуйте снеговику глаза (нос, метлу, ведро на голове, ветки вместо волос). Расскажите, что вы сделали.

(Дети дорисовывают на экране детали снеговика).

Ребёнок. У снеговика не хватало глаз (носа, метлы, ведра на голове, веток вместо волос). Я нарисовал снеговику глаза (нос, метлу, ведро на голове, ветки вместо волос).

Воспитатель. Молодцы! Вот какой снеговик получился!

Дети. Да. Понравилось.

Воспитатель. Мне тоже понравилось с вами играть. Вы молодцы!

Валентина Викторовна Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: Учить детей составлять рассказ по картине без повторов и пропусков существенной информации.

Ход занятия

1.Мотивационно - побудительный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня идя по дороге в детский сад я нашла волшебную снежинку, а на ней загадка

Всё вокруг бело как в сказке

И в лесу и на дворе

Все деревья в серебре

В гости к нам пришла… (зима)

Почему вы думаете, что сейчас время года зима?

Зима предлагает нам немного поиграть со снежинкой

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)

Очень весело Егорке,

Он катается на горке.

Но пощипывает нос,

Лоб и щеки, кто? (Мороз)

Воспитатель: Правильно дети вы ответили. И все эти явления происходят зимой.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете зима весёлое время года или грустное?

Почему весёлое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на санках)

Почему грустное? (можно заболеть и нам будет грустно)

Воспитатель: Зима прекрасное время года, если придерживаться правил:

2) аккуратно играть на прогулке

Воспитатель: Зимой много интересных и красивых явлений природы. Постарайтесь их отгадать.

3.Рассматривание картины.

Воспитатель: Сегодня я принесла вам картину. А чтобы угадать, кто на ней изображен отгадайте загадку:

Во дворе стоит с метлой, дружи с нашей детворой,

Улыбается хитро, вместо шляпы есть ведро. (Снеговик)

Какое время года изображено на картине? (ответы детей)

Почему вы так решили? (ответы детей)

Что слепили дети? Из чего слепили снеговик? (какой был снег?) (ответы детей)

Рассмотрите о том, что происходит вокруг снеговика? (ответы детей)

Понравился ли вам снеговик? (ответы детей)

Давайте мы его слепим.

Лепим мы снеговика раз-два (лепим ладошками комочки)

Шляпу, нос, глаза, бока. (дотрагиваются до головы, носа, глаз, хлопают по бокам)

Вышел славный снеговик (показываем кулачки с поднятыми большими пальчиками)

Он не мал и не велик (соединили большие и указательные пальцы, затем разводят руки в стороны)

Дети, посмотрите на лица наших снеговиков и посмотрите одинаковые они или разные?

Посмотрите на картинку. Покажите грустного снеговика. Сделайте себе грустное лицо.

Воспитатель: Точно, как у снеговика.

А теперь покажите веселого снеговика. Какого цвета ведро у веселого снеговика?

Сделайте себе веселое лицо, улыбнитесь.

Пересказ полученного рассказа по картине.

А теперь послушайте мой рассказ по картине. Я буду его составлять, используя вот такую схему (показываю её детям, вывешиваю её под картиной)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть с нашими снеговиками.

Какая команда быстрее соберёт снеговика из частей.

Подведение итогов, рефлексия.

Что же мы делали на занятии? Про какое время года рассматривали картину? Вам понравилось?

Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а ещё мы придумывали название картине. Составляли рассказы по картине, мастерили снеговиков, разгадывали загадки.

Воспитатель: Из каких 2 частей состоит снеговик. Что вы можете сказать глядя на круги, они разные или одинаковые? Где находится самый маленикий круг? А где самый большой?


Цель. Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, нравится ли им зима, какие зимние забавы-развлечения они любят. "А если выпало много снега, грех не слепить снеговика, не так ли? – продолжает разговор педагог. – Вот, например, такого!"



Показывает детям картину. Дает возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине.

Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.

"А художник назвал свою картину "Вот это снеговик!" Правда, хорош снеговик? Тогда опишите его…"

Педагог обобщает высказывания детей и дает образец описания снеговика.

"А теперь надо рассказать о том, что происходит вокруг снеговика", – помогает детям педагог. Выслушивает их ответы, задает уточняющие вопросы, обобщает сказанное.

"Стоял прекрасный зимний день, вокруг было очень-очень красиво, ведь так?" – говорит воспитатель, обращая внимание детей на то, как изображена на картине природа.

"Вот как славно мы сегодня учились-трудились. Картине название придумали. Пора отдыхать", – завершает занятие воспитатель.

Читайте также: