Островский свои люди сочтемся конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель:
1. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
2. Познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути;
3. Рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра;

Работа содержит 1 файл

Конспект урока.docx

  1. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  2. Познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути;
  3. Рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра;

В течение лекции записывать основные моменты и дополнять свою хронологическую таблицу.

  1. Записи на доске.
  2. Презентация по творчеству А.Н.Островского.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой для вас личности – личности Александра Николаевича Островского.

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Интересно то, что купцы с удовольствием и благодарностью восприняли пьесы Островского, справедливо полагая, что эти сочинения положительно, оздоровительно действуют на нравы людей, учат состраданию и добру.

Мы знаем, что славянофилы – это люди, которые идеализировали прошлое России, причем допетровское прошлое, до реформ Петра I, но здесь были значительные расхождения между кругом Островского и кругом славянофилов, к которому принадлежали братья Аксаковы, братья Киреевские и многие другие известные деятели русской культуры. Можно описать эти различия очень коротко, если славянофилы идеализировали прошлое, то круг О. старались идеал в настоящем. Если для слф идеальным носителем традиционных ценностей русской жизни являлось крестьянство, то для круга О. – купечество. Если слф считали, что традиционный порядок русской жизни с наибольшей полнотой сохранился в деревнях, то О. и круг его единомышленников думали иначе. Для них, прежде всего, важно подчеркнуть форму жизни современного небольшого города (не Петербурга, и даже не Москвы), именно там, в современности хранятся традиционные начала русской жизни. Вот тот идеал, к которому стремился О. в эти годы.

Творческий путь О.

Это годы 1847-1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" - первого варианта комедии "Свои люди - сочтемся!", - комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди - сочтемся!".

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву - богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе "Свои люди - сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из пьес - непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.

Пьеса была опубликована в журнале "Москвитянин" и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря на необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

Москвитянский период это года 1852-1855.

Успех О. был повсеместным и не только профессора университета одобряли его произведения, не только литературные критики, но и самый широкий круг зрителей. Ведь в то время театр наиболее демократическое искусство для того, чтобы воспринимать современные пьесы не требовалось даже знать грамоту, поэтому в одно и том же зале могли присутствовать и семья императора и простой народ. Дело в том, что популярность О. росла именно за счёт его известности среди самых широких слоёв населения и москвичей и петербуржцев

Существовало много историй о том, что актерам , которые играли роли по пьесам О., например, подносили бесплатно чай, потому что так похоже, то, что было изображено на сцене, на реальную жизнь.

Для России, для театральных подмостков того времени это был шок, потому что до О. на сцене преобладали переводные пьесы. Драматург впервые открыл для театра достоверность подлинной русской жизни.

Новый период в творчестве О. - предреформенный период.1855-1860.

Так же в 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. эта поездка оказала большое влияние на его творчество. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860-1886 гг. – пореформенный период.

О. отдал все свои силы театру.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы.

Итог урока. А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе

Вступительное слово.

«А живу в той стороне, где дни разделяются на лёгкие и тяжёлые; где люди уверены, что земля стоит на трёх рыбах, и что, по последним известиям, кажется, она начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только всё больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих

- Назовите точное место рождения А.Н.Островского.

(Москва, район Замоскворечья)

Именно здесь, в Замоскворечье, находясь на службе ?? родился сюжет первой комедии А.Н.Островского.

Удивительное дело: первое произведение никому еще не известного автора сразу же получило высокую оценку одного из современников.

- Кому принадлежат эти слова?

(В.Ф. Одоевский, писатель, журналист, философ, искусствовед).

- Актуально ли это произведение сегодня, какие проблемы, поднятые автором, и сейчас злободневны?

Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).

- Где же происходит действие?

(В доме Большова, в гостиной - дейст.1,3.

Потом в конторе, в доме Большова - дейст.2.

Дейст. 4- в доме Подхалюзина и Липочки)

- Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

- Соблюдены ли требования классицизма (единство места, времени и действия)?

- А какая традиция времен классицизма все же соблюдается? (Говорящие фамилии).

(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный, льстивый.

Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)

Липонька – Олимпиада – с одной стороны, фальшивка, подделка, с другой - воображает себя образованной, культурной, стремится занять высокое положение в обществе – мечтает выйти замуж за благородного.

Характеристика персонажей (по группам).

Творческое задание: « Вам была поручена роль, сформулируйте свое представление о том, как нужно играть эту роль, что вы хотите раскрыть в образе?

1 и 2 группы

Женские образы – Липа, Аграфена Кондратьевна, Устинья Наумовна, няня

3 и 4 группы

Мужские образы – Большов, Подхалюзин, Рисположенский, Тишка

Подготовка и обсуждение выполнения творческого задания (можно задавать вопросы, делиться своими соображениями, как играть ту или иную роль.

- Есть ли в пьесе положительные герои?

- Что объединяет всех героев комедии? (Жадность, непорядочность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман)

- Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?

- А сочувствие кто-нибудь из героев вызывает?

(чтение отрывка действие 4, явление 4)
Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.
Все молчат. Большов пьет.
А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку. Знаешь, Лазарь, Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем. А что ему за это было?" А там присутственные места, Уголовная палата. Ведь я злостный - умышленный. ведь меня в Сибирь сошлют. Господи. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)

- Прокомментируйте эту сцену (обсуждение )

- Что ответили ему дочь и зять?

- Какие проблемы затрагивает комедия?

Проблему взаимоотношений "отцов и детей",

проблему стяжательства, накопительства;

чести и достоинства,

продажности и бесчестия,

- О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский:

"Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Развить коммуникативную культуру учащихся (навыки пересказа, участия в беседе, формулирования вывода), навыки анализа текста.

3. Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, включенных в систему общечеловеческих ценностей.

Оборудование: текст комедии, иллюстрации П. Боклевского

Тип урока: урок-диалог

Методы и приемы: метод творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение; эвристический метод: беседа по вопросам, пересказ, рассказ учителя.

1. Литература. 10 класс (Между завтра и вчера): учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): кн. 1. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014.

2. Открытый урок по литературе. А.Островский "Свои люди — сочтемся!"

3. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс, I полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2014. - 464 с. (В помощь школьному учителю).

Вступительное слово учителя. Орг. момент. Озвучивание целей урока.

Слово о писателе (индивидуальное задание).

Уже первые пьесы А.Н. Островского отличаются сложной структурой конфликта. За простотой внешней коллизи ей скрывается глубокий внутренний конфликт героя.

Чтение эпиграфа.

- Дайте определение комедии и трагедии

Формулируют определения.

- Все перечисленные Владимиром Федоровичем Одоевским произведения по жанру комедии. Почему же писатель причисляет их к другому жанру, трагедии?

Высказывают предположения.

- Предлагаю еще раз вернуться к этому вопросу в конце урока.

Беседа по тексту пьесы.

- Раскройте смысл названия комедии.

Близкие люди всегда смогут расплатиться друг с другом, не останутся в долгу друг перед другом. Говорят, когда уверены, что в будущем сумеют договориться, ответить услугой за услугу.

- Как смысл пьесы связан с заглавием-пословицей?

- Перескажите кратко содержание пьесы.

- Кто главный герой пьесы? Охарактери­зуйте его как купца.

- А какой он семьянин?

Большов не замечает, что в своей семье он ведет себя по законам купеческого мира. По сути, Большов продает свою дочь Подхалюзину, ибо Олимпиада Самсоновна больше всего на свете желала выйти замуж не за приказчика, а за дворянина. Получается, купец Большов не заметил, как семья уже изнутри пронизана законами рынка, и он сам уже существует только в границах рынка.

Вместе с учениками учитель рисует схему:

купец семьянин, отец

Комментарий учителя.

Герой одновременно оказывается участником двух противоположных по своей сути систем. Он и купец, он и отец. Ему кажется, что эти две его ипостаси существуют в нем независимо друг от друга

- Так за кем же окажется победа? В этом будем разбираться в течение урока. Тогда как будет звучать тема нашего урока?

Ученики предлагают разные варианты: Купец и Человек, Кто победит: купец или Человек? Учитель записывает одну из тем, предложенных учащимися, на доске.

- Что же губит героя?

Губит его жад­ность. Желая разбогатеть еще больше, Большов переводит на имя Подхолюзина все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником, банкротом.

Комментарий учителя.

Такие злонамеренные банкротства были частыми явлениями России 40-х годов XIX в. И сегодня распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых - смена собственника и перевод предприятия на собственный контроль, а также официальное списание долгов перед кредиторами, в том числе перед государством (налоги). Сегодня ненамеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.

- Собираясь мошенничать, объявлять себя банкротом, Самсон хочет создать для себя мощный семейный тыл. Кого выбирает герой для этой цели?

Он вводит в семью в качестве зятя, а значит, и сына, своего приказчика Подхалюзина, на которого переведет все деньги.

- При этом он подвергает Подхалюзина нравственному испытанию, проверяет его на любовь. (чтение отрывка действие 1, явление 12)

Большов (помолчав). Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчание.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется.

- Сформулируйте, что такое любовь?

Ученики дают свои ответы.

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова

Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

В словах Большова онтологическое начало любви утрачивается, и теперь она измеряется количеством денег, вложенных в человека. Герою не нужен ответ Подхалюзина. Он уверен в том, что если поил, кормил, значит, тот его любит. Это как само собой разумеющееся.

- А почему Подхалюзин молчит, когда Самсон Силыч спрашивает его о любви?

- Лазарь все-таки вставляет свою реплику. Давайте прочитаем этот отрывок.

(чтение отрывка действие 1, явление 12)

Подхалюзин. Эх, Самсон Силыч! Да что тут разговаривать-то-с, Уж вы во мне-то не сумневайтесь! Уж одно слово: вот как есть, весь тут.

Большов. Да что ж, что ты весь-то?

Подхалюзин. Уж коли того, а либо что, так останетесь довольны: себя не пожалею.

- Как речь героя характеризует его?

Невыстроенное слово Подхалюзина, фрагментарное, состоящее в основном из междометий, частиц, союзов, то есть служебных частей речи, максимально отражает работу его сознания. Он не может выразить того, что от него хотят, ибо не понимает смысла вопроса, то есть, не понимает смысла любви.

- Мы уже отмечали, что в Большове живет смутное представление о любви, о совести. Когда же эти нравственные просыпаются в герое?

Память о сущности человека просыпается, когда он оказывается в яме.

- Найдите и прочитайте откровение Большова в темнице.

(чтение отрывка действие 4, явление 4)

Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.

Все молчат. Большое пьет.

А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку. Знаешь, Лазарь, Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем. А что ему за это было?" А там Присутственные места, Уголовная палата. Ведь я злостный - умышленный. ведь меня в Сибирь сошлют. Господи. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)

- Прокомментируйте эту сцену

Стыд и совесть, категории, чуждые в купеческом мире, заговорили в Самсоне, когда он остался наедине с собой.

Ученики высказывают предположения

Подготовленный ученик рассказывает библейский миф о Самсоне и Далиде.

Комментарий учителя.

Физическая сила библейского Самсона – результат Духа Божьего, нисходящего на героя. Потеря такой силы – это не столько результат потери волос, а скорее результат ослабления веры. Сила возвращается к Самсону в заточении, и тогда он погибает, уничтожая врагов своих.

- Для чего Островский моделирует в пьесе ситуацию, восходящую к библейскому мифу?

Наложение истории библейского Самсона на историю Самсона Большова в комедии играет решающую смыслообразующую функцию. В Большове живут два человека, человек-купец и Человек, наделенный духом. Только в финале Человек просыпается в человеке, тесня купца. В яме Большову открылось противостояние внутри себя. Акт осознания Большовым внутреннего противоречия человека сопровождается предательством дочери и зятя-сына.

- Только что победивший Человек вновь побежден купцом. Почему?

Большов просит выкупить его из ямы и тут же соглашается со своим зятем, что платить за него по 25 копеек дорого.

- Получается, что в пьесе такой печальный финал? Прочитаем действие 4, явление 5.

(ученики читают по ролям)

- Как вы понимаете последние слова Подхалюзина, обращенные к публике?

Подхалюзин. … А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем.

Комментарий учителя.

В этом неутешительном финале все-таки есть позитивное начало. Купец маскируется под Человека. Где-то в глубинах души Подхалюзиина, на уровне подсознания, все же живет тот Человек, который нужен настоящему Подхалюзину пока что, как маска. Но возможно, когда-то он станет Лицом.

А.Н. Островский продолжает традици и Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Комедия – это смех сквозь слезы. Данный жанр органичен для воплощения конфликта, основанного на незнании человеком себя и мира, в котором он живет. За счет введения в сюжет библейского мифа границы действия расширяются и утрачивают конкретно-исторические рамки. Отношения, длящиеся в историческое время, вписываются в вечный сюжет. История купца Большова перерастает в историю человека как представителя человеческого рода. Перед нами разворачивается д рама жизни человека – его погранично е существовани е , на пороге двух миров, вечного и конкретно-исторического.

Домашнее задание.

Тип урока: обобщение и систематизирование знаний.

Форма проведения: урок-спектакль с анализом художественного произведения.

  • организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению и перевоплощению в литературного героя с последующим инсценированием отдельных актов произведения Островского "Свои люди-сочтёмся!";
  • учить проявлять творческую активность и самостоятельность;
  • грамотно строить монологическое высказывание, самостоятельно анализировать художественное произведение и его фрагменты.
  • в процессе представления и анализа художественного произведения показать нравственные основы героев пьесы А.Н.Островского;
  • воспитывать эстетические вкусы;
  • уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей.
  • оказывать влияние на формирование гражданских и общечеловеческих нравственных качеств личности: честности, порядочности, осуждение стяжательства, лицемерия;
  • взглядов, необходимых современному человеку;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • класс оформлен в виде лож в театре,
  • театральный занавес,
  • афиша спектакля с действующими лицами и исполнителями,
  • на доске - эпиграф и высказывания критиков о пьесе "Свои люди-сочтёмся!":
    • "Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне", - Н. А. Добролюбов;
    • "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице",- А.Ф.Писемский.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

    II. Повторение ранее изученного.

    Учитель.- Середина Х1Х века:Русская жизнь кипит, нарождается новое в науке, искусстве, в том числе и в театре. Что значил тогда театр для обыкновенного человека?

    Какую роль в жизни общества он играл ?

    Театр - это то место, откуда зритель уходил вдохновлённый, готовый преодолеть в себе всё мелочное и эгоистичное. Молодёжь, стремясь попасть в театр, гримировалась,--иначе не пустят. Критики видели в театре мир страстей и судеб человеческих. Сами зрители говорили: "У нас учат в гимназиях, а воспитывают в театре".

    "Театр. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Здесь ваше холодное Я исчезает в пламенном эфире любви",- так писал В.Г.Белинский в "Литературных мечтаниях".

    Во времена Островского более всего ставились игриво - фривольные шутки-водевили, водевили-фарсы. Островский на смену мелодрам и водевилей представил бытовые пьесы.

    В чем же он видел назначение своих пьес?

    Учитель: - В сентябре 1853 года Островский в письме к Погодину перечислял причины, из-за которых он отказывался хлопотать о цензурном разрешении "Своих людей". Какие это были причины?

    Ученик: --"Во-первых, не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; во-вторых, направление моё начинает изменяться; в-третьих, взгляд на жизнь в моей первой комедии кажется мне молодым и слишком жёстким; в -четвёртых, пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим".

    Учитель: --Представим себе, что мы в театре времени Островского. Здесь жизнь протекает быстро: за 3 часа зритель видит судьбы людей в развитии, характеры их раскрываются ярко, полно, своеобразно. Всё здесь необычно: зал, зрители, актёры. Всё готово к представлению Зрители знают актёров по именам: часто, восхищённые игрой актёров, кричат: "Катя! Вера! Ира!"- и бросают на сцену кошельки с деньгами: Актёрское мастерство показывает жизнь. И пьесам и жизни стали произведения Островского.

    III. -- По материалам учебника и дополнительному материалу расскажите об отношении современников к пьесам Островского. Можно представить это в диалоговой форме .

    Итак, говорят зрители, современники писателя:

    1-ый: --Здравствуйте, Иван Иванович! Чем занимаетесь?

    2-й: --Да вот моцион делаю, никак в себя прийти не могу от статьи нашего критика, этого просветителя, господина Добролюбова.

    1-ый. -Чем же он тебя так взбудоражил?

    2-й. -Ты что, не читал его отзыв о пьесах Островского? Помнишь, несколько лет назад в газете "Очерки Замоскворечья" была напечатана одна всего сцена из пьесы "Банкрут", а позже появилась полностью в "Москвитянине", но под другим названием : "Свои люди-сочтёмся!"

    1-ый.-С чего же он переменил название?

    2-й. -Да я так думаю: По названию "Банкрут" можно сразу понять, что речь идёт о разорившемся, обанкротившемся человеке. А вышло совсем не так. Тут скорее речь идёт о купце, потерявшем и честь, и совесть, и вообще душу человеческую. Да не только о купце. Другие лица не лучше его.

    1-ый.-А вот ещё есть статья Добролюбова. Недавно в журнале "Современник" появилась. В ней о тёмном царстве идёт речь. Раскритиковал обывателей и купцов критик Добролюбов.

    3-ий вступает в разговор.-Да это что! Вот критик Григорьев, говорят, в письме к Ивану Тургеневу знаешь, что написал? Что, дескать, "слово Островского - обличение самодурства в нашей жизни".

    1-ый. -Ну, вот и дописался Островский. Говорят, теперь свою пьесу "Свои люди-сочтёмся!" он никак поставить не может.. Купцы на него в суд подали. Дескать, опозорил, на посмешище выставил. Чем теперь дело кончится, не знаю.

    2-й.-Ясно, чем. У нас всегда так: без вины виноватым будешь. А Островский-- прежде всего у нас драматург. Он создаёт знаешь какие характеры и типы--ой-ой-ой. Не для меня, не для тебя, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он и друг, и учитель, и поэт народный.

    3-ий.: --А говорят, царь запретил эту пьесу. Якобы написал на её сценарии: "Напрасно печатано. Играть-запретить". А потом и со службы уволили:

    1-ый. -И откуда люди всё знают?. Один скажет-другие подхватят.

    3-ий. -А чего гадать? Вон ценитель литературы В.Ф.Одоевский знаешь, как отнёсся к его пьесе?

    У нас, говорит, в театрах -одни пустые водевили. "На Руси, говорит, есть 3 стоящие трагедии: "Недоросль", "Горе от ума" и "Ревизор". На "Банкруте" я ставлю № 4". Так-то: А ты говоришь:

    2-й. -Да! Сколько толков, споров, разговоров! И откуда он это взял?

    1-ый.-Как откуда? Да он смолоду в суде служил, да и отец его там же трудился. Вот он и понаблюдал за нашим купечеством. Всю напыщенность, пустоту и чванство теперь и высмеял. Всё это он знает дотошно.

    2-й.- Вот я и говорю. Теперь все ополчатся против писателя. Нет никого бесправнее в нашем обществе. Недавно генерал Назимов вызвал его к себе и давай внушать ему:"Цель таланта, дескать, должна состоять не в карикатуре, но:в противопоставлении пороку добродетели". А Островский и скажи генералу: "Согласно понятиям моим и пишу. Считаю комедию лучшею формою к достижению нравственных целей: Я должен или написать комедию, или ничего не писать".

    3-ий. -Да, искромсали его пьесы: А в театрах любят их смотреть. Говорят, и у нас будут ставить. Давай сходим , посмотрим. Ведь его пьесы-это пьесы жизни. Всё истинная правда.

    1-й. -Да, посмотреть можно. Идём.

    IV. Учитель. Итак, мы в театре. Внимательно смотрите, переживайте с героями, смейтесь:Смотрите и запоминайте:- Понаблюдайте за речью героев. Выскажите своё мнение о характерах героев, этот материал вам пригодится для написания сочинения .

    V. (Представление. Действие 1, явление 1., 2-е выборочно,4,5.

    Действие 2. Явление 1,2, 10. Действие 3, явление 5. Действие 4, явление 4)

    VI. После представления. Учитель:-- Перед вами А.Н.Островский. Вы можете задать ему несколько вопросов, которые вас интересуют.

    Вопросы из зала:

    --Господин Островский, Вас часто называют русским Мольером. Как вы считаете, Ваши пьесы похожи на его?

    Островский:--Я думаю, мы с ним совершенно разные, характеры нашего купечества я изображаю по особой причине. Это очень большой и деятельный класс, он постоянно находится в столкновении с другими слоями общества. Он живёт по старым законам., в нём вы увидите все русские обычаи, выработанные в России веками, и наружу выходят все его народные черты. Мой театр-это народный.

    --А есть ли у вас последователи, ученики?

    Островский.-К сожалению, господа, я этого сделать не смог:. Не создал своей школы, которая продолжила бы моё дело. Но думаю, найдутся в России имена, которые сделают истинно художественный вклад в театральное искусство. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; :у нашего драматического искусства есть только один я. Я- всё: и академия, и меценат, и защита.

    -- В Москвитянине писали, что вы создали превосходное творение. В чём вы видите такой успех?

    -- Мне кажется, всё дело в том, что играли, как вы заметили, самые талантливые актёры: Щепкин, Садовский, Серг. Васильев, Стрепетова, Никулина-Косицкая и др.

    --Спасибо Вам, господин Островский, за Ваш талант, мы все считаем Вас новым драматическим светилом в русской литературе. Спасибо за Ваши пьесы жизни.

    Островский: -Этому я посвятил жизнь.

    VII Учитель:--Итак, побеседуем о прочитанном и увиденном. Подумаем над комедией и образами. Где же происходит действие?

    --Сначала в доме Большова, в гостиной.-дейст.1,3. Потом в конторе, в доме Большова-дейст.2. Дейст. 4- в доме Подхалюзина.

    --Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

    --Итак, требования классицизма (единство места, времени и действия) не соблюдены. Как вы думаете, почему? Вступление как бы растянуто, кроме основных действующих лиц немало и второстепенных. Зачем?

    -- Вступление несколько затянуто. Это необходимо для того, чтобы ввести зрителя в обстановку событий. Одновременно дать характеристику героям.

    --Что вы можете сказать по первому монологу Липы о самой героине? (Дайте ей краткую характеристику)

    --Вот появляется мать героини Аграфена Кондратьевна. Какая она? Что в её характере главное? (

    -- Какими предстают главные герои Большов и Подхалюзин? Каков язык персонажей?

    --Обратим внимание на Устинью Наумовну. Расскажите о ней, что вы узнали.

    --В записке к Островскому А.Ф.Писемский выразил своё мнение: "Про Устинью Наумовну и говорить нечего,--я очень хорошо помню этот глубоко осознанный Вами тип из Ваших рассказов. Её поговорки: серебряный, жемчужный, брильянтовый, как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку:"

    --Вам была поручена роль:. Что вы хотели раскрыть в образе? (Например, образ Тишки или др. Большов)

    Итак, что объединяет всех героев комедии? (Жадность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман:) См. эпиграф к уроку. Н.Добролюбов о пьесе. ("Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне")

    VIII . "Своеобразие стиля писателя-в длиннотах",--отмечал И.С.Тургенев.

    В самом деле, почувствовали ли вы это при постановке спектакля?

    --Какие проблемы затрагивает комедия? (Проблему взаимоотношений "отцов и детей", проблему стяжательства, накопительства; чести и достоинства, продажности и бесчестия, верности и предательства.. Это далеко не полный перечень затронутых автором проблем.) О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский: "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице:"

    IX . - У меня на доске-несколько цитат, стихотворений. Какие из них, по-вашему, можно отнести к тому или иному персонажу пьесы? Эти цитаты можно использовать как эпиграф к сочинению. (Задания у каждого из вас на парте)

    Себя не уважает тот, кто в понедельник, вторник, среду,
    Без приглашенья, словно кот,
    К чужому явится обеду. (Гамзат Цадаса).

    Проси, коль надо, но без лести,
    Когда ты сам себе не враг,
    И никогда ценою чести
    Не обретай житейских благ. (Г.Цадаса)

    Но боль и зло тебя подкараулят.
    Непонимание укусит вдруг, как зверь,
    И так бывает трудно достучаться,
    Когда душа, как запертая дверь. (В.Балакина)

    4. "Вся разодета, как игрушка какая:"

    5. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. (Л.Н.Толстой)

    6. Вор не может быть гражданином.

    7. Честь-это внутренняя совесть, а совесть-это внутренняя честь". (А.Шопенгауэр)

    X.-Подведём итоги. Сделайте вывод: почему эта комедия Островского не потеряла своей значимости и сегодня?

    XI. --Домашнее задание у вас на партах. Прочтите. Возьмите этот инструктаж с собой. Какие у вас возникли вопросы?

    Подумаем вместе над произведением. Домашнее задание.

    Ответьте на вопросы

    Перечитайте дейст.2, явл.3. Ответьте на вопросы:

    1. Как характеризует данный монолог главного героя?.

    2. Какие тайные помыслы он раскрывает? Какую цель в жизни ставит перед собой герой?

    3. Найдите слова, характеризующие персонаж как личность (добрый, злой, жестокий, милосердный, умный, глупый или др.)

    4. Дайте сравнительную характеристику героям : В чём схожи или несхожи?(работа по группам)

    Липа-Митрофанушка (Фонвизин. "Недоросль")

    Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.

    Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, "Горе от ума")

    Тишка-Осип (Гоголь, "Ревизор")

    5. Дайте характеристику главным героям. (1-я группа.-Большову; 2 группа-Подхалюзину; 3 группа-Липе; 4 группа-Аграфене Кондратьевне; 5 группа-Тишке; 6 группа-Устинье Наумовне.)

    6. Готовя в 1858 г. своё первое собрание сочинений, Островский, по договоренности с цензурой вносит ряд изменений, смягчающих её сатирическую направленность. "Чувство, которое я испытывал, перекраивая "Своих людей" по указанной мерке, можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу". Какие моменты, на ваш взгляд, были изъяты из текста?

    7. В чем актуальность пьесы "Свои люди-сочтёмся!" сегодня?

    8. Н.Добролюбов назвал пьесы А.Н.Островского пьесами жизни. Как вы понимаете эти слова?

    9. В пьесе довольно большая развёрнутая экспозиция. Зачем автор использует такой приём?

    10. В чем состоит кульминация пьесы?

    11. Какова развязка?

    12.Почему Островский вводит в пьесу второстепенных лиц?

    13.Какие герои олицетворяют конфликт?

    14. Выразительное чтение 4 действия, явл.5.

    15. Домашнее сочинение. "Каким предстаёт в комедии:" ("Мне поручена роль:") Принести через урок.

    Оценить 2200 0

    У вас недостаточно прав для добавления комментариев
    Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
    Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
    Это займет не более 5 минут.

    Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

    Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
    После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

    Заказать рецензию на методическую разработку
    можно здесь

    Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

    Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

    Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

    Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

    Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

    Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

    Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

    Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

    • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
    • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
    • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

    Читайте также: