Подобие прямоугольных треугольников 9 класс погорелов конспект урока

Обновлено: 03.07.2024


Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска; карточки для проведения самостоятельной работы; презентация для урока.

1. Организационный момент:

а) приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку;

2. Проверка домашнего задания, повторение, актуализация знаний учащихся.

а.) Один учащийся на доске оформляют решение домашней задачи № 35(2), затем проводится обсуждение решения. (учитель заранее готовит решение задач на закрытой доске)

б.) Пока учащийся готовятся у доски, несколько учащихся со слабой подготовкой выполняют задания на карточках.

в.) Остальные учащиеся работают фронтально, отвечая на вопросы учителя и работая по готовым чертежам.

Вопросы к устному опросу:

1)Найдите подобные фигуры на чертеже? Слайд 4

2) Какие фигуры всегда подобны? Слайд 5

3) Дайте определение подобных треугольников. Слайд 6

4) Сформулируйте теорему, выражающую первый признак подобия треугольников. Слайд 7

5) Сформулируйте теорему, выражающую второй признак подобия треугольников. Слайд 8

6) Сформулируйте теорему, выражающую третий признак подобия треугольников. Слайд 9

7) Какой отрезок называют средней линией треугольника? Слайд 10

8) Сформулируйте теорему о средней линии треугольника. Слайд 10

3. Решите задачи на чертежах устно

Задача 1. Слайд 11

Определите, подобны ли треугольники АОС и ВОD. Найдите угол А.

Задача 2. Слайд 12

Определите, подобны ли треугольники АВС и МВН. Вычислите АМ.

Задача 3. Слайд 13

Определите подобны ли треугольники МВN и СВА

Задача 4. Слайд 14

На рисунке угол 1 равен углу 2, АD=4, АС = 9. Определите подобны ли треугольники АВD и СВА. Найдите АВ,

Проверить решение домашней задачи по записям учащегося на доске, обсудить решение. Ответить на вопросы учащихся.

Физминутка Слайд 15 -20

4. Самостоятельное решение задач . Слайд 21

Класс разбить на 3 группы по уровням. (1 – слабые учащиеся, 2 – средние учащиеся, 3 – сильные учащиеся) Каждая группа решает по одной задаче. Учитель по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Подобны ли треугольники ABC и А 1 В 1 С 1 , если известно, что:

1. АВ = 10 см; ВС = 5 см; АС = 7 см; А 1 В 1 = 2 м; В 1 С 1 = 1 м; А 1 С 1 =1,4 м.

2. ∠ A = 37°, ∠ B = 48°, ∠ C1 = 95°, ∠ В1 = 48°?

1. Продолжения боковых сторон трапеции ABCD пересекаются в точке О. Найдите ВО, если AD = 5 см, ВС = 2 см, АО = 25 см.

2. Прямая, параллельная стороне АС треугольника ABC, пересекает стороны АВ и ВС соответственно в точках М и Н.

Найдите АС, если MB = 14 см, АВ = 16 см, МН = 28 см.

  1. Основания трапеции равны 9 и 6 см, а высота равна 10 см. Найдите разность расстояний от точки пересечения диагоналей трапеции до ее оснований.

Дано АD ВС, СЕ АВ. Доказать: АDB CBE.

Обсудить решение задач

Еще раз повторить признаки подобия треугольников, следствия из теорем, заострить внимание на выводах, сделанных при решении задач. Оценить работу учащихся на уроке

Домашнее задание: повторить п.103 - 106, карточки вариант А1, А2. Слайд 22

1. Проверка домашней работы.
Задачи № 35(2) и 18 два учащихся решают на доске.

Дополнительные вопросы ученику:

1) Какие треугольники называются подобными?

2) Прочитать тот признак подобия треугольников, который был применен в задаче.

3) Дать определение среднего геометрического двух чисел.

Пока ученики готовятся к ответу, класс работает с учителем.

Cy3.jpg

1) Решить задачи устно по готовым рисункам. Закончить начатую запись и прочитать соответствующий признак подобия треугольников:

2) Найти средние пропорциональные чисел a и b, если:
а) a = 1; b = 25
б) a = 2; b = 3
в) a = 9; b = 16.
Замечание: прежде чем назвать ответ, ученик должен дать определение среднего пропорционального двух чисел.
Дополнительные вопросы:
1) По какому признаку подобны все равносторонние треугольники?
2) Когда будут подобны равнобедренные треугольники?

2. Изучение нового материала.

Учитель держит в руке модель прямоугольного треугольника.
Вопросы к классу:

  1. Что у меня в руке? (прямоугольный треугольник).
  2. Как называются стороны этого треугольника? (гипотенуза и катеты).


Учитель держит в руках модели двух прямоугольных треугольников.
Вопросы к классу:

  1. Что у меня в руках? (прямоугольные треугольники).
  2. Каким свойством обладают все прямоугольные треугольники? (у них один угол прямой).
  3. А теперь хорошо подумали и ответили на вопрос, чего не хватает прямоугольным треугольникам для их подобия? (равенства одного из острых углов).
  4. Тогда по какому признаку они будут подобны? (по двум углам).

Cy4.jpg

3. Закрепление изученного материала
По рисункам, заранее заготовленным на доске закончить предложение:

Cy5.jpg

4. Изучение нового материала.
Учитель вызывает ученика к доске. Класс работает вместе с ним.
Учитель – ученику:

Cy6.jpg

5. Закрепление изученного материала.
На доске заранее заготовлена задача.
К доске с учебником выходит ученик. Он анализирует данные задачи, читает соответствующее правило и решает задачу.

6. Итог урока. Домашнее задание.

Домашнее задание поможет вам закрепить этот материал.
Учить – страница 151.
Решать №39(1) №40
Повторить теорему Пифагора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Какие треугольники называются подобными? (Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого).

- Определите сходственные стороны подобных треугольников, назовите их(3 слайд)

- Что такое коэффициент подобия? (число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия).

- Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников?(Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия).

- Цель нашего урока предполагает решения задач на применение признаков подобия, нам необходимо знать эти признаки.

- Сколько признаков подобия существует? Вспомним и назовем все три признака (ответы детей).

- Это те теоретические знания, которые нам сегодня пригодятся при решении задач.

Тема урока: Глава2 Признаки подобия треугольников, подобие прямоугольных треугольников.

Оценка: на уроке оценивают результаты своей работы, проводят коррекцию знаний

Синтез: развивают навыки решения задач на использование признаков подобия треугольников, прямоугольных треугольников

Анализ: доказывают признаки подобия треугольников, работают с чертежами.

Применение: используют признаки подобия треугольников в решении задач, выполняют чертежи

Понимание: обсуждают доказательство признаков подобия треугольников и их следствия

Знание: называют признаки подобия треугольников

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная:

Продолжать формирование признаков подобия треугольников, подобия прямоугольных треугольников, научить доказывать, работать с чертежами.

Развивающая: развитие способности выражать мысли, познавательных способностей, логического мышления, развитие умений рассуждать, проводить доказательство теорем.

Воспитательная: способствовать выявлению, раскрытию способностей учащихся, побуждать их к применению полученных знаний, воспитывать учащихся к проявлению инициативы, к продуктивному мышлению

Результаты обучения:

Учащиеся знают: признаки подобия треугольников

Учащиеся умеют: решать задачи на применение признаков подобия треугольников, выполнять чертежи

Тип урока: совершенствование знаний

Форма проведения урока: беседа

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

Методы воспитания: Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые

Основные понятия темы:

Задание на дом: № 346-347(1), гл.2 § 5

Оборудование, ресурсы, наглядные пособия:

учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал

Учитель: Шуринова Е.К.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению

Проверка подготовленности к уроку

Организация внимания школьников

Ознакомление с планом проведения урока

Проверка домашнего задания.

Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Выявление степени усвоения заданного учебного материала

Ликвидация обнаруженных недостатков.

3 учащихся у доски: доказательство теорем 1-3

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Какие треугольники называются подобными? (Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого).

- Определите сходственные стороны подобных треугольников, назовите их(3 слайд)

- Что такое коэффициент подобия? (число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия).

- Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников?(Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия).

- Цель нашего урока предполагает решения задач на применение признаков подобия, нам необходимо знать эти признаки.

- Сколько признаков подобия существует? Вспомним и назовем все три признака (ответы детей).

- Это те теоретические знания, которые нам сегодня пригодятся при решении задач.

Актуализация знаний и умений

Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.

Актуализация знаний и умений.



Применение знаний на практике.

Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы при выполнении практических заданий.

№ 345 -347 работа по учебнику


Дан четырехугольник, по рисунку необходимо сформулировать задачу. Найти: BAD.

- Назовите, что дано. Что требуется найти.

- Начертите рисунок в тетрадь и запишите, что дано, что требуется найти.


Дано: ABCD – четырехугольник,

АС – диагональ,


ВС = 10, СD = 15, AD = 21, AC = 14, АВ = ,

В = 80º, D = 55º.


Найти: BAD.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Поиск решения задачи:


- Что нам надо найти? BAD

- Что достаточно знать, чтобы

найти этот угол? ВАС САD

- Откуда мы найдем эти углы? ∆ АВС ∆ ACD

- Если в треугольнике мы знаем один угол, что поможет нам найти другие углы? Для чего даны стороны? (устанавливаем отношение между сторонами, покажем, что треугольники подобны)



- Чему равен коэффициент подобия?

- Что из этого следует? ∆ АВС подобен ∆ ACD

- По какому признаку? (по 3 признаку)

- Что следует из подобия? равенство углов

- Какие углы сможем найти? ВАС САD


- А зная их, найдем… BAD

- План решения понятен? Повторите.

План решения задачи:

- устанавливаем подобие треугольниковАВС и ∆ ACD;

- доказательство подобия, через соотношение сторон;

- устанавливаем равенство соответствующих углов в подобных треугольниках;

- по свойству суммы углов треугольника находим углы ВАС и САD;


- находим угол BAD.

Контроль знаний.

Задачи: установить качество усвоения учащимися знаний, определить недостатки в знаниях и их причины


Коррекция знаний.

Задачи: скорректировать выявленные проблемы

Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков

Повторное разъяснение учителя.

Подведение итогов. Рефлексия.

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, дать оценку работе отдельных учащихся и всего класса

Мобилизация учащихся на рефлексию.

Листок рефлексии

В занятии для меня было:

самым полезным ___________________________________________________________

самым приятным ___________________________________________________________

самым интересным ______________________________________________ ___________

Я бы хотел еще узнать _______________________________________________________

Урок геометрии в 9 классе на тему:

Цели: сформулировать признак подобия прямоугольных треугольников, свойство катетов, высоты и биссектрисы прямоугольного треугольника.

Оборудование: дидактический материал, рисунки, чертежные приборы.

1. Организационный момент

2. Анализ практической работы

Рассматриваются задача на определение высоты предмета.

Вопросы: - Какие треугольники рассматриваются в этом случае?

-Какой признак подобия треугольников используется в этом случае? Нужно ли измерять углы? Сколько углов надо измерить?

- Сформулируйте признак подобия прямоугольных треугольников и обоснуйте его.

3. Изучение нового материала

Если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники подобны.

Соотношения в прямоугольном треугольнике:

Ø Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между гипотенузой и проекцией этого катета на гипотенузу.

Ð В - общий, Ð САВ = Ð ВС D , то D АВС = D ВС D , тогда АВ/ВС = ВС/ D В,

ВС^2=АВ* D В . ВС= Ö АВ* D В

Ø Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между проекциями катетов на гипотенузу.

D АВС ~ D D ВС, D АВС ~ D АС D , тогда D D ВС ~ D АС D , D В/С D = CD /А D

CD^2 = DB*AD . CD= Ö D В *AD

Эти свойства учащиеся доказывают самостоятельно с последующей проверкой.

Формулируется свойство биссектрисы угла треугольника:

Ø Биссектриса треугольника делит противоположные стороны на отрезки, пропорциональные двум другим отрезкам.

AF ^ CD, BE ^ CD , D АС F ~ D В E С , т . К .

Ð F = Ð E = 90 ° . Ð ACF = Ð BCE ( CD - биссектриса), AF / BE = AD / DB , а по условию АС/ВС = AD / DB . Следовательно, АС/ ВС= AD / D В

4. Закрепление изученного материала

Решение задач № 39, 40, 41, 42, 43 самостоятельно. Задача № 42 ( ключевая, решается коллективно).

Докажите, что высоты подобных треугольников относятся как соответственные стороны.

5. Подведение итогов урока

- где понадобятся знания об изученных свойствах прямоугольного треугольника?

6. Домашнее задание

Повторить п. 100-106, вопросы 1-12, задачи № 44, 45 ( по желанию - № 46, 47)

Читайте также: