Звуки л ль конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка.
Мы не лошадки, хотя на нас
Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

- Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

Дети перестраиваются в круг.

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла,
Было в лодке два весла.
А на веслах лягушата,
Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри.
Может это галочка -
Состоит из палочек.
Уголок — вот точный вид,
Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

4. Работа с лабиринтом

(на листах бумаги)

Раскрась части мозаики с буквой Л. Что получилось?

III. Итог занятия.

- Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали?

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н.-Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи, Пособие для логопедов, дефектологов м воспитателей- М.: Мозаика-Синтез, 2005

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, — М.,

4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

отгадывать загадки, учить правильно употреблять предлоги в речи, учить находить родственные слова.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, звукобуквенный анализ, умение управлять своим голосом, развивать навыки чтения, словообразования, связную речь.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать сочувствие, доброжелательность, отзывчивость, умение управлять собой, дисциплинированность.

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. момент. Посчитайте сколько звуков в слове. Поднимите карточку с нужной цифрой.

Лужа, ласка, шалун, лопата. Какой звук есть во всех словах? (звук Л) Правильно. Мы продолжаем изучать звуки Л, Ль и букву Л.

1. Дети встают возле стульчиков.

Как гудит пароход? (ЛЛЛЛЛЛ)

Пароход плывет вдалеке от нас, то приближается, то отдаляется от нас. Значит звук будет то громче, то тише. По горам поднимаемся и опускаемся, следите за голосом, чтобы он звучал то ниже, то выше.

Пила, резинка- дети произносят звук Л, как будто пилят, растягивают ЛЛЛ как будто тянут резинку, а затем резко опускают ее.

2. Давайте расскажем про звук Л. Какой это звук – согласный или гласный, почему? Что мешает воздуху проходить через рот? Какой он звонкий или глухой? Каким может быть звук – твердым и мягким. Произнесите его мягко, твердо.

3. Слушаем меня очень внимательно. Логопед просит отгадать, кто пришел к нам в гости.

Пушистый хвост –краса.

Кто же это –? (Лиса)

Я с хвостиком и с шерсткой гладкой.

Звонко цокают копытца.

Если хочешь прокатиться,

На лужок пойдем гулять.

Буду я тебя катать.

Логопед предварительно спрятала игрушки.

- Кто нашел лошадку и лисичку? Поищите глазками. Где стоит Лиса, Лошадь. (Лошадь стоит под столом, лисичка сидит на стуле Ребята, они не просто пришли к вам в гости. Лиса и Лошадь учатся в волшебной школе для зверей. Им учитель задал задание. Но сами они никак не могут справится. Они просят вас помочь. Лисичка должна выбрать слова со звуком Л или Ль? (Ль) А Лошадка должна выбрать слова со звуком… Л. Поможем им? Нужно подойти взять картинку, назвать слово и подарить ее или Лошадке или Лисичке

-Мы с вами будем играть в игру. А что это за игра вы догадайтесь сами, отгадав загадку. Кто всегда зимой холодной годит по лесу голодный? (Волк) Я вам буду говорить предложения, вы повторяйте их за мной, но как только услышите слово волк – прячьтесь и сидите тихо-тихо, иначе волк может вас не только увидеть, но и услышать.

На столе лежит ка-лож. Гуляет в лесу пятнистый лень-о. В саду стоит ка-лей. У дедушки есть своя ка-лод. У нас под окном растет пушистая ка-ел.

Логопед выставляет на доску картинки, по мере исправления ошибок, просит запомнить все слова, убирает картинки и просит назвать все картинки.

7. Итог занятия и оценка деятельности детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Составила и провела: Федичкина Н.Н.,

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: Звуки [Л] и [Ль], буква Л

Цель : Познакомить со звуками [Л], [Ль] и буквой Л

коррекционно-образовательные - уточнение артикуляции звуков [ Л] и [ Ль] ; формирование умений различать звуки [ Л] и [ Ль]; сравнение звуков по твердости и мягкости; развитие фонематического слуха и восприятия; выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов; составление характеристики звуков с опорой на символы; определение местонахождения звука в словах; звукобуквенный анализ слов лук, лиса; знакомство с буквой Л; учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;

коррекционно-развивающие - развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;

коррекционно-воспитательные - воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Учитель-логопед читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.

Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

2. Знакомство с новой темой. (Слайд 2)

Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Учитель-логопед: - Дети, я принесла вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?(На экране появляется сундучок).

Учитель-логопед: - Я буду загадывать вам загадки, и если правильно отгадаете, то на экране появятся картинки - отгадки.

На потолке висит,

На нас глядит ( лампочка ).

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (лук)

Сама не ем, а людей кормлю ( ложка).

Учитель-логопед произносит название картинок еще раз.

Учитель-логопед.: - С какого звука начинаются слова?

Дети: - Со звука [Л].

Учитель-логопед: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Л].

Показываем перед зеркалом и объясняем детям артикуляцию звука [Л]:

— губки слегка в улыбке;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Учитель-логопед: - Давайте определим, в каком домике живет этот звук, какой у него маркер?

Учитель-логопед: - Этот звук живет в синем домике. У этого звука маркер – синий прямоугольник с колокольчиком. Колокольчик напоминает нам, что этот звук звонкий.

Учитель-логопед: - А теперь посмотрите на картинки, назовите, что изображено на них. С какого звука начинаются слова?

Дети: - Со звука [Ль].

Учитель-логопед: - Давайте определим, в каком домике живет этот звук, какой у него марекр?

Учитель-логопед: - Этот звук живет в синем домике. У него маркер - зеленый прямоугольник с колокольчиком. Колокольчик напоминает, что этот звук звонкий.

4 . Дифференциация звуков [Л] — [Ль ].

Учитель-логопед: «Возьмем в правую руку синий прямоугольник с колокольчиком (он обозначает твердый звук [Л]), в левую – зеленый (он обозначает мягкий звук [Ль]) «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (синий), если – мягкий звук? (зеленый)

Речевой материал:

Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля…

Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа.

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

6. Определить место звука в слове (Слайд 4)

7. Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

8. Знакомство с буквой Л

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

9. Игры с буквой.

Учитель-логопед: - На что еще похожа буква Л? (ответы детей)

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок; выкладываем из палочек букву Л.

10. Звуковой анализ слов (Слайды 5, 6)

-звуко-слоговой анализ слова - лиса, выкладывание схем из кружков;

-звуко-слоговой анализ слова - лук, выкладывание схем из кружков.

11. Работа над предложением.

Придумать предложение со словом лиса.

Например: Лиса ест сыр. Хитрая лиса ловит мышь.

Учитель-логопед: - Какое первое слово? Второе? Третье?

12. Итог занятия.

Учитель-логопед: - Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали? (Слайды 7,8).

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.

2 ..Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

4 . Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

5 . Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, - М., 2014

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

Ласковый и звучный.

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом - всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Читайте также: