Конспект лекций по истории казахстана

Обновлено: 06.07.2024

Республика Казахстан находится в центре Евразии, и является одновременно европейско-азиатским государством. Большая часть страны расположена в Азии, а меньшая – в Европе. Такое географическое расположение повлияло на историю, формирование государственности и развитие Казахстана. Его территория уже в эпоху палеолита стала местом расселения первых людей. Сейчас через республику проходят важные торговые, экономические пути и маршруты, что позволяет связать Казахстан, как с европейскими, так и азиатскими государствами. Такой синтез прослеживается в течение всей казахской истории, которая очень насыщенная, динамичная, наполненная яркими событиями.

Периодизация истории Казахстана

  • Древний этап развития.
  • Первое казахское государство.
  • Казахстан в средние века.
  • Новое время.
  • Присоединение к России в 18 в.
  • Советский период.
  • Независимость.

Первобытная история

Миллион лет назад на территории современного Казахстана появились первые люди, которые заселили урочище Каратау. Это были собиратели, которые в течение палеолита осваивали соседние территории. На смену каменному веку пришли мезолит и неолит, оставившие следы пребывания людей в Казахстане. Эта часть Евразии стала одним из центров формирования кочевых цивилизаций. Древние племена приручили и освоили коня, научились делать изделия из камня, кости, металлов.

Археологи находят следы проживания в Казахстане племен, которые занимались разведением животных, земледелием, воевали с соседними племенами. В бронзовый век люди, заселявшие казахские степи, освоили боевую колесницу, которую можно найти на многочисленных наскальных рисунках. Их делали люди в святилищах и храмах, размещая колесницу рядом с пляшущими людьми, богами, верблюдами, быками. Это говорит о том, что этот транспорт имел особое значение в обществе древних казахов.

Представителей знати, в том числе воинов, племена хоронили в огромных курганах. К самым известным относятся:

  • Некрополь Бегазы.
  • Некрополь Дандыбай.
  • Некрополь Тагискент.

В период бронзы уже изготавливались кинжалы, оружие, ножи, украшения, а также осваивались древние медные рудники. Большинство из них используются до этих пор. Именно в периоды бронзы и меди стали появляться большие города, поселения, которые защищали рвы. За мощными стенами жили воины, жрецы, ремесленники и знать.

Век железа

Его связывают, в первую очередь, с племенами скифов, которых греческие историки и философы называли скифами. Но в Азии, в том числе Персии и Китае, их звали саками и сэ. Эти племена были кочевыми скотоводами, прекрасно владели луком и стрелами. Они создали в Казахстане первое государственное объединение, возникшее в степях в 6 в. до нашей эры. Просуществовало оно три столетия, и распалось в 3 в. до н.э. Столицей был город Семиречье, что на юго-востоке современного Казахстана.

Саки были развитой цивилизацией, о чем свидетельствует наличие собственной мифологии, искусства, письменности. Изготавливали скифы-саки уникальные украшения из бронзы и золота, которые теперь экспонируются в музеях мира. Управляли саками цари, которые одновременно были и жрецами.

В 1 тыс. до нашей эры Казахстан, как и другие регионы Евразии, попали под влияние тюрков, которые вызвали изменение этнической ситуации.

Археологи установили, что казахские степи и долины стали местом постоянных междоусобных войн. В результате чего, началось расселение тюрков по Европе и Азии:

  • В Восточную Европу переселялись печенеги, половцы, огузы, черные клобуки.
  • В юго-восточные регионы Центральной Азии – карлуки, узбеки, туркмены, кыпчаки, тюргеши и др.
  • На Кавказ и Малую Азию мигрировали сельджуки и туркмены.

Период раннего средневековья

Казахстан располагался в центре миграционных процессов, которые в 5-7 вв. протекали в Европе и Азии. Поэтому неудивительно, что тут в период с 6 по 13 вв. постоянно возникали нестойкие государственные объединения. В частности, каганаты карлуков и тюргешов, протогосударства кимеков, кыпчаков, огузов.

В 13 в. в казахские степи пришли монголы. Они основали тут два улуса – Джучи и Джагатай, на основании которых потом сформировались такие государственные образования, как Моголистан, Ак-Орда, Казахское ханство. Общими чертами первых государств были:

  • Смешанный характер экономического развития.
  • Одновременное развитие скотоводства и земледелия.
  • Сосуществование населений в степи и городов.
  • Активное развитие торговли. Многие города располагались вдоль Великого Шелкового пути. Через него казахи вели торговлю со странами Западной Европы, Киевской Русью, Сельджукским каганатом, Японией, Кореей, Китаем, Ираном, Константинополем.

В 14-15 вв. закончились процессы формирования казахов, как отдельного народа.

Государство казахов

В начале 16 в. в степях современного Казахстана возникло первое государство казахов. Это произошло во время правления хана Касыма. В дальнейшем его преемники стали расширять границы государства – формировались жузы в Центральном, Западном Казахстане, в Семиречье. Этими объединениями управляли кланы, возглавляемые ханами. Правили они самостоятельно, но видимость единства Казахского государства постоянно поддерживалось. Но периоды спокойствия в стране уступали длительным междоусобным войнам за власть, территории, богатства.

Такое скачкообразное развитие – от спада к подъему – было характерно для большинства государств того времени, которые существовали в Европе и Азии. Когда наступали периоды относительной стабильности, правители Казахстана делали все возможное, чтобы укреплять границы государства, проводить реформы. Например, во второй половине 16 в. были кодифицированы нормы обычного права, определено государственное устройство ханства.

Тем не менее, удержать Казахстан от распада было сложно, поскольку не был сформирован единый торговый рынок, единая экономическая и политическая система. Этим пользовались внешние враги, например, монголы. Их представители заключали отдельные сепаратные союзы с казахскими ханами.

Самые частые нападки на ханство осуществлялись со стороны монгол-джунгар, которые проживали на территории между Алтаем и горой Тянь-Шань. Джунгары активизировали походы против казахов в начале 18 в., что вызвало массовые миграции населения из жузов, ухудшило внутреннее положение в середине Казахского ханства. Годами великого бедствия назван период в истории Казахстана, который начался в 1723 году и закончился в 1727 г. Это был пик борьбы казахов против джунгаров. Правители отдельных жузов предпринимали попытки объединиться, чтобы защитить страну от монгольского нашествия, но ситуация постоянно ухудшалась. В это время один из правителей казахов – хан Абулхаир, управлявший Младшим жузом, пошел на присоединение к Российской империи. Против этого решения выступали некоторые местные ханы, но в 1731 г. Младший жуз стал частью России.

Таким образом, на начало 1730-х гг. территория Казахстана оказалась разделенной на три части:

  • Младший жуз управлялся Россией.
  • Средний жуз оставался независимым, но отбивал нападения монголов.
  • Старший жуз уж покорили джунгары.

Теперь казахов от нападок монголов защищали российские войска. Постепенно власть России в казахских степях усиливалась и расширялась.

В 1770-х – 1780-х гг. стали вводится в жузах русские законы, традиции управления. В конце 1780-х гг. казахам разрешили расселяться дальше Урала и заселять регионы Заволжья. В начале 19 в. здесь была образована Букеевская орда.

В составе России: потеря самостоятельности

Остальные регионы Казахского государства были включены в состав Российской империи в течение 1820-х – 1840-х гг. Этому способствовали внутренние противоречия между жузами и ханами, а также проигрыш Британии борьбы за владение Средней Азией. В результате чего, Старший, а затем и Средний жузы были присоединены к России. Если казахские ханства сначала обладали относительной автономией и самостоятельностью во внутренних делах, то потом эти права были ликвидированы. Причиной этого была политика лавирования отдельных казахских ханов между Китаем и Россией. Так правители жузов стремились найти оптимальный вариант развития, старались сохранить феодальную государственность казахов и вести собственную независимую внешнюю и внутреннюю политику.

Нахождение Казахстана в составе России имело следующие последствия для истории казахов и дальнейшего развития их государственных традиций:

  • Территории казахских жузов были поделены на отдельные области, без учета этнических границ.
  • Изменилось количественное соотношение оседлого и кочевого населения, проживающего в степях.
  • Стали возникать новые формы экономической и хозяйственной деятельности. В частности. Стали активно развиваться регионы, которые занимались оседлым скотоводством и оседлым земледелием.
  • Усилилась дифференциация общества, что вызвало отход большого количества казахов от ведения сельского хозяйства, и переход к промышленному производству. На фабрики и заводы устраивались работать, в основном, обедневшие крестьяне.
  • Изменился полностью характер торговли, которая стала теперь проходить в формах ярмарок. В торговлю стали проникать элементы ростовщичества и частного ведения хозяйства.
  • По территории Казахстана строились железные дороги, что способствовало развитию транзитной торговли, и установлению связей с другими регионами империи.

Казахстан в 20 в.: от Советского Союза до независимости

В начале 1900-х гг. Казахстан был поделен на несколько областей:

  • Акмолинскую.
  • Семиреченскую.
  • Сырдарьинскую.
  • Уральскую.
  • Семипалатинскую.
  • Тургайскую.
  • Мангышлак-Закаспийскую.

Отдельно существовала Букеевская орда, которую включили в состав Астраханской губернии.

Ликвидация монархии, установление советской власти, образование Советского Союза отразилось на Казахстане, как и на других республиках, вошедшие в состав СССР. Указанные выше регионы были объединены в составе Киргизской автономной республики, что произошло в 1920 г. Спустя несколько лет название республики было изменено на Казахскую, которая в административном отношении делилась на несколько областей – Акмолинскую, Тургайскую, Семипалатинскую, Уральскую, Букеевскую, Сырдарьинскую, Жетысуйскую, одну губернию – Оренбургскую, одного автономного объединения – Каракалпакской.

Столицей новой республики стал город Кызыл Орда, который сейчас называется Алма-Аты. В середине 1930-х гг. автономная республика стала полноправной Казахской ССР в составе Советского Союза.

Одновременно с процессами административного деления проводилась активная индустриализация республики. В результате чего, Казахстан быстро превратился в крупный центр промышленности Советского Союза.

Во Второй мировой войне в Казахстан были эвакуированы предприятия практически со всего СССР, которые отвечали за снабжение продукцией оборонную и техническую промышленность Союза.

В середине 1950-х гг. в Казахстане стали развивать новую отрасль – космическую, благодаря чему тут был построен военный полигон Байконур. С него в 1961 г. был осуществлен запуск первого корабля с Ю. Гагариным на борту. С полигона и сейчас запускают ракеты и спутники. Сейчас Байконур до 2050 г. взят в аренду Российской Федерацией.

В другом городе Казахстана – Семипалатинске – построили другой полигон, на котором испытывали ядерное и атомное оружие.

Во второй половине 20 в. осваивались и казахские степи, которые передавались на нужды сельского хозяйства. Это позволило республике занять ведущие позиции на мировом рынке поставок зерновых культур. И этот статус сохраняется за Казахстаном и сегодня.

Конец 20 в. – начало 21 в.

Как и многие республики после распада Советского Союза, Казахстан стал суверенным. Самостоятельность государство провозгласило в декабре 1991 г., за этим последовал период международного признания со стороны стран Европы, Азии, Соединенных Штатов.

В течение 1990-х гг. в Казахстане происходили важные изменения. Во-первых, страна стала членом многочисленных международных, европейских, региональных организаций, структур и объединений. Во-вторых, была введена валюта – тенге. В-третьих, принята конституция, перенесена столица в город Астану, проведена перепись населения. В-четвертых, ликвидирован Семипалатинский полигон.

В 21 в. Казахстан входил, как республика, которая находилась на стадии реформирования и постоянных изменений, налаживания контактов с соседними государствами. Руководство страны поддерживает развитие истории и национальной культуры казахов, возрождение древних традиций. В 2017-2018 г. президент страны принял решение о переводе казахского алфавита на латинский. Введение латиницы будет постепенным и затронет все сферы общественной и политической жизни страны. Современная внешняя политика республики направлена на расширение региональных связей, сотрудничество с Россией, Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, членами СНГ.

История Казахстана: Курс лекций. К.С. Каражан

Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета КазНУ им. Аль-Фараби с привлечением новых источников в соответствии с требованиями кредитной технологии обучения, охватывает период с древнейших времен до наших дней. Авторский коллектив переосмысливает исторический опыт Казахстана с древнейших времен до сегодняшнего дня, насыщенные драматическими, трагическими и великими событиями. Материал изложен в проблемном ключе, ориентирован на объективность явлений прошлого и настоящего Казахстана. Предназначен студентам высших учебных заведений, средних учебных заведений и для старшеклассников общеобразовательных школ.
Содержание: Введение. Казахстан в древности. Родоплеменные союзы и ранние государственные объединения в Казахстане. Казахстан в средневековье (VI—XII вв.). Казахстан в монгольскую эпоху (начало XIII — первая половина XV вв.). Образование Казахского ханства. Социально-экономические и политические отношения в Казахстане в XVII — начале XVIII вв. Принятие подданства Российской империи правителями Младшего и Среднего жузов. Утрата Казахстаном государственной независимости. Восстания и войны за национальное освобождение. Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX в. Казахстан в начале XX в. Казахстан в период октябрьского переворота. Установление Советской власти и гражданская война (1917—1920 гг.). Казахстан в условиях становления и укрепления тоталитарного режима (1921—1939 гг.). Казахстан в годы второй мировой и Великой Отечественной войн (1939—1945 гг.). Казахстан в послевоенные годы (1946—1970 гг.). Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь Казахстана (1970—1991 гг.). Социально-экономическое и политическое развитие Республики Казахстана.

Обучаясь в высших учебных заведениях, студенты получают зна ния по выбранной специальности. Однако ограничиваться рамками лишь профессиональной подготовки недостаточно для человека, имеющего высшее образование. После окончания вуза молодой че ловек вступает в самостоятельную жизнь, где уже не будет рядом педагогов, наставников, помогающих разобраться в некоторых не предвиденных ситуациях. И здесь ему придут на помощь умения и навыки, полученные в стенах вуза, которые он должен реализовать. Знать историю, изучающую социально-экономическую, обществ енно-политическую, культурную жизнь общества во всех его про явлениях и аспектах необходимо математику, географу, химику, филологу и другим специалистам. Предметом исследования историков всегда являются конкретные события и явления. Прошлое казах ского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан,— это органическая связь с мировой историей.

Цель авторов данного курса лекций — способствовать более углу бленному изучению отечественной истории, способствовать форми рованию у студентов научного подхода к истории Казахстана, пока зать реальное развитие исторического процесса во всей его противо речивости и целостности.


Сформировать историческое сознание и мышление у студентов, подготовить их к

активному участию в решении задач, стоящих перед Реc публикой Казахстан .

•Сформировать умения осмыслит ь страницы истории, н еоднозначно оцениваемые в

•Создать объемное, вы ходящего за рамки узко-национального, в идение истории,

приобщить студентов к глобальной сокровищнице исторического знания

•Овладеть навыками научно-исследовательской работы, а также методами

•Научить творчески мыслить, грамотно излагать исторический материал, работать с

• Студент должен полностью освоить курс истории Казахстана.

• Студент должен уметь работать с первоисточниками по истории Казахстана

• Необходимо выработат ь умение объективно подходить к толкованию исторических

фактов различными научными школами и выявлять рациональное зерно в оценке явлений

2 Древние государства на территории Казахстана в 8 веке до


5 Казахстан во второй половине 15 – начале 18 века 2

7 Национально-освободительное движение в Казахстане 2

9 Казахстан в период гражданского противостояния 2

10 Казахстан в период становления тоталитарной системы (20-30гг.) 2

11 Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг. ) 2

14 Казахстан в условиях реформирования и обновления общества

Цель – представить научную картин у происхождения человека, в озникн овения и развития

человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные

1. Общая характеристика и периодизация доисторического периода

2. Каменный век на территории Казахстана: периодизация, особенности, памятники

4. Экономика и социальная организация доисторического периода

социальная организация, неолитическая революция, андроновская культура, бегазы-

дандыбаевская культура, социогенез, техногенез, антропогенез.

Историческая наука представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных

наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом. В

является описанием событий прошлого. Соответственно, предметом истории Казахстана

является процесс происхождения и развития человеческого общества на территории

Описание прошлого возможно на основе каких-либо источников . Под источниками

понимаются те или иные памятн ики ост авшиеся от прошлых эпох. Они бывают

вещественными (предметы материальной культуры), этнографическими (традиции,

обычаи и т.п), лингвистическими, устными (фольклор) и письменными.

Одной из сложных проблем истории является вопрос о происхождении человека и

его древнейших этапов развития. Наука утверждает, что уже более двух миллионов лет

назад появился предок человека. Не менее сложной представляется выявления прародины

Для обозначения периода человеческой истори и до возникновения письменности в

получил широкое распространение. Поэтому можно сказать, что доистория – часть

Периодизация доисторического периода представляет сложную и еще не решенную

до конца научную проблему. Это относится как к общей (исторической), так и к

специальным периодизациям – археологической, антропологической и др.

В 1870г. американским этнологом Л ьюс Морганом, в его труде «Древнее

Используя установившееся членение в XYIIIв. исторического процесса на эпохи дикости ,

варварства и цивилизации , он разделил эпоху дикости на три ступени: низшую

(начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения

рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была

представлена эпоха варварства . Переход к н изшей ступен и варварства знаменуется

распространением гончарства, к средней – освоением земледелия и скотоводство ,

высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается

Ф.Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определил эпоху дикости , как время

присваивающего , а эпоху варварства , как время производящего хозяйства.

Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее в ажным является

археологическая. Итак, историю человеческого общества археологи делят на эпохи,

условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись из камня (галька,

кремень); бронзовый ( использовали сплав олово и меди, а так же и другие полиметаллы),

Для создания более полной научной картины прошлого, доисторический период

развития человечества следует рассматривать по трем линиям: антропогенез – процесс

возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс

развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к

прогрессу материальной культуры; социогенез- процесс развития человеческого общества

от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в

совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.

2. Древний каменный в ек – время становления человека, его мышления,

В исторической науке принята следующая периодизация каменного века:

 Палеолит (древнекаменный) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа:

олдувай, ашель, мустье) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.

 Следы первого человека – “ хомо эректуса” (человека прямоходящего) на

территории Казахстан а обнаружены археологами в ашельский период. Они представлены

древними орудиями, к их числу относятся массивные кремневые отщепы, рубила разных

форм (бифасы, унифасы), нуклеусы, скребла и т.д. Одним из мест, благоприятных для

расселения древних насельников на территории Казахстана, был район горного хребта

Каратау. В горных пещерах Каратау, в Сев ерном Прибалхашье обнаружены стоянки с

грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган,

Таким образом, можно выделить две зоны пал еолитических культур:

Южный Казахстан и Сары-Арка. Эти зоны различаются техникой обработки камня

О пребывании человека в эпоху палеолита свидетельствуют так же

кремневые скребки, скребла и другие изделия, найденные в Восточ ном Казахстане.

С эпохи позднего палеолита связывают появление человека современного вида ( хомо

сапиенса ). В этот период появляется третья зона культуры – Восточный Казахстан

(стоянки Козыбай, Новоникольское, Канай, Шульбинка и др.), органически

связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Орудия труда более совершенствуются,

появляются ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы.

Увеличивается количество орудий из кости – рыболовные крючки, гарпуны, иголки

Переход к мезолиту ознаменован изменениями в климате, связанное с

отступлением ледников. Специфическими признаками мезолита можно считать - широкое

употребление лука и стрел (вследст вие распространения инди видуального способа

охоты), распространение вкладышевой техники в изготовлении орудий труда (появление

микролитической технологии обработки камня), возрастание подвижности населения.

Неолит – время расцвета каменной индустрии, развития гончарного искусства,

горного дела. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление,

сверление, шлифование. Стали лепить посуду из глины, обжигать ее.

Неолитической революцией – называется процесс перехода от потребляющего

хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию.

В эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп

памятников, возможно, соот ветствующих племенным образованиям. В Южном

Казахстане была распространена кельтеминарская культура, в северном Казахстане –

атбасарская и маханджарская , в Западном Казахстане неолит представлен стоянками

Энеолит- время перехода к производящим ф ормам хозяйства, в частности к

скотоводству. В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры

3. С эпохи бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.) начинается древняя история Казахстана.

Условно ее можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это

время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства,

двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо - земледельческое

хозяйство и высокоразвитая д ревняя металлургия . В этн ическом и культ урном

отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах

ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха

поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность,

протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии.

Важными ее центрами были части центральног о, восточного и северного Казахстана. На

западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура .

На юге андрон овская культ ура соседствовала с родственной е й тазабагьябской в

Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность

включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики.

Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической

посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. М ежду тем,

общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий

от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные

печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

П роисхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее

сложным является вопрос об определении э тниче ской принадлежности населения.

Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят

андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и ф илологиче ской

науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности

андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты,

Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, он омастики, археологических

материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков

появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских

племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без

У андроновцев было скотоводческо- земледельческое хозяйство. Жилищами у них

были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено,

что ж или они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями –

стенами с деревянными частоколами и рвами , башнями. Аркаим – считают протогородом

той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у

андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли,

ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане

появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные

академиком А .Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила

название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в

Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется

бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные

погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый

погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне

возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом,

Первую форму организации общества называют «первобы тным человеческим

из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого

социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При

этом основой для укре пления социальных связей были ст ихийно возникшие узы

естественного, кровного родства. О дной из отличительных черт родов ой общины является

– экзог амия, т. е за прет на брачные отношения внут ри общины. Первой формой

упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община –

материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей,

сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Н аибольшим авторитетом

пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее

развитие. М ужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами

домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и

общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают

такие формы родовой организации как племена или объединение племен . Племена

состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и

однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, террит орию, диалект, культурно-

Пособие является сжатым изложением школьного курса. Оно основано на учебниках нового поколения. Материал упрощен, внесены некоторые дополнения. Поскольку тестовые вопросы подразумевают дословное знание текста учебников, в большинстве случаев сохранены оригинальные формулировки. Термины, имена, даты, факты на которые следует обратить особое внимание, выделены. Переработка велась на основе тестовых вопросов за 2007-2008 годы.

Казахстан на рубеже веков
Культура
Культура кочевников раннего железного века
Оседлая и полукочевая культура в VI-IX веках
Взаимодействие полукочевой и оседлой культур
Архитектура и искусство (VI-IX вв.)
Духовная культура тюрков
Культура Казахстана во второй половине IX — начале XIII веков
Развитие городской культуры
Архитектура и строительство
Религия
Развитие науки и образования
Культура Казахстана в XIV-XV веках
Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половины XV веков
Архитектура Казахстана в XIV-XV веках
Культура Казахстана в XVI-XVII веках
Творческие традиции
Исторические труды XVI-XVII веков
Культура Казахстана в XVIII в
Изучение Казахстана российскими учеными
Казахская литература и культура Казахстана в первой половине XIX в
Ссыльные революционеры в Казахстане
Изучение Казахстана российскими учеными
Развитие просвещения
Казахская литература и культура первой половины XIX в
Культура Казахстана во второй половине XIX в
Деятели российского освободительного движения в Казахстане
Русская демократическая культура
Народное образование
Положение мусульманского просвещения в Казахстане
Шокан Уалиханов
Ыбырай Алтынсарыулы
Абай Кунанбайулы
Искусство и музыкальная культура
Культура Казахстана в начале XX в
Культура Казахстана в 20-40-е годы
Ликвидация неграмотности
Народное образование
Высшее и среднее специальное образование
Литература
Становление казахского советского искусства
Наука и культура в годы войны
Развитие культуры в 40-60-е годы
Развитие науки
Художественная литература
Искусство
Развитие культуры в 60-80-е годы
Народное образование
Наука
Литература
Искусство
Культурное строительство в годы независимости
Формирование исторического сознания
Изменения в духовной сфере
Трудности в развитии науки и культуры
Реформы образования
Всемирный Курылтай казахов

Читайте также: